Причины и последствия дтп обж

Обновлено: 03.05.2024

Причины дорожно-транспортных происшествий. Их классификация: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, пешехода, велосипедиста, стоящее транспортное средство, гужевой транспорт. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.04.2015
Размер файла 332,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Основные причины дорожно-транспортного происшествия

Глава 2. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии

Введение

Дорожно-транспортные происшествия - являются одной из основных причин гибели людей в условиях мирного времени. В России ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 000 человек, не считая травмированных.

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Самым опасным признан автотранспорт, он наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Так, на 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный - 6, на автомобильный - 20 человек.

Жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь. Журнал Автомобилист, декабрь. -- М., 2006.

Глава 1. Основные причины дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) -- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб. Д. С. Льневский Психология безопасного вождения автомобиля. -- М., 2001. Все ДТП подразделяются на следующие типы:

- наезд на препятствие (неподвижный предмет);

- наезд на пешехода;

- наезд на велосипедиста;

- наезд на стоящее транспортное средство;

- наезд на гужевой транспорт;

- наезд на животное;

· прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения. Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта, повлёкшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП), относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия, указанные в законе, к которым относятся: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.

Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц - пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

К списку основных причин ДТП относят:

· нарушение правил дорожного движения, в том числе:

- превышение допустимой скорости движения;

- разговоры по мобильному телефону;

- неиспользование ремней безопасности;

- использование неисправного транспортного средства;

- усталость водителя (водитель при сильной усталости может уснуть за рулём).

· разговор с пассажирами;

· курение за рулём;

· управление электронными устройствами (радио, CD проигрывателем или GPS) во время движения;

Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 000 ДТП, в которых погибает 27 000 человек и получают ранения 250 000.

Глава 2. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортном происшествии

медицинский дорожный транспортный происшествие

В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия происходят вдалеке от медицинских учреждений. Именно это обстоятельство, а также и то, что водители раньше других могут быть полезны пострадавшим, обязывает их уметь оказывать первую медицинскую помощь, т.е. проводить неотложные мероприятия для спасения жизни пострадавших. Водители автомобилей и других транспортных средств, как причастные, так и непричастные к дорожно - транспортному происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, наказывается по закону.

Последовательность действий при оказании помощи пострадавшим.

Извлечение пострадавших из разбитого автомобиля. Дорожно - транспортные происшествия на дорогах часто сопровождаются сложными переломами, черепно-мозговыми травмами, повреждениями позвоночника. У потерпевшего может быть сразу несколько травм. Поэтому выносить его из автомобиля следует очень осторожно. Нельзя дёргать и сгибать ему туловище, руки или ноги, вытягивать их силой. Надо постараться прежде устранить всё, что удерживает пострадавшего.

Если человек потерял сознание и находиться в неестественном положении, выносить его из автомобиля нужно вдвоём или втроём, стараясь не изменять этого положения. С особым вниманием следует отнестись к пострадавшим при подозрении на перелом позвоночника, не перемещать их без крайней необходимости, ибо это может вызвать паралич. Такого человека нужно положить на спину или живот с таким расчётом, чтобы место повреждения не ущемлялось.

У пострадавшего нужно ослабить галстук, расстегнуть воротник, пояс, чтобы не затруднялось дыхание.

При переломах и вывихах конечностей необходимо во всех случаях накладывать шины, а при их отсутствии делать фиксацию подручными предметами (досками, палками). (Рис. 1)

При сильном кровотечении накладывается жгут. (Рис. 2) При небольших кровотечениях из раны удаляют поверхностно лежащие инородные тела, края ее обрабатывают спиртом или йодом, накладывают ватно-марлевую повязку. При глубоких ранах конечностей для обеспечения покоя руку подвешивают на косынке, а ногу иммобилизуют (обеспечивают неподвижность) при помощи стандартной шины или подручных средств.

Если пострадавший не приходит в сознание, надо немедленно определить наличие и частоту дыхания, а также частоту пульса на сонной артерии. Если потерпевший при ДТП без сознания, дыхания и сердцебиения нужно действовать быстро и четко в следующей последовательности:

освобождение дыхательных путей;

наружный массаж сердца.

Если пострадавший без сознания, но дышит и пульс в пределах нормы, надо постараться привести его в сознание, дав понюхать нашатырный спирт.

Оказание первой помощи должно производиться быстро и не причинять пострадавшему излишней боли. Спасатель должен за 5-10 секунд определить, какие травмы имеются у пострадавшего и действовать по порядку, начиная с более важных и заканчивая менее важными мероприятиями. После оказания первой помощи нужно перенести пострадавшего в безопасное место, укрыть от холода (зноя, дождя) или организовать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение (если в этом есть необходимость).

Транспортировка пострадавшего в зависимости от вида травмы и тяжести состояния.

Основным требованием к транспортировке пострадавшего в лечебное учреждение является обеспечение покоя и достаточных удобств. При транспортировке необходимо учитывать состояние здоровья пострадавшего. Если оно удовлетворительное - можно перевозить на попутном транспорте. Не всякий попутный транспорт, особенно грузовой, может быть использован для этого, так как тряска и толчки могут причинить дополнительную травму и ухудшить общее состояние.

При травме грудной клетки пострадавшего нужно транспортировать в полусидячем положении.

При переломе ключицы - в сидячем положении.

При закрытой травме живота - в положении лежа на спине с холодом на животе.

При травме лица или челюстей - в положении лежа с повернутой на бок головой.

При травме поясничного отдела позвоночника - в положении лежа на животе на жесткой основе.

При закрытой черепно-мозговой травме - в положении лежа на спине с повернутой на бок головой. Это предупредит западание языка (запавший язык перекроет дыхательные пути и вызовет нарушение дыхания, вплоть до возникновения потребности в реанимационных мероприятиях) и в случае рвоты не позволит рвотным массам, а также слюне попасть в дыхательные пути, что также небезопасно для жизни пострадавшего.

Мы живем в эпоху небывалого технического прогресса. Дорожно-транспортные происшествия и связанный с ними травматизм - этим человечество расплачивается за удобства, обретенные с техническим прогрессом.

Многие люди погибли, или последствия ДТП для них осложнились, лишь только по той причине, что им не была своевременно оказана первая доврачебная медицинская помощь другими участниками дорожно-транспортного происшествия, а также людьми, по случаю оказавшихся рядом. Именно поэтому обладать первичными навыками оказания доврачебной помощи должен каждый человек. Только наличие таких знаний и умений может снизить тяжесть последствий ДТП и сохранить жизнь пострадавшим.

Первая доврачебная медицинская помощь является первым из трех этапов оказания помощи пострадавшим. Проводится она на месте ДТП в порядке самопомощи и взаимопомощи водителем и пассажирами транспортного средства, которые не пострадали или получили более легкие травмы.

При оказании первой доврачебной медицинской помощи необходимо, прежде всего, устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов (извлечь его из-под обломков или из-под колес транспортного средства; извлечь пострадавшего из воды или салона автомобиля; освободить пострадавшего от тлеющей или горящей одежды; вынести пострадавшего из помещения, где скопились вредные газы). Далее необходимо вызвать бригаду скорой помощи и сообщить о случившемся в ГИБДД или любое ближайшее отделение милиции.

Все действия по оказанию первой доврачебной медицинской помощи должны выполняться предельно осторожно, чтобы не осложнить положение потерпевшего, не вызвать усиления его боли, избежать новых повреждений. Здесь следует руководствоваться принципом - определяя порядок помощи пострадавшему, исходить из самого худшего, что может быть в данной ситуации.

Если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания. Если у пострадавшего не прощупывается пульс, то одновременно с проведением искусственного дыхания осуществляют наружный массаж сердца (закрытый, непрямой); останавливают угрожающее жизни кровотечение. Обрабатывают раны и накладывают повязки (жгуты). При переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для исключения подвижности (иммобилизации) в месте перелома.

Даже в том случае, если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни (сердцебиение, пульс, дыхание, реакция зрачков на свет), - первая доврачебная медицинская помощь должна оказываться вплоть до прибытия медицинских работников или доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Отсутствие признаков жизни пострадавшего еще не говорит о факте его окончательной смерти. Организм продолжает еще некоторое время жить и при правильно оказанной помощи его можно реанимировать.

Своевременно и в полном объеме оказанная первая доврачебная медицинская помощь позволяет спасти жизнь и служит профилактикой возможных осложнений, обеспечивает благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.

Проблема повышения безопасности в целом связана с обстановкой в стране, общественной дисциплиной, традициями поведения на улицах и дорогах. Благодаря своей массовости дорожное движение становится частью работы по укреплению общественной дисциплины, усвоению всем населением и участниками дорожного движения цивилизованных форм поведения, отвечающих современному уровню развития правовой культуры.

Список литературы

1. Гостюшин В. П., Шубина М. Д. Азбука выживания. -- М., 1995.

2. Журнал Автомобилист, декабрь. -- М., 2006.

3. Ильичев А. Популярная энциклопедия выживания. -- Челябинск, 1996.

4. Льневский Д. С. Психология безопасного вождения автомобиля. -- М., 2001.

5. Малышко Т. Н. Психология начинающего водителя. -- М., 1994.

6. Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

7. Соловьев Э. Я. Поведение в экстремальных ситуациях. -- М., 1996.

8. Яцек Е. Выживание в городе. -- М.,1992.

Список иллюстраций

1. Наложение шины при переломах.

2. Наложение жгута.

Иллюстрации

1. Наложение шины при переломах.

1. Косыночная повязка; 2. Иммобилизация при переломах предплечья и кисти с помощью подручных средств; 3. Иммобилизация при переломе голени; 4. Иммобилизация при переломе бедра с помощью реек; 5. Положение пострадавшего при переломе позвоночника; 6. Иммобилизация верхней конечности при повреждениях плеча, ключицы.

2. Наложение жгута.

Подобные документы

Классификация и основные причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Дорожно-транспортный травматизм. Средства безопасности и профилактики травм при ДТП. Состояния, требующие оказания немедленной доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

реферат [553,5 K], добавлен 09.01.2014

Сущность дорожно-транспортного происшествия, особенности, классификация причин и тяжести последствий, которые оно за собой влечет. Характеристика дорожно-транспортных происшествий, их статистика. Специфика экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

реферат [58,9 K], добавлен 07.05.2010

Понятие дорожно-транспортного происшествия. Особенности и причины нарушений правил дорожного движения среди школьников. Изучение в школьной программе тем, связанных с профилактикой дорожно-транспортного травматизма. Характеристика системы работы школы.

дипломная работа [3,6 M], добавлен 27.10.2017

Понятие и виды дорожно-транспортного происшествия. Особенности и причины нарушений правил дорожного движения среди школьников. Изучение статистики детского травматизма в Вологодской области. Анализ школьной программы по безопасности жизнедеятельности.

дипломная работа [3,2 M], добавлен 12.08.2017

Первая помощь при кровотечениях. Неотложная помощь при внезапной остановке сердца. Первая помощь при ранениях, сотрясениях и ушибах головного мозга, переломах ребер, грудины, ключицы и лопатки, травматическом шоке, термических ожогах, отморожении.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП), событие возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб.


ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, при-дорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами.

Анализ аварийности в Российской Федерации показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств у нас в не-сколько раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран:

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП; содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия ТС, задействованных в ликвидации по-следствий ДТП; принятие мер по оказанию ПП пострадавшим на месте ДТП; обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП; организация движения на подъездах к месту ДТП; участие в АСР в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию; охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП;

привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденных ТС, оказание ПП и др.); организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) ТС, места ДТП и прилегающей территории, проведния мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения пожаров и проведения первоочередных АСР; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологи-ческой безопасности;

привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи по-страдавшим;

обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.

-оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую ин-формацию и организовать, при необходимости, спасение пострадавших;

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Задачами и целью управления АСР при ДТП, исходя из основополагающих принципов безопасности дорожного движения, являются обеспечение условий и действий аварийно-спасательных служб по минимизации ущерба для жизни, здоровья людей и окружающей среды в ЧС, обусловленных ДТП.

С целью повышения эффективности спасения пострадавших при ликвидации последствий ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и муниципальными органами управления МЧС России, определяются зоны обслуживания (ответственности) а также состав аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований, а также пожарно-спасательных подразделений привлекаемых к ликвидации последствий (далее - подразделений МЧС России).

Зоны обслуживания подразделений МЧС России, участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением РФ, по согласованию с соответствующей комиссией по ЧС, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований.

Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей подразделений МЧС России. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования или дополнения мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими подразделениями МЧС России.

-определение состава сил и средств, необходимых для ликвида-ции последствий ДТП в зоне их ответственности;

-обеспечение оповещения подразделений МЧС России о факте ДТП и связи между органами и подразделениями, действующими в зоне ответственности и проведения АСР;

-оперативное планирование времени прибытия подразделений МЧС России на место ДТП и действий в условиях различного характера АСР.

-в городах — районы с населением 100 тысяч человек, соответ-ствующие принятой статистической единице при оценке показателей последствий ДТП;

-в населенных пунктах — районы с численностью населения, кратной основной статистической единице, т.е. 10, 25, 50 тысяч человек;

-на автодорогах (федеральных, межрегиональных, региональных) — районы территории в радиусе не более 25 км, исходя из нормативных требований размещения лечебных учреждений по удаленности от места ДТП. не более 50 км

Эффективность ликвидации ДТП должна обеспечиваться за счет оперативности и своевременности прибытия подразделений МЧС России на место ДТП, достаточностью и адекватностью сил и средств подразделений МЧС России для проведения АСР, а в динамике — за счет корректирования работ по ликвидации ДТП на основе результатов анализа причин и тяжести их последствий.

В составе сил и средств, действующих в зоне ответственности подразделений МЧС России, должны быть многофункциональные или специальные АСМ для проведения работ, связанных с возникновением радиационного загрязнения или химического заражения местности в ре-зультате ДТП и наличием в них взрыво- и пожароопасных грузов.

Планирование времени оперативного реагирования подразделений МЧС России на факт ДТП должно проводиться из расчета прибытия к месту ДТП не позднее нормативного времени, установленного для средств скорой медицинской помощи.

Оповещение и связь между участниками ликвидации последствий ДТП в зоне ответственности должна осуществляться по правилам в рамках объединенной системы диспетчерской связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Данные о фактах и последствиях ДТП должны документироваться, обобщаться по установленным форме и порядку, согласовываться между участниками проведения АСР и представляться по каналам официальной статистики в МВД России и МЧС России.

Управление процессом проведения АСР на уровне взаимодействия органов и подразделений осуществляется представителем МВД России, а на уровне деятельности подразделений МЧС России — старшим представителем в рамках его функциональных обязанностей, определен-ных соответствующими нормативными документами.

Оценить 3725 0

Выполнил: Баданин Анатолий Алексеевич

МКОУ СОШ с. Каринка

Руководитель ОБЖ

Конспект урока по ОБЖ

Цель урока: рассмотреть причины ДТП, их возможные последствия, рассмотреть общие обязанности пешехода и пассажира, значение их выполнения для личной безопасности

Задачи урока:

Познавательные УУД:

рассмотреть с учениками причины ДТП;

выяснить, каковы возможные последствия ДТП;

углубить знания школьников о правилах пешеходного движения;

рассмотреть правила перехода улицы при неблагоприятных условиях;

изучить обязанности пешехода и пассажира;

закрепить правила поведения пешехода и пассажира в случае аварийных ситуаций;

Регулятивные УУД:

развивать познавательный интерес к изучению данной темы;

продолжать формировать навыки работы с учебником, дополнительным материалом в парах;

развивать умения анализировать, делать выводы;

развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

Личностные УУД:

воспитывать дисциплинированность пешехода, внимательность, осторожность;

формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал.

I . Вступительная часть

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?

Прежде чем выехать из дома, что обязан сделать велосипедист?

В чем особенность велосипеда как транспортного средства? (маневренное, но неустойчивое).

II. Основная часть

объяснение нового материала:

Что называется дорожно-транспортным происшествием?

(Четкое определение найти самостоятельно в разделе 1 ПДД).

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

С 2005 года третье воскресение ноября согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН считается Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

По данным ВОЗ на них приходится около 25% всех случаев смерти от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей в возрасте 5-14 лет и молодежи 15-29 лет дорожно-транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.

Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).

Причины ДТП, вот некоторые из них:

- несовершенство автомобиля (как в случае с паровой машиной) или его неисправность;

- плохие дороги и несовершенное регулирование дорожного движения (в начале развития автомобильного парка);

- плохие погодные условия (туман, гололед, ливень. );

- низкая дисциплина участников дорожного движения (ДТП по вине водителя, по вине

пешехода). И это в наше время основная причина.

По итогам 8 месяцев 2018 года на территории Кировской области число автомобильных аварий с участием детей возросло на 9,6% (со 125 до 137). Всего в текущем году на автодорогах региона погибли трое (АППГ – 2) и травмированы 148 (АППГ 135 +9,6%) детей и подростков.

По оперативным данным на 24.09.2018 года на территории г. Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района произошло 13 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 13 детей получили травмы. 53,8% (7 детей) являлись пассажирами транспортных средств. 5 ДТП с участием детей связано с наездом на пешехода. 1 ДТП произошло с участием несовершеннолетнего велосипедиста. При этом стоит отметить, что 30% автомобильных аварий в этом году произошла по неосторожности самих несовершеннолетних. К наиболее распространенным причинам, которые привели к ДТП, относятся переход через проезжую часть в неустановленном месте, переход вблизи пешеходного перехода, выход на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзор.

Причины детского травматизма:

- переход дороги перед близко идущим транспортом в неустановленном месте;

- неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов. ;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора;

- игры и хождение по проезжей части;

- управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний Правил

Запомните, обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная. А если неисправные тормоза? И если все же вы оказались посреди дороги и на вас мчится машина, то не надо суетиться и метаться из стороны в сторону. В этом случае лучше остановиться, тогда водителю легче будет решить, с какой стороны вас лучше объехать.

Всякие игры на дороге должны быть исключены. Но опасными могут оказаться и игры вблизи дороги. То, что улица пустынна в отдельные периоды времени притупляет чувство опасности и внимание к движущимся транспортным средствам. Это особенно проявляется во время игр, когда в погоне за мячом или приятелем можно невзначай выскочить на проезжую часть, где как раз в это время поблизости мчится машина. Так что для подвижных игр, лучше выбирать место подальше от дороги.

Велико число несчастий с детьми-велосипедистами, особенно мальчиками. Такие происшествия случаются из-за неумения ребят достаточно твердо владеть своей двухколесной машиной в потоке транспортных средств, потери управления из-за испуга.

- выбегать, не глядя из-за предмета;

- небрежно смотреть по сторонам;

- начинать движение не оглядевшись;

- оценивать обстановку без поворота головы;

- отступать, делать шаг назад не глядя;

- оглядываться, когда вас позовут;

- двигаться бегом, непрерывно, не останавливаясь;

- двигаться по кратчайшему пути;

- совмещать движение с оживленной беседой;

- спешить и небрежно держать родителей за руку.

Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из них свои законы. В первом дети проводят львиную долю своего времени и натренировывают привычки. Во втором — ничтожную долю времени, и все привычки, приобретенные в быту, переносят на дорогу. С этим и надо бороться.

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

III . Закрепление материала:

- Назовите причины ДТП.

- Назовите основную причину ДТП с детьми?

- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Узнать насколько вы обладаете культурой поведения на дороге поможет нам - кроссворд, который вы попытаетесь разгадать самостоятельно.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Пешеходный переход по-другому.( Зебра)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

IV . Итог урока

Памятка для учащихся

Ходите только по тротуару!

Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

Не ездите на подножках и выступах транспорта.

Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!


Почти во всех случаях из-за беспечности люди получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях. Случаются и летальные исходы. Особенно страшно говорить о детском травматизме. Необходимо беседовать с чадом, обучать ПДД, принимать активное участие в его жизни.

Обратимся к статистике

Дорожно-транспортный травматизм представляет наибольшую опасность для здоровья и жизнедеятельности людей. По данным ГБДД, по всей России за прошлый 2017 год произошло около 170 тыс. ДТП. Эта цифра в сравнении с 2016 годом меньше на 2,5%. Тенденция снижения транспортных происшествий, безусловно, радует. Но число погибающих людей на дорогах страны по-прежнему остается крайне высоким. ДТП со смертельным исходом в 3–4 раза больше, чем в Европе.

За год погибло 19 тыс. человек. Это меньше на 6% с прошлым годом, но это совсем не утешительно. Цифра дорожно-транспортного травматизма составляет более 215 тыс. Минус 2,6%.

А теперь разберемся в причинах

Дорожно-транспортная травма – это повреждение с летальным или не смертельным исходом в результате дорожного происшествия с участием хотя бы одного транспортного средства, находящегося в движении.

При совершении ДТП выделяют следующие факторы: дорога, водитель, автомобиль и пешеход. В трагическом случае, как правило, задействовано не менее двух из них. Главным является человек, а первостепенными – водитель и пешеход. Итак, к причинам.

Пьяный водитель

  1. ДТП с пострадавшими происходят по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, их число составляет 11% от общего количества происшествий.
  2. Игнорирование ремня безопасности, отсутствие детского автомобильного кресла.
  3. Беспечность пешеходов.
  4. Неожиданный выход из транспортного средства.

А теперь подробнее поговорим о детском дорожно-транспортном травматизме.

Почему дети попадают в ДТП?

Рассмотрим причины, в основе которых лежат физиологические и психологические основы, итак:

  • Малыши, в силу своего возраста, быстро запоминают ПДД и так же стремительно забывают.
  • Часто взрослые показывают плохой пример детям.
  • Мальчишки более подвижны, чем девочки, их активность преобладает над осторожностью. По этой причине, заигравшись, они часто становятся участниками ДТП.

Детский травматизм

  • Зрение детей устроено таким образом, что, глядя вперед на машину, они не замечают рядом идущий транспорт.
  • Ребенку требуется больше времени для оценки ситуации, чем взрослому.
  • Из-за маленького роста водителю бывает трудно его заметить на дороге. В силу короткого шажка, ребенок дольше остается в зоне повышенной опасности. А центр тяжести расположен выше, по этой причине малышу во время бега трудно остановиться, а вот потерять равновесие или упасть легко.
  • Слышит информацию взрослого не сразу, поэтому запаздывает с реакцией на сигналы.
  • Мозг устроен таким образом, что ребенку тяжело сосредотачиваться на одном объекте, поэтому он устремляет взор в сторону более интересных вещей.
  • Неодинаковое отношение к разным транспортным средствам. Больших автомобилей он побаивается, а вот легковые и мотоциклы недооценивает.

Ребенок на проезжей части – тревожный звонок водителю!

Легче предупредить возможность дорожно-транспортного травматизма, чем потом разруливать последствия. Если ребенок смотрит на автомобиль, это не означает, что он его видит. Увлеченный другими мыслями, может выскочить на дорогу, не заметив приближающегося транспорта. Если взрослого сбивает машина, травма в основном приходится на область голени, а у ребенка удар наносится на верхнюю часть тела (живот, грудную клетку и голову), вследствие чего малыш погибает или получает серьезные увечья черепа, головного мозга, разрыв внутренних органов. Запомните, чем выше скорость транспортного средства, тем сильнее удар и страшнее последствия.

Двиджение по пешеходному переходу

Поговорим о профилактике дорожно-транспортного травматизма

И вернемся вновь к детям. Родителям необходимо предпринять все возможные меры, чтобы уберечь ребенка от опасности на дороге. Порой очень сложно выявить виновника ДТП, потому что оно случается по причине многих субъективных факторов. Хотя в первую очередь ответственность должны нести водители, родители и равнодушно проходящие мимо люди.

Следует также помнить, что дети остаются детьми. Они активны, динамичны, веселы, любят играть и резвиться. И смотрят на мир иными глазами, нежели взрослые. Они в силу своего психологического развития не могут объективно оценить расстояние до движущейся машины и скорость. Водителям стоит принять к сведению, что, заметив ребенка в районе проезжей части, необходимо снизить скорость, малыш может повести себя отнюдь не предсказуемо - резко выскочить на дорогу, остановиться и внезапно рвануть в другую сторону, то есть менять траекторию движения в любом направлении.

С целью профилактики ДТП сотрудникам и преподавателям школ, воспитателям дошкольных учреждений необходимо проводить различные мероприятия и тестирования, дабы уберечь детей от дорожно-транспортного травматизма.

Чему нужно учить детей?

Чтобы они не попали в аварию, необходимо с раннего детства обучать ПДД. Полезно и взрослым знать, что частой причиной ДТП становится халатность пешехода. ДТП со смертельным исходом случается в случаях:

  • Перехода дороги в необорудованных местах.
  • Движения по проезжей части, а не тротуару.
  • На запрещающий свет светофора.
  • Пересечения проезжей части в наушниках.
  • Неправильного обхода общественного транспорта и др.

На своем личном примере необходимо показывать ребенку, как нужно переходить дорогу, идя в сад, из магазина домой. Каждый день, а не тогда, когда он попал в аварию. Ваша дисциплинированность, усердность и терпение должны стать для него маяком.

Железнодорожный травматизм

Памятка родителям

Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:

  • Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
  • Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
  • Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
  • Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
  • Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
  • Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
  • В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.

Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о сигналах светофора, на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.

А теперь коротко дадим общую характеристику дорожно-транспортному травматизму

Рассмотрим классификацию причиняемых увечий в зависимости от вида транспортного средства. Итак, различают:

  • автомобильную травму;
  • тракторную;
  • мотоциклетную;
  • железнодорожную;
  • авиационную;
  • от водного транспорта.

Автомобильной травме отводится первое место по причинению увечий человеку.

Рассмотрим классификацию автотравмы

Ее можно подразделить на следующие виды:

  • Наезд либо травма от столкновения с транспортным средством.

Дорожный травматизм

  • Переезд (передним колесом).
  • Травмы, получаемые от выпадения из машины.
  • От сдавливания человека автомобилем и другими предметами либо грунтом.
  • От повреждения внутренней кабины машины.
  • Смешанные виды автомобильных травм.
  • И нетипичные случаи.

Мотоциклетные и железнодорожные травмы

Встречаются реже автомобильных. Следует отметить, что в авариях с участием мотоцикла, сильные увечья получают и водитель этого транспортного средства, и его пассажиры из-за конструктивных особенностей данного вида транспорта.

Травмы подразделяются на следующие виды:

  • Столкновение с движущемся навстречу автотранспортом.
  • Падения с мотоцикла, находящегося в движении.
  • Наезд на пешехода.

Мотоциклетный травматизм

  • Наезд на неподвижные объекты.
  • Переезд через пострадавшего.

И сюда также относятся нетипичные ситуации.

Железнодорожный травматизм занимает второе место после автомобильного. Железнодорожная травма – это сочетание механических увечий, которые возникают от выступающих частей движущегося состава, вращающихся колес и рельсов. Виды травм следующие: удар, переезд, падение, сдавливание тела частями транспорта и сооружениями, расположенными вдоль путей, внутри вагонов и смешанные.

Авиационная травма

Это повреждения пассажиров и членов экипажа, полученные вследствие авиакатастрофы. Причин авиационных происшествий множество. Систематизируем на примере самолетов обстоятельства несчастных случаев.

Авиационный травматизм

Итак, различают травмы:

  • Полученные в воздушном полете по причине столкновения с другим, иным летящим или недвижимым объектом.
  • В самолете на земле, а также вне его.
  • Смешанные варианты условий происшествия.
  • И атипичные.

В статье были рассмотрены основные вопросы по ДТП о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Напоследок стоит сказать, что, какие бы факторы и условия ни влияли на вас, при переходе дороги не усыпляйте свою бдительность. Всегда нужно быть внимательным. Забудьте про спешку, порой именно она становится причиной несчастного случая. Не оставайтесь равнодушными, проходя мимо детей, которые не знают, как перейти дорогу или бояться. Вы затратите несколько минут, но, возможно, спасете жизнь маленькому человечку. Запомните, только вы способны уберечь себя и своих детей от несчастного случая.

Читайте также: