Нужны ли права на машину с автопилотом

Обновлено: 10.05.2024

"Кто несёт ответственность при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) по причине, связанной с работой автопилота?" - примерно таким вопросом задаётся автор одной недавно прочитанной мною статьи. Автор переживает по поводу этого не самого радостного аспекта грядущего появления автомобилей, оснащённых автономными программами управления движением.

С точки зрения гражданской ответственности ответ простой и даётся действующим законодательством: за вред отвечает владелец автомобиля. Сам факт владения моторным транспортным средством как источником повышенной опасности сопряжён с риском и возлагает на владельца дополнительный объём обязанностей, которых нет у пешехода.

Другой вопрос, будет ли такое регулирование по-прежнему справедливо по мере повышения степени автоматизации управления транспортным средством?

Моё мнение:
до той поры, пока в соответствии с уровнем развития техники и действующим правопорядком
(1) дорожное движение не автоматизировано на 100%,
(2) водителю предоставлено право выбирать, пользоваться автопилотом или нет, и
(3) сохраняется частное владение моторными транспортными средствами,
т.е. до той поры, пока у водителя сохраняется право и возможность влиять на дорожную ситуацию, сам факт включения водителем опции автопилота предопределяет принятие им на себя ответственности за присущий этой опции риск возникновения неблагоприятных последствий в результате управления объектом повышенной опасности таким автопилотом.

Указанное не исключает ответственности производителя моторного транспортного средства перед его владельцем за возможные недостатки моторного транспортного средства вообще и программного алгоритма автопилота в частности, повлекшие или увеличившие неблагоприятные последствия ДТП. То же применимо и к поставщику системы навигации или дорожной информации или любому иному поставщику, если ДТП было вызвано или усугублено ненадлежащей работой системы, за которую этот поставщик отвечает.

Когда и если уровень техники и правопорядок приведёт к 100% автоматизации дорожного движения, принудительному использованию автопилота и запрету частного владения моторными транспортными средствами, будет исключена и сама фигура водителя, вместо которого мы будем иметь лишь пользователя моторного транспортного средства. Соответственно в его отношении не приходится говорить о вине за возможные ДТП и их последствия, соответственно, не будет почвы для его гражданской, административной или уголовной ответственности.

Мне представляется, что 100% автоматизация дорожного движения будет подразумевать его централизацию с управлением всем транспортным потоком со стороны единого программно-аппаратного комплекса. В этом случае имущественная ответственность перед пострадавшими от ДТП по причинам, связанным с работой программного алгоритма, будет представлять собой денежную компенсацию со стороны оператора такой системы. Скорее всего, монополию на управление такой системой закон предоставит публичному образованию (государственная/муниципальная услуга по управлению дорожным движением).

Например, можно представить себе ситуацию, когда при более развитом уровне техники, но при сохранении частного владения моторными транспортными средствами и при отсутствии единой системы управления дорожным движением законом будет предусмотрена обязательность использования автопилота (маловероятно, ибо чем будет тогда обусловлена обязательность использования автопилота?), или ситуацию, когда при тех же указанных выше условиях законом будет предусмотрено право водителя полностью отстраниться от управления моторным транспортным средством (тоже сложно себе представить, но, скорее, именно сегодня, а не вообще).

В обоих случаях мы, видимо, опять должны прийти к выводу об отсутствии вины "водителя" (а на самом деле уже просто пользователя) в ДТП, возникшем вследствие работы автопилота, и к исключению основания для привлечения его к административной и уголовной ответственности. Вместе с тем, представляется, что за сам ущерб от ДТП, безусловно, должна сохраниться гражданская ответственность в форме возмещения убытков, смотря по тому, чье моторное транспортное средство (включая управляющие им программы) повлекло ДТП или увеличило ущерб от него. Очевидно, непосредственно ответственным всё равно должен оставаться владелец транспортного средства (строгая ответственность без вины ввиду владения источником повышенной опасности). Что опять же не исключает возможной последующей ответственности производителя за недостатки транспортного средства вообще и программного алгоритма автопилота в частности перед владельцем транспортного средства.

Время покажет, когда и где именно впервые будут достигнуты такой уровень техники и общественного сознания, которые с позиций общей пользы и безопасности позволят водителям стать полностью безучастными (и административно- и уголовно-безответственными) пользователями моторных транспортных средств под управлением автопилота.

С определённостью можно сказать лишь то, что повышение степени автоматизации управления автомобилем приведёт и к изменениям в условиях страхования ответственности за причинение вреда в ДТП.

В целях обеспечить гарантированное возмещение ущерба сегодня ответственность владельца транспортного средства страхуется. Страховые компании оценивают риск наступления страхового случая и соответственно сумму премии, исходя из водительского стажа, прошлой и прогнозируемой аварийности. В ситуации, когда человеческий фактор устраняется из сферы определения поведения на дороге, личность владельца или пользователя становится для страховой компании намного более безразличной, если, конечно, соблюдается предписанный регламент эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства.

Ключевой становится фигура производителя моторного транспортного средства, как лица, предопределяющего поведение автопилота в дорожной ситуации, обеспечивающего соответствие программного обеспечения современному уровню техники, обязательным нормативным требованиям. Соответственно расчёт вероятности страховых случаев в части факторов, сегодня связанных с опытом водителя и манерой вождения, будет привязан к статистике аварийности того или иного программного алгоритма. В связи с этим для потребителей параметр безаварийности автопилота станет одним из наиболее очевидных критериев выбора моторного транспортного средства, а страховые компании ещё больше унифицируют страховые продукты, при этом страховой полис будет иметь наиболее тесную связь - по принадлежности и условиям страхования - с конкретным программным алгоритмом, а не с личностью его текущего владельца или пользователя.

Сегодня мы постоянно встречаем в прессе истории о беспилотных автомобилях, способных оставить без работы водителей. Машина, которой не нужен человек за рулем или вообще руль, по задумке должна стать такой же привычной, как когда-то лифты без лифтеров или звонки по межгороду без помощи телефонисток. В России в 2025 году, по одному из прогнозов, могут продать 20–40 тыс. таких авто. Хотя аварии с беспилотниками в СШАсбитый пешеход, ДТП с грузовикомпоказали, что задача труднее, разработчики продолжают улучшать технологии, а правительства странпринимать законы для них. В прошлом ноябре в России разрешили тестировать беспилотные автомобили на общих дорогах. С мая 2019 года беспилотники "Яндекса" ездят по Москве. Корреспонденты ТАСС прокатились на машине будущего, выяснили как "видит" мир автопилот и когда эти автомобили станут повседневностью.

В Москве 35 беспилотников. Вы их не замечаете

Если вы увидите беспилотник на дороге и не будете рассматривать его, то, скорее всего, не поймете, что это он. Вы бы заметили, если водительское место было пустым, но постановление, по которому разрешено тестировать эти машины в городах, не позволяет делать это без водителя. Поэтому вы увидите обычную иномарку с человеком за рулем и вряд ли будете приглядываться, чтобы понять, что руль крутится сам по себе.

Как изменится авторынок в России через семь лет

За рулем Ярослав, он инженер в "Яндексе" и прошел обучение для допуска к испытаниям. Мы с фотографом взяли свои водительские удостоврения, но зря, нам нельзя за руль. Задача Ярослава — "подстраховывать" алгоритм — брать управление, если что-то пошло не так. Он заводит "Тойоту Приус", переделанную в беспилотник, и смотрит на большой экран между водительским и пассажирским местом. Нужно убедиться, что компьютер видит все вокруг.

Мы видим, как по экрану движутся люди в белых прямоугольниках, а другие машины — в желтых. Это значит, что программа все распознала, можно ехать. Ярослав вручную выезжает со двора гаража на Аминьевское шоссе (автопилот умеет делать это сам, но рядом ремонтируют дорогу), отпускает руль и откидывается на спинку кресла. Машина на экране, как в игре, движется по зеленой, а потом по красной полосе — так отображается набор скорости.

Сегодня 35 беспилотных машин днем и ночью катаются по московским дорогам. Мы поедем по Аминьевскому шоссе и ул. Мосфильмовской. У "Яндекса" есть маршруты, например, по Мичуринскому и Комсомольскому проспекту. Скоро и машин, и маршрутов будет больше, сейчас еще 15 автомобилей в процессе сертификации, которой занимается Минпромторг. До конца года по городу, по плану, будет кататься сотня беспилотников.

Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила

Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно. "Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить. Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера", — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей "Яндекса".

"Мозг" машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу "познакомили" с Хамовниками и некоторыми другими районами.

Мы с фотографом сидим на пассажирских местах. Я сзади, он на переднем сиденье. Я не чувствую себя героем фантастического фильма вроде "Я робот" или "Особое мнение", где люди ездят на беспилотниках. За рулем есть человек, возможно, поэтому нет ощущения, что поездка какая-то необычная. Вот только едет машина непривычно медленно. С такой же робкой скоростью я каталась первую неделю после получения прав. Наш фотограф замечает, что автопилот "резковат в движениях, не объезжает ямы и лужи, ощущение, что рулит новичок". И другие водители поступают с ним, как с неопытным шофером, нас обгоняют все — грузовики, маршрутки и малолитражки типа "Матизов" и "Пиканты".

Беспилотник — гибрид: он ездит традиционно — на бензине, и может ехать на электричестве Сергей Бобылев/ТАСС

"Здесь разрешена скорость 60 километров в час, — Юлия Швейко, пресс-секретарь "Яндекса", сидит рядом и объясняет, что происходит. — Мы едем со скоростью 59 километров в час. Другие водители знают, что можно ехать быстрее, потому что нет штрафа за превышение скорости до 20 километров в час".

Алгоритм-водитель — это педант, соблюдающий все правила дорожного движения. В этом и смысл, есть надежда, что на дорогах с беспилотниками станет безопаснее. Превышение скорости — главная причина ДТП в России.

Хотя неумение нарушать ПДД — это и слабое место. "Если впереди авария, а чтобы объехать, нужно выехать на встречку, то беспилотник остановится и никуда не поедет, — говорит Юлия Швейко. — У человека не возникнет вопроса, что делать, — он аккуратно объедет препятствие, слегка нарушив правила. Сейчас в ситуации, непонятной для алгоритма, пилот-испытатель забирает управление. А мы накапливаем опыт, чтобы учить машину понимать, как адекватно поступать в таких случаях".

Мы стоим на светофоре. Видим на экране красный забор перед капотом, то есть программа понимает, что ехать нельзя. "Хёндай" в соседнем ряду начинает движение чуть раньше, чем загорается зеленый свет.

Карты, знаки, люди. Как думает алгоритм-водитель

В багажнике беспилотника компьютер, на котором хранятся базы с картами. Это не карты, как в "Яндекс.Навигаторе", а более продвинутые — HD-карты. Все в мире компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, создают их сами.

"Беспилотник ориентируется не только на то, что видит вокруг, но и на свои карты, — говорит Юлия Швейко. — Частый вопрос: "Как машина будет ехать, если на дороге не видно разметку, например, зимой из-за снега?" Алгоритм знает, что она есть, потому что обращается к карте. Если утром начался ремонт дороги, эта информация появится в наших "Яндекс.Картах" и в HD-картах и программа будет знать об этом. Хороший интернет, поколение 5G-сетей не нужны. Мы намеренно создаем такие системы, которые не зависят от инфраструктуры, могут принимать решения там, где нет связи с Сетью".

В любой непонятной ситуации машина останавливается Сергей Бобылев/ТАСС

Первое — машина находит себя по картам. Второе — она анализирует, что вокруг нее: какие объекты, препятствия, как и с какой скоростью движутся машины. Третье — алгоритм предсказывает, как будут вести себя все в дальнейшем: сохранят ли машины скорость, траекторию движения. "В двух словах не расскажешь, как выглядит "мыслительный процесс" программы, но обнаружение себя и прогнозы она делает десятки раз в секунду", — уточняет Швейко.

Мы возвращаемся на стоянку. Машина сделала круг за десять минут. Ярослав паркуется в ручном режиме и собирается на заправку.

Зачем "Яндекс" испытывает машины в Израиле

В Иннополисе беспилотный автомобиль "Яндекса" катается уже год. У него там больше свободы, по правилам иннограда, испытатель сидит на переднем пассажирском месте. На этих дорогах автопилота научили "видеть" мелких животных. "В Иннополисе через дорогу часто бегают зайцы, — говорит Артем Фокин. — нам пришлось научить автомобиль распознавать их и приостанавливаться. Теперь зайцев, кошек и более крупных животных программа знает".

На полигонах беспилотники научились маневрировать, справляться с заносами на гололеде и другими внештатными ситуациями Сергей Бобылев/ТАСС

На полигонах беспилотники научились маневрировать, справляться с заносами на гололеде и другими внештатными ситуациями

Чем больше знает алгоритм, тем лучше. Пару месяцев назад три беспилотника начали кататься по улицам в Тель-Авиве. Требования в Израиле к тест-драйву, кстати, как и в России: человек подстраховывает автопилот в водительском кресле.

"В Тель-Авиве много мотоциклов, скутеров, электросамокатов, — объясняет Фокин. — Мы собираем данные о поведении двухколесного транспорта. Если мы захотим запуститься, скажем, в Италии, или где-то еще, где много велосипедов и скутеров, — нам будет проще. Регулирование беспилотных автомобилей в Израиле делает первые шаги, но это одна из немногих стран, где есть соответствующие нормативные акты. До конца года мы запустим там еще десять автомобилей. И мы открыли там офис, набираем местную команду разработчиков. Они будут вместе с российской командой работать над технологией и решать задачи, которые появляются по мере тестирования в этом регионе".

Когда беспилотники смогут заменить водителей

Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.

"Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: "Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?" Ответ: "Я не знаю". Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран".

Технически любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже

Технически любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже "Жигули". Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления

На стоянке три беспилотных автомобиля — "Тойота" и "Хёндай". Наш фотограф — водитель со стажем, следит за новинками автопрома — с любопытством их рассматривает. Он говорит, что не хотел бы отдавать руль роботу. Все же пересадить водителей на беспилотники — это не то же, что отказаться от лифтеров или телефонисток. Вы знаете что-то о фанатах, которые ни в какую не хотели звонить по межгороду без посредников? Но есть люди, которые обожают водить машину. У меня, впрочем, наоборот большие надежды на технологию. Пару лет назад я чуть не попала в аварию на трассе, после чего думала о киберпанк-будущем с беспилотниками как о прекрасном времени.

"Кто несёт ответственность при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) по причине, связанной с работой автопилота?" - примерно таким вопросом задаётся автор одной недавно прочитанной мною статьи. Автор переживает по поводу этого не самого радостного аспекта грядущего появления автомобилей, оснащённых автономными программами управления движением.

С точки зрения гражданской ответственности ответ простой и даётся действующим законодательством: за вред отвечает владелец автомобиля. Сам факт владения моторным транспортным средством как источником повышенной опасности сопряжён с риском и возлагает на владельца дополнительный объём обязанностей, которых нет у пешехода.

Другой вопрос, будет ли такое регулирование по-прежнему справедливо по мере повышения степени автоматизации управления транспортным средством?

Моё мнение:
до той поры, пока в соответствии с уровнем развития техники и действующим правопорядком
(1) дорожное движение не автоматизировано на 100%,
(2) водителю предоставлено право выбирать, пользоваться автопилотом или нет, и
(3) сохраняется частное владение моторными транспортными средствами,
т.е. до той поры, пока у водителя сохраняется право и возможность влиять на дорожную ситуацию, сам факт включения водителем опции автопилота предопределяет принятие им на себя ответственности за присущий этой опции риск возникновения неблагоприятных последствий в результате управления объектом повышенной опасности таким автопилотом.

Указанное не исключает ответственности производителя моторного транспортного средства перед его владельцем за возможные недостатки моторного транспортного средства вообще и программного алгоритма автопилота в частности, повлекшие или увеличившие неблагоприятные последствия ДТП. То же применимо и к поставщику системы навигации или дорожной информации или любому иному поставщику, если ДТП было вызвано или усугублено ненадлежащей работой системы, за которую этот поставщик отвечает.

Когда и если уровень техники и правопорядок приведёт к 100% автоматизации дорожного движения, принудительному использованию автопилота и запрету частного владения моторными транспортными средствами, будет исключена и сама фигура водителя, вместо которого мы будем иметь лишь пользователя моторного транспортного средства. Соответственно в его отношении не приходится говорить о вине за возможные ДТП и их последствия, соответственно, не будет почвы для его гражданской, административной или уголовной ответственности.

Мне представляется, что 100% автоматизация дорожного движения будет подразумевать его централизацию с управлением всем транспортным потоком со стороны единого программно-аппаратного комплекса. В этом случае имущественная ответственность перед пострадавшими от ДТП по причинам, связанным с работой программного алгоритма, будет представлять собой денежную компенсацию со стороны оператора такой системы. Скорее всего, монополию на управление такой системой закон предоставит публичному образованию (государственная/муниципальная услуга по управлению дорожным движением).

Например, можно представить себе ситуацию, когда при более развитом уровне техники, но при сохранении частного владения моторными транспортными средствами и при отсутствии единой системы управления дорожным движением законом будет предусмотрена обязательность использования автопилота (маловероятно, ибо чем будет тогда обусловлена обязательность использования автопилота?), или ситуацию, когда при тех же указанных выше условиях законом будет предусмотрено право водителя полностью отстраниться от управления моторным транспортным средством (тоже сложно себе представить, но, скорее, именно сегодня, а не вообще).

В обоих случаях мы, видимо, опять должны прийти к выводу об отсутствии вины "водителя" (а на самом деле уже просто пользователя) в ДТП, возникшем вследствие работы автопилота, и к исключению основания для привлечения его к административной и уголовной ответственности. Вместе с тем, представляется, что за сам ущерб от ДТП, безусловно, должна сохраниться гражданская ответственность в форме возмещения убытков, смотря по тому, чье моторное транспортное средство (включая управляющие им программы) повлекло ДТП или увеличило ущерб от него. Очевидно, непосредственно ответственным всё равно должен оставаться владелец транспортного средства (строгая ответственность без вины ввиду владения источником повышенной опасности). Что опять же не исключает возможной последующей ответственности производителя за недостатки транспортного средства вообще и программного алгоритма автопилота в частности перед владельцем транспортного средства.

Время покажет, когда и где именно впервые будут достигнуты такой уровень техники и общественного сознания, которые с позиций общей пользы и безопасности позволят водителям стать полностью безучастными (и административно- и уголовно-безответственными) пользователями моторных транспортных средств под управлением автопилота.

С определённостью можно сказать лишь то, что повышение степени автоматизации управления автомобилем приведёт и к изменениям в условиях страхования ответственности за причинение вреда в ДТП.

В целях обеспечить гарантированное возмещение ущерба сегодня ответственность владельца транспортного средства страхуется. Страховые компании оценивают риск наступления страхового случая и соответственно сумму премии, исходя из водительского стажа, прошлой и прогнозируемой аварийности. В ситуации, когда человеческий фактор устраняется из сферы определения поведения на дороге, личность владельца или пользователя становится для страховой компании намного более безразличной, если, конечно, соблюдается предписанный регламент эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства.

Ключевой становится фигура производителя моторного транспортного средства, как лица, предопределяющего поведение автопилота в дорожной ситуации, обеспечивающего соответствие программного обеспечения современному уровню техники, обязательным нормативным требованиям. Соответственно расчёт вероятности страховых случаев в части факторов, сегодня связанных с опытом водителя и манерой вождения, будет привязан к статистике аварийности того или иного программного алгоритма. В связи с этим для потребителей параметр безаварийности автопилота станет одним из наиболее очевидных критериев выбора моторного транспортного средства, а страховые компании ещё больше унифицируют страховые продукты, при этом страховой полис будет иметь наиболее тесную связь - по принадлежности и условиям страхования - с конкретным программным алгоритмом, а не с личностью его текущего владельца или пользователя.

Многие спрашивают (на самом деле, нет), как это - ездить в России на Тесле. Поэтому сделаю тредик, в котором расскажу о своём опыте за полгода.

Как это - ездить в России на Тесле? Tesla, Опыт, Длиннопост

Чтобы не казаться совсем уж тесла-боем (а другим покупать эту машину нет совершенно никакого смысла), начну с плохого:

Во-первых, Россия не входит в список официально поддерживаемых Теслой стран. Это было бы пофиг с любой другой машиной но не с этой.

Проблема номер один - вы нормально не купите машину. Нужно либо гнать из Европы (американская не подойдёт по МНОГИМ параметрам), дико геморроясь и платя дикую пошлину, либо ищите местного серого дилера. Поскольку конкуренции нет, сервис дилеров соответсвующий

Проблема номер два - в России не работает встроенная тесла-навигация, главный плюс которой - при прикладывании маршрута подсчитывается остаток заряда батареи.

То есть считать вам придётся в уме, и огромный 17-дюймовый экран (гордость и слава Теслы) будет простаивать без дела большую часть времени. Будете играть на нем в игры атари.

Ещё проблема: в России нельзя нормально скачать официальное приложение Теслы. С его помощью можно открыть/закрыть машину без ключа, удаленно управлять кондиционером и заставить машину проехать несколько метров, если например, она была припаркована в луже.

Машина не будет автоматически скачивать новые прошивки, даже если она всё время висит на вайфае. Нужно будет или писать в поддержку, чтобы они зафорсили апдейт удаленно, или ехать в серый сервис.

А обновлять прошивку вы обязательно захотите - это ОЧЕНЬ круто. Обновляется интерфейс, появляются новые фичи, причём даже хардварные - может даже увеличиться дальность хода на одной зарядке.

Или вот к примеру в последнем апдейте (9.0) появилась революционная возможность превратить встроенную фронтальную камеру в виделрегистратор. Не понимаю, почему такого не сделали ещё буквально все автопроизводители.

Но главное - в России всего в одной локации (Сколково) есть суперчарджер. Это такая красивая пижня, которая заряжает батарею Теслы всего минут за 40-60, и без которой зарядка будет занимать у вас минимум 5-6 часов, или даже сутки (от обычной розетки, в которую вы втыкаете айфон)

Возникает вопрос. Все так плохо? Совсем наоборот. Лучшая машина в моей жизни!

Ситуация как с первым айфоном - он был залочен на иностранного оператора, он джейлбрейкнут, его не обновить без плясок с бубном. Но. Это настолько лучше всего, что было раньше, что прямо не верится.

Что хорошего. Во-первых, как она едет. Принято сравнивать это с троллейбусом, и если рвать с места без задержки с линейным ускорением - это троллейбус, то да.

У меня Model X в версии на 7 сидений, и это самый крутой в мире сейчас семейный автобус (у самого Маска куча детей, он знает, что нужно большим семьям):

Главное отличие от конкурентов - у Теслы всё что заявлено действительно работает и этим действительно круто пользоваться каждый день, а не только на тест-драйве (я уже сравнивал с айфоном, и вот опять удобный момент)

Тесловский автопилот (ну ладно, пусть пока будет драйв ассист) работает с 0 км/ч, ведь нет коробки передач, и машина трогается без проблем - это супер-удобно в пробках. Верхняя планка скорости, когда можно не трогать руль и педали - 150 км/ч

На этой скорости машина держит полосу даже при сильных изгибах, сама перестраивается (нужно включить поворотник), оттормаживается в пол при необходимости и ведёт себя в заносе лучше чем любой из нас.

При этом все Теслы собирают биг дату и обучают настоящий автопилот, который в отдельных штатах США уже может даже перекрёсток сам проехать. Когда-нибудь скоро раскатают его по всем машинам, я лично очень жду .

Автопилот отлично чувствует себя в сильный дождь и непроглядный туман (8 камер и 12 ультразвуковых сенсоров), гораздо лучше чем я сам. Но почти бесполезен в снег.

Вообще, езда на автопилоте оставляет очень странные ощущения, и это то к чему видимо придёт автовождение так же как пришли самолёты. Пилот основное время просто следит за приборами и контролирует ситуацию (и пишет в твиттер). Это уже не водитель, а оператор Теслы.

Часто спрашивают (на самом деле): а не страшно? Я вам скажу, что гораздо страшней садиться в такси к рандомному чуваку, который хз как водит, и хз, не заснёт ли за рулём.

Кроме того, что это красиво, открывающиеся вверх двери - это ещё и удобно. Особенно (и это контринтуитивно) когда мало места. Чтобы полностью открыться, птичьим крыльям нужно буквально 30-40 см, и потом вы сразу можете входить в салон как король, не склонив головы.

Передние двери тоже с камерами, и это не даёт открыть их в стену или в дверь соседней машины. Автоматика не блокирует их совсем, так что преодолев небольшое сопротивление можно открыть как хочешь - на свой страх и риск.

Все двери и багажники можно закрыть-открыть с дисплея. Очень эффектно когда кого-то ждёшь, и она такая подходит, а дверь открывается сама. Главное чтоб не багажник, где всякий хлам.

Можно настроить так, что водительская дверь будет распахиваться при вашем (то есть ключа в вашем кармане) приближении. Глупо, конечно, но почему-то радует. Как будто собака вам рада и хвостом машет

Вообще, Тесла состоит из таких крутых необязательных мелочей. Вот, например, дворники - они утоплены в кузов так, что их совсем не видно, пока они не работают. И прямо в дворниках форсунки разбрызгивающие омывайку. И есть подогрев дворников, а не только стекла.

Можно привязать настройки клиренса к геолокации. Типа, подъезжаете к загородному дому тёщи, там грязь-глина, и машина автоматом поднимает подвеску повыше.

Или такая вот мелочь (которая совсем не мелочь, особенно если надо будет менять из-за скола) - панорамное лобовое стекло. Оно уходит водителю почти за спину, так что сидишь как в вертолете. Гораздо круче чем с панорамной крышей.

А ещё в Тесле нет карданного вала (каждое колесо крутит отдельный электродвигатель), и пол в салоне ровный - ничего не мешает сидеть сзади по центру. Плюс панорамное стекло. И комфортный доступ в салон из-за супер-дверей. Идеальная машина не только для водителя, но и пассажиров

Ещё из крутых мелочей - вы не поверите, но козырьки от солнца. Поскольку лобовое стекло панорамное, при стандартном размещении они бы портили всю красоту. В итоге это произведение инженерного искусства с магнитным креплением.

Тесла, как и любой электромобиль, при торможении использует рекуперацию - это, если на пальцах, преобразование лишней энергии кручения колёс обратно в электричество для подзарядки батареи. Поэтому, например, тормозные колодки служат дольше (хотя сам я ещё не успел убедиться)

Можно ещё и другие штуки настраивать - например, отпустив педаль тормоза, будете ли вы стоять или тихонечко поедете.

Так, теперь о важном. Сколько можно проехать на одной зарядке. По документам моя модель 100d должна ехать 565 километров, что выглядит внушительно. Но это так если ехать со скоростью 85 км/ч и без резких движений. Что, конечно, невозможно себе представить.

В реальных условиях на скоростном шоссе больше 200 километров проехать вряд ли получится. Это стало для меня очень неприятным сюрпризом. Причём по пути из Москвы в Европу.

Приходится постоянно выбирать - ехать быстро, но недалёко, чтобы потом долго заряжаться, или медленно подальше и заряжаться пореже. Получается точь в точь как в той поговорке. Зато точно не заснёшь за рулём, потому что регулярно делаешь долгие остановки.

А в условиях города это вообще не проблема - жги на все деньги, только потом не забудь на ночь поставить на зарядку, как айфон, часы и всё остальное.

А вот ещё штука, которая меня поразила. У Теслы нет кнопки старт. Дырки для ключа тоже нет. Она просто включается, когда вы внутри, и выключается, когда вышли. Это вообще похоже на идеологию компании: ничего не надо делать, всё само работает.

Ещё мне нравится, как аккуратно Тесла уводит дизайн от автомобильных стандартов. У первого поколения Model S была даже фальш-решетка радиатора, чтобы подчеркнуть, что это такая же машина как все. А в Model 3 уже отказались от приборной панели. Такие изменения нельзя делать резко.

А знаете, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРАШНО? На полной скорости на автопилоте решить перезагрузить бортовой компьютер (на самом деле, только экраны, но звучит не так эпично).

С чёрными экранами вообще не можешь понять, а машина всё ещё контролирует ситуацию? видит полосу? а скорость какая? а если я нажму тормоз, он сработает или тоже ушёл в перезагрузку?

Это я так решил проблему с отваливающимся блютусом (строго по мануалу, который выводится прямо на главный дисплей). Я же говорил, что Тесла как айфон - так что иногда что-нибудь зависает и надо перезагрузить. Странно только, что машина даёт делать это прямо на ходу.

Я уже говорил, что можно не рулить самому? Так вот, думал, что на трассе мне останется хотя бы переключать свет с дальнего на ближний и обратно. Но нет, и это происходит автоматом.

Чтобы водитель не заснул, автопилот регулярно просит подержаться за руль. Если этого не сделать даже после настойчивых напоминаний, автоматика аккуратно оттормаживает машину и отключается. Снова включить автопилот можно только после полной остановки (и перерыва на сон)

С этим связана одна смешная практика среди тесловодов. Если между спицами руля засунуть апельсин, то машина считает как будто вы все время держитесь. Сам я не проверял, но в последних версиях такое уже не должно работать - руль недостаточно просто держать, нужно слегка качнуть.

Много спрашивают про езду в снег, но с этим все хорошо. Плохо - когда дрись. Все камеры залеплены говном, от этого задние двери не видят нормально, есть ли место чтобы открыться, и открываются по-минимуму. И ещё с них стекает грязь как с козырька подъезда.

Автопилот, собака, сам соблюдает скоростной режим. Настроить допустимое превышение можно не больше чем на 10 км/ч. Причём, насколько я понимаю, ограничения не только прописаны в навигаторе, но Тесла ещё палит камерами реальные знаки. Хорошо, что в России это почти не работает!

Как-то в Штатах брал такую же Теслу напрокат, и наша машина шла в потоке из 5 что ли других Тесл, которые идеально входили друг за другом в поворот с идеально ровными растояниями между машинами. Скоро так будет везде. Я надеюсь.

В России почти нет льгот для электромобилей - ввозной тариф конский, транспортный налог стандартный, налоговых вычетов никаких нет (вы вообще представляете, что это такое?). В Москве есть пара фишек: бесплатная муниципальная парковка и бесплатные (пока) зарядки по всему городу.

Говорят, что есть специальные парковочные места только для электромобилей, но я их ни разу не встречал. Самое крутое, что обсуждают сейчас депутаты из возможных льгот - езда по выделенке.

Самое далёкое, куда я ездил на своей Тесле - Юрмала. Это порядка тысячи километров, но на дорогу вместо одного дня ушло два. Заряжался в Вязьме, Смоленске, Минске, Вильнюсе. Очень размеренное медитативное путешествие.

Тем не менее, повторять такое не хочется (ещё раз гулять 5 часов по Смоленску? нет, спасибо). Поэтому в следующий раз погрузим машину в скоростной поезд до Хельсинки, и - гуляй рванина жги резину.

Тесла ездит бесшумно. Не полностью, но достаточно тихо, чтобы её не слышали пешеходы. Когда едешь по дворам, постоянно плетёшься за какой-нибудь бабкой как дурак, ведь сигналить грубо, а порычать двигателем не получится.

Я опять про мелкую херню, но это прикольно: на тесловском чарджере есть кнопка, которая удпленно открывает порт зарядки в машине. Это как если бы на заправке люк бензобака открывался сам, когда вы подносите шланг.

Кстати, это мигание при зарядке не просто так - чем ближе к полной зарядке, тем мигает медленнее, а при полном заряде просто горит зелёным. Другие цвета говорят о том, что не до конца вставлен штекер, поврежден провод, нет напряжения в сети и тд.

А какие реально важные кнопки нужно на ощупь нажимать во время движения? Подогрев жопы? Музыку? (это кстати осталось на руле) Что там ещё в вашем Порше натыкано по всему салону, чтобы он стал похож на кокпит сверхзвукового истребителя?

Короче, если вы можете набирать смс за рулём (а вы можете), то справитесь и с тем, чтобы управлять кондиционером с экрана. Как переход с кнопочных телефонов к тачскринам - сначала немного неудобно, а потом круто, и уже не понимаешь, как могло быть по-другому.

Читайте также: