Потерпевший не вписан в полис осаго в какую страховую обращаться

Обновлено: 18.04.2024

Мы знаем, что полис ОСАГО бывает ограниченный и неограниченный. В статье речь пойдёт, конечно же, об ограниченном, когда ездить на машине могут только лица, которые допущены к управлению по договору страхования. Но что будет, если водитель, не вписанный в страховку, попадает в аварию и оказывается виноватым или невиновным в ней? Последствия могут быть разными в зависимости от обстоятельств. Рассмотрим их все!

Уточнение по ОСАГО

Начнём мы с самого главного, так как многие автолюбители не знают этой тонкости. Страхование ОСАГО покрывает гражданскую ответственность на дороге, а не страхует имущество. То есть Вы застрахованы от обязательств выплачивать ущерб в том случае, если окажетесь виновным в ДТП.

Ошибкой является считать, что автогражданка страхует Ваш собственный автомобиль. Это не так, ущерб Вашей машине Вам возместят только в случае Вашей невиновности. А возмещает его страховая виновника (даже когда Вы обращаетесь в свою страховую, и она Вам выплачивает, всё равно затем Ваша взыскивает возмещённый Вам ущерб со страховщика виновника аварии).

Последствия ДТП с не вписанным в страховку водителем

В таких авариях возможны целых 3 варианта развития событий:

  • не вписанному лицу ничего не будет (кроме штрафа), а собственнику этого автомобиля страховая возместит ущерб,
  • регресс от страховщика в размере возмещённой суммы к данному водителю в случае его вины (собственнику авто ничего не будет),
  • требование о возмещении от страховщика к собственнику ТС, которым управлял не допущенный к управлению,
  • в предыдущих двух пунктах для собственника также будет повышение коэффициента бонус-малус в следующем страховом периоде, то есть страховка обойдётся ему дороже из-за наличия ДТП.

Итак, перейдём к главному вопросу и рассмотрим различные ситуации аварий и сразу в них приведём последствия:

  • когда не вписанный в страховку ОСАГО водитель не виновен в ДТП,
  • если такое лицо признано виновником,
  • если вина обоюдная,
  • когда человек скрылся с места аварии.

Если не вписанный в полис не виноват

Если человек, который не вписан в страховку, попал в аварию, и его признали невиновным в ней, то ущерб Вам как собственнику возмещается в любом случае в полном объёме, потому что, как мы указали выше, ОСАГО страхует ответственность водителя, а не имущественный ущерб, а ответственность наступила у виновника. Конечно, если вторая сторона сама вписана в полис и он вообще есть.

Обратите внимание, невиновным должен быть признан не вписанный водитель сотрудниками ГИБДД (или судьёй в определённых случаях). Это значит, что в результате ДТП такому лицу не будет выписано штрафа за нарушение ПДД, а другому участнику (другим участникам) должно быть выписано постановление или определение. Копия одного из последних документов должна быть передана Вам для обращения в страховую компанию за возмещением.

Не вписанному водителю в любом случае будет выписан штраф – по части 1 статьи 12.37 КоАП за это нарушение. Но данное нарушение никак не коррелирует с ДТП. Это отдельное независимое наказание, которое будет назначено уже после аварии прибывшими на место инспекторами (если ДТП не оформлялось по европротоколу).

Если водитель – виновник ДТП

А вот если водитель окажется виновным в аварии, то закон в этом случае всё равно предусматривает выплату или ремонт потерпевшей стороне. Но радоваться здесь не стоит! В этом случае Ваша страховая компания возмещает ущерб другому автомобилю, но затем выставляет регрессное требование, но только не Вам, а конкретно не вписанному человеку.

Такое право страховой даёт Федеральный закон "Об ОСАГО". Есть в этом законе отдельная статья о регрессных требованиях – это когда страховщик возмещает ущерб, но затем эту же сумму требует у причинителя вреда. Часть 1 статьи 14 ФЗ говорит следующее:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществлённого потерпевшему страхового возмещения, если:
.
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством;

Таким образом, возмещать вред не вписанному лицу в любом случае придётся.

Более того, размер ущерба, скорее всего, будет больше, чем если бы он напрямую договорился и возместил потери сам, потому как стоимость реального ремонта повреждённого транспортного средства нередко оказывается дороже калькуляции по единой методике (исключение почти всегда составляет большой процент износа у великовозрастных машин).

Если вина обоюдная

При обоюдной вине, если никто из участников не обращался в суд за установлением степени виновности, доля вины распределяется поровну. Если, например, участников ДТП только двое, то вина каждого – по 50%. Если трое – то по 33,(3)%.

Если кто-то из участников аварии не согласен со степенью виновности, то он должен обращаться в суд за установлением степени вины.

В таких ситуациях в любом случае возмещение происходит соразмерно доли вины. Например, если в аварии из двух виновников вина первого 30%, а второго – 70%, то страховая возмещает первому 70% от ущерба по расчёту по единой методике (ведь он невиновен именно на 70%), а второму – соответственно, 30%.

Но тонкость в рассматриваемой нами теме в том, что один из участников ДТП не вписан в ОСАГО. В этом случае никаких сложных расчётов нет. Здесь также происходит регресс к не вписанному водителю в той доле, в которой рассчитана вина.

То есть если из примера выше полиса не оказалось у первого водителя, то с него взыщут 30% от ущерба второму автомобилю. Если ещё проще, то сколько страховая выплатит или возместит ремонтом второму, столько и потребует с первого.

Порядок регресса

Для выставления регресса у страховщика есть 3 года (стандартный срок исковой давности по Гражданскому кодексу). Это значит, что если в Вашем случае страховая долго "молчит", то расслабляться ещё рано. Срок в 3 года начинается с даты, когда страховой стало известно о наличии у неё права регресса – то есть с даты возмещения ущерба.

В целом же, на практике порядок такой:

  1. происходит ДТП, в котором один из участников не вписан в страховку и признаётся судом или ГИБДД виновным в ДТП,
  2. участники оформляют аварию с сотрудниками полиции или самостоятельно, заполнив европротокол,
  3. потерпевшая сторона обращается за возмещением,
  4. страховая возмещает потерпевшему вред, причинённый не вписанным в ОСАГО водителем,
  5. через некоторое время виновнику приходит письмо по адресу регистрации с досудебным требованием в добровольном порядке возместить страховой указанную сумму на основании части 1 статьи 14 ФЗ "Об ОСАГО",
  6. не вписанное лицо либо добровольно возмещает выплаченную сумму, либо через суд; если через суд, то сумма возрастает на дополнительные издержки страховой – работа юриста, оплата госпошлины, почтовые мелкие расходы.

Если не вписанный водитель скрылся с места ДТП

Здесь речь идёт именно о тех ситуациях, когда виновник не просто скрылся, а не известен. И в этом случае ситуация для собственника может повернуться худшим образом – по судебной практике возмещение может быть взыскано со страховой причинителя вреда. Хотя, для этого должен быть известен автомобиль – его госномера, и доказано наличие самого ДТП как события.

По закону в таких случаях потерпевший обращается с иском в суд на собственника. Но собственник в соответчики может призвать страховую компанию, так как его ответственность застрахована. В таком случае ущерб возмещает страховая. И снова для собственника страховка дорожает в следующем страховом периоде.

Для возможности для потерпевшего получения возмещения в определении об отказе в возбуждении административного дела чаще всего достаточно, чтобы фигурировал госномер автомобиля-участника аварии.

Важное замечание!

Есть ли штраф за невписанного водителя?

Да. Такой аволюбитель при каждой остановке на дороге инспектором наказывается штрафом 500 рублей по части 1 статьи 12.37 Административного кодекса. Этот штраф можно оплатить со скидкой в течение 20 календарных дней с даты вынесения штрафа.

Камеры невписанного водителя фиксировать не умеют.

Дорого ли стоит вписать лицо в полис?

В некоторых случаях это может быть бесплатно – само увеличение количества вписанных водителей никак не влияет на стоимость страховки ОСАГО. А, если применяемые коэффициенты у лица, которое требуется добавить, меньше, чем у каждого из вписанных, то это будет бесплатно.

Речь идёт о таких коэффициентах:

  • КБМ (скидка за безаварийное вождение),
  • по возрасту и стажу,
  • по наличию нарушений ФЗ "Об ОСАГО" (не путать с нарушениями ПДД).

Если же вписываемый водитель "проблемный" (речь идёт, скорее, о КБМ, так как он может существенно повлиять на цену страховки), то в итоге, возможно, придётся доплатить ровно столько же, сколько было уплачено за оформление полиса.

Автор статьи Элина Чупрова из подмосковного Орехово-Зуева стала пострадавшей в ДТП. У неё не было полиса ОСАГО, но страховая компания виновника аварии всё равно выплатила компенсацию. Элина рассказала, как получила выплату, а юрист пояснил, почему страховка всё равно нужна автовладельцам.

Как произошло ДТП

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года. Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила. У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.


Что зафиксировала ДПС

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Автоинспекторы могут выписать постановление об обоюдной вине участников ДТП. Это проще, чем разбираться в происшествии, особенно мелком. В итоге пострадавшим в аварии придётся платить за ремонт из своего кармана. Пересмотра решения можно добиться на разборе в ГАИ, но это займёт лишнее время.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Отсутствие ОСАГО у потерпевшего в аварии — не повод отказывать ему в компенсации ущерба. Такой позиции придерживается Верховный суд.

Как прошёл разбор ДТП

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.


Как прошла экспертиза в страховой компании

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Как я получила деньги вместо ремонта

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

Следует ли из данного случая, что ОСАГО можно не оформлять?


Орест Мацала

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным. При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину. Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.


Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки. Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам. Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.


Один из экспертов отметил, что КС так и не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Второй полагает, что данное определение – еще один шаг к освобождению страховых компаний от выплаты адекватного возмещения по ОСАГО.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

Страхование ОСАГО является обязательным для любого водителя. При дорожно-транспортном происшествии водитель, имеющий полис, не должен будет полностью возмещать ущерб – в значительной мере затраты компенсирует страховая компания. Но как быть в ситуации, если лицо, спровоцировавшее аварию или пострадавшее от нее, не вписано в страховой полис?

ОСАГО при ДТП на неограниченное количество лиц

  • Ограниченная по количеству лиц. В полисе поименно должны быть указаны все, кто имеет право использовать застрахованную машину.
  • Неограниченная. В данном случае пользоваться машиной может любой человек.

Если речь идет о полисе на неограниченное количество лиц, ситуация проще. В этом случае наличия у водителя только водительского удостоверения уже достаточно, чтобы страховщик компенсировал убытки.

Порядок действий потерпевшего в этом случае должен быть таким:

  • Вызвать ГИБДД и проконтролировать, чтобы сотрудники оформили протокол.
  • Произвести независимую оценку повреждений. О ней должен быть уведомлен и страховщик, и виновник аварии. На практике представители страховых компаний крайне редко являются на оценку, но порядок рекомендуется соблюдать.
  • Обратиться в страховую компанию виновника и подать заявление о компенсации повреждений.
  • Затем останется только подождать выплат.

Если страховщик не производит выплаты, вопрос можно решить через суд.

ОСАГО при ДТП на ограниченное количество лиц

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Тем не менее, полис, оформленный на неограниченное количество лиц, встречается редко. И ситуация становится сложнее, если речь идет об обычной страховке, в которой четко указывается круг допущенных к вождению лиц.

Что еще почитать:

Последствия для автовладельца, признанного потерпевшим в аварии, будут отличаться с учетом ситуации. Есть два варианта:

    .
  • Полис имеется, но человек, управлявший машиной, не был вписан в нее.

В последнем случае действия должны быть аналогичны ситуации с неограниченным полисом. То есть, нужно обратиться к страховщику. В соответствии со ст.14 закона об ОСАГО страховая все равно должна сделать выплату, но в дальнейшем она взыщет сумму выплаты с виновника.

При отсутствии полиса вообще страховщик не имеет никаких обязанностей перед водителем. Соответственно, компенсацию нужно будет взыскивать самому напрямую с виновника.

Видео по теме:

Какие последствия если виновник не вписан в страховку

Если человек, виновный в аварии, не имеет оформленной на него страховки, то последствия для него будут следующими:

  • Он должен будет возместить потерпевшему ущерб в том размере, который не перекрывается страховкой.
  • В порядке регресса он обязан возместить страховщику убытки в результате выплат по страховке.
  • На него возлагается ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ. Данная норма предполагает наказание в форме штрафа до 800 рублей. Это не так много, однако, до истечения срока давности виновному лицу рекомендуется проявлять осторожность. Это связано с тем, что при повторных нарушениях санкции будут жестче.

При отсутствии полиса вообще виновник не будет иметь дела со страховой компанией. Тем не менее, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ с него может быть взыскан ущерб в полном размере.

Какие последствия если невиновный участник ДТП без страховки

Если в полис не вписано лицо, которое не является виновником аварии, то на обязанность страховой компании виновника это никак не повлияет. Тем не менее, у пострадавшего в такой ситуации нет выбора – он может подать заявление только в страховую компанию виновного лица.

Выплата или компенсация ущерба другим путем выполняется в обычном порядке. Так как пострадавший не имеет никакой вины в произошедшем, страховщик не может требовать от него возмещения расходов. Тем не менее, возможен и отказ в требовании возмещения ущерба. Но если виновник имеет правильно оформленный полис, обязательство должно выполняться.

При отсутствии вины лицо, не имеющее полиса и не являющееся виновником аварии, также должно будет оплатить штраф в размере 800 рублей. В данном случае речь идет не об отсутствии самой бумаги. Нарушение - это отсутствие данных о наличии действующего договора ОСАГО в единой информационной базе сведений.

Если вина обоюдная

Обоюдная вина в ДТП по ОСАГО

В случае обоюдной вины, если никто из участников аварии не обратился в суд для установления степени, ее доля распределяется поровну. Так, при наличии двух частников вина каждого будет составлять по 50%, троих – по 33, (3)%.

Если кто-то из участников не согласен со степенью, установить ее он может в судовом порядке. Возмещение в данном случае происходит соразмерно доле виновности. К примеру, если вина первого виновника составляет 30%, а второго – 70%, страховая возместит первому 70%, а второму – 30% соответственно.

Если же один из участников аварии не вписан в ОСАГО, то в этом случае происходит регресс к этому водителю в доле, в которой рассчитана его вина.

Таким образом, если из примера, описанного выше, полиса нет у первого водителя, с него будет взыскано 30% от ущерба другой машине. То есть, эта сумма будет равна той, которую выплатит либо возместит ремонтом страховая компания.

Порядок возмещения ущерба

Возмещение ущерба по ДТП

Нередко адекватные водители, спровоцировавшие ДТП, оценивают ситуацию реально и сами выходят на контакт с потерпевшим, предлагая ему мировое решение вопроса. Тем не менее, так происходит не всегда. Если виновник не имеет полиса ОСАГО или не вписан в него, то алгоритм действий для пострадавшего будет следующим:

  • Потерпевший должен уведомить страховую компанию о происшествии.
  • Страховщик инициирует процедуру оценки ущерба. Задача водителя – предоставить машину, попавшую в аварию, в надлежащем виде в указанное время и место.
  • Если имело место причинение вреда здоровью, дополнительно нужно предоставить страховщику медицинские заключения и справки.
  • Величина выплаты определяется суммой ремонта (отмечается в акте осмотра), а также размером компенсации за нанесенный здоровью ущерб.
  • Если водителя, потерпевшего в аварии, не устраивает размер выплаты, он обратиться к претензией к страховой компании. Если действия со стороны последней будут отсутствовать, вопрос может быть решен через суд.

Если виновник аварии предлагает решить вопрос мирно, но обещает оплатить ремонт позже, необходимо сделать следующее:

  • Сфотографировать поврежденные места машины.
  • Снять на видео согласие виновного лица компенсировать ущерб.
  • Записать его паспортные данные.

Это поможет избежать проблем, если в дальнейшем виновник будет уклоняться от своих обязательств.

Если лицо, у которого отсутствует полис, или оно не вписано в него, является пострадавшим в ДТП, его положение более привлекательно, чем у виновника. Его права застрахованы законом, поэтому ему в любом случае полагается компенсация ущерба, нанесенного автомобилю и здоровью.

При аварии необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. До их приезда нельзя трогать ничего на месте ДТП, поскольку имеющиеся следы будут использоваться для составления схемы аварии. Также рекомендуется сделать фото или видео места аварии и расположения машины.

Представитель ГИБДД должен сделать пометку об отсутствии полиса у потерпевшего. Также необходимо, чтобы одна копия с данными паспорта второй стороны была передана виновнику, а вторая - потерпевшему.

Дальнейшая схема будет определяться тем, есть ли полис у виновника. Если он имеется, действия должны быть следующими:

  • Нужно подать извещение о ДТП в страховую компанию виновного лица.
  • Подождать результатов экспертизы.
  • Если нужно – провести свою независимую экспертизу, уведомив о ней виновника и страховщика.
  • Если потерпевший не согласен с величиной материального ущерба, определенного страховщиком, он должен составить досудебную претензию.
  • При отказе страховой компании принимать условия пострадавший может обратиться в суд.

Независимо от того, является ли лицо без полиса виновником или потерпевшим, ему придется выплатить штраф.

Регресс с виновника ДТП по ОСАГО

Закон об ОСАГО предусматривает институт регресса. В соответствии с ним лицо, возместившее потерпевшему вред за виновника (страховая компания) имеет право в отношении него обратного требования. Регресс страховой компании означает взаимозамену между страховщиком и должником, нанесшим ущерб, в обязательствах. В порядке регресса страховая компания может требовать возмещение ей предоставленных пострадавшему выплат.

Страховщик может выставить регресс в течение трех лет. Этот срок начинается с даты, когда страховая компания узнает о наличии от нее регресса, то есть, с момента возмещения ущерба. На практике порядок требования регресса выглядит следующим образом:

При обращении в суд расходы в виде оплаты услуг юриста, госпошлины и мелких почтовых расходов берет на себя виновный.

Отсутствие в полисе данных о виновнике ДТП не лишает потерпевшего права получить компенсацию. В любом случае необходимо обращаться к страховщику и требовать возмещения ущерба.

Подобрать выгодный полис ОСАГО

Защитите себя от материальных рисков приобретя полис страхования ОСАГО. Благодаря форме подбора, вы сможете найти самые актуальные и выгодные предложения по ОСАГО от крупнейших страховых компаний. Полис можно оформить онлайн, никуда езать не нужно.

Однако, имейте ввиду, что в некоторых страховых компаниях действует правило: страховка начинает действовать не в день покупки, а спустя 3-5 дней. Но есть компании, полис которых действует сразу же. Уточните этот момент перед оформлением.

Удачи на дорогах!

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

Еще раз ссылка. Также, обязательно напишите свой комментарий ниже. Что вы думаете по теме данного материала? А быть может у вас есть вопросы? Спрашивайте!

Человек, который попал в ДТП, может получить средства на ремонт автомобиля от страховой компании виновного водителя. Однако иногда один из участников происшествия оказывается не застрахован. В этом случае существует несколько вариантов возмещения вреда, которые зависят от конкретных условий ДТП.

Что будет с нарушителем и кто возместит ущерб

ДТП

После происшествия необходимо выяснить, вписаны ли водители в полис ОСАГО. Когда на виновное в аварии лицо не оформлена страховка, возможны следующие варианты действий:

  • невписанное лицо отделается штрафом 800 рублей за езду без страховки согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП. Собственнику автомобиля (с потерпевшей стороны) будет возмещен ущерб от страхового агента виновника.
  • регресс от страховщика к виновнику происшествия в объеме возмещенных средств. Собственник ТС при этом ничем не рискует.
  • страховая может потребовать возместить понесенный ущерб у владельца транспорта, который доверил управление другому лицу. В этом случае он будет платить страховой, пока не покроет расходы компании.

В последних двух случаях для владельца ТС вырастет ставка страховых взносов. Избежать повышения стоимости полиса после аварии невозможно.

Если я не виноват

Если потерпевший не вписан в полис ОСАГО, при попадании в ДТП и признании его невиновным, ущерб собственнику ТС возмещает страховая виновного лица. Даже при отсутствии вины водителя, он обязан заплатить штраф за отсутствие страховки, что является несоблюдением правил ПДД. Этот факт никак не скажется на процессе возмещения вреда собственнику ТС.

Если водитель – виновник ДТП

Последствия для виновника аварии с неоформленной страховкой окажутся следующими:

Если страховки нет, с того, кто виноват в ДТП, могут взыскать полную сумму ущерба (ст. 1064 ГК РФ). Для возмещения убытков пострадавший обращается к виновнику напрямую. Нюансы ответственности инициатора столкновения машин перед потерпевшим определяются характером последствий ДТП.

Если вина обоюдная

Если не проводилась оценка степени виновности водителей, ее необходимо проводить в судебном порядке. В противном случае страховая компания будет отказывать в выплатах, пока не получит решение суда.

Возмещение осуществляется соразмерно доле вины. К примеру, водителю с долей вины 40% страховая возвращает 60% ущерба, а участнику с долей вины 60% выплачивается 40% страховых средств. Если один из водителей не вписан в ОСАГО, страховая возьмет с него столько средств, сколько выплатит второму.

Что делать

Еще до приезда представителей автоинспекции необходимо записать регистрационные номера автомобиля, которым управляло виновное в ДТП лицо. Благодаря этой мере предосторожности можно избежать ситуации, когда участник аварии скрылся с места происшествия, и взыскать сумму ущерба со страховщика причинителя вреда не получится.

Действия потерпевшего

После прибытия сотрудников автоинспекции обязательно нужно проследить, чтобы они отметили в протоколе и извещении о ДТП, что виновный водитель не имеет страховки. Личная информация о нем (например, телефон и место регистрации) также заполняются в документах.

Действия виновника аварии

Доказательства ДТП

Инициатору ДТП следует учитывать все тонкости страхового законодательства, чтобы избежать серьезных последствий в виде возмещения ущерба из своего кармана. Вот список рекомендаций, которые позволят виновному лицу избежать выплат или минимизировать их размер:

Предельный размер выплат пострадавшей стороне рассчитывается исходя из определенных лимитов – 400 тыс. рублей, если причинен имущественный ущерб, и 500 тыс. рублей – при наличии вреда здоровью. Если реальный ущерб превосходит указанные суммы, невиновный участник обращается в суд согласно ст. 7 Закона N 40-ФЗ.

Порядок возмещения

Даже если инициатор аварии записан в полисе, причинение ущерба относится к страховому случаю (п. 2 ст. 6 Закона № 40-ФЗ). Пострадавшему следует обратиться к своему страховщику. Она не имеет права отказать в выплате компенсации. Требовать деньги с виновника следует только в случаях, когда ущерб,причиненный ТС или здоровью другого водителя, превысил 400 и 500 тыс. рублей соответственно.

Судебная практика

У наших юристов довольно обширная судебная практика по выплатам ОСАГО. Если у вас появились сложности в получении компенсации после аварии, обращайтесь в нашу компанию, и мы проконсультируем вас по всем вопросам.

Одна из наших клиенток попала в аварию в одном из городов Московской области. В ДТП был нанесен ущерб 2-м автомобилям. За рулем второй машины находилась девушка – виновница аварии.

Страховая не стала выплачивать сумму ущерба невиновной в ДТП владелице ТС, аргументируя это тем, что автомобилем нашей клиентки управляла ее подруга, которая не была вписана в страховой полис. Наш юрист подал документы в суд для привлечения страховой компании к ответственности. Дело было выиграно.

Как предупредить нарушение

Водитель, садясь за руль чужой машины, обязан перед этим застраховаться. Избежать штрафа лицу, не вписанному в страховую, можно несколькими способами:

  • внести свои данные в полис, посетив местное отделение компании;
  • оформить договор безвозмездного пользования транспортом. С ним гражданину разрешается водить ТС при отсутствии записи в страховом листе в течение 10 суток;
  • Не управлять транспортным средством до оформления записи в страховом полисе.

Если владелец автомобиля передает управление другому лицу, не вписывая его при этом в страховку, следует подать заявление своему страховщику. В этом случае придется доплатить разницу в страховых взносах.

Существует множество тонкостей возмещения ущерба после ДТП. К примеру, при отсутствии у виновного лица страховки гарантированных выплат не будет. В этом случае придется добиваться своих средств через суд.

Учитывая наличие большого количества тонкостей при оформлении документов после ДТП, мы предлагаем вам профессиональные юридические услуги. Обращайтесь к нашим специалистам, чтобы решить проблему возмещения вреда после аварии быстро и эффективно.

Читайте также: