Обязанности водителя пожарного автомобиля при заступлении на дежурство

Обновлено: 25.04.2024

Тушение пожара – основные действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

§ выезд и следование к месту вызова;

§ спасение людей и проведение аварийно-спасательных работ;

§ выполнение специальных работ;

§ сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Обработка вызовов осуществляется дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения и включает в себя:

§ прием от заявителя и фиксирование информации об объекте вызова;

§ оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

§ подготовку и вручение (передачу) должностному лицу, возглавляющему дежурную смену имеющейся информации об объекте вызова;

Подача сигнала "Тревога" осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте вызова и принятия решения о выезде.

Дополнительная (уточненная) информация о пожаре, другой чрезвычайной ситуации (ЧС) по имеющимся каналам связи должна незамедлительно передаваться диспетчером должностным лицам, в том числе и во время их следования к месту вызова.

Выезд и следование к месту вызова включают в себя сбор личного состава по сигналу "Тревога" и его доставку на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова.

Выезд и следование к месту вызова должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается: быстрым сбором и выездом личного состава дежурной смены; движением пожарных и аварийно–спасательных автомобилей по доступному кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения; знанием особенностей охраняемого района выезда. Для сокращения времени следования пожарных и аварийно-спасательных автомобилей к месту вызова на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера ЕДДС (ЦУС, ЦППС). При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются, и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника дежурной смены. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных (аварийно-спасательных) автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова.

В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного или аварийно–спасательного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник дежурной смены (старший начальник на автомобиле, прекратившем движение) обязан: немедленно сообщить о случившемся дежурному диспетчеру ЕДДС (ЦУС, ЦППС); оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД (ГАИ) при ДТП) водителя пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля; принять меры по доставке личного состава, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования к месту вызова.

При обнаружении в пути следования другого пожара, начальник, возглавляющий подразделение, обязан выделить часть сил на его ликвидацию, и о принятом решении немедленно сообщить на ЕДДС (ЦУС, ЦППС).

Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре, либо другой ЧС для оценки обстановки и принятия решений по организации основных действий. Она ведется непрерывно с момента выезда на пожар, либо другие ЧС, и до их ликвидации.

При проведении разведки необходимо установить:

§ наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты)

§ наличие и возможность проявлений опасных факторов, в том числе вторичных факторов, пожара, другой ЧС, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте;

§ место и площадь пожара или другой ЧС;

§ наличие и возможность использования средств противопожарной (аварийной) защиты объекта;

§ местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

§ наличие электроустановок под напряжением, возможность и целесообразность их отключения;

§ состояние и поведение строительных конструкций на объекте, места их вскрытия и разборки;

§ возможные пути ввода сил и средств для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ (АСР) и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

§ достаточность сил и средств, привлекаемых к тушению пожара и проведению АСР.

Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР включают в себя:

§ поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники;

§ вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;

§ вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;

§ подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;

§ оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

§ организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;

§ укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Развертывание – приведение сил и средств в состояние готовности для выполнения основной задачи. Включает в себя следующие этапы:

§ подготовку к развертыванию;

Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара, другой ЧС. При этом выполняются следующие действия: установка пожарного автомобиля на водоисточник и забор воды в насос; открепление необходимого пожарно-технического вооружения; присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса; другие подготовительные действия по указанию руководителя тушения пожара (РТП) или руководителя аварийно-спасательных работ (РАСР).

Предварительное развертывание на месте пожара, другой ЧС проводят в случаях, когда по внешним признакам можно сразу определить направление ввода основных сил и средств или это направление указано лицом, выделенным для встречи прибывающих пожарных подразделений. При предварительном развертывании сил и средств: выполняется подготовка к боевому развертыванию; прокладывают магистральные рукавные линии; устанавливаются разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение; приводится в готовность аварийно-спасательное вооружение и оборудование.

Полное развертывание на пожарных автомобилях на месте пожара, ЧС проводят по указанию РТП (РАСР), а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ. При полном развертывании: выполняется предварительное развертывание; определяются позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии; заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

При проведении работ по развертыванию и последующих основных действиях для обеспечения безопасности, возможности маневра прибывающей пожарной и аварийно–спасательной техники, установки резервной техники могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара и проведения АСР, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб эти действия могут выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП (РАСР).

При прокладке рукавных линий, шлангов, электрических кабелей необходимо: выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков и спасателей, не загромождая путей эвакуации людей и имущества; обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек; устанавливать разветвления вне проезжей части дорог; прокладывать рукавные линии на третий этаж и выше, как правило, только от разветвлений;создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

Ликвидация горения – действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи на тушение пожара огнетушащих веществ.

Выбор огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами. Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения основной задачи, зависят от особенностей (условий) развития пожара и организации его тушения, тактических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений, численности расчетов и уровне их технической оснащенности, тактико-технических характеристик используемой пожарной техники.

Если огнетушащих веществ для выполнения основной задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

При подаче огнетушащих веществ и работе с пожарными стволами необходимо: осуществлять первоочередную подачу огнетушащих веществ на решающем направлении; обеспечивать подачу огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований правил охраны труда; охлаждать материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушения и (или) ограничения развития горения; не прекращать подачу огнетушащих веществ и не оставлять позицию пожарного ствола, без разрешения старшего начальника (начальника участка тушения пожара, начальника пожарного расчета); исключать случаи воздействия воды на слой пены или порошка, используемые для прекращения горения; не допускать, излишнего пролива воды.

Способы подачи огнетушащих веществ и вид огнетушащих веществ выбираются с учетом наличия и состояния материальных, культурных и иных ценностей, конструктивных особенностей зданий (сооружений), транспортных средств, поведения строительных конструкций, а также обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР.

Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ могут быть использованы имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений), транспортных средств и проведены специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций. Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в месте нахождения электроустановок под напряжением осуществляют после отключения электрооборудования (если иное не установлено указаниями и рекомендациями МЧС России) представителем энергослужбы населенного пункта (объекта) и получения в установленном порядке соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица.

Специальные работы - действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения основных задач с использованием специальных технических средств и знаний. К специальным работам относятся: работа в непригодной для дыхания среде, организация связи; освещение места пожара либо другой ЧС; вскрытие и разборка конструкций; подъем (спуск) на высоту; выполнение защитных мероприятий.

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (в пожарную часть) - действия личного состава по возвращению сил и средств с места ведения основных действий к месту постоянного расположения.

Сбор сил и средств на месте проведения основных действий предусматривает:

§ проверку наличия личного состава;

§ сбор и проверку по табелю положенности комплектности ПТВ и АСО;

§ размещение и крепление ПТВ и АСО на пожарных и аварийно–спасательных автомобилях;

§ принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

§ уборку (откачку), при необходимости и технической возможности, использованных при тушении пожара и проведении АСР огнетушащих веществ;

§ техническое обслуживание после пожара, другой ЧС пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе и заправку пожарных автоцистерн водой.

О завершении сбора сил и средств на месте ведения основных действий и их готовности к возвращению в подразделения начальник дежурной смены (начальник пожарного, аварийно–спасательного расчета) докладывает РТП (РАСР) и ЕДДС (ЦУС, ЦППС).

Возвращение к месту постоянного расположения проводится по доступному кратчайшему маршруту при поддержании связи с ЕДДС (ЦУС, ЦППС).

При ведении основных действий водитель пожарного автомобиля обязан:

§ устанавливать автомобиль на указанную позицию с учетом выполнения требований по безопасности (см. главу 7.6);

§ обеспечивать возможность вывода автомобиля в безопасное место в случае осложнения обстановки на пожаре или в месте проведения АСР;

§ обеспечивать эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следить за обстановкой на месте пожара или в месте проведения АСР;

§ контролировать запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывать начальнику пожарного (аварийно-спасательного) расчета о необходимости их пополнения;

§ выполнять техническое обслуживание закрепленного автомобиля на пожаре и при проведении АСР в установленном объеме;

§ работать, при необходимости, на штатной радиостанции пожарного (аварийно–спасательного) автомобиля.


Табель основных обязанностей личного состава на пожарной автоцистерне был внедрен в деятельность подразделений ГПС МЧС Приказом №167 в 2011 году. В июне того же года он вступил в силу, и до сегодняшнего дня обязателен для исполнения во всех структурах: от частной ПО до ведомственных отрядов предприятий. В документе предусмотрены действия всех сотрудников боевого расчета. Такой подход, хорошо усвоенный на практических и теоретических занятиях, разрешает максимально слажено взаимодействовать пожарным и эффективно достигать цели – ликвидации возгорания.


Командир отделения

Обязанности при заступлении на дежурство

Принимает носимую радиостанцию, электрофонари, планшет и справочник водоисточников, ручные пожарные лестницы, специальное оборудование и инструмент, спасательные веревки, резервные воздушные баллоны и резервный дыхательный аппарат.


Принимает командир отделения

Обязанности по тревоге

Надевает боевую одежду и снаряжение, получает путевку и план или карточку тушения пожара, следит за посадкой личного состава в автомобиль, садится в кабину рядом с водителем, объявляет адрес и дает команду на выезд, уточняет по справочнику (планшету) расположение ближайших водоисточников.

Обязанности при тушении пожара

Руководит работой отделения по спасению людей, тушению пожара, эвакуации имущества, вскрытию и разборке конструкций.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ РАСЧЕТОВ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ, НОРМАТИВОВ ПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ, ПОЖАРНЫХ КОМАНД И ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ТЕХНИКИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ (с ..

(в редакции приказа Департамента гражданской защиты населения ХМАО — Югры от 27.06.2013 N 6-нп)

1.1. Примерный расчет штатной численности личного состава пожарных частей, пожарных команд противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (приложение 1);

(в ред. приказа Департамента гражданской защиты населения ХМАО — Югры от 27.06.2013 N 6-нп)

1.2. Нормативы положенности персонала на пожарные машины и мотопомпы подразделений противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (приложение 2);

1.3. Порядок определения вида подразделений и техники противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (приложение 3).

Директор Департамента
С.В.ТРЕТЬЯКОВ

ПОЖАРНЫЙ 1

Обязанности при заступлении на дежурство Принимает все пожарные стволы, пеногенераторы, электрозащитные средства (перчатки резиновые диэлектрические, ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками, галоши (боты) резиновые диэлектрические, коврик резиновый диэлектрический, переносные заземлители), огнетушители.

Принимает пожарный 1

Обязанности по тревоге Надевает боевую одежду и снаряжение, открывает ворота гаража, садится в автомобиль с левой стороны, берет ствол, рукавную задержку и электрофонарь (в ночное время).

Обязанности при тушении пожара Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом или огнетушителем, выполняет работу по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций.

Приложение 1. ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЖАРНЫХ ЧАСТЕЙ, ПОЖАРНЫХ КОМАНД ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

Приложение 1
к приказу Департамента гражданской защиты населения
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
от 28 февраля 2013 года N 2-нп

(в ред. приказа Департамента гражданской защиты населения ХМАО — Югры от 27.06.2013 N 6-нп)

Вид подразделений и количество должностей
подразделений пожарной охраны

Табель основных обязанностей личного состава на пожарной автоцистерне был внедрен в деятельность подразделений ГПС МЧС Приказом №167 в 2011 году. В июне того же года он вступил в силу, и до сегодняшнего дня обязателен для исполнения во всех структурах: от частной ПО до ведомственных отрядов предприятий. В документе предусмотрены действия всех сотрудников боевого расчета. Такой подход, хорошо усвоенный на практических и теоретических занятиях, разрешает максимально слажено взаимодействовать пожарным и эффективно достигать цели – ликвидации возгорания.

Наглядное пособие для теоретических занятий и стендов

Основные требования при заступлении на смену, приемка вооружения:

  • Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
  • Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
  • Пожарный 2. Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
  • Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
  • Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
  • Водитель автомобиля. Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.

На заметку! Каждый пожарный из расчета принимает только часть ПТВ, которую он будет использовать во время оперативных действий. Например, что принимает пожарный номер 1 предназначено для всей команды, так при ликвидации пожара он будет контролировать использование защитных средств всеми членами боевой единицы.

Расчет сотрудников для автоцистерны

Расчет сотрудников для автоцистерны

Первоначальные действия расчета при поступлении сигнала тревоги:

  • Командир. Табель боевого расчета на пожарные автомобили предписывает командиру надеть специальную одежду и взять снаряжение, взять путевку и другие документы на ЧС, проследить за действиями личного состава, сесть в кабину на пассажирское место, дать команду отбытия и обозначить адрес места возгорания, в пути по справочнику найти местоположения ближайших к пожару источников воды.
  • №1. Этот сотрудник надевает экипировку, открывает ворота пожарного гаража, садится в машину слева, берет задержку и ствол, если вызов был в темное время суток – он обязан взять фонарь.
  • №2. Пожарный номер два одевает одежду, берет снаряжение, помогает открыть ворота, садится в машину справа, удерживает задержку.
  • №3. Этот номер боевого расчета надевает спецодежду, берет снаряжение, в машине садится слева, вторым и удерживает задержку.
  • №4. Четвертый одевает спецкостюм и берет снаряжение, в автомобиле занимает место справа, вторым, удерживает задержку.
  • Водитель. Согласно табелю боевого расчета пожарной охраны он садится в машину на водительское место, заводит мотор, убеждается в отсутствии препятствий, по команде командира выезжает на маршрут.

Важно! Стандартный табель караула может корректироваться в зависимости от численности ЛС в подразделении и/или оснащенности техническими средствами. Резервная спецтехника принимается согласно составу расчета командиром, водителем или другими сотрудниками по распоряжению начальника караула.

Практические учебные занятия

Практические учебные занятия

Действия сотрудников боевой единицы на ликвидации возгорания:

  • Командир. Он возглавляет ГДЗС, осуществляет работой отделения в целом: ликвидация огня, эвакуация людей, спасение имущества и другие необходимые оперативные действия.
  • №1. Обязанности пожарного номер 1 или старшего расчета – это определение рабочей или магистральной линии. Его основная задача – работа с пожарным стволом. По мере возможности – принимает участие в демонтаже конструкций и спасении людей.
  • №2. Второй пожарник помогает старшему в прокладке лини и работе со стволом. В его компетенции лестница, так же он должен работать с инструментом по электрической проводке. По мере возможности – помогает вскрывать конструкции и спасать людей.
  • №3. Помогает старшему и первому расчета прокладывать линию, если требуется разветвление – занимается этим. Помогает второму устанавливать лестницу, контролирует безопасность действий, помогает демонтировать конструкции и эвакуировать людей.
  • №4. Сначала работает с шофером. Они вместе устанавливают машину на источник воды. Затем присоединяется к команде: помогает в прокладке линий и разветвлений, спасает людей, демонтирует конструкции, контролирует безопасность, устанавливает мостики.
  • Водитель. По табелю пожарного расчета водитель при помощи четвертого номера устанавливает машину на источник воды. Включает насосную станцию, обеспечивает подачу огнетушащего вещества в рукав.

Обратите внимание! В табеле боевого расчета пожарной охраны четко указано кто из боевого расчета и кому помогает, а так же последовательность действий. Так четвертый номер сначала работает вместе с водителем, затем присоединяется к команде. Разводку магистральной линии осуществляет третий номер, тогда, когда первый и второй продолжают прокладывать основное направление.

Теоретическое обучение

Теоретическое обучение

Обязанности командира, пожарного 1, 2, 3, 4 и водителя при работе с ручным инструментарием:

  • Командир. Руководитель контролирует работу отделения, включая выполнения требований техники безопасности, может оперировать крюком, который предназначен лично ему.
  • №1. Первый номер работает тяжелым топором, лопатой или тяжелым ломом.
  • №2. Второй помогает ему с помощью лопаты, легкого лома или ИРАС.
  • №3. Обязанность третьего – сбор сведений на месте возгорания, включая информацию о проживающих или работающих на объекте. Данные передаются командиру.
  • №4. Обязанность четвертого — обеспечение технических условий проведения АСР, контроль горюче-смазочных материалов, запчастей, ИСЗ, огнетушителей. Вместе с шофером обеспечивает освещенность рабочей зоны. Может выполнять распоряжения командира.
  • Водитель. Контролирует сохранность и безопасность автомобиля. Вместе с четвертым освещает рабочую зону команде.

Работа с ГПС-600:

  • Командир. Руководит транспортировкой и монтажом ПТО. Контролирует соблюдение требований техники безопасности в процессе выполнения работ.
  • №1. Согласно табелю старший расчета переносит удлинители, в работе оперирует оттяжкой слева.
  • №2. Второй номер работает с лопатой, ИРАС или легким ломом.
  • №3. Этот сотрудник обеспечивает оперативную связь с ПСЧ. Вместе с четвертым пожарным транспортирует и устанавливает лестницу.
  • №4. Вместе с третьим пожарным орудует лестницей. По мере возможностей – выполняет распоряжения командира.
  • Водитель. Специальных функций в этой ситуации у него нет. Шофер выполняет распоряжения командира.

Работа с механизированным оборудованием:

  • Командир. Руководитель отделения координирует аварийно-спасательные работы, соблюдение требований техники безопасности. Командир взаимодействует с другими отрядами и службами, работающими на пожаре. Собирает информацию и передает ее на ПСЧ.
  • №1. Отвечает за своевременную подачу инструмента в рабочую зону и приведение его в готовность. По приказу руководства может действовать вместе со старшим расчета.
  • №2. По приказу руководства работает инструментом один или вместе со вторым. Контролирует безопасное выполнение работ. При необходимости использует средства пожаротушения.
  • №3. Собирает сведения на месте возгорания. Информация должна оперативно предаваться командиру.
  • №4. Занимается обеспечением технической стороны при выполнении оперативных работ. По мере возможностей участвует в оперативных мероприятиях или выполняет приказы руководства. Если рабочая зона затемнена, помогает водителю автоцистерны освещать его.
  • Водитель. Контролирует безопасность автомобиля. При необходимости, вместе с четвертым пожарным освещает рабочую зону.

Специалисты, работающие в пожарной охране, спасают жизни людей и объекты, подвергшиеся воздействию огненной стихии. Это их основная задача. Тщательную подготовку и обучение проходит каждый человек, желающий работать в этой структуре. Потому что в дальнейшем ему придется выполнять ответственную работу. И сейчас стоит рассмотреть обязанности водителя пожарного автомобиля.

Обучение

Самостоятельно выполнять работу на специализированной машине может человек, который прошел вводный инструктаж и сдал экзамен по пожаробезопасности. Пожарная охрана может взять на работу совершеннолетнюю личность с удостоверением, дающим право управлять определенной категорией транспорта, и без медицинских противопоказаний для данного рода деятельности.

обязанности водителя пожарного автомобиля

Каждые три месяца водитель обязан проходить повторный инструктаж по безопасности. Он бывает внеплановым в том случае, если изменился технологический процесс, правила по охране труда, или же был заменен грузовой автомобиль. Раз в два года проходят обязательный медосмотр.

Главные принципы

Перечислять обязанности водителя пожарного автомобиля стоит с самых главных положений. Итак, каждый специалист должен соблюдать установленные на предприятии правила трудового распорядка и требования всех утвержденных инструкций. Все выданные средства индивидуальной защиты следует использовать бережно и по назначению.

Если человек хочет работать водителем в такой структуре, как пожарная охрана, то он должен знать, что за ним будет закреплён отдельный грузовой автомобиль, который он после выхода на должность примет по акту. Перед началом смены он проверяет машину, оснащение, форму и технику на исправность. Убеждается в исправности прицепа, шнекового разбрасывателя, руля, тормозов, стеклоочистителей. Проверяет давление воздуха в шинах и отсутствие протеканий воды, масла и топлива. И, конечно же, заправляет машину.

пожарная охрана

Если в момент начала движения была обнаружена какая-то неисправность, водитель не должен выезжать на линию. О проблеме надо сообщить администрации автотранспортного отдела. Продувать бензосистему нужно насосом. Принимать, заправлять автомобиль и перекачивать этилированный бензин нужно с наветренной стороны машины. Если это топливо попало на руки, нужно сполоснуть их керосином, после чего промыть теплой водой с применением мыла.

Безопасность

В обязанности водителя пожарного автомобиля также входит умение оказывать доврачебную помощь пострадавшему человеку. Для этого в машине он должен держать медицинскую аптечку и, естественно, средства пожаротушения.

Но главные обязанности водителя пожарного автомобиля заключаются в выполнении лишь той работы, которую ему поручили. Передавать её другим нельзя. Можно лишь с разрешения начальника АХО.

инструкция водителей пожарных автомобилей

Пожарная охрана – структура серьёзная. Каждый водитель, служащий в ней, должен соблюдать правила гигиены. Есть, курить и отдыхать лишь в местах, отведенных для этого. Воду пить тоже из специальных установок.

Также он должен быть внимательным. Движущиеся узлы и детали машины несут в себе опасность, как и система охлаждения, горячая поверхность мотора, глушитель, отработанные газы. Опаснее всего падение техники при разгрузочных работах и ДТП. Чтобы ничего этого не допустить, рабочий должен быть ответственным и строго соблюдать инструктаж с правилами.

Во время работы

Работа водителем пожарного автомобиля сложна, так как содержит в себе массу нюансов. Перед тем как выехать со стоянки или из гаража, он должен убедиться в том, что это будет безопасно для остальных и, конечно, оповестить предупредительным сигналом. Если движение задним ходом выполнить проблематично, нужно воспользоваться помощью других лиц.

работа водителем пожарного автомобиля

Ехать на вызов нужно с такой скоростью, которая будет максимально безопасной с учетом видимости, обзорности, перевозимого груза. Также водитель обязан в любом случае соблюдать ПДД. Заправлять кузов песком он должен либо 1-ковшовым экскаватором, либо при помощи автопогрузчика. Если это происходит ночью, то надо позаботиться о хорошем освещении.

Другие требования

Инструкция водителей пожарных автомобилей весьма подробна. В ней, помимо обязанностей, ещё содержатся требования другого характера. Например, касательно того, что специалистам запрещается.

Водитель не должен садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения или выезжать в рейс утомлённым/заболевшим. Если автомобиль находится на стоянке, в то время как пожарные тушат огонь, ему положено сидеть за рулем и ждать дальнейших указаний. Спать или отдыхать, тем более при запущенном двигателе, нельзя. Заводить мотор для обогрева кабины также запрещено. Как и передавать управление машиной посторонним лицам.

подготовка водителей пожарных автомобилей

Ремонтировать автомобиль в момент разгрузки и погрузки нельзя. Буксировать машину с целью запустить двигатель – тоже. Вообще, запретов по технической части много, все они прописаны в соответствующем положении.

Что ещё стоит знать?

Подготовка водителей пожарных автомобилей подразумевает довольно длительный период обучения. Каждый будущий специалист набирает навыки, чтобы потом применить их в работе. Он должен беспрекословно подчиняться приказам командира отделения, немедленно приезжать на место пожара для его ликвидации командой, содержать машину в постоянной боевой готовности, проверять закреплённую за ним технику, составлять соответствующие отчеты и знать, как безопасно вывести транспорт из осложнившейся на пожаре ситуации. И, конечно, быть неотъемлемой частью слаженной команды, что тоже важно.

Читайте также: