Обжалование решения омбудсмена по осаго

Обновлено: 24.04.2024

Финансовый омбудсмен, или же финансовый уполномоченный занимается урегулированием денежных конфликтов на стадии досудебного разбирательства.

Согласно Федеральному закону от 04.07.2018 г. юридические лица обязаны выполнять постановления как судьи, так и финансового омбудсмена.

Содержание:

Услуги данного государственного лица бесплатны для клиентов финансовых учреждений. Рассмотрение обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, осуществляется за плату в размере 15 000 рублей за каждое обращение.

Уполномоченный оперативно разбирается в ситуации и принимает решение — процедура занимает не более 15 дней. Посреднические обращения рассматриваются намного дольше — около 30 дней без учета выходных. Главный плюс услуг финансового омбудсмена – к нему можно обратиться без малейшего понятия сути законодательства, в отличие от суда, где нужно активно отстаивать свою точку зрения с правовой позиции.

Какими спорами конкретно занимается финомбудсмен?

К уполномоченному стоит обратиться, если финансовое учреждение нарушило условие сделки, например взяла намного больше положенной суммы, или наоборот – оставила часть ваших денег в своем владении.

Разберем ситуацию на примере:

  • НПФ снял лишние комиссионные
  • Страховая компания отказались оплатить или рассматривать дело

Вот несколько условий для обращения:

  1. Только если вы частное лицо и составляли договор с финансовой организацией. Если возник конфликт с банком, страховой фирмой или иным финансовым учреждением касательно договора, который заключался с юридическим лицом или ИП, уполномоченный такими делами не занимается.
  2. Споры должны касаться имущества либо денежной выплаты.
  3. Например, если страховая компания отказывается в уплате денег за возникновение страхового случая – смело отправляйтесь к финомбудсмену. Но, если вам просто отказали в оформлении полиса – это к Банку России.
  4. Только прямые денежные убытки можно оспорить в рамках разбирательства при омбудсмене. Упущенная выгода или моральный вред во время решения спора не рассматриваются.
  5. Сумма спора должна быть не более полумиллиона рублей. Если денег вы хотите получить больше – только судебное разбирательство. Данное ограничение не затрагивает споры о имуществе при ОСАГО. Эти дела уполномоченный берет без исключения.
  6. Срок проблемы – не более 3 лет с момента обращения к госслужащему. Споры, которые превысили данные сроки рассматриваются в исключительном порядке. Яркий пример – тяжелая болезнь истца.
  7. Вы также можете воспользоваться услугами омбудсмена, если уже обращались в финансовую компанию и получили компенсацию, но она кажется для вас недостаточной. Только если суд рассматривал ранее дело – в таких обстоятельствах помощь финансового уполномоченного бесполезна.
  8. При пропуске срока в 3 года можно попробовать обратиться к уполномоченному, который сотрудничает с финансовым учреждением. Без досудебного разбирательства при участии омбудсмена суд не примет ваш иск.

Стоимость услуг финомбудсмена

Стоит отметить, что деятельность государственного служащего обеспечивается первоначально за счет средств Банка России, но потом он должен самоокупаться путем взносов финансовых учреждений, на которые подаются жалобы. Также, посредники уплачивают свою долю за обращение к уполномоченному с запросом урегулирования спора.

Как подать обращение, если у меня есть претензия?

Важно! Узнайте заранее компания сотрудничает с омбудсменом принудительно или же в добровольном порядке.

  • Через 15 дней, если вы обратились на электронную почту компании, а проблема существует не более полугода;
  • В течение месяца при других обстоятельствах.

Далее, если вам пришел ответ, и он вас не устраивает – обращаемся к уполномоченному: письмом на адрес офиса омбудсмена или электронным обращением на сайте. Также, так вы можете найти бланк, который нужно заполнить. К стандартной форме прикрепляете ответ от финансовой организации, который вас не устраивает. Претензию стоит дополнительно подтвердить посторонней документацией: чеки, договора, квитанции и т.д.

После 3-х дней омбудсмен пришлет вам ответ, находится ли дело в его полномочиях и готов ли он приступить к решению спора. Результат по делу вы получите в такие сроки:

  • В течение 15 дней, без надобности проведения экспертизы;
  • В течение 25 дней, при наличии вывода эксперта;
  • В течение 30 дней, если заявление поступило от посредника – к примеру, вашего юриста.

Далее, рассмотрим подробнее список документов, которые стоит прикладывать к претензии:

  • Копия письма к финансовой организации
  • Если вы получили подробный ответ от учреждения – его тоже прикладывайте;
  • Копия договора с финансовым учреждением;
  • Иные бумаги, которые повлияют на принятия решения в вашу пользу;
  • Если петицию направляет законный представитель – копия договора представительства лица;
  • Если обращается третья сторона (посредник, которому уступили право требования к организации) – копия квитанции об оплате услуги финансового омбудсмена.

Что должно содержаться в обращении:

  • ФИО, место жительства заявителя и представителя (если таковой назначен).
  • Контактная информация - электронная почта, номера телефона и другая, если обратились с письмом в офис – почтовый адрес и индекс.
  • Реквизиты финансовой организации, к которой обращались с требованиями.
  • Договор с финансовым учреждением (при наличии), суть спора и цена урегулирования конфликта.
  • Доказательства о том, что ранее претензия направлялась непосредственно ответчику и результат не в пользу истца; перечисление методов досудебного урегулирования проблемы.
  • Дата направления письма к омбудсмену.

Как рассматривается спор и что делать, если вы не согласны с решением

В большинстве ситуаций конфликт омбудсмен решает дистанционно. Но уполномоченный наделен правом назначить встречу с вами и представителями финансового учреждения, если это требуется для принятия основательного решения. Перед тем, как собрать все стороны, служащий предупреждает о дате и месте встречи за 5 рабочих дней. Даже если сторона ответчика не явится на очную встречу, омбудсмен не вправе отказать в рассмотрении вашего иска и примет решение по делу.

В зависимости от ситуации, уполномоченный примет решение о полном принятии иска и выплату компенсации со стороны ответчика, частично удовлетворить иск или же отказать в претензии, если финансовая компания действовала в рамках закона.

После того, как омбудсмен примет решение, он в течение суток направляет его копию всем сторонам. Если вы обращались с электронной петицией, то ответ придет вам на почту или же в личный кабинет на сайте уполномоченного. Если пожелаете, вам вышлют бумажное письмо с решением по месту жительства.

Решение вступает в законную силу спустя 10 дней после подписания его финомбудсмену.

Сроки обжалования – 30 дней после подписания решения. Если оформляете иск – не забудьте приложить копию результата разбирательства при участии омбудсмена. Финансовая компания тоже может обжаловать решение, но в ее случае дается не месяц, а всего 10 рабочих дней после вступления постановления уполномоченного в законную силу.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.


18 марта Президиум Верховного Суда РФ утвердил разъяснения по вопросам, связанным с применением Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, предусматривающего обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Как отмечено в преамбуле документа, большая часть положений вышеуказанного Закона вступила в силу 3 сентября 2018 г. Документ содержит разъяснения по пяти вопросам, поступившим из судов.

Так, в первом разъяснении ВС ответил на вопрос о том, на какие правоотношения распространяются требования Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг об обязательном досудебном порядке урегулирования споров.

В документе отмечается, что к компетенции финансового уполномоченного отнесено рассмотрение требований потребителей к финансовым организациям, на которых распространено действие данного Закона, если размер требований не превышает 500 тысяч рублей. При этом требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, рассматриваются вне зависимости от их размера.

ВС отметил, что к компетенции финансового уполномоченного относятся также требования потребителя об организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества, например поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Но такие требования рассматриваются финансовым уполномоченным только при условии, что со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Президиум Верховного Суда утвердил Обзор по спорам относительно добровольного личного страхования в рамках потребительского кредита

Также разъяснено, что поскольку Закон о финансовом омбудсмене устанавливает порядок досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, то его положения не распространяются на требования, предъявляемые в установленных законом случаях к профессиональному объединению страховщиков, в частности к Российскому союзу автостраховщиков.

Второе разъяснение затрагивает вопросы соблюдения обязательного досудебного порядка в виде обращения потребителя к финансовому уполномоченному. Отмечено, что возможность обращения потребителя в суд в случае прекращения рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным или отказа последнего в принятии такого документа зависит от их оснований. В этом случае потребитель может обратиться в суд с обоснованием своих мотивов несогласия с решением финансового уполномоченного.

Досудебный порядок разрешения спора не соблюден, если суд при разрешении вопроса о принятии иска или при рассмотрении дела согласится с финансовым уполномоченным в части судьбы обращения заявителя. В связи с этим иск потребителя возвращается судьей либо подлежит оставлению судом без рассмотрения. В противном случае досудебный порядок считается соблюденным и спор между потребителем и финансовой организацией рассматривается судом по существу. Потребитель вправе заявлять в суд требования к финансовой организации только по предмету, содержащемуся в обращении к финансовому уполномоченному, однако они могут быть соединены с другими требованиями, в отношении которых законом не установлено обязательного досудебного обращения к финансовому уполномоченному.

В третьем разъяснении ВС перечислил последствия в случае пропуска потребителем срока для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, а также в случае пропуска финансовой организацией срока для обжалования решения финансового уполномоченного.

Указано, что такие сроки могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин. Без просьбы заявителей о восстановлении пропущенных сроков их обращения возвращаются судом без рассмотрения. Возврат судьей заявления или оставление его судом без рассмотрения не препятствуют потребителю финансовых услуг или финансовой организации вновь обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин его пропуска. На определения о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

При взыскании судом дополнительных денежных сумм по отношению к тем, которые взысканы решением финансового уполномоченного, последнее и судебное решение исполняются самостоятельно. При необходимости суд вправе изменить решение финансового уполномоченного.

Из пятого разъяснения следует, в каком порядке суды рассматривают обращения финансовых организаций в случае их несогласия с решениями финансового уполномоченного.

Указано, что требования финансовой организацией предъявляются в суд по месту жительства потребителя финансовых услуг, но после принятия дела к производству оно может быть передано в иной суд по договоренности между сторонами.

В том случае, когда суд придет к выводу о необоснованности удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя финансовых услуг, суд указывает на это в мотивировочной части судебного акта и отменяет решение финансового уполномоченного. Если суд придет к выводу о том, что омбудсменом требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме, то он изменяет решение уполномоченного в соответствующей части. В случае признания решения финансового уполномоченного законным и обоснованным суд отказывает в удовлетворении заявления финансовой организации.


Заявители, проживающие в Северо–Западном федеральном округе, в 2019 году направили в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФУ) 5962 обращения, сообщили "ДП" в службе. Это примерно 6,5% от всех обращений по стране. Подавляющее количество жалоб как на Северо–Западе, так и в России в целом были связаны с договорами ОСАГО (см. диаграммы).

Служба финансового омбудсмена начала работу в 2019 году. Поначалу она занималась имущественными спорами между страховыми организациями и потребителями. По ОСАГО — вне зависимости от суммы, а по остальным видам страхования — до 500 тыс. рублей. Закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" обязывает граждан, считающих себя пострадавшими материально от финансовых организаций, сначала обратиться непосредственно в эту организацию, потом, если разногласия остались, — к финансовому омбудсмену, и только после этих этапов, если удовлетворение так и не получено, — в суд. Обращение к финуполномоченному для потребителя бесплатно. С 1 июня 2019 года служба рассматривала только споры, связанные с ОСАГО, ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности) и каско. С 28 ноября к этому списку добавились все остальные виды страховых услуг, кроме ОМС.

С 1 января 2020 года обязательному рассмотрению финансовым уполномоченным подлежат также споры потребителей с микрофинансовыми организациями. Но речь именно об имущественных претензиях потребителей. Заявления о неправильном взыскании долга, к примеру, омбудсмен не принимает.

С 1 января 2021 года в сферу ответственности омбудсмена попадут кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, банки и НПФ. То есть новый институт возьмет на себя решение споров почти всех финансовых организаций, кроме профессиональных участников ценных бумаг.

Половина в пользу потребителя

"Средний размер требований заявителей, проживающих в СЗФО, в 2019 году составил 170 тыс. рублей", — рассказал "ДП" главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин. По его словам, в 2019 году по результатам рассмотрения обращений от жителей округа принято 2090 решений, из них в 1198 (или 57%) случаях требования потребителей удовлетворены.

В целом по стране доля удовлетворенных претензий чуть поменьше — 52%. А средняя сумма требований — побольше, 211 тыс. рублей.

"Число принятых решений всегда по объективным причинам меньше количества поступивших обращений. С момента получения обращения до вынесения решения требуется время для определенных процессуальных действий, например проведения экспертизы, поэтому часть решений по обращениям прошлого года будет принята уже в 2020 году", — объясняет Юрий Воронин.

Однако по сравнению с судебным процессом решение спора у омбудсмена выглядит очень быстрым. Он обязан отреагировать на принятое обращение потребителя в течение 15 рабочих дней. Если обращался посредник, которому потребитель уступил право требования, — то 30 рабочих дней. При этом уже через 2 дня после поступления обращения омбудсмен переправляет его копию в финансовую организацию, к которой предъявляются требования. Если от нее требуются какие–то документы или разъяснения, на их предоставление дается 5 дней.

Для ускорения процесса большая часть взаимодействий с заявителями и финансовыми организациями происходит в их личных кабинетах на сайте финуполномоченного. В 2019 году 4490 обращений (75%) от жителей СЗФО поступило в электронной форме. В России — 77%.

Страховщики оценивают опыт взаимодействия с финансовым уполномоченным в основном позитивно, так как он позволяет им сократить судебные издержки. "Безусловно, затраты на ведение судебных споров снизились в связи с уменьшением их количества, — говорит Татьяна Комарова, директор юридического департамента компании "Ингосстрах". — Так, с помощью финансового уполномоченного в 2019 году удалось урегулировать около 3000 обращений, при этом в суды обратилось менее одной трети потребителей, что показывает эффективность работы омбудсмена и соблюдение в большинстве случаев баланса прав и интересов сторон. Всего на СЗРЦ и СПб приходится 6% от общего числа обращений, поступивших в адрес СПАО "Ингосстрах" в 2019 году, из которых до суда также дошло не более одной трети обращений. Что касается результата обращений, то согласно статистике финансового уполномоченного и СПАО "Ингосстрах", около половины решений выносятся в пользу потребителей о полном или частичном удовлетворении требований".

Микрофинансисты на очереди

В первой половине февраля Юрий Воронин раскрыл характер первых обращений потребителей в отношении МФО. За первый месяц финансовому уполномоченному поступило 34 обращения. В структуре обращений в отношении МФО преобладают жалобы, связанные с несогласием потребителей с размером процентов, требования о возврате средств, уплаченных потребителями за дополнительные услуги. В январе средний размер требований потребителей к МФО составил 17 233 рубля.

Больших сложностей по подключению к личному кабинету и взаимодействию с финуполномоченным в первый месяц выявлено не было. В СРО "МиР" обращались отдельные МФО, но их обращения носили информационный характер: компании просили разъяснить порядок действий при получении уведомления от СОДФУ о получении жалобы. По нашей оценке, в 2019 году в судебных спорах, аналогичных по критериям тем, в решении которых участвует финуполномоченный, принимало участие менее 20% МФО. Разумеется, процедура решения спора с привлечением уполномоченного более удобна и оперативна для потребителя. И количество обращений в новый институт может быть в разы выше, чем в суды. Вместе с тем о снижении затрат на судебные тяжбы говорить не приходится, потому что они и раньше были невысоки.


Взаимодействие с финансовым уполномоченным — это совершенно новый, заимствованный в Европе механизм урегулирования споров, и последствия его реализации в России были совершенно непредсказуемы. Рынок услуг перенасыщен так называемыми "автоюристами", заинтересованными в тяжбах как механизме зарабатывания на страховщиках, и было неизвестно, как они будут пытаться пробиваться через уполномоченного, ведь обращаться к нему может только лично потребитель. Первые полгода работы показали, что, несмотря на обязательное досудебное урегулирование через уполномоченного, большой процент дел идет в суды, где потребители пытаются дополучить и довзыскать то, в чем им было отказано. То есть несмотря на падение доли судебных споров, они все равно остаются.


начальник отдела досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным правового управления "РЕСО–Гарантия"

Новые правила обращения к финупу

После введения в 2019 году института финансового уполномоченного при спорах со страховщиками по ОСАГО не было четких правил, по которым бы суды разрешали споры после омбудсмена, практика была разной и требовались разъяснения. И они, наконец, даны лишь в 2020 году. Президиум Верховного Суда РФ указал на то, как нужно применять нормы права, указанные в ФЗ об уполномоченном во взаимосвязи с действующими нормами ГПК. Постараемся доступным языком изложить эти новые "правила игры".

Какие требования по ОСАГО может рассматривать финуп?

Споры со страховщиками по автогражданке при рассмотрении финансовым уполномоченным обращений потерпевших не зависят от размера имущественных требований. Ведь, помимо возмещения вреда, который максимально может составлять 400 или 500 тысяч рублей, потерпевший может требовать ещё и неустойку, которая упирается в лимит 400 000 рублей. Но всё это было очевидно и следовало прямо из закона, главный вопрос был в ремонте автомобиля после ДТП.

Финансовый уполномоченный до настоящего времени отказывал в рассмотрении обращений по вопросу организации страховщиками обязательного восстановительного ремонта, ссылаясь на то, что данное требование не имущественное. Но в 2021 году данная неопределенность закрыта, поскольку в разъяснениях указано, что требования к страховщику об организации и оплате ремонта подлежат рассмотрению омбудсменом.

Еще в документе прописано, что положения Закона об уполномоченном не распространяются на требования, предъявляемые к Российскому союзу автостраховщиков (РСА).

Разъяснения Верховного суда об обращении к омбудсмену

Когда можно обращаться в суд?

Обратиться в суд можно в следующих случаях:

  • после рассмотрения обращения финансовым уполномоченным, если вас не устроил результат,
  • если ваше обращение не было рассмотрено финупом в установленные сроки,
  • или если рассмотрение обращения было прекращено в соответствии со статьей 27 Закона

Если финомбудсмен прекращает рассмотрение или отказывает в нём, то право на обращение в суд будет зависеть от того, по какой причине это произошло.

Прекращение рассмотрения обращения по причине того, что данные требования не относятся к компетенции уполномоченного.

Обязательный досудебный порядок не установлен – можно обращаться сразу в суд.

Прекращение рассмотрения по причине заключения соглашения между потерпевшим и страховщиком, но соглашение не исполнено страховой компанией.

Досудебный порядок соблюден. Можно обращаться в суд.

Прекращение рассмотрения по следующим причинам:

  1. отзыв своего обращения потребителем,
  2. отказ от требований,
  3. отсутствие заявления наследников о продолжении рассмотрения спора,
  4. урегулирование спора с помощью процедуры медиации.

Досудебный порядок считается не соблюдённым. Обращаться в суд нельзя.

Отказ в рассмотрении или прекращение рассмотрения по причине ненадлежащего обращения, в частности:

  1. потребитель не обратился в страховую компанию перед финупом,
  2. если обращение содержит оскорбительные или иные не рекомендуемые выражения, а также угрозы,
  3. текст обращения невозможно прочитать,
  4. если отсутствуют необходимая информация или сопутствующие документы.

Досудебный порядок не соблюдён. Обращаться в суд нельзя.

В случае повторности обращения и дальнейшего отказа или прекращения рассмотрения.

Соблюдение или не соблюдение досудебного порядка зависит от первоначального обращения.

Отдельно хотелось бы остановиться на ситуации с непредоставлением необходимых документов, сведений и разъяснений, как это разъяснил Верховный суд России.

В Законе, казалось бы, четко указано, что именно необходимо указывать в обращении и что к нему прикладывать. Но как оказалось – это не всё. Омбудсмен запрашивает у страховщика документы, а тот, в свою очередь, может проигнорировать запрос и ничего не предоставлять. В таком случае, всю информацию о страховом случае финуп должен брать только из вашего обращения, а если её будет недостаточно, он не сможет рассмотреть вопрос. В частности, может не быть фотографий поврежденного авто, и в таком случае ему не провести экспертизу и не установить размер ущерба.

В законе, например, четко не указано, чей договор с финансовой организацией необходимо предоставить. И как его вообще предоставлять, если потерпевший, например пешеход. В таком случае советую приложить все сведения, которые у вас имеются, и свой полис ОСАГО, и данные полиса причинителя вреда, а в идеале, его фотографию, сделанную на месте ДТП.

Если формально вы соблюли все требования закона, то подать в суд можно, но тогда необходимо будет обосновать мотивы, по которым вы считаете, что финуп необоснованно отказал в рассмотрении или прекратил его.

Суд обязан рассмотреть этот вопрос и решить, кто прав, вы или уполномоченный. Если вы – тогда рассмотрит дело, если финуп – либо возвратит, либо оставит без рассмотрения ваше исковое заявление.

Отказ в рассмотрении дела финупом

Что можно требовать в суде?

Заявить в суд требования можно только те, которые были заявлены досудебно финансовому уполномоченному.

Однако, если есть требования, которые связаны с основным, но обязательный досудебный порядок в отношении них Законом не установлен, то досудебный порядок считается соблюденным и можно заявить их в суд.

Сроки обращения

Потребителю дается 30 дней после вступления в силу решения финансового уполномоченного на обращение в судебные органы. Верховным судом разъяснено, что в этот срок не включаются нерабочие дни.

Если вы пропустили указанный срок, то можно ходатайствовать перед судом о его восстановлении с обязательным указанием уважительных причин его пропуска. Если в самом заявлении либо в отдельном ходатайстве не будет такой просьбы, тогда суд возвращает исковое заявление, а если уже принял его, то оставляет без рассмотрения. Но потом можно повторно обратиться, уже с ходатайством.

Такие же правила действуют и для страховщиков при обжаловании решения ФУ.

В любом случае, на определение суда о восстановлении срока или отказе в его восстановлении можно подать частную жалобу в порядке статьи 112 ГПК РФ.

Порядок рассмотрения судом

Итак, в случае несогласия с решением финансового уполномоченного вы можете обратиться непосредственно в суд. В районный или мировой в зависимости от цены иска.

Как должен действовать суд:

Новые правила рассмотрения обращений

Новый порядок рассмотрения требований страховщика

Если с решением уполномоченного несогласен страховщик, то он в течение 10 рабочих дней после вступления в силу решения финупа вправе обратиться в суд.

В ВС РФ разъяснили, что в этом случае такие требования рассматриваются судами общей юрисдикции по общим правилам производства в первой инстанции.

Как у нас обычно бывает, финупа придумали, а как дальше быть, не придумали. По заявлению страховщика финансовый уполномоченный не может быть ответчиком. Законом данный вопрос вообще прямо не урегулирован и придется руководствоваться только разъяснениями.

Указано, что, оспаривая решение ФУ, страховщик участвует в деле в качестве заявителя, а финансовый уполномоченный и потребитель – в качестве заинтересованных лиц.

Одно из важнейших разъяснений касается подсудности рассмотрения данных заявлений. До сих пор все заявления со всей России направлялись страховщиками в один единственный суд – в Москву, который был просто парализован количеством дел.

Верховный суд указал, что потребитель не может быть лишен права рассмотрения спора с его участием по месту жительства, в связи с чем страховщики обязаны подавать свои заявления о несогласии с решением финупа по вашему месту жительства.

Принятое к производству дело может быть передано в другой суд по основаниям, указанным в статье 33 ГПК РФ.

Но если стороны желают, то по добровольному соглашению они могут изменить территориальную подсудность в соответствии с положениями статьи 32 ГПК РФ.

Данные разъяснения Верховного суда, хоть и не отвечают на все имеющиеся у сторон вопросы, но как-то упорядочат рассмотрение споров, как уже рассматриваемых, так и тех, которые только готовятся к рассмотрению.

Читайте также: