Схема к протоколу осмотра места дтп

Обновлено: 19.04.2024

17.06.2010 | Автор: admin

Схема к протоколу осмотра места ДТП
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД на основании осмотра места ДТП и показаний водителей и очевидцев с использованием измерительных инструментов как можно точнее.
На схеме должны быть указаны место и взаимное расположение транспортных средств и объектов соударения после ДТП и примерное положение до ДТП, траектории их движения, а также зафиксирована окружающая обстановка. Особое внимание должно быть уделено предметам, ограничивающим обзорность дороги для водителя, а также должны быть словесные пояснения о погоде, видимости, состоянии искусственного освещения.
Схема выполняется в масштабе. Все координаты расположения транспортных средств должны быть привязаны к неподвижным предметам (дорожным сооружениям, дереву и т.п.)

На схеме указывают размеры:
— один размер параллельно осевой линии дороги — от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;
— два размера, перпендикулярных осевой линии дороги, от осей передних и задних колес (или от передней и задней габаритных точек) до границы проезжей части.
На схеме должно быть отображено все необходимое для качественной экспертизы ДТП. От качественного составления схемы во многом зависит качество следствия и справедливость судебного приговора.
Схема подписывается лицом, ее составляющим, а также водителями, понятыми.
Всегда ли схема объективна
К сожалению, схема не всегда объективно отражает все обстоятельства ДТП. Одна из причин состоит в том, что на месте ДТП обычно составляется эскиз схемы, а полностью она составляется значительно позже, когда многие детали (часто немаловажные для участника ДТП) могут просто быть забыты.
Протокол дополняется фото- или видеосъемками, позволяющими более полно и точно восстановить все обстоятельства ДТП.
Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств
Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует выявленные технические неисправности и повреждения автомобиля. Он составляется на месте ДТП, при проведении осмотра должны присутствовать водители и понятые).
Этот протокол служит только для определения обстоятельств ДТП и не является основанием для предъявления требований о возмещении материального ущерба.
В протоколе указываются виды повреждений, их расположение и размеры, состояние шин и степень загруженности автомобиля:
• внешние повреждения (указывается их точное расположение, направление, размеры и характер);
• наличие следов и других вещественных доказательств на транспорте (отпечатки пальцев, следы крови, мозгового отслоения, скольжения, их точное расположение, направление, размеры, характер);
• ширина колеи передних и задних колес;
• размер шин;
• рисунок протектора шин (обыкновенный, комбинированный, повышенной проходимости);
• состояние шин (износ рисунка протектора, наличие повреждений на них и т. п.);
• степень загруженности машины;
• характер груза, его габариты и способ увязки;
• повреждение груза;
• показание спидометра;
• показание манометра тормозной системы;
• положение рычагов ручного тормоза и переключения передач. При осмотре технического состояния обращается внимание на наличие неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств (неисправностей тормозной системы, рулевого управления, систем освещения и сигнализации и др.). В протоколе указываются:
• состояние ручного управления;
• состояние тормозной системы:
а) ножного тормоза (величина свободного хода педали, равномерность действия тормозов, тормозной путь в метрах или замедление автомобиля в м/сек2 при торможении со скоростью 30 км/час, наличие подтекания жидкости или утечки воздуха, действуют ли тормоза на прицепе и т. п.);
б) ручного тормоза (на сколько рычаг тормоза не затягивается до крайнего положения, тормозной путь в метрах или замедление автомобиля в м/сек2 при ее торможении ручным тормозом со скоростью 15 км/час или удерживается ли ручным тормозом автомобиль с полным грузом на уклоне 16 % (9°) и автопоезда — на уклоне 8 % (4,5°);
• состояние осветительных сигнальных приборов;
• характер неисправности других агрегатов и механизмов.
В протоколе также указываются условия проведения осмотра и время его проведения:
• где находилось транспортное средство после происшествия до осмотра (на месте происшествия, в ГИБДД, органе внутренних дел, автобазе; указать, имели ли доступ посторонние лица, и т. п.);
• освещение, при котором производился осмотр;
• время начала и окончания осмотра. Кроме того, в протоколе
• перечисляют предметы (вещественные доказательства), изъятые с места ДТП (стекла фар, обломки кузова, куски краски, вещи водителя или пассажиров и т.п.);
• указывают действия по фиксированию обстановки и изъятию предметов (сделаны фотоснимки или зарисовки, сняты слепки и т. п. вещественные доказательства изъяты и приобщены к делу);
• излагают заявления и замечания лиц, участвовавших в осмотре, в том числе водителей, по поводу осмотра и составления протокола.
Протокол подписывается лицами, производившими осмотр и участвующими в осмотре, а также водителями, экспертами, понятыми.

54bc193617d3f805cc1bd842be302fd6

Дорожно-транспортные происшествия, которые могут перерасти в дорожно-транспортные преступления (ДТП) случаются довольно часто. Никто из нас не застрахован от этого. Дорожно-транспортные происшествия случаются, к сожалению, всегда неожиданно для участников дорожного движения, и сопровождаются стрессом, шоковым состоянием для них. В первые минуты и часы участники ДТП не в состоянии оценить возникшую ситуацию, контролировать ход проведения первоначальных действий сотрудников ГИБДД, Чем серьезнее последствия ДТП, тем сильнее шоковое состояние. Все действия водителей после ДТП определены Правилами дорожного движения РФ, к которым закон относит следующее:
• немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, обозначить аварийную обстановку всеми возможными средствами (например, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров загородом);
• принять меры к экстренному оказанию доврачебной помощи пострадавшим, ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи, оставление в опасности — уголовное преступление;
• сообщить о случившемся на пост ГИБДД;
• принять меры к сохранению следов ДТП, например, накрыть картоном, полиэтиленом, тканью, очертить мелом и т.д.
• записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев ДТП, составить с их участием схему происшествия, указав места нахождения свидетелей, и всем надо подписать эту схему, поставить время, и только после этого можно убрать машины с дороги.
Сразу хочу отметить, что уголовное наказание и уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ, т.е. нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает только в случае причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти. Если потерпевшему причинен легкий или средний вред здоровью, то наступает административная ответственность по ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данной теме я расскажу именно об уголовно-наказуемом ДТП.
Особенность этой категории преступлений состоит в том, что при ДТП очень важно, чтобы были точно и наиболее полно зафиксированы первоначальные сведения, т.е. сведения об обстоятельствах совершения ДТП, о характере ДТП, о времени совершения ДТП, о потерпевших лицах, погодных условиях, дорожном покрытии, тормозном пути и т.п.
Тем не менее, если с вами случилась такая беда, следует сначала успокоиться. Понимаю, что говорить легко, а когда человек неожиданно попадает в аварию, да еще когда имеются потерпевшие или погибшие, совладать со своими переживаниями крайне тяжело. Но, тем не менее, надо постараться успокоиться и принять активное участие в осмотре места ДТП, следить за тем, чтобы точно фиксировались все важные моменты: расположение транспортных средств, длина тормозного пути, наличие дорожных знаков, светофоров, наличие и расположение повреждений на машинах, состояние дорожного покрытия. Постарайтесь найти из зевак свидетелей ДТП, запишите их ФИО, адреса и телефоны. Это поможет вам в дальнейшем при расследовании обстоятельств ДТП.
Важным доказательством при расследовании дел о ДТП является протокол осмотра места происшествия и схема к нему. По делам о ДТП также имеют значения погодные условия, освещенность этого участка дороги, покрытие дороги, дорожная разметка. Эти факторы нужны для последующего установления факта нарушения ПДД. Если вы не будете контролировать фиксацию следов ДТП, правильность занесения сведений в протокол осмотра места ДТП и схемы к нему, то потом никакие исправление и замечания никто вносить в эти документы не будет. Тем более, что протокол осмотра места происшествия и схему к нему подписывают также два понятых. Помните, что по делам о ДТП мало нарушить ПДД, т.к. одно нарушение ПДД еще не влечет уголовную ответственность по этой статье. Необходимо, чтобы нарушение ПДД находилось в причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Допустим, водитель нарушил ПДД и совершил столкновение с другой машиной и обнаружен умерший пассажир второй машины, у которого имелись существенные телесные повреждения. Но судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть наступила в результате сердечного приступа, которое никак не связана с ДТП и причинением потерпевшему телесных повреждений. В этом случае наступает только административная ответственность, т.к. нарушение ПДД не находятся в причинно-следственной связи со смертью пассажира. Нередки случаи, когда сотрудники ГИБДД, при проверке обстоятельств ДТП, зная, что вина водителя в смерти или в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего отсутствует, вымогают взятку за отказ в возбуждении уголовного дела. Бывают случаи, когда водитель, находясь в легкой степени опьянения, совершает наезд на пешехода со смертельным исходом. Казалось бы, что сам факт опьянения уже является нарушением ПДД, но если будет установлено, что погибший резко и неожиданно для водителя в неположенном месте перебегал дорогу, сам является нарушителем ПДД, то вины водителя в смерти пешехода не будет. Для водителя наступит только административная ответственность. Здесь следует сказать, что совершение ДТП, повлекшее смерть человека влечет более суровое наказание. Также очень важны показания подозреваемого относительно обстоятельств совершения ДТП, особенно важен скоростной режим, скорость, с какой ехал водитель до момента наезда. Превышение скорости уже является нарушением ПДД. Знайте, что по делам о ДТП, связанным с наездом на пешехода обязательно проведение автотехнической экспертизы или комплексной медико-автотехнической экспертизы, которая ответит на многие вопросы и поможет восстановить картину ДТП и установить виновное лицо. Следует помнить, что какие данные заложит следователь в постановлении о назначении автотехнической экспертизы – такое и будет заключение эксперта. Эксперт-автотехник в основном черпает информацию из протокола осмотра места совершения ДТП и схемы к нему, а также из показаний обвиняемого, потерпевшего, свидетелей. Помните, что подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего следователь обязан ознакомить с постановлением о назначении автотехнической экспертизы и эти лица имеют право предложить свои вопросы для эксперта. Вот почему я ранее говорил, что важно обращать внимание на такие моменты, как скорость машины, длина тормозного пути, дорожные знаки и т.п. в показаниях подозреваемого водителя важно то, в какой момент он обнаружил помеху в виде пешехода, т.е. в какой момент для него возникла опасность. Если эксперт-автотехник в заключении укажет, что водитель не имел технической возможности предотвратить наезд, то в наезде на пешехода его вины не будет и водитель не будет привлечен к уголовной ответственности.
Знайте, что в случае причинения любого вреда здоровью или смерти участника ДТП, потерпевший (в случае смерти участника ДТП потерпевшим признается один из родственников погибшего) имеет право на возмещение материального и морального вреда даже при отсутствии вины водителя.


В конце декабря минувшего года мне удалось добиться прекращения двух уголовных дел на стадии предварительного расследования. Об одном из них я и хочу рассказать. Итак, июньский вечер, время около 19 часов, т.е., светло, шестиполосная дорога, связывающая федеральную трассу с аэропортом – по три полосы в каждом направлении.

Как это у нас принято, по обочине дороги, ведущей в аэропорт, стоят автомобили – частично на обочине, частично – захватывая крайнюю правую полосу. Поставить машину в отстойник, как это делают другие водители, в ожидании прилета рейса, данной группе граждан, очевидно, не позволяют какие-то труднообъяснимые мотивы. Возможно – религиозного характера.

Водитель В., не подозревающий, что в скором времени он приобретет малоприятный статус подозреваемого, вез в аэропорт своих друзей.

Я почувствовал удар справа, при этом, с правой стороны, раскрылись подушки безопасности, автомобиль потерял управление и меня, по инерции, протащило еще несколько метров.

Когда я вышел из автомашины, то увидел, что правая передняя сторона моего автомобиля разбита, диск правого переднего колеса погнут, покрышка разорвана.

При ознакомлении с протоколом осмотра места происшествия и протоколом осмотра трупа, мной были установлены удивительные факты:

1. Как протокол осмотра места происшествия, так и протокол осмотра трупа, составлялись выехавшими на место происшествия сотрудниками ГИБДД.

Кроме того, что сотрудники ОГИБДД по ……… г.Москвы превысили свои полномочия при оформлении места происшествия, ими же был нарушена территориальность при проведении первоначальных следственных действий – в данном случае о ДТП они были должны сообщить в дежурную часть УМВД России по городскому округу ……… Московской обл.

Однако полиция не является органом дознания. Из подразделений полиции статусом органа дознания наделены лишь входящие в состав органов внутренних дел территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Следовательно, первоначальные следственные действия проведены неуполномоченными на то должностными лицами, что позволяет сделать вывод о недопустимости протоколов этих следственных действий в качестве доказательств по уголовному делу.

2. Из схемы к протоколу осмотра места происшествия невозможно установить, в каком месте был совершен наезд на гр-на Л. – отсутствуют указания на осыпь стекла, грязи, пластмассовых деталей и другие следы, остающиеся на месте происшествия и подлежащие фиксации и изъятию при осмотре.

Этот же вывод следует из заключения специалиста в рамках проведенного исследования.

Отсюда вывод: потерпевший, перед наездом на него, находился на проезжей части дороги, а в стороне от своего автомобиля. А вот на каком расстоянии – установить невозможно, но если учесть, что “Nissan X-Trail”, относительно оси автомобиля потерпевшего, был смещен сантиметров на 40, а полет проходил по траектории, градусов 30, по отношению к “Nissan X-Trail”, то, относительно кромки проезжей части, в момент удара, он мог находится на расстоянии 2 – 2,5 м. Напомню, что согласно существующим ГОСТ ширина полосы проезжей части дороги данной категории, составляет 3,75 м.

3. Какие нарушения пунктов ПДД можно было вменить В.?

— нарушение скоростного режима, что не позволило ему принять своевременные и необходимые меры – торможение, вплоть до полной остановки (п.10.1. ПДД).

Поскольку я человек недоверчивый к словам, предпочитающий более весомые факты, вместе с моим подзащитным я выехал на место ДТП, провел необходимые замеры, и, рассчитав гипотетическую скорость по известной формуле, как частное от деления длины контрольного участка дороги на время преодоления контрольного участка, умноженное на 3,6 – число, полученное исследовательским путем, получил скорость – 72 км/час при максимально допустимой на данном участке – 80 км/час.

Тот факт, что скоростной режим моим подзащитным не нарушался, получило свое подтверждение и в заключении специалиста.

— поскольку, перед наездом на потерпевшего, мой подзащитный начал маневр перестроения в правую полосу, следствие вменяло ему нарушение п.п. 8.1., 9.10 ПДД, т.е., мой подзащитный совершил маневр должен быть опасный для окружающих и им не соблюден безопасный боковой интервал.

Даже, если абстрагироваться от того, что место наезда не установлено из-за безобразно составленной схемы осмотра места происшествия, к тому же неуполномоченным лицом, следовательно, и несоблюдение безопасного интервала доказать невозможно, опять-таки, доказать несоблюдение безопасного интервала невозможно.

Для того, чтобы не перегружать данную публикацию специализированными формулами расчета времени реакции водителя на внезапно появившееся препятствие при сопоставлении с иными расчетами, приведу лишь, полученное исследовательским путем число -1,7 м/сек – скорость движения спокойного шага мужчины в возрасте от 20 до 30 лет.

Т.е., мой подзащитный, заметив внезапно появившегося перед ним, на расстоянии от движущегося автомобиля потерпевшего, которому, зачем-то, потребовалось погулять по проезжей части, при всем желании не мог остановить автомобиль, а, уже в момент удара, что-либо было поздно делать.

Итог: дело прекращено за отсутствием в действиях моего подзащитного состава преступления.

Недовольными остались родственники погибшего; почему-то, ими напрочь игнорируется тот факт, что соблюдение ПДД, не право, а обязанность, выполнение которой может спасти жизнь. Если же, как и в данном случае, их родственник решил, что прогулка по проезжей части оживленной трассы укладывается в нормы ПДД, то должен был представлять себе последствия этой прогулки.

Автор публикации

Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии

Вот бы еще увидеть ваши ходатайства.

Блестящая работа! Чувствуется класс и детальность анализа. Браво!

Отличный результат Вашей, Андрей Юрьевич, работы (Y) Поздравляю с победой!

Присоединяюсь к поздравлениям(party), отлично проработана вся доказательственная база(Y)

Отличная версия защиты, которая была настолько убедительной, что уголовное дело было прекращено.
С учетом представленного материала, полагаю, что в сборник квалификационных вопросов также должны входить вопросы на логику, физику, математику и прочие прикладные науки.:)

Сейчас напишу, что думаю по этому поводу, в скрытой части.

Не могу разделить всеобщую радость, ведь погиб человек.

Уважаемый Андрей Юрьевич, а зачем вашему клиенту, при наличии помехи понадобилось перестраиваться в правую полосу, да еще на такой скорости?

Ну, радость, полагаю, все-таки не по поводу того, что кто-то погиб, а по поводу успеха коллеги. А почему перестраивался? Тут всего два варианта. Либо неумеха, которого в школе не научили тому, что люди повсеместно прыгают под колеса самым внезапным образом, либо — лихач. Если до 40, то скорее — второе, если после — первое. Опытный водитель, увидев человека на обочине, всегда возьмет влево или снизит скорость.

Следовательно, вину в форме легкомыслия или небрежности вы не исключаете. Именно этот правовой аспект дела я и хотел обсудить чисто гипотетически.

Если Вы обратили внимание, то потерпевший, изначально стоявший напротив багажника, вопреки здравому смыслу и нормам ПДД (кстати, уже нарушенных им при парковке), зачем-то побрел в левее, навстречу неизбежному…

Андрей Юрьевич, ну конечно же обратил. Однако для опытного и аккуратного водителя такое поведение пешеходов должно быть вполне ожидаемо и он просто обязан был сбавить скорость, что бы успеть отреагировать на потенциального самоубийцу.

Водитель, исходя из обстановки, далеко не всегда может прогнозировать поведение пешехода; стоящий около проезжей части чел, разумеется, может начать движение для перехода через дорогу, а вот водилло, стоящий, напротив багажника своего авто, забрести на проезжую часть может, исключительно, по мотивам собственной дури. Т.е., придерживаясь установленного скоростного режима, совершая маневр, и сообразуясь с требованиями к безопасности совершения этого маневра, водитель должен учитывать не только гипотетическое поведение отдельно взятого идиота, но восприятие этого маневра другими водителями; например, если скорость движения общего потока составляет 75 км/час, при максимально разрешенной в 80, то резкое снижение скорости может привести к еще более неприятным последствиям.

Материалов дела я не видел и сам там тоже не присутствовал, но ситуация явно не однозначная.

Уважаемый Андрей Юрьевич, водитель вообще не может прогнозировать действия пешехода. Наличие пешехода вблизи проезжей части влияет только на степень ожидаемости водителем неприятностей которые пешеход может доставить, т.е. на время реакции водителя в конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Отлично сказано, Алексей Анатольевич!

Думаете я зря высказал свое мнение в открытом обсуждении? Дела то прошлогодние, хотя конечно и их могут возобновить…

Ведь преступление не умышленное Уточню, оно с двумя формами вины.

Да, соглашусь. С двумя формами.

Пункты ПДД, которые нарушил водитель, правильно названы в статье.

Специально для Вас, наброски из моей, увы, еще не написанной книги:)
↓ Читать полностью ↓

АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.
Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.
Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:
— Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
— Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
— Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
— Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.
Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.

Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).

Экспертиза технического состояния транспортного средства.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.
Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:
— С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
— Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
— За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
— Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
— Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
— Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
— Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
— Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?

С нашей точки зрения вопросы, вроде:
— Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
— Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, — не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.

Экспертиза дорожных условий

Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.
Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.
В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
— Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
— Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
— Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
— Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
— Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
— Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
— Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?

Экспертиза по оценке автотранспорта

Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза


Как в варианте с преднамеренным убийством, так и при несчастном случае составляется документ, позволяющий фиксировать нарушение. Это может касаться не только убийства: дорожные аварии, несчастные случаи на производстве и другие моменты также заверяются документально. В этом помогают схема места происшествия и протокол осмотра. Правила их оформления требуют от следователя особых знаний. Каких? То, что должен учитывать специалист, ведущий документацию, подробно описано в этой статье.

важность планов и схем в криминалистике

Способы заверения документально

Чтобы документ имел силу, есть определенный порядок его оформления. Протоколы составляют по образцам, для заявлений есть необходимые требования. Это ожидается и от графического способа ведения документации – схемы имеют правила изображения, в этом они похожи на план местности. Кроме письменных документов, графических, существуют видео- и аудиоматериал. Они имеют большую силу: при разбирательстве в суде такой материал может рассматриваться как существенное доказательство вины или невиновности.

Основная функция схем – это наглядная иллюстрация случившегося. Схема места происшествия прикрепляется к протоколу и дополняет информацию в нем. Основные реквизиты практически всегда состоят из масштаба (если таковой соблюдается), условных обозначений, сторон света, даты и подписи понятых, следователя. Масштаб в полевых условиях соблюсти очень тяжело, а потому достоверности достигают благодаря соблюдению приблизительных пропорций.

На схеме фиксируется местоположение улик

Схема происшествия

Обязательной схему места происшествия считают в случае больших происшествий или когда расположение объектов, следов, улик может повлиять на дальнейший ход расследования. Такой документ составляют при ДТП, взрывах, пожарах. Всегда, кроме указания расположения объектов по отношению к сторонам света, изображают два неподвижных ориентира. Нельзя использовать как ориентиры все, что можно передвинуть: любая мебель, транспорт, мусорные контейнеры, кучи сена. В помещениях ориентирами служат стены, углы и дверные проемы, а на улицах – столбы, деревья, здания.

как начертить схему места происшествия

Часто могут понадобиться сразу две схемы: общая и частная. Общую есть смысл составлять в случае больших площадей, затронутых в происшествии (несколько очагов возгорания, связанные между собой аварии или преступления). Тогда дополнительно прикрепляется частная схема, иллюстрирующая то расположение объектов, которое было после происшествия именно в этом месте. Следователь может обойтись без помощи специалиста-криминалиста, однако лучше привлечь к работе такого сотрудника. Это обеспечит результативность из-за точности документа.

Протокол осмотра места происшествия

Свои обязательные реквизиты имеются и в протоколе осмотра. Прежде всего, это название документа и время осмотра. Примечательно, что обращается внимание не только на дату, но и на время начала осмотра и конец. Указывается наличие и вид освещения, погода (при проведении осмотра на улице) и статья, нормирующая данную ситуацию. Следователь пишет свои данные, адрес места преступления и данные понятых. Указывается, что понятым объяснили их обязанности, и они ставят подпись. Данные специалиста, заверенные им, находятся после подписей понятых в правом углу.

Несчастный случай: схема места происшествия

Иной случай, когда не было совершено ограбления, насильственных действий злоумышленника по отношению к жертве. К примеру, случился несчастный случай на производстве. Как составить схему места происшествия в таком случае? Даже в условиях произведения осмотра на производстве, следует придерживаться правил использования материалов для документации: не чертить схему на просвечивающей бумаге, писать тем, что потом смоется (нельзя писать тушью, не рекомендуется красная паста). Соблюдение отступов необходимо для дальнейшей подшивки документов – тогда не окажется часть чертежа недоступной для просмотра.

Несчастный случай на производстве

Заполнение бланка при ДТП

Дорожно-транспортные аварии – одни из самых неожиданных несчастных случаев, когда могут быть не только один или два пострадавших, но и число, превышающее десятки жертв. Бланк осмотра места происшествия составляется с учетом не только УКП РФ, но и КоАП, ПДД. Обращается внимание на регулирование этого участка движения, измеряется расстояние до бордюра. Указывается время суток, сезон, дорожное покрытие, погода и состояние водителя. Конкретно оговаривается дорожная разметка, наличие знаков, светофора и его сигнала (если работает).

Схема места происшествия составляется даже участниками происшествия в страховом полисе – там есть место для обозначения положения машин при столкновении. В случае, когда не было нанесено физического ущерба для здоровья ни одному из участников аварии, водители могут разойтись без того, чтобы дожидаться расследования (если один из пострадавших - пешеход, то шанс физического вреда значительно увеличивается). Тогда они сами схематически изображают свои ТС, игнорируя находящиеся рядом объекты.

дорожные аварии - частые несчастные случаи

Нюансы графического изображения

как начертить схему места происшествия

Глазомерная съемка

На то место, где стоит следователь, ставится точка на схеме. К этой точке приставляют визирную линейку двумя углами на бумагу, а одним - в воздух. Планшет с линейкой подносят к уроню глаз, и объект визуально совмещается с ее верхним ребром. Вдоль линейки на схеме чертят линию. Потом измеряют расстояние до выбранного объекта (рулеткой, шагами) и указывают на линии. Далее эта прямая глазомерной съемки может служить как основа для других вычислений.

схема места происшествия

В заключение

Схема места происшествия – это, прежде всего, способ фиксации информации о следах преступления или тех нюансах, которые могли привести к несчастному случаю. Хотя существует образец их составления, планы, схемы и сам протокол могут немного отличаться содержимым по требованию конкретной ситуации. В то время как образец помогает не упустить мелкие детали, порой такие необходимые при расследовании, следователь может успеть сделать некоторые выводы после использования стандарта, внеся свои коррективы в документ.

протокол дтп пример

Столкновение транспортных средств на дороге влечет за собой материальные потери, а в некоторых случаях физические повреждения и душевные страдания, поэтому вполне закономерно, что после совершения аварии пострадавшая сторона желает возмещения нанесенного вреда. Как добиться компенсации восстановительного ремонта и возмещения расходов, понесенных на лечение и прохождение реабилитационного курса? Ответ прост: истребовать причиненные убытки необходимо с виновника происшествия. Независимо от того каким способом решиться вопрос, мирным путем или через суд, протокол осмотра места происшествия ДТП является основным средством доказывания, свидетельствующим о факте создания аварийной ситуации и непосредственно самом столкновении.

В статье представлена информация о том, из каких частей состоит протокол осмотра места ДТП образец, какую информацию содержит каждый раздел, а также, зачем требуется составление документа, какова его цель и задачи. Помимо этого, вы сможете узнать, в каких случаях можно составить евро протокол ДТП, для оформления которого не нужно вызывать сотрудников ГИБДД.

Дополнительная информация! С начала июля 2015 года участники движения, попавшие в ДТП, вправе самостоятельно регулировать сложившиеся отношения, касающиеся компенсации вреда, путем составления евро протокола. Фиксация обстоятельств и причин аварии сторонами происшествия самостоятельно, без вызова сотрудников ГИДББ, допускается лишь в случаях предусмотренных законодательством.

Для чего требуется составление протокола, его цели и задачи, требования к документу

составление протокола

Протокол осмотра места происшествия (ПОМП) является основным документом, подтверждающим сам факт аварии, обстоятельства, при которых она произошла, а также другие нюансы, имеющие отношение к делу. Полномочиями, необходимыми для оформления протокола осмотра, обладают только сотрудники соответствующих дорожных служб, то есть составить такой документ, заполнив стандартный бланк и скрепив его подписями участников, не удастся.

Как правило, фиксация обстоятельств столкновения требуется в том случае, если вследствие аварии было повреждено более двух ТС или же пострадали люди (ДТП с пострадавшими). Если имеет место летальный исход или причинение физического вреда средней и тяжкой степени, привлечение стражей закона обязательно. Более того, в таких случаях последние помимо стандартного протокола, должны заполнить специально созданную форму, утвержденную уголовным комитетом.

Обратите внимание! Если в происшествии принимал участие автомобиль с прицепом, его следует расценивать как 2 отдельных ТС, поэтому в таких случаях без вызова инспекторов ГИБДД также не обойтись.

Документ имеет юридическую силу и может использоваться в качестве средства доказывания во время судебного разбирательства, поэтому перед его подписанием следует внимательно прочитать все, что там зафиксировано.

Важно! При обнаружении несоответствий с реальным положением вещей в протоколе, составленном инспектором после аварии, каждая сторона дорожно-транспортного происшествия вправе делать письменные замечания и указывать на некорректные сведения. Согласно процессуальному законодательству во время заполнения бланка должны присутствовать двое понятых.

Бытует мнение, что отказавшись от подписания ПОМП, можно избежать ответственности. Это в корне неверно. Более того, именно для таких ситуаций законодателем разработан специальный порядок действий, предполагающий фиксацию отказа в протоколе и удостоверение данного факта понятыми. Лучше прописать под текстом протокола свои замечания, поставив после этого подпись, чем вообще отказаться от удостоверения документа.

Во время последующего рассмотрения дела в суде корректировки сторон, имеющиеся в документе, будут способствовать принятию справедливого решения. Также вы можете указывать на факты, оставшиеся незаметными для представителя правоохранительных органов. Так, при наличии видеоподтверждения того, что виновник превысил скорость, вследствие чего и произошел несчастный случай, об этом необходимо упомянуть в тексте документа. Видео, зафиксированное видеорегистратором, при этом следует сохранить для дальнейшего предоставления в суд.

Основные разделы ПОМП

Как и другие процессуальные материалы, протокол осмотра места происшествия должен соответствовать нормам законодательства и содержать обязательные реквизиты. В противном случае его можно признать недействительным и потребовать применения всех последствий недействительности. Бланк должен содержать детальное описание места происшествия, а также другие сведения, наличие которых может помочь в установлении виновного лица и факторов, способствующих столкновению.

Как уже было сказано ранее, ПОМП должен вмещать подписи не только участников происшествия и лица, его составившего, но и понятых. Отсутствие данного реквизита свидетельствует о его несоответствии законодательным требованиям и соответственно, о его недействительности.

ПОМП состоит из трех разделов, каждый из которых дополняет друг друга и позволяет воссоздать полную картину сложившейся ситуации.

Структура протокола

  1. вводная часть;
  2. описательная;
  3. заключительная.

Какие сведения вмещает вводная часть

ПОМП заполняется на специальном бланке, лицом, обладающим необходимым объемом полномочий.

Во вводной части должны быть представлены следующие сведения:

  • информация о должностном лице, прибывшем на место несчастного случая, осмотревшем место, где произошла авария, и заполнившем бланк;
  • точная дата и время дорожно-транспортного происшествия и заполнения протокола;
  • личные данные о сторонах, участвующих в столкновении, информация об их транспортных средствах (марка авто, модель, год выпуска), а также сведения о страховщиках. В том случае, если гражданская ответственность одного из участников наезда или же обоих не застрахована, об этом следует также указывать;
  • ФИО каждого понятого, их может быть не менее двух, контактные данные. Перед тем, как привлекать понятых сотрудник ГИБДД обязан разъяснить последним их обязанности, а также предупредить о том, что в случае возникновения спорной ситуации в будущем они могут быть вызваны в зал судебных заседаний для дачи показаний. Также понятых необходимо предупредить о том, что процедура составления протокола займет определенное время, поэтому им следует пересмотреть свои планы на день и внести соответствующие коррективы. стоит отметить, что именно по этой причине найти людей согласных быть понятыми не так уж и просто.

Важно! Понятыми могут быть только незаинтересованные лица, не имеющие отношения к делу, достигшие совершеннолетия, вменяемые, дееспособные. К примеру, если впоследствии выясниться, что одним из понятых выступил сотрудников ГИБДД или несовершеннолетний гражданин, законность такого документа можно оспорить, поскольку данное нарушение противоречит процессуальным требованиям.

  • сведения о погодных условиях на момент совершения ДТП и составления протокола, состоянии дорожного покрытия, качестве освещения, видимости, обзорности;
  • подтверждение или отрицание факта перемещения транспортных средств их владельцами после несчастного случая. Сотрудник ГИБДД должен оценить ситуацию и установить изменилось ли положение автомобилей с момента совершения ДТП;
  • сведения о наличии видео- и фотоматериалов, с указанием параметров и наименования аппаратов, с помощью которых была выполнена съемка. Так, при наличии записи видеорегистратора, необходимо внести данные о модели прибора, его технических характеристиках;
  • сведения о месте совершения ДТП. С какой улицы, на какую происходил осмотр.

Важно! Участники столкновения должны сразу же после совершения наезда покинуть автомобиль, оставив все в неизменном положении. Это позволит избежать предъявления обвинений в попытке скрыть следы преступления в будущем.

Требования к описательной части

В описательной части ПОМП должна содержаться следующая информация:

  1. типовая характеристика того отрезка дороги, на котором произошло столкновение (автомагистраль, перекресток, главная дорога и прочее);
  2. наличие дорожных знаков и особенности разметки на данном участке. Если отрезок является аварийным, об этом также следует указать в документе;
  3. в каком направлении осуществляется движение транспортных средств на данном участке;
  4. какое покрытие характерно для отрезка дороги, на котором произошло ДТП (асфальт, грунтовая дорога). Здесь же фиксируется сведения относительно качества дорожного покрытия (наличие ям);
  5. как были размещены машины во время дорожно-транспортного происшествия. чтобы проведенные измерения были более точными, сотрудники ГИБДД, как правило, используют специальные инструменты (рулетку);
  6. характеристика тормозного пути автотранспорта, сведения о наличии обломков, отвалившихся в результате аварии деталях;
  7. наличие или отсутствие видимых повреждений на кузове машин-участниц столкновения. Для установления дефектов, наличие которых невозможно установить на глаз, требуется проведение независимой экспертизы. Независимая экспертиза после ДТП помогает определить размер материального вреда, подлежащего возмещению виновником аварии;
  8. информация относительно технического состояния транспортного средства. Впоследствии участник происшествия вправе заказать проведение автотехнической экспертизы. Техническая экспертиза при ДТП позволяет установить причины и обстоятельства, которые способствовали совершению наезда.

Дополнительная информация! Описательная часть ПОМП является основной, поэтому должна содержать максимум информации, характеризующей место и обстоятельства происшествия. Чем полнее будет картина, тем больше вероятности того, что виновное лицо будет установлено, а убытки пострадавшего покрыты в полном объеме.

Если во время аварии пострадали люди, сведения об их состоянии, наличии телесных повреждений, а также следов крови, вносятся в описательную часть протокола.

Предназначение и основные элементы заключительной части

Заключительный раздел, как правило, вмещает сведения о дополнительных материалах, прилагаемых к документу и имеющих отношение к делу. Это могут быть фотографии, видеоматериалы, зафиксированные видеорегистратором, а также другие средства доказывания. К примеру, схематическое изображение происшествия, показания свидетелей.

Основные элементы заключительной части:

  • подписи водителей, участвовавших в аварии;
  • подпись лица, составившего ПОМП;
  • подписи понятых;

Дополнительные элементы протокола:

  • при наличии возражений и замечаний у сторон ДТП данная информация вносится в текст документа.

Важно! Сотрудник ГИБДД, составивший протокол осмотра обязан выдать копию документа по требованию сторон. О выдаче копии свидетельствует подпись лица, ее получившего.

Порядок действий после аварии поэтапно

Чтобы не усугубить ситуацию, удалив необходимые для расследования следы нарушения, после столкновения следует выполнить такие действия:

  • покинуть авто, при этом, не перемещая предметов;
  • записать контактные данные случайных свидетелей происшествия, номера машин, водители которых видели столкновение;
  • если во время наезда пострадали водители, пассажиры или другие участники движения, необходимо немедленно с места аварии вызвать скорую неотложную помощь. Вред здоровью при ДТП, особенно если это тяжкий вред здоровью, является основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности;
  • позвонить в полицию и сообщить о факте ДТП, указать место аварии и поле этого ждать приезда инспектора;
  • позвонить в страховую компанию и уведомить страховщика о произошедшем. Ведь компенсация ущерба производится за счет страховой компании. Только в том случае, если размер убытков превышает страховую сумму, покрытие разницы ложится на плечи виновника несчастного случая. Расчет выплаты по ОСАГО, впрочем, как и расчет выплаты по КАСКО, осуществляется согласно условиям страхового договора;
  • созвониться с родственниками или близкими знакомыми, чтобы те как можно быстрее привезли видеозаписывающие приборы, позволяющие произвести фиксацию последствий аварии и дальнейших событий;
  • после приезда сотрудников ГИБДД остается только ждать, когда все данный будут внесены в протокол. После этого документ необходимо внимательно прочитать, в случае наличия несоответствий с действительностью, зафиксировать свои замечания по этому поводу под текстом протокола осмотра ДТП.

В каких случаях допускается составление евро протокола

Согласно законодательству в установленных специальными нормативно-правовыми актами случаях участники ДТП имеют право урегулировать вопрос возмещения убытков, причиненных ДТП, самостоятельно, не привлекая при этом сотрудников ГИБДД. Основным документом, свидетельствующим о факте столкновения и желании сторон компенсировать убытки мирным путем, является в таком случае евро протокол.

Когда закон допускает составление евро протокола

  • в происшествии принимало участие не более двух ТС;
  • во время аварии не пострадали люди;
  • восстановительного ремонта требуют только те автомобили, которые участвовали в столкновении;
  • все требования относительно страхования авто выдержаны: ответственность сторон застрахована в ОСАГО, срок действия полиса еще не истек, страховка действительна;
  • между сторонами нет споров относительно способа и порядка возмещения убытков;
  • виновник происшествия и пострадавшее лицо установлены;
  • водители ТС не против составления европротокола, что подразумевает решение вопроса без привлечения правоохранительных органов.

Следующий этап, наступающий после составления протокола и проведения соответствующих экспертиз, — истребование компенсации с виновной стороны. Оптимальным вариантом является решение проблемы мирным путем. Однако не всегда удается договориться о размере компенсационных выплат полюбовно. Добиться покрытия ущерба можно путем подачи искового заявления в суд. Чтобы процедура не затянулась на долгие месяцы, и ее результат был удовлетворительным, необходима консультация автоюриста. Опытный автоюрист поможет в составлении иска и разработает наиболее эффективную стратегию ведения дела

Читайте также: