Оформление водителя в штат на автомобиль компании 2020

Обновлено: 17.04.2024

Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

2. Обязана ли организация обеспечить прохождение предрейсового медицинского осмотра заместителя директора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. Путевой лист следует оформлять на срок, не превышающий одного месяца.

По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение предрейсовых медицинских смотров. Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Обоснование позиции:

1. Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

1) водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

2) регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

3) в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Кроме этого, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид", водитель обязан предъявлять сотрудникам полиции документ, подтверждающий факт установления инвалидности. Как видно в отношении обязательности наличия путевого листа в составе документов, предъявляемых водителем организации сотрудникам органов полиции, в п. 2.1.1 ПДД указано, что такой документ должен быть у водителя лишь в установленных законодательством случаях.

Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ), а также п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее - Обязательные реквизиты). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. При этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). В свою очередь, нормы Обязательных реквизитов были разработаны в соответствии с положениями УАТ РФ и в связи с этим не должны иметь сферу действия более широкую, чем УАТ РФ, а призваны лишь развивать и дополнять его положения.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у водителя организации необходимы только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации, то необходимость оформления и выдачи водителю путевого листа отсутствует (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2016 по делу N 7-70/2016).

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункты 9, 10 Порядка). Как буквально следует из указанной нормы значение в данном случае имеет цель использования автомобиля. Из вопроса видно, что заместитель директора использует указанный автомобиль в служебных целях, соответственно, организация обязана оформить путевой лист на автомобиль независимо от того, управляет ли заместитель указанным автомобилем по доверенности, либо на ином основании (например, приказ о закреплении служебного автомобиля за указанным работником). Иными словами, доверенность в рассматриваемой ситуации не может отменить обязанность работодателя по оформлению путевого листа. Кроме того, в указанной норме предусмотрен максимальный срок, на который может быть оформлен путевой лист. В то же время, предусматривая максимальный срок, законодательство при этом не предусматривает норм административной ответственности за оформление указанного путевого листа на более длительный срок. Единственным последствием несоблюдения требований к оформлению путевого листа, возможно, являются налоговые последствия в части признания правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации (п. 1 ст. 252 НК РФ)*(1).

2. Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

То есть под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.).

Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в суд при рассмотрении спора о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за непроведение предрейсового медицинского осмотра указал, что положения ст. 20 Закона N 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 212 ТК РФ не ставят выполнение работодателем возложенных на него обязанностей по проведению периодических медицинских осмотров в зависимость от конкретной должности (рода занятий) работника, а указывают на вид осуществляемой деятельности данным работником, а именно деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, и, как следствие, признал правомерным привлечение работодателя к ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, не занимающий фактически должности водителя (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2016 по делу N 12-351/2016).

7 сентября 2017 г.

*(1) Смотрите: Вопрос: Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).


Предрейсовый медицинский осмотр водителей — процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2021 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатом, и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

ВНИМАНИЕ! Согласно абз.3 ст. 213 ТК РФ время проведения обязательных медицинских осмотров включаются в рабочее время сотрудника. Например, водитель согласно трудовому договору работает с 8:00 до 17:00. Предрейсовый медосмотр занимает у него 20 мин. То есть приступить к трудовым обязанностям он должен в 8:20.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

О том, как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров, вы можете узнать, получив пробный бесплатный доступ к К+.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Грузовые автомобили (особенно автопоезда - грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта и перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов, составляют одну из самых массовых профессий в мире. Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.

Работа с кандидатом

Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ . Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.

Заключение трудового договора

Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.


В документе обязательно указывают ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ):

  • место работы - это, как правило, фактический адрес работодателя;
  • трудовая функция - т.е. конкретный круг обязанностей сотрудника;
  • дата начала работы (если заключается срочный контракт, то указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого соглашения);
  • условия оплаты труда;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • характер работы (разъездной, в пути и др.);
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника.

Дополнительные условия трудового договора

Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:


За допуск к управлению автомобилем водителя, лишенного прав, предусмотрен штраф в размере ( ст. 12.32 КоАП РФ ):

  • 20 000 руб. - для ответственного должностного лица;
  • 100 000 руб. - для организации и индивидуального предпринимателя.

Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.

Должностная инструкция

Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.

Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 ). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.

Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.

Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?

Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ .

Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.

Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:

  1. доплата за сверхурочную работу;
  2. доплата за работу в ночное время;
  3. надбавка за классность;
  4. доплата за разделение рабочего дня на части.


В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:

  • расходы на проезд;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Карта для тахографа - это важно

Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

  1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ :
    • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
    • на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф - от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.

При приеме в штат водителя помимо стандартного перечня документов, установленного ст. 65 ТК РФ, работодателю необходимо проверить наличие у соискателя водительского удостоверения с не истекшим сроком действия.

Примерная формулировка трудового договора с водителем Примерная формулировка договора Нужно ли организовывать медосмотр, если у кандидата есть медицинская справка об отсутствии противопоказаний к работе водителем Обязательно ли указывать в трудовом договоре марку автомобиля Когда водитель будет возмещать стоимость ремонта за поврежденный в ДТП автомобиль кстати Главное, чтобы он не выполнял у другого работодателя такую же функцию водителя.

Если водитель будет работать с опасными грузами, при трудоустройстве понадобится дополнительный документ

При оформлении трудовых отношений с водителем кандидат на эту позицию должен предъявить определенный пакет документов, перечень которых установлен ст. 65 ТК РФ. А поскольку работа, связанная с управлением транспортными средствами, имеет свою специфику, работодателю важно заранее обратить внимание на ряд деталей.

Наличие водительского удостоверения определенной категории. Глава 51 ТК РФ обязывает водителя иметь дополнительные документы, предъявляемые работником при приеме на работу. Помимо основного комплекта документов, указанного в ст. 65 ТК РФ (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет) работнику при приеме на работу нужно предъявить в кадровую службу водительское удостоверение. Важно помнить, что с работником может быть заключен трудовой договор только в том случае, если разрешенная в водительском удостоверении категория транспортного средства соответствует типу того автомобиля работодателя, для управления которым принимается работник.

Срок действия удостоверения. Трудиться водителем работник может только с действующими правами. Срок действия водительского удостоверения указывается в самом удостоверении. Если же в документе сотрудника срока нет, то нужно проверить, не истек ли 10-летний срок с момента его выдачи, установленный Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (п. 27).

Наличие у соискателя особых навыков. Условия работы водителя могут подразумевать наличие у работника особых знаний и навыков, например, при перевозке опасных грузов. В этом случае работодатель вправе требовать от соискателя предъявления еще одного дополнительного документа, а именно свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ).

В других случаях, например при приеме на работу личного водителя руководителя, предъявление соискателем иных дополнительных документов (различных свидетельств о прохождении профессиональных курсов и проч.) является желательным, но не обязательным условием.

Форма медицинского заключения, в отличие от его содержания, Приказом 302н не утверждена.

Следовательно, работодатель вправе требовать от работника предоставления медицинского заключения, составленного по любой форме, но в обязательном порядке содержащее следующие данные: дата выдачи, ФИО и дата рождения работника, наименование должности работника, наименование работодателя.

До заключения трудового договора с кандидатом на позицию водителя работодателю следует убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению данной работы. Для этого нужно за свой счет организовать прохождение соискателем медицинского осмотра и получить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний.

Соответственно наличие у соискателя на руках какой-либо медицинской справки не освобождает организацию от обязанности проведения за свой счет всех видов медицинских осмотров, предусмотренных законодательством. Кроме того, медицинская справка нужна самому водителю для получения или замены водительского удостоверения и не требуется работодателю для оформления трудовых отношений с работником.

Если организация заинтересована в определенном кандидате, ему следует выдать направление на прохождение предварительного медосмотра. Форма направления, в отличие от его содержания, законодателем не утверждена. Соответственно работодатель выдает соискателю направление на проведение предварительного осмотра в свободной форме, в котором, в том числе, должно быть указано:

Такие требования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Результатом успешного прохождения соискателем предварительного медосмотра будет являться заключение медицинской комиссии, выданное медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию. При этом не лишним будет запросить у работника представить одновременно с медицинским заключением заверенную копию лицензии медицинской организации, выдавшей данное заключение.

В случае нарушения указанного порядка медицинского освидетельствования работника организация может быть привлечена к достаточно серьезной административной ответственности в виде штрафа в размере до 130 тыс. руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Медицинская справка нужна самому водителю для получения или замены водительского удостоверения, и работодателю для оформления трудовых отношений с работником она не требуется

Кстати

Работник может работать водителем, в том числе, на основании иностранных документов

Данное правило действует до 01.06.2017, после чего вступает в силу запрет на управление транспортным средством при осуществлении трудовой деятельности по иностранным национальным или международным водительским удостоверениям (п. 13 ст. 25 Закона № 196-ФЗ).

Данное правило действует до 01.06.2017, после чего вступает в силу запрет на управление транспортным средством при осуществлении трудовой деятельности по иностранным национальным или международным водительским удостоверениям (п. 13 ст. 25 Закона № 196-ФЗ).

Тем компаниям, у которых трудятся водители-иностранцы, пока можно не волноваться: до наступления указанной выше даты водитель вправе использовать международные или иностранные национальные права. Но это возможно при соблюдении следующего условия: документ соответствует Конвенции о дорожном движении 1968 года. Это значит, что права содержат записи, продублированные буквами латинского алфавита. В иных случаях для оформления трудовых отношений необходимо иметь заверенный нотариусом перевод водительского удостоверения на русский язык.

Указывать в трудовом договоре марку машины не нужно

После сбора работником и изучения кадровой службой всех необходимых документов можно приступить к заключению трудового договора. При его составлении работодателю следует обратить внимание на оформление следующих условий.

Марка автомобиля. Зачастую марку и государственный номер транспортного средства указывают в самом трудовом договоре, хотя сама по себе такая информация не является обязательным условием договора. Более того, для работодателя это, наоборот, невыгодно. Ведь при смене номера или предоставлении водителю другого автомобиля, даже на время ремонта закрепленного за работником автотранспортного средства, кадровой службе организации будет необходимо оформить соглашение к трудовому договору. В случае же несогласия работника пересесть за руль другого автомобиля придется использовать процедуру, установленную ст. 74 ТК РФ (то есть уведомлять работника об изменениях за 2 месяца). Поэтому лучше не конкретизировать подобную информацию, тогда любые перемещения сотрудника не потребуют получения его согласия (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Примерная формулировка трудового договора с водителем

Использование подобной формулировки существенно облегчит жизнь работодателю и устранит причины для появления конфликтов.

Какие инструктажи должен проходить водитель транспортной компании

Вид инструктажа

Когда проводится

Содержание инструктажа

При приеме на работу

Условия о маршрутах движения, особенностях погрузочно-разгрузочных работ, действиях водителей при ДТП и проч.

До начала выполнения рейса водителем

Условия о маршруте транспортного средства, об опасных местах на маршруте, погодных условиях, режиме работы водителя, времени отдыха и приема пищи, местах остановки и стоянки.

В период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия

Информация, необходимая для производительной, безопасной и экономичной
работы на линии.

С 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта ежегодно

Вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников,
увеличение пассажиро-транспортных потоков и т. д).

При чрезвычайных ситуациях

Получение информации об опасных изменениях условий на маршрутах, о произошедших происшествиях.

Место работы водителя. На практике у работодателей возникает много вопросов при определении такого обязательного условия трудового договора, как место работы (ст. 57 ТК РФ). Достаточно часто в трудовом договоре с водителем сам автомобиль указывают как место работы, что является неверным, поскольку под местом работы подразумевается организация, расположенная в определенной местности (Обзор Верховного суда РФ от 28.02.2014). Поэтому можно ограничиться указанием наименования организации и местности, где она находится. Это выгодно, так как если компания решит сменить свой адрес, вносить изменения в договор не придется.

Характер работы. Работа водителя может быть разъездной или подвижной. Характер работы должен быть указан в трудовом договоре в силу ст. 57 ТК РФ. Работа считается разъездной, если она предполагает выполнение работниками трудовых функций на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения работодателя, или частые поездки работников в пределах населенного пункта по поручению работодателя. Подвижной считается работа, которая предполагает частые передислокации работодателя и, соответственно, территориальные перемещения работников или оторванность работника от постоянного места жительства. Такие определения содержатся в Положении о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 № 169/10-87). Однако данный акт служит больше ориентиром, чем обязательным к применению руководством. Поэтому водитель имеет разъездной характер работы при обслуживании территории, которая выходит за границы конкретного населенного пункта.

Примерная формулировка договора

Оплата труда. При определении в трудовом договоре условий оплаты труда работодатель вправе использовать любую из действующих на предприятии для данной категории работников форм оплаты труда (сдельную, повременную и др.).

Наиболее часто в трудовых договорах с водителями используется тарифная ставка (для водителей легковых автомобилей с нормированным количеством часов в день) и сдельная форма оплаты труда в зависимости от количества пройденных транспортным средством тонно-километров (для водителей грузового транспорта).

Виды расходов, которые нужно возместить работнику с разъездным характером работы

  1. Расходы по проезду
  2. Расходы по найму жилого помещения
  3. Суточные.

При расчете заработной платы водителей, трудящихся на тарифной основе, бухгалтерия работодателя берет за основу табели рабочего времени сотрудника, тогда как расчет водителя грузового транспорта, оплата труда которого зависит от пройденного транспортным средством километража, невозможна без использования путевых листов.

Также в трудовом договоре с водителем со сдельной системой оплатой труда можно установить сдельную расценку, меняющуюся в зависимости от того, выполняется ли рейс в одиночку или с напарником.

Для водителей транспортных компаний нужно проводить ряд обязательных инструктажей

В тех случаях, когда компания берет водителей в штат не для собственных нужд, а для оказания транспортных услуг, сначала придется оформить приказ о стажировке. Дело в том, что допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен (ст. 20 Закона № 196-ФЗ, п. 3.2 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (утв. Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986, п. 7 Правил, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7).

Приказ о проведении стажировки, оформляемый в свободной форме, должен содержать данные о сроках стажировки, закрепленном водителе-наставнике, типе и марке закрепленного автомобиля.

По окончании срока стажировки кадровая служба оформляет приказ об успешном прохождении стажировки и допуске работника к самостоятельной работе.

Кроме того, в транспортной отрасли действует множество видов и подвидов инструктажей, проведение которых возложено на работодателя действующими нормами безопасности труда. Проводить инструктажи должно аттестованное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия (подп. 2.1.2 п. 2.1 Порядка, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ от 13.01.2003 № 1/29, п. 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ).

При приеме на работу водителя-иностранца,

имеющего патент, нужно проверить территорию действия патента, поскольку иностранные работники не вправе трудиться за пределами того региона, в котором им был выдан документ. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н, который позволяет работать иностранцам в других регионах, не распространяется на патентников. Пока в него не внесут поправки, рисковать не стоит.

Если перечень обязательных инструктажей установлен только для водителей транспортных компаний, то медосмотры нужно проходить всем водителям без исключения. Порядок их проведения регламентируется приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

Также водители проходят периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в 2 года, тогда как водители младше 21 года проходят периодические медосмотры ежегодно (п.п. 17, 27 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).

Порядок проведения периодических медосмотров схож с процедурой проведения предварительных медосмотров, за исключением того, что работодатель до начала процедуры составляет список работников и направляет его в территориальный орган Роспотребнанзора, а также оформляет календарный план прохождения медосмотров, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.

Важно обратить внимание, что предрейсовые медосмотры нужно проходить всем водителям, за исключением водителей экстренных оперативных служб, тогда как послерейсовому медосмотру подлежат только водители, осуществляющие перевозку пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). При этом время, затраченное работником на прохождение медосмотра, должно быть учтено работодателем как рабочее время, подлежащее оплате в размере среднего заработка, оно также включается в стаж, дающий право на отпуск (ст. 185 ТК РФ). Кроме того, помимо перечисленных видов медосмотров работников нужно направлять один раз в 5 лет на обязательное психиатрическое обследование (ст. 213 ТК РФ).

Кстати

При приеме водителя по совместительству нужно выяснить, кем он работает на другой работе

Главное, чтобы он не выполнял у другого работодателя такую же функцию водителя.

Трудовой кодекс РФ запрещает водителям устраиваться на аналогичную работу по совместительству, чтобы избежать физических перегрузок и утомляемости работника, занятого управлением транспортным средством. Поэтому если водитель принимается на работу на условиях совместительства, работодателю важно убедиться, что по основному месту работу он не выполняет аналогичные функции, связанные с управлением транспортным средством. Для исключения риска привлечения предприятия к ответственности работодатель может в письменной форме ознакомить работника с установленными в ст. 329 ТК РФ ограничениями. При согласии работника представить дополнительные документы к личному делу водителя можно приложить копию трудового договора по основному месту работы либо письмо от основного работодателя о трудовой функции работника. Если же работник скроет этот факт, то увольнение нужно будет оформить в связи с нарушением правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ).

Заключать договоры об ответственности за вверенный автомобиль не допускается

На практике достаточно часто организации заключают с водителями договоры о полной материальной ответственности за вверенный им автомобиль. Такие договоры являются нарушением, так как они не предусмотрены законом. Для заключения договора о полной материальной ответственности нужно, чтобы занимаемая работником позиция содержалась в Перечне должностей и работ, утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее — Перечень).

Но это вовсе не значит, что водителю не придется отвечать за причиненный компании ущерб. Работодатель вправе потребовать его возмещения при наступлении определенных условий, содержащихся в ст. 243 ТК РФ, к которым относится, в том числе, случай причинения ущерба в результате административного проступка.

В ситуации, когда ущерб причинен транспортному средству по вине водителя, например при нарушении им Правил дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090; далее — ПДД), для взыскания убытка работодателю понадобится документ, подтверждающий совершение административного проступка (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52). Таким документом будет постановление о нарушении правил дорожного движения, составленное инспектором ДПС.

В случае угона транспортного средства с находившимся на нем грузом без договора о полной материальной ответственности работодателю не обойтись. Однако его можно заключать, только если сотрудник работает водителем-экспедитором, так как позиция экспедитора указана в Перечне. Но осуществить взыскание компания сможет только в части стоимости пропавшего груза, без учета самого транспортного средства. Это связано с тем, что транспортное средство не является вверенным водителю имуществом предприятия, а представляет собой материально-техническое средство, необходимое для исполнения трудовой функции водителя (постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12.03.2014 № 44г-38/14). Важно также учитывать, что для привлечения водителя к полной материальной ответственности за вверенный груз нужно удостовериться, что обязательство работника возместить ущерб в полном размере содержится в отдельном договоре, а не указано в тексте трудового договора с водителем (определение Магаданского областного суда от 16.08.11 по делу № 2-2025/2011).

Во всех иных случаях ответственность водителя ограничивается пределами его среднего месячного заработка. Если же работник согласен возместить ущерб из собственных средств добровольно, сторонам следует в письменной форме оформить обязательство работника возместить ущерб, в котором будет указан размер возмещаемого ущерба и порядок платежей. Также работодатель может удерживать сумму причиненного ущерба из зарплаты работника. При этом предельный размер удержаний не может превышать 20% зарплаты при каждой выплате (ст. 138 ТК РФ). Если же виновный работник, заключив соглашение о добровольном погашении суммы долга за счет заработной платы, в дальнейшем уволился, взыскать ущерб работодатель сможет только путем обращения в суд (ст. 248 ТК РФ).

Читайте также: