Ответственность военнослужащих за дтп

Обновлено: 03.05.2024

Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка (срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности), в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном подчиненным проступке (нарушении).

В соответствии со ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами. В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года (см. Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой, "сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности) (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8 решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме или тянет с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти по ссылке и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащий привлекается в общем порядке, без каких-либо особенностей, в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб (например, при ДТП) или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере. Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности только военнослужащие.

Так, например, согласно ст. 337 УК РФ признается уголовным преступлением самовольное оставление военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту - продолжительностью свыше десяти суток.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел I > Глава 2 > Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к ст. 2.5 КоАП

Комментируемая статья Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ была изложена в новой редакции. Данная редакция, по сравнению с предыдущей, более конкретно устанавливает, за какие административные правонарушения военнослужащие и приравненные к ним лица несут ответственность на общих основаниях, а за какие - в соответствии со специальными законодательными и подзаконными актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с послед. изм.) к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с послед. изм.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Что касается иных государственных служащих, перечисленных в комментируемой статье, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Судебная практика по статье 2.5 КоАП

Особенность ответственности имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений эти лица несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для них наступает административная ответственность на общих основаниях.

1. Гражданин О.Я. Мадатов оспаривает конституционность части 1 статьи 2.5 КоАП Российской Федерации, согласно которой за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Особенность ответственности военнослужащих за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за совершение административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность на общих основаниях.

Согласно протоколу об административном правонарушении Гончаров не позднее 15 часов 29 минут 26 июня 2019 г. на территории учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны без назначения врача употребил наркотическое средство, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, за которое военнослужащие в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 данной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

К числу таких федеральных законов относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который, определяя подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях, не относит к компетенции судов рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных его частью 3 статьи 12.14 (статья 23.1). Такие дела подведомственны органам внутренних дел, постановления должностных лиц по которым, вынесенные в отношении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), могут быть обжалованы в гарнизонный военный суд (статьи 2.5, 23.3, пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации, пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Вместе с тем согласно исключению, содержащемуся в части 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного кодекса, лица, указанные в части 1 этой статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.
Вопреки утверждению заявителя решение судьи краевого суда содержит сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям этой статьи.

24. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, следует учитывать, что они в силу положений части 2 статьи 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях. В связи с тем, что дела обо всех правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных указанными выше лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абзац первый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), в случае поступления таких дел мировым судьям или судьям районных судов они подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

Материал по теме Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально? Статья 5 Закона устанавливает, что военнослужащий должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если присутствует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Материал по теме В чем заключается ограниченная материальная ответственность работника Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо неподотчетному имуществу, военный будет нести частичную материальную ответственность. При этом размер компенсации будет разниться в зависимости от того, является он призывником или несет службу по контракту.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 марта 2016 года N 111

Об учете дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации

2. Признать утратившими силу с 1 июня 2016 г. приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 185 "Об учете дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации" и от 21 апреля 2009 г. N 198 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2008 года N 185".

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 22 марта 2016 года N 111

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием транспортных средств воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации* (далее - воинские части) и личного состава Вооруженных Сил.

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, Вооруженные Силы Российской Федерации для краткости будут именоваться Вооруженными Силами.

2. Учету в Вооруженных Силах подлежат ДТП, совершенные с участием:

транспортных средств (механических транспортных средств) воинских частей;

военнослужащих Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям, в результате которых пострадали люди;

пострадавших военнослужащих Вооруженных Сил, являющихся иными участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами).

3. Учетным документом о ДТП в воинской части является книга учета дорожно-транспортных происшествий (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

В военных автомобильных инспекциях (ВАИ) Вооруженных Сил порядок учета ДТП, проведения сверок и формы учетных документов определяет начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.

II. Учет дорожно-транспортных происшествий

5. В воинской части учет ДТП ведется в книге учета дорожно-транспортных происшествий должностным лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств воинской части, назначенным приказом командира воинской части. В соединении учет ДТП ведется за подразделения управления и все воинские части (подразделения) соединения.

6. В ВАИ (территориальной) учет ДТП ведется должностным лицом ВАИ (территориальной), ответственным за учет ДТП. Учету подлежат все ДТП, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ (территориальной).

Учет ДТП без пострадавших ведется по справкам о дорожно-транспортных происшествиях (приложение N 2 к настоящей Инструкции), представляемым воинскими частями или дежурными по ВАИ (территориальным).

7. В ВАИ (региональной) учет ДТП ведется должностным лицом ВАИ (региональной), ответственным за учет ДТП, в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей Инструкции. Учету подлежат ДТП с пострадавшими* за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ (региональной).

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости ДТП, в результате которых получили ранения или погибли люди, будут именоваться ДТП с пострадавшими.

8. Учет ДТП в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации ведется должностным лицом ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственным за учет ДТП, по данным, представленным ВАИ (региональными). Учету в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации подлежат ДТП с пострадавшими за воинские части Вооруженных Сил.

III. Порядок сбора информации о дорожно-транспортных происшествиях

9. Командир воинской части сообщает о ДТП с участием транспортных средств и личного состава воинской части в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть, в день совершения (выявления) ДТП (время, место, принадлежность, обстоятельства, принятые меры). При нахождении воинской части (подразделения) за пределами военного округа (флота) командир воинской части (подразделения) сообщает о ДТП в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой воинская часть (подразделение) дислоцируется на момент совершения ДТП.

Должностное лицо, ответственное за ведение учета ДТП в воинской части, составляет справку о ДТП и в течение суток с момента совершения (выявления) ДТП направляет ее в ВАИ (территориальную).

Дежурный по воинской части сообщает о ДТП с участием транспортных средств и личного состава воинской части в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть (подразделение), немедленно с получением информации о ДТП (время, место, принадлежность, обстоятельства, принятые меры).

При получении заключений (решений) правоохранительных органов, органов военной прокуратуры, военных следственных органов и судов, в которых изменяются обстоятельства, виновные, пострадавшие и (или) другие сведения о ДТП, совершенных военнослужащими воинской части, командир воинской части сообщает об этом в ВАИ (территориальную), в районе ответственности которой дислоцируется воинская часть (подразделение).

10. Дежурный по ВАИ (территориальной) докладывает дежурному по ВАИ (региональной) о всех ДТП, совершенных в районе ответственности ВАИ (территориальной) с участием транспортных средств и личного состава воинских частей.

11. Дежурный по ВАИ (региональной) докладывает дежурному по Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации о ДТП с пострадавшими, совершенных в районе ответственности ВАИ (региональной) с участием транспортных средств и личного состава воинских частей.

12. Дежурный по Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации ежедневно уточняет у дежурного группы сбора информации Национального центра управления обороной Российской Федерации данные о количестве совершенных за сутки ДТП с пострадавшими.

13. Информация о ДТП с пострадавшими, совершенных с участием транспортных средств и личного состава воинских частей, доводится до дежурного по Главному управлению военной полиции Министерства обороны Российской Федерации в течение суток.

IV. Проведение сверок учетных данных о дорожно-транспортных происшествиях

14. В целях обеспечения полноты и достоверности учета ДТП сверку учетных данных о количестве и последствиях ДТП проводят в установленном порядке:

должностные лица ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственные за учет ДТП, - с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации до 15 числа месяца, следующего за отчетным;

должностные лица ВАИ (региональных), ответственные за учет ДТП, - с отделами службы войск военных округов (флотов) и с должностным лицом ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственным за учет ДТП, до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

должностные лица ВАИ (территориальных), ответственные за учет ДТП, - с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами военной прокуратуры, военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации (далее - военно-медицинские организации) и ВАИ (региональными) до 5 числа месяца, следующего за отчетным;

должностные лица воинских частей, ответственные за учет ДТП в воинских частях, - с ВАИ (территориальными) ежемесячно при наличии ДТП в отчетном месяце.

При удалении воинской части от ВАИ (территориальной) более 100 км сверка проводится ежеквартально.

15. О проведении сверки начальник ВАИ (территориальной) производит запись в книге учета дорожно-транспортных происшествий.

V. Отчетность по дорожно-транспортным происшествиям

16. Для подготовки отчетности по ДТП должностное лицо ВАИ (территориальной), ответственное за учет ДТП, на основе имеющихся данных готовит сведения о ДТП в соответствии с табельной отчетностью.

17. В отчетность не включаются сведения о ДТП, не входящих в государственную статистическую отчетность в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, а также совершенных в ходе боевых действий.

VI. Подготовка аналитических материалов должностными лицами военной автомобильной инспекции

18. Должностное лицо ВАИ Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, ответственное за учет ДТП, ежегодно до 15 августа и до 15 февраля готовит анализ состояния аварийности в Вооруженных Силах и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД) в войсках (силах) за 6 и 12 месяцев отчетного года (далее - анализ), в котором отражается информация:

о состоянии аварийности в Российской Федерации;

о состоянии и динамике аварийности в Вооруженных Силах с использованием абсолютных и относительных показателей аварийности;

о нарушениях ПДД водителями транспортных средств воинских частей, в результате которых были совершены ДТП;

о нарушениях ПДД со стороны военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям;

о работе должностных лиц ВАИ при несении ими дорожно-патрульной службы;

о выполнении мероприятий по ОБДД в войсках (силах).

Анализ подписывается начальником Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, а подготовленный на его основе правовой акт Министерства обороны Российской Федерации о выполнении мероприятий по ОБДД в Вооруженных Силах - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

19. Должностное лицо ВАИ (региональной) на основе данных учета ДТП и сведений о состоянии работы по ОБДД ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным, готовит анализ состояния аварийности на автомобильном транспорте Вооруженных Сил в районе ответственности и выполнения мероприятий по ОБДД в войсках (силах), в котором отражается информация:

о состоянии аварийности в Вооруженных Силах;

о состоянии и динамике аварийности в районе ответственности ВАИ (региональной) с использованием абсолютных и относительных показателей аварийности;

о нарушениях ПДД водителями транспортных средств воинских частей, повлекших совершение ДТП;

о нарушениях ПДД со стороны военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям;

о результатах несения дорожно-патрульной службы на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования;

о выполнении мероприятий по ОБДД в войсках (силах).

Анализ подписывается начальником ВАИ (региональной) и направляется командующему войсками военного округа (флотом) для использования при подготовке проекта указаний командующего войсками военного округа (флотом) по ОБДД на территории военного округа (флота).

20. Начальник ВАИ (территориальной) на основе учетных данных и по результатам работы ВАИ в районе ответственности ежемесячно готовит обзор аварийности в территориальном (местном) гарнизоне, который доводит до командиров воинских частей в районе ответственности.

VII. Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в военно-медицинских организациях

21. Военно-медицинские организации:

учитывают сведения о раненых, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в соответствующих документах медицинского учета;

предоставляют в срок не более одних суток в ВАИ (территориальные), в районе ответственности которых они дислоцированы, сведения о пострадавших в ДТП военнослужащих с указанием фамилии, имени, отчества, воинского звания, года рождения, места службы (работы), даты и времени обращения, направления в другую медицинскую организацию или смерти пострадавшего в течение тридцати суток после ДТП;

обеспечивают ВАИ (территориальным) возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых;

представляют в установленном порядке органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.

Читайте также: