Наезд на препятствие является ли дтп

Обновлено: 17.05.2024

Правила дорожного движения обозначают не только максимальную скорость движения, установленную знаками или участком дороги (населённый пункт/трасса), но и предписывают выбирать скорость индивидуально в зависимости от условий дороги. Именно об этом говорит пункт 10.1 ПДД.

Официальная трактовка на 2022 год

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Пункт 10.1 не менялся с самого введения Правил дорожного движения как подзаконного акта и до 2022 года. Вышеуказанная трактовка звучит так ещё с 1993 года.

Единственная попытка изменить этот пункт подзаконного акта заключалась в общественной инициативе №77Ф12974, где инициатор указал, что 10.1 фактически вводит презумпцию виновности водителя в своём последнем абзаце, и обосновав это тем, что, например, даже при ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в запрещённом месте на запрещающий сигнал светофора да ещё и состоянии опьянения, водителю всё равно вменяют нарушение 10.1 и делают того виноватым.

Инициатива не была принята к рассмотрению ввиду малого числа проголосовавших.

Комментарии к пункту 10.1 ПДД

Фактически, данный пункт Правил является универсальным. Очень часто его приписывают, когда водитель наехал на любое неподвижное (или даже подвижное) препятствие на дороге – стоящее транспортное средство, какой-либо мусор, упавшие деревья или столбы, животные (лоси, крупный рогатый скот и другие).

В частности, пункт 10.1 предписывает:

  • выбирать скорость в населённых пунктах 60 км/ч, вне их – 90 км/ч – при этом, 10.1 неразрывно связан с 10.2, устанавливающим конкретные значения максимальной скорости,
  • если установлен знак 3.20 с ограничением скорости, то он имеет приоритет перед пунктом выше – то есть в этом случае Вам нужно руководствоваться значением скорости на знаке знаком, причём, на знаке может быть указана скорость и выше (примечание к пункту 10.2 ПДД),
  • второй абзац чётко говорит не только о наезде на препятствие, но и о том, что нельзя создавать опасное вождение – даже если кто-то другой нарушает – подрезает, резко тормозит без причины, выехал, не уступив дорогу, от "таранить" его запрещено в любом случае, хотя вина при ДТП, скорее всего, ляжет именно на том, кто нарушил иной пункт, нежели если Вы нарушите пункт 10.1 ПДД неумышленно.

Из логики нарушения этого пункта можно установить, что он является ещё и прецедентным – считается, что 10.1 ПДД не нарушен до тех пор, пока не создался прецедент – авария. Если ДТП нет, нет и факта неверно выбранной скорости движения – то есть скорость считается безопасной.

Про ненаказуемое превышение

10.1 Правил дорожного движения 2022 года как раз даёт понять, что ненаказуемого превышения в принципе не может быть. Вам не будет выписан штраф за превышение, если величина такого превышения скорости будет не более чем на 20 км/ч.

Но отсутствие наказания не означает отсутствия нарушения. И яркий тому пример – ДТП, где даже малейшее превышение может стать причиной отягчающих обстоятельств или в редких случаях обоюдной вины.

Важное замечание!

Штраф за нарушение 10.1

Непосредственно за нарушение пункта 10.1 ПДД штрафа нет. Действующая на 2022 год редакция Административного кодекса просто не предусматривает наказания за неверно выбранную скорость вопреки погодным или дорожным условиям.

Наказания за конкретные превышения скорости установлены статьёй 12.9 КоАП, но при вынесении постановления по этой норме нарушается пункт 10.2 Правил, а не 10.1.

Тем не менее, пункт 10.1 очень часто выписывается в случае ДТП, если водитель, к примеру, не успел остановиться и въехал в находящееся на проезжей части препятствие, даже если не превышал ограниченной на этом участке дороги скорости. Вердикт при рассмотрении таких аварий, как правило, один: не успел остановиться – значит, не выбрал безопасную скорость движения, равно нарушил пункт 10.1 ПДД.

Судебная практика

  • Постановление № 4А-492/2017 Архангельского областного суда о применении пункта 10.1 в качестве нарушения, которое привело к наезду на стоящую машину.
  • Решение № 12-57/2014 Кировского районного суда отменяет определение об отказе в возбуждении дела за нарушенный пункт 10.1 ПДД, что привело к ДТП, так как к аварии привело нарушение ПДД второго участника.
  • Решение № 12-312/2013 районного суда во Владивостоке об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на основании того, что ему было вменено нарушение пункта 10.1, но он не мог предвидеть опасность для движения из-за гололёда, с отсылкой на то, что места гололёда должны обозначаться соответствующими дорожными знаками.

Разъяснение про ямы на дорогах

Очень часто при попадании в ямы, открытые люки и прочие сооружения и устройства, находящиеся на проезжей части, водителю предписывают нарушение пункта 10.1. Мол не выбрал безопасную скорость движения, сам и виноват. И в этом случае компенсацию за причинённый ущерб с дорожников взыскать невозможно.

Между тем, данная трактовка неверная – водитель не мог предвидеть данной опасности, так как службы, отвечающие за данный участок дороги, допустили нарушение безопасности движения на нём (для этого ямы должны не соответствовать ГОСТу по размерам). Поэтому определения с нарушением пункта 10.1 ПДД можно и нужно обжаловать.

Ниже Вы можете посмотреть видеоролики с типичными ДТП из-за нарушения пункта 10.1 Правил дорожного движения.

img

Дорожно-транспортное происшествие необязательно означает столкновение двух автомобилей. Иногда это может быть наезд на препятствие, которое тоже расценивается как ДТП и требует составления протокола.
В сегодняшней статье рассмотрим, каковы особенности у подобных происшествий и как нужно действовать водителю, чтобы разрешить ситуацию максимально безболезненно.

○ Что такое наезд на препятствие?

Один из вариантов ДТП – это столкновение с неподвижным предметом, на который водитель наехал или с которым столкнулся. Чаще всего объектами наезда выступают:

  • Опоры моста.
  • Придорожные столбы.
  • Деревья, растущие вдоль трассы.
  • Строительные материалы (песок, щебень, кирпичи и пр.).
  • Ограждения (например, о ведении ремонтных работ).
  • Здания и иные постройки, расположенные вдоль дороги.
  • Двери другого транспортного средства, оставленные приоткрытыми.

По степени опасности наезд на препятствие можно сравнить с лобовым столкновением двух авто, потому что в обоих случаях возможно получение травм и даже летальный исход. Вероятность смерти водителя или пассажира увеличивается, если при столкновении с препятствием он не был пристегнут ремнем безопасности.

○ Способы оформления.

✔ С сотрудниками ГИБДД.

Инспектор, вызванный на место происшествия, собирает следующую информацию:

  • Сведения о водителе.
  • Разъяснения участников ДТП.
  • Показания свидетелей.
  • Вид ДТП.
  • Перечень полученных повреждений.

На основе полученных сведений, инспектор оформляет перечень документов:

  1. Протокол осмотра места происшествия, в котором указывается информация об участке дороги, характеристика проезжей части, наличие пешеходных тропинок и дорожного покрытия. Также в протокол включаются сведения о погодных условиях на момент ДТП. В документе указывается:
  • Время начала и окончания осмотра.
  • Расстояния и замеры, которые будут учитываться при дальнейшем расследовании.
  • Действия для фиксирования обстановки ДТП.
  • Заявления от участников происшествия.
  1. Справка о ДТП по форме Приказа МВД России от 01.04.2011 № 154. В ней содержится информация о:
  • Точном времени и дате происшествия.
  • Участниках происшествия.
  • Пострадавших.
  • Госномерах ТС.
  • Повреждении машин.
  1. Схема ДТП, в которой описываются обстоятельства ДТП и пояснения участников. В ней указывается:
  • Измерение положения ТС, наехавшего на предмет.
  • Объекты соударения.
  • Длина и направление тормозного пути.
  • Размеры ближайших объектов.
  • Графическая схема места наезда с пояснениями.
  • Факторы, ограничивающие обзор.
  • Вспомогательные ориентиры.
  • Размеры объектов перпендикулярно и параллельно дорожной линии.
  • Характерные точки ТС (колесные ступицы и/или буксирные крюки).
  1. Протокол осмотра и техсостояния машины – отмечаются неисправности с указанием степени деформации.
  2. Протокол контроля трезвости водителя по результатам проверки на алкотестере.

✔ Без сотрудников.

Оформление ДТП без вызова полиции возможно только в том случае, если в аварии участвовало 2 ТС, водители которых не имеют друг к другу претензий и у обоих есть действующий полис ОСАГО. Если в аварии участвовало только одно лицо, вызов инспектора для оформления происшествия обязателен.

✔ Как оформляется Европротокол.

При оформлении происшествия без вызова полиции, участники самостоятельно заполняют бланк извещения о ДТП, который направляется в страховую. Необходимо отразить:

  • Обстоятельства аварии.
  • Схему происшествия.
  • Характер ущерба и его объем.

Несмотря на некоторые преимущества самостоятельного оформления Европротокола (в первую очередь, это экономия времени), желательно все же потратить несколько часов на встречу с сотрудниками ДПС, потому что последние смогут более грамотно отразить все обстоятельства дела.

✔ Можно ли обратиться в страховую?

В страховую обращаться можно и нужно с составленным Европротоколом или извещением о ДТП, оформленном инспектором. Документы нужно передать в страховую не позднее, чем через 5 дней после происшествия. Но чтобы максимально повысить свои шансы на получение компенсации, желательно предупредить сотрудников страховой компании сразу в день аварии.

✔ Кто занимается оценкой ущерба.

Оценка ущерба проводится экспертом страховой компании, в которой оформлен ваш полис. Подобное исследование необходимо для того, чтобы рассчитать стоимость компенсации, которая будет выплачена водителю. Экспертиза проводится за счет страховой, для клиента она будет бесплатной.

Если возникают какие-то проблемы (например, страховая назначает слишком маленькую компенсацию), можно сделать независимую экспертизу и требовать компенсации в необходимом размере. Для этого можно обратиться к аварийному комиссару, которым может быть физическое или юридическое лицо, чьими услугами пользуются водители при спорных страховых ситуациях.

Аварком работает только для пользователей КАСКО, для держателей ОСАГО его услуги недоступны. Стоимость его услуг, как правило, уже включена в полис, поэтому его вызов не повлечет дополнительных расходов.

○ Административная ответственность за наезд на препятствие?

В КоАП нет отдельной статьи, регламентирующей наказание за наезд на препятствие. Подобное правонарушение квалифицируется как несоблюдение ПДД, ставшее результатом столкновения. Наказание зависит от причин, приведших к наезду. Например, за отсутствие ремней безопасности положен штраф в размере 1000 рублей, за использование ТС с нарушениями правил эксплуатации – в размере 500 рублей.

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
(ст. 12.36.1 КоАП РФ).

Здесь нужно учитывать, что водитель будет привлечен к ответственности в том случае, если препятствие, на которое был совершен наезд, установлено по всем нормам закона. При наличии нарушений, наказываться будет собственник предмета.

○ ДТП по вине дорожных служб, кто виновен и куда жаловаться?

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(п.1 ст. 12.4 КоАП РФ).

Если при этом причинен вред здоровью в легкой и средней степени, размер штрафа увеличивается до 50-100 тысяч рублей для физлиц и до 400-500 тысяч для юридических лиц.

Виновность дорожных служб определяется сотрудником ДПС, она фиксируется во всех протоколах. Привлечение к ответственности производится через суд.

Например, если строительные материалы расположены в зоне проезда и не ограждены предупреждающими знаками, ответственность за ДТП несет их владелец. Тяжесть наказания зависит от степени тяжести аварии.

○ КАСКО и наезд на препятствие.

Наезд на неподвижный предмет, как правило, является страховым случаем по КАСКО. Поэтому вы можете рассчитывать на компенсацию в случае столкновения. В большинстве компаний предусмотрена возможность выплаты компенсации при незначительном повреждении. Но многие из них находят вполне законные способы избежать перечисления денежных средств.

Например, вы звоните в свою страховую после ДТП и описываете ситуацию. На другом конце провода вас уверяют, что ваш случай входит в список страховых и предлагают приехать для оформления. Вы, довольный, что не нужно собирать кипу бумаг, едете в компанию, пишете заявление, на что вам отвечают, что выплачивать ничего вам не будут. Объясняют это тем, что вы покинули место происшествия, не дождавшись сотрудника страховой, тем самым аннулировав возможность получения страховки.

Таким образом, наезд на неподвижный предмет является разновидностью ДТП, которая имеет свои особенности и нюансы. Их знание поможет получить вам компенсацию после аварии и выйти из ситуации с наименьшими потерями.

○ Советы юриста:

✔ Если наезд на препятствие произошел по вине водителя, подрезавшего автомобиль, кто понесет ответственность?

В данном случае наказание должен понести водитель, создавший аварийную ситуацию, потому что именно он является виновником ДТП. Факт его вины и наказание определяются судом.

✔ Можно ли избежать разбирательств, если самостоятельно отремонтировать транспорт?

Это возможно, потому что в подобном случае у пострадавшего не будет причин для жалобы. Его основная цель ­­ – возместить ущерб, а кто будет это делать, виновник или страховая, не имеет для него существенной разницы.

Блог "НАШ НАДЗОР". В этом видео Вы узнаете, как оформить ДТП при наезде на препятствие.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

фото наезда на препятствие

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Столкновение с неподвижным предметом или наезд на препятствие: общее понятие

Итак, что же такое наезд на препятствие? В соответствии с ПДД РФ это под ним следует понимать удар транспортного средства о неподвижный предмет (ограду). Такое столкновение расценивается как авария. Из данного определения можно сделать вывод, что в качестве препятствия может выступать любой статичный объект. К ним относят:

  • всевозможные ограды;
  • мостовые опоры;
  • столбы;
  • растущие вблизи автомобильной догори деревья;
  • придорожные постройки;
  • указатели и знаки;
  • строительные материалы и техника;
  • припаркованные на обочине авто.

На последний объект хочу обратить особое внимание, так как в этом случае у автовладельцев есть возможность выбрать способ оформления происшествия, о чем мы расскажем дальше.

Рассуждать об опасности таких происшествий для водителя и пассажиров автомобиля сложно. Иногда сила удара оказывается настолько велика, как при лобовом столкновении. Это может привести к гибели людей или причинению им телесных повреждений. В этом случае наказание для находившегося за рулем водителя будет суровым. Его могут привлечь не к административной, а к уголовной ответственности (об этом мы поговорим позже).

Возможные причины наезда на препятствие

Причины столкновения с неподвижным объектом могут быть разными. Обычно такие неприятности происходят если водитель:

Какова бы ни была причина столкновения с препятствием, виной всему всегда оказывается пренебрежение нормами безопасности и ПДД.

фото перекуса за рулем

Ответственность за столкновение со статичным предметом

Нарушившего Правила дорожного движения и наехавшего на неподвижный предмет водителя привлекут к уголовной или административной ответственности. Какой именно зависит от обстоятельств и последствий столкновения. Давайте детально изучим каждую из них.

Наезд на статичный предмет в любом случае является нарушением ПДД за которое управляющее авто лицо могут привлечь к административной ответственности. Заглянув в КоАП можно заметить, что отдельной статьи за такое правонарушение, как столкновение с неподвижным объектом там нет. Наказание водителю определяется в зависимости от того, какие именно его действия привели к инциденту. Это может быть штраф за:

  • эксплуатация неисправного автомобиля – 500 рублей;
  • неиспользование ремней безопасности – 1000 рублей;
  • управление авто в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения – 30 000 рублей.

За последнее правонарушение водителю также запретят права управления ТС сроком до 2-х лет.

К уголовной ответственности привлекают за деяние, несущее высокую общественную опасность. Такое наказание ожидает находившегося за рулем машины гражданина, чьи действия привели к причинению вреда жизни или здоровью человека. Обычно водителей привлекают к ответственности по статьям 264 или 266 УК РФ.

В завершении хочу обратить внимание на такое понятие, как малозначимое событие. В соответствии с административным законодательством РФ под таким следует понимать деяние, которое имело место и формально содержит признаки правонарушения, но не повлекло за собой нарушения общественного порядка. В таком случае виновника ДТП освободят от ответственности.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.


Взыскано в суде


Взыскано в суде

СК Опора
СК Ангара


Взыскано в суде


Взыскано в суде

Оформление столкновения с неподвижным предметом

Далее мы поговорим о том, как же происходит оформление ДТП при наезде на препятствие. Именно этому вопросу следует уделять особое внимание, если водитель рассчитывает на возмещение ущерба по ОСАГО или КАСКО. Варианта может быть два:

  • с привлечением инспекторов ГИБДД;
  • самостоятельно при помощи Извещения о ДТП.

Каким из них воспользоваться, чтобы в дальнейшем не возникло претензий со стороны страховой компании? Давайте детально изучим каждый способ и поговорим о том, какие действия предпринимает сотрудник Госавтоинспекции, если происшествие требует его присутствия и документы будут оформляться в первом и во втором случае.

Оформление происшествия сотрудником ГИБДД

Практически во всех случаях такое ДТП, как наезд на препятствие, оформляется представителями Госавтоинспекции. Существует лишь одно исключение, когда можно использовать Европротокол и о нем мы расскажем позже.

Давайте смоделируем ситуацию. В процессе движения Вы наехали на неподвижный предмет и вызвали сотрудников ГИБДД. Какие действия они должны предпринять, прибыв на место происшествия? Главная цель представителя государственного органа – сбор информации, позволяющей воссоздать картину происшествия, установить виновность водителя и выяснить причины случившегося. Он:

  • выясняет личные данные водителя транспортного средства (ФИО, домашний адрес, контактный номер телефона);
  • берет первичные пояснения у виновника аварии и других участников (при наличии);
  • определяет вид дорожно-транспортного происшествия;
  • устанавливает количество и сложность повреждений, которые получило авто.

Далее сотрудник ГИБДД приступает к оформлению документов. Им составляется схема аварии и такие протоколы:

  • осмотра места ДТП;
  • осмотра и проверки технического состояния автомобиля;
  • контроля трезвости водителей.

Каждый документ должен содержать определенную информацию.

фото оформления ДТП инспектором ГИБДД

Содержание документов

В схеме происшествия описываются обстоятельства наезда и пояснения участников ДТП. В ней указывают:

  • точные измерения расположения машины, столкнувшейся со статичным предметом;
  • объект, на который наехало авто;
  • характеристики тормозного пути (длина, направление);
  • размеры окружающих место столкновения объектов;
  • зарисовку схемы зоны наезда и пояснения к ней;
  • факторы, которые могли ограничить обзор;
  • дополнительные ориентиры (знаки, указатели, постройки, зеленые насаждения и другое);
  • размеры объектов, которые размещены параллельно и перпендикулярно линии участка дороги, где произошел наезд;
  • наличие характерных элементов авто (буксирных крюков, колесных ступиц).

Далее рассмотрим содержание протокола осмотра места происшествия. В нем прописывают:

  • точное время начала и завершения процедуры;
  • расстояния и замеры, помогут восстановить картину случившегося и будут необходимы при проведении расследования;
  • список предметов, изъятых на месте ДТП;
  • действия, при помощи которых было зафиксировано происшествие (фото и видео съемка, слепок следов шин);
  • заявления, сделанные водителем. Потерпевшими или свидетелями.

Далее инспектор ГИБДД указывает название участка дороги, где произошла авария. Он использует такие ориентиры, как название улицы, номера домов, рядом расположенные узнаваемые здания или памятники. Обязательно описывается размер и форма проезжей части, наличие дорожных знаков и разметки, указателей, светофоров.

Сотрудник Госавтоинспекции должен максимально точно охарактеризовать обочину, тротуары, кюветы, бордюры, дорожное покрытие. Качество последнего тоже описывается. Ямы, бугры, неровности обязательно фиксируют. Если рядом проходят пешеходные (велосипедные) дорожки, это тоже надо указать. Также описываются объекты, которые расположены вдоль проезжей части.

В протоколе осмотра места ДТП описываются погодные условия и уровень видимости на дороге. На последний показатель валяют положение солнца, наличие осадков, обзорность с водительского места.

Название протокола осмотра и проверки технического состояния транспортного средства говорит само за себя. В нем перечисляются и описываются выявленные неисправности и дефекты. Нужно указать степень повреждения машины, радиус разброса элементов, расстояние местом столкновения с неподвижным предметом и элементами авто. Инспектор должен описать типы полученных ТС повреждений, их сложность. При наличии на месте наезда следов крови, краски, частиц земли или одежды это обязательно указывается в документе.

Протокол контроля трезвости заполняется при наличии подозрений, что водитель находится под воздействием алкоголя или наркотиков. В медицинское учреждение виновника происшествия доставляет инспектор. Присутствие понятых обязательно.

Оформление наезда на препятствие при помощи Европротокола

Использовать для оформления происшествия Извещение о ДТП можно в том случае, если в качестве неподвижного препятствия выступил припаркованный автомобиль, в результате происшествия никто не погиб и не был ранен, у участников есть действительные полиса ОСАГО и между ними нет разногласий.

Бланк Европротокола

На первый взгляд кажется, что бланк заполнить очень просто. Как практикующий автоюрист хочу сказать, что страховые компании часто придираются к качеству оформления этого документа. Поэтому, если Вы решили отказаться от вызова Госавтоинспекции, настоятельно рекомендую потратить некоторое время и получить консультацию профильного адвоката. Мы предоставляем ее в телефонном режиме и совершенно бесплатно.

Обращение в страховую компанию

Разобравшись с оформлением происшествия, мы переходим к самому важному моменту – возмещению ущерба по договору автострахования. Если ДТП оформлено по Европротоколу или сотрудниками ГИБДД в том случае, когда вина в произошедшем водителя отсутствует – к страховщику нужно обратиться обязательно. Пакет документов стандартный. Мы об этом рассказывали в статье о Европротоколе и материалах, посвященных выплатам по ОСАГО.

Однозначно можно получить компенсацию за наезд на препятствие по КАСКО. Естественно, что такая возможность существует при условии, если такой страховой случай предусмотрен договором. Столкнувшись с неподвижным предметом на дороге водитель должен немедленно связаться по телефону с представителем компании, продавшей страховку. Обращение фиксируется и автовладельцу даются инструкции относительно дальнейших действий. Рекомендуем сразу уточнить, какие именно документы нужно будет предоставить, чтобы получить компенсацию. Далее все происходит по стандартной схеме:

  • подается заявление о наступлении страхового случая с дополняющим его пакетом документов;
  • в назначенный день автомобиль предоставляется для осмотра;
  • страхователь ожидает принятия решения;
  • автовладелец получает компенсацию или направление на ремонт.

Степень повреждения автомобиля определяет эксперт-оценщик, сотрудничающий со страховой компанией.

Заключение

Наезд на препятствие – такая же неприятная ситуация, которая может причинить вред машине и людям, как и любая другая авария. Следует помнить о том, что если это произошло не по Вашей вине, то есть все шансы не ремонтировать авто за свой счет, а получить компенсацию. Надеемся, что наша статья поможет каждому, кто пережил столкновение со статичным предметом, своевременно сориентироваться и выполнить все действия, позволяющие добиться возмещения ущерба.

Количество дорожно-транспортных происшествий растет с каждым годом, одна из самых распространенных аварий – наезд на препятствие. Оформление ДТП в данном случае в соответствии с требованиями закона является важным условием получения компенсации за причиненный ущерб.

Что такое наезд на препятствие, и какие объекты закон относит к препятствиям

Понятие наезда на препятствие

Особенности оформления ДТП при наезде на препятствие

Наезд на препятствие входит в число ДТП, поскольку имеется признак ДТП - причинение ущерба вашей машине. Под наездом на препятствие понимают такое происшествие, при котором транспорт наехал или ударился о неподвижный предмет, или попал в яму.

Среди наиболее распространенных неподвижных объектов, на которые наезжают водители, чаще всего встречаются:

  • опоры мостов;
  • дорожные столбы;
  • деревья, расположенные вблизи дорог;
  • строительные материалы;
  • ограждения;
  • придорожные постройки, здания;
  • большая яма на дороге.

С юридической точки зрения препятствием может считаться любой объект, кроме человека, животного или другой машины.

Причины наезда

Среди наиболее частых причин, вызывающих наезд на препятствие, можно отметить:

  • Нарушение правил дорожного движения, в виде превышения скорости, вождения в состоянии опьянения, неприменения ремней безопасности, использования неисправного автомобиля.
  • Употребление пищи или курение за рулем.
  • Невнимательность при осуществлении движения.
  • Переутомление водителя.
  • Прослушивание громкой музыки, использование телефона во время вождения.
  • Сложные погодные условия.

Какое наказание можно получить за наезд на препятствие

Все зависит от обстоятельств. Если вы слегка врезались в дерево, то последствий не последует, так как вы не нанесли значительного ущерба. А если в результате нарушения вами ПДД от столкновения пострадали пассажиры, или хуже того, погибли, возможна уголовная или административная ответственность.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может наступить только при одновременном наличии двух условий:

1. Вы нарушили ПДД.

2. Вы причинили вред здоровью человека, или авария повлекла его смерть.

Наезд на недвижимое препятствие может быть вызван нарушением ПДД. Если это нарушение, совершенное по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, например, прерывание беременности, потерю зрения, слуха, утрату трудоспособности, то такое нарушение будет наказываться 2 годами лишения свободы.

В случае смерти пострадавшего, нарушителя ожидает лишение свободы до 5 лет. Если нарушение ПДД, совершенное по неосторожности, повлекло смерть 2-х и более лиц, предусмотрено лишение свободы до 7 лет, в состоянии опьянения – от 8 до 15 лет.

Наряду с основным наказанием, нарушителя ожидает также запрет на управление автомобилем.

Административная ответственность

При наличии всех элементов состава правонарушения водитель может быть привлечен к административной ответственности. В КоАП нет отдельной статьи, касающейся наезда на препятствия, однако штраф может быть назначен нарушителю за несоблюдение норм ПДД, вызвавших столкновение.

Например, за вождение машины, эксплуатация которой была запрещена, гражданина ожидает штраф в сумме 500 рублей. Неприменение ремней безопасности грозит автомобилисту штрафом в размере 1 000 рублей. Нахождение автомобилиста в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения во время вождения повлечет наказание в виде штрафа на 30 000 рублей с лишением права управлять транспортом до 2 лет. Нарушение правил маневрирования на проезжей части может спровоцировать штрафную санкцию в размере до 500 рублей.

Малозначительное событие

Если происшествие в виде наезда было признано малозначительным, то привлечения к ответственности не последует.

Так, под малозначительными принято понимать только те деяния, которые формально содержат все элементы административного правонарушения, но не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Малозначительность зависит от характера совершенного деяния или бездействия, роли нарушения, размера причиненного вреда и тяжести его последствий.

Оформление ДТП

Оформление с сотрудником ГАИ

Дорожный инспектор, прибывший на место аварии, знакомится с обстоятельствами происшествия и собирает следующие сведения:

  • информацию о водителе с указанием его полного имени, адреса, телефона;
  • разъяснения виновника ДТП и его участников;
  • пояснения очевидцев аварии;
  • перечень полученных транспортом повреждений.

По итогам собранной информации сотрудник оформляет:

  1. Протокол осмотра места происшествия, где обязательно фиксируется наименование участка дороги, на котором произошел наезд, а также указывается название близлежащих улиц. Среди важных элементов места происшествия также отмечается форма и размер проезжей части. Сотрудник инспекции указывает о наличии дорожной разметки и знаков, светофоров и указателей.

Он составляет характеристику кюветов, обочин, тротуаров и бордюров, отмечает наличие пешеходных тропинок и дорожного покрытия. Инспектор уделяет внимание окружающим объектам, например, деревьям, сараям, гаражам, киоскам. Отмечает, имеются ли на дороге препятствия в виде ям, бугров, неровностей асфальтового покрытия.

Протокол имеет данные о погодных условиях, уровне видимости на момент осмотра места аварии. На показатель видимости значительно влияет положение солнца, а также обзорность с того положения, где находится место водителя.

Также протокол содержит:

  • Время начала и окончания осмотра.
  • Важные расстояния и размеры, которые будут иметь значение для расследования нарушения ПДД.
  • Перечень предметов, которые были изъяты с места аварии
  • Действия, с помощью которых удалось зафиксировать обстановку ДТП. Например, данные о том, были ли изготовлены слепки отпечатков протектора, осуществлялась ли съемка места происшествия.
  • Заявления от водителей, потерпевших, понятых и свидетелей.
  • Точные измерения положения автомобиля, наехавшего на препятствие.
  • Объекты соударения.
  • Протяженность и направленность тормозного пути машины.
  • Описание размеров ближайших объектов, которые выполнены в масштабе.
  • Графическое изображение места наезда на препятствие с пояснительными записками.
  • Описание факторов, ограничивающих обзорность для лиц, участвующих в аварии.
  • Указание вспомогательных ориентиров в форме указателей, деревьев, столбов, строений.
  • Размеры объектов параллельно и перпендикулярно осевой линии дороги.
  • Характерные точки автотранспортного средства, то есть буксирные крюки или ступицы колес.

Подробно описывается степень деформации комплектующих, зона разброса деталей, расстояние между объектами и местом наезда на препятствие. Отмечаются виды повреждений, их размеры и положение. Также важно зафиксировать наличие на месте аварии частиц земли, краски, одежды или крови.

Оформление без дорожного инспектора

Граждане могут и самостоятельно оформить ДТП, в том случае, если в аварии пострадало 2 лица, каждое из которых не имеет к другому претензий относительно причиненного имущественного вреда. Гражданская ответственность обоих водителей-участников ДТП должна быть застрахована по ОСАГО.

При этом если участником аварии выступал только один человек, он также может вызвать инспектора для регистрации аварии.

При самостоятельном оформлении аварии автомобилисту следует заполнить бланк извещения о ДТП, который незамедлительно предоставляется в страховую фирму (См. Как заполнить извещение о ДТП: образец заполнения, схема, скачать бланк).

При этом автомобилист подробно описывает:

  • обстоятельства, которые способствовали причинению вреда;
  • схему ДТП;
  • характер и размер ущерба.

Таким образом, водителю, попавшему в дорожно-транспортное происшествие, предстоит трудоемкая процедура фиксации обстоятельств аварии.

Участникам происшествия рекомендуется прибегать к помощи сотрудников дорожной инспекции, поскольку они смогут наиболее точно и грамотно отразить сведения об аварии, установить характер вреда, описать окружающую обстановку и оценить состояние водителя.

Читайте также: