Причиной дтп в 85 случаев

Обновлено: 25.04.2024

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных ситуаций, при которых возникают дорожно-транспортные происшествия с участием грузовых автомобилей. В тексте приведены возможные действия, принятие которых поможет снизить количество таких ДТП. Также исследовано влияние таких ДТП на экономику в целом.

Анализ причин возникновения дорожнотранспортных происшествийсучастием грузовых автомобилей в России

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных ситуаций, при которых возникают дорожнотранспортные происшествия с участием грузовых автомобилей. В тексте приведены возможные действия, принятие которых поможет снизить количество таких ДТП. Так же, исследовано влияние таких ДТП на экономику в целом.Ключевые слова: дорожнотранспортные происшествия, дорожнотранспортные происшествия с участием грузовых автомобилей, статистика ДТП, экономический аспект ДТП, исследование причин ДТП.

В настоящее время статистика, касающаяся дорожнотранспортных происшествий с участием грузовиков, очень скудная, еще меньше известно о причинах таких ДТП. Процедура расследования дорожнотранспортного происшествия включает в себя изучение места происшествия, анализ собранных данных и восстановление картиныаварии. Для анализа было взято 624 дорожнотранспортных происшествия. Анализ этих ДТП показал, что причиной 85,2% всех аварий является человеческий фактор, то есть вина водителя грузовика, водителя легковой автомашины, пешехода.Однако водители грузовиков являются виновником таких аварий (по вине человека) только в 25% случаев. Среди других причин ДТП были названы погодныеусловия ‬4,4%, инфраструктура ‬5,1%, техническая неисправность транспортных средств ‬5,3%, но все эти факторы играют незначительную роль в причинах ДТП.Особое внимание было уделено авариям с участием пешеходов ‬6,2% от числавсех ДТП. Основными причинами аварий с участием грузовиков и других пользователей дорогойявляются такие причины, которые представлены на диаграмме 1.

Поставленные в работе проблемы можно решать только с учетом глобализационнызхпроцессов. Глобализация как процесс характеризуется, в первую очередь, объединением между народами и началом зарождения глобальных форм сосуществования человечества. Отметим, что издавна первичными формами объединения между народами были торговля и военные столкновения ( обязательно обуславливались политическими и Трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. В целом можно выделить следующие основные глобальные тенденции: повышение значимости В период укрепления глобальных позиций Российской Федерации наблюдается повышение интереса широких кругов ученых и общественности к историческому наследию народа. Внимание к

Рис.1.Основные причины аварий с участием грузовиков

Однако эти три фактора только выявляют общую тенденцию, и основные причины ДТП различаются в соответствии с конфигурацией аварии.1я конфигурация ДТП: Авария на перекресткеВ более чем 30% случаев дорожнотранспортных происшествий на перекрестке, вне зависимости от того, виновен ли в ней водитель грузовика или водитель другого транспортного средства, основными факторами, влияющими на аварию, являются:

Нарушение правил проезда перекрестков (несоблюдение знаков дорожного движения, нарушение проезда на перекрестке, регулируемого светофором и т.д.),

Несоблюдение скоростного режима.2я конфигурация ДТП: Авария в пробкеВне зависимости от сценария (грузовик или другое транспортное средство ударяетвпереди идущую машину, двигающуюся в том же направлении), причиной каждоговторого ДТП являются:

Несоблюдение скоростного режима,

Несоблюдение безопасной дистанции,

Невнимательность.3я конфигурация ДТП: Авария изза выезда на другую полосу движенияКто бы ни был виновником ДТП, более чем в 50% случаев основными причинами аварииявляются:

Несоблюдение скоростного режима,

Неверный маневр (например, слишком резкая смена полосы движения),

Потеря транспортным средством сцепления с дорожным покрытием,

Недостаточный опыт вождения автомашиной,

Неверный маневр при повороте.4я конфигурация ДТП: Авария изза нарушения маневра при обгонеОсновные причины 45% аварий, когда виновником ДТП был грузовик:

Неверный маневр при обгоне / смене полосы движения,

Несоблюдение скоростного режима,

Неверный маневр при обгоне / смене полосы движения,

Несоблюдение скоростного режима.5я конфигурация ДТП: Авария с участием одного грузовикаВ 50% случаев причинами аварий, в которой участвует один грузовик, являются:

Несоблюдение скоростного режима в соответствии с дорожной ситуацией,

Водитель переутомился или заснул за рулем,

1. Несоблюдение скоростного режима:Производителям

Адаптировать систему контроля скорости под существующую инфраструктуруОтветственным за инфраструктуру застройщикам

Установить дорожные знаки и обеспечить эффективную систему дорожныхпредупреждений для информации водителей об ограничениях скоростногорежима на дорогеПравительствам

Ужесточить наказание за нарушение скоростного режимаВодителям грузовиков

Выбирать скоростной режим в зависимости от условийДругим пользователям дорогой

Выбирать скоростной режим в зависимости от условийСредствам массовой информации

Проводить кампании по привлечению внимания к необходимости соблюдатьскоростной режим и безопасную дистанцию

Объективно, основываясь на фактах и цифрах, сообщать, кто являетсявиновником дорожнотранспортного происшествия

2. Нарушение правил проезда перекрестка:Производителям

Установить на машинах сверхзвуковые системы предупреждения столкновения снеисправными пользователями дорог

Установить системы связи между транспортными средствами для оповещения обопасности на местах

Установить более заметные вертикальные дорожные знаки для помощиводителям в соблюдении правил дорожного движения

Установить эффективную систему дорожных знаков и предупреждений одорожной ситуацииПравительствам

Пересмотреть правила, касающиеся школ вождения, чтобы новые водителимогли понимать маневры грузовиков

Провести кампанию по привлечению внимания к правилам проезда перекрестков

Водители поездов (водители грузовиков и других транспортных средств) должнысоблюдать правила проезда перекрестков, соблюдать скоростной режим,ликвидировать недостатки опыта вождения и т. д.

Ужесточить наказание (законодательство)Водителям грузовиков

Устанвть држные знак

педагогических идей необходимо для решения проблем, стоящих перед теорией обучения сегодня. Постоянное увеличение количества знаний в различных областях человеческой деятельности, дифференциация наук, развитие информационного общества это основные факторы, которые обусловливают необходимость постоянного пересмотра не только содержания, структуры, но и методов обучения, которое должно ввести человека в жизни, вооружив ее и Развитие любой экономической системы является процессом качественных социально экономических преобразований, поэтому в работе понятие развития экономики региона сводится не только к достижению стабильных темпов экономического роста, но охватывает также существенное повышение жизненного уровня населения, включает в себя материальное благосостояние, образование, охрану здоровья ( социальное развитие ), защита Учитывая, что развитие осуществляется в реальном времени, трудно согласиться с тем, что только время выявляет направленность развития. Так как при этом исключается возможность прогнозирования развития. Еще одной весьма важной характеристикой является пространство.Философия рассматривает пространство и время во взаимосвязи. Согласно философской энциклопедии: « пространство и время общие формы Помнить об ограничении видимости

Пытаться предугадать маневры других пользователей дорогой

Всегда соблюдать правила дорожного движенияДругим пользователям дороги

Совершенствовать свой опыт вождения автомашиной, регулярно проходяпереподготовку

Всегда соблюдать правила дорожного движенияСредствам массовой информации

Проводить кампании по привлечению общественного внимания для объясненияманевров грузовиков

3. Неправильные маневры при смене полосы движения:Производителям:

Системы, сохраняющие баланс автомобиля при повороте и смене полосыдвижения

Система контроля сцепления с дорогой и стабилизации

Стабилизация заносаОтвечающим за инфраструктуру разработчикам

Уделять особое внимание состоянию дорожного покрытия (часто причинойнеправильного маневра при смене полосы движения является потерятранспортным средством сцепления с дорожным покрытием).Правительствам

Планировать и поддерживать состояние дорожной инфраструктуры всоответствии с существующими и ожидаемыми транспортными потокамиВодителям грузовиков

Совершенствовать свой опыт вождения, регулярно проходя переподготовку(отказ от старых плохих привычек)Другим пользователям дорогой

Совершенствовать свой опыт вождения, регулярно проходя переподготовкуСредства массовой информации

Проводить кампании по привлечению внимания общественности кнеобходимости соблюдать скоростной режим, безопасную дистанцию, а такжеразъяснять маневры грузовиков

Для улучшения безопасности дорожного движения все участники автотранспортнойотрасли (частный сектор, гражданское общество и правительства) должны взять на себяопределенные обязательства и сотрудничать между собой.Более того, рекомендации, приводимые в данном исследовании, не следует рассматриватьпо отдельности, их необходимо проанализировать, распределить поприоритетности и связать между собой. И, наконец, необходимо уделить особое вниманиечеловеческому фактору, поскольку в данном исследовании было выявлено, чтопричиной 86% всех дорожнотранспортных происшествий является ошибка человека.Гибель населения от ДТП серьезно влияет на демографическуюи экономическую ситуации в России.Так

Ссылки на источники

1. Борисов Б.И. К вопросу классификациипричин дорожнотранспортных происшествий / Б.И.Борисов //Вестник СГТУ. 2013. №2(71). Выпуск 2.C. 366369.2. Борисов Б.И. Современные методы по ликвидации мест концентрации дорожнотранспортных происшествий и увеличению пропускной способности дорог. / Б.И.Борисов, В.Н.Басков, А.Б.Кокушкин // Вестник СГТУ. 2013. №2(71). Выпуск 2.C.3393443.Красникова, Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками: дис. … канд. Экон. Наук: 08.00.05./ Красникова Дарья Андреевна. ‬Саратов, 2005. ‬160 с.

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

МОРЖАРЕТТО Игорь

Согласно официальной статистике, за последние десять лет число дорожно-транспортных происшествий с наездами на пешеходов снизилось на 43%, количество раненых сократилось на 44%, а количество погибших — на 50%. Но, несмотря на положительную динамику, проблема безопасности пешеходов на дорогах остается острой.

Недавняя трагедия в столичном районе Солнцево, где молодая автомобилистка на пешеходном переходе сбила трех маленьких детей, буквально всколыхнула всю страну. И в очередной раз заставила задуматься — а все ли мы сделали для того, чтобы не гибли и не страдали пешеходы?

Где всего опаснее

Перед началом всероссийской социальной компании "Твой ход! Пешеход" (цель — повысить безопасность на дорогах за счет роста ответственности и понимания рисков среди пешеходов и водителей), которая стартовала этим летом в 15 регионах страны, социологи провели целый ряд исследований и просто изумились полученным результатам. Оказывается, что 80% опрошенных твердо уверены, что водитель несет бóльшую ответственность, чем пешеход, за все происходящее на дороге.

Суд 4 августа рассмотрит жалобу на арест девушки, сбившей трех детей на переходе в Москве

С одной стороны, так оно и есть, ведь он управляет "транспортным средством повышенной опасности". Но пешеход ведь тоже по правилам (и по сути!) является участником дорожного движения.

Еще страшнее то, что 95% опрошенных в рамках этого исследования признались, что не знают правил перехода дороги по пешеходному переходу. В результате чего 85% респондентов считают нерегулируемые пешеходные переходы небезопасными и неохотно ими пользуются. И ладно, если бы действительно было так — боимся и не пользуемся, но это на словах. На деле же вроде бы боимся, но смело шагаем на проезжую часть, порой даже не глядя по сторонам.

Так, 71% ДТП с пешеходами случается именно при пересечении проезжей части. Но немало происшествий происходит и на обочине, на тротуарах, вблизи проезжей части (25%).


При этом самое большее число наездов совершается "вдогонку" — пешеходы идут по краю проезжей части или по обочине в попутном направлении (11%). Обычно это бывает на неосвещенной дороге, в темное время суток, если пешеход облачен в черную одежду. И никто почему-то при этом не вспоминает, что двигаться по обочине надо навстречу транспортному потоку, и что ПДД требует, чтобы в таком случае у пешехода на одежде были светоотражающие элементы.

Так что, несмотря на снижение числа ДТП с наездом на пешеходов, они остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения.

Где кончается свобода

"Вообще-то, пешеход является самым свободным участником дорожного движения, — говорит Олег Понарьин, заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ, генерал-майор полиции. — Он свободен от замкнутого пространства в автомобиле. Он свободен от ограничения маневра на велосипеде или средстве индивидуальной мобильности. Он может моментально изменить направление движения, скорость. Но вот эта свобода — она должна быть не опасна для других участников движения и самих пешеходов. То есть каждый пешеход должен понимать, что рамки твоей свободы оканчиваются там, где начинается свобода твоего соседа — другого участника движения".

На авиасалоне МАКС у павильона с новым истребителем автомобиль сбил женщину

Генерал приводит простой и очень наглядный пример: "Ты можешь одеваться как хочешь, это твое право. Но если идешь по темной трассе в темной одежде, водитель тебя может не увидеть. И в результате можешь не только пострадать сам, но из-за тебя может пострадать другой человек — водитель, который просто физически не мог предотвратить наезд".

Так что, хотя пешеходы и являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения, важный фактор их уязвимости — отсутствие знаний норм и правил поведения на дороге или же пренебрежение ими. Кроме того, нельзя забывать, что среди пешеходов бытует мнение о меньшей ответственности за свое поведение на дороге. "Я всегда прав!" — такой устойчивый миф существует в голове у довольно большого процента пешеходов. И это очень опасное заблуждение!

"Простите, в Правилах дорожного движения есть такое понятие "участники дорожного движения". И это не только автомобилисты, но и пешеходы, у которых тоже есть свои обязанности, — объясняет Петр Шкуматов, координатор Движения синих ведерок. — В ПДД все очень симметрично прописано: водитель обязан остановиться, но пешеход обязан убедиться, что водитель остановился. То есть каждый участник дорожного движения отвечает сам за свой "участочек". Тут главное, что если водитель что-то нарушил, но это увидел пешеход, то ДТП не произошло".

Так я подвожу к одному очень важному моменту — образовательному. Я уже упоминал, что 95% пешеходов понятия не имеют, что есть некие правила перехода через дорогу. Думаю, они все-таки хоть и смутно, но что-то помнят наподобие "сначала посмотрите налево, потом направо и лишь после этого начинайте переход". Увы, но многие даже не смотрят по сторонам, делая решительный шаг. Ведь "пешеход всегда прав" (если не мертв).

По школьным планам сейчас на изучение Правил дорожного движения отводится не более двух часов в год в рамках предмета ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Но давайте признаем, что и те в большинстве случаев проводятся чисто формально, для галочки. Правда, если так и будет продолжаться, мы будем ежегодно терять на дорогах сотни и тысячи людей. Тех самых жертв своей неграмотности и самоуверенности.

Недавно посмотрел в социальных сетях 12-минутный ролик про опасные ловушки на дорогах. Его автор — молодой лейтенант полиции — на конкретных примерах рассказывает и показывает, к каким последствиям может привести невнимательность, спешка при попытке перебежать дорогу. Вот этот бы ролик показывать в школах! Абсолютно уверен — многие бы (и взрослые, и дети) после просмотра стали совершенно по-другому переходить дорогу и вообще иначе вести себя на улице. А это тот самый эффект, которого надо добиваться.

Я вообще уверен: нам нужна новая система автообразования. Начиная с детского сада и младших классов школы. Сначала — в игровой форме; потом с каждым годом все усложняя задачи. Скажем, с третьего класса уже не просто рассказывать, как правильно переходить дорогу, а еще где и как можно ездить на самокате и велосипеде (ведь сегодня они есть практически у каждого ребенка). В старших классах уже можно предложить пройти курс автошколы (такой опыт, например, был в СССР). По желанию, конечно; не хочешь водить автомобиль — изучай дальше правила для пешехода. Хотя, думаю, от желающих вместе с аттестатом о среднем образовании получить водительские права отбоя не будет.

Вот не так давно и глава ГИБДД России генерал-лейтенант Михаил Черников высказал примерно такую же идею. И даже уточнил, что обсуждал ее в Министерстве просвещения и нашел там понимание. Только куда вставить этот необходимый предмет при существующей плотной загрузке учеников? Не нахожу, что ответить.

Про "лежачего полицейского"

Та самая авария в московском районе Солнцево, о которой очень много говорят в последние дни, высветила еще одну проблему — инфраструктурную. Я дважды встречался со шведскими специалистами по вопросам безопасности дорожного движения, а как известно, в этом вопросе скандинавская страна преуспела больше других. В Швеции один из самых низких в мире уровень социального риска — количество людей, которые за год погибли в ДТП из расчета на 100 тыс. человек населения. В России этот показатель расположился около 11, а в Швеции он составил меньше трех.

Оплетающая

Так вот, в Швеции пришли к выводу, что идеального водителя не существует. При том что в этой стране очень дисциплинированное население, хорошая система обучения водителей, высочайшие штрафы за нарушения ПДД. Но человек — не машина, он может ошибаться. Соответственно, нужно создавать на дорогах такую инфраструктуру, чтобы у водителя не было даже шанса на ошибку. Например, если суммарная разрешенная скорость движения на загородных трассах превышает 120 км/ч (60 км/ч + 60 км/ч), то на такой дороге обязательно должен быть разделительный барьер между встречными полосами движения, уверены шведы. И прописали это в своих ГОСТах. А что у нас?

В СМИ пишут, что жители района Солнцево просили несколько лет у местных чиновников установить "лежачего полицейского" у опасного нерегулируемого пешеходного перехода. Не знаю, что им отвечали; наверное, что-то вроде "мы учтем вашу просьбу и поставим ее выполнение в планах на следующую пятилетку". Но спустя несколько часов после трагедии, когда уже двух детей не вернуть, оказалось, что ничего не надо перепроектировать, согласовывать, достаточно просто прислать бригаду рабочих, которые очень быстро уложили этого "лежачего полицейского".

Какой же эффект от этой искусственной насыпи перед зеброй? Водитель заблаговременно снижает скорость, чтобы преодолеть "лежачего полицейского", нога у него перед зеброй уже находится на педали тормоза. А низкая скорость проезда дает дополнительные секунды на то, чтобы увидеть, есть ли пешеходы, и в случае необходимости остановиться.

На мой же взгляд, в случае, когда пешеходный переход организуется на четырехполосной (и более) дороге (по две полосы в каждую сторону), обязательно нужно как минимум устанавливать светофоры с кнопками вызова. Подошел пешеход, нажал на эту кнопку, и через несколько секунд для него загорается зеленый. Водитель, который может не заметить пешеходов за остановившейся или притормаживающей машиной, красный свет увидит обязательно. Пешеходы безопасно перейдут дорогу, для машин загорится зеленый, и все мирно разойдутся-разъедутся.

Число автоаварий с участием детей в последнее время значительно снизилось. Главным образом это связано с тем, что на дорогах сейчас меньше транспорта. И детей тоже. Однако санитарно-эпидемиологические меры рано или поздно закончатся, и дети вернутся к своей обычной жизни. Поэтому именно сейчас родителям стоит уделить особое внимание обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, при использовании детского кресла риск гибели ребенка при столкновении снижается минимум на 50 процентов. Фото: Светлана Харитонова

По данным Всемирной организации здравоохранения, при использовании детского кресла риск гибели ребенка при столкновении снижается минимум на 50 процентов. Фото: Светлана Харитонова

Впрочем, родители и сами далеко не всегда следуют этим правилам, ведь большинство детей погибают в автомобильных авариях как раз по вине взрослых. Вернее, так - понятия "вина ребенка" не существует. Виноваты в любом случае взрослые - не научили, недосмотрели, а то и вовсе пренебрегли безопасностью детей, перевозя их в нарушение ПДД не пристегнутыми ремнями безопасности, без автокресел. Госавтоинспекция подсчитала количество происшествий, в которых погибли дети, и выявила основные причины такой аварийности.

- Согласно официальной статистики аварийности за три месяца этого года, общее число аварий с детьми снизилось на 4,6 процента и составило 3154 ДТП, - сообщил заместитель начальника отдела пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич. - В них погибли 85 детей. Это на 11,5 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако при этом выросло число аварий с детьми-пассажирами до 12 лет, которых перевозили непристегнутыми или без детских удерживающих устройств на 9,5 процента. Таких аварий произошло 185. В них погибли 17 детей. При этом рост погибших по сравнению с тремя месяцами прошлого года составил 70 процентов.

Получается, что большинство детей гибнут в авариях по вине тех, кто их перевозит, - как правило, это их родители.

Интересные данные проявляются при внимательном взгляде на эту статистику. В прошлом году количество автоаварий по вине водителей, перевозящих детей-пассажиров, выросло на один процент. При этом количество аварий, в которых водители либо не пристегнули детей, либо перевозили их без детского удерживающего устройства, сократилось на 2,5 процента. Но число погибших в них детей выросло на 6,7 процента - всего погибли 64 ребенка.


Даже управляя велосипедом, необходимо знать и пользоваться Правилами дорожного движения. Фото: Курпяева Олеся

Как отмечают в Госавтоинспекции, водители часто нарушают правила перевозки детей во время непродолжительных поездок. Рассуждают так: раз ехать недалеко, то и пристегивать детей необязательно. Опасное заблуждение! На дороге в любой момент может случится все что угодно. Более того, как показывает практика, большинство аварий происходит в первые 40 минут с момента выезда автомобиля.

Даже если водитель предельно аккуратен и соблюдает все Правила дорожного движения, нужно иметь в виду, что на дорогах есть другие водители, которые не так аккуратны и не всегда соблюдают Правила дорожного движения. И ставить жизнь и здоровье ребенка в зависимость от случая - не просто безответственно, а преступно.

По данным, приведенным в докладе Всемирной организации здравоохранения в 2003 году, установлено, что при использовании автокресла вероятность гибели ребенка в случае столкновения снижается минимум на 50%. Если речь идет о детях до года, то в этом случае эффективность еще выше - 90%. Разумеется, автокресло должно быть сертифицированным, подобранным в соответствии с возрастом, ростом и весом ребенка и установленным в соответствии с инструкцией и с учетом конструктивных особенностей автомобиля.

Впрочем, неиспользование автокресел - далеко не единственное нарушение Правил дорожного движения, которое допускают водители при перевозке детей. И это серьезно беспокоит Госавтоинспекцию. В конце концов автокресло - средство пассивной безопасности. Необходимо также грамотно выбирать скоростной режим, отказаться от опасных маневров, не говоря уже о недопустимости прямых нарушений ПДД.

Как можно доверить ребенку управление транспортным средством, любым? Однако доверяют - и мопеды, и мотоциклы. Для 20 детей это оказалось смертельным. Годом ранее таких случаев было на 11 процентов меньше

Ранее высказывалось предложение ограничить скорость передвижения машин, которые перевозят детей. Однако это предложение сложно реализовать. Дело в том, что наиболее безопасна для движения скорость потока. То есть если в потоке, который движется со скоростью 90 - 100 км/ч, появится автомобиль, который едет не быстрее 80 км/ч, он с большей вероятностью попадет в ДТП. Но не по своей вине, а по вине того, кто, не рассчитав скорость, в него врежется. Именно по этой причине ограничения скорости должны быть одинаковы для всех. И по этой же причине не столь давно в Правила дорожного движения были внесены поправки, согласно которым водители мотоциклов могут двигаться по автомагистралям со скоростью, которая установлена для легковых автомобилей. Ранее им можно было двигаться по скоростным дорогам на скорости не более 90 км/ч. И это реально ставило под угрозу жизнь мотоциклистов.

Несмотря на все эти соображения, вводить повышенную ответственность для водителей, которые перевозят детей, наверное, все же надо. В том числе и за превышение установленной скорости, и за управление в состоянии опьянения, и за выезд на встречную полосу там, где это запрещено. Совсем недавно в Московской области произошло ДТП - нетрезвый водитель, превысив скорость, для обгона попутной автомашины выехал на встречку там, где это запрещено. Вместе с ним в машине находились его жена и ребенок. Произошло лобовое столкновение. Ребенок погиб. В сознании не укладывается, как человек, зная, что повезет ребенка, мог сесть за руль в нетрезвом виде, а потом совершать такие пируэты на дороге? Но вот случилось же! И раньше случалось! И впредь может случиться….

Сейчас на дорогах страны относительное затишье. Меньше автоаварий, меньше погибших. Но не исключено, более того, весьма вероятно, что сразу, после завершения всех мер по самоизоляции, на улицы и дороги выскочат школьники, которые за время вынужденного пребывания дома успели позабыть о том, что по дорогам ездят машины, которые не умеют останавливаться по щелчку пальца. У них есть тормозной путь - расстояние, которое машина преодолевает с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. А еще есть остановочный путь, который включает в себя скорость реакции водителя - в среднем это две секунды. Сначала водитель увидел опасность, потом понял, что надо затормозить, потом нажал на педаль, и только потом машина остановилась. При скорости 60 км/ч остановочный путь составит более 60 метров.

Однако большинство пешеходов и при высокой интенсивности движения об этом не задумывались. И не понимали, что пешеходный переход - это не бетонная стена. Это лишь предупреждение водителю, что на данном участке дороге может появиться пешеход. Но и сам пешеход обязан убедиться в том, что ему уступают дорогу. Это прописано в Правилах дорожного движения. Но нередко современные дети и пешеходы уверены в том, что переход - это броня. И выскакивают на дорогу, не глядя по сторонам.

Кстати, количество автоаварий на пешеходном переходе с детьми выросло в прошлом году на 3 процента. Правда, число погибших в этих ДТП детей сократилось более чем на 6 процентов. И если сейчас детям напоминать про правила, то можно будет избежать роста аварийности, когда дети выйдут на улицы.

Менее чем на один процент в прошлом году выросло количество аварий с детьми-водителями. И это тоже вина их родителей. Как можно доверить ребенку управление транспортным средством, любым? Однако доверяют - и мопеды, и мотоциклы. Для 20 детей это оказалось смертельным. Годом ранее таких случаев было на 11 процентов меньше.

Еще один вызов - СИМ, так называемые средства индивидуальной мобильности: электросамокаты, моноколеса и прочие электроскутеры. Многие имеют мощность гораздо большую, чем у мопедов и способны развивать скорость более 50 км/ч. В соцсетях полно видео, где подростки на таких устройствах движутся по автомобильным дорогам со скоростью более 80 км/ч. Однако никаких мер воздействия к таким гонщикам сейчас предъявить невозможно. Они, согласно действующим Правилам дорожного движения, считаются обыкновенными пешеходами. Сейчас поправки в правила, которые установят требования к передвижению такой техники, обсуждаются. Но пока их присутствие на дорогах никакими нормативными актами не урегулировано.

А страдают от них не только водители, но и ни в чем не повинные пешеходы. Ведь владельцы СИМ передвигаются на них и по тротуарам. Случаи наездов на пешеходов, в том числе и с трагическими последствиями, нередки. Однако как ДТП они, как правило, не фиксируются. Ведь средства индивидуальной мобильности - это не транспортные средства.


Для ребенка главный авторитет - его родители. Поэтому они должны объяснять, как правильно переходить дорогу. Фото: Сергей Михеев

Заставить водителей соблюдать правила при перевозке детей можно. Например, увеличив ответственность за нарушения, если нарушитель ехал вместе с ребенком. Правда, работать это будет только в том случае, если нарушение выявлено непосредственно автоинспектором. А это единичные случаи. Значит, надо искать какие-то иные пути воздействия на сознание родителей, которые пренебрегают безопасностью своих детей, нарушают сами и обучают своим примером нарушать Правила дорожного движения.

Возможно, помочь в этом смогут отряды ЮИД - юных инспекторов дорожного движения. Это движение было организовано 46 лет назад для вовлечения детей в профилактику дорожно-транспортного травматизма. Сейчас по всей стране в отрядах занимаются более 400 тысяч юных инспекторов. У них и опыт есть, и задор. А главное - взрослым всегда очень неловко, когда их принимаются наставлять дети. Так что они сразу пытаются восстановить статус-кво. В данном случае это нетрудно. Просто нужно соблюдать закон, не игнорировать правила и заботиться о тех, кто очень нуждается в нашей заботе - о детях.

Читайте также: