Обязан ли пешеход дать завершить маневр автомобилю

Обновлено: 27.03.2024

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

В правилах проезда перекрекрестков всего 13 пунктов. Для тех, кто их забывает, возможны штрафы, разбирательства с ГИБДД, потерпевшими в ДТП и страховой компанией. В худшем случае — судебные разбирательства.

В этом материале напоминаем, как правильно проехать перекресток, чтобы избежать неприятностей и не потерять деньги.

Преимущество у того, кто едет по асфальтированной дороге

Это если нет светофора, регулировщика или знаков приоритета. В случае если водитель не видит, по какой дороге он едет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Уступать всем дорогу не всегда приятно, но так требует пункт 13.13 ПДД

На перекрестке равнозначных дорог преимущество у того, кто справа

Но есть исключение: трамвай всегда имеет преимущество, независимо от направления движения.

Не уступить трамваю — значит нарушить пункт 13.11 ПДД. Штраф — 500 Р

Водитель не может ехать сразу на зеленый сигнал светофора

Сначала нужно уступить дорогу автомобилям, завершающим движение через перекресток. Только после этого согласно пункту 13.8 ПДД можно ехать через перекресток

Пешеходов, которые не успели перейти дорогу, придется пропустить

Даже если горит зеленый сигнал светофора. Пешеход должен перейти проезжую часть — и только после этого водитель может начать движение

У автомобилей на перекрестке с круговым движением всегда преимущество

Такой перекресток должен быть обозначен знаком кругового движения, как сказано в пункте 4.3 ПДД. Если знака нет — нет и преимущества у тех, кто на кольце. Водители разъезжаются по тем же правилам, что и на другом перекрестке

Как быть в курсе автоновостей?

Читайте нашу рассылку для тех, кто водит машину. Как купить или продать авто, не переплачивать за обслуживание и еще море всего полезного — только у нас

Подборка для тех, кто хочет освежить свои знания ПДД:




Простое правило про которое все забывают постоянно - едешь под зеленую стрелку - уступи сначала всем со всех направлений!

Mikhail, только если в основной секции красный или желтый свет.


Mikhail, ага, так штраф получил, давно правда. Мало кто знает это правило.

Перед въездом на перекресток с круговым движением могут быть установлены знаки приоритета, которые изменяют порядок проезда перекрестка с круговым движением.
По вашей логике: есть знак Круговое движение, значит, круг - главный. Но это не всегда так.

Ослик, не внимательно читаете, у автора написано:
Водители разъезжаются по тем же правилам, что и на другом перекрестке.
Т.е. руководствуясь знаками.

Игорь, невнимательно читаете, знак круга там может присутствовать

Более актуальное тут написать про стрелку для поворота направо.
Если в прямом направлении горит красный, то перед поворот направо по зелёной стрелке следует пропустить сначала тех, кто разворачивается, двигаясь в перпендикулярном направлении, даже при том, что вы будете для них помехой справа.

90% всех аварий из-за того, что у всех водителей куриная слепота и они видят только свой светофор, а не перекресток в целом и стартуют как на гоночном треке, как только загорится зеленый. Вторая часть дураков летит на моргающий зеленый или желтый.

Ну и отдельная часть людей, которая забывает, что если затор на перекрестке, то туда нельзя выезжать.


Дима, не забывает, а плевать на это хотела. Отдельный котел еще тем, кто начинает сзади сигналить и подгонять, типа чего не выезжаешь (взлететь мне что ли).

Ещё вам в копилку один момент, который все игнорируют: при одновременном перестроении двух машин в одну полосу (первая машина из правой полосы в центральную, вторая - из левой в центральную), приоритет у той, что справа. А то в Москве действует принцип кто наглее, тупее или у кого машина больше. А когда начинаешь объяснять, на тебя с удивлением смотрят.


Чёт не увидела тут правила про вафельную разметку.

darya, так вафельной разметки в России нет ещё. Только в маааскве.

Сергей, не встречал. Может, где-то на севере? Я там практически не езжу.

Roman, да! Богатырский&Коломяжский!


Roman, И в Астрахани


Забыли самый простой и главный пункт, который нарушают 90+% водителей. При перестроении/повороте ВСЕГДА нужно включать поворотник. Один раз мигнул - это не "включить поворотник"


Вопрос по пункту 13.8 ПДД :

если автобыдло выезжает на перекресток через 3 секунды после зажигания красного для них, нужно ли их пропускать? Считается ли это маневром.

Валерий, можно не пропускать. Как там? "Дави их, блд. "
У вас разве есть выбор? Естественно, что у них нет никаких прав, но дайте дорогу дураку


Вячеслав, вот пока вы даете дуракам дорогу - дураки этим пользуются и никогда не закончатся. Общество должно гнобить нарушителей ПДД. чтобы они под себя ходили только от одной мысли что-то нарушить


Сергей, Гнобить - одно, давить зачем же? Просто снимите его маневр на камеру, чтобы было видно что на красный едет и отправьте в ГИБДД. А если "не пускать" таких - так тогда на перекрестке будет уже не один "дурак", а два. а когда на дороге встречаются два "дурака", то обычно возникает пробка, оно Вам надо? :)


Сергей, заблуждаетесь, не всегда. У нас вот спуск с моста упирается в кольцо, поэтому движущийся транспорт с моста придется пропустить

Разворот на перекрёстке с 4 проезжими частями - сразу разворачиваемся или выезжаем за середину?
Сколько видео пересмотрела, так и не смогла для себя решить как правильно


Елена, в правилах говорится: нужно совершать свой манёвр так, чтобы при ВЫЕЗДЕ с пересечения проезжих частей вы не оказались на встречной полосе. Пересечение проезжих частей это прямоугольник (или другая фигура), которая очерчена по прямым, проходящим через скругления краев тротуара.
Если проще говорить - пока вы находитесь внутри перекрёстка, вы на нейтральной территории и вольны делать манёвры как угодно, главное не нарушать преимущество других участников движения и не нарушить вышесказанное правило.
Так что и сразу завернуть и через середину будут правильными вариантами

Сам сдал на права полгода назад с первого раза, работаю в автошколе. Этот вопрос с преподавателями и инструкторами неоднократно обсуждался

Переход дороги пешеходами на красный сигнал светофора – это не всегда нарушение. Такой манёвр разрешён последним в том случае, если переход начат на зелёный – разрешающий свет. А водителям в пункте 14.3 ПДД обязывают уступить дорогу таким пешеходам – то есть дать закончить манёвр.

Официальная трактовка на 2021 год

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Пункт 14.3 менялся всего единожды за всю историю существования Правил дорожного движения. В ноябре 2014 года в него были добавлены трамвайные пути. А до этого данный пункт носил собой небольшое недоразумение, когда водители автомобилей были обязаны уступить дорогу завершающим переход пешеходам по проезжей части, но была учтена ситуация, когда переход осуществлялся по трамвайным путям.

До изменения После изменения
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления. 14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.3 ПДД

Итак, 14.3 достаточно простой пункт для понимания. Если пешеходы начали переход дороги на разрешающий сигнал светофора (рисунок 1 слева), а во время перехода для них загорелся запрещающий, а, соответственно, для водителей в поперечном направлении разрешающий, то последние обязаны дать пешеходам закончить переход (рисунок 2 справа).

Здесь есть важная тонкость. В пункте 14.3 речь идёт об обязанности дать закончить переход именно проезжей части, а не всей дороги. А дорога может быть разделена на несколько проезжих частей, к примеру, разделительной полосой, а также трамвайными путями, которые проезжей часть сами по себе по смыслу ПДД не являются.

Таким образом, если посередине есть разделительная полоса, то обязанность водителей автомобилей заключается только в том, чтобы дать закончить переход до этой разделительной полосы. Затем пешеход обязан остановиться и снова ждать зелёного для себя сигнала светофора. Это ему предписывает уже пункт 4.6 Правил дорожного движения, который в целом хорошо коррелирует с обсуждаемым нами пунктом 14.3:

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Обратите внимание на неясность в ПДД – если проезжая часть одна, но разделена двойной сплошной, к примеру, то:

  • с одной стороны, водители обязаны дать пешеходам закончить переход всей дороги, если для последних загорелся красный на середине пути перехода, согласно пункту 14.3 ПДД,
  • с другой, пункт 4.6 обязывает пешехода остановиться на двойной сплошной и уже ждать снова зелёного.

Кроме того, 14.3 обязывает водителя дать закончить переход только проезжей части, а трамвайные пути таковой не являются. Поэтому если пешеход дошёл до трамвайных путей с левой для водителя стороны дороги, то обязанность дать ему закончить переход у водителя пропадает, ведь пешеход закончил переход именно проезжей части. Это, безусловно создаёт опасность для движения, так как пешеход по логике ПДД должен остановиться на трамвайных путях. Да и останавливаться на трамвайных путях при переходе дороги пешеходу не разрешается Правилами.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 14.3?

На практике за нарушение пункта 14.3 ПДД на водителя могут наложить штраф в размере 1500-2500 рублей по статье 12.18 КоАП, которая предусматривает наказание за неуступление дороги пешеходу, когда у того имеется преимущество.

Преимущество же неразрывно связано с термином уступить дорогу, но 14.3 не обязывает прямо уступать пешеходам – пункт требует лишь дать возможность пешеходам закончить переход. Однако, оспорить на этом основании штраф на практике вряд ли получится.

Судебная практика

  • Решение Кемеровского суда №12-190/2015 оставило в силу постановление инспектора ДПС о вменяемой статье 12.18 за нарушение пункта 14.3 ПДД, тогда как водитель пытался отменить штраф на основании того, что статья 12.18 КоАП предусматривает ответственность за неуступление дороги пешеходу, а 14.3 ПДД обязывает не уступить дорогу, а дать возможность закончить переход. Тем не менее, суд оказался на стороне сотрудника ГИБДД.
  • Довольно странным решением №12-291/2013 Белгородский суд поддержал инспектора, вменившего нарушение пункта 14.3 водителю, который при повороте направо не уступил дорогу пешеходам, переходящим по переходу ту часть дороги, на которую тот поворачивал. То есть подменённый пункт 13.1 ПДД на 14.3 суд посчитал правильным.

По счастливой случайности, ребёнок в этом ДТП не пострадал

Как именно пропускать пешехода? Дилемма для водителя — широкие проезжие части, где пешеход может находиться в десятках метров от автомобиля. Нужно ли уступать, если он идёт с противоположного края дороги?

Правила оставляют пространство для споров. Так, пункт 14.1 ПДД гласит: водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. Аналогичный пункт для перекрёстков обязывает уступать пешеходам при повороте направо или налево, причём вне зависимости от того, идут ли они по переходу.

— Сложившаяся практика по таким делам однозначна и не допускает никаких двойных трактовок: пропускать нужно любого пешехода, пересекающего проезжую часть по переходу, а при поворотах на перекрёстках — даже вне перехода, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Этот вопрос поднимался много раз, и Верховный суд поставил точку в спорах.

Эксперт отмечает, что даже при наличии разделительной полосы уступать нужно пешеходам, которые находятся ещё на противоположной стороне дороги.

— Иногда в таких ситуациях удаётся оспорить постановление, но в целом практика такова, что пешеходам, которые уже вступили на проезжую часть, нужно уступать безотносительно того, какое расстояние вас разделяет, — говорит он. — Но если пешеход ещё идёт по тротуару и не ступил на проезжую часть, обязанности пропускать его нет.

Правда, нужно учитывать пункт 10.1 ПДД. Если водитель видит мчащегося по тротуару ребёнка, который вот-вот выскочит на проезжую часть, тормозить в пол нужно безотносительно того, есть ли переход.

А вот ещё одна неоднозначная ситуация: вы проезжаете широченный перекрёсток и по пути загорается красный. Пешеходам в этот момент включается зелёный. Пункт 13.7 ПДД даёт вам возможность завершить манёвр, но как быть с пешеходами?

Пункт 13.8 ПДД предписывает водителям перед стартом на зелёный пропускать тех, кто завершает пересечение перекрёстка. Но к пешеходам подобных требований нет. Даже пункт 4.5 ПДД, который обязывает их убеждаться в безопасности (этот пункт обожают цитировать водители), распространяется на нерегулируемые переходы.

— С точки зрения судебной практики, здесь тоже всё однозначно: в описанной ситуации пропускать обязаны водители, — уточняет Лев Воропаев. — Формально пешеходы должны убеждаться в безопасности манёвра, но даже если они переходят на красный, не говоря о зелёном сигнале, водители должны соблюдать пункт 10.1 ПДД.

О пункте 10.1 ПДД мы уже писали — чаще всего именно он отправляет водителей в колонии. Проезжая перекрёсток, при включении красного водитель должен ожидать, что появится опасность — пешеходы в капюшонах и с наушниками. А потому нужно быть готовым тормозить и уступать.

Российское законодательство ставит пешехода в приоритет: например, статья 1079 Гражданского кодекса обязывает водителей, даже невиновных в ДТП, компенсировать вред пострадавшим в них пешеходам и пассажирам. Исключением являются обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего (например, попытка самоубийства или автоподставы). Что ещё интереснее, пострадавший может взыскать ущерб и с виновного, и с невиновного водителя одновременно. С точки зрения законов, пешеход — священная корова.

Выдержки из ПДД

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 правил.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

СЮЖЕТ

А теперь — небольшой тест.

Читайте также: