Почему водитель не может мгновенно остановить движущийся автомобиль

Обновлено: 24.04.2024

Цель: формирование представления об остановочном пути.

Задачи:

  • Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно;
  • Повторять правила дорожного движения на улице и дороге;
  • Развивать внимание, память;
  • Выработать чувства опасностей перед быстро движущимся транспортом;
  • Воспитывать осторожность, осмотрительность.

Ι. Организационный момент

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимателен

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

ΙΙ. Объяснение нового материала. Знакомство с остановочным путём транспортных средств.

  1. Повторение о видах транспортных средств и их назначении. Отгадывание загадок.

Что за чудо – этот дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином? (автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех куда надо он быстро домчит,

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем? (трамвай)

На груди его звезда,

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (троллейбус)

Силач на четырёх ногах

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (грузовик)

В синем небе он летает,

Возит грузы и людей,

Там, где нет других путей. (вертолёт)

Виды транспорта: воздушный, морской, сухопутный, речной, железнодорожный.

- Какой транспорт перевозит пассажиров? (Автобус, .троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси и т.д.)

- Какой транспорт перевозит грузы и какие? (Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и др.)

- Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистители, поливальные и др.)

ВложениеРазмер
opasnost_perehoda_pered_blizko_dvigayushchimsya_transportom.docx 253.82 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование представления об остановочном пути.

  • Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно;
  • Повторять правила дорожного движения на улице и дороге;
  • Развивать внимание, память;
  • Выработать чувства опасностей перед быстро движущимся транспортом;
  • Воспитывать осторожность, осмотрительность.

Ι. Организационный момент

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимателен

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

ΙΙ. Объяснение нового материала. Знакомство с остановочным путём транспортных средств.

  1. Повторение о видах транспортных средств и их назначении. Отгадывание загадок.

Что за чудо – этот дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином? (автобус)

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех куда надо он быстро домчит,

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу едем? (трамвай)

На груди его звезда,

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (троллейбус)

Силач на четырёх ногах

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (грузовик)

В синем небе он летает,

Возит грузы и людей,

Там, где нет других путей. (вертолёт)

Виды транспорта: воздушный, морской, сухопутный, речной, железнодорожный.

- Какой транспорт перевозит пассажиров? ( Автобус, .троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси и т.д.)

- Какой транспорт перевозит грузы и какие? ( Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и др.)

- Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистители, поливальные и др.)

  1. Рассказ учителя . Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими машинами?

Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. При торможении транспортное средство проходит по инерции какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы наехать на пешехода. Положение усугубляется в ненастную погоду (дождь, гололёд, снег), когда дорога скользкая. В такую погоду переходить дорогу и улицу особенно опасно.

От скорости движения автомобиля зависит безопасность движения. Безопасной является скорость, которая обеспечивает остановку автомобиля до места опасности. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути или дистанция безопасности.

Остановочный путь – это расстояние, которое пройдёт автомобиль после того, как водитель заметил опасность, до момента, когда машина полностью остановится, не доезжая до места остановки. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути.

Одна секунда… много это или мало?

Для пешехода одна секунда – пустяк: шаг шагнуть.

А для водителя автомобиля та же секунда порой весьма серьёзная.

За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если её скорость 80 километров в час, то 22 метра.

Иной торопыга видит – машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать дорогу перед самым её носом.

Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться. Особенно в том случае, когда дорога скользкая или идёт под уклон. Тормозной путь при этом всё удлиняется и удлиняется. В результате при скорости 80 километров в час да на покрытой корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 (!) метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра машина трудно управляема.

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам.

Расстояние между вами и автомобилем должно быть таким, чтобы вы успели перейти через дорогу. Примерно такое расстояние между тремя фонарными столбами.

Вот почему и нет силы, которая моментально остановила бы движущийся автомобиль. От начала торможения, с момента нажатия на тормозную педаль, до полной остановки автомобиль проходит некоторое расстояние. Это путь торможения.

б) Ни одну машину остановить мгновенно нельзя. Запомни это навсегда!

Пусть, скажем, машина едет сравнительно медленно, делая не больше тридцати километров в час. И после того, как шофёр нажмёт до отказа на педаль исправного тормоза, она по инерции проскользит на неподвижных колёсах ещё метров семь-восемь.

А машина, идущая со скоростью шестьдесят километров в час, т.е. с той скоростью, которая разрешена легковым машинам на большинстве улиц города, проскочит не меньше тридцати метров.

И это на сухом асфальте и при неизношенных шинах, на которых ещё не стёрся выпуклый рисунок протектора. Именно этот рисунок цепляется за почву и останавливает машину.

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля. Что мы – водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

Стрелка спидометра, вздрагивая, показывает: 20, 30, 40. Мы едем со скоростью 40 километров в час – это достаточная и вполне умеренная скорость для езды по городу на легковом автомобиле…

С момента нажатия на педаль тормоза колёса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются. Но автомобиль ещё не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путём торможения.

А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путём.

Таким образом, остановочный путь равен пути, проходимому за время реакции водителя, плюс путь торможения.

Мальчик утёр рукавом последнюю слезинку и, заикаясь, попросил дяденьку милиционера, чтобы тот не говорил об этом случае папе с мамой и не сообщал в школу.

- Я больше никогда не буду бегать по улице…

А ведь всё могло кончиться иначе. Как? Попробуйте перечислить все возможные последствия поступка этого мальчика…

Мальчик мог получить увечье, мог остаться инвалидом.

Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением.
Гололёд.
Февраль был тёплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется –
Ребята – школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой - от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается…)
на мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
- Почему так волновался водитель, завидев детей?
- Вспомните, что такое тормозной путь?
- Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. (Показ иллюстрации)

ΙΙΙ. Подведение итогов урока .

  1. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль?
  2. Что такое путь торможения?
  3. Что такое путь, проходимый за время реакции водителя?
  4. Один автомобиль едет со скоростью 10 км/ч, а другой – 30 км/ч. Который из них остановится раньше, если водители станут тормозить одновременно?
  5. Почему нельзя перебегать дорогу перед приближающимся автомобилем?
  6. Когда и в каком случае легче остановить автомобиль: летом или зимой, на сухой или мокрой дороге?
  7. Почему при торможении автомобиля раздаётся визг тормозов?
  8. Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?
  9. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью. То который из них остановится после торможения раньше?

Дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный транспорт – зона повышенной опасности.

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об .


Презентация к уроку в 5 классе "Опасности на воде и водном транспорте".

В представленной работе рассмотрены вопросы: причины происшествий на воде, порядок поведения на воде в летний период, правила поведения на водном транспорте.

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта по биологии. Учебник Т.С. Суховой и Т.А. Дмитриевой для 6 класса раздел "Древние обитатели Земли бактерии".

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Технологическая карта к уроку "Можно ли сохранить себя и близких от воздействия опасных бактерий" 6 класс.


Презентация "Переходим дорогу" с шумом проезжающего транспорта и анимацией для уроков "ОБЖ", "СБО" и "Коммуникация" (школа VIII вида, I и II вариант обучения)

Презентция "Переходим дорогу" разработана для использования на уроках: "ОБЖ", "СБО", факультативе "Коммуникация" . С шумом проезжающего транспорта и анимирована.

разработка урока по ОБЖ "Современный транспорт - зона повышенной опасности", 5 класс

Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.Задачи.1.Обучающие: знакомство с понятиями «.

Как помочь человеку пережить смерть близкого человека? Часть вторая - Как избавиться от чувство выны перед умершим?

Почему возникает чувство вины перед умершим?Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механ.

Ответ: Водитель транспорта знает, что, согласно ПДД, переход проезжей части в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше, и при надобности водитель снижает скорость или останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход, который переходит проезжую часть в неустановленном месте, может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему движению. Часто такое поведение пешехода было причиной дорожного происшествия.

  1. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал
    светофора?

Ответ: Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты. Они должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является переходным и не разрешает начинать переход проезжей части.

  1. Почему опасно перебегать проезжую часть?

Ответ: Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, не заметит это. Когда бежишь, можно столкнуться и упасть, особенно если дорога неровная.

  1. Как видит водитель пассажиров автобуса?

6 Вопросы могут быть использованы в беседах, викторинах, развлечениях, а также могут стать темой для обсуждения с детьми или родителями. Для большей результативности вопросы должны сопровождаться наглядностью (картинками, игрушками, моделями).

Для чего это нужно? Для того, чтобы наблюдать за передней дверью, так как в зеркало ее плохо видно, а именно через эту дверь выходят маленькие дети, престарелые люди и инвалиды.

  1. Почему стоящая машина может быть опасна?
  1. Чем опасны кусты и деревья на улице?

Ответ: Деревья и кусты — это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части дороги.

  1. Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся
    машину?

Ответ: Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются быстрее, и поэтому можно их раньше не заметить.

  1. Почему улицы, по которым редко проезжают автомашины,
    могут быть опасными?

Ответ: Так называемые пустынные улицы могут быть опасными потому, что пешеход, переходя проезжую часть, иногда не считает нужным убедиться в безопасности. Скорости автомашин сейчас большие, и выехавшая из переулка автомашина может быстро оказаться опасной для пешехода. Каждый участник движения в любой обстановке должен убедиться в безопасности.

  1. Как определить, далеко машина или близко?

Ответ: Перед тем как переходить проезжую часть, пешеход должен остановиться, вслушаться и посмотреть, чтобы убедиться, нет ли приближающегося транспорта. Скорость приближающегося транспорта нельзя оценивать сразу. Например, если от тебя до машины 4 столба уличного освещения, посмотри, сколько автомашине понадобится времени, чтобы проехать от одного столба до другого, тогда приблизительно будешь знать, успеешь ли перейти.

  1. Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

Ответ: Улицы и дороги разделяются на части. На улицах - проезжая часть и тротуары. На шоссейных дорогах — обычно тоже проезжая часть и обочины. Тротуар или обочина — для пешеходов, а проезжая часть — для транспортных средств. Движение пешеходов на проезжей части мешает общему движению, так как скорости транспортных средств и пешеходов неравны. Все участники движения должны быть взаимно внимательны, но движение транспортных средств и пешеходов по одной части требовало бы слишком большого напряжения. Поэтому пешеход пользуется проезжей частью только тогда, когда ему нужно перейти на другую сторону, и это тоже только в установленном месте, или если по тротуару или обочине двигаться невозможно (есть и такие улицы, где, к сожалению, нет тротуаров). Тогда нужно идти по левой стороне проезжей части навстречу транспорту и обязательно друг за другом.

  1. Какая опасность может возникнуть, когда ребенок увидит свой дом?

Ответ: Увидев дом, поневоле возникает желание скорее домой, а если впереди — проезжая часть дороги, которую надо переходить, тогда надо все-таки остановиться и не дать воли спешке. Спешка часто является причиной неприятностей и несчастных случаев.

Ответ: Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он нерегулируемый. Сигналы светофора на регулируемом переходе разрешают или запрещают движение пешеходов. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать расстояние, скорость транспорта и, убедившись в безопасности, начинать переход проезжей части. Но и на перекрестке со светофором надо убедиться в безопасности. К сожалению, как среди пешеходов, так и среди водителей иногда встречаются нарушители.

  1. Какое место на улице опаснее — перекресток или остановка общественного транспорта?

Ответ: На перекрестке довольно сложно следить за движением. Транспортные средства могут ехать прямо, делать повороты все надо видеть. Но остановка общественного транспорта намного опаснее. Многие имеют плохую привычку при выходе из автобуса или трамвая начинать сразу же переход проезжей части спереди или сзади, не думая о том, что мимо едут другие машины. Особенно опасны остановки общественного транспорта зимой, когда дороги скользкие. Любая невнимательность может обернуться дорожным происшествием.

  1. Какое транспортное средство труднее всего заметить в потоке
    машин?

Ответ: Если на дороге много больших транспортных средств (автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовики), трудно заметить за ними мотоциклы или даже легковые машины, особенно в плохую погоду и с не включёнными фарами.

Ответ: На улице самое главное - взаимное уважение, внимание всех участников движения. Участники движения должны знать правила дорожного движения и выполнять требования безопасности движения. Каждый участник движения должен вести себя так, чтобы он своим поведением не поставил себя и других в опасность. Улица не терпит бесконтрольного поведения.

  1. Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?

Ответ: Нет. Нельзя повторять ошибки других. Если ты когда-то что-то делал неправильно и оказался ненаказанным, может появиться желание повторить эти ошибки. Жертвами дорожных происшествий становятся не все, кто нарушает правила, а те, кому не повезло. А знаешь ли ты, когда тебе не повезет? В движении очень опасны неправильные привычки.

  1. Опасно ли играть вблизи проезжей части?

Ответ: Да. Когда играешь, забываешь, где находишься. Можешь выбежать на проезжую часть, где твое неожиданное появление может кончиться под колесами автомашины. Например: ты играл с мячом, он упал на проезжую часть дороги, и ты, не думая, побежишь за ним.

  1. Если дорога в обе стороны просматривается хорошо и нет приближающихся автомашин, можно ли переходить шоссе?

Ответ: Да. Вне населенных пунктов условия пешехода такие, как и в городе: надо убедиться в опасности. Скорости автомашин и мотоциклов на шоссе большие, надо далеко видеть дорогу, чтобы быть убежденным в безопасности. Если будешь переходить дорогу на крутых поворотах или из-за кустов, или деревьев, ты можешь вовремя не заметить приближающийся транспорт.

  1. Легко ли остановить машину на скользкой дороге?

Ответ: Нет. У каждого транспортного средства есть остановочный путь, который зависит от габаритов, груза, скорости, дорожного покрытия и т.д. Остановочный путь зависит также от водителя. На скользкой дороге остановочный путь в три раза длиннее, чем на сухой.

На машине там ехать нельзя даже тогда, когда там нет пешеходов.

  1. Обязательны ли для пешеходов сигналы светофора?

Ответ: Да. Светофор помогает регулировать движение на перекрестках с большой интенсивностью движения. Не всегда помогает светофор ускорить движение, но со стороны безопасности движения он необходим. У нас в городе много мест, где между перекрестком довольно большое расстояние, поэтому и установлено много светофоров для пешеходов и за пределами перекрестков.

Ответ: Нет. Тротуар — для движения пешеходов, и поэтому играть на тротуаре никак нельзя, для игры необходимо использовать детские площадки.

  1. Должен ли пешеход двигаться по тротуару, если он есть?
  1. Можно ли начинать переходить улицу при желтом сигнале
    светофора?

Ответ: Нет. Желтый сигнал светофора - это промежуточный сигнал. Он не позволяет начинать переход, но разрешает закончить его в случае, если при разрешающем сигнале не успели

Ответ: Знак в квадрате (для пешехода) указывает на место перехода проезжей части, а знак в треугольнике (он для водителя) предупреждает, что скоро будет место перехода проезжей части пешеходами.

  1. Обозначают ли пешеходный переход на асфальте белыми поло
    сами?
  1. Можно ли начинать переход проезжей части при мигающем
    зеленом сигнале светофора?

Ответ: Нет. Когда в светофоре мигает зеленый сигнал, это уже предупреждает, что вот-вот загорится желтый, а после того - запрещающий красный. Время мигающего зеленого сигнала настолько короткое, что ты не успеешь перейти улицу, а останавливаться на середине проезжей части очень опасно, и это мешает общему движению.

  1. Правильно ли, что чем больше скорость автомашины, тем больше требуется времени для ее остановки?

Ответ. Да. (Тут можно привести пример: когда ребенку легче остановиться — когда он идет или бежит.) Транспортному средству, которое едет быстро, требуется большее расстояние, чтобы остановиться. Это значит и больше времени. Это расстояние называется остановочным Путем. Остановочный путь — это расстояние, пройденное машиной с начала реакции водителя на опасность

тормозной путь. Тормозной путь (от начала торможения до остановки транспортных средств) зависит еще от груза — чем тяжелее груз, тем длиннее путь торможения.

  1. Где расположены указатели поворота у различных видов транс
    порта (легковых, грузовых, автобусов, мотоциклов)?

Ответ: Указатели поворота могут быть на бампере, под фарами, на крыльях, на руле у мотоцикла, спереди и сзади.

  1. Должен ли ты наблюдать за сигналами поворота автомашин,
    когда будешь переходить проезжую часть?

Ответ: Да. Каждый внимательный пешеход, перед тем как переходить проезжую часть, должен убедиться в безопасности. Указатели поворота на транспортных средствах показывают, что они поворачивают или будут менять ряд движения.

  1. Должны ли пешеходы, двигаясь по тротуару, держаться правой
    стороны?

Ответ. Да. У нас в России правостороннее движение, и, чтобы не было напрасных столкновений, пешеходы на тротуаре должны держаться правой стороны.

  1. Можно ли железную дорогу переходить в любом месте?
    Ответ: Нет. На железных дорогах есть переходы, каждый знающий

пешеход переходит железную дорогу только на обозначенных местах. В местах, где имеются шлагбаумы (закрываются автоматически или дежурным), после закрытия шлагбаумов опасно переходить дорогу. Составы поездов тяжелые, и остановочный путь их очень длинный.

  1. Хорошо ли видно в темноте человека в темной одежде?
    Ответ: Нет. В темное время пешеход для водителя вообще очень

плохо виден. Немного лучше можно заметить тех, кто одет в светлую одежду. Чтобы пешеход был лучше заметен, нужно носить свето-отражатели, можно и фонарики (особенно тем, кому приходится двигаться по краю проезжей части или по обочине). Велосипеды должны иметь все, что предусмотрено ПДД (спереди — фонарь с белым светом, сзади — фонарь с красным светом и красный свето-отражатель).

  1. Может ли на дороге быть скользко тогда, когда нет снега?
    Ответ: Да. Проезжая часть дороги становится скользкой тогда,

когда начинается дождь, снегопад, а очень скользко бывает осенью, во время листопада. В это время проезжая часть дороги и трамвайные пути будто покрыты маслом, поэтому тормозной путь немного больше, чем по сухой дороге.

  1. Может ли зонтик мешать наблюдению за движением, когда
    переходишь через проезжую часть дороги?

Ответ: Да. Зонтик нужен во время дождя, но, когда переходишь проезжую часть дороги, особенно в местах, где движение регулируется, он мешает следить за движением. Поэтому лучше научиться носить зонтик так, чтобы была обеспечена безопасность движения.

Как тормозить на автомобиле с механической коробкой передач

От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике

Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.

Остановка автомобиля

Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

  • движение на спуск;
  • движение по мокрой или обледенелой дороге;
  • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.

Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление

При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.

Подходящий момент для выключения сцепления можно поймать и по тахометру: обороты будут близки к холостым.

Зачем нужен крутящий момент при торможении

Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Маневр на учебной площадке

Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.

Основные виды торможения

Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.

Штатное торможение

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.

Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.

Такой подход позволяет выдерживать нужную траекторию, а в случае необходимости — быстро набрать скорость.

Торможение двигателем

В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.

Как правильно тормозить двигателем

Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.

Ступенчатое комбинированное торможение

Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.

На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.

На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.

Этот способ позволяет сократить продолжительность тормозного пути с максимальным контролем над траекторией движения.

Экстренное торможение и руление

Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.

Экстренное торможение автомобиля

Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

Вместо наклона вперед, лучше упереться спиной в спинку кресла. Так более тонко чувствуется поведение автомобиля и начало заноса.

Как тормозить на машине с системой АБС

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

Торможение с системой АБС

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.

Торможение перед светофором

Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Уберите ногу с педали газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  4. Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.

Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.

Торможение при повороте

Торможение в повороте с МКПП

При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:

  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выбрать пониженную передачу.
  4. Отпустить педаль сцепления.
  5. Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Алгоритм действий в этой ситуации:

Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.

Спуск на автомобиле с горы

Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.

Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.

Как правильно тормозить на скользкой дороге

Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.

Торможение на скользкой дороге

Особенно осторожны будьте при проезде через мосты: даже когда везде асфальт сухой, тут может быть наледь. Если возникла необходимость, тормозите аккуратнее.

Как тормозить в разных ситуациях

Тактика торможения зависит от скорости, дорожного покрытия, погодных условий, обстановки и других факторов. Все нюансы мы собрали в таблице.

Ситуация Как тормозить Что нельзя делать
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением
Аварийная ситуация на сухой дороге Импульсное торможение с понижением усилия Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге Импульсное торможение с повышением усилия Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения
Движение на крутом спуске Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить
Прохождение поворота Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза

Мы разобрали все нюансы правильного торможения на механике, дали пошаговые инструкции по действиям в разных ситуациях. Если вы новичок, не пожалейте денег курсы водителей, наймите опытного автоинструктора и отработайте с ним все варианты не закрытой площадке или пустынных дорогах. Так вы научитесь правильно тормозить и сможете избежать ДТП в критичных ситуациях

Опытный водитель всегда знает, как правильно останавливаться на светофоре, чтобы не создавать аварийную ситуацию и не нарушать ПДД. Новички же нередко допускают грубые ошибки. Из-за запоздавшей реакции или неправильно выбранной техники есть риск столкновения с другим транспортным средством и даже вероятен наезд на пешехода. Специфика торможения зависит от типа коробки передач — на автомобилях с МКПП останавливаться на светофоре объективно сложнее.

Задачи аккуратного торможения


Казалось бы, что сложного в том, чтобы остановить машину перед светофором? Достаточно резко надавить на педаль тормоза. Однако, при этом нужно учитывать немало факторов: состояние дороги, климатические условия, плотность трафика, скорость движения и др. Если тормозить неаккуратно, это чревато:

Неправильная остановка на светофоре приведет к потере времени, нервов, денег, а в самых тяжелых ситуациях, и жизней. Поэтому всегда изучайте теорию, и безошибочно применяйте полученные знания на практике.

Торможение на АКПП

Останавливаться на светофоре, управляя автомобилем с АКПП, проще, чем на механике. Если последняя представлена разными скоростями, то автоматическая трансмиссия предусматривает несколько режимов. Это оптимальный вариант для начинающих водителей, особенно тех, кто регулярно ездит в городских условиях. Такими машинами легко управлять, и риск заглохнуть посреди перекрестка практически равен нулю.

Правильно остановиться на автомате — значит плавно нажать и отпустить педаль тормоза. Главное проконтролировать, чтобы в этот момент не был включен режим Drive. Последний предусматривает движение машины на скорости 20 км/ч. Держать ногу на тормозе следует до тех пор, пока светофор не изменит красный свет на зеленый. Тогда нужно плавно ее отпустить и следом нажать на газ.

  • прежде чем начать спуск, переключить коробку передач в режим S;
  • если предстоит движение по очень крутому склону, можно использовать режим L;
  • для безопасного торможения двигателем в зимнее время также допускается дополнительное использование кнопки Hold, это снизит вероятность пробуксовки и сделает начало движения более плавным, без рывков.

Если с тормозной системой в целом проблем никаких нет, правильнее останавливаться на светофорах используя обычный тормоз. Это его прямое назначение, к тому же пользоваться одной педалью куда проще, чем переключаться из одного режима в другой.

Торможение с МКПП


Останавливаться на светофоре на механике чуть сложнее, но не настолько, чтобы новичок не справился. На занятиях в автошколе инструкторы всегда акцентируют внимание на том, что машина должна двигаться только с включенной передачей на коробке передач. Выбор передачи напрямую зависит от скорости, на которой двигалось транспортное средство и от последующего маневра. Для полной остановки авто на низкой скорости необходимо одновременно нажать на педаль сцепления и тормоза.

Довольно мало водителей, особенно с внушительным стажем, которые приемлют тормозить двигателем. Частое переключение КПП на понижение ускоряет износ самой коробки передач, утомляет водителя и увеличивает расход бензина в городских условиях. На дорогах с хорошим покрытием и в сухую погоду правильнее останавливать автомобиль одновременным нажатием двух педалей. При этом методе главное подобрать должное усилие и скорость. Первое зависит от технических особенностей авто, второе — от скорости его движения. Чем быстрее вы двигались, тем более резкой должна быть остановка.

Абсолютно каждый водитель должен освоить технику остановки перед светофором, чтобы не заглохнуть в самый неподходящий момент:

  • если прекратить давить на педаль газа, но оставить включенной 2 или 3 передачу, двигатель постепенно начнет замедлять транспортное средство;
  • чем ниже передача, тем быстрее машина остановиться — это нужно учесть при расчете времени полной остановки;
  • перед подъездом к светофору рекомендуется сразу перейти на пониженную передачу.

Водитель, который освоил данную технику, сможет затормозить практически в любой ситуации, а значит будет увереннее чувствовать себя на дороге. Педаль тормоза здесь фактически не используется. Даже если вдавить ее в пол, машина на включенной передаче от этого не остановится, а тормозная система может пострадать. Выжимать педаль целесообразно только в тот момент, когда машина уже едет на минимальной скорости. Совершив остановку перед пешеходным переходом, тормоз следует удерживать, чтобы по инерции не покатиться вперед.

Фиксировать автомобиль нужно всегда, как на регулируемом, так и на нерегулируемом перекрестке. Наибольшую опасность представляют участки с плотным трафиком движения и большими неровностями. Когда машины стоят друг к другу вплотную, едва заметный откат назад может стать причиной повреждения авто. При остановке перед светофором на подъеме или спуске для перестраховки можно использовать ручной тормоз. Это стопроцентная гарантия того, что транспортное средство останется неподвижным.

Правильный старт


Трогаться со светофора также нужно уметь, чтобы не допустить рывков или глушения двигателя. Обучаясь езде на автомобиле в автошколе большинство инструкторов рекомендуют начинать движение выжимая сцепление без участия педали газа. И этот метод эффективный, но только если дорога пустая, ровная и в хорошем состоянии. На оживленном участке, спуске или подъеме лучше пользоваться другими способами. Иначе есть риск не только заглохнуть, но и навлечь на себя гнев других водителей.

Трогаться на светофорах на механике значительно труднее, чем на автомате, так как здесь недостаточно отпустить педаль тормоза и выжать газ. Чтобы описать порядок действий, представим ситуацию, при которой авто стоит перед светофором на ручном тормозе, его двигатель включен, а ручка КПП зафиксирована в нейтральной передаче. Что необходимо сделать, чтобы безопасно и плавно тронуться с места:

Как правило, новички перед светофором глохнут из-за чрезмерного выжимания педали газа. С этой проблемой сталкиваются все, и решается она только путем регулярной практики. К механике нужно привыкнуть, так же как и к своему, конкретному авто. Две разные марки машин могут сильно отличаться друг от друга в управлении.

Как распознать момент схватывания?


Чтобы не заглохнуть в попытках начать движение со светофора, необходимо научиться узнавать момент схватывания сцепления. В эту секунду двигатель начинает дергаться и опытный водитель определяет такое состояние безошибочно. Уловив момент, нужно плавно нажать на педаль газа и следовать описанной ранее инструкции. Если все будет сделано правильно, машина тронется без рывков и отката назад.

Изучать теорию о том, как тормозить и как трогаться важно и нужно. Но значительно важнее практика — пока знания не будут применены в реальной ситуации, научиться чему-либо невозможно. После пройденного обучения в автошколе и получения прав как можно больше уделяйте времени поездкам на авто. Начинайте с простых участков с неинтенсивным движением, и постепенно выезжайте на дороги с плотным трафиком.

Артем Краснов

Типичная критическая ситуация выглядит так: вы спокойно едете, и вдруг возникает неожиданное препятствие. Это может быть пешеход или выскочивший навстречу автомобиль. Тогда за доли секунды водителю нужно найти спасительный выход, и проблема осложняется тем, что ПДД одобряют не любой маневр.

Что требуют правила?

Проще говоря, ПДД требуют, чтобы в случае выявления на дороге препятствия водитель тормозил. И если понадобится, тормозить до полной остановки.

Это одно из тех правил, которые написаны кровью. Торможение, даже если не позволяет избежать аварии, снижает тяжесть ее последствий. Кроме того, ПДД учитывают тот факт, что далеко не все автомобилисты обладают приемами контраварийного вождения, которые позволяют в иных случаях технично увернуться от опасности, совершив объездной маневр. Торможение, особенно на современных автомобиля с АБС, является самым доступным контраварийным приемом для среднестатистического водителя.

Важно подчеркнуть, что правила требуют от водителя начинать торможение в момент обнаружения опасности (с учетом времени реакции и срабатывания тормозных механизмов). На первый взгляд — незначительная ремарка, но именно она зачастую отделяет виновных водителей от невиновных.

Скажем, пешеход выскочил на проезжую часть в неположенном месте. Да, он может быть виноват, но это не снимает ответственности с водителя. И если следователи установят, что он нажал на тормоз, например, секунду спустя момента обнаружения опасности, водителя могут признать виновным.

Не будем углубляться в нюансы, которых, кстати, очень много, просто еще раз подчеркнем: от водителя требуют не просто торможения, но практически мгновенного удара по педали тормоза при обнаружении опасности. Если он все сделал правильно (не превышал, ехал на исправной машине, вовремя тормозил), то даже в случае наезда на нарушителя водитель будет оправдан.

А если торможение не поможет?

Но, решаясь маневрировать, нужно осознавать два нюанса. Если вы пытались маневрировать, не тормозя, и при этом все-таки снесли препятствие, вас могут обвинить в нарушении п. 10.1 и признать виновным.

Хуже даже другое: очень часто объездные маневры провоцируют новые ДТП. Классический контраварийный прием — лосиная переставка — на большой скорости часто приводит к развитию заноса (если нет ESP или она неудачная), что чревато самыми нехорошими последствиями. Случаются и перевороты.

Поэтому запомните: даже если провокатором ситуации являетесь не вы, любые последствия вашего маневра могут быть записаны на ваш счет.

А как же гуманность?

Но ведь ситуации разные. Одно дело сознательно протаранить чужую машину, а если на дороге ребенок и торможение уже однозначно не поможет?

Ситуация из правовой области переходит в морально-этическую. С точки зрения ПДД, не важно, какой тип опасности перед вами: открытый колодезный люк или пятилетняя девочка — в первую очередь нужно тормозить. Но для большинства из нас разница есть.

Доказать свою правоту в этом случае, увы, крайне сложно. Тем не менее, некоторые водители все равно готовы рискнуть собой и своим автомобилем, но, еще раз подчеркнем, такое решение мотивировано человечностью, а не стремлением строго следовать ПДД.

Запомним

Так вот, запомните простое правило: в подавляющем большинстве аварийных ситуаций торможение имеет приоритетный статус. Оно может быть кратковременным или до полной остановки, по прямой или совмещенное с маневром. Тем не менее, уворачиваться от опасности следует, если есть близкая к стопроцентной уверенность, что маневр не спровоцирует новых аварий.

А вы уверены, что хорошо знаете ПДД?

Имея стаж, каждый автомобилист считает себя профессионалом. Он уверенно управляет автомобилем! Скорее всего, многие из водителей не задумываются о том, что правила меняются, а память стирает нюансы, полученные во время учебы в автошколе.

Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще

Чему поучиться у американцев и немцев, чтобы первые два года водительского стажа не оборвали или не покалечили жизни россиян

Читайте также: