Путин подписал закон об отмене обязательного техосмотра автомобилей

Обновлено: 27.03.2024

22 декабря госдума приняла в третьем чтении закон об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам.

Техосмотр остается обязательным для такси, автобусов и грузовиков. Также он по прежнему будет действовать для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случаях их постановки на учет, смены владельца, изменения конструкции или замене основных агрегатов автомобиля или мотоцикла старше четырех лет.

Нужно ли проходить техосмотр с 1 ноября 2021 года: пока да

На данный момент правила технического осмотра транспортных средств регулируются Федеральным законом № 170-ФЗ. Он предписывает, что техосмотр строго обязателен для всех видов транспортных средств. При этом периодичность ТО напрямую зависит от типа транспортного средства и года его изготовления. В отношении легковых автомобилей предусмотрены следующие сроки технического осмотра:

  • для авто с года изготовления которых прошло от 4 до 10 лет - не резе 1 раза в 2 года (24 месяца);
  • для авто с года изготовления которых прошло более 10 лет - ежегодно;
  • для автомобилей, используемых под легковое такси, с года выпуска которых прошло не менее 5 лет - ежегодно;
  • для автомобилей, используемых под легковое такси, с года выпуска которых прошло не менее 10 лет - каждые 6 месяцев.

В первые 4 года после даты изготовления технический осмотр легкового автомобиля проходить не нужно.

Кому не нужно будет проходить техосмотр

Согласно законопроекту от обязательного техосмотра освобождаются "легковые автомобили и мототранспортные средства", принадлежащие гражданам и "используемые ими исключительно в личных целях".

Техосмотр будет необходим при постановке на учет (и машина старше 4 лет), смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.

Мы следим за ситуацией и обо всем сообщаем в Telegram.

22 декабря Госдума отменила обязательный техосмотр.

19 декабря Володин заявил, что закон об отмене обязательного техосмотра должен заработать в 2022 году.

"Все положительные заключения по законопроекту получены. В понедельник рассмотрим его на Совете Думы. Во вторник - во втором чтении. В среду, 22 декабря, - в третьем",- заявил спикер палаты.

14 ноября Штрафы за отсутствие диагностической карты на автотранспорт после принятия законопроекта об отмене техосмотра для автовладельцев будут действовать только в отношении тех, для кого такая процедура останется обязательной, объяснил спикер Госдумы.

Обязанность проходить техосмотр сохранится в отношении такси, автобусов, грузовых автомобилей, транспорта, который используется в служебных и коммерческих целях.

9 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра.

8 ноября Правительство поддержало законопроект об отмене обязательного техосмотра!

Согласно законопроекту от обязательного техосмотра освобождаются "легковые автомобили и мототранспортные средства", принадлежащие гражданам и "используемые ими исключительно в личных целях".

Техосмотр будет необходим при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.

26 октября - Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендовал принять в первом чтении два законопроекта, посвященных отмене техосмотра. Первый документ внесен "Единой Россией" и уже поддерживается правительством. В закон "О техосмотре" (170-ФЗ) вносится поправка, делающая ТО добровольным для владельцев мотоциклов и автомобилей физлиц, не участвующих в перевозках. Второй законопроект внесен "Справедливой Россией". Он также предлагают отмену обязательного ТО, но с помощью иной юридической конструкции: действие всего закона "О техосмотре" не будет распространятся на транспортные средства, принадлежащие физлицам и используемым в личных целях. Требований предъявлять диагностическую карту при перепродаже машины и при доработке конструкции в законопроекте "Справедливой России" нет.

18 октября - В Госдуме планируют осенью рассмотреть законопроект об отмене техосмотра. После принятия законопроекта техосмотр будет необходим лишь при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов автомобиля или мотоцикла старше четырех лет. Для коммерческого автотранспорта, включая такси, процедура остается обязательной.

9 октября - МВД России начало обсуждать варианты изменения процедуры техосмотра. "Проводится обсуждение с профессиональным сообществом различных вариантов корректировки существующих обязательных требований к диагностике транспортных средств", - подтвердили в МВД. При этом отметили, что детальный комментарий пока давать рано.

22 сентября 2021 года - МВД России предложило дополнительное упрощение процедуры техосмотра для тех транспортных средств, которые будут обязаны проходить диагностику: грузовиков, автобусов и такси. Так, в ведомстве задумали отказаться от проверки уровня загрязняющих веществ в выхлопе, проверки трещин в лобовом стекле, замков дверей, систем обогрева, регулировки сидений и обдува ветрового стекла.

14 сентября 2021 года - партия "Единая Россия" внесла в Госдуму РФ законопроект об отмене технического осмотра;

13 сентября 2021 года - Правительство РФ поддержало законопроект об отмене техосмотра для большинства категорий легковых транспортных средств;

7 сентября 2021 года - партия "Единая Россия" заявила о необходимости отмены техосмотра, подготовке соответствующего законопроекта;

22 августа 2021 года - с этой даты вступили в силу поправки в законодательства, после чего для оформления страхового полиса стало не нужно предъявлять диагностическую карту после ТО;

19 августа 2021 года - МВД предложило упростить техосмотр автомобилей, убрать ряд обязательных проверок;

19 июля 2021 года - Совет Федераций РФ предложил ужесточил правила прохождения технического осмотра;

2 июля 2021 года - Президент РФ Владимир Путин подписал изменения в законодательство об отмене диагностической карты после ТО при получении страховки ОСАГО;

1 июля 2021 года - ужесточены правила техосмотра для некоторых категорий легковых автомобилей (в том числе для б/у машин, ввезенных из-за границы);

10 июня 2021 года - МВД предложило сделать технический осмотр легковых автомобилей добровольным;

25 февраля 2021 года - на срок до 1 октября 2021 года продлен действующий порядок технического осмотра автомобилей;

1 июля 2011 года - принят Федеральный закон № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств. ", начали действовать текущие правила ТО;

Совет Федерации одобрил закон об отмене обязательного регулярного техосмотра автотранспорта, используемого в личных целях. Об этом сообщает ТАСС. От данной процедуры будут освобождены легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие гражданам и используемые ими исключительно для собственных нужд. подробнее

Совет Федерации на заседании в пятницу одобрил закон об отмене обязательного регулярного техосмотра автотранспорта, используемого в личных целях. От данной процедуры будут освобождены легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие гражданам и используемые ими исключительно для собственных нужд. подробнее

Уточняется, что водители могут пройти ТО по желанию. Об этом сообщает сайт Госдумы. Согласно принятому законопроекту, в России отменяется обязательный техосмотр для легковых автомобилей и мототранспорта, находящихся в собственности у физических лиц и используемых ими в личных целях. подробнее

В 2019 всех напугали, приняв закон об обязательном ТО, причем с электронной базой данных, где по планам законодателей должен был быть указан даже механик, проводивший диагностику. подробнее

Исключение составят легковые автомобили или мотоциклы старше четырех лет в случаях их постановки на учет, смены владельца или изменения конструкции транспортного средства, сообщается на сайте Госдумы. Законопроект об отмене техосмотра для владельцев авто был принят вчера во втором чтении. подробнее

В начале ноября стало известно, что депутаты Госдумы приняли законопроект об отмене обязательного техосмотра личного автотранспорта в первом чтении. Планируется, что новые правила вступят в силу в 2022 году. подробнее

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра для личного автомобильного транспорта. подробнее

Государственная дума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении закон об отмене обязательного техосмотра в России. подробнее

21.12, 16:58 Госдума во втором чтении одобрила отмену обязательного техосмотра для личных автомобилей

Депутаты во втором чтении одобрили поправки в законодательство, которые отменяют прохождение обязательного техосмотра для большинства автолюбителей, сообщает пресс-служба Госдумы. Техосмотр отменяется для автомобилей, принадлежащих физлицам и используемых ими в личных целях. подробнее

Закон об отмене техосмотра может вступить в силу с 1 января 2022 года

Госдума России планирует до конца декабря принять закон об отмене обязательного техосмотра личного автотранспорта. Об этом 17 декабря сообщает ТАСС.

От обязательного техосмотра будут освобождены легковые автомобили и мототранспорт, принадлежащий гражданам и используемый ими исключительно в личных целях. Отмена техосмотра не коснётся такси и другого транспорта для перевозки пассажиров, а также личного автотранспорта, который используемый в служебных целях. Вместе с тем техосмотр нужно будет проходить при постановке на учёт, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов.

Напомним, первое чтение в парламенте законопроект прошёл ещё 9 ноября 2021 года. До завершения осенней сессии Госдума планирует его принять окончательно. В частности, 20 декабря законопроект рассмотрит Совет Думы, на 21 декабря намечено второе чтение, на 22 декабря — третье. Такая стремительность обусловлена тем, что приближается конец года, а вместе с ним подходит и время проведения техосмотра на следующий год. Изменения коснутся порядка 50 млн автомобилей.

Техосмотр автомобиля в 2022 году: нужен ли?

Кому нужно проходить техосмотр?

С 1 января 2012 года в жизни российских автолюбителей произошло важное событие – вступил в силу закон, отменяющий прежнюю систему техосмотра (через пункты Гостехосмотра), и привязавший его к оформлению полисов обязательного страхования ответственности водителей (ОСАГО). До 2014 года еще длился переходный период, однако по факту техосмотр передали в частные руки почти 10 лет назад.

И с тех пор систему постоянно критиковали – к 2019 году в ней назрели серьезные перемены, потому что большинство автомобилистов предпочитали платить за техосмотр, но не проходить его, получая диагностические карты у недобросовестных операторов. И на 2020 год запланировали большую реформу техосмотра – к операторам повысили требования, как и к самому процессу техосмотра: вводилась обязательная фотофиксация процесса, а операторы пунктов ТО начинали всерьез отвечать за свою работу.

Но из-за пандемии и прочих моментов реформу отложили на 1 марта 2021 года. А поскольку пандемия никуда не ушла, водителям дали еще полгода отсрочки – просто продлив автоматически истекающие диагностические карты на 6 месяцев (минимум до 1 октября). Сама же реформа вступила в силу – теперь на пунктах ТО обязательно фотографируют автомобили, и вносят данные в обновленную систему.

Тем не менее, даже при всех этих условиях техосмотр остается обязательным. И в 2022 году, если следовать закону, его должны проходить:

  • автомобили, на которые истек срок действия диагностической карты (не для оформления ОСАГО, а просто потому, что так требует закон);
  • автомобили, которым в 2022 году исполнилось 4 года – они должны пройти техосмотр впервые;
  • транспорт, использующийся в коммерческой деятельности – для него техосмотр всегда был обязательным, и это не изменилось.

В целом, водители настолько запутались в последних нововведениях, что уже не могут толком понять, когда нужно проходить техосмотр, а когда это будет уже необязательно.

Что будет, если не пройти техосмотр?

Еще не так давно техосмотр был четко привязан к ОСАГО. Управление автомобилем без страховки карается штрафом в размере 500-800 рублей, а без диагностической карты оформить полис невозможно. Соответственно, водителя наказывали за отсутствие страховки, но обычно в этом случае у него не было и техосмотра. Но в реформе техосмотра была предусмотрена и ответственность за езду без диагностической карты:

  • с 1 марта 2022 года начнет действовать статья КоАП РФ, вводящая штраф за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр, в размере 2000 рублей;
  • штраф будет выноситься автоматически – если камера зафиксирует на дороге автомобиль с номером, к которому в ЕАИСТО (система, где хранятся данные о техосмотре) не привязана диагностическая карта.

Правда, стоит вспомнить, как в Москве пытались штрафовать водителей без ОСАГО – оказалось, что при нынешнем уровне развития технологий это сделать очень сложно. Камеры захватывали номера, затем их сверяли по базе ГИБДД с VIN-кодами, по которым шел запрос на базу РСА, которая должна была выдать – есть ли за этим авто договор страхования. Все продвигалось так медленно, что от идеи пока отказались.

И из законопроекта, который подготовило МВД, следует, что штраф в 2000 рублей за отсутствие диагностической карты с 1 марта 2022 года вводить все-таки не будут.

Однако сейчас, пока техосмотр не отменен, у всех автомобилистов должна быть диагностическая карта. На это есть две причины:

  • если автомобиль без техосмотра попадет в ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния, страховая компания сможет подать регрессный иск к виновнику ДТП и отсудить то, что выплатила пострадавшему. Для личного транспорта это скорее теория, чем практика (ГИБДД проще написать, что водитель не справился с управлением), а вот для коммерческого транспорта регресс за отсутствие ТО будет, даже если причина ДТП не связана с технической неисправностью;
  • на водителей коммерческого транспорта за отсутствие техосмотра накладывается штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Кроме того, ездить на явно неисправном автомобиле тоже нельзя – за это сотрудники ГИБДД могут оштрафовать водителя на месте на 500 рублей (а могут ограничиться и предупреждением).

Судя по всему, после принятия законопроекта об отмене техосмотра, любая ответственность за его отсутствие у водителя личного автотранспорта будет исключена.

Процедура техосмотра и ее цена

Учитывая ограничения по времени, на каждый пункт у оператора должно уходить примерно 30 секунд – однако, например, чтобы проверить направление света фар, светопропускаемость стекол, герметичность топливной системы, протектор шин и многое другое, нужно гораздо больше времени.

При этом проводить осмотр по 70 пунктам оператор должен за очень небольшие деньги – как правило, стоимость всей процедуры составляет 700-800 рублей для легкового автомобиля. А если заказать диагностику автомобиля вне системы техосмотра (например, перед покупкой авто), это обойдется в 2-3 тысячи рублей и более.

Если же попытаться пройти техосмотр честно, нужно подготовиться к следующему:

  • оператор проверит комплектность обязательных огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки, и т.д.;
  • проверит, что все лампочки правильных цветов и работают;
  • проверит тормозную систему автомобиля на специальном роликовом стенде;
  • проверит рулевое управление (оно должно быть точным и без люфтов).

Техосмотр отменяют, но не совсем

И последнее, о чем стоит сказать – это законопроект, отменяющий техосмотр для личного легкового автотранспорта. Разработанный МВД документ поддержало правительство, и в сентябре направило его в Госдуму. Там его уже рассмотрел Совет, поэтому вскоре документ уже поставят на голосование.

В законопроекте, по сути, говорится о двух вещах:

  • легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физлицам и используемые ими в личных целях, не подлежат обязательному техосмотру;
  • проходить техосмотр автомобилям старше 4 лет придется только в двух случаях: если это согласование изменения конструкции или постановка авто на учет и перерегистрация на нового владельца.

Если пункт о прохождении ТО при переоборудовании авто существовал уже давно (это последний этап согласования изменения конструкции), то предоставление диагностической карты при переоформлении автомобиля на нового владельца – абсолютное новшество.

Сейчас, чтобы переоформить авто, нужно предоставить в ГИБДД документы на машину (СТС и ПТС), договор купли-продажи, паспорт нового владельца, квитанцию об уплате госпошлины, заявление (с отметкой о пройденном осмотре у инспектора) и полис ОСАГО. По факту для оформления страховки автовладелец и так проходит техосмотр, но именно диагностическая карта при этом не требуется.

После принятия законопроекта всем, кто переоформляет автомобиль, придется проходить техосмотр. Возможно, это было сделано, чтобы не лишать операторов пунктов ТО доходов – в месяц на вторичном рынке продается в среднем 400 тысяч автомобилей, что даст неплохую выручку станциям. Официально о том, зачем вводить техосмотр при перепродаже автомобиля, так до сих пор и не объявили.

Законопроект уже находится в Госдуме, если его успеют рассмотреть и принять в трех чтениях, одобрить в Совете федерации и передать на подпись президенту в сжатые сроки, то он начнет действовать уже скоро (в документе говорится – с даты опубликования).

Читайте также: