Нужно ли указывать инн в договоре купли продажи автомобиля

Обновлено: 26.04.2024

Покупаю автомобиль у юр. лица. Они с меня требуют инн и снилс.

Ответы на вопрос:

Для начала проверьте само юридическое лицо (ликвидации, банкротства, долги, аресты счетов)

Проверьте транспортное средство (ВИН)

Проверьте имеет ли право лицо, которое продает авто, представлять интересы юр лица.

ИНН и СНИЛС - избыточные документы для данного действия.

В договоре ИНН будет являться вашим идентификатором для оформления сделки вместе с паспортными данными. Неясно для чего в данном случае СНИЛС. Однако перед регистрацией сделки проверьте не находится ли транспортное средство под арестом в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве", потому как для юридических лиц это обычное дело и приставами осуществляется автоматически при наличии даже минимальных задолженностей, а для вас это создаст трудности, в том числе необходимость обращаться к приставам или в суд за снятием данных арестов.

для договора может и потребуются эти данные, но это так же может быть и отвлечение от данных самого ЮЛ, так как сделка по купли-продажи авто у ЮЛ может быть чревата.

Юридические лица практически всегда ведут активную финансовую деятельность, но иногда не очень успешную. Из за этого накапливаются не выполненные финансовые обязательства. По которым нужно отвечать всеми своими активами, в том числе и транспортом предприятия. Поэтому автомобиль компания может продавать из за больших долгов или в преддверии банкротства. Особенно опасно покупать авто у банкрота и уж точно не стоит участвовать в схеме обналички денег юрлицом. Поэтому, чтобы не купить проблемную тачку, перед покупкой нужно тщательно проверить компанию, продающею автомобиль.

Вам нужно получить информацию о юрлице: Официальное название юрлица, ФИО генерального директора или учредителей, Юридический адрес расположения главного офиса компании, Идентификационные коды: ИНН или ОГРН. Кстати, код ОГРН предприятия должен быть обязательно прописан в ПТС (паспорт транспортного средства) автомобиля.

ИНН – Идентификационный номер налогоплательщика. Это код для учета налогоплательщиков РФ (ЮЛ и ФЛ).

ОГРН – Основной государственный регистрационный номер. Это номер, под которым ЮЛ прошло госрегистрацию.

Особенности оформления документации

Пакет необходимой документации стандартный: документы на автомобиль (ПТС, СТС), документы для совершения сделки (ДКП и Акт приема передачи). ДКП допускается составлять в произвольной форме. Обязательно составлять акт приема-передачи на отдельном бланке. Форма этого бланка может быть свободной.

В полях вместо данных о физ лице-собственнике должны быть прописаны сведения о предприятии, удостоверенные фирменной печатью с данными и подписью представителя ЮЛ – уполномоченного сотрудника.

Мининальные данные, который обязательно прописываются в Договоре купли продажи с юрлицом:

Полное официальное наименование организации;

Юридический адрес организации;

Идентификационный код налогоплательщика (ИНН);

Данные гражданского паспорта доверенного лица организации.

Важно! В ДКП обязательно должна быть графа-ссылка на нотариально заверенную доверенность уполномоченного в продаже представителя ЮЛ.

Для сделки с юридическим лицом требуется и ряд дополнительных документов. Решение генерального руководства о продаже транспорта и экспертное заключение о рыночной стоимости авто.

Решение руководства о продаже транспорта

То есть должен быть приказ генерального руководства, или же протокол решения совета директоров о продаже транспорта. В этом документе, заверенном печатями и подписями, обязательно должны быть сведения о ТС, его покупателе и условиях проведения сделки. Одну копию этого решения нужна получить покупателю, на случай вмешательства в дело фискальных органов, которые могут проверять юрлицо на предмет соблюдения пунктов 40-й ст. НК РФ.

Эта статья предназначена для контроля налоговой сделок купли-продажи с лицами, которые подпадают под категорию взаимозависимых. Это случаи приобретения транспортных средств у юрлица собственными работниками, что довольно широко практикуется, занижая стоимость приобретаемого служебного транспорта.

Чтобы дешевле купить служебный автомобиль и не платить налог, используются мошеннические схемы, с привлечением подставных покупателей.

Поэтому необходим еще один документ – заключение независимого эксперта о реальной рыночной стоимости авто. Определить ее может только сторонний эксперт (согласно ст. 211 НКРФ), но не специалисты продавца, если даже таковые имеются на предприятии.

Главное, чтобы данная справка отражала рыночную цену ТС (не ниже 20% рыночной стоимости). Иначе сделка может быть опротестована налоговиками и другими органами контроля, как коррупционная, и вы станете соучастником финансового преступления, со всеми вытекающими.

Список необходимой документации на машину:

Приказ юрлица о продаже ТС;

Заключение о рыночной стоимости ТС;

Доверенность на уполномоченное лицо.

Не соглашайтесь занижать стоимость сделки, т.к. потом это может привести к аннулированию договора. Вы должны знать, что для определения адекватности оценки ТС важна именно рыночная, удостоверенная экспертом цена, а не балансовая стоимость авто. И если вам начнут предлагать вместо заключения независимого эксперта балансовую справку из бухгалтерии, то это может свидетельствовать о попытке обмана.

В процессе сделки не забудьте проверить гражданский паспорт доверенного лица предприятия.

Деньги лучше всего вносить в кассу юридического лица, которая оснащена кассовым аппаратом. В процессе перечисления средств покупатель должен получить от кассира заверенный печатью юрлица приходный кассовый ордер.

После процедуры оплаты подписывается акт приема-передачи ТС и покупателю вручается пакет автомобильной документации и комплект ключей.

В случае, если ЮЛ не располагает кассовым аппаратом, то оплата происходит в бухгалтерии предприятия в наличной или безналичной форме. Если выбрана безналичная форма расчета, то оплата вносится банковской транзакцией по квитанции формы ПД-4, где указывается номер ДКП, а также данные покупателя и продавца.

Дмитрий Геннадьевич! Это затем, что новые требования к подаче искового заявления (ст.131-132 ГПК РФ) предусматривают указание идентификатора ответчика. Так что можете предоставить им данные. Ничего криминального в этом нет. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса!

Статья 131. Форма и содержание искового заявления

1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее адрес, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) сведения об ответчике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации - наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом;

7.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство об обеспечении иска, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 132. Документы, прилагаемые к исковому заявлению

К исковому заявлению прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины;

2) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

3) документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

5) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

6) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

7) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.


ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЗАПОЛНИТЬ ДКП

В день сделки не спешите сразу заполнять договор и передавать деньги продавцу. Сначала проверьте историю автомобиля. Если машина имеет ограничения ГИБДД, находится в лизинге или розыске, вы не сможете поставить ее на учет.

Даже если на автомобиле будет числиться один единственный штраф на 500 рублей, подписывать договор до погашения долга не нужно. Если продавец после сделки перестанет выходить на связь, оплачивать чужое нарушение придется вам, иначе ГИБДД наложит запрет на регистрацию автомобиля. Если машина числится в розыске, инспектора отправят машину на штрафстоянку, а вы станете участником уголовного дела.

Проверять историю авто советую не только в день подписания ДКП, но и еще на этапе выбора авто. Вы сразу отсеете ненужные варианты и сэкономите время на осмотрах. Вот пример:




Кажется, продавцу можно верить, но смотрим отчет дальше. У машины есть ограничения ГИБДД.


С декабря 2020 года висят неоплаченные штрафы.


И самая опасная проблема Audi Q7 – залог. Залоговая машина является собственностью банка, и, если продавец перестанет вносить платежи, ее могут изъять и выставить на торги. Покупатель останется без денег и машины.

Купить Audi можно, если продавец погасит все задолженности и снимет запрет на регистрацию.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНЯТЬ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ МАШИНЫ

Если проверка покажет, что машина юридически чистая или имеет незначительные проблемы, за которые продавец готов дать скидку, приступайте к заполнению договора. Документ можно написать от руки или распечатать готовый бланк. Выглядит он так:


Кто будет вносить данные — продавец или покупатель, значения не имеет. Главное, чтобы на всех экземплярах были подписи обеих сторон. Проще заполнять совместно — каждый сам вносит свои данные.

Имейте в виду, что бланки нужно заполнять одной ручкой, а не каждый своей. Используйте обычную синюю ручку или черную гелевую.


Ошибки в документе не допускаются. В противном случае инспектора могут отказать в оформлении авто.
ДКП заполняется в трех экземплярах: первый заберет продавец, второй — вы, третий – ГИБДД.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ ДКП: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

1. В шапке документа указываем номер договора.

С номером заморачиваться не стоит — просто вносим любое число (1, 2, 3 или дату 06.03.2021). Эта цифра потом будет зафиксирована в ПТС.


2. Проставляем дату и город.

Очень важно указать дату (в левом углу) и место заключения сделки (в правом углу).


Без них документ будет считаться недействительным.

3. Заполняем блоки с персональными данными сторон.

Вписываем ФИО, место проживания, адрес по прописке, паспортные данные ваши и продавца. На этом этапе важно сверить, чтобы информация из паспорта владельца совпадала с данными, внесенными в ДКП.


4. Вносим данные автомобиля.

Первый пункт ДКП посвящен предмету договора. Здесь вам нужно вписать данные авто: марку, модель, VIN-номер, год выпуска, номер кузова и двигателя, цвет ТС. Также обязательно указываем пробег на момент покупки, регистрационный номер и данные из СТС – серию, номер, когда выдано.


5. Вписываем данные ПТС.

Во втором пункте говорится о том, что автомобиль принадлежит продавцу, и это подтверждает ПТС. Здесь в свободные поля вписываете серию, номер, месту и выдачи паспорта авто.


— Смотрим, чтобы был достоверный предмет договора – марка, модель, цвет, VIN, категория ТС, номер двигателя, шасси и т. д. Данные должны полностью совпадать с информацией, указанной в ПТС и обозначенной на самом авто. Если указать их неверно, вам откажут в регистрации. Если данные на самом авто и в ПТС не совпадают, вас заподозрят в угоне и заберут ТС на экспертизу. Вернуть машину будет крайне проблематично или вовсе невозможно.

6. Прописываем юридические нюансы для подстраховки.

Чтобы обезопасить себя от дальнейших проблем, нужно прописать, что на момент продажи на автомобиле нет ограничений, он не находится в залоге, лизинге и не имеет других обременений. В готовом бланке этому посвящен третий пункт договора.


— Я настоятельно рекомендую указывать в договоре, что продавец подтверждает и гарантирует, что не имеет долгов и/или любых иных обязательств, которые могут повлечь его банкротство как физлица. При банкротстве совершенные сделки могут быть оспорены, и ТС вернут продавцу. Если машина приобретена в период брака, нужно получить нотариальное согласие на продажу от супруга. Иначе также есть риск, что сделку расторгнут, и автомобиль придется вернуть.

7. Указываем цену автомобиля с письменной расшифровкой.


— В договоре купли-продажи необходимо указывать реальную стоимость авто. Не завышайте и не соглашайтесь занижать цену, так как в случае спора можно будет взыскать только прописанную сумму. Например, вы купили машину за 150 тысяч рублей, но указали в ДКП 50 тысяч. Если договор расторгнут, вам вернут сумму в три раза меньше реальной.

Отразите в документе реальный порядок и форму расчета: оплата наличкой или переводом на счет, в какой момент она производится — до, в момент или после подписания договора.


8. Поставьте с продавцом подписи.

В конце документа вы и продавец ставите свои подписи и прописываете свои ФИО, ниже вписываете номера телефонов.


В конце документа желательно прописать фразу, что деньги получены в полном объеме, а ТС перешло к новому владельцу.

СКОЛЬКО ДЕЙСТВУЕТ ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЯ

Срок действия договора купли-продажи автомобиля не ограничен. Он бессрочный. Документ подтверждает полный переход права собственности от продавца к покупателю без временных ограничений.


При покупке автомобиля необходимо собрать пакет документов. Без них будет сложно удостовериться в том, что машина принадлежит владельцу, не говоря уж об оформлении сделки. После того, как все бумаги будут собраны и проверены, можно приступать к составлению договора купли-продажи или генеральной доверенности.

Что должно быть при покупке и продаже машины?

Для покупки машины потребуются документы, подтверждающие личность покупателя и продавца, а также все бумаги на авто. Если были штрафы ГИБДД или кредиты, то необходимо предоставить письменное подтверждение, что все долги закрыты. Придется составить и текст ДКП (самостоятельно либо у юриста/нотариуса).

От продавца-физлица потребуется:

  • паспорт;
  • индивидуальный налоговый номер (ИНН); ;
  • ОСАГО;
  • свидетельство о постановке на учёт;
  • справка из банка о погашении кредита (если он был);
  • доверенность с правом на продажу (если оформлялась).

Какие бумаги потребуются от покупателя:

  • паспорт;
  • индивидуальный налоговый номер (ИНН).

Если автомобиль покупается в салоне, то достаточно паспорта покупателя для оформления сделки. В сервисном центре покупателю выдадут документы на авто. Все документы предоставляются в виде оригиналов. ОСАГО, справки из банка или доверенность не должны быть просрочены. Срок годности справок обычно не более месяца, а доверенность не может выписываться на период свыше 3 лет.

Неполный пакет документации

Если у продавца нет полного пакета документов, то продать автомобиль будет довольно сложно. Покупатели могут потребовать снизить цену. Отсутствие документов затрудняет официальное оформление сделки купли-продажи, покупку страхового полиса и многие другие операции.

Выход: продать автомобиль на разборку по сниженной цене либо все же собрать необходимый пакет документов. Если ПТС просто утерян, то можно заняться его восстановлением в отделении ГИБДД. Для этого нужно написать заявление и приложить к нему свидетельство о регистрации ТС, ОСАГО, договор купли-продажи или другой правоустанавливающий документ.

После этого владельцу выдадут дубликат техпаспорта, который имеет ту же силу, что и оригинал. Точно также восстанавливается и СТС (свидетельство о регистрации ТС). Если утерян или украден договор купли-продажи, то его дубликат можно получить у нотариуса, который заверял сделку.

Потеря полиса ОСАГО – вообще не проблема. Страховщик выдаст дубликат при первом же обращении и подтверждении личности.

Важно! Соглашаясь на покупку машины без документов, покупатель может неожиданно для себя выяснить, что она находится в залоге. В этом случае банк или другая финансовая организация-залогодержатель подадут в суд о признании сделки недействительной. Вернуть денежные средства после этого будет довольно сложно.

Можно ли купить или продать авто без бумаг?

Купить или продать авто без документов вполне возможно. Другое дело, что это связано с большими рисками, ведь машина может оказаться краденной или находиться в залоге у банка. Не оформленный автомобиль также сложно зарегистрировать, оформить на него страховку и продать другим лицам, заложить или утилизировать.

Если покупатель готов идти на все эти риски, то никаких проблем с покупкой не будет: на рынке много предложений о продаже авто без ПТС или СТС.

Причины, особенности и подводные камни покупки и продажи авто без документов приведены здесь.

Что и когда оформляют при совершении сделки?

Купля-продажа оформляется соответствующим договором. Если принято решение продавать машину по генеральной доверенности, то готовится этот документ. Для оформления сделки могут потребоваться документы, которые не имеют отношения к автомобилю или личности сторон.

Нотариально заверенное согласие одного из супругов на продажу авто, как правило, не требуется, так как оно оформляется только для операций с имуществом, подлежащим обязательной государственной и нотариальной регистрации (ст. 35 СК РФ), т.е. для купли-продажи недвижимости. О том, когда нужно разрешение мужа/жены на продажу машины в браке и после развода, читайте тут.

Однако, если передавался задаток, то составляется предварительный договор купли-продажи, в котором это указывается, либо договор задатка или расписка. Все документы обязательно готовятся в письменном виде. Если принято решение передавать деньги через банковскую ячейку, то покупатель оформляет договор аренды с банком.

При перечислении денег на счет, может быть оформлен договор на открытие текущего счета или аккредитив. В тех случаях, когда оформляется кредитный договор или соглашение о лизинге и часть денег будет перечислять финансовая организация, то при оформлении сделки будут нужны копии этих документов, а в тексте договора нужно указать порядок и сроки расчетов. При оформлении кредита под залог транспортного средства, покупателю придется оформить еще и договор залога.

Внимание! В пакете документов для сделки купли-продажи авто самое важное место занимают расписки, чеки и другие бумаги, подтверждающие получение денег. Их нужно обязательно оформлять и сохранять, чтобы вторая сторона не могла обвинить в том, что средства не были получены.

Порядок оформления бумаг после приобретения ТС

Передача авто может производиться на основе акта приема-передачи, который составляется в письменном виде и подписывается покупателем и продавцом. Может быть составлена и расписка о том, что полная стоимость автомобиля получена и претензий друг к другу стороны не имеют.

После того как сделка по покупке и продаже ТС состоялась, бывший владелец должен дать новому паспорт транспортного средства, где необходимо внести изменения (поменять данные собственника). Это обязательное требование, предусмотренное законом. Придется также переоформить на себя полис ОСАГО или купить новый полис, попросив прежнего владельца расторгнуть старый.

Как долго надо хранить ДКП?

После продажи автомобиля желательно не уничтожать договор купли-продажи, акт приема-передачи, расписки или другие документы, подтверждающие передачу и получение денежных средств. Срок исковой давности по большинству сделок составляет три года.

Это период, в течение которого одна из сторон может обратиться в суд с требованием расторгнуть договор или признать его недействительным. В эти три года желательно, чтобы все документы о сделке были у вас под рукой. В будущем также нежелательно их терять, так как если захочется продать авто, оформить под него кредит или страховку, они обязательно понадобятся.

Документы, подтверждающие сделку купли-продажи нужно хранить как можно дольше (не менее трех лет). Купчая считается правоустанавливающим документом, и будет нужна для большинства юридический операций с автомобилем.

Что делать в случае утери?

Если договор купли-продажи утерян, его можно восстановить. Если машина покупалась в салоне, то попросите сделать копию. При покупке авто с рук можно обратиться ко второй стороне и попросить о копии, но лучше всего получить заверенный вариант у нотариуса, который удостоверял сделку.

Можно также восстановить договор, обратившись в ГИБДД. Еще один вариант, правда, требующий денежных вложений – переоформление договора с согласия второй стороны. Иными словами, стороны просто оформляют новый договор, который отменяет старый.

Для покупки-продажи автомобиля необходимо запастись терпением и собрать большой пакет документов. Проще всего оформить сделку в салоне, где от покупателя требуется только паспорт и ИНН. При покупке-продаже у физлиц нужно тщательно проверять права на транспортное средство, а также помнить о рисках приобретения машины без ПТС И СТС.

О том, для чего нужен ДКП на автомобиль и как его восстановить для налоговой, если утрачен, читайте в этом материале.

Полезное видео

Предлагаем в дополнение к статье посмотреть это информативное видео по теме:

Автомобиль как движимое имущество, имеющее ценность, может покупаться и продаваться. Сделка купли-продажи регламентирована законодательством РФ (Гражданский кодекс) и имеет четкий процедурный порядок.

Если сделка будет проведена с нарушениями, ее законность окажется под сомнением, и может быть опротестована в суде. Поэтому правила купли-продажи авто необходимо знать и соблюдать, чтобы избежать проблем с законом и ненужных финансовых рисков.

фото 1

Порядок оформления сделки по купле/продаже авто (инструкция)

Ныне действующий порядок законного совершения сделок с автомобилями установлен в 2014 году. Согласно ГК РФ, сделка между физическими лицами оформляется стандартным договором купли/продажи (статья 454 ГК), который не требует посредничества нотариуса и регистрируется в региональном отделе ГИБДД.

Сама процедура заключения сделки — дело не сложное: продавец и покупатель должны корректно заполнить бланк договора, поставить подписи и зарегистрировать документ в Автоинспекции (важно для перерегистрации авто на нового владельца). После этого продавец передает покупателю автомобиль, ключи, документы на машину и стандартные принадлежности к ней, а покупатель вручает продавцу оговоренную сумму денег.

Однако, в этой сделке есть ряд важных нюансов, которые следует помнить и обязательно учитывать сторонам соглашения, чтобы не нарушить закон и защитить свои материальные интересы. Попробуем более подробно рассмотреть основные этапы оформления сделки и остановимся на важных мелочах.

1. Бланк договора

фото 2

Законодательство РФ не устанавливает каких-либо жестких ограничений по внешнему виду договора купли-продажи авто. Продавец и покупатель могут просто оформить соглашение от руки и в произвольной письменной форме. Однако автоюристы рекомендуют использовать бланк типового договора, который можно скачать на сайтах ГИБДД, Госуслуг, других официальных и коммерческих авторесурсах. Обычно скачать и распечатать бланк можно бесплатно — в нем указаны все необходимые юридические детали.

2. Оформление текста договора

фото 3

В бланк договора обязательно необходимо вписать:

  • личные данные Продавца и Покупателя авто;
  • полную информацию об автомобиле из ПТС и СТС;
  • данные о регистрации авто и номерных знаках;
  • оговоренную стоимость машины (реальную);
  • сроки завершения сделки (передачи авто и денег);
  • перечень документов, принадлежностей, предметов и дополнительное оборудования, передаваемых вместе с авто (ключи, противоугонную систему, газобаллонное оборудование, огнетушитель, инструменты, шины и т.п.);
  • наименование населенного пункта, где совершается сделка;
  • дату заключения договора;
  • подписи сторон.

3. Проверка корректности заполнения договора

фото 4

После заполнения бланка договора купли-продажи, необходимо еще раз очень внимательно и тщательно проверить точность, правильность и полноту указанной информации. Это важно — любая неточность или ошибка может стать основанием для отказа в его регистрации или последующем опротестовании. Важно:

  • договор должен быть оформлен в трех экземплярах (Продавцу, Покупателю и для ГИБДД);
  • личные данные сторон должны совпадать с паспортными данными;
  • паспорта Продавца и Покупателя не должны быть просроченными (проверяются только оригинальные документы, не копии );
  • документ действителен только при наличии оригинальных подписей Продавца и Покупателя;
  • в бланке лучше указать точную сумму сделки (если возникнет судебный спор — будет учтена указанная цифра);
  • заполнять бланк следует одними чернилами;
  • В ГИБДД на договоре должны поставить регистрационный номер (он указывается в ПТС).

Печать и удостоверение документа у нотариуса не нужны. После проставления подписей машина передается Покупателю, а Продавец получает деньги.

4. Предоставление пакета документов в ГИБДД

фото 5

Согласно действующему законодательству, присутствие Продавца на регистрации договора купли-продажи и перерегистрации автомобиля не требуется — если документ оформлен правильно, то переоформление купленной машины на нового владельца производится без ее снятия с учета. Однако Продавец и Покупатель должны предоставить в ГИБДД стандартный пакет документов:

  • от Продавца — гражданский паспорт, документы на автомобиль;
  • от Покупателя — паспорт и полис ОСАГО на купленное авто (можно купить в течение 10 дней с момента заключения сделки).

Данные в документах и экземплярах договора должны полностью совпадать. В ПТС необходимо вписать имя нового владельца (+дату подписания соглашения и его номер). На регистрационные действия Покупателю дается 10 дней с момента подписания договора.

На что следует обратить внимание?

  • Перед заключением сделки рекомендуется получить у Продавца документальные подтверждения того, что машина не находится в залоге, не является кредитной, не арестована и не имеет ограничений на регистрационные действия. Эту информацию можно также проверить самостоятельно — на специализированных сервисах по номерам VIN, двигателя и кузова, государственным номерным знакам и имени владельца.
  • Договор должен содержать максимально полную информацию о сторонах сделки и автомобиле. Обязательно должны стоять подписи Продавца и Покупателя, указано место и дата совершения сделки, номер договора). Сумма сделки должна быть прописана цифрами и прописью. Исключаются ошибки, помарки исправления, заполнения чернилами разных цветов, нечитаемый почерк, неточная или недостоверная информация.
  • Нотариальное заверение договора — возможно, но не обязательно. С одной стороны, участие нотариуса придает сделке больше надежности и законности, с другой — это дополнительные расходы.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

1. Обязательно ли использовать типовой бланк договора для оформления сделки купли/продажи авто?

Необязательно — эта сделка по закону не требует нотариального заверения (статья 161 ГК РФ) и может быть оформлена в произвольной форме, от руки. Единственное обязательное требование: это должен быть только письменный договор — устное соглашение не имеет юридической законности.

2. Что обязательно должно быть указано в договоре?

В любом исполнении договора, в тексте обязательно должны быть указаны личные данные участников сделки, полные данные авто из ПТС и СТС (+госномера), стоимость машины, место и дата совершения сделки.

3. Надо ли заверять договор купли/продажи авто у нотариуса?

Между физическими лицами договора удостоверяются нотариусами только в законодательном порядке. Покупка автомобиля в перечень таких договоров не входит. Поэтому удостоверение нотариуса не требуется. Но, если вы хотите придать соглашению более надежный юридический статус, то можете обратиться в нотариальную контору по своей инициативе. Услуга платная (1-2% от суммы сделки).

4. Что необходимо, чтобы договор был заверен с первого раза?

Необходимо соблюсти формат договора, вписать в документ информацию точно, без ошибок, помарок и исправлений, разборчивым почерком, одним цветом чернил. Обязательно должны быть указаны дата, место сделки и подписи сторон.

фото 6

В заключении отметим, что с 2014 года существенных изменений в процедуре оформления договора купли/продажи автомобиля физическими лицами не произошло, а сам порядок сделки остается достаточно простым. Просто нужно быть аккуратным, точным и соблюсти правильный порядок узаконенной процедуры сделки.

Лучше всего договор оформить на стандартном бланке, который можно скачать на специализированных ресурсах в Интернете. Информация в тексте соглашения должна быть точной и совпадать с данными из документов сторон и автомобиля.

Читайте также: