Не пройден скоринг осаго оформление договора не одобрено что это значит

Обновлено: 15.05.2024

С 31 января все бюро кредитных историй (БКИ) должны показывать заемщикам индивидуальный кредитный рейтинг (скоринговый балл). Он рассчитывается на основе кредитной истории.

Однако кредиторы при принятии решения о кредитах часто используют собственные системы скоринга, не ограничиваясь данными БКИ. Например, у них может быть скоринг для принятия решения о предоставлении кредита или займа, для оценки вероятности дефолта после выдачи кредита, для оценки вероятности возврата просроченного долга и проч. В каждом случае кредиторы устанавливают так называемый уровень отсечения. Если скоринг конкретного потребителя выше этого уровня, то кредит могут выдать, если ниже – то вряд ли. Уровень отсечения выбирается банком самостоятельно, исходя из аппетита к риску, т. е. допустимых для него потерь от кредитования.

Что влияет на скоринг

При расчете скорингового балла может использоваться масса разнообразных параметров: пол, возраст, образование, число иждивенцев, имущество в собственности, кредитная история (ранее выплаченные крупные кредиты, сопоставимые по сумме и сроку с вновь получаемым, частота и сумма просроченных платежей по погашенным или существующим обязательствам и т. п.). Из всего перечня параметров, влияющих на скоринг, наибольшую значимость имеют сведения из кредитной истории, а в ней – прежде всего просрочки платежей.

Результат скоринга также зависит от типа предыдущих кредитов. К примеру, если у потребителя есть погашенная или в значительной мере выплаченная ипотека, это, безусловно, повышает балл.

Наличие займа в микрофинансовой организации может свидетельствовать о том, что в прошлом у клиента были проблемы с получением займов в банках. Комбинация просрочки в банках и займов в МФО отражается в скоринге как негативный риск-фактор. Но среднестатистическому клиенту МФО, не имевшему просрочек, скорее всего дадут кредит в банке, особенно под залог.

Наличие кредитных карт и карт рассрочки – палка о двух концах. Если потребитель регулярно пользуется картами, не допуская просрочек, его кредитная история улучшается. Это также может свидетельствовать о его высокой финансовой грамотности, так как кредитная карта все еще остается довольно сложным для потребителя продуктом. Подобная грамотность будет положительно истолкована скорингом.

В то же время погашение карточных кредитов минимальными платежами может рассматриваться как свидетельство недостаточного уровня дохода. Негативным фактором может быть и высокая утилизация кредитной карты, когда, например, при лимите 50 000 руб. постоянно использовано 45 000 руб.

Если человек подал заявки одновременно нескольким кредиторам, скорее всего, это будет истолковано негативно, так как может говорить о финансовых трудностях заемщика. Но подача нескольких заявок кредитным брокером от имени клиента в подавляющем большинстве случаев оценивается нейтрально, если, конечно, сам брокер не замешан в подозрительных или мошеннических операциях при получении кредитов (за этим следят сами кредиторы или внешние сервисы противодействия кредитному мошенничеству). В таком случае оценка будет негативной.

Отказ от получения одобренного займа будет рассматриваться, скорее, с положительной стороны. Значит, это разборчивый клиент, которому что-то не понравилось в принятом кредитором решении: сумма, ставка, срок или что-то еще. И в итоге банк может сделать вывод о том, что у клиента могут быть предложения от других банков.

Досрочное погашение кредитов, как правило, оказывает положительное влияние на скоринг. Оно может свидетельствовать о росте платежеспособности заемщика, а значит, о снижении риска невозврата кредита. В результате банк может в будущем предложить клиенту более выгодную процентную ставку. Но стопроцентной связи между досрочным погашением и более выгодным предложением от банка не существует.

Традиционно кредиторы принимают во внимание относительно свежую кредитную историю. Большинство анализируют просроченную задолженность за пять лет, предшествующих подаче новой заявки. Иными словами, если после погашенной или списанной просрочки ничего не предпринимать, то, скорее всего, с годами внутренний скоринг в банке сам по себе нормализуется. Однако нужно помнить, что некоторые банки анализируют кредитную историю за более длительный период.

Для восстановления скоринга до нормальных значений можно воспользоваться специальными программами. Суть их в получении небольших коротких кредитов и их своевременном погашении. Этот способ позволит за 2–3 года увеличить скоринговый балл до уровня, с которым можно претендовать на залоговые кредиты в ряде банков, работающих с клиентами, которые ранее пропускали платежи.

Для устранения ошибок рекомендуется подать заявление в банк, передавший в БКИ некорректные данные, или в само БКИ, которое выступит посредником между человеком и банком и проследит за тем, чтобы недостоверная информация в кредитной истории была вовремя исправлена.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Что такое кредитный скоринг, и как он влияет на одобрение ипотеки .

Банки оценивают кредитоспособность потенциальных заемщиков по системе кредитного скоринга. Он включает финансовые и социальные параметры.

Раньше оценка кредитоспособности потенциального заемщика проводилась относительно субъективно. Менеджер банка получал документальное подтверждение дохода, на словах узнавал примерный объем расходов – и всё. При соблюдении формальных требований андеррайтеры могли принять положительное решение, не учитывая возможных рисков.

С внедрением модели кредитного скоринга подход изменился. Статистические методы позволяют достоверно спрогнозировать риски и оценить, насколько надежным будет тот или иной клиент.

Что такое кредитный скоринг

Под кредитоспособностью понимают характеристику субъекта, отражающую его способность в полном объеме отвечать по своим обязательствам в установленный срок. В практике финансового менеджмента существует много методов ее оценки. В отношении физических лиц применяются:

Коэффициентный (он же метод Сбербанка). На основе комплекса расчетных показателей клиента относят к одному из четырех классов платежеспособности.

Метод Ассоциации российских банков. Выводы делаются на основании анализа прошлого опыта возврата кредитов, обоснованности запрашиваемой суммы, наличия имущественного обеспечения на случай утраты платежеспособности.

Статистический (он же модель Z). На основе статистических показателей прогнозируется вероятность банкротства заемщика.

Кредитный скоринг – это разновидность статистического метода. По каждому клиенту заполняется анкета, система автоматически делает выборку прошлых заемщиков с аналогичными характеристиками. Если близкая ему социально-экономическая группа ответственно относится к обязательствам, заявка будет одобрена. А если в выбранной прослойке платежная дисциплина хромает, то высока вероятность отказа в кредите.

Что учитывает система кредитного скоринга

В основе подхода лежит предположение о наличии корреляции между социально-экономическими характеристиками и платежной дисциплиной. Значение придается таким пунктам анкеты:

наличие и количество детей;

наличие других иждивенцев;

частота смены мест работы;

наличие недвижимости, автомобиля и другого дорогостоящего имущества.

Финансовые показатели тоже не остаются без внимания. Андеррайтеры анализируют уровень дохода, объем расходов и обязательств, а также кредитную историю.

Правда ли, что из-за кредитного скоринга кредит стало получить сложнее

Кредитный скоринг облегчил работу андеррайтерам за счет автоматизации оценки заемщиков. Например, в Сбербанке решение по ипотеке можно получить в течение нескольких часов. Потребительский кредит вовсе одобряют и перечисляют за 15 минут.

Технически процесс, очевидно, упростился. А мнение, будто конкретным людям стало сложнее получить кредит, – не более чем миф. Подтвержденному доходу и данным кредитной истории по-прежнему отдается приоритет.

Это, конечно же, не так. Платежеспособность была и остается на первом месте. Да, женатый 40-летний мужчина с высшим образованием и двумя детьми считается идеальным образом заемщика. Но это не значит, что всем отклоняющимся от этого портрета дадут отказ.

Какие показатели учитывают бюро кредитных историй при расчете скоринга

Если вы запросите кредитный отчет в любом БКИ, то увидите, что социальные и демографические факторы там не упоминаются вовсе. Они интересуют только банк.

В кредитном отчете БКИ выводится рейтинг на основе сведений о прошлых и текущих (при наличии) займов:

платежная дисциплина (наличие задолженностей и просрочек);

количество запросов кредитной истории от разных банков;

возраст кредитной истории;

Дополнительно учитываются сведения о судебных решениях, которые потенциальному заемщику предстоит исполнить, и признаки его банкротства. Максимальный рейтинг – у клиента, своевременно погасившего все кредиты и ни разу не допустившего просрочек. Платежеспособность его не должна вызывать сомнений, а исполнительные листы – отсутствовать.

Считается, что отказы банков в выдаче займов кредитную историю не портят. Однако некоторые из них отражаются в отчете. Это позволяет предположить, что пусть не большой, но вес такие эпизоды все-таки имеют.

Как учитываются социодемографические факторы

Их рассматривают в рамках FICO-оценки, проводимой банком. В отличие от финансовой оценки, узнать результаты FICO пока возможности нет. В зависимости от количества набранных баллов, решения банка могут быть следующими:

Клиент ненадежен, в любой момент может стать неплатежеспособным

Вероятность банкротства высока, риск выдачи займа вряд ли оправдан

Крупные банки – отказ. Небольшие могут согласиться, но под повышенный процент и/или обеспечение.

Платежеспособность клиента – под вопросом

Одобрение возможно при условии официально подтвержденного дохода и идеальной кредитной истории

Клиент финансово устойчив, с ним можно работать

Одобрение на стандартных условиях

Редкий клиент с идеальной платежной дисциплиной

Одобрение с возможностью предоставления особых условий*

* Особые условия обычно получают постоянные клиенты того же банка – имеющие там счет, карту или бравшие кредит в прошлом. Так, например, ТКБ дает уменьшает ставку по ипотеке на 0,20% заемщику, который ранее без просрочек выплатил кредит.

Стоит ли переживать из-за социальных факторов скоринга?

Статистика – это инструмент для усреднения. Попадание в выборку не может со 100-процентной точностью дать характеристику конкретного человека. Тем более со временем мнения о разных категориях меняются. Иногда даже в одно время в разных банках к одному и тому же параметру относятся по-разному:

Мужчина считается более надежным. Он не уйдет в декрет, не решит вдруг посвятить жизнь домашнему хозяйству, импульсивно не бросит работу. Но женщины воспринимаются более ответственными. Они не забудут внести очередной платеж за кредит и смогут спланировать семейный бюджет, чтобы было чем заплатить в следующем месяце.

Заемщики, уже ставшие родителями, выглядят ответственными. Если справляются с обеспечением детей, значит, и кредит потянут. С другой стороны, у них больше расходов (нередко – непредвиденных), что может пошатнуть платежеспособность.

По факту кредит может получить каждый: вчерашний студент и без пяти минут пенсионер, одинокая женщина и потенциальный призывник. Во всех банках свои подходы к оценке платежеспособности, поэтому главное – не ограничиваться подачей заявки в одну организацию.

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Если агент оформляет вам полис ОСАГО от руки, на бланке зеленого цвета и требует оплату только наличными, не связывайтесь с ним. Обманет. О признаках мошенничества при страховании автогражданской ответственности "РГ" рассказали в Главном управлении Банка России по Центральному федеральному округу.

Насторожить должны оплата только наличными, низкая стоимость полиса и его заполнение от руки. Фото: Роман Игнатьев/

Насторожить должны оплата только наличными, низкая стоимость полиса и его заполнение от руки. Фото: Роман Игнатьев/ "Комсомольская правда"

Без вины виноватые

Наш читатель, молодой автолюбитель из Тулы Андрей оформил ОСАГО в электронном виде через интернет. Однако полис оказался фальшивым. Пришлось покупать новый полис и заплатить 800 рублей штрафа за езду без страховки.

Жителю Калуги Игорю Константиновичу повезло еще меньше: он узнал, что его полис фальшивый, когда стал виновником аварии. Пришлось возмещать ущерб из своего кармана. Такое бывает: мошенники оформляют полисы на фальшивых бланках.

Используют, например, настоящие бланки, но фирмы-страховщика, которая уже закрыта. Заполняют полис с ошибками, чтобы потом признали недействительным. В интернете открывают фальшивые сайты. При расплате картой могут завладеть ее реквизитами.

Восемь правил покупки

Чтобы не купить фальшивый полис ОСАГО, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева советует соблюдать несколько правил.

Первое. Проверьте лицензию. Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Узнать, имеет ли компания лицензию, можно на сайте Банка России www.cbr.ru. Скачайте таблицу "Субъекты страхового дела", найдите там нужную компанию и сверьте.

Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью "Справочника участников финансового рынка" (официальная информация Банка России). Можно проверить на сайте финансовой культуры: fincult.info.

Правило второе. Покупайте в надежном месте. В офисе продаж или на официальном сайте.

Правило четвертое. Проверяйте адресную строку в браузере, в том числе при переходе на другие страницы сайта. Возникли сомнения? Прежде чем оплатить полис, позвоните в страховую компанию и все выясните.

Правило пятое. Полис в бумажном виде можно приобрести у страхагента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте наличие документов, например, заверенной копии договора об оказании услуг.

Действует агент на основании договора со страховщиком и доверенности на заключение договоров от имени компании. Также клиент вправе потребовать паспорт и сверить паспортные данные с содержанием других документов.

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Правило шестое. Постарайтесь связаться со страховой компанией, интересы которой представляет агент, и убедитесь, что в ее штате есть такой сотрудник. На официальном сайте компании также должна присутствовать информация о сотрудниках.

Правило седьмое. Электронный полис ОСАГО приобретайте сами на сайте страховой компании. Не давайте посредникам доступ к вашему личному кабинету и персональной информации.

Правило восьмое. Проверьте полис. Уже больше года на каждом полисе, оформленном на бумажном бланке, в правом верхнем углу ставится QR-код. Это дополнительная защита от подделки. Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины. Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис - он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине.

Полисы ОСАГО можно также проверить на сайте РСА. Там вы узнаете, какой страховой компании он принадлежит и действует ли ее лицензия. Если полис не значится в реестре РСА, немедленно обратитесь в полицию и оформите новый страховой полис.

Как узнать сайты-клоны

Следует помнить, что закон запрещает оформлять электронные полисы через посредников, это право предоставлено только самим страховым компаниям, напоминает Ирина Тимоничева.

Список страховщиков, которые могут оформлять электронные полисы, опубликован на официальном сайте РСА.

Обычно фальшивый сайт имеет дизайн, схожий с оригиналом. Название домена отличается от настоящего на одну или несколько букв. Узнать адрес настоящего сайта можно на официальном сайте Банка России.

Одним из признаков обмана является оплата полиса онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании проводят ее через банк

С недавнего времени в поисковой системе "Яндекс" введена маркировка сайтов страховых компаний. Она представляет собой синий кружок с галочкой и надписью "ЦБ РФ". Увидеть значок можно в выдаче поиска напротив названия компании. Маркировка подтверждает, что это официальный сайт организации.

Фото: Пресс-служба Nissan

Иногда мошенникам удается создать возможность перехода с настоящего сайта на фальшивый. Помните, что при переходе на новые страницы ресурса меняться должны только последние буквы в адресной строке.

Одним из признаков обмана является оплата полиса, оформляемого онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании обычно проводят оплату через банк.

Приметы фальшивок и мошенников

Конечно, не стоит думать, что все страховые агенты - непременно мошенники. Но осторожность не помешает. Иногда защититься от преступника помогает простая наблюдательность, утверждает Ирина Тимоничева.

Отказывают в покупке ОСАГО

Вождение автомобиля без действующего полиса ОСАГО запрещено. И вроде бы ничего не мешает приобрести такой полис в любой страховой компании. Однако на практике СК может отказать в страховании вашей машины. Правомерно ли это? Законных причин для отказа в продаже ОСАГО всего три – если клиент не предоставил обязательные документы, не пригнал автомобиль на осмотр или произошёл сбой в базах РСА. В остальных случаях отказ необоснованный и его можно обжаловать. В статье расскажем, почему могут отказать в заключении договора ОСАГО, когда это незаконно, что делать и какая ответственность грозит страховой компании за неправомерный отказ.

Почему страховая не может отказать в продаже полиса ОСАГО на машину?

Потому что страхование автогражданской ответственности – это обязанность любого водителя, а страховые не вправе чинить препятствия.

Однако закон на стороне владельца машины:

  • Договор ОСАГО является публичным – его могут заключить любые водители, желающие застраховать автогражданскую ответственность (абзац 8 ст. 1 ФЗ-40 Об ОСАГО),
  • Автовладелец вправе выбрать любого страховщика для оформления полиса ОСАГО, а страховщик не вправе отказаться от заключения договора (п. 1.5 Положения Банка России № 431-П),
  • Предприниматель, в лице страхового агента, брокера или компании, не вправе оказывать предпочтение одним водителям перед другими при заключении публичного договора (а ОСАГО является публичным договором) – об этом говорится в пункте 1 ст. 426 ГК РФ,
  • Наконец, если страховая уклоняется от заключения обязательного публичного договора, автовладелец вправе обратиться в суд с требованием о понуждении СК заключить такой договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Таким образом, у вас есть право выбрать для оформления ОСАГО любого страховщика с действующей лицензией. И тот не вправе чинить препятствия для заключения договора обязательного страхования.

Отказ страховой в ОСАГО

Законные причины для отказа

Существует список законных причин, по которым вам в 2022 году действительно могут отказать в продаже полиса ОСАГО. И пока эти причины не будут устранены, страховку вы оформить не сможете.

Какие причины обоснованные:

  1. Отсутствие обязательных документов для заключения договора ОСАГО – перечень таких документов указан в части 3 ст. 15 ФЗ-40 Об ОСАГО. Если чего-то из списка будет не хватать, СК вправе не оформлять вам страховку.
  2. Отказ предоставить машину на осмотр – еще одно обязательное условие, при невыполнении которого страховая откажется страховать ТС, и вы не сможете получить полис ОСАГО. Осмотр позволяет узнать, в каком состоянии находится автомобиль и нет ли на нём повреждений, о которых вы умолчали.
  3. Сбой в работе АИС РСА – в базе Российского Союза Автостраховщиков содержится полная информация о водителе для расчёта стоимости ОСАГО. Если у страховой не будет доступа к АИС РСА, то в заключении договора вам также откажут, со ссылкой на технические проблемы.

Вот три причины, когда отказ в продаже полиса ОСАГО будет считаться законным.

Как решить проблему?

Итак, если вы не смогли приобрести полис ОСАГО по одной из вышеназванных законных причин, ситуация вполне решаема. Порядок действий зависит от конкретной ситуации:

  • если вы не предоставили СК обязательные документы – вам нужно донести их в страховую и заключить договор ОСАГО,
  • если отсутствует доступ к базе АИС РСА – нужно подождать пару часов, пока связь возобновится. Обычно технические проблемы решаются в тот же день,
  • если не предоставили машину для осмотра – согласуйте время и отвезите ТС представителям страховщика,
  • если не можете ввести капчу или пароль при покупке е-ОСАГО – посетите один из офисов страховой компании.

Необоснованные причины для отказа в страховании автомобиля

Помимо законных причин есть и надуманные. Страховые компании могут идти на разные уловки, лишь бы не заключать договор с нежелательными для себя клиентами.

Незаконные причины отказа в заключении ОСАГО в 2022 году:

Незаконные причины отказа в страховании

Что делать в случае отказа страховой заключить договор ОСАГО?

Прежде всего выяснить причину отказа. Если она в числе незаконных, можно обратиться к вышестоящему сотруднику или к директору офиса. Но на практике это редко помогает.

В таком случае следует получить от СК письменный отказ в страховании машины. И ниже мы рассмотрим, какие шаги для этого предпринять.

  • ценным письмом по почте с описью и уведомлением о вручении адресату,
  • лично в офисе страховой – один экземпляр останется в СК, а на втором её представитель должен будет проставить подпись, печать, дату и входящий номер.

При отправке оферты почтой в качестве доказательства у вас на руках будет опись вложения, а при личной передаче в офисе страховщика – второй экземпляр заявления. Не теряйте их до полного разрешения проблемы!

Шаг 2. Получить официальный письменный ответ от страховой

Проигнорировать заявление-оферту страховая не может. Договор ОСАГО является публичным и обязательным, поэтому закон даёт СК на рассмотрение оферты 30 дней – в силу п. 1 ст. 445 ГК РФ.

Что дальше? А дальше страховщик должен известить вас о принятом решении. Оно, к слову, может быть уже в вашу пользу – тогда вас пригласят в отделение страховой компании для заключения договора ОСАГО. И совсем редкость, когда СК присылает письменный отказ в услуге страхования на машину. Но и в этом случае у вас выигрышная позиция. Имея на руках официальный отказ, можно обращаться в суд и принуждать страховую заключить договор ОСАГО.

Оферта на оформление ОСАГО

Шаг 3. Собрать доказательства

Если вы поняли, что находитесь в числе нежелательных клиентов страховой, можно зафиксировать её отказ в оформлении ОСАГО иным способом. Но для этого придётся лично посетить отделение страховой компании.

Вначале попросите сотрудника СК предоставить отказ в письменном виде. Абсолютно точно никакую бумагу вам не выдадут. В страховой прекрасно понимают, что действуют незаконно и не станут усугублять положение. Если отказ не выдали, предупредите, что включаете видеокамеру и зафиксируйте факт уклонения сотрудников СК заключать с вами договор ОСАГО. Запишите весь разговор, сделайте фото с места события, возьмите показания у свидетелей.

Позже с этими доказательствами можно обжаловать действия страховщика в надзорных и судебных органах.

Шаг 4. Обратиться с жалобой на страховщика

Договор ОСАГО является обязательным. Если страховщик уклоняется от его заключения, вы вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в районный суд (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Помимо подачи искового заявления, можно обратиться:

  • в интернет-приемную Банка России – он регулирует деятельность страховых компаний и пресекает незаконные действия с их стороны,
  • в РСА – реагирует на любые нарушения со стороны страховых организаций,
  • в Федеральную антимонопольную службу,
  • в прокуратуру.

Почти во всех спорах по поводу отказа в обязательном страховании вопрос решается в пользу автовладельцев.

Обратите внимание! Даже если вы получили отказ в заключении договора, это не даёт вам права ездить за рулём автомобиля. Управлять транспортным средством без ОСАГО запрещается. Если нарушение будет зафиксировано сотрудниками ГИБДД, вас ждёт штраф в размере 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

Но еще бо́льшие неприятности ждут в случае спровоцированного ДТП. Виновнику аварии без полиса ОСАГО грозит регресс от страховой – вначале она возместит ущерб пострадавшим, а затем взыщет эти суммы с него (ст. 14 ФЗ № 40 Об ОСАГО).

Так, в Ставропольском крае водитель пытался обжаловать штраф за езду без ОСАГО на основании отказа страховой в заключении договора. Суд не поддержал его доводы и жалобу отклонил (Решение № 7-319/2019 от 15 мая 2019 года).

Что грозит страховщику за отказ в оформлении полиса ОСАГО?

Страховым компаниям грозят административные меры в рамках ст. 15.34.1 КоАП РФ. Причём ответственность предусмотрена не только для юридического лица, но и для тех сотрудников, кто отказал в оформлении полиса ОСАГО.

  • страховому агенту, брокеру или другим должностным лицам – штраф от 20 до 50 тысяч рублей,
  • страховой компании – от 100 до 300 тысяч рублей.

Страховые знают, что переступают черту закона отказом в заключении договора ОСАГО. Поэтому, если вы хотите решить вопрос в свою пользу, напомните страховому агенту об административной ответственности. В таком случае есть шанс, что дело не дойдёт до разбирательств, и вам удастся застраховать автогражданскую ответственность в тот же день.

Читайте также: