Почему в темное время суток увеличивается количество дтп

Обновлено: 24.06.2024

Надвигающиеся сумерки и ночь – это самое неблагоприятное время суток для вождения. Видимость на дороге снижается в разы.

Статистика показывает, что период с пяти до девяти часов вечера характеризуется наибольшим количеством дорожных происшествий. Но степень их тяжести невелика из-за низкой скорости движения: пробки, светофоры – дороги в это время переполнены транспортом с возвращающимися с работы людьми.

Самые тяжелые ДТП происходят в период с девяти вечера до раннего утра. И именно они случаются из-за плохой видимости, пренебрежения правилами дорожного движения, потери бдительности и усталости водителей.

В чем особенность вождения ночью?

Вождение в темное время включает в себя несколько специфических особенностей. Так, характерной чертой является ограниченная зона видимости – только освещенная от фар часть дорожного полотна и слабоосвещенная часть улицы от фонарей, когда дорога лежит через оборудованную уличным освещением местность.

Считается, что в темное время, ночью, количество автомобильного транспорта значительно снижается и передвижение по трассе без плотного потока машин становится гораздо проще. Однако, вернемся к статистике: почти половина всех дорожно-транспортных происшествий приходится на ночное время.

Чтобы быть готовым к особенностям ночной поездки, ознакомьтесь с несколькими простыми приемами и советами в этой статье.

Как правильно управлять автомобилем ночью?

Управление машиной в ночное время требует сосредоточенности и внимания. Это обусловлено несколькими факторами: ограниченным расстоянием видимости; невозможностью следить за линией горизонта, предвидеть резкие спуски и подъемы, неровности дороги.

Водитель не должен пропустить ни одного дорожного знака, так как разглядеть предстоящий поворот заранее будет не так легко.

В продолжительной поездке, при плохих погодных условиях регулярно очищайте зеркала и стекла. Налипший слой снега, грязи, насекомых могут значительно снизить видимость и обзор. Избегайте передвижения с треснутыми стеклами и зеркалами. Старайтесь производить их замену своевременно, иначе движение не будет комфортным.

зона видимости пешеходов

Иллюстрация видимости пешехода и растояния торможения

Чтобы иметь возможность своевременно среагировать на дорожные знаки – скорость движения автомобиля должна соответствовать правилам безопасного движения. Рекомендуется, при движении на темных, неосвещенных участках с включенными фарами ближнего света, не превышать скорости 50 км/ч. Скорость будет небольшая, но позволит своевременно объехать препятствия или остановиться. Например, если внезапно на вашей полосе встретится знак аварийной остановки при ДТП или поломке авто, который заранее увидеть не так просто.

Вспомните, что есть полезные функции в современных автомобилях. Ночная поездка – повод воспользоваться регулировкой яркости освещения приборной панели. Вы продолжите движение, а приглушенный свет не будет отвлекать от дороги.

Важно помнить, что кроме дисциплинированных водителей на дороге можно встретить и тех, кто пренебрегает безопасностью. Невнимательные пешеходы, велосипедисты, которые сливаются цветом одежды с обочиной и не носят специальных отражателей, могут стать неприятным сюрпризом на пути. В городе, пригородной зоне и дачах – вероятность встретиться с ними очень большая, и лучше двигаться с разрешенной скоростью не более 60 км/час.

Управление автомобилем в плохую погоду

Сложность вождения при плохих погодных условиях и, собственно, различный подход в управлении имеют прямую зависимость от природы соприкасающейся поверхности. Проще говоря, все вариации вашего поведения на дороге будут различны исходя из того, едете вы по мокрому асфальту, снегу или льду.

Конечно, в целом, факторов, оказывающих влияние на сцепление шин с дорогой много: тип протектора, температура воздуха и шин, скорость движения. Но самый главный и очевидный параметр – качество дорожного покрытия. Вот наглядный пример, как ухудшается соприкосновение шин с изменением погодных условий и, как следствие, дорожного покрытия.

коэффициенты сцепления


Итак, если в поздней поездке вас застал снег, туман или дождь, не будет лишним знать некоторые особенности управления. Рассмотрим каждый вариант индивидуально.

Ночь и снег

Холодное время года приносит много неудобств: скользкая дорога, сугробы, снегопады и метели. Световой день становится короче, а ночи длиннее. Если помнить несколько важных моментов, можно значительно снизить безопасность вождения ночью в зимнее время года.

Видимость в темное время суток в снегопад или метель может составить всего пару метров. Мокрый снег легко налипает на теплое лобовое стекло, а автомобильные щетки замерзают и плохо очищают. Чтобы снег не примерз и не превратился в лед, изредка делайте остановку и очищайте щетки.

Скорость движения в метель не должна быть большой, потому что следить за дорогой очень сложно. Если снегопад продолжается пару часов, дорога может быть довольно хорошо занесена снегом, под которым скрылась колея. Такие снежные заносы значительно снижают сцепление колес с дорогой.

Проезжать снежные заносы и небольшие сугробы лучше всего на скорости. Но если машина забуксовала, нужно расчистить пространство под колесами, подложить ветки или доски и снова повторить попытку проехать.

Еще одна опасность может ожидать в случае, если трасса покрыта свежим снегом. Скорее всего в центре дороги и на обочинах снег не укатан и лежит достаточно глубоким сугробом. Поэтому при обгонах и съезде на край нужно быть достаточно осторожным и внимательным.

инфографика вождение в гололед

Советы по вождению в гололед

И все же, наиболее опасным при вождении зимой является гололед. В таком случае сцепление колес с дорогой уменьшается в разы, тормозной путь увеличивается — техника управления машиной должна быть на хорошем уровне. Здесь, не стоит забывать о скоростном режиме – движение должно быть на невысокой скорости. Главной целью при такой езде будет являться предупреждение заноса и пробуксовки.

Вот пара советов управления автомобилем в гололед:

Не следует тормозить на поворотах. Подъем в горку и спуск с нее лучше осуществлять на низких передачах. При крутом подъеме лучше двигаться с равномерной скоростью, без остановок. Тронуться с места будет практически невозможно, и вы просто будете стоять на месте.

Опасным на зимней дороге является и торможение в гололед. Из-за того, что под разными колесами машины может оказаться лед, снег и асфальт, то как следствие, возникнет разное сцепление колес с покрытием. При торможении в такой ситуации автомобиль может развернуть и выбросить на встречную полосу. Этого в современных автомобилях поможет избежать система ABS, но все же лучше положиться на себя и не рисковать, а система подстрахует в критичной ситуации.

Таким образом, хочется обратить внимание:

  • скорость движения зимой должна быть небольшой;
  • готовьтесь к маневрам заранее, не тормозите резко;
  • не забывайте держать дистанцию перед едущим впереди транспортом.

Ночь и туман

Густой туман, трасса, ночь – это не фильм ужасов, а вполне реальная картина для русской осени. И далеко не самое любимое явление природы у водителей.

Здесь главную негативную роль играет фактор неожиданности: возникший из ниоткуда транспорт, выскочившее животное на дорогу – все это требует мгновенной ответной реакции. Но, чтобы на окутанной туманом дороге вас не поджидала неприятность, вот небольшая инструкция к действию.

Посмотрим на вариант с очень плотным туманом. Буквально пара метров и белая пелена перед глазами. Самым простым решением для вашей безопасности будет переждать этот момент и продолжить путь, когда видимость на дороге станет лучше. Но что делать если выбора нет, и вы вынуждены продолжать движение?

правила движения в туман

Важные моменты движения в туман

Запомните, что оценить расстояние до объектов в туманную погоду практически невозможно. Дальние объекты могут быть обманчиво близки. Следовательно, не превышайте скорость, а тем более не совершайте обгон.

Еще один совет – держите дистанцию. Так как дорога становится мокрой от влаги и тормозной путь по сырой дороге может увеличиться.

Не забывайте, что можно включить противотуманные фары. Они лучше освещают дорогу, да и ориентироваться на впереди едущие автомобили не всегда надежно. Если противотуманные фары настроены правильно, то свет от них будет ложиться по полотну, а также освещать обочину.

Глаза очень быстро устают от белого густого тумана – этот факт не стоит упускать из внимания. Если самочувствие и силы подводят, лучше остановиться и немного отдохнуть.

Движение следует осуществлять строго по своей полосе. При объезде припаркованного транспорта или стоящих машин на вашей полосе следует сначала подать звуковой сигнал, а затем уже совершать маневр.

Чтобы слышать звуки машин лучше, можно приоткрыть окно. При густом тумане на пустых дорогах водители часто время от времени подают звуковой сигнал, предупреждая тем самым встречных водителей.

При парковке лучше выбирать отдельный съезд или паркинг, так как на обочине дороги вас могут просто не заметить. Не забывайте при остановке включить габаритные предупреждающие огни и задние противотуманные огни.

Ночь и дождь

Почему сложно управлять автомобилем в дождь? Вся проблема заключается в плохом сцеплении шин авто с поверхностью асфальта. Вождение должно быть аккуратным, без резких торможений и маневров.

При резком торможении или обгоне на мокром асфальте машину может занести. Поэтому если дорога неровная, с лужами и колеей, лучше спокойно двигаться по своей полосе.

В грозу с сильным ветром очень часто ломает ветки и деревья, на дорогах валяется различный мусор. Поэтому будьте внимательны при движении, даже если едете на небольшой скорости, внезапный порыв ветра может вынести на дорогу что угодно.

рисунок правильного вождения в дождь

Причины аквапланирования и правильные действия

Самым удачным советом для поездки по мокрой дороге будет соблюдение скоростного режима не более 60 км/ч, особенно если присутствует колейность дороги. Проехать по луже или скорректировать путь в ходе движения будет намного легче, автомобиль при этом будет легок в управлении.

Заключение

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

С начала года на российских дорогах погибли 14 800 человек. Несмотря на то, что эта цифра за последние годы сокращается, успокаиваться рано. По аварийности и тяжести последствий от ДТП российские дороги оставят далеко позади любые европейские страны, вместе взятые. Особенно в ночное время.

Опаснее всего ночью

Пока большинство людей мирно спят дома, на дорогах разыгрываются самые настоящие трагедии. Число погибших в ночных авариях необычно высоко, так как трафик в это время резко падает. Например, самое опасное время по тяжести последствий ДТП — интервал с 4 до 5 утра. Не сильно отличается по опасности время с 3 до 4 утра. Это хорошо видно на графике ниже.

Какие причины такой огромной тяжести последствий у аварий в период с 3 ночи до 5 утра? Их несколько. Первой причиной является естественный физиологический ритм человека, который в это время должен спать. Биологические часы работают безотказно, поэтому многие водители, которые почему-то оказались в это время за рулем, засыпают во время движения и становятся участниками крупных ДТП. Вторая причина, как ни странно, климатические особенности в нашей стране. Ночная темень, помноженная на плохое или отсутствующее искусственное освещение и естественную физиологическую усталость водителя, приводит к тяжелым последствиям. Третьей же причиной являются свободные дороги, которые в отсутствие ночного контроля со стороны ГИБДД провоцируют на значительное превышение скорости.

Что делать?

Посмотрев на график выше, можно сделать вывод о том, что в нашей стране нужно делать для предотвращения хотя бы части ДТП.

  1. ГИБДД должна жестко контролировать дорожное движение не только днем, но особенно в темное время суток.
  2. Крайне необходимо не останавливать всех подряд, а работать целенаправленно с теми, кто систематически и серьезно превышает скоростной режим и делать это не штрафами в почтовый ящик, а в режиме реального времени.
  3. На основании данных с камер выделять группу риска (лихачей) и подводить её под особый контроль.
  4. Стимулировать развитие обязательного искусственного освещения на дорогах в городах и населенных пунктах и хотя бы на федеральных и региональных трассах, устанавливать дополнительное освещение пешеходных переходов, светофоры с кнопкой, строить внеуличные переходы.
  5. Привести стандарты верхней осенней и зимней одежды к единому знаменателю безопасности — не менее 3% поверхности должно быть выполнено из световозвращающей ткани.
  6. Стимулировать использование современных сертифицированных фар с ксеноном и LED.

Давайте попробуем разобрать по пунктам. Ночью водители не только уставшие, но и плохо видят. Искусственное освещение не является панацеей, особенно с использованием натриевых ламп, которые дают неестественный желтый свет. Можно не заметить пешехода, можно не увидеть яму, если это происходит на скорости — жди беды. Масла в огонь добавляет то, что инспекторы ГИБДД, как белые люди в массе своей, привыкли работать днем по Трудовому кодексу, а в ночь выходят сменные экипажи, которых значительно меньше, чем в светлое время суток. В итоге в большинстве городов России ночью создается впечатление, что полиция спит и можно делать, что хочешь. Собственно, так и происходит.

Города, где установлено достаточное количество комплексов фиксации нарушений, работающих 24/7, отличаются от общероссийской статистики в лучшую сторону. Вот, для примера, сравним аналогичный график смертности в одном ДТП для России и Москвы.

Как можно заметить, время с 3 ночи до 5 утра в Москве, несмотря на отсутствие пробок, наоборот, практически самое безопасное, а кривая смертности в целом повторяет российскую, но последствия аварий в столице до двух раз менее тяжелые.

Такое нехарактерное для России поведение кривой смертности на дорогах в Москве в ночное время связано с несколькими факторами:

Выводы

Инвестиции в российскую дорожно-транспортную инфраструктуру позволят резко снизить аварийность. Разметка, светофоры, фонари освещения — это не пустой звук. Они позволяют водителям не потеряться на дороге ночью и резко повышают безопасность движения. Пешеходам я бы рекомендовал хотя бы в осенне-зимний период приобрести себе какой-нибудь световозвращающий брелок: он позволит сделать вас заметнее на дороге в темную и плохую погоду. А Госавтоинспекция, конечно, должна усилить ночные патрули, которые должны быть заметны в населенных пунктах. В комплексе это сделает передвижение ночью заметно более безопасным и поможет сохранить жизнь и здоровье нас с вами.

Управление автомобилем в темное, или ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения.

Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения еще более ухудшается. А ведь большинство решений за рулем, которые вы принимаете, основываются на том, что вы видите.

Что такое темное время суток

ПДД определяют темное время суток как промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Сумерки — это промежуток времени, в течение которого солнце находится под горизонтом, а свет от него, рассеиваясь, освещает землю.

Соответственно, в вечерние сумерки свет от солнца, находящегося уже под горизонтом, еще освещает землю после заката до наступления темноты, а в утренние сумерки его свет уже освещает землю перед восходом.

Это, собственно, и есть лаконичный ответ на вопрос что такое темное время суток.

Движение в темное время суток

При движении в темноте вы можете видеть и оценивать дорожную обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для их опознания требуется времени больше, чем днем.

По этой причине надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, ночью людьми совершается большее количество ошибочных (не верных, с точки зрения личной безопасности) действий за рулем, чем днем.

Ночью меньше возможности для маневра (видно лишь то, что находится в свете фар), и еще меньше времени и возможности для исправления своих ошибок (время реакции на ночной дороге возрастает).

Главное условие безопасного движения в темное время суток – это движение с меньшей скоростью, чем днем.

Скорость нужно выбирать такой, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар.

Стекла автомобиля нужно содержать в чистоте и снаружи, и изнутри. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу.

Во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того недостаточную видимость ночной дороги.

Езда в темное время суток

Передвигаясь в потоке машин, всегда следите за едущим впереди транспортным средством. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы.

Нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди непонятное, всегда снижайте скорость.

Что это такое впереди – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это будет стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.

Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда своевременно попадают в поле зрения водителя, их, порой, очень трудно обнаружить на неосвещенном участке дороги.

Отдельная группа риска – пьяные пешеходы. Чем вызвано опьянение, или их неадекватное поведение, это уже другой вопрос. Но их действия почти всегда непредсказуемы.

В местах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда в темноте вокруг вас машин много, то от обилия автомобильных огней может произойти частичное ослепление.

Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок маршрутных ТС, целесообразно, по необходимости, снижать скорость, особенно в часы пик.

Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, проезжая мимо него, обращайте внимание на световое пятно от фар перед ним.

Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что оттуда сейчас на проезжей части появится пешеход, а может и не один.

Смысл в том, что когда вы знаете, что появление пешехода на проезжей части возможно, то вы к этому готовы, и также будете готовы в случае необходимости остановиться — ваша скорость позволит это сделать безопасно.

Ваши стоп-сигналы, в свою очередь, будут сигналом для едущих сзади вас — они поймут, что вы тормозите, и сами приготовятся сбавить скорость.

Встречный разъезд в темное время суток

При движении в темное время суток на неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар.

Но нужно помнить том, что существует вероятность ослепить встречных водителей. Необходимо своевременно переключаться на ближний свет.

При встречном разъезде ослепить могут и вас, поэтому целесообразно выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть не на встречные фары, а чуть правее на дорогу.

Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным.

Во-вторых, можно ориентироваться по дорожной разметке, отбойнику, по правому краю проезжей части, по обочине.

Переключать фары с дальнего света на ближний Правила требуют заблаговременно – не менее чем за 150 метров до встречного автомобиля.

Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний.

У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете.

Может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний свет.

И наконец, что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?

Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль.

После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.

Встречный ночью

Очень неприятно и весьма опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (на вершине подъема).

Приближаясь к вершине подъема, и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что водитель встречного автомобиля может не успеть переключить фары на ближний свет. Можно заранее поморгать ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать.

При появлении встречного автомобиля в то время, когда вы движетесь на спуск (ваш встречный, соответственно, движется на подъем), необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше, чем этого требуют Правила.

Бывают ситуации, когда вы видите, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль.

Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая!

В таком случае для разъезда с ним следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию.

Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя отреагировать.

Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток навстречу друг другу, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней.

Поэтому, если вы едете по внутренней дуге поворота, вам необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше.

Если вы движетесь по внешней дуге поворота, можете переключиться на ближний свет несколько позже, если увидите, что свет ваших фар не мешает встречному автомобилю.

Ночное движение за городом

Важной особенностью в процессе ночного движения за городом, или вне населенного пункта, является отсутствие освещения дороги на достаточно больших расстояниях.

По этой причине немаловажным фактором для безопасного движения в темное время суток остается выбор соответствующей скорости.

Также как и днем, ночью приходится учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете.

На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев неровности или препятствия находятся на краю дороги.

Там может оказаться яма, может — стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно. Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.

Когда вы в ночное время движетесь вслед за едущим впереди автомобилем (это называется: движение за лидером), переключите свой свет с дальнего на ближний, и следите за безопасной дистанцией.

В этом случае (когда вы — за лидером) контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер.

Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. Все время контролируйте дистанцию. В темноте объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.

Сзади ночью на авто

Если в роли лидера вы (ваш автомобиль), тогда, если позволяет дорожная обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге.

Если приходится ехать с ближним светом (например, много встречных машин, часто приходится разъезжаться с ними) и при этом дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость.

О том, как в процессе ночного обгона действовать водителям обгоняемого и обгоняющего автомобилей, можно прочесть в статье Маневрирование в дорожном потоке. Есть смысл обязательно ознакомиться с этим материалом.

Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то следует подойти к этому процессу обдуманно. В неосвещенных местах даже на обочине ставить автомобиль небезопасно.

Выберите для остановки такое место, где вы сможете или съехать с дороги, или с широкой обочиной, чтобы как можно дальше отъехать от проезжей части.

Если такой возможности нет, а остановка крайне необходима, постарайтесь съехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.

Кроме этого, в темное время суток, за пределами населенного пункта, выходя из машины во время остановки на обочине, ПДД требуют надевать светоотражающий жилет (пункт 2.3.4 ПДД).

Длительное движение ночью и усталость

Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?

Ровное и спокойное ночное движение способно постепенно усыпить бдительность, и снизить уровень внимания к окружающей обстановке.

Такое состояние очень опасно, потому что в этот момент вы не можете следить за дорожной обстановкой. Причина ему — усталость, тем более, что биологически ночное время у человека отведено для сна.

Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, целесообразно немедленно сделать остановку, выйти из машины и размяться.

Есть один простой способ как определить, устали вы или нет. В обычной ситуации вы смотрит прямо на дорогу, рулите, тормозите, разгоняетесь, в общем, едете. И кажется, что все нормально.

Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал.

Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.

Вообще, рекомендуется делать остановки для разминки как можно чаще, с интервалом 2-3 часа. Но если так случилось, что вы едете ночью и едете долго без остановок, то выберите место и остановитесь. Заглушите двигатель.

Попробуйте выйти из машины, только не резко. Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали.

Дальнейшее движение в таком состоянии может быть небезопасным. Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 20.10.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

В дневное время расстояние видимости при ясной погоде достигает 1000 м и более, в пасмурную погоду оно сокращается до 300 м. В некоторых странах для улучшения обнаружения ТС обязывают водителей двигаться с ближним светом фар.

Наиболее сложные условия по видимости возникают в сумерках и в ночное время. Так, число ДТП в ночное время на единицу пробега возрастает вдвое по сравнению с дневным, а число погибших увеличивается в 2,5 раза.

В настоящее время большое внимание уделяется внешней информативности транспортных средств для лучшего их обнаружения в условиях недостаточной видимости, постоянно совершенствуются приборы системы автономного освещения и предусмотрена процедура обязательной их сертификации. Вводятся в практику дорожные знаки с большой светоотражающей способностью, а в Бельгии главные магистрали по всей стране в ночное время имеют постоянное освещение.

Видимость дороги и объектов на ней зависит от большого числа факторов, основные из них: уровень освещенности, определяющий уровень яркости фона и адаптации водителя; угловые размеры объектов и их спектральные характеристики, отражающие свойства поверхностей, определяющие контраст объекта с фоном; прозрачность атмосферы и лобового стекла; зрительные способности водителя.

С позиции безопасности движения основным показателем условий видимости является дальность видимости, которая должна быть не меньше остановочного пути ТС. Дальность общей видимости – это расстояние от передней части ТС по направлению его движения, на котором начинают различаться элементы дорожной обстановки (граница проезжей части, линии разметки, дорожные знаки) и препятствия, обозначенные светотехническими приборами. Дальность общей видимости объективно зависит от геометрии и освещения дороги, атмосферно-метеорологических условий (метеорологическая дальность видимости МДВ), конструкции и технического состояния фар головного освещения ТС, прозрачности лобового стекла. Она также зависит от зрительных способностей конкретного водителя (субъекта).

Поскольку на проезжей части дорог в соответствии с требованиями пп. 1.5, 2.5, 4.1 - 4.8, 5.1, 7.1, 7.2, 19.1, 19.3, 19.8, 23.4, 24.1 ПДД не должно быть препятствий, которые водитель не может заблаговременно обнаружить, то в методических рекомендациях для экспертов [24] указывается, что максимально допустимая скорость может рассчитываться по расстоянию общей видимости дороги и минимальному времени реакции водителя 0,3 с, т.е. по выражению


(м/с),

Но с этим вряд ли можно согласиться, т.к. в условиях недостаточной видимости и ночью элементы дороги на расстоянии общей видимости просматриваются уже нечетко, требуется время на выявление границ проезжей части и начала поворота, начала сужения дороги, небольшого подъема или спуска.

В зимнее время происходит чередование участков в разной степени свободных от снега или обледенения, а на мокрой дороге – с разным уровнем увлажнения и загрязнения. При этом расстояние видимости изменяется в зависимости от изменения отражательной способности в свете фар ТС.

Дальность видимости препятствия – это расстояние от передней части ТС до препятствия, которое может быть осознано водителем по характерным его признакам с места водителя. Оно также зависит от условий общей видимости и дополнительно от размеров и контрастности препятствия на общем фоне дороги.

Поэтому с места ДТП необходимы экспериментальные данные о расстояниях видимости во время происшествия. Имеются методические указания по проведению следственных экспериментов с целью определения расстояния видимости на месте ДТП [25]. Так, расстояние общей видимости рекомендуется определять с места водителя в процессе отхода от стоящего ТС статиста со световозвращателем (катафотом), который удерживается на расстоянии 20 см от поверхности дороги, периодически поворачивается к ТС лицевой и тыльной стороной. Измеряется расстояние в момент выхода статиста из зоны видимости, когда его останавливают звуковым сигналом из АТС.

Расстояние видимости препятствия рекомендуется определять по расстоянию его обнаружения при подходе ТС к препятствию на минимальной скорости. При наезде на подвижное препятствие без изменения скорости ТС от места столкновения откладываются расстояния, которые проходят ТС и пешеход, повозка или велосипедист за одну секунду, две секунды и т.д. А затем, начиная с наибольших расстояний (за 5, 4, 3 секунды), определяют взаимное положение участников в момент возможного обнаружения водителем ТС пешехода, повозки или велосипедиста.

При наезде на препятствие в процессе торможения ТС необходимо

предварительно рассчитывать расстояние его удаления от места наезда при торможении. Для этого вначале нужно найти время торможения ТС до наезда и пройденное при этом расстояние:


t = (VVН)/jT;

S = SЮSН; ; .

По пути S находят положение ТС относительно место наезда, а по времени и скорости подвижного препятствия – его положение относительно места наезда. По этим положениям находится расстояние ТС от препятствия. А затем, назначая время 1, 2, 3 секунды находят расстояние между ТС и объектом, делают их отметки на дороге и затем сближением до отметок равного времени определяется расстояние обнаружения препятствия с места водителя.

Наиболее сложно получить достоверную информацию о расстоянии видимости какого-либо препятствия в случае движения встречного ТС с дальним или ближним светом фар и с вероятностью ослепления. Требуется тщательная подготовка по плану эксперимента с участием квалифицированных специалистов и с проведением предварительных расчетов взаимного положения ТС.

Нельзя не учитывать и такое, что объект, до которого определяется видимость при эксперименте, уже известен водителю и понятым, поэтому он может быть обнаружен на большем расстоянии, чем это могло иметь место в действительной ситуации.

Получение достоверной информации с места ДТП в условиях недостаточной видимости и ночью серьезно осложняется объективными трудностями фиксации следов, повреждений ТС, разброса осколков и предметов из-за плохой видимости, ограниченности применения фотосъемки и отсутствия необходимой аппаратуры для освещения места ДТП. Из-за повреждений ТС невозможно определить фактическую видимость из них при горении их фар и установить правильность их регулировки. Практикуется повторный осмотр места ДТП уже в светлое время суток.

Вместе с тем упускаются возможности определения расстояний видимости препятствий и дороги сразу на месте ДТП из ТС подобной категории и модели или хотя бы из машин ГИБДД, прибывших на место ДТП, которые должны иметь соответствующие стандарту установку и регулировку фар. По нашему опыту сколько бы вопросов сразу отпало и не рассматривалось в судах в течение нескольких лет, если бы на месте происшествия зафиксировали все следы, проверили горение световых сигналов ТС и видимость отражателей, расстояние видимости знаков зон ремонта дорог, обозначение и видимость брошенной неисправной техники на краю проезжей части, видимость неровностей и выбоин на дороге, оставленных на ней предметов. Часто даже не фиксируется кривизна участка дороги, уклоны, наличие колеи, состояние обочин, объекты на подходе к месту ДТП, которые могли отвлечь внимание водителей и др.

Экспериментальное определение дальности видимости часто проводится на другом автомобиле без проверки соответствия регулировки его фар техническим условиям. Зачастую получают явно заниженные значения расстояний видимости. При таких данных и отсутствии совсем таковых эксперту приходится ссылаться на имеющиеся результаты исследований. Так, в работе [26] приведены результаты квалифицированных исследований десяти типов фар с обыкновенными и галогенными лампами с привлечением девяти наблюдателей в возрасте 20-40 лет с нормальным зрением и при использовании соответствующих измерительных приборов. Определялась дальность видимости пешехода в темной одежде на сером фоне цементобетонного покрытия шириной 7,5 м из стоящих ТС.

В режиме ближнего света дальность видимости пешехода у левой обочины получена в пределах 30-50 м, на осевой линии – 35…55 м, на правом краю дороги – 50…70 м. В режиме дальнего света видимость пешехода по всей ширине дороги получена в пределах 120-180 м с небольшим ростом видимости к правому краю. Это данные по легковым автомобилям.

Для грузовых автомобилей в ближнем свете у левой обочины дальность видимости 30…43 м, у осевой линии – 33…44 м, у правой обочины увеличение дальности видимости до 60..75 м. При дальнем свете дальность видимости обеспечивается по всей ширине дороги на 100..150 м.

По этим данным дальность видимости пешехода в ближнем свете фар на полосе автомобиля принимается не менее 40 м, а у правой обочины – не менее 50 м. При дальнем свете фар дальность видимости пешехода возрастает до 110 – 120 м.

Установка галогенных фар вместо обычных приводит к росту дальности примерно на 20%, также существенно улучшается и видимость неровностей и выбоин на покрытии.

Имеются данные измерения в дорожных условиях видимости препятствий разных размеров [27]. Мелкие препятствия черного цвета размером 40 х 40 и 40 х 60 см в ближнем свете фар обнаруживаются на расстоянии 45 –50 м и на расстоянии 75-85 м в дальнем свете фар.

Выбоины на покрытии размером 40 х 40 см обнаруживаются в ближнем и дальнем свете на расстоянии примерно 20 – 40 м.

По этим данным эксперт может в первом приближении рассчитать скорость движения, при которой водитель бы имел техническую возможность предотвратить наезд, принимая время реакции водителя по ситуации и добавляя 0,6 с на малозаметность препятствия.

В Ташкентском НИИ судебной экспертизы У. Э. Эшкуловым совместно с К. М. Левитиным (НИИ автоприборов) выполнена работа по количественной оценке влияния различных факторов на дальность видимости объектов и подготовлено информационное письмо для экспертов по решению Научно-методического совета ВНИИСЭ от 12.12.90 г. Экспериментально определялась дальность видимости манекена высотой 1,6 м и щита размером 0,4 х 0,4 м, обтянутых материей белого, светло-серого, серого и темно-серого цвета из автомобиля ВАЗ –21011 при ближнем свете фар ФГ-140 с обычными лампами и европейским типом светораспределения. Заезды проводились на дороге с асфальтобетонным покрытием в сухом состоянии шириной 7,5 м и движении автомобиля с разной скоростью на расстоянии 1 м от правой обочины. Внешнее освещение и встречный транспорт отсутствовали, время ночное, погода безоблачная и безлунная, без тумана.

Манекены и щиты устанавливались у правого и левого края дороги и на ее осевой линии. Автомобиль следовал с разной скоростью, дальность видимости определялась по фиксированной скорости движения и времени, которое определялось оператором с помощью секундомера с момента обнаружения им объекта и до проезда мимо него. При скорости 60 км/ч определялось влияние на дальность видимости установки фар. По экрану в 10 м от автомобиля светотеневую границу устанавливали ниже высоты центра фар на 10 см (норма по ГОСТу), 20, 30 и 40 см.

В табл. 5 представлены средние по трем-пяти измерениям значения дальности видимости с погрешностью 10…15 %. Верхнее значение в каждой графе соответствует положению объектов у правого края дороги, среднее – на осевой линии, а нижнее – у левого края дороги.

По полученным данным при увеличении скорости движения от 30 до 90 км /ч дальность видимости серого манекена у правой обочины уменьшается с 60,8 до 37,3 м, т.е. на 38,6 %, а при отклонении светотеневой границы вниз на 40 см по сравнению с нормативным значением 10 см дальность видимости серого манекена у правой обочины при скорости 60 км/ч сокращается с 43,7 до 17, 7 м, т.е. на 59,5 %. Зависимость дальности видимости от скорости движения оказалась линейной для всех объектов. Так, для манекена темно-серого цвета на правой обочине при нормативной регулировке фар, дальность видимости (м) получатся в виде:

- на правой обочине Sв = 53 – 0,26 V,

- на осевой линии дороги Sв = 46 – 0,25 V,

- на левой обочине Sв = 42 – 0,26 V.

Для щита темно-серого цвета такие зависимости дальности видимости соответственно для указанных положений следующие:

Sв = 58 – 0,2 V, Sв = 53 – 0,2 V , Sв = 47 – 0,2 V.

Здесь начальные значения дальности при V = 0 получены путем продолжения линий по экспериментальным точкам, а скорость указана в км/ч.

Зависимости дальности видимости объектов при скорости 60 км/ч от установки фар также оказались линейными, но сходящимися в одной точке (Sв = 0, снижение светотеневой линии на 55 см относительно высоты центра фар).

По табличным данным можно построить аналогичные зависимости для объектов любого другого цвета.

Обработкой экспериментальных данных выявлены зависимости дальности видимости от действующих факторов и получены эмпирические формулы для расчета дальности видимости:


для манекена SВ = (105 – 0,64 V +2 x)(1 – ) × p 0,23 ;


для щита SВ = (118 – 0,64 V +2 x)(1 – ) × p 0,23 ,

где V – скорость автомобиля, км/ч; х – расстояние от оси дороги вправо (+) и влево (–); е – смещение светотеневой границы вниз от высоты центра фар, см; р – коэффициент отражения препятствия (см. табл. 5).

Читайте также: