Отказ от отраслевого соглашения по автомобильному транспорту

Обновлено: 03.05.2024


Так получилось, что пришлось внедрять разрывной график работ для некоторых водителей транспортного цеха. Случайно натолкнулся на федеральное отраслевое соглашение, в котором содержится специфическое требование к оплате труда в этой ситуации. Изучив документ , пришел к выводу, что так как грузо и пассажироперевозки не являются основной деятельностью компании, присоединятся к нему необязательно. Однако, потом начал мучатся сомнениями, обратился в службу поддержки системы " Консультант плюс". Получил достаточно оперативно, очень развернутый ответ, который полностью подтвердил мою позицию. Привожу текст ниже.

Распространяется ли действие Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы" (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013) на организации , для которых транспортные перевозки не являются основным видом деятельности. То есть, если они имеют в штате только небольшие вспомогательные транспортные цеха, а основной вид деятельности с перевозками никак не связан. Обязана ли компания обязательно присоединятся к этому соглашению.

В тексте самого Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013 (далее - Соглашение), определено, что Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно- правовых форм и видов собственности.

В силу п. 1.5 Отраслевого соглашения оно распространяется на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями.

Из вопроса следует, что организация не является членом РАС, не уполномочивала РАС заключать Отраслевое соглашение, а также не присоединялась добровольно к Отраслевому соглашению после его заключения.

Порядок присоединения к Федеральному отраслевому соглашению, закрепленный в ч. 7 - 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ, предоставляет право руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (таким органом является Минтруд России), по обращению сторон отраслевого соглашения, после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Письмо Минтруда России от 14.02.2014 N 14-4/10/В-756 к работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Отраслевому соглашению опубликовано 24 февраля 2014 г. в "Российской газете", N 43. В указанном Письме было упомянуто, что, если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ст. 48 (ч. 8) ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В указанном Письме Минтруд четко указал аудиторию, к которой было обращено данное письме — к работодателям отрасли, т. е. организациям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.

Статьей 45 Трудового кодекса РФ также определено, что о траслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Учитывая, что Ваша организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным и городским наземным транспортом, т.е. не является в чистом виде транспортной организацией, а имеющиеся в организации транспортные цеха функционируют исключительно с целью обеспечения текущей деятельности других подразделений предприятия, полагаем, что действие данного Соглашения на Вас не распространяется.

отраслевые соглашения

Зачастую работодатели не знают или забывают о том, что нормы трудового права, обязательные для исполнения, установлены не только в ТК РФ, но и в отраслевых соглашениях. В статье речь пойдет о соглашениях, заключенных на федеральном уровне. Причем если организация в установленный срок не откажется от присоединения к такому соглашению в письменном виде, то его нормы будут обязательны для данного работодателя и его работников. Рассмотрим порядок принятия соглашений, вступления их в силу и процедуру отказа от присоединения.

Для начала определимся, что такое соглашение, кто его заключает, а также в каких случаях оно обязательно для работодателей и работников. Согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства.

Как правило, в соглашение включают обязательства сторон по оплате труда, режимам работы и отдыха, охране труда и т.д. При этом конкретное содержание и структуру соглашения определяют по договоренности между представителями сторон (ч. 1 ст. 46 ТК РФ). Срок действия соглашения устанавливается сторонами, но не может превышать трех лет. При этом возможна одна пролонгация соглашения на аналогичный период — не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения (ст. 45 ТК РФ):

— генеральное (устанавливает принципы регулирования на федеральном уровне);

— межрегиональное (устанавливает принципы регулирования на уровне двух и более субъектов РФ);

— региональное (устанавливает принципы регулирования на уровне субъекта РФ);

— отраслевое (межотраслевое) (определяет условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли);

— территориальное (включает условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории муниципального образования) и др.

Сторонами выступают работодатели и работники. Только они представляют интересы не одной организации, а целой отрасли, какого-то региона или иной территории. Поэтому заключают соглашение с одной стороны объединения работодателей, с другой — профсоюзы работников. Если соглашение требует финансирования из бюджета (частичного или полного), то третьей стороной должен быть государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Зная это, можно понять, какое соглашение будет обязательно для работодателя, а какое — нет. Так, по общему правилу, соглашения действуют в отношении тех работодателей, которые являются членами объединений, заключивших данные соглашения. Также они обязательны для лиц, которые уполномочили объединения работодателей от их имени участвовать в коллективных переговорах (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Получается, если организация не входит в объединение работодателей или не уполномочивала другую организацию представлять ее интересы, то соглашение на нее не распространяется. Однако есть некоторые соглашения, условия которых необходимо соблюдать всем работодателям. Это отраслевые соглашения, подписанные на федеральном уровне, в отношении которых действует особая процедура их распространения, регламентированная в ст. 48 ТК РФ.

Речь здесь идет о соглашениях, устанавливающих обязанности в сфере труда для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствующей отрасли.

Напомним, что в отраслевых (межотраслевых) соглашениях прописываются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (ч. 8 ст. 45 ТК РФ). Данные соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ). По отраслевым соглашениям, выдвинутым на федеральном уровне, органы государственной власти вправе предложить работодателям присоединиться, а те вправе отказаться. Рассмотрим процедуру опубликования и присоединения к указанным соглашениям подробнее.

В течение семи дней со дня подписания соглашения оно должно быть передано на уведомительную регистрацию в Федеральную службу по труду и занятости (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). Затем в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) Роструд направляет его текст и регистрационные сведения в Минздравсоцразвития РФ для размещения на официальном сайте министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в газете "Ваше право". Об этом сказано в п. 1 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 N 260 (далее — Порядок).

Пример. Форма предложения о присоединении к соглашению

После опубликования документа стороны могут предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в его заключение, с предложением присоединиться к нему (п. 2 Порядка). Форма обращения министра приведена в Примере. Предложение должно быть официально опубликовано в "Российской газете", с указанием сведений о регистрации соглашения и источнике опубликования (п. 3 Порядка).

При этом министр здравоохранения и социального развития вправе пригласить представителей данного работодателя и профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения (ч. 9 ст. 48 ТК РФ). Делается это с целью выяснить, по объективным ли причинам работодатель не может выполнить условия соглашения.

В свою очередь, если работодатели не воспользовались своим правом на отказ от присоединения, то со дня официального опубликования данного предложения соглашение считается автоматически распространенным на них (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

В настоящее время Минздравсоцразвития РФ обратилось к работодателям с предложением о присоединении далеко не по всем подписанным федеральным отраслевым соглашениям. Среди таких соглашений, например, тарифное в сфере ЖКХ, отраслевое в оценочной деятельности, по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту. Несмотря на небольшое количество предложений о присоединении, такое предложение может поступить от Минздравсоцразвития России в любой момент. Поэтому не лишним будет ознакомиться с перечнем отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства по состоянию на 01.04.2012 (см. Таблицу на стр. 52).

В заключение добавим, что если работодатель нарушит обязательства, прописанные в соглашениях, то он может быть оштрафован в размере от трех до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ).

Если же в отношении работников одновременно действует несколько соглашений, применяются условия тех из них, которые наиболее благоприятны для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Читайте также: