Может ли иностранный гражданин управлять автомобилем юридического лица

Обновлено: 24.04.2024

Подскажите, пожалуйста, я гражданин РФ, но есть вид на жительство в Украине и водительское удостоверение украинское. Могу ли я управлять автомобилем на территории РФ с регистрацией в России по доверенности?

Возможность использования удостоверения, полученного в другом государстве, регламентируется пунктом 12 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения":

12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

Лицо, постоянно или временно проживающее на территории РФ (а именно таким лицом и является гражданин РФ), в первую очередь может управлять транспортными средствами на основании российского национального водительского удостоверения. Однако если национальных прав нет, то можно воспользоваться иностранными или международными водительскими правами.

Т.е. до тех пор, пока гражданин России не получил российские водительские права, он может использовать иностранное удостоверение.


В 2020 году стало поступать много жалоб от водителей по поводу того, что не смотря на пункт 12 статьи 25 закона "О БДД" сотрудники ГИБДД и суды различных уровней накладывают штрафы при использовании иностранных прав. Если Вы еще не столкнулись с такой проблемой и лишь изучаете законодательство, то рекомендую заменить иностранные прва на российские. Это гораздо проще, чем впоследствии оспаривать штраф.

До 4 ноября 2014 года гражданин России мог использовать иностранные права только в течение 60 дней. Однако правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утратили силу, и данное требование больше не применяется. Т.е. иностранные права могут использоваться сколь угодно долго.

Тем не менее, некоторые сотрудники ГИБДД до сих пор не в курсе данного изменения законодательства. В связи с этим возникает вопрос по поводу того, что делать водителю, если его автомобиль пытаются эвакуировать на штрафстоянку.

Все достаточно просто:

1. Снимите действия сотрудников ГИБДД на видео.

2. Сообщите сотруднику ГИБДД, что Вы планируете обратиться в прокуратуру, т.к. он незаконно ограничивает Ваше право управления транспортными средствами. За данное нарушение полицейский получит штраф в размере 20 000 рублей.

3. Позвоните по телефону доверия, указанному на полицейском автомобиле. Сообщите, что сотрудник ГИБДД ограничивает Ваше право управления автомобилем в нарушение действующего законодательства. Вполне возможно, что этого звонка будет достаточно, чтобы прекратить эвакуацию.

Если автомобиль все же эвакуируют, а штраф будет наложен, то его нужно оспорить. Это не должно вызвать проблем, т.к. не существует нормативного документа, на который могли бы сослаться сотрудники ГИБДД. Если они будут ссылаться на утратившие силу Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, то достаточно будет указать, что документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (пункт 2 документа и пункт 1 приложения).

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396).

Кроме того, параллельно напишите заявление в прокуратуру по поводу незаконного ограничения права управления транспортными средствами. Будет справедливо, если за свои незаконные действия сотрудник ГИБДД заплатит штраф 20 000 рублей.

Список стран, подписавших Венскую конвенцию "О дорожном движении"

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Если Ваше водительское удостоверение соответствует требованиям Приложения 6 к Венской конвенции о дорожном движении, то Вы можете использовать его при управлении автомобилем на территории РФ.

Да, вы можете управлять автомобилем на основании иностранного водительского удостоверения, но только для личных целей.

Также, по Вашему вопросу есть Разъяснение ГИБДД МВД РФ от 13.04.2015г.:

"В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.


По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами.

В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения – с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.

При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Пархоменко М. Б.

Ситуация 1. Организация принимает на удаленную работу иностранного гражданина

Как его оформить и нужно ли начислить страховые взносы и НДФЛ

Мнение Минтруда России: нельзя оформить иностранного работника, который осуществляет деятельность удаленно за пределами РФ по трудовому договору:

  • работодатель не может в этом случае обеспечить безопасные условия труда дистанционного работника;
  • законодательство, регулирующее трудовые отношения, действует только на территории России.
  • Минтруд рекомендует оформлять такие отношения договорами ГПХ
    (Письма от 16.01.2017 № 14-2/ООГ-245, от 15.04.2016 № 17-3/ООГ-578,
    от 09.12.2015 № 17-3/В-606).

Позиция Минфин России: допускается заключать трудовые договоры с иностранными работниками при удаленной работе (Письмо от 26.08.2019 № 03-04-05/65362, в котором рассматривается вопрос о взимании НДФЛ с выплат лицу, работающему за пределами РФ).

Как же все-таки оформить иностранца

Правильнее ориентироваться на позицию Минфина и оформлять трудовые отношения.

  • Трудовые отношения нельзя заменять гражданско-правовыми. Если иностранный работник придерживается графика работы организации, выполняет задания, которые постоянно меняются, то заключение договора ГПХ просто невозможно. Такие отношения можно оформить только трудовым договором.
  • Договор ГПХ можно заключить на конкретный, заранее известный объем работ или услуг. При этом неважно, какое время работник использует для их выполнения. Главное, чтобы оговоренные в договоре работы, услуги были выполнены к назначенному сроку (ст. 702 и 779 ГК РФ).

Как было указано выше, Минфин не против оформления трудовых отношений с иностранным гражданином, находящимся в своей стране. Значит, при проверке расходы по трудовому договору с ним налоговики снимать не будут. В Трудовом кодексе нет прямого запрета на заключение трудовых договоров с иностранными гражданами, работающими удаленно.

Про НДФЛ и страховые взносы

  • Удерживать НДФЛ с выплат иностранному работнику и начислять на них страховые взносы при удаленной работе не нужно. Подразумевается, что иностранный работник не является резидентом РФ. НК РФ никак не связывает взимание НДФЛ с гражданством физического лица. Порядок налогообложения зависит от того, является физическое лицо резидентом России или нет.

Налоговый нерезидент — это физическое лицо, которое находится в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Им может быть и гражданин России. Это не касается российских военнослужащих, проходящих службу за границей, а также госслужащих, командированных на работу за пределы России. Они независимо от срока нахождения за границей являются резидентами России.

  • Подсчет 183 дней делает налоговый агент на каждую дату выплаты физическому лицу дохода. Если за 12-месячный период, предшествующий этой дате, он находился в России более 183 дней, то он резидент, и наоборот.
  • Для подтверждения факта нахождения на территории России можно предоставить любые документы. Список их не установлен. Прежде всего, это копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы.
  • Разъяснения по этим вопросам давала ФНС России в Письме от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086.

Поскольку в рассматриваемом случае иностранный работник постоянно осуществляет деятельность в своем государстве, то он не является резидентом РФ.

Любые вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу за пределами РФ для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК). Если такие выплаты получили физические лица, не являющиеся резидентами РФ, то они не облагаются НДФЛ (п. 2 ст. 209 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.08.2019 № 03-04-05/65362).

  • НДФЛ с выплат, производимых иностранному работнику, проживающему в своей стране, удерживать не нужно. Он должен уплачивать налог в соответствии с законодательством того государства, где проживает.
  • Страховые взносы начислять на выплаты, производимые иностранному работнику на удаленке, также не нужно. Согласно законам, по соответствующим видам страхования (пенсионное, социальное, медицинское) застрахованными лицами считаются только те иностранные граждане, которые проживают или пребывают на территории России
    (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001, п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ от 29.12.2006, п. 1 ст. 10 Закона № 326-ФЗ от 29.11.2010).

НК РФ предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на выплаты в пользу иностранных граждан, работающих в обособленном подразделении организации, расположенном за границей, а также на выплаты по договорам ГПХ, за работы, услуги, выполненные за пределами РФ.

Хотя в НК РФ и не рассматривается ситуация, когда иностранец осуществляет работу по трудовому договору удаленно, все же его нельзя считать застрахованным лицом. Поэтому начислять страховые взносы на производимые ему выплаты по трудовому договору не следует (Письмо Минфина от 31.03.2020 № 03-04-05/25515).

  • Взносы на травматизм нужно начислять по всем трудовым договорам. Это касается и договоров
    с иностранными гражданами, работающими удаленно. Исключений нет (ст. 5 Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998). Возникает противоречие, так как российский работодатель расследовать несчастный случай за границей не может. Но таковы нормы законодательства.

Ситуация 2. На дистанционную работу приняли гражданина Республики Беларусь

Есть ли какие-то особенности

  • НДФЛ: никаких особенностей для граждан Беларуси нет. Их доходы, полученные при работе дистанционно, не облагаются, как и у всех нерезидентов России.
  • Страховые взносы:
  • по договорам ГПХ не нужно начислять, если работы, услуги выполняются на территории Республики Беларусь.
  • особый порядок, если с гражданином Беларуси заключен трудовой договор. Гражданин сам выбирает, по какому законодательству на его зарплату должны начисляться страховые взносы. Это касается взносов на обязательное пенсионное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на травматизм.
  1. Работник — гражданин Беларуси трудится на территории своего государства, не подал своему российскому работодателю заявление о выборе законодательства по социальному страхованию — значит, на его зарплату начисляются страховые взносы так же, как и для граждан России.
  2. Если он подал работодателю заявление о том, что выбрал социальное страхование по законодательству Республики Беларусь, то на производимые ему выплаты по трудовому договору страховые взносы начислять не нужно.
  • Взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС): не начисляются. Г ражданин Беларуси не является по ОМС застрахованным лицом (п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010
    № 326-ФЗ), а положения указанного выше договора на ОМС не распространяются (ст. 3 Договора с Республикой Беларусь от 24.01.2006).

Ситуация 3. Иностранные физические лица оказывают удаленно электронные услуги

Нужно ли исчислить НДС с вознаграждений по договорам ГПХ

Это зависит от места нахождения получателя услуг и статуса лица , которое оказывает эти услуги.

Электронные услуги облагаются НДС, если местом их реализации признается Россия (перечислены в п. 1 ст. 174.2 НК РФ). При оказании электронных услуг место их реализации зависит от места нахождения получателя этих услуг:

  • если получатель находится в России — значит, и место их реализации Россия (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, если заказчиком этих услуг выступает российская организация или ИП, то облагаться НДС они должны.

Учитывайте и статус лица, которое оказывает эти услуги:

  • если электронные услуги по договору ГПХ оказывает иностранный гражданин, который не имеет статуса ИП, то НДС с производимых ему выплат не исчисляется. Это связано с тем, что плательщиками НДС признаются только организации и ИП. Обычные физические лица плательщиками НДС не являются (п. 1 ст. 143 НК РФ, Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-07-11/12532).

Вставать на налоговый учет в России и самостоятельно уплачивать НДС с вознаграждений за оказанные электронные услуги иностранные ИП не должны. На налоговый учет должны вставать только организации, оказывающие в России электронные услуги (п. 4.6 ст. 83 НК РФ). На ИП-иностранцев этот порядок не распространяется (Письмо Минфина России от 18.05.2021 № 03-07-14/37565).

Выдача водительского удостоверения образца Республики Беларусь на основании иностранного водительского удостоверения осуществляется в соответствии с пунктом 15.2 Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года №200 после положительной сдачи теоретического экзамена.

Для обмена водительского удостоверения необходимо обратиться в регистрационно-экзаменационное подразделение Госавтоинспекции по месту регистрации и предоставить следующие документы:

  • паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой о регистрации по месту жительства, либо свидетельство о регистрации по месту пребывания - в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной;
  • копию водительского удостоверения, выданного иностранным государством, а также его оригинал;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность к управлению механическими транспортными средствами (медицинская справка должна быть выдана учреждением здравоохранения Республики Беларусь);
  • документы, подтверждающие внесение платы (за выдачу водительского удостоверения - 2 базовые величины (БВ), за прием теоретического квалификационного экзамена на право управления механическим транспортным средством - 0,05 БВ, за оформление заявления – 0,08 БВ, за компьютерные услуги – 0,04 БВ).

Лица, переехавшие на постоянное жительство в Республику Беларусь и имеющие действительное водительское удостоверение, выданное иностранным государством, считаются не имеющими права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами на территории Республики Беларусь по истечении 90 дней с даты выдачи таким лицам паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь до получения такими лицами водительского удостоверения в Республике Беларусь.

Срок действия выдаваемых в Республике Беларусь водительских удостоверений составляет десять лет, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Водительские удостоверения, выданные до 1 февраля 2011 года, сохраняют свое действие в течение срока, на который они были выданы.

В соответствии с пунктом 14 Правил дорожного движения (далее – ПДД), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь:

Одновременно информируем, что в случае выявления на данных транспортных средствах неисправностей и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении в соответствии с приложение 4 к Правилам лица, управляющие этими транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В случае намерения иностранца (гражданина Российской Федерации) пребывать на территории Республики Беларусь свыше указанного срока необходимо получить разрешение на временное или постоянное проживание.

Иных документов, кроме вышеуказанных, для управления автомобилем на территории Республики Беларусь не предусмотрено.

Ответственность за эксплуатацию транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрена статьей 18.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Кроме этого, в случае дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с ч. 2 ст. 18.20 КоАП управлявшее им физическое лицо привлекается к ответственности в виде штрафа в размере десяти базовых величин. Если такой автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, штраф составит двадцать пять базовых величин.

Частью 4 статьи 18.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное превышение скорости движения свыше 20 км/ч, совершенное в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. В указанном случае к виновному лицу может быть применено административное взыскание в виде штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин или лишение права управления от 3 до 12 месяцев.

Находящиеся на территории Беларуси иностранные граждане, юридические лица, а также лица без гражданства, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Все штрафы, предусмотренные КоАП для граждан Беларуси, распространяются и на граждан других государств.

При этом если граждане Беларуси получают по почте соответствующее уведомление, то информация с камер фотофиксации о правонарушениях, совершенных на автомобилях с регистрационными знаками других государств, передается на пункты контроля оплаты, расположенные на выезде из страны. Штраф оплачивается непосредственно в этих пунктах.

Пункты контроля оплаты оборудованы приборами автоматического распознавания, которые сканируют номерные знаки всех проезжающих автомобилей. Информация передается на портативный переносной датчик, закрепленный на руке у сотрудника ГАИ. Если на номерном знаке числится нарушение скорости, остановки и стоянки, он подает сигнал, и инспектор ГАИ останавливает машину нарушителя.

Если по какой-то причине водитель сумел выехать из Беларуси, избежав ответственности, при следующем посещении страны ему все-таки придется погасить задолженность в соответствии с законодательством.

Анализ ежегодной статистики показывает, что более чем в половине случаев гибели детей в дорожно-транспортных происшествиях, они являются пассажирами. Так, в 2013 году из 20 погибших на дорогах Беларуси детей 11 были пассажирами транспортных средств. Еще 148 детей-пассажиров получили тяжелые травмы. В 2014 году погибли 9 детей-пассажиров, 167 получили ранения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских автомобильных кресел позволяет в случае ДТП снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей постарше – на 54%. В автокресле риск получения травм снижается на 76%, тяжелых травм - на 92%.

В соответствии со вступившими в силу с 16 января 2015 года изменениями в Правила дорожного движения перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.

Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Ребенок выше 150 сантиметров, как любой другой пассажир, должен быть пристегнут ремнем безопасности.

Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.

Пунктом 207-1. Правил дорожного движения Республики Беларусь определено, что при участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4 к Правилам:

Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками "М+S", "M&S", "M.S", "M S" или "All seasons", во время эксплуатации на указанном покрытии не должны иметь остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм.

Подпунктом 10.6. водителю запрещено двигаться на транспортном средстве на гусеничном ходу или с металлическими шипами (кроме ошипованных шин) по дороге общего пользования с усовершенствованным покрытием.

Каких-либо других ограничений, касающихся зимних шин, а также ошипованных шин Правилами дорожного движения Республики Беларусь не предусмотрено.

Пожалуйста:
1 – Брестская область;
2 – Витебская область;
3 – Гомельская область;
4 – Гродненская область;
5 – Минская область;
6 – Могилевская область
7 – город Минск.

Нет, такая возможность законом не предусмотрена. Строгость наказания в данном случае полностью соответствует вине.

Частично. Такие меры принимаются в отношении нетрезвых автолюбителей. Причем сдавать провинившимся владельцам четырехколесных друзей нужно все с ноля: и вождение, и теорию.

За движение в темное время суток без световозвращателя по краю проезжей части предусмотрено предупреждение или штраф в размере от одной до трех базовых величин. Если пешеход нетрезв, то штраф может составлять от 3 до 5 базовых величин. Освещенность или неосвещенность участка в темное время суток не имеет значения. Если Вы двигаетесь по краю проезжей части - Вы должны обозначить себя световозвращающим элементом и при этом идти навстречу движению транспортных средств.

Читайте также: