Можно ли поставить на учет грузовую машину без тахографа

Обновлено: 14.05.2024

Проблемы и недопонимания начались из-за того, что правительство (достаточно внезапно, кстати) решило отменить часть законов и постановлений, выпустив документ, прекращающий их действие.

Для замены этого документа правительство сразу выпустило и утвердило Приказ Минтранса № 438. При этом графика оснащения в новом документе не предусмотрено. Приказ вступил в силу 1 января 2021 года. То есть, согласно новому документу, на все ТС физических лиц категорий М и N нужно установить тахограф с 1 января 2021 года, вне зависимости от категории и экологического класса.

График оснащения тахографами ТС физлиц. Когда и кому надо установить тахограф?

Согласно новым приказам тахографами должны быть оснащены транспортные средства, подпадающие под следующие условия, до 01.01.2021 года по Приказу Минтранса № 440.

  • грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами.
  • транспортные средства категорий N2 и N3 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров) юридических лиц и ИП.
  • транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации.

Кто получил отсрочку на установку тахографа?

Кто может не устанавливать тахограф по Приказу №440?

В Приказе Минтранса №440 описан ряд исключений из списка ТС, подлежащих обязательному оснащению тахографами.

  • Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
  • Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
  • Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
  • Автобиблиотеки, автосцены.
  • Автомобили для перевозки живых животных, пчел.
  • ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
  • Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР. То есть тахограф нужен – ЕСТР.

Нужно ли устанавливать тахограф в 2021 году?

Из-за бюрократических перепетий с законами у многих сложилось впечатление, что устанавливать тахограф не надо. Это не так. За отсутствие тахографа на борту все ещё можно получить штраф, а установка устройства является обязательной для всех тех автобусов и грузовиков, что и раньше. Более того, теперь с 2021 года штраф может получить любой владелец подходящего ТС, даже если по старому графику его очередь оснащения ещё не подошла.

Надеемся, что представители проверяющих органов, как и министерство транспорта дадут водителям возможность постепенно выполнить новые требования, раз уж сроки изменились так внезапно.

Примечательно, что в июле и августе 2020 года министерство транспорта уже вносило изменения в график оснащения тахографами ТС физлиц. Была дана отсрочка на установку тахографа некоторым категориям автомобилей.

Если у вас остались вопросы касательно установки тахографа на машины юридических лиц, ИП или физических лиц, задайте вопрос нашим специалистам!

Вы можете получить бесплатную консультацию и установить тахограф по специальным ценам в официальной тахомастерской МониторингАвто!

Следите за Блогом МониторингАвто! В следующих статьях разберём другие изменения в законах о тахографах: нужно ли устанавливать оборудование на спецтехнику, как часто проводить поверки устройства и многое другое!

Если у вас остались вопросы касательно установки тахографа на машины юридических лиц, ИП или физических лиц, задайте вопрос нашим специалистам!

WhatsApp

С 2013 года в грузовиках и пассажирских автобусах должны иметься тахографы. Электронные устройства контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспорта. Возникает вопрос, могут ли проверять тахографы обычные сотрудники ГИБДД на трассе? Да, у инспекторов имеется такое право. Кроме того, на аналогичные рейды уполномочены и сотрудники Ространснадзора. Поэтому водителям следует быть готовыми к таким проверкам. О том, нужно ли иметь при себе карту водителя, распечатывать данные с тахографа, уметь пользоваться прибором и не только – расскажем далее.

Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять тахографы в 2021 году?

Да, имеют. Но проверка наличия и корректности работы тахографов распространяется не на все виды автотранспорта. Инспекторы ДПС могут осуществлять контроль устройств лишь у водителей коммерческого автотранспорта – то есть тех, кто перевозит опасные грузы или пассажиров. Если машина используется в личных целях, то тахографы устанавливать необязательно.

Законны ли проверки электронных приборов на трассах? Абсолютно законны. А теперь рассмотрим в подробностях почему:

Таким образом, у сотрудников ГИБДД имеются полномочия по проверке как самих тахографов, так и режима труда и отдыха шофёров. Это прямо вытекает из требований безопасности на дороге. И вы, как водитель, должны быть готовы к таким проверкам!

Причём проверка может быть как поверхностной (к примеру – имеется ли в грузовике тахограф), так и полноценным осмотром – с выгрузкой данных с устройства, изучением сертификатов соответствия, пломб и прочих атрибутов бортового самописца. В том числе после ДТП с участием коммерческого автотранспорта. Зачастую несоблюдение режима труда и отдыха является причиной аварии – в таком случае, с большой долей вероятности, шофёра признают виновным в ДТП.

Контроль тахографов на дороге

Может ли инспектор заглянуть в кабину грузовика?

Да, такое право у инспектора есть.

Другой вопрос, зачем сотруднику ГИБДД забираться в кабину фуры, если можно и так потребовать водителя предоставить распечатку с тахографа? К примеру, если у шофёра не окажется печатной ленты, пластиковой карты или он не знает, как пользоваться прибором – это уже основание для выписывания штрафа. И госавтоинспектору совсем не обязательно лезть в кабину.

Но вместе с тем у ИДПС может возникнуть идея лично проверить правильность эксплуатации тахографа, а именно:

На практике инспекторы ДПС не заглядывают в кабины грузовиков без особой надобности. Если только у них нет с собой карты контролёра. Тогда ИДПС может залезть в кабину, чтобы снять информацию из тахографа с помощью своей карты. Но в 2021 году такие карты у полицейских имеются редко, поэтому от вас могут потребовать либо вашу водительскую карту, либо распечатку данных из тахографа.

Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?

Да, поскольку распечатка с тахографа – это отчётный документ.

Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Приказ Минтранса № 440 – в нём регламентируется всё, что связано непосредственно с тахографами:

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

…но самое главное:

11. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Распечатка информации с тахографа

Могут ли быть проверки тахографа инспекторами Ространснадзора?

Представители Ространснадзора осуществляют контроль за автомобильным и городским транспортом, в том числе пресекают возможные нарушения среди водителей и компаний. Одним из полномочий сотрудников Ространснадзора является как раз остановка ТС – в силу пункта 2.4 ПДД.

Однако нас интересует не просто остановка ТС, а проверки тахографов и режима труда и отдыха водителей коммерческого автотранспорта. В июне 2021 году вступило в силу Постановление Правительства № 1043, в соответствии с которым полномочия инспекторов УГАДН были расширены:

73. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль:

в) за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля;

Таким образом, на практике в 2021 году представители Ространснадзора могут проводить постоянные рейды и выявлять нарушения в сфере установки тахографов, эксплуатации устройств, а также соблюдения водителями режима труда и отдыха во время рейсов. Но мероприятия должны проводится только в местах транспортного контроля, где установлен знак 7.14.

Могу ли я отказаться от проверки тахографа?

Обязанность водителя предоставить доступ к тахографу, карте и распечатать результаты контрольного прибора. В случае отказа вам грозит штраф до 5 000 рублей по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ – то есть накажут как за отсутствие прибора учёта.

Однако следует различать просьбу и требование инспектора ГИБДД. От просьбы предоставить данные с тахографа вы можете спокойно отказаться. Никакие финансовые санкции не грозят. Но есть инспектор ДПС требует карту водителя и доступ к бортовому самописцу, то в случае вашего отказа гарантированно выпишут административный штраф.

При этом если вы используете автомобиль в личных целях, то по закону тахограф устанавливать необязательно. И любое требование ИДПС относительно проверки устройства будет считаться неправомерным.

Отказ от проверки тахографа ИДПС

Какой штраф за тахограф в 2021 году?

На практике возможны два вида штрафов: за отсутствие тахографа (если он обязателен) и за неисправность бортового самописца. Штрафные санкции касаются не только водителей, но и тех, кто отвечает за установку и работоспособность прибора – в нашем случае должностных лиц, ИП и компании. Рассмотрим, какие тут штрафы.

Для водителя

Водителям грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей (ч. 1 ст. 11.23 КоАП).

  1. Во-первых, наказывают за отсутствие бумаги для распечатки данных с тахографа. Совершенно точно оштрафуют водителя, если по его вине эта самая бумага потерялась.
  2. Во-вторых, за неумение пользоваться тахографом.
  3. В-третьих, штраф грозит за нарушение правил эксплуатации устройства (стороннее вмешательство в работу прибора, намеренное блокирование сведений о времени, скорости, расстоянии и т.д.)
  4. Кроме того, если водитель коммерческого автотранспорта не соблюдает предусмотренный владельцем режим труда и отдыха – инспектор ДПС также вправе выписать штраф. Только уже по ч. 3 ст. 11.23 КоАП, где шофёру грозит санкция от 1 500 до 2 000 рублей.

Можно ли избежать штрафа? Да, но только в случае поломки прибора уже после выхода машины на линию. Но, вероятнее всего, в таком случае ИДПС всё равно выпишет штраф водителю, а тому придётся обжаловать решение полицейского.

Для ИП и юридического лица

Административные санкции грозят индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Согласно ч. 2 ст. 11.23 КоАП, наказание применяется за выпуск автотранспорта на линию без тахографа или с неисправным устройством:

  • штраф для ИП – от 15 000 до 25 000 рублей,
  • штраф для организаций – от 20 000 до 50 000 рублей.

Также могут наказать и должностное лицо, например – механика. Размер штрафа составляет от 7 000 до 10 000 рублей.

Еще одним нарушением со стороны ИП или юридического лица является нарушение графика работы водителей. К примеру, если вместо 9 положенных по ПДД часов в сутки, компания обязывает своих шофёров находиться за рулём не менее 11-12 часов – это образует состав правонарушения по части 3 той же статьи. В вышеуказанном случае сотрудник ГИБДД имеет полное право оформить постановление в отношении работодателя водителя. Однако, если график составлен в соответствии с законодательством, но сам водитель управлял автомобилем сверх положенной нормы, штраф на ИП или юрлиц накладываться не может. В этом случае должны наказать только шофёра.

Штраф за отсутствие тахографа у водителя

Распространяется ли скидка на штрафы?

Объяснение кроется в нумерации глав в Административном кодексе. Штраф за тахографы содержится в Главе 11 (ст. 11.23 КоАП), а скидка на штрафы ГИБДД в области дорожного движения распространяется лишь на Главу 12 Кодекса. Следовательно, штрафы за нарушения в сфере тахографов придётся уплачивать в полном размере, без всяких поблажек.

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?

Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.

Приведём пример:

ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.

Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.

Тахограф позволяет регистрировать скорость машины

Тахограф позволяет регистрировать скорость машины, режим труда и отдыха водителя. Проверка этой информации доступна членам экипажа ДПС. Владельцы грузового транспорта с неохотой ставят контрольные устройства, так как стоимость тахографа может составлять до 40 000 рублей. Но наличие такого оборудования позволяет дать оценку квалификации водителя, а это особенно важно во время регулярных перевозок пассажиров в черте города.

Основные данные

Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. N 36 регламентирует необходимость установки тахографа для различных категорий транспорта.

Тафограф

Тахограф обязателен для следующих видов:

  • Транспорта категории C (собственность юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  • Автобусов и маршруток (если пассажирских мест более 8).
  • Грузовых машин (владелец – физическое лицо).

Вес автомобиля не более 3,5 тонны – тахограф можно не ставить.

Но существуют и исключения, о которых нужно знать не только водителям, но и сотрудникам ДПС:

Оснащение транспорта тафографом

Также нет необходимости регистрировать скорость, режим труда и отдыха водителей на следующих транспортных средствах: автобетононасосы; автокраны; автогудронаторы; автобетоносмесители; скорая помощь; эвакуаторы; пожарная техника; троллейбусы; транспорт мчс/полиции (с 1.01.2021); машины для жкх/дорожных работ; инкассаторский автомобиль; подъемники с рабочими платформами; передвижные медицинские пункты; автолавки; трейлеры; бронированные средства передвижения; оборудованные грузовики для перевозки животных/минеральных удобрений; молоковозы; транспорт, используемый на нефтяных/газовых месторождениях; техника сельхоз производителей, которая применяется в пределах своей административно-территориальной единицы; особые средства передвижения (до 31.12.2020); мобильные библиотеки/автосцена (с 1.01.2021); передвижные телестудии.

Требования к тахографам

Приказ №438 от 26.10.2020 регламентирует требования к контрольному устройству. Данные нормы действуют с 1.01.2021. Положения документа Минтранса относятся к лицам, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также водителям автобусов и техники весом более 3,5 тонны.

  • установить допустимую модель оборудования;
  • активировать устройство, программное обеспечение;
  • настроить тахограф (контрольное обслуживание каждые три года);
  • установить пломбу на оборудование (на оттиске изображен номер мастерской).

Как устроен тафограф

Сроки оснащения

Грузовики и автобусы должны быть оборудованы вовремя. В 2020 году установить тахограф необходимо:

  • грузовикам более 12 тонн, любого эко класса и без него;
  • грузовикам от 3,5 до 12 тонн без определенного эко класса;
  • автобусам более 5 тонн, неопределенного и 1 – 5 эко классов;
  • автобусам до 5 тонн, неопределенного и 1 – 3 эко классов.

2021 год – крайний срок для:

  • грузовиков от 3,5 до 12 тонн, 1 – 5 эко классов;
  • автобусов до 5 тонн, 4 – 5 эко классов;

До 2022 года нужно успеть оборудовать автобус до 5 тонн, который принадлежит многодетной семье и эксплуатируется только в личных целях.

Система штрафов

Статья 11.23 КоАП определяет меру наказания за неисполнение законных требований. За отсутствие тахографа или его неправильное использование на физическое лицо налагается штраф от 3 000 до 5 000 руб.

Проверка наличия тахографа

Если устройство забыли включить или не установили в него карту водителя – могут применяться данные санкции. За несоблюдение режима работы и отдыха – уплата 1 500-2 000 руб. в пользу государства (11.23 часть 3 КоАп). Эта сумма выплачивается при условии корректного функционирования оборудования.

Предприниматели также подвергаются наказанию за отсутствие тахографа и на них налагаются следующие санкции:

  1. При некорректной работе устройства или его отсутствии виновными признаются: владелец предприятия (индивидуальный предприниматель: 15 000 – 25 000 руб., юридическое лицо: 20 000 – 50 000 руб.), должностное лицо (7 000– 10 000 руб.)
  2. Превышение рабочего времени сотрудника. Должностное лицо: 7 000 – 10 000 руб., индивидуальный предприниматель: 15 000 – 25 000 руб., юридическое лицо: 20 000 – 50 000 руб. Человек, управляющий транспортным средством и индивидуальный предприниматель признаются виновными в любом случае. Если режим работы противоречит законодательным нормам, то наказание несут должностное и юридическое лицо. Когда график составлен по всем правилам, то виновником нарушения признается только водитель транспортного средства.

Наличие тахографов позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий по причине усталости и невнимательности водителя.

Слишком долгое нахождение за рулем автомобиля негативно сказывается на работоспособности, поэтому нововведения логичны. Считается, что умение использовать тахографы – это показатель квалификации водителя, особенно это касается тех, кто занимается перевозками пассажиров. Предприниматели благодаря изменениям в законе смогут дать объективную оценку работе своих сотрудников. Жалобы пассажиров на плохие условия перевозки можно будет проверить на основе тахографа, который регистрирует превышение скоростного режима.

Тщательно продуманные сроки позволят владельцам транспортных средств успеть снабдить технику устройством, избегая длинных очередей. Суммы штрафов заставят водителей и предпринимателей в обязательном порядке ответственно подойти к решению вопроса.

Тахограф позволяет регистрировать скорость машины

Тахограф позволяет регистрировать скорость машины, режим труда и отдыха водителя. Проверка этой информации доступна членам экипажа ДПС. Владельцы грузового транспорта с неохотой ставят контрольные устройства, так как стоимость тахографа может составлять до 40 000 рублей. Но наличие такого оборудования позволяет дать оценку квалификации водителя, а это особенно важно во время регулярных перевозок пассажиров в черте города.

Основные данные

Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. N 36 регламентирует необходимость установки тахографа для различных категорий транспорта.

Тафограф

Тахограф обязателен для следующих видов:

  • Транспорта категории C (собственность юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  • Автобусов и маршруток (если пассажирских мест более 8).
  • Грузовых машин (владелец – физическое лицо).

Вес автомобиля не более 3,5 тонны – тахограф можно не ставить.

Но существуют и исключения, о которых нужно знать не только водителям, но и сотрудникам ДПС:

Оснащение транспорта тафографом

Также нет необходимости регистрировать скорость, режим труда и отдыха водителей на следующих транспортных средствах: автобетононасосы; автокраны; автогудронаторы; автобетоносмесители; скорая помощь; эвакуаторы; пожарная техника; троллейбусы; транспорт мчс/полиции (с 1.01.2021); машины для жкх/дорожных работ; инкассаторский автомобиль; подъемники с рабочими платформами; передвижные медицинские пункты; автолавки; трейлеры; бронированные средства передвижения; оборудованные грузовики для перевозки животных/минеральных удобрений; молоковозы; транспорт, используемый на нефтяных/газовых месторождениях; техника сельхоз производителей, которая применяется в пределах своей административно-территориальной единицы; особые средства передвижения (до 31.12.2020); мобильные библиотеки/автосцена (с 1.01.2021); передвижные телестудии.

Требования к тахографам

Приказ №438 от 26.10.2020 регламентирует требования к контрольному устройству. Данные нормы действуют с 1.01.2021. Положения документа Минтранса относятся к лицам, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также водителям автобусов и техники весом более 3,5 тонны.

  • установить допустимую модель оборудования;
  • активировать устройство, программное обеспечение;
  • настроить тахограф (контрольное обслуживание каждые три года);
  • установить пломбу на оборудование (на оттиске изображен номер мастерской).

Как устроен тафограф

Сроки оснащения

Грузовики и автобусы должны быть оборудованы вовремя. В 2020 году установить тахограф необходимо:

  • грузовикам более 12 тонн, любого эко класса и без него;
  • грузовикам от 3,5 до 12 тонн без определенного эко класса;
  • автобусам более 5 тонн, неопределенного и 1 – 5 эко классов;
  • автобусам до 5 тонн, неопределенного и 1 – 3 эко классов.

2021 год – крайний срок для:

  • грузовиков от 3,5 до 12 тонн, 1 – 5 эко классов;
  • автобусов до 5 тонн, 4 – 5 эко классов;

До 2022 года нужно успеть оборудовать автобус до 5 тонн, который принадлежит многодетной семье и эксплуатируется только в личных целях.

Система штрафов

Статья 11.23 КоАП определяет меру наказания за неисполнение законных требований. За отсутствие тахографа или его неправильное использование на физическое лицо налагается штраф от 3 000 до 5 000 руб.

Проверка наличия тахографа

Если устройство забыли включить или не установили в него карту водителя – могут применяться данные санкции. За несоблюдение режима работы и отдыха – уплата 1 500-2 000 руб. в пользу государства (11.23 часть 3 КоАп). Эта сумма выплачивается при условии корректного функционирования оборудования.

Предприниматели также подвергаются наказанию за отсутствие тахографа и на них налагаются следующие санкции:

  1. При некорректной работе устройства или его отсутствии виновными признаются: владелец предприятия (индивидуальный предприниматель: 15 000 – 25 000 руб., юридическое лицо: 20 000 – 50 000 руб.), должностное лицо (7 000– 10 000 руб.)
  2. Превышение рабочего времени сотрудника. Должностное лицо: 7 000 – 10 000 руб., индивидуальный предприниматель: 15 000 – 25 000 руб., юридическое лицо: 20 000 – 50 000 руб. Человек, управляющий транспортным средством и индивидуальный предприниматель признаются виновными в любом случае. Если режим работы противоречит законодательным нормам, то наказание несут должностное и юридическое лицо. Когда график составлен по всем правилам, то виновником нарушения признается только водитель транспортного средства.

Наличие тахографов позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий по причине усталости и невнимательности водителя.

Слишком долгое нахождение за рулем автомобиля негативно сказывается на работоспособности, поэтому нововведения логичны. Считается, что умение использовать тахографы – это показатель квалификации водителя, особенно это касается тех, кто занимается перевозками пассажиров. Предприниматели благодаря изменениям в законе смогут дать объективную оценку работе своих сотрудников. Жалобы пассажиров на плохие условия перевозки можно будет проверить на основе тахографа, который регистрирует превышение скоростного режима.

Тщательно продуманные сроки позволят владельцам транспортных средств успеть снабдить технику устройством, избегая длинных очередей. Суммы штрафов заставят водителей и предпринимателей в обязательном порядке ответственно подойти к решению вопроса.

Читайте также: