Расходы на мойку автомобиля при осно

Обновлено: 19.04.2024

Можем ли мы принять расходы по мойке служебного автомобиля в выходной день для налогообложения на прибыль, если приказа на работу в выходной день нет?
Из документов видно, что это был служебный автомобиль, прописана марка и номера машины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных им расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статье 265 НК РФ, убытки) осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта.

При этом согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ в составе расходов не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

Таким образом, для того, чтобы расходы на содержание автомобиля, в том числе расходы на его мойку, были учтены при налогообложении прибыли, данные расходы должны быть связаны с деятельностью Организации и соответствующим образом документально подтверждены.

При отсутствии у Организации документов, свидетельствующих о том, что расходы по мойке автомобиля понесены в интересах Организации при исполнении работником своих служебных обязанностей, существует риск признания данных расходов, осуществленными в интересах работника, и не подлежащими учету в целях налогообложения прибыли.

Так, в Письме УФНС РФ по г. Москве от 19.06.06 № 20-12/54213@ разъясняется, что расходы на приобретение ГСМ при использовании автомобиля сверхурочно, в том числе в выходные дни могут быть учтены при налогообложении прибыли, если локальными актами предусмотрена работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:

Также обращаем Ваше внимание на Постановление ФАС Московского округа от 03.12.12 по делу № А41-20691/11, в котором указано следующее:

«Решением Арбитражного суда Московской области от 02.05.2012, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012, заявление общества удовлетворено частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части начисления налога на прибыль за 2007 - 2009 г.г. в размере 19.658 руб., соответствующих сумм пени и штрафа (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации), начисления налога на доходы физических лиц в сумме 18.774 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа (статья 123 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в части начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по налогу на доходы физических лиц в связи с отменой УФНС России по Московской области начисления налога на доходы физических лиц в сумме 624 руб. в отношении гр. Ремизовой Т.А.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано по мотиву недоказанности налогоплательщиком факта несения расходов в целях предпринимательской деятельности, а не в интересах работников. Суд также согласился с выводами инспекции о том, что работниками общества получена материальная выгода в спорных суммах, являющаяся объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новое решение о признании недействительным решения инспекции в оспариваемой части. Общество в жалобе оспаривает выводы судебных инстанций в части расходов на приобретение ГСМ и содержание (мойку) автомобилей, указывая на то, что учитывая разъездной характер работы генерального директора общества и его заместителя, спорные расходы относятся на уменьшение налогооблагаемой прибыли в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса как расходы на содержание служебного транспорта (автомобиля). При этом не имеет значение, что расходы понесены в выходные и праздничные дни, поскольку это не доказывает использование автомобиля в непроизводственных целях. Кроме того заявитель указывает, что инспекцией не учтены положения статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми с 06.10.2006 для подтверждения расходов по служебным поездкам работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не требуется составления документов по формам Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку", Т-10 "Командировочное удостоверение" и Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учеты труда и его оплаты".

… Основанием для доначисления сумм налога на прибыль и НДФЛ, соответствующих пеней и штрафов в оспариваемой части послужило нарушение налогоплательщиком положений Налогового кодекса Российской Федерации, в частности его статей 252, 210. Инспекция пришла к выводу, что расходы общества на оплату бензина, автозапчастей и мойки автомобиля, командировочные расходы, являются экономически неоправданными, так как не связаны с деятельностью организации, направленной на получение дохода, а понесены в интересах работников общества - генерального директора общества и его заместителя, в связи с чем подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика УФНС России по Московской области принято решение N 16-16/025585 от 06.05.2011, которым решение инспекции отменено в части начисления налога на доходы физических лиц в отношении гражданки Ремизовой Т.А. в сумме 624 руб., а также в части начисления единого социального налога в сумме 4.831 руб., 822 руб. пени и 966 руб. штрафа по статье 122 Кодекса.

Не согласившись с решением налоговой инспекции в оспариваемой части, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Как следует из акта проверки и решения инспекции, при проверке установлено, что в спорных налоговых периодах подотчетными лицами ЗАО "Хлебопродукт" являлись Дубасов С.Ю. и Ковальский П.В., которые за наличный расчет оплачивали, в том числе, услуги по мойке автомобиля, а также приобретали горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Затраты общества на оплату ГСМ и услуг автомойки исключены проверяющими из расходов по трем основаниям:

В этой части решение инспекции признано судом в настоящем деле недействительным и налоговым органом не оспаривается;

2. В период 2008 - 19.11.2009 гг. у общества отсутствовали автомашины в собственности и в аренде (лизинге).

По данному эпизоду заместителем начальника инспекции при рассмотрении акта и иных материалов проверки приняты возражения налогоплательщика в связи с представлением им договора лизинга на автотранспортное средство и платежных документов, подтверждающих оплату лизинговых платежей. Следовательно, доначисления по данным основаниям в решении инспекции отсутствуют;

3. Расходы понесены не в регионе деятельности общества в дни, когда работник заявителя не направлялся в командировку, в том числе, в выходные и праздничные дни; представленные в обоснование расходов документы оформлены ненадлежащим образом, поскольку не позволяют идентифицировать автомобили.

По данному эпизоду суды, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 210, 247, 252, 254, 264, 313, 314 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", нормами Трудового кодекса Российской Федерации, установили, что спорные расходы не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, поскольку документы, представленные заявителем, не подтверждают производственную направленность расходов и их связь с осуществлением деятельности по извлечению прибыли. В связи с этим судами признано правомерным доначисление инспекцией налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа.

В тоже время в Постановлении ФАС Московского округа от 11.06.09 № КА-А40/5274-09 судьи пришли к выводу, что заправка бензином машины в нерабочее время не говорит о том, что работник использовал автомобиль для личных нужд:

«В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что в 2005 - 2006 гг. обществом необоснованно не облагалась НДФЛ и ЕСН сумма 69.492,70 руб., выплаченная работодателем за приобретенный бензин, а также что обществом занижена налогооблагаемая база по НДФЛ в сумме 1.416.636,54 руб. в результате невключения в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц суммы, оплаченной за организацию конференции на территории Республики Корея для представителей заказчика.

Как следует из Вашего вопроса, в распоряжении Организации имеется документ, в котором содержится информация о том, в отношении какого именно автомобиля понесены расходы по мойке (указана марка и номер автомобиля).

При этом хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.

В общем случае документом, подтверждающим использование автомобиля в служебных целях, является путевой лист, в котором указывается маршрут следования автомобиля. На основании путевого листа подтверждается пройденный автомобилем километраж и учитываются затраты на ГСМ[1].

Очевидно, что для осуществления мойки автомобиля, автомобиль должен проехать определенный путь с места стоянки до мойки и обратно. При этом будет израсходовано определенное количество топлива.

Данный путевой лист, по нашему мнению, будет являться дополнительным документальным подтверждением того, что мойка автомобиля осуществлялась в интересах Организации.

В то же время данный путевой лист будет в свою очередь свидетельствовать о привлечении работника к работе в выходной день.

Согласно статье 189 ТК РФ режим работы организации определяется правилами внутреннего распорядка, то есть локальным нормативным актом организации, регламентирующим в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

В соответствии со статьей 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации и условиям трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые на основании закона и иных нормативных правовых актов относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно статье 97 ТК РФ работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа).

На основании положений статьи 99 ТК РФ сверхурочная работа - это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. При этом работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Таким образом, привлечение работника к работе в выходной день возможно только с его согласия и должно оформляться соответствующим распорядительным документом руководителя (приказом).

Наличие такого документа также будет свидетельствовать о том, что автомобиль в выходной день использовался работником по распоряжению Организации.

При этом статьей 135 ТК РФ установлено, что работа в выходные дни оплачивается в повышенном размере.

Обращаем Ваше внимание, что в приведенных ранее судебных Постановлениях судами при принятии решений не исследовался факт оплаты труда работника за выполнение им служебных обязанностей в выходной день, т.е. отсутствие соответствующей оплаты однозначно не свидетельствует о том, что расходы понесены в интересах работника.

В то же время, отсутствие оплаты за привлечение работника к работе в выходной день, расценивается как нарушение норм трудового законодательства.

Меры ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда регулируются ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из изложенного, по нашему мнению, следует, что при отсутствии у Организации документов, свидетельствующих об использовании работником автомобиля в выходной день в производственных целях, возможны претензии налоговых органов в части признания факта использования автомобиля в личных интересах работника, и как следствие исключение расходов по мойке из состава расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Кроме того, не исключен риск начисления НДФЛ.

При этом, для признания затрат по использованию автомобиля, произведенных в выходной день, по мнению налоговых органов, необходимо наличие:

- документов, подтверждающих расходы;

- документов, подтверждающих привлечение работника к работе в выходной день.

По нашему мнению, Организация вправе учесть в составе расходов затраты по мойке автомобиля на основании первичного документа, подтверждающего понесенные расходы с указанием в нем информации об автомобиле, а также при наличии путевого листа, в котором зафиксировано использование автомобиля в интересах Организации.

Отсутствие приказа о привлечении работника к работе в выходной день, а также соответствующей оплаты, по нашему мнению, не является обязательным для учета данных расходов.

В то же время, учитывая мнение налогового органа, полностью исключить риск возникновения претензий, мы не можем.

Кроме того, отсутствие соответствующего приказа и оплаты будет являться нарушением норм трудового законодательства и влечет риск привлечения Организации к административной ответственности.

[1] Письма Минфина РФ от 25.08.09 № 03-03-06/2/161, УФНС РФ по г. Москве от 30.12.09 № 16-15/139308, от 30.06.10 № 16-15/068679@

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.

Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ

Ремонт и техобслуживание сторонней организацией

Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:

  • заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
  • составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
  • акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
  • составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
  • акт приема-сдачи работ после их окончания;
  • счет-фактура (при необходимости);
  • акт приема-передачи автомобиля в натуре.

Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ

Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
  • Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
  • Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
  • Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.

В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?

Ремонт и техобслуживание внутри организации

Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:

  • план ремонтов;
  • дефектные ведомости;
  • заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
  • требования-накладные на выдачу запчастей;
  • акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
  • инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.

Проводки будут такими:

  • Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
  • Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
  • Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.

Создание резерва на проведение ремонтов

Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.

Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.

Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.

  • Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
  • Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.

63779,32 — 30000,00 = 33779, 32

  • Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
  • Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.

Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.

Автомобиль в аренде

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.

Автомобиль в лизинге

Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.

Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.

Разбираемся, как зарегистрировать автомойку самообслуживания. Какую форму деятельности и налогообложения выбирать, какие коды ОКВЭД указывать при оформлении, нужен ли кассовый аппарат. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

При открытии автомойки в типичный перечень вопросов входит регистрация и различные юридические тонкости. В этой статье рассмотрим вопросы правового оформления бизнеса автомойки самообслуживания.

Оформление мойки самообслуживания: ООО или ИП

Выбор правильной и удобной организационно-правовой формы для бизнеса позволит избежать сложностей в текущей работе. Для автомойки самообслуживания в современной практике существует две организационно-правовых формы – общество с ограниченной ответственностью (ООО) или регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Рассмотрим, какая форма предпочтительнее.

Налоговая и бухгалтерская отчетность для ИП и ООО, в случае автомойкой самообслуживания, примерно одинакова. Имеются некоторые различия, но с точки зрения подготовки и сдачи отчетности, на практике, они не принципиальны. Если вы начинаете бизнес с несколькими учредителями, что в случае автомойки весьма вероятно, так как инвестиционные затраты достаточно велики, то лучше регистрироваться в качестве ООО, так как процедура распределения прибыли проще, а также более понятна процедура выхода участников из бизнеса.

К значительным плюсам регистрации в качестве ИП однозначно можно отнести меньшие суммы штрафов, чем для ООО со стороны проверяющих органов. Так как вложения в автомойку самообслуживания достаточно велики, ООО нужно регистрировать с том случае, если в вкладывают средства несколько участников.

Налогообложение автомойки самообслуживания

Для общества с ограниченной ответственностью доступны следующие виды налогообложения:

общая система налогообложения (ОСН);

упрощённая система налогообложения (УСН)

единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Для ИП добавляется еще выбор – приобретение патента (ПСН).

Стоит ли выбирать ПСН или ЕНВД для автомойки

Применение ЕНВД для автомойки самообслуживания, на наш взгляд, не является хорошим решением. Так как базой для расчета налога является количество сотрудников автомойки. На автомойках же самообслуживания персонала почти нет. Поэтому налоговая оспаривает регистрацию в качестве плательщика ЕНВД.

Однако можно сделать запрос в местную налоговую о возможности такой регистрации, и если решение будет положительным, то это будет самым удобным выбором системы налогообложения.

Не вдаваясь в юридические тонкости, отметим, что в любом случае, использование патента или ЕНВД возможно только в случае письменного разрешения местной налоговой инспекции вашего района, иначе можно получить длительные судебные разбирательства, которые на старте бизнеса никому не нужны.

Подведем итог. Выбор системы налогообложения обсудите в налоговой инспекции вашего муниципалитета. Мы рекомендуем воспользоваться достаточно простым вариантом и применять упрощенную систему налогообложения (УСН).

Коды ОКВЭД для автомоек самообслуживания

Эта группировка включает:

ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел;

шиномонтаж и все виды связанных с ним работ;

установку запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу.

Также в том случае, если вы планируете дополнительные виды деятельности можно указать:

Если вы осуществляете еще и торговлю с использованием вендинговых аппаратов, то укажите еще коды:

Подробнее о дополнительных способах заработка на автомойках самообслуживания можно узнать здесь. Существует некоторое противоречие в разъяснениях Минфина и ФНС по необходимым кодам ОКВЭД для автомойки самообслуживания. Поэтому перечень выбранных кодов обязательно согласуйте с местной налоговой инспекцией.

Кассовая техника для автомоек самообслуживания

Применение с 1 июля 2019 года ККТ для автомоек самообслуживания обязательно. В случае, если автомойка работает без кассового аппарата или не выдает клиенту чек, ИП оштрафуют на 3000 рублей. Для ООО штраф больше до 30 000 рублей.

В настоящее время есть модели онлайн-касс для автомойки самообслуживания, которые встраивают в автомат, который выдает жетоны на мойку. Стоимость приобретения отдельной онлайн-кассы, вместе с цифровой подписью и услугами оператора, составит около 20-30 тысяч рублей. Обязательно уточняйте у поставщика оборудования наличие возможности установки онлайн-кассы на терминалы приема денежных средств.

Другие статьи по вашей теме:

Что нужно для оформления участка под автомойку самообслуживания

Что нужно для оформления участка под автомойку самообслуживания

Открытие автомойки самообслуживания вызывает множество вопросов о земельном участке: какой юридический статус он должен иметь, какая площадь нужна, какие коммуникации понадобятся. Обо всем этом - в данной статье.

Проектирование и строительство автомойки самообслуживания

Проектирование и строительство автомойки самообслуживания

Простыми словами о сложном: что включает в себя строительство и проектирование автомойки самообслуживания. Перечень документов для согласования с контролирующими органами и стоимость работ.

Законы, регулирующие работу автомоек самообслуживания

Законы, регулирующие работу автомоек самообслуживания

Какие законодательные нормы регулируют деятельности автомоек самообслуживания? В этом материале мы сделали перечень из 14 нормативных документов, которые регламентируют данный вид бизнеса.

Финансовые расчеты для автомойки самообслуживания

Финансовые расчеты для автомойки самообслуживания

Подробный финансовый расчет по выручке, прибыли, денежному потоку для автомойки самообслуживания на 6 моечных постов. Отчет о движении денежных средств, показатели эффективности и многое другое.

На этом сайте используются cookie-файлы. Если вы сейчас остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.

/img/plugs/1.jpg

Предприятие занимается оказанием транспортных услуг, имеет гаражные боксы с водоотводом в городскую канализацию. Какие документы и требования должны быть предусмотрены для организации автомойки на территории гаража?

Ответ:

Для организации автомойки на территории гаража предприятию необходимо заключить договор водоотведения стоков в централизованные сети водоотведения (или внести изменения в имеющийся договор водоотведения в связи с увеличением объема стоков и изменения их состава),

Обоснование:

Участок (пост) мойки транспортных средств должен быть отделен от других участков (постов) глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием, иметь насосную станцию с резервуарами для воды, грязеотстойником с бензо-маслоуловителем и маслосборный колодец (п.43 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н).

Пол участка (поста) мойки должен иметь уклон в сторону приемных колодцев, отстойников и уловителей, исключающих попадание воды от мойки транспортных средств на территорию организации и за ее пределы.

При сбросе сточных вод с автомойки в централизованные сети водоотведения (далее - ЦСВ) должны соблюдаться требования:

  • Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ);
  • Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила).

Отведение (прием) поверхностных сточных вод в ЦСВ осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила) (п.38 Правил).

Между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) и абонентом может быть заключен договор водоотведения, предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (п.114 Правил).

Обязательным условием заключения такого договора является возможность очистных сооружений принять дополнительную нагрузку без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод.

  • вещества, материалы, отходы и сточные воды, запрещенные к сбросу;
  • максимально допустимые значения показателей и концентраций, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети).

Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов) (п.111 Правил).

Запрещен сброс (прием) абонентами в ЦСВ сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к (п.112 Правил):

  • повреждению объектов ЦСВ и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:
  • разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;
  • образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;
  • нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях ЦСВ, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;
  • нарушению надежности и бесперебойности работы ЦСВ, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;
  • созданию условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего ЦСВ;
  • невозможности утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

Сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям (п.113 Правил):

  • запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, по перечню согласно приложению № 4 к Правилам;
  • значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5 к Правилам.

Таким образом, Правилами установлены общие требования к сточным водам, допустимым к сбросу абонентами в ЦСВ.

В ЦСВ могут быть приняты производственные сточные воды, которые не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации и могут быть очищены совместно со сточными водами населенных пунктов.

В то же время образующиеся во время мойки осадки сточных вод необходимо передавать специализированной организации в качестве отхода.

По мере накопления осадки сточных вод передают для утилизации на специализированные предприятия или на пункты сбора.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, содержит, в том числе, следующие наименования отходов:

  • осадок механической очистки смеси сточных вод мойки автомобильного транспорта и дождевых (ливневых) сточных вод (код 7 23 121 11 39 4, IV класс опасности);
  • осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный (код 7 23 101 01 39 4, IV класс опасности).

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Следовательно, передача таких отходов возможна только организации, имеющей лицензию на обращение с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке (п.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).

Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации (п.4 Порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок № 1027), утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027).

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов (п.4 Порядка 1027).

Для образующихся отходов I-IV класса опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), хозяйствующим субъектам необходимо разработать паспорта на отходы (с п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

При составлении паспорта на отходы, включенные в ФККО, установление соответствия отходов, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием Банка данных об отходах (далее - БДО) (п.5 Порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026).

Ведение БДО осуществляется Росприроднадзором, в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) в целях обеспечения (п.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • уменьшения количества отходов.

Разработка НООЛР напрямую зависит от категории НВОС, присвоенной объекту. Таким образом, согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

  • НООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС;
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах III категории по уровню НВОС, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах IV категории по уровню НВОС разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Правила установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, вступили в силу 15.03.2018 г. и частично отменяют требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - Объекты), в случае формирования за контурами Объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

СЗЗ устанавливается для Объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)).

В свою очередь источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 1 предельно-допустимых концентраций (ПДК) и/или предельно допустимых уровней (ПДУ) (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Следовательно, если автомойка будет являться источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, то для нее должна быть установлена СЗЗ, или данный объект должен быть учтен в уже имеющемся проекте СЗЗ предприятия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер ориентировочной СЗЗ может быть:

1) до 100 м для мойки:

  • грузовых автомобилей портального типа;
  • автомобилей с количеством постов от 2 до 5;

2) до 50 м для мойки автомобилей до двух постов.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Леонова Надежда Валерьевна

Вопрос: У ИП, применяющего общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога, в составе ОС числится автомобиль. Транспортное средство ИП использует как в своей предпринимательской деятельности, так и для личных поездок.

Необходимо ли вести раздельный учет расходования топлива, затрат на техобслуживание и амортизацию по использованию транспортного средства в предпринимательской деятельности и в личных целях? Если да, то каким образом осуществлять такой учет?

Ответ: Да. Необходимо вести раздельный учет показателей пробега автомобиля по использованию его в предпринимательской деятельности и в личных целях, относительно которого расходы, связанные с его эксплуатацией, будут распределяться в целях налогового учета на расходы, связанные с использованием автомобиля в предпринимательской деятельности и для личных поездок.

Обоснование: ИП, применяющие общий порядок налогообложения, при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК для исчисления подоходного налога имеют право уменьшить сумму доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму профессиональных налоговых вычетов в размере фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в порядке, установленном ст. 169 НК .

Расходы, частично связанные с осуществлением ИП предпринимательской деятельности, исключаются из подлежащих налогообложению доходов только в части, которая непосредственно связана с их предпринимательской деятельностью .

Поэтому в случае, когда ИП использует автомобиль, числящийся в составе ОС, как в предпринимательской деятельности, так и для личных нужд, ИП обязан обеспечить учет расходов, связанных с эксплуатацией этого автомобиля, таким образом, чтобы из доходов, подлежащих налогообложению подоходным налогом, можно было исключить расходы, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью.

К таким расходам относятся, в частности:

— затраты на амортизацию (амортизационные отчисления);

— затраты на техобслуживание и ремонт автомобиля;

— стоимость израсходованного топлива.

Суммы амортизационных отчислений по автотранспортному средству исчисляются в соответствии с Инструкцией N 37/18/6 и учитываются в составе расходов, учитываемых при налогообложении, пропорционально пробегу, непосредственно связанному с предпринимательской деятельностью, для извлечения дохода в отчетном периоде, в котором произведены такие расходы .

Расходы на ремонт и техобслуживание ОС (автомобиля), используемого ИП как для личных нужд, так и для предпринимательской деятельности, также учитываются при налогообложении пропорционально пробегу автомобиля при осуществлении поездок в предпринимательских целях .

Метод распределения расходов по израсходованному топливу при использовании автомобиля как в предпринимательских, так и личных целях НК не установлен. Поэтому, по мнению автора, ИП вправе самостоятельно разработать и закрепить такой метод распределения затрат на затраты, относящиеся к предпринимательской деятельности, и затраты по использованию автомобиля в личных целях.

Учитывая, что расходы на ремонт и техобслуживание ОС (автомобиля), суммы амортизационных отчислений от стоимости ОС учитываются при налогообложении пропорционально пробегу автомобиля при поездках в предпринимательских целях, стоимость израсходованного топлива также целесообразно распределять таким же способом, т.е. пропорционально пробегу .

Определенная таким способом стоимость израсходованного топлива будет учитываться при налогообложении в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, и в размере его фактической оплаты .

Таким образом, для того чтобы ИП верно учесть при налогообложении расходы (ежемесячные суммы амортизационных отчислений, затраты на ремонт и техобслуживание автомобиля, стоимость приобретенного и израсходованного при поездках топлива), понесенные как в целях предпринимательской деятельности, так и в личных целях, необходимо вести учет этих расходов, распределив их на учитываемые и не учитываемые при налогообложении. Следует отметить, что для их правильного распределения на учитываемые и не учитываемые при налогообложении необходимо обеспечить раздельный учет показателей пробега автомобиля по поездкам, связанным с предпринимательской деятельностью, и по поездкам в личных целях.

Затраты на ремонт и суммы амортизационных отчислений ОС отражаются ИП в книге учета ОС. Суммы начисленных за отчетный (налоговый) период амортизационных отчислений от стоимости амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, из графы 5 книги учета ОС переносятся в графу 9 книги учета доходов и расходов .

Количество и стоимость приобретенного и израсходованного топлива (материалов) учитываются ИП в книге учета сырья и материалов .

Поступление топлива отражается ИП в графах 1 — 8 книги учета сырья и материалов. Израсходованное топливо на заправку автомобиля при его использовании в связи с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), т.е. в предпринимательской деятельности, учитывается в графах 9 — 12 книги учета сырья и материалов .

Выбытие топлива по прочим основаниям, не связанным с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), т.е. израсходованного на поездки в личных целях, отражается в графах 13 — 16 книги учета сырья и материалов .

Фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением ИП предпринимательской деятельности, определяются ИП самостоятельно на основании документов, подтверждающих такие расходы .

Документами, подтверждающими стоимость приобретенного топлива, являются документы, выданные АЗС . Фактический расход топлива определяется на основании данных о заправке автомобиля топливом, остатках топлива в баке автомобиля на начало и конец отчетного периода.

Как указывалось выше, расход топлива, использованного в предпринимательской деятельности ИП и отдельно в личных целях, определяется на основании раздельного учета показателей пробега автомобиля.

Для раздельного учета показателей пробега автомобиля ИП может использовать ПУД по самостоятельно разработанной форме: журнал, ведомость и пр., в котором на основании показателей спидометра будет отражаться общий километраж (пробег) совершаемых поездок и отдельно — пробег автомобиля при его использовании в предпринимательских целях . Например, форма журнала (ведомости) учета показателей пробега автомобиля может быть следующая:

Журнал (ведомость) учета показателей пробега автомобиля

На основании показателей данного журнала (ведомости) учета показателей пробега автомобиля ИП составляется ПУД, который также может быть составлен по форме, установленной ИП (справка-расчет и др.), о величине пробега автомобиля за отчетный период (в том числе при его использовании в предпринимательских целях). Данный документ, по мнению автора, будет являться основанием для распределения в целях налогового учета при расчете подоходного налога расходов — ежемесячных сумм амортизационных отчислений, расходов на техобслуживание и ремонт автомобиля, стоимости израсходованного топлива — при использовании автомобиля в предпринимательской деятельности и для личных поездок ИП.

На примере рассмотрим возможный порядок расчета затрат, учитываемых ИП при налогообложении подоходным налогом.

За июнь 2018 г. расходы ИП, связанные с эксплуатацией автомобиля, составили (марка, модель автомобиля не рассматривается, данные условные):

— сумма амортизационных отчислений — 100 руб;

— затраты на техобслуживание и ремонт — 150 руб;

— стоимость израсходованного топлива — 120 руб.

Общий пробег автомобиля равен 740 км (в том числе для целей предпринимательской деятельности — 300 км).

Расчет учитываемых при налогообложении затрат (связанных с эксплуатацией автомобиля для осуществления предпринимательской деятельности) пропорционально пробегу автомобиля:

Читайте также: