Порядок присвоения классности водителя пожарного автомобиля

Обновлено: 30.04.2024

Иногда сотрудник кадровой службы, принимающий на работу водителя, видит запись в его трудовой книжке о присвоении классности. В связи с этим у работодателей - транспортных компаний возникают различные вопросы, а именно: как устанавливается классность, можно ли ее понизить, обязаны ли выплачивать надбавки за нее? В данной статье ответим на поставленные вопросы.

Впервые классность водителей транспортных средств была предусмотрена Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, но Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее - Справочник), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса.

В частности, 3-й класс присваивали всем водителям, прошедшим обучение и получившим водительское удостоверение с разрешенными категориями "B", "C" или только "D", 2-й класс - "B", "C", "E" или только "D" ("D" или "E"), а 1-й класс - "B", "C", "D" и "E" . Причем 2-й класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

О категориях транспортных средств см. п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009).

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

- водителям I класса - в размере 25%;

- водителям II класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в Отраслевом соглашении, он установить не сможет.

Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника), если водитель II или I класса:

- не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;

- систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;

- имеет перерасход топлива;

- имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;

- нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодателю необходимо разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимое условие выплаты надбавки - разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации. Приведем пример на с. 31.

│ Общество с ограниченной ответственностью "Транзит" │

│ о создании квалификационной комиссии │

│г. Астрахань 12 октября 2009 г.│

│ В целях присвоения квалификационного класса водителям │

│ 1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по│

│установлению класса водителям в составе: │

│ - председатель комиссии - Зуев Николай Викторович, заместитель│

│ - секретарь комиссии - Антипова Анна Петровна, офис-менеджер. │

│ - Каманина Елена Игоревна, менеджер по персоналу; │

│ - Гамов Андрей Геннадьевич, главный механик; │

│ - Чужайкин Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности│

│ 2. Предоставлять списки водителей, подлежащих квалификационной│

│аттестации, раз в год не позднее 15 августа - менеджеру по персоналу│

│ 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации -│

│менеджеру по персоналу Каманиной Е.И. │

│ 4. Представить материалы квалификационной аттестации директору в│

│течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии -│

│Директор Мусатов /А.Д. Мусатов/│

Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, стаж работы и предложение о присвоении определенного класса.

При оформлении представления в нем указываются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируется заинтересованными лицами. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

│ В квалификационную комиссию ООО "Транзит"│

│ от водителя 3-го класса Парамонова Е.Р.│

│ Прошу провести мне в 2010 г. квалификационную аттестацию для│

│установления 2-го класса. │

│ Основанием для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений│

│правил дорожного движения, стаж работы более трех лет и выполнение│

Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом (пример см. на с. 34). При вынесении решения надо руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям.

│ Общество с ограниченной ответственностью "Транзит" │

│ заседания квалификационной комиссии │

│05.11.2009 г. Астрахань│

│ Комиссия в составе: │

│ Председатель - Н.В. Зуев, заместитель директора. │

│ Секретарь - А.П. Антипова, офис-менеджер. │

│ Члены комиссии - Е.И. Каманина, А.Г. Гамов, М.А. Чужайкин. │

│ Присутствовали: начальник гаража грузовых автомобилей Р.Л. Парфенов,│

│диспетчер Р.Т. Старостина. │

│3-го класса Парамонова Евгения Романовича. │

│ Представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы│

│на Парамонова Евгения Романовича на присвоение 2-го класса. │

│ Признать Парамонова Евгения Романовича соответствующим всем│

│требованиям для присвоения второго класса. │

│ Председатель комиссии Зуев /Н.В. Зуев/│

│ Секретарь комиссии Антипова /А.П. Антипова/│

│ Члены комиссии Каманина /Е.И. Каманина/│

│ Чужайкин /М.А. Чужайкин/│

│ С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен. │

│ Парамонов, 06.11.2009 /Е.Р. Парамонов/ │

Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", или автобусами категории "D" или "D" и "E", уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма без технической помощи, а также знать:

- назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств "B", "C" и "E", а при работе на автобусах ("D" или "D" и "E") - их неисправности;

- признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;

- объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;

- способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;

- особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;

- особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;

- основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;

- основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;

- показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;

- основные положения планирования и учета работы автомобилей;

- правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;

- элементы дороги, их влияние на безопасность движения;

- основные понятия теории движения автомобиля;

- способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "B", "C", "D" и "E", и должен знать:

- назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;

- влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;

- способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;

- основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;

- элементы теории автомобиля;

- основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии на с. 34.

После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд. 4 личной карточки (форма N Т-2) и трудовую книжку.

Итак, водителю присвоен класс. У бухгалтерии появляются вопросы. Например, нужно ли учитывать надбавку за классность при начислении премии? Отвечаем: официальный перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам, на которые начисляется премия, трудовым законодательством не установлен. Раньше действовал Приказ Минтранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 "О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах", в п. 1.3 которого говорилось, что размеры премирования устанавливаются автотранспортными предприятиями в процентах к заработной плате водителей по тарифным ставкам за отработанное на маршруте время с учетом надбавок за классность, доплат за работу с разделением на две части (по разрывному графику), за руководство бригадой, за работу в ночное время. В связи с принятием ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ему. Повторим, что ч. 2 ст. 135 ТК РФ позволяет работодателю самостоятельно устанавливать системы премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку премия призвана материально поощрить работника, усилить его материальную заинтересованность, в организации разрабатывается положение о премировании. В данном положении устанавливаются:

- порядок утверждения, начисления и выплаты премий;

- показатели и условия премирования;

- источники выплаты премий;

- размеры и шкала премирования;

- порядок и условия лишения премий или снижения их размера.

Из вышесказанного следует, что работодатель сам устанавливает, на какие выплаты начисляется премия.

Допуск на пожарный автомобиль

Пожарная безопасность

Допуск к управлению пожарным автомобилем получают лица, прошедшие специальную подготовку. Она может быть как первичной, так и переподготовкой или повышением квалификации. Для каждого вида составляется план обучения, который является частью Программы подготовки личного состава пожарной части или гарнизона пожарной охраны. Допуск на право управления пожарным автомобилем выдают по процедуре Положения о порядке присвоения квалификации водителям ПА.

Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем

Процедура присвоения квалификации прописана в Приказе МВД РФ от 20.08.1996 № 457. Выдаче допуска предшествует прохождение обучения. Если группа набрана из людей, которые впервые хотят получить профессию водителя ПА, занятия проходят в аудиториях, оборудованных техническими средствами для отработки практических навыков. Курсы повышения квалификации проходят раз в три года. Длятся они пять дней. Раз в два года устраиваются соревнования по скоростному маневрированию.

Порядок допуска к управлению пожарным автомобилем

Сдача на допуск по управлению пожарным автомобилем проходит два этапа. Сначала необходимо пройти экзамены по теоретической части, а затем сдать практику. Знания проверяет квалификационная комиссия, утвержденная приказом руководителя органа управления ГПС. Экзаменуемые сдают теоретическую часть, подтверждая знания по темам:

  • ПДД и медицинская подготовка;
  • устройство ПА;
  • ТО и ремонт машины;
  • использование средств связи;
  • теоретические основы управления транспортным средством.

Допуск на пожарный автомобиль - теория

Присвоение разряда происходит на основании постановления Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1976 г. № 235/18. В этом случае руководитель подразделения подает представление в соответствующие органы управления ГПС. Аналогичное представление подается и при невыполнении работником квалификационных обязанностей, предписанных для первого и второго класса, или нарушении ПДД и норм технической эксплуатации подвижного состава. При понижении классности или при лишении прав на управление ТС на срок более 1 года квалификация присваивается на общих основаниях после прохождения обучения и сдачи экзаменов.

Разрешение на самостоятельное вождение оформляется приказом руководителя подразделения ГПС после прохождения практики в течение пяти боевых дежурств.

Допуск на пожарный автомобиль - практика

Второй класс присваивается при непрерывном стаже в течение 3 лет в должности водителя ПА 3-го класса без учета стажа работы в конкретном предприятии. Чтобы комиссия имела право присвоить квалификацию 1-го класса, человек должен проработать водителем 2-го класса в течение двух лет.

Свидетельство о допуске водителя к управлению пожарным автомобилем нужно всегда носить с собой, как и водительское удостоверение. При аварии по вине водителя в документе проставляется соответствующая отметка с указанием даты происшествия. После этого в течение двух месяцев необходимо пройти внеочередную аттестацию и получить новый допуск на работу.

Водитель пожарного автомобиля

Свидетельство подлежит обязательной сдаче в квалификационную комиссию при увольнении водителя из части.


Классность водителей по категориям в 2021 году характеризуется их классификацией по открытым категориям в водительском удостоверении и стажем работы.

Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.

Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ

Водитель 3 класса.

Водитель 2 класса.

Водитель 1 класса.






Таблица классность водителей по категориям 2016-2017

Основания для присвоения классности водителям.

Классность водителя по категориям автомобилей на предприятии присваивается в зависимости от опыта и стажа водителя. За высокую классность полагается доплата на предприятии.

Доплата за классность водителей.

Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.

Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.

Классность водителей по ОСАГО

Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.

Таблица расчета классности водителя по ОСАГО КБМ

КлассКБМПодорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
01234
Класс, который будет присвоен
M2,45145%0MMMM
02,3130%1MMMM
11,5555%2MMMM
21,440%31MMM
31нет41MMM
40,955%521MM
50,910%631MM
60,8515%742MM
70,820%842MM
80,7525%952MM
90,730%10521M
100,6535%11631M
110,640%12631M
120,5545%13631M
130,550%13731M

Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от класса, КБМ

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от класса КБМ по приведенной выше таблице.

Представленная таблица разделяет водителей на несколько классов по категориям. В первом столбце указан класс водителя на момент оформления страхования автомобиля. Водителю, который впервые обращается к представителю компании для оформления полиса ОСАГО, автоматически присваивается 3 класс. Через 1 год и каждый год, у водителя будет меняться классность в зависимости от страховых случаев и отсутствию аварий.

Во второй строке таблицы указана действующая скидка, далее коэффициент бонуса-малуса в процентах.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие страховых случаев в течение последнего страхового периода.

от 20 февраля 2018 года N 52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИСВОЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ, ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ПРАВО РАБОТЫ НА ПОЖАРНОМ АВТОМОБИЛЕ И ПРИСВОЕНИЮ КЛАССНОСТИ

В целях организации работы по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоению классности работникам государственных казенных пожарно-технических учреждений Свердловской области, подведомственных Министерству общественной безопасности Свердловской области (далее - Министерство), приказываю:

1) Положение о квалификационной комиссии Министерства общественной безопасности Свердловской области по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоению классности (прилагается);

2) Состав квалификационной комиссии Министерства общественной безопасности Свердловской области по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоению классности (прилагается).

2. Начальникам государственных казенных пожарно-технических учреждений Свердловской области, подведомственных Министерству, обеспечить в подчиненных подразделениях условия для сдачи экзаменов в период работы комиссии, указанной в настоящем Приказе.

3. Приказ Департамента общественной безопасности Свердловской области от 10.04.2014 N 77 "Об утверждении Положения о порядке создания и работы комиссии по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоения классности" признать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра общественной безопасности Свердловской области А.В. Клешнина.

5. Настоящий Приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru)" и разместить на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Министр
общественной безопасности
Свердловской области
А.Н.КУДРЯВЦЕВ

Утверждено
Приказом
Министерства общественной безопасности
Свердловской области
от 20 февраля 2018 года N 52

ПОЛОЖЕНИЕ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИСВОЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ, ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ПРАВО РАБОТЫ НА ПОЖАРНОМ АВТОМОБИЛЕ И ПРИСВОЕНИЮ КЛАССНОСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Задачами квалификационной комиссии Министерства общественной безопасности Свердловской области по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоению классности (далее - комиссия) являются присвоение квалификации водителя пожарного автомобиля и выдача свидетельства на право работы на пожарном автомобиле (далее - свидетельство), присвоение (подтверждение), снижение классности водителям автомобиля, являющимися работниками подразделений государственных казенных пожарно-технических учреждений Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области", подведомственных Министерству общественной безопасности Свердловской области (далее - ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области").

3. Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

1) осуществляет анализ представленных документов для присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле, присвоения, снижения (отмены) классности водителям пожарного автомобиля;

2) рассматривает вопросы присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле, присвоения, снижения (отмены) классности водителям;

3) принимает решение о присвоении квалификации водителя пожарного автомобиля и выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле, присвоении, снижении (отмене) классности водителям;

4) рассматривает спорные вопросы, связанные с присвоением (отказом) квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачей свидетельства на право работы на пожарном автомобиле, с присвоением, снижением классности водителям.

4. Состав комиссии утверждается приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области (далее - Министерство). В состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь и члены комиссии.

5. Работа комиссии, как правило, проводится в подразделениях ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области" рабочей группой, состав которой утверждается председателем комиссии.

6. Председатель комиссии осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, председательствует на заседаниях комиссии, организует работу комиссии, распределяет обязанности среди членов комиссии, планирует и созывает заседания комиссии, утверждает повестку дня заседания комиссии, ведет заседания комиссии, осуществляет контроль за реализацией принятых комиссией решений. В случае временного отсутствия председателя комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя комиссии.

7. Секретарь комиссии формирует повестку дня и представляет ее на утверждение председателю комиссии, ведет прием и учет поступающих в комиссию документов, готовит необходимые материалы для заседания комиссии, не менее чем за три рабочих дня оповещает членов комиссии и приглашенных о повестке дня, дате, месте и времени заседания комиссии, оформляет протоколы заседания комиссии.

8. Работа комиссии осуществляется в форме заседаний, которые проводятся на плановой основе, при поступлении в Министерство предложений ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области" о необходимости присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле, присвоения классности водителям автомобиля, снижения (отмены) классности.

9. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании комиссии. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.

10. Если член комиссии не согласен с решением, принятым большинством голосов, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания комиссии.

11. Работник, не согласный с решением комиссии, вправе обжаловать его в соответствии с действующим законодательством.

12. По итогам заседаний комиссия принимает решения о присвоении квалификации водителя пожарного автомобиля и выдаче свидетельства на право работы на пожарном автомобиле, присвоении, снижении (отмены) классности водителям автомобиля.

13. Ответственность за своевременное представление в комиссию документов, необходимых для присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля, присвоения классности несут работники ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области", ответственные за подготовку данных документов.

14. В целях организации профессиональной подготовленности водителей автомобилей, подготовки их к сдаче экзаменов по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, классности в ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области" создается комиссия по подготовке к сдаче экзаменов по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, классности водителям автомобиля (далее - комиссия учреждения).

15. Начальник ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области" организует работу комиссии учреждения под личным председательством.

16. Комиссия учреждения:

1) обеспечивает сбор необходимых документов;

2) проводит оценку профессиональной подготовленности работников;

3) обеспечивает явку работника на экзамены по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, классности;

4) организует хранение документации комиссии учреждения.

Глава 2. ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ И ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ПРАВО РАБОТЫ НА ПОЖАРНОМ АВТОМОБИЛЕ

17. Первоначальная подготовка водителей автомобиля проводится в подразделениях ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области".

18. Организация работы по приему экзаменов, присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля и выдаче свидетельства на право работы на пожарных автомобилях осуществляется в следующем порядке:

1) начальник ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области" направляет в Министерство письмо о необходимости присвоения работнику (работникам) квалификации водителя пожарного автомобиля. К письму на каждого работника прилагаются:

протокол о результатах оценки профессиональной подготовленности работника;

алфавитная карточка (выдается органами ГИБДД);

справка о водительском стаже в ГКПТУ СО "ОПС Свердловской области";

характеристика, в которой отражаются деловые качества водителя автомобиля, достигнутые результаты при исполнении им должностных обязанностей, умение применять имеющиеся знания в практической работе;

свидетельство о прохождении специального первоначального обучения (копия);

свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (копия);

водительское удостоверение (копия);

2) прием экзаменов по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля проводится комиссией;

3) комиссия принимает экзамены, руководствуясь профессиональными требованиями, предъявляемыми к водителю пожарного автомобиля;

4) экзамены состоят из теоретической и практической частей.

19. Водитель пожарного автомобиля:

основы безопасного управления пожарным автомобилем, характерные причины дорожно-транспортных происшествий с пожарными автомобилями и способы их предупреждения;

правила посадки и перевозки личного состава на пожарных автомобилях;

тактико-технические характеристики, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание специальных агрегатов, механизмов и приборов закрепленных пожарных автомобилей и их базовых шасси;

правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;

объем, периодичность и порядок организации технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей;

характерные неисправности пожарных автомобилей их причины, признаки и опасные последствия, способы определения и устранения;

правила пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей;

эксплуатационные материалы, их свойства, применение и правила хранения, нормы расхода и меры по экономии;

способы увеличения пробега шин и срока службы аккумуляторных батарей;

правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды при техническом обслуживании, ремонте и применении пожарного автомобиля;

правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля, порядок проведения технического обслуживания, закрепленных средств связи:

методику контрольного осмотра закрепленного пожарного автомобиля;

управлять пожарными автомобилями, имеющимися в Противопожарной службе Свердловской области;

управлять закрепленным пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах;

работать на специальных агрегатах и механизмах закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил охраны труда, особенно при работе в условиях низких температур окружающей среды;

эффективно использовать закрепленный пожарный автомобиль в условиях действий на пожаре;

экономично эксплуатировать пожарный автомобиль;

работать на средствах связи, установленных на пожарных автомобилях, имеющихся в Противопожарной службе Свердловской области;

проверять техническое состояние и выполнять техническое обслуживание закрепленного пожарного автомобиля;

определять характерные неисправности закрепленного пожарного автомобиля и устранять их;

оказывать доврачебную медицинскую помощь;

оформлять учетные и эксплуатационно-технические документы на закрепленный пожарный автомобиль.

20. Знания и практические навыки водителя оцениваются по системе:

положительная оценка - "СДАЛ";

отрицательная оценка - "НЕ СДАЛ".

21. Теоретическая часть экзамена состоит из вопросов по устройству, техническому обслуживанию, использованию по предназначению пожарных автомобилей, правилам ведения радиообмена и порядку проведения технического обслуживания средств связи, знанию правил дорожного движения. По устройству, техническому обслуживанию, использованию по предназначению пожарных автомобилей, правилам ведения радиообмена и порядку проведения технического обслуживания средств связи предлагается 20 вопросов (по 5 вопросов в каждом разделе), по Правилам дорожного движения предлагается 20 вопросов.

Читайте также: