Психические особенности поведения участников дтп

Обновлено: 20.05.2024

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с уходом близких в иной мир. Некоторые нации и народы верят, что смерть – это не конец пути. С уверенностью утверждать, что ожидает каждого после кончины, не может никто. Однако идеи о бессмертии души, перемещениях жизненной энергии и перерождении личности после смерти находят отражение в убеждениях народов во всем мире, вне зависимости от вероисповедания.

Большинство людей воспринимает смерть как нечто неизбежное и недоступное для понимания. Неопределенность оказывает прямое влияние на то, с каким трудом мы отпускаем умерших близких и насколько тяжело переживаем потерю. Непросто осознать, что любимый человек ушел безвозвратно. Ситуация осложняется существующими в современном обществе установкам по отношению к смерти: обсуждать заранее эту тему не принято. Люди стараются отгородиться от тяжелых мыслей, а когда трагический момент настает, оказываются совсем к нему не готовы. Как преодолеть боль потери или помочь близким преодолеть утрату? Существуют ли способы облегчить боль и как вести себя со скорбящими людьми? Ответить на эти вопросы постараемся в данной статье.

Психология горя: переживание потери близкого человека

Сила переживаний и скорби после смерти дорогого человека могут зависеть от многих факторов. Сложнее всего отпускать самых близких членов семьи. При этом важное значение имеют и условия ухода человека из жизни, формирование у родственников чувства вины, наличие опыта подобных утрат и т.д.

Помощь скорбящим после утраты могут оказать специалисты-психологи. На основе изучения психологии горя, исследователи установили базовые закономерности и этапы, которые проходит человек в процессе осознания и принятия своей потери. Эти знания помогают оказывать поддержку и предотвращать возникновение психологических травм.

Модель принятия Кюблер-Росс

Существует несколько концепций, описывающих основные этапы принятия утраты. Одной из самых популярных стала модель американского доктора Э. Кюблер-Росс. Долгое время исследователь занималась изучением психологии пациентов с неизлечимыми заболеваниями. Полученные данные позволили сформировать последовательность реакций человека на неизбежное. Они включают 5 основных стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Подобное поведение демонстрируют не только сами больные, аналогичным образом проходит и принятие утраты у родственников после их смерти. Рассмотрим подробнее каждый этап.

Первая реакция на горе обычно проявляется в отрицании действительности. Часто в это время люди отрешаются от происходящего. При этом они могут принимать на себя ответственность за организацию похорон и полностью концентрироваться на выполнении необходимых дел. Подобная реакция со стороны психики помогает подготовиться к дальнейшим этапам.

У скорбящих по умершим близким стадия торга обычно проявляется в возникновении чувства вины. Часто людям кажется, что они подвели покойного, не сделали для него всего, что могли. Мысли о том, что ситуацию можно было бы изменить, если бы они приложили больше усилий, приводит к следующей стадии.

В это время родственники наиболее глубоко переживают потерю. Для стадии депрессии характерна апатия и отстранение человека от его привычного образа жизни, так как он переживает свое горе.

Период депрессии постепенно сменяется принятием. В момент, когда человек смиряется с утратой, он начинает постепенно возвращаться к привычной жизни. Чувство скорби несколько ослабевает и разум обращается к воспоминаниям, связанным с умершим близким.

Перечисленные стадии по продолжительности могут значительно отличаться у разных людей. При переходе к каждому новому этапу старые иногда повторяются, но уже с меньшей силой.

Модель принятия Василюка

Отечественный психотерапевт Федор Ефимович Василюк также выделяет пять основных стадий принятия горя. По своей сути они схожи с моделью Кюблер-Росс, однако исследователь рассматривает переживания не как процесс, а в качестве особой формы деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия.

Усугублять состояние скорбящего и приводить его к осложненному горю может ряд факторов:

  • чувство вины из-за ссор и конфликтов с умершим родственником;
  • невыполненные обещания;
  • внезапный характер смерти или невозможность попрощаться с покойным;
  • отсутствие моральной поддержки.

Существует несколько основных симптомов, которые указывают на то, что человек переживает состояние осложненного горя.

  • социальная изоляция и изменение поведения в обществе;
  • непризнание случившегося, отсутствие эмоционального отклика;
  • постоянное чувство скорби об умершем и возвращение к мыслям о трагедии;
  • неспособность сконцентрироваться на других темах, кроме смерти родственника;
  • психосоматические осложнения и заболевания, по симптомам часто напоминающие состояние умершего.

Психологическая помощь скорбящим: как вести себя и что говорить?

Каждый человек переживает боль утраты по-своему, повлиять на этот процесс извне достаточно сложно. Но это не значит, что скорбящий не нуждается в моральной поддержке. Часто люди не знают, как помочь своим близким в этот сложный период, о чем стоит разговаривать, а какие темы лучше обходить стороной.

В общении с людьми, пережившими утрату, следует придерживаться нескольких основных правил.

Не оставлять скорбящего в одиночестве и предоставлять возможность выговориться.

Если же человек не проявляет желания поговорить о случившемся, не стоит настойчиво принуждать его к этому. Разговор должен начать сам скорбящий, когда он будет к этому морально готов.

Не давить на скорбящего и не обесценивать его эмоции.

Тревожным знаком может служить только зацикливание на трагедии более 2 лет, неспособность сконцентрироваться на реальной жизни или развитие психосоматических отклонений.

Внимательно наблюдайте за состоянием скорбящего.

Глубокие эмоциональные переживания часто накладывают сильный отпечаток на жизни человека. В стремлении уйти от действительности, многие прибегают к крайним мерам – злоупотреблению алкоголем или лекарственными препаратами, совершению рискованных поступков, немотивированной агрессии к окружающим. Если действия скорбящего способны негативно повлиять на его собственное здоровье и создают опасность для жизни, необходимо оказать ему помощь.

При необходимости обратиться за помощью к специалисту.

- травмы, не совместимые с жизнью – 20%
- задержка скорой помощи – 10%
- неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.



Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

- отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

- изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

- пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

- под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

- непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.




Признаки эффективной реанимации:

- появление пульсации на сонной артерии;

- кожные покровы обретают розовый цвет;

- появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

- при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

- при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

- обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

  • от прямого удара транспортным средством;
  • от общего сотрясения тела человека вследствие удара;
  • от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

Психологическая природа ошибок человека при ДТП

Установлено, что из-за ошибок водителя на разных видах транспорта в наше время возникает 40-80% всех дорожно-транспортных происшествий. Причем характерно, что роль человеческого фактора в аварийности с годами растет, в то время как технического – понижается. И если вникнуть в суть всех ошибок, то можно заметить, что все они психологической природы.

Немецкие психологи приводят следующую статистику психологических причин обстоятельств ДТП.

1.Основные психологические факторы и условия 179 ДТП (в пределах населенного пункта), в процентах:

— недооценка опасности –21.8;
— неверная оценка ситуации – 17.7;
— отвлечение внимания – 16.5;
— боязливость в маневрах – 14.9;
— ошибочное предвидение развития ситуации – 14.5;
— обусловленная возрастом непригодность к управлению автомобилем – 10.1;
— непредсказуемость поведения – 4.4.

2. Побочные психологические факторы 179 ДТП (в пределах населенного пункта), в процентах:

— спешка – 23.1;
— настроение – 22.1;
— небольшая практика вождения – 11.5;
— неадекватные действия – 9.6;
— недостаточное знание ПДД – 8.7;
— плохое владение навыками управления транспортным средством – 8.7;
— незнакомая местность – 7.7;
— бездействие – 6.7;
— переутомление – 1.9.

К сожалению, у нас нет данных российских психологов, но важно, что в данных, полученных немецкими психологами, отражается вся значимость влияния психологических причин на ДТП.

Как пример психологической природы ошибок водителя можно привести интересное исследование, проведенное в одном таксопарке. Оказалось, что в первой половине рабочей смены ДТП возникало чаще по вине самих водителей такси. Их нарушения заключались в необоснованном риске, в желании извлечь из нарушений Правил дорожного движения какие-то выгоды. Во второй же половине дня ДТП являлись результатом недостаточной мотивированности к безопасной езде и соблюдению Правил дорожного движения. Во второй половине дня водители старались, действовали скорее по Правилам и не допускали ошибок, но накопившаяся усталость не позволяла им уходить от разных опасностей на дорогах.

Каждая ошибка человека – это результат действия или бездействия, то естm она является проявлением психики конкретного человека.

Ошибка может быть следствием:

1.Недостатка его индивидуальных качеств: врожденных и приобретенных (высокая возбудимость, замедленная реакция, рассеянное внимание, соревновательное поведение, чрезмерная самоуверенность и т.п.);
2. Нарушения его текущего состояния (утомление, стресс, болезнь), сбоя в процессе психической деятельности (не увидел, неверно решил, не заметил, не обратил внимания, неправильно истолковал);
3. Ложного сигнала идущего рядом автомобиля ( не включил поворотники, не показал, что будет делать маневр ит.п.);
4. Несовершенства техники и т.п.

Психологическая природа ошибок человека при ДТПЧаще всего причиной аварии является целый комплекс отрицательных факторов, которые могут влиять на состояние водителя в момент вождения. Это плохое обучение (к сожалению, очевидно, что не все инструкторы по вождению имеют профессиональную пригодность к этому виду деятельности), различные физические и социальные факторы, нарушившие нормальное рабочее состояние человека, разные внешние помехи и высокий уровень тревожности.

В психологии известен и стал классическим феномен, установленный очень давно немецким психологом Куртом Левиным. Это феномен “переноса желаемого будущего в настоящее”, когда притягательное будущее (возможность вернуться домой, расслабиться, делать что хочешь) воспринимается с опережением. Этот феномен проявляется во всех областях жизни. Классическим считается пример с заключенными, которые часто сбегают из тюрем за несколько дней до их освобождения. Если говорить на более близкую тему, водители тоже знают по себе проявление феномена “переноса”: по прибытии на конечный пункт следования, чувствуя себя уже почти дома, водители часто попадают в аварии. Это случается и во дворах домов, и на пустых проселочных дорогах за несколько метров до своего дома.

Изучением влияния индивидуальных качеств человека на несчастные случаи занимались и занимаются очень многие и отечественные и зарубежные психологи. Немецкий психолог Карл Марбэ еще в 20-е годы прошлого столетия пришел к заключению, что есть такая категория людей, которая предрасположена к ошибкам и, вытекающим из них, несчастным случаям. Другая категория людей (и их большинство) без ошибок выходит из сложных и опасных ситуаций. Объяснял К. Марбэ это тем, что первые не умеют быстро приспосабливаться к быстрым изменениям ситуации, которые чаще всего возникают неожиданно. Этих людей он назвал “травматиками” или “аварийниками”. Другие же способны действовать в измененных условиях так же успешно, как и в обычных.

Психологическая природа ошибок человека при ДТПАвстралийский психолог М. Хендерсон своими исследованиями подтверждает эту теорию. Им было установлено, что водители, которые часто попадали в аварии, потом, после перехода на другую работу, все равно продолжали попадать в несчастные случаи – и если не на работе, то при выполнении домашних дел. Американский психолог Бингейм, изучая аварийность водителей автомобилей, также обнаружил, что небольшая группа водителей “набирала” столько несчастных случаев и аварий, сколько не “набирали” все остальные водители большого автомобильного предприятия. Этот психолог выделил три характерные особенности “аварийников” :

1. Эти люди чаще других совершали общественно неприемлемые поступки.
2. Они имели больше недостатков в своем здоровье.
3. Отличались худшими способностями.

Спустя 90 лет вопрос о правомерности К. Марбэ еще обсуждается. Но весь практический опыт в изучении безопасности труда показывает, что большинство повторных несчастных случаев приходится на относительно небольшую группу людей. Другой американский психолог Дж. Роттер установил, что есть категория людей, которая в своих деяниях полагается только на себя, на собственные возможности. Поэтому в поведении они ориентированы только на контроль за своим состоянием и действиями. Их назвали “интерналами”. Другая категория людей в своей деятельности больше ориентируется на внешние условия, полагая, что именно о них зависит ее успех. Их назвали “экстерналами”. Различие этих двух категорий в том, что “экстерналы”, по сравнению с “интерналами”, более агрессивны, подозрительны, менее эмоционально устойчивы, менее способны избегать конфликтных ситуаций, у них чаще возникают ошибки при вождении и, вследствие этого, у них больше различных нарушений Правил дорожного движения, больше аварий.

Психолог Т. А. Полякова установила, что индивидуальные особенности водителей отражаются на стиле вождения. Она выделила два стиля. В каждом предпочтение отдается контролю за ситуацией и ее разносторонней оценке, в другом – выполнение маневра. Ею было доказано, что второй стиль вождения является наиболее опасным на дорогах и связан с большим числом дорожных происшествий. В чисто поведенческом плане этот стиль проявляется в частых обгонах и перестроениях, в малых дистанциях до впереди идущего транспорта, в разворотах на высокой скорости и относительно редком использовании для лучшей ориентации на дороге зеркала заднего вида.

Приведенные нами результаты различных психологических исследований говорят о том огромном значении знания психологических механизмов и индивидуальных качеств, которые в той или иной мере могут повлиять на безопасность вождения автомобиля. И пренебрежение ими, непонимание своей психологии и психологии других водителей увеличивает вероятность попадания в ДТП.

Читайте также: