Особая тяжесть последствий дтп в ситуациях встречного разъезда

Обновлено: 12.05.2024

В Пособии приведены основные общие статистические закономерности распределения дорожно-транспортных происшествий и некоторые показатели состояния аварийности в России в сравнении с аналогичными показателями в экономически развитых странах. Рассмотрены типичные ситуации дорожного движения, предшествовавшие происшествиям, а также ошибочные действия водителей, приведшие к их возникновению. Приведены примеры происшествий. Даются рекомендации по предотвращению подобных происшествий в будущем для служб, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения.

Автор Б.Ф. Лончинский. В создании альбома-пособия принимали участие:

В.Н. Иванов, А.К. Васильев, В.А. Абрамов, И.Н. Талицкий, А.П. Краснощеков, А.И. Корнеев, И.Н. Назин (рисунки)

Принятые сокращения:

РФ - Российская федерация;

ДД - Дорожное движение;

ТС - Транспортное средство;

БДД - Безопасность дорожного движения;

ПДД - Правила дорожного движения;

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие;

ОП - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

АТП - Автотранспортное предприятие;

ДО - Дорожная организация.

Очень часто ошибки водителей при управлении транспортными средствами обходятся обществу слишком дорого, так как они оплачиваются жизнями и здоровьем людей. Почти у каждого есть знакомые, друзья или родственники, которые стали жертвами ДТП. В списках погибших в дорожных происшествиях - и известные всему миру лица, и люди простых профессий, а списки эти все пополняются новыми и новыми именами.

Борьба с ДТП во всех странах мира уже давно рассматривается как национальная проблема, требующая к себе постоянного внимания и принятия мер к уменьшению ущербности от автомобиля. Эта проблема существует и в России. Учитывая ландшафтные и климатические условия, а, следовательно, и состояние автомобильных дорог, а также уровень автомобильно-дорожной грамотности населения, проблема ДТП в РФ является еще более актуальной, чем в других экономически развитых странах.

Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет в дорожно-транспортных происшествиях погибает 80 - 100 человек и около 500 - 600 человек получают травмы различной степени тяжести. Около 60 процентов от этого числа - люди в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый десятый из числа погибших и каждый восьмой из числа раненных это подросток. 20 тысяч водителей ежегодно погибают в ДТП, либо получают ранения с постоянной утратой трудоспособности, или же оказываются на скамье подсудимых, как виновники происшествий. Учитывая число жителей в РФ (около 140 млн. чел.), естественную смертность по старости, а также смертность по другим причинам, эта статистика говорит сама за себя и никаких дополнительных комментариев не требует.

Одним из путей снижения количества ДТП является обучение дорожной грамотности и культуре людей, участвующих в дорожном движении, а такими являются все, находящиеся на улице. В первую очередь это относится к водителям.

Статистика свидетельствует, что около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях, в которых водители допускают ошибки. Это позволяет сделать вывод, что изучение Правил дорожного движения должно дополняться ситуационным обучением, в основу которого закладывается изучение ошибочных действий водителей в конкретных дорожно-транспортных ситуациях.

Предлагаемая классификация дорожно-транспортных происшествий построена по критерию ошибочных действий водителя приведших к их возникновению. В пособии авторы старались не применять таких обобщенных понятий - причин ДТП, как водитель не справился с управлением, выехал за осевую линию, превысил скорость движения и т.д., призывающих ездить с меньшей скоростью (что также немаловажно), а представлены ситуации, из которых видно, что предшествовало тому, что водитель выехал за осевую линию, не справился с управлением и т.д. и совершил ДТП. Процесс обучения и совершенствования профессионального мастерства водителей строится на уже совершенных другими водителями ошибках в предвидении опасных дорожно-транспортных ситуаций и на прогнозе хода их развития, на основе чего и вырабатывается правильная тактика поведения на дороге и техника управления автомобилем.

Пособие рекомендуется использовать в качестве методической литературы при первоначальном обучении водителей, при повышении их профессионального мастерства, при проведении предрейсовых инструктажей. Целесообразно на основе представленного материала подготовить наглядные пособия и разместить их в местах, где часто бывают водители, - диспетчерской, кабинете по безопасности движения и т.д. Особенно важно проводить разбор и анализ конкретных дорожных происшествий, совершенных либо водителями автопредприятия, либо другими водителями на маршрутах работы транспорта данного предприятия. При этом работники по безопасности движения должны не только точно подобрать аналог, но и проанализировать смежные ситуации, факторы и условия, способствующие возникновению ошибок, привести примеры из своей практики, предложить водителям вспомнить сходные ошибки, независимо от того, привели ли они к дорожному происшествию. Пособие может быть полезно также и при разрешении определенных конфликтных ситуаций между водителями, так как к каждому разделу ситуаций выписаны пункты Правил дорожного движения, которые в той или иной мере могут касаться причин возникновения данного конкретного ДТП.

Удобство предлагаемого пособия - его простота, наглядность, максимальная достоверность. В качестве примеров приводятся происшествия, в основном за 1991 год и с автобусами, которые всегда требовали к себе особого разбирательства. Эти примеры взяты из телетайпограмм. Их редакция заключалась лишь в исключении из текста фамилий водителей, их возраста, стажа, принадлежности транспортных средств и т.д.

Замысел работы над пособием преследует цель - уберечь водителя от совершения или участия в дорожно-транспортном происшествии, сохранить жизнь и здоровье ему и другим участникам дорожного движения.

Анализ динамики аварийности на дорогах России позволяет сделать вывод о некоторых положительных тенденциях. Однако для достижения показателей, характеризующих состояние аварийности в ряде экономически развитых стран, в России предстоит еще очень большая и длительная работа. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 10 - 20 лет проблема борьбы с аварийностью для России будет чрезвычайно актуальна. В этих условиях необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом автомобилизации ряда стран, извлекая из него положительные уроки. Причем, один из основных моментов, не требующий особых затрат, - это пропаганда дорожной грамотности и культуры. ДТП, сохранение жизни и здоровья людей в транспортном процессе - явление, которое в той или иной мере касается всех. В первую очередь оно относится к конструкторам, строителям и людям, эксплуатирующим автомобили, к дорожникам, организаторам движения и органам, контролирующим его, к медицинским работникам, юристам, работникам образовательных учреждений и т.д. (включая домохозяек). Поэтому, к приведенным ниже таблицам и диаграммам в основном не приводится никаких комментариев. Читателю предоставлена возможность делать их самому в зависимости от его профессиональной ориентации.

Таблицы, графики, диаграммы позаимствованы, а некоторые построены на основе опубликованной в открытой печати статистической информации Главного Управления ГИБДД МВД России, ГИБДД г. Москвы, НИИ автомобильного транспорта Минтранса России. Они отображают лишь наиболее общие закономерности, существующие в процессе дорожного движения. Публикация же их в данной работе служит целям повышения дорожной грамотности общества.

Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них в Российской Федерации (1988 - 1999 гг.)

ИНСТРУКЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей ^проводятся медицинским персоналом здравпунктов, .организуемых при автопредприятиях и входящих в [состав поликлиник (амбулаторий) на правах их струк­турных подразделений, содержащихся на хозрасчете Ьш за счет специальных средств; медицинским пер­соналом на хозрасчетной основе по договорам пред­приятий с учреждениями здравоохранения о предос­тавлении сверх установленных норм медицинской по-Нощи; инспекторами по проведению профилактиче­ских осмотров водителей автотранспортных средств (письмо Государственного комитета СССР по труду и Социальным вопросам № 495-БГ от 18.02.88 г.).

2. Средние медицинские работники и инспектора существляют контроль за состоянием здоровья води-елей перед выездом на линию и участвуют в проведе­нии анализа дорожно-транспортных происшествий с глью выявления причин, зависящих от состояния оровья водителей. Они работают в тесном контакте работниками службы безопасности движения, отдела ""туатации и отдела кадров автопредприятия.

сложение к приказу Минздрава СССР от 29.09.89 г. № 555.

Продолжение прил. 12

3. При предрейсовых осмотрах проводится:

- измерение температуры тела (по показаниям);

- измерение артериального давления (по показани­ям);

- реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воз­духе одним из принятых методов.

Штамп не ставится при:

а) выявления признаков нетрудоспособности;

б) положительной пробе на алкоголь в выдыхае­мом воздухе.

При утрате трудоспособности медицинский работ­ник (администрация предприятия) дает водителю на­правление на прием к врачу.

Водителю, который признан врачом трудоспособ­ным, в направлении делается отметка о времени его пребывания на приеме.

В случаях проведения предрейсового осмотра во­дителя в часы, когда нет врачебного приема, водите­лю, признанному нетрудоспособным, медицинским работником выдается справка с указанием времени освобождения от'работы и кратких данных о характе­ре заболевания (травмы) и предлагается посетить вра­ча на следующий день (п. 12 Инструкции ВЦСПС и Наркомздрава СССР о порядке выдачи застрахован­ным больничных листков).

При положительной пробе на алкоголь водитель направляется к дежурному диспетчеру, а в дальней­шем может быть направлен в лечебно-профилактическое учреждение для экспертного вра-жого заключения о наличии алкогольного опьяне-шя.

2. Данные предрейсового осмотра водителей за-;ятся в специальный журнал, ведущийся по сле-^ющей форме:________________

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ*
I. Общие положения
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) устанав-двает особенности регулирования труда и отдыха во-дтелей автомобилей (далее - водителей) в соответст-1и с трудовым законодательством Российской Феде-щии.

3. При междугородных перевозках грузов и пасса­жиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобилей исхо­дя из норм настоящего положения.
II. Рабочее время
4. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность ра­бочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной ме­стности в летне-осенний период и на других перевоз­ках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжи­тельностью до б месяцев. Продолжительность учетно-

Продолжение прил 13

I'to времени за учетный период не должна превышать \ учетного числа рабочих часов.

I. Решение об установлении суммарного учета рабо-i дего времени принимается работодателем по согласо-|/:|анию с соответствующим выборным профсоюзным Органом или иным уполномоченным работником представительных органов, а при их отсутствии - по | согласованию с работником, закрепляемому в трудо­вом договоре (контракте) или приложении к нему. (. 8. При суммированном учете рабочего времени Цнродолжительность ежедневной работы (смены) води­телям может устанавливаться не более 10 часов. , В случае, когда при осуществлении междугород-юй перевозки водителю необходимо дать возмож­ность доехать до соответствующего места отдыха, Продолжительность ежедневной работы (смены) мо-кет быть увеличено до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле преду­сматривается продолжительностью более 12 часов, то 1рейс направляются два водителя. При этом такой ав-)мобиль должен быть оборудован спальным местом вя отдыха водителя.

9. Водителям, осуществляющим перевозки для уч-гждений здравоохранения, организаций коммуналь-ых служб, телеграфной, телефонной и почтовой свя-I, продолжительность ежедневной работы (смены) ожет быть увеличена до 12 часов в случае, если про-?лжительность управления автомобилем в течение гриода ежедневной работы (смены) не превышает 9 юов.

- 10. Водителям автобусов, работающим на город­ах, пригородных и междугородных регулярных пас-йкирских линиях, с их согласия может устанавли­ваться рабочий день с разделением смены на две части |и условии, что водители будут возвращаться к мес-

При суммированном учете рабочего времени рабо­та в праздничные дни по графику вкл ючается в норму рабочего времени учетного периода.
Приложение 14
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодные обязательные занятия являются частью мероприятий по повышению профессионального мастерства водителей в системе Министерства.

Ежегодные занятия и сдача зачетов без отрыва от производства обязательны для всех водителей пред­приятий системы Министерства, за исключением прошедших в текущем году повышение профессионального мастерства с отрывом от производства по специальным методикам в соответствии с указанием Министерства от 13.09.83. № 82-Ц.

О прохождении курса занятий и сдаче экзаменов делается отметка в личной карточке водителя.

Программой предусматривается изучение основ безопасного управления автомобилем. Правил дорожного движения, общих вопросов, связанных с трудовой деятельностью водителя.

Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженеры, технические работники автотранспортных предприятий, инженеры по безопасности движения, специалисты по подготовке водителей, водители-наставники, водители-инструкторы, а также по необходимости специалисты других организаций.

Особое внимание при проведении занятий уделяется навыкам прогнозирования и предупреждения опасных дорожно-транспортных ситуаций применительно к условиям работы конкретных предприятий.

* Утверждено Минтрансом РФ 30 марта 1987 г. № АП -14/18 200
В результате занятий водители должны не только получать необходимые знания, но и критически пересмотреть свое поведение в дорожном движении, пере­осмыслить потенциальную опасность нарушений и ошибочных действий.

Форма проведения занятий - урочная. Продолжительность урока - 60 мин. По окончании занятий проводится зачетное занятие.

Программа занятий разработана в Лаборатории подготовки и повышения квалификации водителей НИИАТ на основе анализа дорожно-транспортных происшествий в Министерстве за период 1983-1985 гг.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях Минавтотранса РСФСР (продолжительность занятий - 20 часов)


1.4. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях

1


Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности


ПРОГРАММА
Раздел 1. СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ

Тема 1.1. Дорожно-транспортные происшествия на автомобильном транспорте

Состояние безопасности дорожного движения за рубежом, в системе Минавтотранса РСФСР и на предприятии. Анализ характерных происшествий, происшедших по различным причинам по вине водителей предприятия.

Роль и задачи трудового коллектива по предупреждению ДТП.
Тема 1.2. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения

Понятие и составляющие элементы профессио­нального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Процесс, развития профессионального мастерства и роста опыта. Приобретение и закрепление положительных и негативных навыков. Связь оценки опасности дорожно-транспортных ситуаций с опытом водителя. Различия |в структуре аварийности среди молодых и опытных водителей.
Тема 1.3. Влияние конструкции автомобиля на опасность движения

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкций подвижного состава и характеристики его активной и пассивной безопасности (для данного предприятия, подвижного состава). Обязанности и действия водителя по экстренной эвакуации пассажиров при ДТП.
Тема 1.4. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях.

Сложные дорожные условия как фактор, снижающий безопасность движения. Типичные сложные дорожные условия (сильный ветер, снегопад, гололед, грунтовая дорога и др.). Технические приемы управления в сложных дорожных условиях. Готовность во­дителя к возникновению опасных ситуаций, преду­предительные действия.
Раздел 2. ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ'
Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности

Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективная и объективная безопасность. Адаптивный характер системы Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда. Понятие ситуационного анализа.

Общие принципы прогнозирования опасного развития дорожно-транспортных ситуаций.
Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд

Скоростной режим и безопасность. Управление автомобилем на закруглениях дороги, сужениях, подъемах, спусках. Повышенная относительная частота ДТП у молодых водителей при одиночном движении.

Рекомендуется при проведении занятий по данному разделу широко использовать выпуски ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, содержащие разбор наиболее типичных ДТП, происшедших на транспорте.

Особая тяжесть последствий ДТП в ситуации встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамический габарит. Коридор. Разбор и анализ примеров ДТП.

Тема 2.4. Маневрирование, перестроение в потоке транспортных средств.

Тема 2.5. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных линий

Тема 2.6. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров.

Рекомендации водителям по мерам предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Типичные опасные ситуации. Разбор и анализ примеров ДТП.
Раздел 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров, грузов, опасных, крупногабаритных и особо тяжелых грузов и др. Конкретные обяза

нности водителей с учетом перевозочной работы предприятия. Действия водителя в связи с новым для него видом работы. Сведения об инструктажах.
Тема 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения

Практическое занятие по определению уровня знаний Правил дорожного движения. Проводится с применением программированных билетов из 10-ти вопросов (и при наличии - с применением технических средств контроля). Результаты проверки и распределение по уровню знаний доводится до сведения водителей. Группе обучаемых водителей, проявивших неудовлетворительные знания, предоставляется возможность повторения и самоконтроля в нерабочее время с целью подготовки к зачету.

Тема 3.3. Виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия. Ответственность за нарушение правил, действующих на транспорте.

Условия наступления ответственности за совершение ДТП. Причинно-следственная связь между действиями водителя и совершением ДТП. Причинно-следственная связь между действиями и тяжестью последствий ДТП. Основные сведения об автотехнической экспертизе. Техническая возможность предупреждения ДТП. Помеха для движения. Опасная обста­новка для водителя. Аварийная обстановка. Тормозной путь в зависимости от состояния дорожного покрытия. Административная, уголовная ответственность. Возмещение ущерба, причиненного при ДТП. Условия наступления полной материальной ответственности за причиненный ущерб.
Раздел 4. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК И ОПАСНЫХ УЧАСТКОВ НА МАРШРУТАХ ДВИЖЕНИЯ
Тема 4.1. Разбор схем маршрутов и опасных участков

На примерах маршрутов работы предприятия разбирают возможные опасности и типичные дорожно-транспортные ситуации (с применением знаний, полученных в разделе 2).

Изучают опасные участки на маршрутах, на которых имеются случаи повторения ДТП.
Тема 4.2. Прогнозирование и предупреждение опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршруте

Закрепляются полученные знания и навыки прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулируются общие принципы прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения либо высокая вероятность ее появления; резкие изменения дорожной обстановки: освещенности в тоннеле, под мостом, сужение дороги, скопление пешеходов и др. Технические приемы, повышающие готовность водителя к действиям в опасных дорожно-транспортных ситуациях.
Тема 4.3. Практическое занятие по ситуационному анализу схем маршрутов и опасных участков

Контролируются знания и навыки обучаемых по прогнозированию опасных дорожно-транспортных ситуаций.

Водителям раздают заранее подготовленные карточки-схемы маршрутов, перекрестков и других элементов дорожной обстановки.
ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ
Включает в себя ответы на 4 вопроса по одному из каждого раздела учебного плана.

Примечание: для водителей, неудовлетворительно ответивших на билет при проведении занятия 3.2, проводится повторный зачет по знанию Правил дорожного движения.
Начальник Управления по безопасности движения Главного ревизора В.И. Шацких
Начальник Управления учебных заведений И. И. Талицкий

Профессиональное мастерство водителя включает не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению транспортным средством.

Традиционно устоявшееся мнение, что первопричиной дорожно-транспортного происшествия является нарушение водителем Правил дорожного движения ошибочно. Во многих случаях (конечно, исключая намеренное и злостное нарушение действующих норм и Правил) истинной причиной возникновения опасных (критических) ситуаций, приводящих к ДТП, является отсутствие навыка распознавания опасностей в дорожном движении, их первичных признаков, а также принятия своевременных упреждающих действий. Однако такие навыки можно сформировать путем анализа типичных критических ситуаций, возникающих в дорожном движении. Систематическое использование ситуационного метода, при ежегодных занятиях с водителями, позволяет закрепить у них определенные стереотипы поведения в дорожном движении: навыки распознавания опасных дорожно-транспортных ситуаций по их типичным признакам, быстрой и правильной оценки информации о конкретной ситуации и прогнозирования не только движения своего транспортного средства, но и действий других участников дорожного движения, навыки выбора наиболее правильных решений по предупреждению ДТП.

Опыт показывает, что ситуационное обучение дает положительный эффект как при первичной подготовке, так и при систематическом обучении водителей, обладающих любым стажем работы.

В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год. Ныне действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 г., № АП-14/118.

ПРОГРАММА ежегодных 20-часовых занятий с водителями автотранспортных организаций включает:

Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность.

Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.

Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП.

Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.

Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд. Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

Тема 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Тема 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрестков при сложных дорожно-климатических условиях (темное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрестков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Тема 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

Тема 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.

Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

Тема 3.2. Проверка знания водителями Правил дорожного движения.

Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.

Тема 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная и гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Тема 4.1. Первая помощь при ДТП.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Тема 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи. Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приемы оказания первой медицинской помощи.

Психические особенности поведения участников ДТП.

Тема 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Освоение приемов по остановке кровотечения.

Применение обезболивающих лекарственных препаратов и их дозировка.

Обработка и перевязка ран с использованием препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.

Тема 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте. Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации. Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных во время изучения раздела 2).

Тема 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.

Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП

Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.

Система "Водитель - Автомобиль - Дорога - Среда".

Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективное и объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

Тема 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип "неполной надежности" - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

Тема 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрестков при сложных дорожно-климатических условиях (темное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрестков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Тема 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

Тема 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

Автомобильная авария - распространенное явление на дорогах, которое часто создает препятствие для движения автотранспорта. Также преграду на пути автомобилисту может представлять собой, например, сломавшийся на дороге автомобиль. Есть и другие причины, по которым водитель оказывается вынужденным объезжать препятствие с выездом или на обочину, или на встречную полосу движения. Разберемся, в каких случаях он может совершать такой объезд на законных основаниях.

 Фото: iStock

В статье 12.15 КоАП РФ "Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона" говорится, что нельзя осуществлять выезд в нарушение ПДД на полосу, "предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного движения". Нарушителю такого запрета "светит" или штраф в размере 5000 рублей, или лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев. То есть, если водитель нарушил этот запрет умышленно, ему придется ответить по закону.

Фото: iStock

Другое дело, когда он сделал это вынуждено. Например тогда, когда столкнулся с препятствием на дороге. Напомним, что, согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, препятствием является "неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе". Там же указано, что препятствием не считается затор на дороге или транспортное средство, которое остановилось на полосе движения с соблюдением ПДД.

Итак, правила дорожного движения относят неисправное или поврежденное транспортное средство к препятствиям на дороге. В случае, когда поврежденная в ДТП машина мешает движению других автомобилей, проезд рядом с ней по встречной полосе трактуется как встречный разъезд. При этом водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен, как того требует пункт 11.7 ПДД, уступить дорогу всем проезжающим машинам. В том же пункте говорится, что если возникло препятствие на уклонах, то уступить дорогу должен водитель машины, которая движется на спуск.

Прежде, чем решиться на объезд препятствия с выездом на встречную полосу движения, водитель должен убедиться, что у него нет других вариантов, чтобы совершить объезд.

В случае ДТП с участием нескольких машин, прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД сами организуют движение, чтобы "разгрузить" собравшуюся пробку. В этом случае водителю остается только слушаться распоряжений регулировщика, который на месте управляет движением транспортного потока. Место аварии, где работают представители Госавтоинспекции, приобретает иной юридический статус. В этом случае на время перестают действовать ПДД и правила разметки, а сами сотрудники ГИБДД берут на себя задачу по управлению автомобильным трафиком "в ручном режиме".

Фото: iStock

При этом они часто используют не только специальные жесты, но и выставляют на дорогу дополнительные знаки. Они нужны для того, чтобы указать на место объезда ДТП или организовать в безопасном режиме разъезд машин в этом месте.

Добавим, что автомобилист, оказавшийся на дороге в ситуации, когда встречная полоса - это единственно доступный способ объехать препятствие, должен не забывать о важных нюансах. Действуя в момент, когда на место ДТП еще не приехали сотрудники ГИБДД, он должен убедиться в том, что участники аварии выставили на дороге соответствующие знаки, а также в том, что объехать по обочине аварию невозможно. С учетом всех этих обстоятельств выезд на "встречку" для объезда места ДТП можно совершать, не боясь получить за это штраф.

Читайте также: