Обязанности водителя автомобиля в рб

Обновлено: 05.05.2024

Формально критерии трудового договора, описанные в ст. 57 ТК, не требуют от нанимателя дополнительно разъяснять его содержимое. Но на практике работодателю выгодно подробно расписать обязанности сотрудника, его возможную ответственность и предоставленные ему права, чтобы облегчить для него трудовые процессы. Именно для этого и требуется должностная инструкция (в данном случае — водителя автобуса).

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя автобуса

1. Общий раздел

2. Функции

За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:

  1. Своевременно получить путевой лист, график движения; проставить подпись в путевом журнале.
  2. Проверять в установленном порядке готовность автобуса и его составляющих к эксплуатации.
  3. При движении соблюдать порядок остановок.
  4. Руководствоваться на маршруте приказами диспетчеров.
  5. Соблюдать нормы скорости при движении у остановки.
  6. Своевременно открывать и закрывать двери.
  7. Следить за движением потока пассажиров.
  8. Придерживаться норм корректности при взаимодействии с пассажирами.
  9. Своевременно обеспечивать заправку автобуса горючим и другими необходимыми веществами.
  10. Оперативно устранять мелкие неисправности в пределах своих знаний.
  11. Контролировать замену дефектных и изношенных частей.
  12. В положенном порядке делать объявления для пассажиров.
  13. Участвовать в текущем ремонте автобуса.
  14. Строго придерживаться графика движения, не отклоняясь по времени более, чем на 2 минуты (по опозданию либо нагону).
  15. Сдавать забытые в салоне вещи диспетчеру, с соблюдением предписанных стандартов.
  16. В конце смены сдавать выручку диспетчеру в установленном порядке.
  17. Сдавать автобус на проверку после окончания смены.
  18. Соблюдать нормативы ПДД, пожарной и технической безопасности, правила трудовой дисциплины.
  19. Участвовать в подготовке к работе водителей-стажеров.
  20. Корректно заполнять требуемую документацию.
  21. Вызывать техническую помощь в случае обнаружения серьезной неисправности.

3. Ответственность

Водитель автобуса несет следующую ответственность:

  1. За нарушения ПДД, законов, нормативных актов — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  2. За неисполнение закрепленных в инструкции и трудовом договоре должностных обязанностей — в порядке, определенном правилами предприятия и нормами действующего законодательства.
  3. За материальный ущерб, полученный предприятием по его вине, — в границах, определенных соответствующими разделами законодательства.

4. Права

Список прав водителя автобуса:

  1. Вносить руководству предложения по возможным улучшениям в сфере своей работы.
  2. Получать от служащих предприятия данные, необходимые для качественного выполнения закрепленных обязанностей.
  3. Требовать от руководства отмены приказов, нарушающих ПДД и установленные стандарты безопасности.
  4. Останавливать движение автобуса в случае возникновения серьезной неисправности.
  5. Иметь доступ к параметрам, по которым проводится оценка его деятельности.
  6. Требовать от руководства обеспечения мероприятий по поддержанию работоспособности автобуса.

5. Условия труда

Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:

  1. Перед выездом на трассу получает талоны на заправку топливом.
  2. Его перевод на другой маршрут происходит не чаще чем раз в 6 месяцев.
  3. При переполнении салона пассажирами он может останавливать их дальнейшую посадку.
  4. Посещает курсы профподготовки за счет работодателя, в соответствии с установленным на предприятии графиком.

Специфика составления должностной инструкции

В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:

  • Общая часть.
  • Должностные функции.
  • Меры возможной ответственности.
  • Права специалиста.

К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:

  • Условия работы.
  • Отраслевые требования безопасности.
  • Параметры должностных связей.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.

Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.

Общие положения

В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:

  • порядок замены сотрудника;
  • порядок его приема на работу и увольнения;
  • кому он непосредственно подчиняется на работе;
  • ожидаемые от него умения, опыт и образование.

Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.

Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.

Функции

Данная часть инструкции отвечает за детальное перечисление должностных обязанностей. Сюда входят как основные обязанности водителя — перевозка, эксплуатация транспортного средства — так и второстепенные, зависящие от специфики конкретного работодателя. Отдельно упоминают функции по соблюдению норм охраны труда, технической и пожарной безопасности.

Внимание! Детальность раздела зависит от работодателя. В ряде случаев он детально прописывает процесс работы, от проверки автобуса до порядка сдачи смены. Особенно подобная детализация распространена в муниципальных транспортных предприятиях.

Ответственность

Данный раздел включает несколько параграфов, в которых описаны нарушения и меры наказания. Описание дано в общем формате, поскольку конкретика определена в соответствующих разделах законодательства и внутренних корпоративных правилах.

Права

Список прав не должен повторять тот, который дан в ст. 21 ТК. Здешний перечень дополняет их путем прописывания дополнительных возможностей сотрудника. Конкретное наполнение раздела зависит от кадровой политики нанимателя, места сотрудника в иерархии и других моментов.

Условия труда

Этот раздел применяется, если у компании-работодателя есть желание описать особенности деятельности сотрудника. Поэтому сюда включают дополнительные льготы или требования к трудовым процессам. Так, сюда можно добавить нестандартный рабочий график, требования к прохождению медосмотров или компенсацию расходов на связь и транспорт.

Водитель автобуса не только отвечает за перевозки людей, но и обеспечивает их безопасность во время поездки. Это предъявляет серьезные требования к качеству его должностной инструкции. Поэтому её составляют с помощью юриста, кадровика, начальника отдела движения. Лишь после учета их замечаний инструкция подается на подпись к руководителю компании. Сам работник подписывает её в ходе трудоустройства, демонстрируя согласие с её положениями. Также могут потребоваться подписи других сотрудников, с которыми согласовывался документ, в соответствии с правилами применяемого документооборота.

Глава 3. Права и обязанности водителей

8.2. знать причину, по которой сотрудником ГАи, другими должностными лицами, указанными в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилию и должность этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение;

8.3. передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством) (если не указано иное, далее — водительское удостоверение).

9. Водитель обязан:

9.1. останавливаться по требованию сотрудника ГАи в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта.

Требование сотрудника ГАи об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАи), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.

В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком;

9.2. по требованию сотрудника ГАи пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

9.3. содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы;

9.4. своевременно представлять на государственный технический осмотр участвующее в дорожном движении и находящееся в его владении механическое транспортное средство, а также прицеп (прицепы) к нему;

9.5. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, а при движении на мотоцикле, мопеде — быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Ремнем безопасности также должно быть пристегнуто лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством.

Допускается не пристегиваться ремнями безопасности только для:

— лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению;

— пассажира транспортного средства оперативного назначения, водителя автомобиля-такси — при движении в населенном пункте;

— пассажира и водителя с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения;

9.6. не выполнять действий, которые отвлекают его от управления транспортным средством;

9.7. обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров;

9.8. выезжать на дорогу и съезжать с нее, переезжать разделительную полосу, разделительную зону в установленных для этого местах (места, обозначенные соответствующими дорожными знаками, дорожной разметкой, оборудованные ограждающими или направляющими устройствами и т.п.);

9.9. уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора;

9.10. покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства;

9.11. при передаче управления механическим транспортным средством другому лицу убедиться в наличии у него при себе водительского удостоверения (кроме случая обучения управлению механическим транспортным средством);

9.12. предоставлять транспортное средство для освобождения проезжей части дороги от транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии, а также доставлять на управляемом транспортном средстве*:

— лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в ближайшую организацию здравоохранения по требованию работников правоохранительных органов и организаций здравоохранения;

— работников организаций здравоохранения для проезда к месту нахождения больного, жизнь которого находится под угрозой;

— работников правоохранительных органов для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при принятии указанными работниками надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства.

* Данное требование не распространяется на транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям и гражданам иностранных государств, пользующимся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом.

Лицо, воспользовавшееся транспортным средством, должно по требованию водителя выдать ему соответствующую справку или сделать запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования соответствующей организации. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства, по требованию владельца транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством;

9.13. обучать управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке только на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения, при наличии у него водительского удостоверения и водительского стажа не менее двух лет.

10. Водителю запрещается:

10.1. управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке транспортного средства до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. В этих случаях сотрудники ГАи вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства при отсутствии иной правомерной возможности доставить транспортное средство к месту хранения;

10.2. управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции;

10.3. участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении, с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке (временном номерном знаке) с расстояния 40 метров и менее;

10.4. пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

10.5. двигаться на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве без специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, за исключением тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, въезжающего (въехавшего) на территорию Республики Беларусь через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь и превышающего допустимую общую массу и (или) допустимую осевую массу до 10 процентов включительно, или двигаться с нарушением маршрута и условий движения, указанных в специальном разрешении на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь либо в иных документах, определенных Советом Министров Республики Беларусь;

10.6. двигаться на транспортном средстве на гусеничном ходу или с металлическими шипами (кроме ошипованных шин) по дороге общего пользования с усовершенствованным покрытием.

11. Владельцу транспортного средства либо лицу, имеющему право на управление транспортным средством, запрещается передавать управление транспортным средством другому лицу:

11.1. не имеющему при себе водительского удостоверения;

11.2. не убедившись, что лицо, которому передается управление транспортным средством, не находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

12. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки:

12.1. сотрудникам ГАи:

12.1.1. водительское удостоверение;

12.1.2. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему или паспорт транспортного средства (его шасси), произведенного в Республике Беларусь и доставляемого потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом (далее — паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства);

12.1.5. разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством (за исключением водителя транспортного средства оперативного назначения);

12.2. должностным лицам, указанным в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, — документ, удостоверяющий его личность, или водительское удостоверение, а должностным лицам Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций при осуществлении ими возложенных на указанную инспекцию функций также документ, указанный в подпункте 12.1.2 настоящего пункта.

13. Водители механических транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, также обязаны иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАи, должностным лицам Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций транспортные и иные документы, предусмотренные законодательными актами.

Другие должностные лица имеют право проверки документов у водителей механических транспортных средств только в случаях, предусмотренных законодательными актами для осуществления функций, возложенных на соответствующие государственные органы.

14. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь:

14.2. национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 года (далее — Конвенция), а в случае несоответствия требованиям Конвенции — национальное водительское удостоверение с заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь;

15. Водитель механического транспортного средства, оборудованного тахографом, обязан представлять по требованию сотрудников ГАи, должностных лиц Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций:

15.1. при аналоговом тахографе — регистрационные листки (тахограммы);

15.2. при цифровом тахографе — карточку водителя, распечатки с тахографа, регистрационные листки (тахограммы), предоставить доступ к тахографу;

Практически в каждой организации имеется автомобиль, а значит, и водитель. Ввиду того, что работа водителя связана с определенными рисками, трудовые отношения с такой категорией работников имеют некоторые особенности.


Ознакомление с данным материалом позволит избежать ошибок при оформлении трудовых отношений с водителями.


Законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с управлением транспортным средством.


При трудоустройстве водитель кроме документов, установленных ст. 26 Трудового кодекса РБ (далее – ТК), обязан предъявить:


– водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку.


Необходимость наличия водительского удостоверения соответствующей категории предусмотрена предъявляемыми к водителю автомобиля квалификационными требованиями, содержащимися в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147 (далее – ЕТКС).


Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством, а трудовая книжка – опыт работы водителем. Так, если организации требуется водитель с определенной квалификацией или опытом работы, например для пассажирских перевозок, для их подтверждения нужно исходить из содержания записей в трудовой книжке работника;


– действующую медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством с правом найма на работу (пп. 1, 4 Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств и медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 18.12.2002 № 89);


– справку о прохождении предварительного профилактического наркологического осмотра (п. 13 Перечня категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденного постановлением Минздрава, МВД и Минтруда и соцзащиты РБ от 08.08.2005 № 23/243/104).


В данном случае следует назначить лицо, ответственное за проведение контроля состояния водителей, с учетом характеристики работ по конкретной должности, профессии, предусмотренной квалификационными справочниками. Это, например, может быть должностное лицо, ответственное за выпуск транспортных средств на линию.


Особое внимание необходимо обратить на установление правильного наименования профессии при приеме водителя на работу.


Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в определенном порядке.


При приеме на работу 3-й класс водителю автомобиля присваивает наниматель на основании водительского удостоверения с учетом требований указанной квалификационной характеристики, а также типа и марки транспортного средства, обслуживаемого водителем.


Наниматель, заботясь о сохранности автомобиля, передаваемого для управления водителю, заключает с таким работником договор о полной материальной ответственности.


Если на работу принимают водителя с транспортным средством (автомобиль принадлежит работнику), то в трудовом договоре, заключаемом с таким работником, надо предусмотреть:


– общее время использования автомобиля в служебных целях;
– размер и порядок выплаты компенсации за износ (амортизацию) автомобиля (ст. 106 ТК).


Кроме того, с работником дополнительно заключается гражданско-правовой договор (например, договор аренды автомобиля).


При приеме на работу водителя автомобиля в трудовом договоре необходимо указать следующие сведения об оплате труда:


Дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК). В связи с этим в трудовом договоре должны быть указаны виды и размер дополнительных выплат либо сделана ссылка на локальные нормативные акты, в соответствии с которыми производятся данные выплаты.


Дифференциация размеров оплаты труда водителя автомобиля осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работника.


Одной из стимулирующих выплат является премия, которую выплачивают в установленном порядке работнику за конкретные результаты труда.


Что касается других стимулирующих выплат, то для водителя автомобиля наиболее распространенный вид надбавок – это надбавка за классность, размер которой устанавливается в коллективном договоре, соглашении и трудовом договоре.


Например, водителям 1-го класса, работающим на грузовых и легковых автомобилях, а также автобусах, может выплачиваться надбавка в размере 25 %, водителям 2-го класса – 10 % оклада. Конкретные размеры таких надбавок и условия их установления определяются в локальных нормативных правовых актах организации.


Следует иметь в виду, что законодательством установлены особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей (Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение)), которые распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.


В течение рабочего времени водитель автомобиля обязан исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работ (сменности).


Началом работы считается время явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы – время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.


В отдельных случаях начало и окончание работы могут устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю автомобиля должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.


При дальних междугородных перевозках началом работы водителя автомобиля в смене считается время истечения установленного графиком работ (сменности) времени отдыха, а окончанием смены – время начала отдыха по графику в промежуточном или конечном пункте маршрута.


– подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин;
– времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин;
– времени управления автомобилем;
– времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двоих водителей автомобиля;
– времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– времени простоев не по вине водителя автомобиля;
– времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
– времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.


Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двоих водителей автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).


Привлечение к сверхурочным работам должно производиться только с согласия водителя автомобиля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


Учет рабочего времени водителей автомобилей осуществляют на основании табеля учета использования рабочего времени, путевых листов и других документов.


Учет времени простоя водителей автомобилей ведут путем заполнения листков о простое или проставления особых отметок в путевом листе установленной формы.


Время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включают и оформляют выдачей разовых нарядов.


В месте командировки рабочее время водителя автомобиля учитывают на общих основаниях в порядке, установленном по месту его работы. Если в месте командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя автомобиля учитывают по его фактической продолжительности с представлением табеля учета рабочего времени с этого места работы.


Водителям автомобилей должен предоставляться в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется водителем автомобиля по своему усмотрению и в рабочее время не включается (п. 20 Положения).


При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю автомобиля могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.


Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем автомобиля и нанимателем.


После непрерывного 2-часового управления автомобилем водителю автомобиля должен быть предоставлен специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 мин, или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 ч, если не наступает период перерыва для отдыха и питания (п. 21 Положения).


Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размерах, установленных законодательством о труде Республики Беларусь.


В случае, когда водители автомобилей, занятые на междугородных перевозках, не имеют возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, им должны быть предоставлены другие дни отдыха после возвращения к месту постоянной работы.


В государственные праздники и праздничные дни допускается работа водителей автомобилей, связанная с необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, если эти дни предусмотрены графиками работ (сменности) как рабочие, а также в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-технологическим условиям и при неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах.


При суммированном учете рабочего времени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работ (сменности) включается в норму рабочего времени учетного периода.


Если рабочее время водителя полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая близкая его квалификации, специальности работа, которая должна быть закреплена в трудовом договоре.


В случае если нецелесообразно содержать специальных работников, обслуживающих и ремонтирующих автомобили, водители могут самостоятельно выполнять эти работы в объеме, предусмотренном их характеристикой работ, в свое рабочее время. При этом оплата труда должна производиться в соответствии с обычным порядком, определенным в трудовом договоре с водителем, без каких-либо специальных доплат.


При приеме водителя на работу и отсутствии у него в трудовой книжке записей, свидетельствующих о присвоении 2-го или 1-го класса, наниматель устанавливает такому работнику 3-й класс. В этом случае можно говорить о том, что если при устройстве на работу водителем у кандидата имеется водительское удостоверение категории B или C, то ему при приеме на работу присваивается 3-й класс.


– наличие в водительском удостоверении отметки о праве управления механическим транспортным средством соответствующей категории;
– наличие определенного стажа вождения;
– наличие заключения квалификационной комиссии предприятия о присвоении класса (п. 23 Общих положений ЕТКС).


Квалификационная комиссия вправе принять решение как о присвоении очередного класса, так и об отказе в этом. Отказ должен быть правомерным: например, если работник был виновен в дорожно-транспортном происшествии, ему может быть отказано в присвоении очередного класса.


При этом инициатором рассмотрения вопроса о присвоении очередного класса является водитель, который подает соответствующее заявление нанимателю. Кроме того, заявление дополняется ходатайством непосредственного руководителя работника.


Отметим, что нанимателю предоставлено право понижать водителю автомобиля класс (со 2-го на 3-й, с 1-го на 2-й) сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества выполняемых работ (п. 17 Общих положений ЕТКС): например, если по вине работника произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю нанимателя причинены повреждения. Восстановление класса производится в общем порядке, предусмотренном для его присвоения или повышения.


Водитель в связи со спецификой его труда может быть уволен по дополнительным основаниям. Одним из таких оснований является лишение его права управления транспортным средством в связи с применением административного взыскания в соответствии с Кодексом РБ об административных правонарушениях.


Лишение работника такого права влечет невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору, поскольку непосредственной трудовой функцией водителя является именно управление автомобилем.


Следовательно, наниматель вправе уволить такого работника за несоответствие выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы (п. 3 ст. 42 ТК).


Однако такое увольнение возможно, только если наниматель не может перевести работника с его согласия на другую работу (в т.ч. с переобучением) (часть первая ст. 43 ТК) либо если работник откажется от перевода. При увольнении по названному основанию наниматель должен выплатить работнику выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).


При осуществлении в организациях перетарификации водителей автомобилей наниматели используют следующую таблицу перевода классов, установленных в квалификационных характеристиках, действующих до 1 января 2015 года, на разряды, установленные в квалификационных характеристиках, которые начнут действовать с 1 января 2015 года:

Установленные с 1 января 2015 года по водителям автомобилей разряды определяют сложность выполняемой работы по управлению механическими транспортными средствами, а классы учитывают опыт их безаварийной работы в качестве водителей автомобилей и соблюдение ими правил дорожного движения. При этом следует обратить внимание, что постановлением № 94 определены более льготные условия присвоения классов водителям автомобилей.

Нанимателям до 1 января 2015 года необходимо издать приказ о перетарификации с установлением каждому конкретному водителю автомобиля соответствующего разряда в зависимости от управляемого им типа и категории механического транспортного средства, без вызова работников на заседание квалификационной комиссии.

При закреплении за водителем автомобиля нескольких автомобилей разряд устанавливается по наибольшему удельному весу выполняемой работы, если иное не определено законодательством.


Ниже приведено примерное содержание приказа о перетарификации:

Обращаем внимание, что классы, присвоенные до 1 января 2015 года водителям автомобилей, сохраняются.

В дальнейшем присвоение разрядов и классов производится нанимателем в порядке, определяемом коллективными договорами, соглашением в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию.

Запись о присвоении нанимателем водителю автомобиля разряда, класса вносится в трудовую книжку:

в случае если водителю был присвоен класс:


до 01.01.2015


* После 1 января 2015 года присвоение классов водителям автомобилей производится нанимателем в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию с учетом требований, изложенных в новой квалификационной характеристике.

Наименование профессии должно устанавливаться в строгом соответствии с квалификационными справочниками.

Проведение перетарификации работ в соответствие с нормами постановления № 94 не обязывает нанимателей изменять действующую в организации систему оплаты труда. При этом, обращаем внимание, что снижение размеров заработной платы, отмены каких-либо видов выплат водителям автомобилей не допускается, в том числе надбавки за классность.

Оплата труда водителей автомобилей как до тарификации, так и после её осуществления, производится по действующим в организациях системам оплаты труда:

в реальном секторе экономики – установленным нанимателем самостоятельно;

в бюджетных организациях – в соответствии с таблицей 7 приложения 24 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6, в зависимости от типа транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль, автобус и т.д.) и его параметров (грузоподъемность, рабочий объем двигателя, габаритная длина).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 приложения 1 к постановлению № 6 руководители бюджетных организаций в пределах фонда заработной платы имеют право одновременно устанавливать следующие надбавки:

за классность (водителям 2-го класса – 10 процентов и водителям 1-го класса – 25 процентов тарифного оклада;

за профессиональное мастерство рабочих (рабочим 4-го разряда – до 16 процентов, 5-го разряда – до 20 процентов, 6-го разряда – до 24 процентов, 7-го разряда – до 28 процентов тарифной ставки рабочего).

Пример расчета заработной платы водителя легкового автомобиля (с рабочим объемом двигателя 2,2 л), имеющего 1 класс, стаж работы – 6 лет, которому установлено повышение тарифного оклада по контракту – 20 процентов и в установленном порядке присвоен 4 разряд.
1.Расчет тарифного оклада.
Определяем коэффициент к тарифной ставке первого разряда согласно таблице 7 приложения 24 к постановлению № 6 – 2,12.
Размер корректирующего коэффициента к тарифной ставке – 1,888.
Размер тарифной ставки первого разряда – 275,0 тыс. рублей.
Расчет тарифного оклада: 2,12 * 1,888 * 275,0 = 1 100,7 тыс. рублей.
2.Расчет повышений тарифного оклада.
За стаж работы: 1 100,7 * 15% = 165,1 тыс. рублей.
По контракту: 1 100,7 * 20% = 220,1 тыс. рублей.
3.Оклад: 1 100,7 + 165,1 + 220,1 = 1485,9 тыс. рублей.
4.Расчет надбавок.
за класс: 1 100,7 * 25% = 275,2 тыс. рублей;
за профессиональное мастерство: 1 110,7 * 16% = 176,1 тыс. рублей.
5.Расчет доплаты за особый характер работы: 1 110,7 * 25% = 275,2 тыс. рублей.
6.Расчет премии: (1485,9 + 275,2 + 275,2 + 176,1) * 20% = 442,5 тыс. рублей.
7.Итого заработная плата: 1485,9 + 275,2 + 176,1 + 275,2 + 442,5 = 2654,9 тыс. рублей.




В канун профессионального праздника – Дня работников социальной защиты – состоится торжественное открытие двух структурных подразделений при территориальных центрах социального обслуживания населения.

Читайте также: