Обязаны ли при повороте направо уступить дорогу автомобилю выполняющему разворот

Обновлено: 25.04.2024


Итак, следующая ситуация: регулируемый перекрёсток, включенный световой сигнал зеленого цвета и включенная стрелка в дополнительной секции. Условный Участник 1 по указанным сигналам светофора осуществляет поворот налево.


В данном случае условный Участник 1 (осуществляющий поворот налево на включенный световой сигнал зеленого цвета и включенную стрелку в допсекции) руководствуется п. 1.3 ПДД - участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров.

Участник 1 знает, что к нему относится основной зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией. Сигналы для других пользователей дороги Участнику 1 неизвестны.

Условный Участник 2 осуществляет движение на основной красный сигнал с включенной дополнительной секцией (подобная ОДД иногда встречается).

Согласно п. 13.4 ПДД при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан УСТУПИТЬ ДОРОГУ транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, ИМЕЮЩИХ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ ПРЕИМУЩЕСТВО, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД).

Преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (п. 1.2 ПДД).

Самое главное - есть ли (может ли вообще быть в такой фазе) у условного Участника 2 ПРЕИМУЩЕСТВО?

Очевидно, что приоритета не может быть у Участника 2 в принципе при указанных режимах работы светофорного объекта, если режим работы светофоров соответствуют требованиям законодательства.

Согласно п. 7.3.2 ГОСТ 52289-2019 светофоры Т. 1 с дополнительной(ыми) секцией(ями) применяют для РАЗДЕЛЬНОГО пропуска транспортных средств в определенных направлениях на данном подходе к перекрестку, если в соответствующей фазе светофорного регулирования предусмотрено слияние транспортных потоков различных направлений, пересечение транспортных средств и пешеходов, или при ПОСТОЯННОМ пропуске транспортных средств в определенном направлении на разрешающий сигнал дополнительной секции.

В данном случае возможен исключительно режим раздельного пропуска левоповоротного потока.

Участник 1 ПРАВОМЕРНО ПРЕЗЮМИРУЕТ отсутствие преимущества у иных пользователей дороги.

У Участника 1 не может не быть преимущества в данной фазе.

У иных УДД преимущества нет априори при указанных режимах работы светофорного объекта, и, соответственно, для Участника 1 п. 13.4 ПДД в данных условиях неприменим.

Левоповоротная дополнительная секция - автономная фаза. Это следует из существа законодательного регулирования. Иное истолкование противоречит фундаментальным принципам безопасности и организации дорожного движения, здравому смыслу и обессмысливает применение Т.1 с дополнительной секцией, регулирующей поворот налево.
И самое главное – при конфликтной организации левоповоротного потока по сигналу дополнительной секции есть реальная угроза жизни и здоровью участников.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются:
1) соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;
2) обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;
3) приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов;
4) приоритет развития транспорта общего пользования;
5) создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;
6) достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения;
7) обеспечение экологической безопасности.

При проектировании улиц и дорог для обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов следует предусматривать рациональную и понятную схему организации движения транспортных средств и пешеходов на пересечениях (п. 5.3.1 СП 396.1325800.2018).

Таким образом, если у участника дорожного движения сформировалось правомерное ожидание о том, как должен пониматься закон, но какой-то орган публичной власти решил, что такой способ толкования неверен, - есть достаточные основания для защиты правомерных ожиданий, так как невнятность нормы, её противоречивость – дело рук органа публичной власти, и именно он должен нести связанные с этим негативные последствия.

И небольшой исторический экскурс.

Согласно пп. "б" п. 61 Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР (утв. Приказом МВД СССР от 11.01.1960 N 25) если движение регулируется светофором с дополнительной секцией слева или регулировщиком, в ожидании разрешающего сигнала остановиться у линии "стоп", а при разрешающем сигнале поворачивать без остановки на перекрестке.

В Правилах дорожного движения СССР, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел СССР от 25 августа 1972 г., пункт 107, правопредшественник п. 13.4 ПДД РФ, был сформулирован следующим образом:

Многие экзаменационные билеты по ПДД составлены так, чтобы максимально запутать учеников автошкол, говорят эксперты. Но есть такие вопросы, которые окажутся сложными и для водителей с многолетним стажем


От ₽5 тыс. до лишения. ГИБДД напомнила водителям о серьезном штрафе

Билет № 3, вопрос № 15

Кому вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?

1. Трамваям А и Б
2. Трамваю А и легковому автомобилю
3. Только трамваю А
4. Никому


Ответ: Только трамваю А.

Билет№ 15, вопрос № 14

При движении в прямом направлении, Вам следует:

1. Проехать перекресток первым
2. Уступить дорогу только трамваю
3. Уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю


Ответ: Уступить дорогу только трамваю.

Билет № 11, вопрос № 14

В каком случае вы имеете право проехать перекресток первым?

1. Только при движении прямо
2. При движении прямо и налево
3. При движении прямо, налево и в обратном направлении


Ответ: При движении прямо и налево.

Билет № 18, вопрос № 14

Вы намерены выполнить разворот. Ваши возможные действия?

1. Отказаться от преимущества в движении и приступить к развороту после проезда легкового автомобиля
2. Выехать на перекресток первым и, уступив дорогу легковому автомобилю, закончить разворот
3. Допускаются оба варианта действий


Ответ: Допускаются оба варианта действий

Он добавляет, что после первого поворота налево с главной дороги водитель оказывается лицом к лицу к автомобилю на второстепенной, и фактически тоже перемещается на второстепенную дорогу. А в равных условиях действует правило помехи справа, напоминает эксперт. Следовательно, в билете № 11, вопросе № 14 водитель при развороте должен уступить дорогу, но только после того, как проедет на середину перекрестка и сделает первый поворот налево.

Билет № 36, вопрос № 12

Разрешена ли вам остановка для высадки пассажиров в указанном месте?

1. Разрешена
2. Разрешена, если при этом не будут созданы помехи для движения маршрутных транспортных средств
3. Запрещена


Ответ: Разрешена, если при этом не будут созданы помехи для движения маршрутных транспортных средств.

В местах остановок маршрутных транспортных средств тоже разрешена остановка для посадки или высадки пассажиров, но при условии, если автомобиль не создаст помехи для движения маршрутных транспортных средств.

Билет № 10, вопрос № 8

По какой траектории Вам разрешается выполнить поворот налево?

1. Только по А
2. Только по Б
3. По любой из указанных


Ответ: Только по Б

Билет № 15, вопрос № 16

Вам разрешено продолжить движение:

1. Только по траектории А
2. Только по траектории Б
3. По траекториям А или Б
4. По траекториям Б или В
5. По любой траектории из указанных


Ответ: Только по траектории Б

В этом вопросе ученики автошкол не понимают прорисовки траекторий и путаются, отмечает Елена Кротова. Она объясняет, что при повороте на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенную соответствующим знаком (5.14), водителю необходимо сначала повернуть на саму выделенную полосу, а затем перестроиться левее до начала сплошной линии разметки.

1. Автобусы (в том числе маломестные, междугородние и школьные).

2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

3. Любые транспортные средства, перевозящие пассажиров.

Вопрос 2. Вам разрешено продолжить движение:


1. Только в направлении Б.

2. В направлениях А или Б.

3. В любом направлении из указанных.

Вопрос 3. Этот знак указывает:


1. Расстояние до конца тоннеля.

2. Расстояние до места аварийной остановки.

3. Направление движения к аварийному выходу и расстояние до него.

Вопрос 4. До какого места действует требование данного знака?


1. До ближайшего по ходу движения перекрестка.

3. До конца населенного пункта.

Вопрос 5. Эта разметка, нанесенная на полосе движения:


1. Предоставляет Вам преимущество при перестроении на правую полосу.

2. Информирует Вас о том, что дорога поворачивает направо.

3. Предупреждает Вас о приближении к сужению проезжей части.

Вопрос 6. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы:

1. Только при включении на нем специального звукового сигнала.

2. Только при включении на нем проблесковых маячков синего (синего и красного) цвета.

3. При наличии обоих перечисленных условий.

Вопрос 7. Обязаны ли Вы в данной ситуации подать сигнал правого поворота?


2. Обязаны только в темное время суток.

Вопрос 8. По какой траектории Вам разрешено выполнить поворот направо?


3. По любой из указанных.

Вопрос 9. Вам можно выполнить разворот:


1. Только по траектории А.

2. По траекториям А или В.

3. По любой траектории из указанных.

Вопрос 10. В каких случаях разрешается выезжать за пределы правой полосы, если Вы управляете транспортным средством, скорость которого по техническим причинам не может быть более 40 км/ч?

1. Только при перестроении перед поворотом налево либо разворотом.

2. Только при обгоне или объезде.

3. Во всех перечисленных случаях.

Вопрос 11. Водитель обгоняемого транспортного средства:

1. Должен снизить скорость.

2. Должен сместиться как можно правее.

3. Не должен препятствовать обгону путем повышения скорости движения или иными действиями.

Вопрос 12. Кто из водителей нарушил правила стоянки?


2. Только водитель автомобиля А.

3. Только водитель автомобиля Б.

4. Никто не нарушил.

Вопрос 13. Обязаны ли Вы при повороте направо уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот?


Вопрос 14. В каком случае Вы имеете право проехать перекресток первым?


1. Только при движении прямо.

2. При движении прямо и налево.

3. При движении прямо, налево и в обратном направлении.

Вопрос 15. Вы намерены продолжить движение прямо. При желтом мигающем сигнале светофора следует:


1. Проехать перекресток первым.

2. Уступить дорогу только грузовому автомобилю.

3. Уступить дорогу только трамваю.

4. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Вопрос 16. С какой максимальной скоростью разрешается движение транспортных средств в жилых зонах и на дворовых территориях?

Вопрос 17. Противотуманные фары можно использовать совместно с ближним или дальним светом фар:

1. Только в условиях недостаточной видимости.

2. Только в темное время суток на неосвещенных участках дорог.

3. В обоих перечисленных случаях.

Вопрос 18. В каких случаях водители привлекаются к уголовной ответственности за нарушения Правил, повлекшие тяжкие последствия?

1. Только при причинении смерти человеку.

2. При причинении смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека.

3. При наличии пострадавшего (вне зависимости от степени тяжести полученных им повреждений) или причинении крупного материального ущерба.

Вопрос 19. В случае остановки на подъеме (спуске) при наличии тротуара можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля, повернув его передние колеса в положение:

Кирилл Голов

Макс, ну типа половина твоей машины имеет право ехать, а вторая половина нет. Штраф 50% будет

Aleks Pietari

Макс, если не понял что-то, то не надо говорить, что бред. Половинка зелёного означает, что едешь, но пропускаешь всех на своём пути

Макс Французов

Aleks, пункт пдд где с твоим бредом, про "половинку зелёного"?

Макс Французов

Кирилл,

Aleks Pietari

Макс, бред по половинку зелёного это инструкторы так говорят, чтобы курсанты легче запомнили разницу зеленая стрелка на зелёный и на красный

Макс Французов

Aleks, не сливайся, где в пдд рф прочитать твой бред пешехода про половинку зелёного?

Кирилл Голов

Aleks, Блин, а реально так сложно запомнить про доп.секцию в сочетании с красным? Настолько тугие сейчас курсанты пошли?

Макс Французов

Кирилл, а знак 2.4 это половинка знака 2.1,ехать можно, но уступая

Егор Ткаченко

Aleks Pietari

Мари Марлен

Макс, ну так и есть, половина знака, верхнюю половину сожрали

Алексей Попов

Майя Абалихина


Майя Абалихина

😏

Тот автомобиль не видит, стрелка у тебя горит или основной зелёный. Встанет оба на перекрестке, как идиоты, будете друг друга пропускать

Егор Ткаченко

Майя, по какому пункту правил должен уступать разворачивающийся?
Да и не должен он знать, какой сигнал на другом светофоре.

Кирилл Непомнящий

Егор, Вот на то и намек, что разворачивающийся не знает что горит у другого и встанет.
А нас тоже есть несколько таких перекрестков. Всегда напролом разворачиваюсь. Иногда пытаются бибикать)

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский ответил Кириллу

Кирилл, когда не знают - берут и изучают правила проезда регулируемых перекрёстков. А по опыту "олени на красной" ещё и сигналят. Что не удивительно при 30% выбравших не верный вариант.

Оля Гуцану

Егор Ткаченко

Оля Гуцану

Андрей Иванов


Андрей Иванов

Мари Марлен

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский

Мари Марлен

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский ответил Мари

Мари, жду пример, где такой бред организован. Разумеется нужно что бы пути автомобилей движущихся под доп. секции пересекались

Мари Марлен

Антошка, пересечение Вишняковской и Косинской, пересечение Большой Тульской и Серпуховского вала, эти знаю точно

Егор Ткаченко

Мари Марлен

Егор, а что им мешает, абсолютно ничего, на одной дороге 4 полосы в одном направлении на другой три, и развернуться без проблем и повернуть направо

Егор Ткаченко

Мари, как они между собой руководствуются? В случае ДТП обоим 13.5.
А по сути уступать дорогу должен один, а не оба. Должен быть безконфликтный проезж

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский ответил Мари

Мари, "Вишняковской и Косинской" - посмотрел (в МСК), ещё бы ознакомиться с режимом работы этих доп. секций. Но если они включаются одновременно, то у меня нет слов. Русский пофиг, да авось.

Мари Марлен

Антошка, с косинской поворот направо горит всегда, в это время на вишняковской основной зеленый и доп.секция, потом основной отключается и за перекрестком включается светофор пешикам, на косинской тоже потом вроде отключается стрелка, но почему запомнила, было дело делала разворот и попадала в среднюю полосу а в это время девушка тоже делала поворот под стрелку но не в правый ряд, а в средний и чуть не вьехала мне в задний бампер, в теории я должна была ее пропустить, но на дороге когда я начала разворот она только подъехала к перекрестку, факов и фафаков услышала я много)) но сути не меняет, я уже закончила маневр, когда она вырулила

Мари Марлен

Егор, уступает тот кто разворачивается, в данном случае вступает в силу помеха справа, как бы не смешно это не звучало)

Егор Ткаченко

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский ответил Егору

Егор, "8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа."
Правда раздел не про перекрёстки.

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский ответил Мари

😐

Мари,

Мари Марлен

Антошка, но траектории пересекаются, правилами это не оговорено, так же не оговорено в каком именно месте они должны пересечься. поэтому тут только его и можно применить..

Егор Ткаченко

Антошка Сибирский


Антошка Сибирский ответил Егору

Читайте также: