Неустойка по каско по закону о защите прав потребителей

Обновлено: 23.04.2024


Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

Пленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

МАМЕДОВ НИЗАМИ САЯД ОГЛЫ

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной в соответствии с Законом об ОСАГО суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При этом, как разъяснено в абз. 2 п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Невыплата в установленный срок страхового возмещения в надлежащем размере является неисполнением обязательства страховщика и за просрочку исполнения такого обязательства со страховщика подлежит взысканию неустойка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 г. № 14-КГ19-2).

При обращении потребителя в суд и удовлетворении требования потребителя суд присуждает в его пользу "потребительский" штраф (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Оставить заявку

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной в соответствии с Законом об ОСАГО суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При этом, как разъяснено в абз. 2 п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Невыплата в установленный срок страхового возмещения в надлежащем размере является неисполнением обязательства страховщика и за просрочку исполнения такого обязательства со страховщика подлежит взысканию неустойка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 г. № 14-КГ19-2).

При обращении потребителя в суд и удовлетворении требования потребителя суд присуждает в его пользу "потребительский" штраф (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Взыскание неустойки и штрафа по страховым спорам по ОСАГО

119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

Поводом для предъявления требований по неустойке КАСКО является просрочка исполнения обязательств по одноименному договору. В отличие от ОСАГО, его добровольный характер влечет применение общих законов при расчете и выплате неустойки. Это преимущественно ГК РФ ( ст. 35 и 314 ) и ФЗ 2300-1 .


Поводы для предъявления неустойки по КАСКО

Неустойка по КАСКО страховой компанией выплачивается только при просрочке обязательств по договору. Реализация прав по полису КАСКО предполагает направление попавшего в ДТП транспортного средства на ремонт. В этой связи возможны две причины для взыскания неустойки по КАСКО.

  • Задержка срока рассмотрения заявления. Он указывается в договоре с клиентом. Если его рамки не конкретизированы, тогда стоит руководствоваться положениями ст. 12 ГК РФ, предусматривающей максимальный срок рассмотрения письменных обращений в 30 дней. В самом заявлении необходимо сделать оговорку с просьбой рассмотреть его и ответить в такой-то срок.
  • Нарушение срока ремонта или страховой выплаты. В соответствии с ЗоЗПП, срок ремонта ТС составляет не более 45 дней, страховые компании утверждают свои сроки, которые обычно ниже вышеуказанного. Основания для начисления и выплаты неустойки имеют законную силу на следующий после крайнего дня, указанного в договоре.

При расчете неустойки по КАСКО необходимо предварительно изучить все пункты договора, касающиеся срока рассмотрения заявления, выплат и ремонта ТС. Как правило, сроки исполнения обязательств по КАСКО вписываются в следующие рамки + несколько дней:

  • Выплата возмещения по договору – от 5-ти до 30 дней.
  • Типовой ремонт ТС – до 14 дней.
  • Ремонт с индивидуальным заказом запчастей – несколько месяцев.

Некоторые компании прописывают их непосредственно в тексте, а некоторые оформляют приложением к договору или вывешивают на стенде в офисе для всеобщего обозрения. В последнем случае документ с прописанными в нем сроками должен быть заверен подписью руководителя страховой компании, ее печатью с обязательным указанием даты.

Калькулятор для расчета неустойки КАСКО

За несвоевременное оказание услуг физическому лицу по закону 2300-1 предусмотрен штраф в виде 3%-ной неустойки. Он взимается за каждый просроченный день. Под базовой суммой для расчета неустойки по КАСКО понимается размер страховки для возмещения аварийного ущерба.

Помимо нормы о 3%-ной неустойке по ФЗ-2300-1 применяется и другая, более щадящая формула:

Сумма неустойка по КАСКО = Страховое возмещение * ставка рефинансирования * дни просрочки / 360

Она учитывается судебной практикой по КАСКО неустойке и редко оспаривается клиентами. По состоянию на ноябрь 2018г. ставка рефинансирования составляет 7,5% .

Страховка к выплате составила 120 000 руб. Исполнение требования клиента просрочено на 15 дней. Страховщик помимо непосредственной выплаты обязан выплатить еще и неустойку по договору КАСКО в следующем размере: 120 000 * 7,5% * 15 : 360 = 3 750 руб . Одновременно с этим сохраняется право на неустойку за просрочку оказания услуг физлицу в соответствии с ЗоЗПП. Калькулятор неустойки КАСКО считает ее следующим образом: 120 000 * 3% * 15 = 54 000 руб.

Юристы страховых компаний всеми силами открещиваются от последней формулы, указывая, что расчет неустойки по КАСКО производится строго по первой. На самом деле, это правило справедливо только при расчете неустойки КАСКО для клиентов-организаций. Закон есть закон, и грамотный юрист всегда докажет в суде свою правоту, добившись выплаты неустойки КАСКО в максимальном размере.

Ограничения в расчетах неустойки по КАСКО

Намереваясь взыскать неустойку по договору КАСКО, учтите, что законом предусмотрены стоимостные ограничения. Ее размер не должен превышать сумму самого страхового возмещения. В расчет принимаются все виды штрафных санкций, начисленные в рамках одного требования, – их общая сумма должна вписаться в полагающуюся по договору выплату.

Особенности выплаты неустойки КАСКО за ремонт

При направлении ТС на ремонт и затянувшиеся сроки требование о компенсации предъявляется уже не к страховщику, а к СТО, непосредственно осуществлявшей ремонт. Расчет суммы неустойки КАСКО производится с учетом сроков, указанных в договоре со страховой компанией, или отраженных в ответе на заявление об исполнении обязательств. В данном случае обязательство СК по своевременному направлению ТС на ремонт считается исполненным, а вот сроки непосредственного ремонта затянуты, но это уже ответственность компании, занимающейся ремонтом.


Выплата неустойки КАСКО юридическому лицу

Все вышеописанные положения применяются и к организациям-владельцам ТС. За исключением одного – расчет неустойки производится только по ставке рефинансирования. Правом на 3% -ную неустойку по ФЗ-2300-1 обладают только физические лица (обычные граждане).

При судебном взыскании КАСКО и неустойки истец-организация направляет иск в Арбитражный суд.

Досудебное требование о выплате неустойки КАСКО

Первый шаг по гарантированному получению взысканию неустойки в рамках договора КАСКО – это подача заявления на имя руководителя страховой компании. В нем конкретизируется дата обращения, реальные сроки исполнения обязательств, сумма страховой выплаты. Расчет производится по указанным данным. В него можно включить штрафные суммы, рассчитанные двумя вышеописанными способами – по ставке рефинансирования и по ЗоЗПП , особенно, если речь идет о небольших выплатах. Образец претензии можно увидеть по ссылке.

Закона, запрещающего требовать неустойку КАСКО сразу по двум нормативам, не существует, так что данное требование вполне правомерно. Далее следует дождаться ответа. В случае положительного решения – просто явиться за выплатой, при отказе или игнорировании заявления о неустойке оформляется иск в суд.

Взыскание неустойки по КАСКО через суд

Составление искового заявления на неустойку КАСКО доверьте профессионалу, специализирующемуся на автостраховании. Ввиду отсутствия специальных законов, регулирующих взаимоотношения страховщика и страхователя, по договору КАСКО самостоятельно добиться удовлетворения иска будет сложно. Ответчик будет защищаться на профессиональном уровне.

Значимыми моментами в иске на взыскание неустойки по КАСКО 2018 являются следующие.

  • Обоснования позиции истца. В их качестве прилагается копия договора КАСКО, приложение к нему со сроками удовлетворения требований или фото документа со стенда в офисе страховой с указанием сроков. Далее следует ответ страховщика при его наличии, расчет страховой выплаты и документ, доказывающий исполнение требований (выплату или направление на ремонт с указанием даты). При обращении в суд до исполнения требования в иске отражается расчет на дату его составления.
  • Ссылки на законы. Чем их больше, тем лучше. Каждый пункт необходимо раскрыть – обоснованность применения ст. 314, 395 ГК РФ и положений ЗоЗПП.
  • Соблюдение сроков. В отношении неустойки КАСКО срок исковой давности составляет два года с первого дня просрочки исполнения обязательств. По истечении двух лет получить неустойку по КАСКО нереально – ответчик заявит ходатайство об истечении срока, и суд обязан его удовлетворить. Такой иск будет отклонен.

Исковое заявление подается по месту нахождения ответчика – по адресу офиса страховщика. Подав ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения истца, можно сделать процесс более удобным для себя. Образец искового заявления здесь.

Судебная практика по неустойке КАСКО

Судебное рассмотрение дел о взыскании неустойки КАСКО со страховых компаний – довольно распространенная практика. Суды часто существенно урезают размер предъявляемых истцом претензий. Это происходит при их явном завышении, когда размер неустойки КАСКО больше страховой суммы и расчет штрафных санкций произведен сразу по двум формулам.

Если сумма двойной неустойки (по ГК РФ и ЗоЗПП ) не превышает сумму страхового возмещения, то добиться ее присуждения ответчику вполне реально. Даже адвокат с небольшим опытом докажет правомерность применения двух нормативных актов – закону это не противоречит.

Еще одна причина снижения суммы неустойки по КАСКО судами – исполнение требования ст. 333 ГК РФ. Оно реализуется при встречном заявлении ответчика на снижение неустойки. При отсутствии такого заявления суд может уменьшить неустойку по КАСКО, посчитав ее слишком завышенной и обосновав свою позицию.


Чем выгодно досудебное урегулирование по неустойке КАСКО?

Страховщикам судебный процесс совершенно невыгоден – в случае удовлетворения иска суд присуждает им выплату неустойки КАСКО плюс компенсацию судебных издержек истца, госпошлины плюс штраф в пользу государства. Но принудить ее исполнить законные требования без суда не просто. Все зависит от грамотности составленного первичного заявления и указанных в нем данных. Эту задачу лучше всего доверить специалисту по страхованию, хорошо знающему все тонкости страхового дела, судебную практику и нормативные акты.

Клиенту по договору КАСКО суд также менее интересен. С одной стороны, он вправе требовать неустойку КАСКО по ставке рефинансирования по ЗоЗПП одновременно, с другой ,придется оплатить госпошлину, потратиться на адвоката (ведение судебного процесса стоит на порядок дороже составления претензии). К тому же суд, приняв заявление ответчика о снижении размера неустойки, может удовлетворить гораздо меньшую сумму.

Принципиальные отличия неустойки по КАСКО и ОСАГО

Самым существенным отличием, не в пользу КАСКО, является существование ФЗ-40 от 25.04.2002г. Он регулирует абсолютно все положения по ОСАГО, включая начисление и выплату неустойки. Штрафные проценты по ней ниже, чем по КАСКО, — всего 1% за каждый день просрочки удовлетворения требования, но ее проще доказать, рассчитать и получить. Все дело в четко прописанных в этом законе сроках на удовлетворение требований. По ОСАГО действует та же норма по снижению неустойки – это право предоставлено ответчику по ст. 333 ГК РФ .

В связи с отсутствием специальных нормативных актов относительно КАСКО, при решении вопроса со страховыми выплатами, ремонтом и неустойкой применяются законы общего характера – ГК РФ и ЗоЗПП .

На страницах нашего сайта можно получить исчерпывающую информацию относительно начисления и реального взыскания неустойки по КАСКО. Как написать заявление, сделать расчет, подать иск и отстоять свои права до конца – мы подобрали актуальную информацию и образцы документов, действительные в 2018 г.

img

В некоторых случаях страховые компании выполняют свои обязательства по выплатам компенсации несвоевременно. В отличие от ОСАГО, расчет неустойки по полису комплексного страхования имущества происходит при наличии дополнительного страхового обеспечения. Законодательство страны, а именно Федеральный закон 2300-1, принятый 7 сентября 1992 года — статья 28, регламентирует максимальную границу выплат, которые должен представить страховщик при возникновении такой ситуации.

Что это такое


В общем смысле неустойка представляет собой определенную сумму средств, похожую на штраф, которая накладывается на не выполнившего свои обязательства субъекта сделки. Неустойка выплачивается за несоблюдение такого требования договора, как своевременное предоставление компенсации со стороны страховщика.

Согласно требованиям законодательства страховщик обязан приступить к расчету компенсации убытков клиента сразу после письменного обращения последнего. Очень важно при этом учесть установленный законом срок возмещения. Сложность заключается в том, что каждая страховая компания устанавливает период, в течение которого должна предоставить компенсацию, на собственное усмотрение. О длительности ожидания страхователь может узнать в договоре страхования.

Если страховщик проигнорировал требование о выплате компенсации и не дал мотивированного ответа на заявление клиента, то собственник транспортного средства имеет полное право на взыскание неустойки. Однако для этого необходимо узнать о порядке и правилах взыскания такого рода штрафа. Сделать это можно с помощью страхового договора, так как именно этот документ содержит информацию об урегулировании подобных конфликтов.

Законодательство страны также помогает страхователю защитить свои права. Правила урегулирования ситуации, когда страховая компания не выполняет свои обязательства по предоставлению компенсации, можно найти во многих законодательных актах РФ. Сведения можно найти в Гражданском кодексе. Также следует ознакомиться с законом о защите прав потребителей. Так как клиенты страховых компаний являются потребителями страховых услуг, они могут рассчитывать за юридическую защиту на основании данного акта.

Главным сводом законов, который регулировал бы ситуацию с невыплатой компенсации, все же считается Гражданский кодекс РФ. Согласно статье 395 потерпевший неудобства пострадавший гражданин действительно может взыскать с провинившейся стороны определенные штрафные санкции. Положение также регламентирует, что начисление суммы происходит за каждый день просрочки выполнения законных обязательств.

Поводы для предъявления неустойки по КАСКО

Согласно условиям добровольного страхования неустойка может взиматься только при отсутствии со стороны страховой компании своевременной компенсации. Согласно договорам КАСКО автомобиль страхователя зачастую должен быть направлен на ремонтные работы. С учетом данного условия можно выделить два основных повода для привлечения страховой компании к материальной ответственности.

Расчет материального взыскания проводится на основании указанных в договоре положений. Важно изучить все пункты соглашения, которые касаются сроков рассмотрения требования о компенсации и проведения ремонтных работ.

Усредненные сроки, указываемые страховщиками в договорах, следующие:

  • предоставления денежной компенсации ущерба — 5-30 дней;
  • ремонт транспортного средства — до двух недель;
  • ремонт при условии необходимости заказа уникальных запчастей — до нескольких месяцев.

Узнать конкретные сроки, которые предусмотрены в данной страховой компании, клиент может разными способами. Так, информация может быть прописана в самом договоре или в приложении к нему. Вполне вероятно, что страховщик разместит сведения о сроках выполнения обязательств на специальном стенде в здании офиса. Причем вывешенная информация в обязательном порядке должна заверяться подписью руководящего лица и печатью, а также содержать дату подписания.

Страховщик не рассмотрел заявление в отведенный для этого период

Каждая страховая компания самостоятельно указывает срок, в течение которого она должна рассмотреть письменное требование о предоставлении компенсации. Рамки периода должны указываться в договоре страхования. Если же такая информация в соглашении не предусмотрена, необходимо руководствоваться 12 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Положение регламентирует, что максимальный срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Однако существует определенное правило: в тексте заявления клиент должен четко прописать требование о рассмотрении обращения и обозначить временные рамки предоставления ответа.

Нарушение срока ремонта или страховой выплаты

Закон о защите прав потребителей содержит в себе информацию о том, что срок проведения восстановительных работ для возвращения транспортного средства в изначальное состояние не должен превышать 45 дней. Обычно страховщики учитывают обозначенное требование законодательства и указывают период, не превышающий максимального срока. При этом право на взыскание неустойки появляется у страхователя только на 46 день.

Калькулятор для расчета неустойки КАСКО

Федеральный закон под номером 2300-1 регламентирует размер штрафной санкции для страховых организаций в случае просрочки — 3% от общей суммы страховки для компенсации ущерба при наступлении страхового случая. При этом сумма взимается за каждый день просрочки выполнения предусмотренных договором обязательств. Взыскание 3% неустойки можно также рассчитать по специальной формуле.

Неустойка = Возмещение по страховке * официальная ставка рефинансирования * количество просроченных дней/360

Такой способ расчета штрафной санкции часто применяется в судебной практике и обычно не подлежит успешному оспариванию. Стоит также заметить, что официальная ставка рефинансирования Центробанка составляет 7,5%.

Пример расчета

В результате страхового случая транспортное средство страхователя получило ущерб на сумму 100 тысяч рублей. При этом страховая компания допустила просрочку в 15 дней. Следовательно, кроме основной суммы страхового возмещения, компания обязана выплатить штрафную санкцию, размер которой будет следующим:

100 000*7,5%*15/360 = 31250 рублей

Однако кроме указанной формулы существует и другой порядок расчета, который предусмотрен в соответствии с Законом о правах потребителей для физических лиц. Для рассматриваемого случая размер материального взыскания со страховщика будет выглядеть так:

100 000*3%*15 = 45 000 рублей

Нетрудно заметить, что формула для расчета неустойки, предусмотренная Законом о правах потребителей, предполагает больший размер выплат. По этой причине представители страховых компаний обычно производят расчет по первой формуле. Однако можно доказать неправомерность такого действия и получить полную сумму. В этом собственнику ТС сможет помочь опытный автоюрист.

Ограничения в расчетах неустойки по КАСКО

Важно помнить, что общая сумма штрафных санкций не должна превышать суммы страхового возмещения. Это означает, что размер неустойки не может быть больше, чем сам размер выплат по страховому случаю. При этом учитываются все материальные взыскания, о которых идет речь в одном письменном требовании клиента.

Особенности выплаты неустойки КАСКО за ремонт

Нередки случаи, когда страховая компания вовремя отреагировала на обращение клиента и своевременно выдала направление на ремонт, но восстановление автомобиля затянулось. В этом случае страховщик не нарушил никаких норм. Претензия и требование неустойки в этом случае должны быть направлены непосредственно в станцию технического обслуживания, которая сорвала сроки ремонта.

Расчет штрафных санкций производится в соответствии с прописанными в договоре условиями. Однако сроки ремонта могут быть предоставлены также в ответе на заявление о получении компенсации. Вся ответственность ложится только на организацию, предоставляющую услуги ремонта. Именно она будет обязана выплатить собственнику автомобиля неустойку.

Досудебное требование о выплате неустойки КАСКО


В тексте заявления должна содержаться информация о:

  • дате обращения страхователя за получением компенсации по страховому риску;
  • период, в течение которого страховщик все же исполнил обязательства;
  • размер страховой выплаты.

По итогам предоставленных сведений должен быть произведен расчет материального взыскания одним из предоставленных ранее способов. В зависимости от выбранного способа оценки размера неустойки страхователь получит полагающуюся ему сумму.

Чем выгодно досудебное урегулирование по неустойке КАСКО

Прежде всего досудебный этап урегулирования конфликтов выгоден своей эффективностью. Большинство страховых компаний осознают всю затратность ведения судебного процесса в случае победы страхователя. Дело в том, что в случае победы собственника авто страховщик будет обязан покрыть не только нанесенный в результате наступления риска ущерб, но и неустойку, государственные пошлины, штрафы и все затраты, которые понес истец в ходе судопроизводства.

Однако заставить страховщика выплатить компенсацию на этапе досудебного решения конфликта непросто. Удовлетворено будет только то заявление, которое составлено в соответствии со всеми требованиями грамотными и четкими формулировками. Поэтому доверить составление заявления лучше всего профессиональному юристу. Специалист не упустит деталей и заполнит бумаги так, что страховщик не сможет найти в тексте поводов для отказа в исполнении обязательств.

Открытие судебного процесса невыгодно не только страховой компании, но и самому собственнику транспортного средства. Ведение судебного разбирательства отличается большими финансовыми затратами. Страхователь будет вынужден прибегнуть к помощи адвоката, оплатить государственную пошлину. Оплата услуги составления заявления обойдется гораздо дешевле. Также суд после рассмотрения иска может принять решение о снижении размера материального взыскания со страховой компании.

Кто выносит решение о взыскании


Только суд может вынести решение относительно взыскания материальной компенсации за просрочку исполнения обязательств страховой компанией. Основанием для данной меры будет служить грамотно составленное исковое заявление. Судебный процесс будет проходить в рамках гражданского судопроизводства, что предполагает следованию гражданско-правовым законодательным актам.

Истец будет обязан доказать обоснованность выдвинутого обвинения.

Судья вынесет выгодное для собственника транспортного средства решение при наличии следующих обоснований:

  • заключение экспертизы;
  • документальное подтверждение факта наступления страхового случая;
  • обязательства самого страхователя;
  • подтверждение правильности предоставленных расчетов.

По итогу судебного разбирательства, если автовладелец сможет доказать обоснованность выдвинутого обвинения, страховая компания будет обязана выплатить немалую сумму. В число расходов организации войдут компенсация причиненного в результате наступления страхового случая ущерба, неустойка, расходы страхователя, понесенные в результате судопроизводства.

Какие документы понадобятся

Чтобы получить компенсацию за просрочку периода выполнения обязательств страховщиком, страхователь должен подготовить необходимый пакет документов.

Для успешного ведения дела собственнику авто должен предоставить суду следующие документы:

  • паспорт гражданина;
  • договор на оказание услуги комплексного страхования движимого имущества;
  • квитанция, подтверждающая оплату КАСКО;
  • выписка с расчетного счета в качестве подтверждения отсутствия перевода по страховке;
  • документ о подаче всех документов, который составляется представителем отдела урегулирования убытков;
  • подтверждение отказа на предоставление направления на СТО, если по договору страхования компания должна была обеспечить ремонт ТС;
  • прочие документальные подтверждения того, что страховая компания нарушила свои обязательства.

Особым и важным документом является исковое заявление, без которого обращение в суд попросту невозможно. Составить текст документа собственник автомобиля может самостоятельно или при помощи юриста.

Если страхователь принял решение самостоятельно составить заявление, он должен прописать в тексте следующие положения:

  • наименование инстанции, куда иск будет передан;
  • данные заявителя;
  • название страховой организации, где был оформлен полис добровольного страхования;
  • данные автомобиля клиента страховой компании;
  • информация о наступившем страховом случае: дата, время, место;
  • дата подачи в страховую компанию заявления на получение компенсации;
  • размер поступлений по страховке или дата полного отказа в предоставлении выплат по страховому случаю.

Каждый документ играет свою роль в ходе разбирательства о взыскании неустойки. По этой причине собственник транспортного средства должен позаботиться о сборе всех документальных доказательств своей правоты.

Исковое заявление


Статья 23 Гражданского кодекса предполагает разрешение подобного рода конфликтов мировым судьей при условии, что пострадавшая сторона требует выплаты менее 50 тысяч рублей. Если же предполагаемый размер выплат превышает обозначенную сумму, дело переходит в районный суд. Важно также учитывать, что исковое заявление подается в судебный орган, действующий по месту расположения страховой компании, а не проживания заявителя.

Чтобы судья вынес решение быстро и беспрепятственно, в направляемом иске собственник ТС должен предоставить расчет размера требуемых компенсационных выплат, а также сослаться на действующее законодательство страны. Кроме того суд уделяет большое внимание перечню прилагаемой документации.

Порядок выплат

По итогу судебного разбирательства судебный орган вынесет решение относительно присуждения автомобилисту положенного размера компенсации. Далее необходимо дождаться момента вступления в силу решения судьи. По истечению тридцатидневного срока собственник транспортного средства должен явиться в канцелярию и получить исполнительный лист.

Полученный документ необходимо доставить в ФССП. Таким образом будет возбуждено дело взыскании со страховой компании установленной суммы средств. Благодаря действию службы судебных приставов страхователь получит на свой банковский счет обозначенную в требовании сумму средств.

Выплаты для юридических лиц

Порядок взыскания компенсационных средств для юридических лиц не отличается от аналогичного порядка для простых граждан. Защита от рисков движимого имущества происходит в абсолютно идентичном порядке. По этой причине организация для получения компенсации должна пройти тот же процесс, что и физические лица.

Средства для покрытия ущерба и неустойку сначала нужно требовать у руководителя компании на этапе досудебного урегулирования конфликта. Только в случае отказа от рассмотрения заявления или наличии в предоставленных страховщиком расчетах неточностей собственник авто может обращаться в судебные органы. К судебному иску также необходимо приложить установленный пакет документов, который позволит суду обязать страховую компанию покрыть все финансовые обязательства перед юридическим лицом.

Судебная практика по неустойке КАСКО


Практика ведения судебных споров между страховщиком и страхователем довольно распространена. Анализ судебных процессов по данным вопросам позволяет выделить некоторые общие моменты судебной практики по взысканию неустойки. Так, судьи нередко выносят решение о сокращении размера компенсационных выплат, которых требует собственник авто.

Распространенные обоснования снижения суммы следующие:

  • размер неустойки по страховке превышает размер страховой суммы;
  • расчет компенсации произведен сразу по двум формулам.

Также судебный орган может вынести решение о снижении размера выплат в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса РФ. Положение применяется в ситуациях, когда страховая компания отправляет в суд претензию о завышенном размере компенсации. При должном обосновании суд вправе удовлетворить требование ответчика об установлении справедливого размера выплат.

Срок исковой давности

Срок исковой давности по делам, касающимся гражданского судопроизводства, равен 3 годам. Также статья 966 Гражданского кодекса РФ регламентирует длительность периода, в течение которого собственник транспортного средства имеет право направления требования о выплатах страховщику, с которым был заключен договор комплексного страхования движимого имущества. Длительность срока давности по иску начинает отсчитываться с того момента, как собственник транспортного средства узнал о нарушении своих законных прав.

Стоит указать и срок исковой давности для права требования страховой компании возмещения убытков с непосредственного виновника происшествия — суброгации. Данный период длится 3 года. В течение обозначенного срока страховая компания имеет возможность возмещения собственных убытков, понесенных в ходе исполнения обязательств по предоставлению компенсации, потребовав средства на восстановления с виновной стороны ДТП.

Принципиальные отличия неустойки по КАСКО и ОСАГО

Главное отличие во взыскании штрафных санкций по полису обязательного и добровольного страхования заключается в существовании Федерального закона под номером 40, принятом 25 апреля 2002 года. Дело в том, что данное положение полностью регламентирует особенности страхования по полису ОСАГО. В данном законе также прописывается размер неустойки по обязательной страховке — 1% за день просрочки исполнения обязательств.

Несмотря на то, что размер неустойки по ОСАГО ниже, чем по КАСКО, взыскать ее значительно проще. Так как обязательное страхование имеет четкий регламент и регулируется по узким законодательным актам, страхователь редко испытывает неудобство при взыскании средств.

Добровольное страхование регулируется общими законодательными актами: Гражданским кодексом и Законом о правах потребителей. Стоит указать, что снижение размера неустойки и по КАСКО, и по ОСАГО действует по одному законодательному положению: статье 333 ГК.

Читайте также: