Порядок фотографирования при дтп

Обновлено: 19.04.2024

Как правильно сфотографировать автомобиль после аварии?

Ситуации

Бывает так, что у виновника аварии не оказывается полиса ОСАГО. И тогда получить компенсацию за его действия от страховой компании не представляется возможным. Некоторые водители в таких случаях сразу подают иск в суд. Другие же пытаются договориться мирным путем.

Например, виновник ДТП пишет расписку о том, что обязуется выплатить пострадавшей стороне определенную сумму в установленный срок. Или же о том, что он берет на себя обязательство до определенной даты произвести ремонт автомобиля за свой счет.

Хозяин поврежденной машины получает на руки документ и успокаивается. Но проходит время, а нарушитель не спешит выполнять свои обещания. Более того, иногда выясняется, что он уехал в другой город, поменял номер сотового телефона и связаться с ним не представляется возможным.

Пострадавший оказывается в растерянности: ведь теперь обращения в судебную инстанцию не избежать. Если машина в наличии, то ее, хоть и с опозданием, можно предоставить независимому эксперту. А если автомобиль уже сдан на металлолом или просто продан другому человеку?

В этом-то случае как раз и может помочь фотографирование. Поэтому, даже если вы рассчитываете, что виновник аварии добровольно возместит вам ущерб, ряд снимков сделать все-таки нужно. Они могут пригодиться в самый неожиданный момент.

Законодательная база

При оценке повреждений все эксперты руководствуются единой методикой, утвержденной Положением Банка России № 432-П от 19 сентября 2014 года. В этом документе по пунктам расписано, как именно должна проводиться процедура оценки.

Пункт 1.3 методики гласит, что если осмотр транспортного средства невозможен, то в исключительных случаях ущерб может быть определен на основании фото- или видеоматериалов. Это делается, если автомобиль находится в труднодоступном месте, утилизирован или продан.

Для оценки таким способом требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика (если полис ОСАГО у виновника аварии все-таки есть). В заключении делается отметка о том, что транспорт не осматривался (с указанием причин). Помимо фотографий специалисту необходимо будет представить копии всех документов, которые оформит и вручит вам инспектор ГИБДД.

Итак, закон разрешает определять ущерб, причиненный автомобилю, по фотографиям, если иного выхода нет. Однако для того, чтобы эксперт взялся за это, необходимы качественные снимки, сделанные с соблюдением ряда требований.

Порядок фотографирования

На фотоаппарате должны быть установлены дата и время. Поэтому перед съемкой проверьте, чтобы цифры были точными.

Сначала делаются обзорные снимки с расстояния 5 метров. Транспортное средство фотографируют с четырех сторон: спереди (слева и справа), а также сзади (слева и справа). Угол между направлением объектива и продольной осью автомобиля должен составлять 45 градусов.

Проследите, чтобы регистрационные знаки на фотографии были четко различимы. С каждого ракурса сделайте не менее двух снимков.

Второй этап – сфотографируйте VIN-код транспортного средства. Предварительно очистите его при помощи влажной ветоши, чтобы цифры были отчетливо видны. Если VIN-код отсутствует, допускается заснять номера кузова или рамы. Дополнительно следует сфотографировать регистрационные документы автомобиля, чтобы на изображении были видны необходимые цифры. При оценке ущерба их будут сравнивать с номерами на транспортном средстве.

Третий этап – фотографирование самих повреждений. В кадр должны попасть не только все видимые границы дефекта, но и сама пострадавшая деталь.

При этом вплотную к вмятине прикладывается линейка. Относительно нее объектив должен быть направлен строго перпендикулярно, чтобы избежать искажения. После этого для полноты картины делают еще несколько снимков под различными углами.

Каждый мелкий дефект фиксируют как детально, то есть с близкого расстояния, так и при помощи обзорных фотографий. Снимки необходимо делать последовательно: сначала вблизи, затем фотографируют деталь целиком, а после этого – весь автомобиль с того ракурса, который позволяет увидеть конкретное повреждение лучше всего. Если в результате ДТП деталь оторвало, ее фотографируют отдельно. Желательно положить ее рядом с нарушенным креплением.

Если зона повреждения обширная, ее снимают поэтапно. Делается снимок, отражающий общий вид дефекта, а затем фотографируют отдельные повреждения с привязкой по месторасположению (слева, справа, в нижней или верхней части зоны и пр.).

Не храните полученные фотографии на единственном носителе. Скопируйте их, чтобы у вас было 2-3 экземпляра файлов на разных дисках. Так вы застрахуете себя от их утраты.

Что делать, если фотографии VIN-кода нет?

Самостоятельную съемку проводят многие. Однако про то, что VIN-код тоже подлежит фотографированию, большинство водителей не знает. В этом случае эксперт не возьмется за то, чтобы оценить ущерб от ДТП без осмотра автомобиля. Как же быть?

Теоретически заключение вправе составить любой специалист. Это лицо, которое имеет соответствующее образование или долгое время занимается ремонтом транспорта. То есть к исковому заявлению можно приложить даже справку, полученную от индивидуального предпринимателя, который изучил фотографии и дал свою оценку. Только вот шансы выиграть дело в этом случае снизятся в разы (хотя они все-таки остаются).

Ваше заявление, если оно составлено грамотно, все равно примут к производству. Если у виновника ДТП не будет возражений по поводу суммы ущерба, то деньги с него взыщут. А вот если он решит оспорить размер вреда, то добиться справедливости вряд ли получится. Все-таки справка – это не заключение эксперта. Однако попытаться в любом случае стоит.

Помните, что распискам и словесным обещаниям верить нельзя. Разумнее сразу вызвать на место аварии независимого эксперта, а затем подать иск в суд. Не надейтесь, что кто-то возместит вам ущерб добровольно. Виновник аварии, управлявший машиной без полиса ОСАГО, уже показал свою непорядочность. А это значит, что ждать проявления сознательности от него бессмысленно.

С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения в ПДД, по которым в случае ДТП вы обязаны убрать автомобиль с проезжей части, если он затрудняет движение других транспортных средств. При этом, вы обязаны произвести фотосъемку места аварии и составить схему ДТП. Но, я уверен, очень небольшое количество автовладельцев знает, как правильно это сделать. Сегодня мы расскажем вам об этом.

Фотосъемка ДТП


1. Сделайте фото общего вида места аварии, на которой видны все ТС участников аварии и прилегающая территория.

2. Сделайте фото регистрационных номеров автомобилей (крупным планом), имеющих отношение к ДТП. Если нет регистрационных номеров, фотографируйте VIN.

3. Сделайте несколько фото каждого автомобиля, участника ДТП (отдельно): общий вид, места повреждений крупным планом, и отдельные участки на которых хорошо просматриваются повреждения.

4. Сфотографируйте взаимное расположение ТС участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам.

5. Сфотографируйте положение ТС относительно дороги и ее разметки.

6. Обязательной сделайте фото следов торможения, если они имеются.

7. Сделайте фото общего плана местности с фиксированием существующих погодных условий.

8. Сфотографируйте все дорожные знаки, которые имеются в зоне ДТП.

9. Сделайте фото крупным планом приборных досок автомобилей, принявших участие в аварии, на которой можно видеть время аварии, показания приборов и т.д.

10. Сфотографируйте людей, находившихся в автомобилях участников ДТП. Наверное и селфи)))

11. Сфотографируйте регистрационные номера автомобилей свидетелей ДТП.

От себя добавлю, что лучше всего сделать максимальное количество фотографий, так как от фиксирования обстоятельств ДТП будет зависеть и определения виновного.

Схема ДТП


1. Определите масштаб схемы. Выберите такой масштаб, чтобы на нем можно было обозначить все необходимые элементы обстоятельств ДТП.

2. Нарисуйте общий план местности и участок дороги на котором произошло ДТП: контуры проезжей части, тротуары, остановочные площадки, трамвайные пути, строения, парковочные карманы и т.п. Обозначайте на схеме лишь те элементы, которые имеют непосредственное отношение к вашему ДТП и которые помогут привязать ДТП к местности.

3. Отобразите на схеме все габаритные элементы дороги. Для этого вам будет нужно произвести соответствующие измерения.

4. Обозначьте на схеме: дорожные знаки (присвойте порядковый номер, а в приложении укажите их номер, в соответствии с ПДД), линии дорожной разметки, светофоры.

5. Нарисуйте в схеме конечное расположение ТС участников ДТП. Привязку автомобилей следует производить к недвижимым объектам - выполнить 3 измерения в двух проекциях. После привязки 1-го ТС к недвижимым объектам, допускается привязка 2-го ТС к осям 1-го ТС. Транспортным средствам на схеме присваиваются порядковые номера, которые в дальнейшем указываются в условных обозначениях. Также укажите направления движения ТС до ДТП и сделайте пояснительные записи в пункте "Условные обозначения".

6. Обозначьте в схеме место столкновения. Его фиксация производится посредством 2-ух замеров с привязкой к стационарным объектам. Укажите результаты измерений в схеме.

7. Зарисуйте все следы, относящиеся к аварии в схему ДТП, сделайте их привязку, измерьте их габариты (длину и ширину). Любой след привязывается к элементам дороги, недвижимым объектам посредством четырех замеров.

8. Обозначьте на схеме все осколки и детали ТС. Измерьте их расположения относительно элементов дороги и транспортных средств. Результаты замеров отобразите в изложенном выше порядке.

9. Зафиксируйте дефекты дороги, элементы, ограничивающие обзорность и другие посторонние предметы, которые повлияли на ДТП.

10. На обратной стороне листа опишите все повреждения автомобилей, участвовавших в ДТП.

Вот такая вот "несложная" процедура. Хотя ее сложность пусть каждый определит для себя самостоятельно.

Совет от наших специалистов. Если у вас есть недопонимание по определению виновника ДТП, другие обстоятельства, которые препятствуют проведению правильной фото фиксации ДТП или составлению схемы - лучше заплатите штраф в 1000 рублей и вызовите сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, но не убирайте свой автомобиль до их приезда.

В противном случае, у вас могут возникнут проблемы по определению виновного в ДТП и целый ряд других проблем по выплате ущерба по ОСАГО.

Карта СуперОСАГО


Участвуйте в нашем ТВ-проекте на ТНТ.

Сегодня в нашем выпуске активный участник портала MySlo под ником Runikot))) Руслан, большое спасибо за участие в программе.

Автомобилист может получить от страховой до 400 тыс. рублей на ремонт машины после аварии, если правильно оформит ДТП по Европротоколу. Для этого не нужно вызывать ГИБДД и даже необязательно заполнять бумажный бланк. Рассказываем, когда это возможно, как оформить ДТП без вызова ГИБДД и как заполнить документы.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Возможно ли оформление ДТП без ГИБДД

Да, чтобы оформить аварию, вызывать наряд ГИБДД необязательно. Но только если столкнулись две машины, у обоих водителей есть полисы ОСАГО и не пострадали люди.

Что такое Европротокол. Это процедура, которая позволяет оформить ДТП без привлечения полиции. Участники аварии заполняют извещение о происшествии, фотографируют повреждения, после этого страховая виновника ДТП выплачивает пострадавшему до 400 тыс. рублей на ремонт. Не нужно несколько часов ждать полицию и перегораживать движение.

Когда лучше вызывать ГИБДД. Если в ДТП попало больше двух машин, у кого-то из собственников нет полиса автогражданки или на ремонт потребуется больше денег, вызывайте полицию. Инспектор нарисует схему ДТП, зафиксирует информацию об участниках аварии и составит протокол.

В каких случаях уместно оформление ДТП по Европротоколу в 2021 году

Чтобы оформить ДТП без полицейских, оно должно отвечать следующим требованиям.

В ДТП нет потерпевших. В результате аварии не должно быть травмированных, раненных или погибших. Если они есть, вызывайте скорую и полицию.

В ДТП участвуют только два ТС. Европротокол доступен, только если столкнулось две машины. Если повреждено другое имущество, надо звонить в ГИБДД.

Взаимное согласие водителей. Это необязательно, но влияет на сумму страховой выплаты. Если водители не сошлись во мнении о том, кто из них виноват, лимит будет меньше — до 100 тыс. рублей.

Если авария не подходит под любое из этих требований, безопаснее вызвать ГИБДД.

Что возмещает страховая компания в таких случаях

Стандартный лимит. Пострадавшему автовладельцу страховая виновника ДТП возместит ущерб не больше 100 тыс. рублей, если:

  • у участников ДТП есть разногласия о том, кто виноват в аварии. Это зафиксировано в извещении;
  • у участников нет разногласий, но они не зафиксировали аварию через приложение.

Максимальный лимит. Возмещение до 400 тыс. рублей возможно, если:

  • хотя бы один водитель зафиксировал ДТП через приложение;
  • у участников нет разногласий.

Что делать, если ущерб от ДТП больше 100 тыс. рублей. Если пострадавший видит, что ремонт машины будет дороже, есть два варианта действий:

  1. зафиксировать аварию через приложение — так максимальный лимит будет уже 400 тыс. рублей;
  2. вызвать ГИБДД.

Если правильно оформить извещение и договориться с другим участником ДТП, в будущем пострадавший сможет получить от страховой до 400 тыс. рублей.

Каким будет лимит — стандартным или максимальным, зависит от этих условий

Каким будет лимит — стандартным или максимальным, зависит от этих условий

Как оформить Европротокол при ДТП

Остановиться и включить аварийку. Если водитель не пострадал, после столкновения он прекращает движение и включает аварийку. Потом выходит из машины и оценивает повреждения. Если пострадал кто-то из людей, оформлять ДТП по Европротоколу уже нельзя — вызывайте скорую и полицию.

Выставить знак аварийной остановки. Если ДТП произошло в населенном пункте, знак ставят минимум в 15 м до машины, если за городом — в 30 м. Если не поставить знак, будет штраф — 1000 рублей.

Если авария произошла ночью или в условиях плохой видимости, участники ДТП должны надеть светоотражающие жилеты.

Пообщаться со вторым участником ДТП. Нужно проверить, есть ли у него полис ОСАГО, вписан ли он в этот документ и не фальшивый ли полис — это можно узнать по номеру на сайте Российского союза автостраховщиков.

Зафиксировать повреждения. Важно сфотографировать на телефон:

  • панораму места ДТП;
  • повреждения машин;
  • следы торможения и обломки на дороге, если они есть;
  • номера машин.

Это нужно сделать в течение первого часа.

Оповестить страховые компании о ДТП. Для этого скачайте и откройте одно из двух приложений:

Заполнить извещение о ДТП. Его страховая компания выдает вместе с полисом. Обычно бланк есть в бардачке. Если нет — можно обратиться в ближайшую страховую, либо скачать и распечатать в двух экземплярах.

Передать извещение в страховую. Это необходимо сделать в течение пяти рабочих дней. Тому, кто претендует на возмещение, дополнительно придется заполнить заявление о страховом случае.

Европротокол — образец 2021 года

Извещение о дорожно-транспортном происшествии — бумага формата А4, она состоит из двух листов:

  • основной лист. На его лицевой стороне две колонки, которые водители заполняют вместе, с оборотной стороны — обстоятельства, которые заполняют по отдельности.
  • дополнительный — это копия, на которой отпечатается все то же, что водители написали на основном листе. Дополнительный лист тоже имеет юридическую силу, поэтому неважно, кому он достанется. У копии также есть поля для обстоятельств с оборотной стороны.

На лицевой странице водители указывают место, дату ДТП и свои данные, а также рисуют схему и ставят подписи

На лицевой странице водители указывают место, дату ДТП и свои данные, а также рисуют схему и ставят подписи

На оборотной стороне каждый водитель сам описывает обстоятельства

На оборотной стороне каждый водитель сам описывает обстоятельства

Как правильно оформить Европротокол при ДТП

Особенности заполнения бланка. Пишите:

Лицевая сторона. На ней укажите:

  • место происшествия. Например, перекресток улиц Степана Разина и Горького рядом с домом № 7. Если ДТП на трассе, укажите название трассы и километр;
  • дату. Время — с точностью до минуты;
  • данные свидетелей, если они есть;
  • данные ТС, собственников и водителей;
  • описание повреждений.

Составьте схему ДТП в нижней части листа. Для этого изобразите участок, соседние улицы с номерами домов, светофоры, знаки, разметку. Нанесите машины на схему прямоугольниками с пометками A и B. Направление движения укажите стрелкой, место удара — знаком ×. Под схемой расшифруйте обозначения.

Подпишите документ в пунктах 15 и 18.

Оборотная сторона. Здесь вы можете написать свое видение ситуации и разногласия, если они есть. В примечании отметьте приложение, если есть фотографии или запись с видеорегистратора.

В 2015 году ГИБДД уже неоднократно обращалась с призывом к автовладельцам оформлять мелкие автоаварии без жертв и пострадавших по европротоколу. Одним из этапов оформления европротокола является проведение видео- фото- съемки на месте происшествия. Как провести её грамотно?

внимание

Съемку на месте ДТП необходимо провести в первый час после аварии (60 минут)

внимание

На фото и видео должны быть зафиксированы государственные регистрационные знаки автомобилей участников дорожно-транспортного происшествия или двух идентификационных номеров (VIN) (если нет знаков госрегистрации)

внимание

Материалы съемки должны содержать информацию о повреждениях автомашин

внимание

Должно быть хорошо видно расположение транспортных средств на месте аварии в отношении друг друга на фоне статичных объектов (зданий, дорожных знаков и прочих неперемещяемых объектов инфраструктуры)

внимание

Если привлекается свидетель ДТП, то номера его машины также должны быть зафиксированы на фото или видео.

До 1 января 2016 года съемку на месте аварии можно производить при помощи любых средств: видеорегистратора, смартфона, фотоаппарата и пр.

В первого месяца нового года начинают действовать правила, регламентирующие использование оборудования для видео- фото- съемки для европротокола, то есть без участия сотрудников ГИБДД. Требования опираются на федеральный закон "Об ОСАГО" и Постановление Правительства России

Для проведения видео- фото- съемки для страховой компании без участия полиции, транспортное средство должно быть оборудовано специальными приборами некорректируемой регистрации движения по технологии Глонасс или иных технологий спутниковых систем.

Если такого оборудования на машине не установлено, то с 1 января 2016 года вы не сможете оформлять аварии по европротоколу.

Автопроизводителей, которые изготавливают машины специально для использования на территории России, .обяжут включать некорректируемые регистраторами информации в комплектацию авто. Вероятно, автомашины выпущенные в будущем году не потребуют дополнительной оснастки регистраторами, так как на них уже будет установлено необходимое для оформления европротокола оборудование.

Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику

(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1002)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации, а также требования к составу такой информации в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции.

2. Потерпевший в дорожно-транспортном происшествии, являющийся страхователем, в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:

а) экземпляр бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию;

б) заявление о прямом возмещении убытков;

в) электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;

г) заявление о том, что информация, указанная в подпункте "в" настоящего пункта, является некорректированной.

3. Фото- или видеосъемка, указанная в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, должна быть выполнена в течение не более 60 минут после дорожно-транспортного происшествия и включать изображения:

а) государственных регистрационных знаков транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);

б) мест повреждения транспортного средства;

в) взаимного расположения транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;

г) государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля дорожно-транспортного происшествия (при наличии).

! Пункт 4 вступает в силу с 1 января 2016 года !

4. Информация об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, полученная при использовании технического средства контроля, которое обеспечивает некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, передается из Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и должна содержать:

а) дату, время, координаты местоположения, скорости и ускорения по 3 осям (x, y, z) транспортного средства в момент дорожно-транспортного происшествия (в случае автоматической регистрации дорожно-транспортного происшествия);

б) дату, время, координаты местоположения транспортного средства в момент нажатия кнопки вызова экстренных оперативных служб (в случае использования кнопки вызова экстренных оперативных служб).

Требования к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации

(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2014 г. N 1002)

1. Техническое средство контроля, обеспечивающее фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, должно соответствовать следующим требованиям:

а) техническое средство контроля должно регистрировать следующие данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия:

дата и время фото- и видеосъемки;

координаты местоположения технического средства контроля;

б) координаты местоположения технического средства контроля должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем.

! Пункт 2 вступает в силу с 1 января 2016 года !

2. Техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных, зафиксированных с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, должно соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) для устройства вызова экстренных оперативных служб.

Читайте также: