Нужна ли расписка к договору купли продажи автомобиля

Обновлено: 18.04.2024

Расписка – один из самых популярных и вроде бы простых документов, который люди составляют при передаче друг другу денег. Однако вокруг нее всегда роится масса вопросов и опасений, причем, как у той стороны, что получает деньги, так и у той, что дает их. Эксперты объяснили читателям сайта "РИА Недвижимость", почему у расписки непростая репутация и стоит ли составлять этот документ, если речь идет о передаче денег в качестве задатка или аванса по договору купли-продажи недвижимости.

Расписка в получении денежных средств – это всего лишь один из письменных документов, подтверждающих факт их реального получения. И, пожалуй, как и любой документ, удостоверяющий наличную передачу денег, она не является надежной, поскольку есть возможность оспаривать ее по безденежности.

Конечно же, это не единственный вариант оформления факта передачи денег. Так, если деньги передаются в качестве задатка или аванса по договору купли-продажи недвижимости, то безопаснее составить предварительный договор купли-продажи или договор купли-продажи с рассрочкой платежа, но никак не расписку.

Во-первых, расписка только подтверждает факт передачи денег и подписывается одним лицом, все остальные договоренности, в том числе связанные с продажей квартиры, остаются "за бортом". Договор же предполагает волеизъявление всех сторон, соответственно, в нем прописываются условия сделки и последствия их невыполнения.

Во-вторых, при нотариальном удостоверении договор будет иметь повышенную доказательственную силу, давать возможность воспользоваться процедурой внесудебного взыскания долгов с помощью исполнительной надписи нотариуса. Нотариус гарантирует как законность всех условий договора, так и учет интересов всех сторон.

Наряду с распиской в рамках сделки по недвижимости можно составлять акт приема-передачи денежных средств или же ставить подпись в договоре в строке с записью о том, что денежные средства получены в определенном количестве.

Можно также переводить деньги на счет с обязательным указанием основания платежа, чтобы можно было достоверно установить, за что уплачены денежные средства.

Почему юристы часто говорят, что "расписка ничего не доказывает"? Откуда у этого документа такая плохая репутация?

Плохая репутация расписок в сделках купли-продажи вызвана расхождением между действительной ценой недвижимости и ценой, указанной в договоре. В отсутствии договора в ходе судебного процесса стороны не могут ссылаться на свидетельские показания. В подавляющем большинстве случаев расписка будет удостоверять только передачу денег. А дальше надо смотреть во исполнение какого обязательства они переданы.

Конкретно в случаях, связанных с куплей-продажей недвижимости, денежные средства будет достаточно сложно взыскать по расписке, оформленной на наличную часть, не предусмотренную договором, то есть при реализации схемы с занижением цены договора.

Также Гражданский кодекс предоставляет возможность оспаривать сделку по безденежности. И этим активно пользуются юристы в банкротных делах, где существует повышенный стандарт доказывания. И даже если суд общей юрисдикции взыщет деньги по расписке, в случае оспаривания ее по безденежности арбитражный суд может признать эту сделку незаключенной.

Кроме того, действительность расписки требуется подтверждать, в том числе путем проведения судебной экспертизы.

Существует ли утвержденная форма расписки, в которой она становится надежным подтверждением расчетов?

Определенной формы расписки не существует, за исключением расписок, выдаваемых государственными органами при получении документов (например, налоговыми или государственного реестра недвижимости).

Но чтобы расписка признавалась судом, нужно обязательно указывать в ней идентификационную информацию об участниках сделки: полные паспортные данные и место проживания лица, которое передает деньги, и лица, которое получает средства. Также помимо самой суммы следует отметить в документе сроки возврата, проценты и в счет какого обязательства оформляется расписка.

Законодательством не предусмотрены какие-либо требования о "заверении" расписок. Они представляют собой документ, который должен быть подписан, в отличие от договора займа, лишь заемщиком.

Очень часто граждане просят нотариуса "заверить" расписку вместо договора займа. Но законом запрещено свидетельствовать подлинность подписи на документах, представляющих собой содержание сделки, поэтому данный вариант исключается.

Для расчетов по каким договорам расписка подходит в качестве закрывающего документа? Например, нормально ли просить расписку в качестве подтверждения ежемесячной оплаты по договору аренды?

Если мы говорим об отношениях между гражданами, то расписка в получении средств служит доказательством получения платы за нанимаемое жилье и во всех иных случаях, когда требуется подтвердить передачу средств. Если же речь идет о юридических лицах, то расчеты ведутся безналично.

Упоминание расписки можно зачастую встретить в самых различных договорах: соглашениях об уплате алиментов, договорах купли-продажи с рассрочкой платежа, договорах аренды, договорах займа. Если участники сделки пришли к тому, что подтверждение исполнения обязательства возможно путем составления расписки – почему бы и нет.

В каких случаях расписку писать действительно необходимо? И может ли она служить подтверждением существования устно заключенного договора?

Расписку имеет смысл писать во всех случаях передачи наличных денежных средств другому лицу. Как минимум для фиксации факта передачи – и дальше можно будет в суде определяться с правовой квалификацией, так как факт уже есть.

Да, расписка может служить единственным документом, подтверждающим существование устной договоренности сторон о займе. Однако устный договор возможен только тогда, когда денежная сумма не превышает 10 тысяч рублей.

Если сумма займа более 10 тысяч рублей, то требуется уже письменная форма договора, которая считается соблюденной, если заемщик выдал заимодавцу расписку.

Расписка также может потребоваться для получения налогового вычета покупателем недвижимости. В налоговую инспекцию представляется пакет документов, в число которых, наряду с договором купли-продажи надо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты. Для сделок на вторичном рынке таким документом является расписка в получении денежных средств, выданная продавцом покупателю.

Расписка должна содержать любые сведения, позволяющие полностью и однозначно идентифицировать участников сделки, дату составления, сумму или количество передаваемого имущества, сроки возврата, условие о процентах, условия возврата или любые иные, подпись.

В расписке обязательно указываются:

- Место и дата подписания документа;

- Личные данные как получившего денежные средства лица, так и передавшего, а именно: ФИО, паспортные данные, адрес.В отношении ЮЛ: ОГРН, ИНН, полное наименование ЮЛ, место нахождение ЮЛ;

- Сумма цифрами и прописью;

- Информация об основаниях и обязательствах, сроки и условия возврата денежных средств;

- Описание сделки, по которой передаются наличные денежные средства, дата заключения или удостоверения нотариусом, в отношении какого имущества заключалась сделка;

- Лицо, получившее деньги, проставляет свою подпись и полностью указывает свои ФИО.

Возможно указать, что расчет в такой-то сумме произведен полностью, претензии отсутствуют.

Подпись лучше ставить таким образом, чтобы между ней и текстом расписки невозможно было ничего дописать!

Расписку необязательно возвращать, если заимодавец напишет встречную расписку в получении долга и исполнении обязательств заемщика перед ним полностью. При этом количество экземпляров расписки может быть любым. Иногда это указывают в самой расписке, к примеру, что она составлена в двух экземплярах. Это вопрос трудолюбия сторон.

К слову, требовать встречной расписки об исполнении обязательств целесообразно всегда, даже если расписку в получении средств возвращают заемщику. Другой вариант – сделать на первоначальном документе пометку о выполнении обязательств.

При составлении расписки о получении денежных средств при заключении сделок по отчуждению недвижимого или другого имущества, расписку выдает и подписывает лицо, получившее деньги за имущество (продавец) и далее она хранится у покупателя, который уплатил наличные денежные средства за имущество.

Какие ошибки при составлении расписок чаще всего допускают люди? И какие риски следуют из этих ошибок?

Как уже было сказано, самое распространенное – отсутствие идентифицирующих признаков получателя документов и/или его подписи.

В целом неправильно составленная расписка о займе может повлечь за собой отказ суда во взыскании средств. Поэтому точность формулировок в расписке очень важна – когда, сколько денежных средств передано. Если это долговая расписка, то указываются порядок и сроки возврата. Если кредитор выдает деньги под проценты, нужно четко прописать, как рассчитывается их общая величина. В судебной практике случаются случаи, когда суд вообще отказывает во взыскании суммы займа. Например, когда из расписки усматривается лишь то, что деньги получены, но непонятны условия, на которых она передана, и что должник обязан вернуть деньги.

Не допускается составление расписки там, где нужен договор. Так, нельзя писать расписку вместо заключения договора о задатке при купле-продаже недвижимости.

Зачастую стороны, являясь юридически безграмотными, вместо предварительного договора составляют лишь расписку о передаче денег в качестве задатка. Это неправильно. Расписка не является предварительным договором купли-продажи квартиры, поскольку он должен быть заключен в форме, установленной законом. В случае, если сделка не состоится, задаток нельзя будет вернуть по правилам п. 2 ст. 381ГК РФ (например, в двойном размере при наличии вины продавца в невыходе на сделку).

Распиской нельзя принимать на себя заведомо незаконные обязательства. Например, обязаться выплачивать кредит за другого человека, поскольку отношения банка и заемщика не касаются третьих лиц, поэтому и расписка в данном случае не будет иметь правового значения.

Для чего необходима расписка

Расписка продавца в получении денег от покупателя нужна в самых разных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе купли-продажи квартиры. Например, если в договоре имеется запись о том, что денежные средства передаются при некоторых конкретных условиях (через аккредитив или банковскую ячейку), то сам по себе этот договор представляет собой некое письменное обязательство сторон сделки выполнить определенные действия, и не более того. Полностью исполненными обязательствами сторон по сделке могут считаться только те, которые подтверждены такими документами, как передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимости и расписки в получении денежных средств (или банковского платежного документа).

В передаточном акте (акте приема-передачи) квартиры, как правило, также производится запись о том, что стороны сделки не имеют взаимных претензий и что расчеты между ними выполнены полностью. Расписка о получении денег в таком случае становится своего рода дополнительной страховкой для Покупателя в том, что он рассчитался за приобретение квартиры и выполнил свои обязательства.

Образец расписки

Для того, чтобы расписка в получении денежных средств имела юридическую значимость, составлять ее необходимо по определенным правилам. Они следующие:

При несоблюдении данных правил в случае возникновения спора по сделке суд может признать документ не имеющим юридической силы и не принять к рассмотрению. Чтобы еще больше усилить юридическую значимость расписки, ее часто пишут при свидетелях, заверяющих документ еще и своими подписями.

Расписки в получении денег принято писать от руки, однако не исключается вариант и машинописного написания, где от руки ставится подпись и пишется только расшифровка ФИО Продавца. Расписку составляют в одном экземпляре, который и передается Покупателю после выполнения всех условий по сделке и производства взаиморасчетов между ее сторонами.

В случае, если расчеты за квартиру производятся безналичным способом, например через аккредитив, то документом, подтверждающим расчет, является банковское платежное поручение, свидетельствующее о переводе денежных средств Продавцу.

Иногда случается так, что в ДКП способ взаиморасчетов точно не указан. В данном случае при безналичных формах расчетах Покупатели могут потребовать от Продавцов документ, который подтверждает факт перевода денег на счет Продавца в банке. В этом случае Продавцу следует сделать запись о том, что денежные средства в такой-то сумме такого-то числа им получены полностью посредством безналичного банковского перевода (поступления денежных средств на банковский счет). Расписка в получении денег за квартиру не требует обязательного нотариального заверения.

Особенности составления расписки при продаже квартир с несколькими собственниками

В случае приобретения квартиры у нескольких собственников (находящейся в общей собственности квартиры) оформление расписки имеет некоторые особенности.

Если квартира приобретается у двух и более сособственников, то подписание расписки должно выполняться всеми, кто подписывал договор купли-продажи. В том случае, когда квартира находилась в общей долевой собственности, а денежные средства продавцы получали исходя из размера доли каждого в недвижимом имуществе, то каждым из сособственников (продавца доли) составляется отдельная расписка, в которой указывается сумма, которая причитается только ему.

Особенности оформления расписки при альтернативных сделках с квартирами

Распространенный вариант продажи квартир — альтернативный, когда в процессе сделки выстраивается целая цепочка из последовательных действий по реализации нескольких объектов одновременно. Эта схема вносит свои нюансы в содержание расписки в получении денег.

Схема предусматривает, что, денежная сумма поступательно движется от первого Продавца к середине цепочки и далее. По сути, все лица, находящиеся в середине данного процесса, могут и не видеть денег вообще. Они, при таком алгоритме продаж, вместо денег получают другую недвижимость.

Данный факт совсем не отменяет необходимости получения расписок в получении денег, т.к Продавцы из середины цепочки, согласно ДКП, деньги должны были получить. В противном случае возникает риск оспаривания сделки на том основании, что Продавец якобы причитающуюся ему сумму не получил или получил не полностью.

Этот пример еще раз подтверждает, что Покупатель расписку в получении денег должен стремиться получить от Продавца во всех случаях, независимо от используемой схемы реализации недвижимости. Это является непреложным правилом для сделок на вторичном рынке. На первичном рынке данное условие необходимо соблюдать только в том случае, когда сделка связана с переуступкой прав.

В случае приобретения квартиры непосредственно у застройщика по договору долевого участия такой документ, как расписка, не требуется. В этом случае расчеты осуществляются через счет эскроу или путем перечисления денежных средств на банковский счет Застройщика по реквизитам, указанным в договоре купли-продажи. Дольщик обязан деньги перевести на счет эскроу или счет Застройщика по указанным реквизитам, потому что любые иные способы расчетов в данной ситуации не предусмотрены. Банковская платежка, в которой указаны все необходимые сведения о переведенной сумме денег и времени ее перечисления, будет вполне достаточным документом для подтверждения оплаты.

Следует помнить, что расписка в получении денег может быть затребована от сторон сделки налоговыми органами. Для них она документ, который свидетельствует о фактических расходах, понесенных Покупателем и дающих право на налоговый вычет, а также подтверждающая сумму полученного Продавцом дохода, от которого рассчитывается подлежащая уплате сумма налога. Существуют и некоторые особенности оформления расписки при условии реализации квартиры по заниженной цене.

Имеется альтернативный вариант оформления подтверждения передачи денежных средств, при котором передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимого имущества оформляется так, что в нем имеются все необходимые реквизиты, которые используются при составлении расписки. В данном случае сам Акт может служить достаточным подтверждением исполнения обязательств по сделке, причем и в отношении передачи квартиры Покупателю, и в отношении передачи денежных средств Продавцу (оплаты стоимости недвижимости).

Как оформить задаток

Такие вопросы возникают у любого здравомыслящего покупателя недвижимости. Ведь есть понимание, что задаток необходим, но и есть страх его потерять или вернуть в двойном размере.

В этой статье я расскажу как правильно оформить передачу задатка, без опасности утраты денег.

Разберемся в этом подробно:

Как оформить задаток

  • Действительно задаток теряют из-за неправильного оформления документов.
  • Но ведь и взыскать задаток с Продавца в двойном размере, при правильном оформлении абсолютно реально.

Поэтому, если Вы определились с выбором — передавайте задаток!

Задача задатка обеспечить выполнение договоренностей по Предварительному договору. Поэтому совсем не достаточно составить Соглашение о задатке.

Исходя из многолетнего опыта сопровождения сделок, смею утверждать, что весь успех купли-продажи зависит от правильно или неправильно составленного Предварительного договора.

Вы даже и не задумывались об этом.

Напротив Вы считали Предварительный договор купли-продажи не нужным, не существенным. Или даже не знали о его существовании?

-А я ни чуть не удивлена, ведь многие дилетанты начинают строить дом без проекта. При этом потом сильно расстраиваются от того, что он трещит по швам.

  • Так вот, Предварительный договор купли-продажи нужен и передавать задаток без него нельзя!

Предварительный договор — это проект сделки, продуманный до мелочей! И ни чуть не меньше.

Содержание статьи подробное:

Как правильно оформить задаток при покупке квартиры, дома, земельного участка

Как правильно оформить задаток ?
-А что, разве можно его оформить неправильно?
-Еще как! )))

Начнем с того как правильно определить размер задатка, это очень важно.
Ведь задаток является обеспечительной мерой выполнения договоренностей по предварительному договору.

Конечно он составляет часть стоимости, но при определении размера задатка необходимо ориентироваться именно на то, какой его размер будет обеспечивать выполнение Продавцом обязательства продать , на оговоренных условиях. А покупателя купить, на оговоренных условиях.

Например:

Рыночная стоимость недвижимости составляет 3 000 000, 0 рублей. Вы торгуетесь и договариваетесь купить за 2 900 000.0 рублей с использованием кредитных средств. Составляете Предварительный договор, прописываете условия и форму оплаты и передаете задаток 50 000.0 рублей.

То есть в случае отказа от продажи Продавец возвращает Вам двойной задаток, то есть 100 000,0 рублей.

К нему приходит Покупатель с наличными деньгами и срочной покупкой и не торгуясь предлагает ему 3 000 000.0 рублей, он удачно продал свою квартиру, но ему необходимо освободить ее за неделю.

То есть Продавец, на завтра продает недвижимость, при подписании договора получает полную сумму и безболезненно возвращает Вам деньги в размере 50 000.0 рублей. Он уже проконсультировался )))) Вы же соглашение о задатке не составили, значит суд сочтет его авансом, а аванс возвращается в размере переданной по расписке сумме.

Даже возврат суммы в 100 000.0 Продавца не ударит по карману.

Хорошо если он Вас уведомит о продаже))))), а то будете ждать, когда он Вам соберет полный пакет документов для банка.

И Вы остались с носом!

Вернее без квартиры. А чемоданы и коробки уже собраны.

И независимую оценку для банка уже оплатили ((((

А вот правильно оформленный задаток в размере 100 000.0 рублей обеспечил бы Вам спокойную покупку, на прописанных в предварительном договоре условиях.

Документы, оформляющие задаток

С размером задатка определились.

-Теперь , какие бумаги необходимо составить?
Как оформить задаток ?

-Конечно расписка нужна. Ведь она подтверждает факт получения денег Продавцом. Но не более того!

-Тогда еще нужно Соглашение о задатке.

-Обязательно.
Но оно подтверждает понимание каждой из сторон о последствиях невыполнения договоренностей: о возврате в двойном размере в случае отказа от продажи или потери задатка в случае отказа от покупки.
И все!

В Соглашении о задатке НЕ прописываются условия купли-продажи. Оно является приложением к предварительному договору купли-продажи.

-Значит нужен договор о намерениях совершить куплю-продажу?

Предварительный договор купли-продажи не является договором отчуждения — это договор о намерениях продать и купить.

Только три документа, работающие вместе являются правильным оформлением сделки:

-А какой из них самый главный?

-Все они, для целей сделки купли-продажи недвижимости, ценны вместе и не ценны по-одному!
Я вижу, Вы сомневаетесь?
Ну тогда вспомните о нашем разговоре позже )

Уж поверьте моему опыту. Я сопровождаю сделки с недвижимостью с 2006 года, в моей профессиональной копилке более 1 000 успешных сделок.

  • -Мне лично трудно составить целых три документа, я ведь не юрист и навыка работы с такими бумагами у меня нет!
    И денег лишних нет, чтобы за составление юристу тысяч пять заплатить, да и с временем напряг, искать надежного!

Перед передачей задатка нужно оценить риски в сделке и проверить документы, подтверждающие права на недвижимость.

Нужно ли оформлять задаток у нотариуса?

Гражданский кодекс требует заключение предварительного договора в такой форме, как оформляется основной.

Однако на практике и в этих случаях применяется простая письменная форма предварительного договора.

Однако, необходимо помнить!

Для таких сделок нужно в обязательном порядке:

Как оформить задаток. Видео консультация

Я приготовила для вас видео консультацию с подробными разъяснениями по письменному оформлению задатка и шаблоны договоров.

Составление сразу трех необходимых документов с помощью конструктора договоров:

Посмотрите обязательно.

Составление соглашения о задатке по шаблону:

Конструктор договоров можно протестировать бесплатно > > >

Кто может подписать соглашение о задатке

Подписать соглашение о задатке и принять денежные средства может только собственник недвижимости! Или его представитель по нотариальной доверенности.

  • Если супруги владеют недвижимостью на праве общей совместной собственности — один из может принять задаток.

-Как оформить задаток?

Составить три документа:

Риэлтор, посредник. агент по недвижимости, директор агентства недвижимости НЕ ИМЕЮТ ПРАВА принимать задаток без нотариальной доверенности от собственника.

Как передать деньги продавцу

Как правило задаток передают наличными, ведь это не крупная сумма.

Так же можно сделать перевод с банковской карты покупателя на банковскую карту продавца.

Или совершить безналичный расчет путем банковского перевода на счет продавца.

ВНИМАНИЕ!

При любой форме расчета продавец должен передать покупателю расписку о получении средств.

При безналичном расчете в расписке нужно указать способ получения денежных средств.


Нужна ли расписка к договору купли продажи? Её стоит сделать, если передача денег осуществляется из рук в руки. а не переводом. О том, можно ли оформить договор купли продажи автомобиля без птс и других нюансах сделки, узнайте в нашем сервисе.

Информация актуальна на момент размещения. Дата публикации: 05.10.2017.

Практически каждый из автолюбителей, особенно решивший приобрести подержанный вариант, интересуется: "можно ли оформить договор купли-продажи без ПТС?" Ответ однозначен – нет. При проведении любых юридических операций с автомобилем пакет требуемых документов обязательно должен включать в себя паспорт транспортного средства (ПТС).

Многие же так называемые "эксперты" могут утверждать, что оформить договор на автомобиль без ПТС можно, но это вовсе не так. ПТС также свидетельствует о том, что:

  • авто не находится в залоге у банковских учреждений либо у третьих лиц;
  • данная машина не является предметом кредита;
  • автомобиль не является предметом споров.

Можно ли составить договор купли-продажи без ПТС

Если по какой-то причине ПТС утерян, его можно легко и довольно быстро восстановить. Когда дубликат ПТС выдадут, можно уже на законных правах приступать к составлению договора. Правда, к такому дубликату у многих покупателей возникает некое недоверие. Это можно объяснить тем, что дубликаты зачастую свидетельствуют о том, что машина не совсем с "хорошим прошлым". Исключить это можно, посетив вместе с хозяином машины ГАИ и проверив автомобиль по базам на предмет угона или нахождении в залоге.

Для восстановления паспорта достаточно будет собрать все оставшиеся документы на авто, которые подтверждают право владения транспортным средством, и обратиться в ГИБДД. Там в короткие сроки при наличии всех необходимых документов паспорт будет восстановлен. После получения дубликата ПТС обе стороны спокойно могут составлять договор.

Не стоит также забывать и про идентификацию машины и паспорта на нее. Обязательно перед проведением сделки сравнить VIN-номер в документе и под капотом авто (17-значное число).

Покупка по доверенности

Договор купли-продажи предусматривает оплату государственной пошлины, что в свою очередь требует определенных финансовых расходов от сторон, заключающих сделку. Именно поэтому все чаще приобретение осуществляется по генеральной доверенности. Для этой процедуры паспорт на транспортное средство также требуется, но все чаще при этом отмечаются мошеннические действия. Дело в том, что ПТС купленной в кредит машины находится в банке, но взять его там на некоторое время (например, чтобы заверить копию у нотариуса или предъявить по каким-то требованиям в ГИБДД), особенно если речь идет о маленьких городках, довольно просто. Составление доверенности — дело простое и быстрое, поэтому иногда и бывают ситуации, когда владелец предоставляет ПТС нотариусу и генеральная доверенность оформляется. Проконтролируйте проверку авто нотариусом по всем базам, даже если за это придется доплатить определенную сумму.

Дополнительные меры лишними не будут

Потенциальному покупателю стоит помнить, что кроме юридических документов, далеко не последнюю роль при проведении сделки занимает расписка. Квалифицированные юристы всегда советуют ее составлять. Согласно гражданскому кодексу РФ расписка может быть написана в абсолютно произвольной форме, при этом она не подлежит обязательному заверению у нотариуса. Нужна ли расписка к договору купли-продажи или нет, каждый решает сам для себя, но процедуру эту все-таки пройти не помешает. Так у обеих сторон будет больше уверенности в законности процедуры, а также в случае возникновения спорных моментов и необходимости обратиться в суд для разрешения конфликта, заверенный нотариально документ будет считаться более весомым доказательством.

При составлении расписки важно не упустить главные детали, поэтому в ней обязательно должны присутствовать паспортные данные обеих сторон, полученная денежная сумма (написанная прописью), точные данные из ПТС и другие сведения о машине, подписи и инициалы обеих сторон.

И сделку купли-продажи, и оформление генеральной доверенности на транспортное средство без ПТС провести невозможно. Только наличие этого, главного для машины документа, дает возможность проводить сделки, ставить и снимать с учета, оформлять страховку и пр.

Читайте также: