Можно ли взыскать с виновника дтп расходы на такси

Обновлено: 03.05.2024

Предвидеть аварию заранее просто невозможно, но они случаются все чаще. Пострадавшему авто требуется качественный ремонт, а водителю – компенсация за причиненные увечья здоровью. Все это должно в полной мере покрываться полисом ОСАГО, ведь большинство материальных проблем водителя при столкновении с другим автотранспортом должен решить обязательный полис автогражданки, его и создавали именно для этих целей. Но зачастую получить полную справедливую компенсацию от страховой бывает весьма затруднительно, а порой и просто невозможно, если, например, у виновника фальшивый ОСАГО или его просто нет. Как же поступать в этих и схожих обстоятельствах, можно ли получить возмещение причиненного ущерба с виновника ДТП в 2022 году в подобных ситуациях?

Нормативная база

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

Что касается особо серьезных последствий от действий неумелого водителя при совершении маневров на автострадах, повлекших серьезные увечья или смерть участников движения, в 2022 году рассматриваются Уголовным Законодательством России.

Пояснения

Любая дорожно-транспортная авария неизбежно ведет к понесению денежных потерь, иногда вред здоровью, жизни или личному имуществу. Исходя из правовых положений ГК РФ, у лица, понесшего материальные убытки в 2022 году есть право требования на полное возмещение ущерба с виновника ДТП.

Нормы закона об ОСАГО обязывают владельцев автотранспортных средств заранее упредить возможную гражданскую ответственность и заключить договор обязательного страхования. Это служит гарантией по компенсационным выплатам за нанесенный ущерб с виновника ДТП, причем пострадавший имеет право получить возмещение:

  • За испорченное личное имущество.
  • Полученное увечье, повлиявшее на трудоспособность или нормальный образ жизни.
  • За потерянную заработную плату в связи с нетрудоспособностью в результате ДТП.
  • Компенсацию затрат на погребение или потерю единственного кормильца.

В 2022 году полис ОСАГО предназначен для компенсационных выплат пострадавшему от ДТП, а не виновному в аварии лицу. Виновный может применить полис КАСКО для возмещения своих убытков.

Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую?

Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2022 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

Способы взыскания ущерба

Стандартный порядок

Законом № 40 по ОСАГО (ст. 11, 12) предусмотрен следующий порядок получения возмещения ущерба с виновника ДТП в 2022 году:

  • Документальная фиксация ДТП с привлечением сотрудника дорожной полиции или самостоятельное оформление с использованием европротокола (ПП РФ от 23.10. 1993 № 1090).
  • Обязательное извещение своей страховой компании о случившемся с объяснением всех обстоятельств аварии. Все дальнейшие действия выполняются по полученным от сотрудника рекомендациям.
  • Сбор комплекта документации. Полный перечень бумаг содержится в п. 3.10 Правил по ОСАГО, утвержденных ЦБ РФ от 19.09. 2014 г. За № 431-П.
  • Оформление компенсации ущерба через своего страховщика в офисе компании.
  • Получение направления на проведение ремонтных работ.

Подобные действия возможны, если виновный также имеет действующий договор об обязательном страховании гражданской ответственности, к тому же полис не должен быть фальшивым. Страховая при оформленном ОСАГО сможет выплатить только до 500 т. р. на затраты, связанные с восстановлением здоровья, и 400 т. р. на компенсацию потери имущества. Ущерб свыше данной суммы в 2022 году выплачивается виновником ДТП.

Для досудебного (второго) варианта взыскания ущерба с виновника ДТП в 2022 году от вас потребуется ряд обязательных действий:

  • Получить на руки протокол совершения ДТП. В нем должны быть сведения обо всех лицах, причастных к аварии, адресах регистрации, марок авто даты и месте ДТП.
  • Обратиться в свою страховую компанию, запросить у нее справку о сумме возможного возмещения или официальный отказ о выплатах.
  • Назначить день проведения независимой экспертизы и оповестить о ней виновную сторону за 3 суток до даты осмотра экспертом.
  • Написать подробную претензию, в ней обозначить срок выплаты и способ расчета, конечную сумму.

Приложить ксерокопии:

  • Справку из ГИБДД о случившемся инциденте.
  • Акт от страховой компании о возникновении страхового случая.
  • Протокол сотрудника дорожной полиции о факте выявления правонарушения по КоАПП.
  • Почтовые уведомления с текстом оповещения виновной стороны.
  • Платежные квитанции за проведение экспертных работ, оплату стоянки и др. расходов, связанных с ДТП.
  • Заключение эксперта о состоянии авто и стоимости восстановительных работ.

Если действия не дали положительного результата, то в 2022 году следует обратиться в судебный орган по месту проживания виновного лица.

Ответа на претензию необходимо подождать 7 суток, только после этого срока можно подавать исковые требования.

Некоторые правовые моменты:

  • Требования о взыскании ущерба с виновника ДТП должны быть составлены юридически грамотно, если нет хотя бы первоначальных правовых знаний, то без помощи автоюриста просто не обойтись.
  • Исковая давность по срокам направления судебных требований истекает после трех лет с момента совершения ДТП (ГК РФ ст.196)
  • При подаче иска обязательно оплачивается госпошлина, исходя из суммы возмещения.
  • Если ущерб оценивается не более 50 тыс. руб., то заявление подается мировому судье, для компенсации большей суммы обращаются в суд районной инстанции.

Необходимые доказательства для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2022 году

В связи с новым регламентом составления документации при ДТП (основание – Приказ МВД от 23.08.2017 № 664) сотрудник не обязан выдавать справку о происшествии, все сведения содержит протокол, в котором отображаются все важные сведения о ДТП: дата и время, место, перечень участников, список нарушений и их привязка к административному законодательству.

Кроме протокола, участниками аварии согласовываются:

  • Схема движения во время аварии: обозначается местоположение каждого из участников ДТП.
  • Проводится фото- или видеосъемка места аварии.
  • Снимаются свидетельские показания, которые могут разъяснить произошедшее событие.
  • Приобщаются к протоколу и заносятся в опись все вещественные доказательства.
  • Сотрудник дорожной полиции имеет право описать в рапорте свое видение всех обстоятельств, в результате которых произошел дорожный инцидент.

В 2022 году в протоколе обязательно присутствует сноска со всеми перечисленными нарушениями, по которым виновного привлекают к административной и гражданской ответственности. Но, если нет оснований, то дело не возбуждается, о чем так же указывается в протоколе.

В 2022 году вместо привычной справки ГИБДД участникам ДТП выдаются такие документы:

  • Процессуальный отказ или решение о возбуждении административного производства по ДТП.
  • Оригинал протокола, составленного на месте аварии.
  • Постановление руководства о факте совершения правонарушения в соответствии с административным регламентом.

В пояснениях свидетелей ДТП должны быть подробные описания следующих событий:

  • Примерная скорость авто в момент наезда.
  • Примерное расстояние до двигающегося впереди авто, когда потерпевший обнаружил опасность.
  • В какой конкретно момент водителем были приняты защитные меры: когда началось торможение или поворот рулем, какой после этих мер был путь следования до столкновения.
  • Присутствие пассажиров, тяжелого груза и др.
  • Мнение свидетелей о соответствии места аварии со схемой движения.
  • Какие узлы ТС были повреждены, их степень поломки.

Кроме этого списка доказательной базы, при обращении в суд с заявлением о взыскании ущерба с виновника ДТП в 2022 году следует подать ходатайство об истребовании административного дела, возбужденного по факту свершения аварии.

Но главным доказательством для требования возмещения ущерба служит экспертное заключение, с проведенной оценкой поломки узлов и стоимости восстановительных работ.

Пошаговая инструкция возмещения

Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

В 2022 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

  • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
  • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
  • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

Если виновник ДТП не собственник

Если при оформлении ДТП будет выявлено, что автомобилем управлял не собственник, но у виновного есть для этого законные основания, например:

  • Владелец транспорта внес его в полис ОСАГО.
  • Передал авто в управление по договору лизинга или долгосрочной аренды.

В таком случае вся ответственность по возмещению ущерба ложится именно на виновника дорожного происшествия.

Хотя прямое указание в гражданском законодательстве на это обстоятельство отсутствует, но судебная практика показывает, что суды признают виновным лицо, управляющее транспортом на момент аварии (ч. 2 ст. 1079 ГК РФ) независимо от того, кто в действительности является его владельцем.

Учетом износа

Законом об ОСАГО в новой редакции, закреплено, что страховщик не будет выдавать наличных средств на восстановление авто потерпевшему, а направит на ремонтные работы. Их стоимость устанавливается исходя из степени износа поврежденных компонентов автомобиля и не может превышать 400 тыс. руб. Причем, чем старше автомобиль, тем меньше страховщик выделит средств на ремонт (ст. 12 Закона об САГО).

Но реально отремонтировать поврежденные детали за эти деньги невозможно, пострадавшему приходится оплачивать новые агрегаты из собственных средств. Поэтому взыскание ущерба целесообразно рассчитывать от разницы между суммой фактически затраченных владельцем денежных средств и выделенных страховой компанией.

Пострадавший собственник имеет право в судебном порядке взыскать сумму переплаты. Для этого потребуются справки от страховщика о выделении средств на ремонт и бригадира сервисного центра о действительной стоимости полного восстановления авто.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Если суммы, установленной законом о страховании в 2022 году (не более 400 тыс. руб.), не достаточно на полноценную замену поврежденных деталей, то получить остальное возмещение можно в полном объеме с виновного лица. На практике цена ремонтных работ может значительно увеличиться, если, например, владельцу необходимо отремонтировать дорогой импортный автомобиль: оригинальные детали придется заказывать за границей за счет владельца пострадавшего авто, почтовые услуги и работу ремонтной бригады также придется оплатить.

Все требования о дополнительном возмещении имущественного характера сверх лимитных страховых сумм взыскиваются с виновника ДТП в 2022 году только в судебном порядке, если нет мирового соглашения сторон (п.1 ст.935, 931 ГК РФ).

В качестве доказательств к исковым требованиям о возмещении заявитель должен приложить все финансовые документы: стоимость комплекта поставки от производителя, прейскурант цен на присланное производителем оборудование, стоимость работ по восстановлению испорченных агрегатов и дополнительного оборудования.

Поскольку подаются исковые требования материального характера, то истец обязан уплатить пошлину от суммы возмещения, её также можно взыскать с ответчика.

Взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

Гарантированные выплаты на ремонт можно получить только при наличии у виновной стороны обязательного полиса автогражданской ответственности, но если страховки нет, то для того, чтобы взыскать ущерб с виновника ДТП в 2022 году, потребуется те же действия, что и в случае получения денег без обращения к страховщику. То есть мировое соглашение, подача претензии или судебного иска.

От чего зависит сумма ущерба?

Правые основания расчета компенсационных сумм в 2022 году содержаться в Федеральном Законе № 40, в ст. 7 определено понятие страховой суммы, в ст. 12 – её размер и порядок выплат.

Расчет компенсационных выплат в случае ДТП в 2022 году зависит от многих связанных между собой факторов, специалисты принимают во внимание:

  • Стоимость поврежденных деталей с учетом амортизации + сами работы по восстановлению автомобиля сдержатся в п.19 ст.12.
  • Сумму выплаты за проведение экспертной оценки всех повреждений авто (ст. 12.1 Закона)
  • В случае полной гибели имущества, возмещение оговоренной в договоре цены авто, также с учетом амортизации, а не стоимости нового автомобиля (ст.7)

Другие произведенные материальные затраты регулируются Гражданским Законодательством, поскольку указанным правовым актом имущественные отношения сторон никак не регулируются (ст. 15, 1064, 1072 ГК РФ). К возмещению ущерба допускается причислить:

  • Компенсация стоимости медицинских услуг и лечебных курсов по восстановлению утраченного здоровья и реабилитации после аварии, покупки лекарственных средств.
  • Стоимость услуг эвакуатора и стоянки.
  • На транспортировку пострадавших в медицинское учреждение.
  • Компенсация заработной платы на время прохождения восстановления трудоспособности.
  • В случае летального исхода оплата всех погребальных услуг.

Но страховая сможет выплатить только до 500 т. р. на затраты, связанные с восстановлением здоровья, и 400 т. р. на компенсацию потери имущества.

Все, что было потрачено сверх указанных сумм, сюда относят, в том числе моральные страдания пострадавшего в аварии лица, возмещается виноватым в судебном порядке, если нет согласия на добровольные выплаты.

Судебные решения взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2022 году, если будет установлено:

  • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
  • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
  • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.

Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.

Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.

Нюансы процедуры

Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2022 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

  • Все основания имеют законный характер.
  • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
  • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

  • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
  • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.


Один из экспертов отметил, что КС так и не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Второй полагает, что данное определение – еще один шаг к освобождению страховых компаний от выплаты адекватного возмещения по ОСАГО.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.


Расходы на такси в налоговом учете — щекотливый вопрос, вызывающий массовый интерес бухгалтеров, вынужденных принимать такого рода расходы в учете. Рассмотрим основные случаи использования такси в хозяйственной жизни организации в этой статье. Раскроем, как можно учесть эти расходы при налогообложении прибыли, какие условия должны быть при этом выполнены, что должны знать сотрудники, пользующиеся услугами такси. А также коснемся бухгалтерского учета данного вида расходов.

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.

В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Можно ли учесть расходы на каршеринг для сотрудников в налоговом учете? Какими документами подтвердить такие затраты? Ответы на эти и другие вопросы есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учли затраты на такси для командированного сотрудника. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье .

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Итоги

Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Количество автомобилей на дорогах постоянно растет. Важно не терять бдительности в пути, чтобы не попадать в ДТП. Частыми стали ситуации, когда виновник происшествия через большой промежуток времени получает судебную повестку с требованием страховой компании о возмещении материального ущерба. Правомерен ли иск, что делать в подобном случае?

Иск: виды, отличия

Чтобы понимать порядок действий, рассмотрим ситуацию подробно.


Приобретая автомобиль, вы оформляете обязательный полис ОСАГО. Автомобилист думает, что необходимости самим оплачивать ущерб, если становится виновником аварии, не будет. Страховщики же, выплатив суммы пострадавшей стороне, пытаются компенсировать затраты за счет виновника. Оформляются исковые требования двумя способами:

  • в порядке суброгации: СК пострадавшего требует с виновника возместить разницу между лимитом по ОСАГО (400 000 рублей) и фактическими расходами на ремонт. Срок исковой давности 3 года отсчитывается с момента аварии;
  • через регрессивный иск: собственная СК пытается возместить понесенные расходы потерпевшего. Предъявляется в случаях, признанных нестраховыми (отсутствие полиса ОСАГО, водительского удостоверения и др.). Тот же срок давности начинается от момента проведения выплат компанией.

Важно определить, какие требования предъявляют, для правильного построения линии защиты. В большинстве случаев можно изменить первоначальную заявленную сумму.

Что предпринять в случае взыскания

Получив повестку, не игнорируйте документ. Если вы не придете, суд расценит ваше поведение как согласие с возмещением, вынесет постановление в пользу истца. Проведите следующие действия:

  1. Найдите документы, связанные с ДТП, которые сохранились. К иску должны быть приложены копии документов. Сравните с имеющимися. Если вы нашли расхождения, это даст вам козырь против истца.
  2. Посмотрите дату обращения в суд, посчитайте срок исковой давности. Если он больше трех лет, требования страховой незаконны.
  3. Уточните у пострадавшего сумму, реально перечисленную по факту происшествия. Размер возмещения должен соответствовать выплаченной компенсации, а суммы быть подтверждены необходимыми квитанциями, счетами.
  4. Проверьте подлинность доказательной документации (отчетов ущерба и проведенного ремонта, перечня деталей, работ по устранению ущерба) от страховой компании. Это может сделать независимый аккредитованный специалист.

Если вы не согласны с предъявленным иском, самостоятельно сложно разобраться — обратитесь за помощью к опытному автоюристу, который учтет особенности происшествия, досконально изучит предоставленную доказательную базу, выстроит линию поведения.


Не стоит сразу опускать руки, думать, что придется выплачивать заявленную сумму. В зависимости от ситуации попробуйте снизить размер причиненного материального ущерба, оспорить вину. Любое сомнение в правомерности включения сведений в предоставленную документацию трактуется в пользу ответчика.

Если дело рассмотрели без вас

В случае, когда решение уже принято, остается обжаловать его в вышестоящей инстанции в течение месяца, написав заявление в первые 10 дней после вынесения. Когда сумма окончательно установлена, рекомендуем обязательно вносить ее. При уклонении от выполнения судебного решения на имущество и счета ответчика налагается арест, дело передается в службу судебных приставов. Если у вас сложное материальное положение, можно ходатайствовать о рассрочке платежа.

С какого момента Есть ли разница для эл. полиса За сколько дней продлевать Оформите полис

Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков

Ездить без полиса ОСАГО нельзя – это знает любой автовладелец. И всё-таки иногда водители сталкиваются


Каждый автомобилист должен застраховать свое ТС по программе ОСАГО. Данный вид страховки позволяет потерпевшему в аварии получить компенсацию ущерба. Страховые выплаты начисляются любому человеку, пострадавшему в ДТП. Это может быть водитель автомобиля, пассажир, пешеход или клиент такси. Последний получает компенсацию вне зависимости от того, кто является виновником аварии.

Таким образом, пассажиру такси полагаются выплаты даже в том случае, если ДТП произошло по вине таксиста. Компенсация начисляется, если в результате аварии был причинен ущерб здоровью человека.

Как действовать пассажиру такси после аварии

Попадание такси в аварию – это достаточно редкая ситуация. По этой причине многие клиенты не знают, как правильно себя вести в случае ДТП.

Рассмотрим одну из таких ситуаций. Решив воспользоваться услугами перевозчика, гражданин вызвал такси. Проезжая по оживленной трассе, водитель не справился с управлением при совершении обгона и врезался другое ТС. Для пассажира эта поездка закончилась парой синяков и разбитым носом.

Поскольку клиент получил телесные повреждения, то он вправе требовать компенсации. Степень вреда здоровью в данном случае не имеет значения. Пассажиры нередко совершают грубейшую ошибку – отказываются от медицинской помощи и попросту уезжают с места аварии на другом такси. Такие действия неверны, поскольку они сопряжены со следующими негативными последствиями:

  1. Потерпевший не получит компенсацию. Даже если клиент обратиться в травмпункт впоследствии, он не сможет доказать, какие именно из травм были получены в результате ДТП. Поэтому важно обратиться к медикам сразу же после аварии. Они зафиксируют все повреждения, выдав заявителю справку. С ней он сможет обратиться к страховщику и получить компенсацию.
  2. Потерпевший не сможет своевременно получить медицинскую помощь. Сразу после столкновения участники ДТП находятся в состоянии стресса. Соответственно, они не способны адекватно оценить свое самочувствие. Состояние потерпевшего может резко ухудшиться через несколько часов после аварии. В подобных случаях несвоевременное оказание медицинской помощи может быть чревато летальным исходом.

Желая получить компенсацию ущерба, пассажир должен дождаться приезда сотрудников дорожной полиции. Инспекторы составят протокол и зафиксируют тот факт, что ДТП произошло с пострадавшими.

Если столкновение привело к потере сознания или тяжелым травмам клиента, то его направляют в больницу. Для этого на место происшествия вызывается карета скорой помощи. Состояние пассажира такси фиксируется в протоколе.

осаго на такси

Застрахованный автомобилист может уведомить о ДТП своего страховщика. В таком случае представитель страховой компании может присутствовать при составлении акта. Получив копию протокола о ДТП, пассажир обращается в травмпункт, чтобы зафиксировать полученные повреждения. По итогам осмотра пострадавшему выдается соответствующее заключение.

Кто выплачивает компенсацию пассажиру такси

Если пассажир такси пострадал в ДТП, то он имеет законное право получить выплату от страховщика того водителя, который является виновником аварии. Таким образом, если столкновение произошло по вине водителя такси, то выплачивать компенсацию потерпевшему будет страховая компания перевозчика. В ситуациях, когда аварию спровоцировал другой водитель, оплата производится его страховщиком.

В редких случаях у виновника аварии может быть не оформлен страховой полис. Тогда автомобилист выплачивает компенсацию пострадавшему самостоятельно.

Таким образом, клиент такси получит выплату в любом случае. Главное – своевременно зафиксировать наличие телесных повреждений.

Читайте также: