Кто занимается анализом дтп

Обновлено: 18.04.2024

Автомобильная авария влечёт за собой нанесение ущерба не только собственности владельцев транспортных средств, но и здоровью участников несчастного случая. Неотъемлемым этапом разбирательства в произошедшем является судебно-медицинский анализ. В статье рассматриваются важные особенности данного процесса. Вы узнаете, кем назначается процедура, какой вид судмедэкспертизы проводится в тех или иных обстоятельствах.

Что такое судмедэкспертиза?Для чего проводится?Когда и кто назначает?Особенности проведенияВидео: Медицинская экспертиза травм при ДТПВиды СМЭСроки проведения СтоимостьМожно ли отказаться?var index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Что такое судмедэкспертиза?

Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) представляет собой ряд исследований, назначаемых после ДТП, целью которых является расследование причин и последствий полученных травм. Если ошибка на дороге привела к человеческим жертвам, устанавливаются причины смерти участников автокатастрофы. Расследование причин гибели требует особого внимания судмедэкспертов.

Анализ включает комплекс профессиональных действий, в ходе которых устанавливаются обстоятельства аварии. Полученные сведения затем необходимо доказать или оспорить в суде.

Закон РФ требует, чтобы водитель авто, вовлечённого в аварию, остановился, идентифицировал себя и своё транспортное средство, а также оказал помощь пострадавшим лицам. Состояние автомобиля, травмы жертвы и место происшествия могут содержать ключи к решению дел, связанных с анализом аварии.

Важно! Следует отличать понятие судмедэкспертизы от медицинского освидетельствования. Последнюю процедуру, в отличие от судебно-медицинской оценки, уполномочены проводить следователь и понятые.

Для чего проводится?

СМЭ после катастрофы на дороге преследует три базовые задачи:

Диагностирование состояния здоровья пациента;Определение степени потери работоспособности;Выяснение причинно-следственной связи между полученными увечьями или смертью человека и конкретным происшествием на дороге.

Первым автомобилем, превысившим скорость 100 км/ч, был электромобиль. Его сконструировал в 1899 г. автогонщик Камилл Женатци из Бельгии

Когда и кто назначает?

Судмедэкспертиза назначается без оглядки на то, насколько сильно пострадала жертва ДТП. Процедуру нужно пройти, даже если травмы несущественные. Её уполномочены назначать такие представители власти, как судья, следователь и дознаватель.

Анализ проводят и после прямого обращения в клинику одного из участников несчастного случая. В этой ситуации с заявителем заключают соглашение по предоставлению услуг. Однако без одобрения суда или следователя диагностика пациента не будет признана судебной.

СМЭ оформляется как в процессе судебного заседания, так и в досудебном порядке. Подать запрос о необходимости процедуры должна как виновная сторона, так и жертва ДТП. Стоит также отметить, что судья может вызвать специалистов для медицинского обследования лишь тогда, когда для этого имеются объективные причины. Заявитель, настаивающий на проведении оценки, должен привести конкретные факты и весомые аргументы.

Рекомендуем для прочтения:

Подставное ДТП: как происходит, ответственность

Особенности ДТП с животными

Порядок проведения экспертизы после ДТП

Обращение в страховую компанию после ДТП

После предоставления заявителем доказательной базы, подтверждающей целесообразность проведения СМЭ, суд выносит соответствующее постановление.

В официальном заключении должна содержаться следующая информация:

фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждается процесс;данные частной или госорганизации, которая уполномочена проводить расследование;номер административного или уголовного дела, ставшего причиной назначения экспертизы;список вопросов, на которые специалист должен достоверно и в подробностях ответить;описание травм, нанесённых телу и психике пострадавшего;данные об образцах, которые предоставлены для анализа.

Судмедэкспертизу предваряет подготовительный этап, когда собираются сведения по исследуемым объектам. Если у пострадавшего нет возможности самостоятельно доставить материалы в экспертное здание, специалист отправляется на место аварии.

Затем следует первичной анализ предоставленной информации об объектах, в ходе которого либо удаётся получить ответы на имеющиеся вопросы, либо нет. Так или иначе эксперт докладывает о выводах руководству. В процессе анализа могут возникнуть разного рода препятствия, о них специалист также обязан рапортовать.

Важно! Лечение и судмедэкспертиза вместе с задокументированным подтверждением должны осуществляться строго в рамках законодательной системы РФ.

Дальнейшее проведение СМЭ предполагает исключение возможных препятствий для следственных органов. Используя различные документы по делу, справки и постановления об аварии, а также прочие прилагаемые бланки, эксперты занимаются проработкой и анализом всех материалов.

Что касается пострадавших, которые остались в живых, то степень причинённого здоровью вреда рассматривается после процесса лечения. Невзирая на осведомлённость лечащего врача в реальном состоянии больного, он не имеет права выступать судебно-медицинским экспертом.

Видео: Медицинская экспертиза травм при ДТП

Выделяют пять разновидностей судмедэкспертизы:

начальное заключение — первичная оценка места несчастного случая, наиболее часто проводимый вид анализа;оценка вспомогательных материалов — инициируется, если требуется решение дел, не изученных в ходе начального анализа;повторная — назначается в ситуации, когда заключения уже проведённой экспертизы вызывают сомнения;комплексная — когда требуется участие экспертов из различных научных сфер;комиссионная — должна проводиться с привлечением нескольких врачей одного направления.

Знаете ли вы? Двадцатилетний студент из Малайзии занесён в Книгу рекордов Гиннесса за самый продолжительный автопробег. Юному рекордсмену удалось провести за рулём без перерыва на сон и отдых 4 дня и 4 часа.

На продолжительность выполнения СМЭ влияют многие факторы. В ситуации, когда телесные повреждения лёгкие или средней тяжести, в скрупулезном исследовании нет необходимости. Здесь специалистам достаточно нескольких дней или максимум недели, чтобы составить заключение.

Если увечья, причинённые здоровью, довольно серьёзные и к делу приложен большой объём материалов, на вынесение решения может уйти от нескольких недель до месяца. Началом процесса считается дата, когда в распоряжение специалиста поступил необходимый биологический материал.

Услуга не будет стоить никаких денег потерпевшей стороне, проходящей экспертную оценку в госучреждении по выписанному решению. Цена проведения анализа в частном учреждении отличается в соответствии с регионом проживания, а также сложности задач, стоящих перед специалистом. В больших городах процедура обойдётся дороже — цена достигает 20–30 тыс. рублей. В регионах за судмедэкспертизу вы заплатите 2–5 тысяч.

Можно ли отказаться?

Взяв во внимание вышеизложенные рекомендации, вы сможете добиться объективного решения конфликта после ошибки на дороге. Оценка судебно-медицинских специалистов послужит базовым подтверждением либо опровержением виновности участников ДТП и позволит привлечь их к ответственности.

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.


Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Если автомобиль организации попал в дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП), то, независимо от формы собственности, необходимо провести внутреннее служебное расследование аварии.

Кто ответственен за его проведение и как его правильно провести, рассказал эксперт SRG-ECO Борисов Артем.

Цель процедуры

— выявление причин и разработка мероприятий для предотвращения подобных происшествий в будущем.

Данное требование закреплено законодательно.

Водитель должен незамедлительно сообщить об аварии в органы внутренних дел и вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия. После чего сразу же следует сообщить о случившемся в организацию — специалисту, ответственному за безопасность дорожного движения (далее — БДД), или руководителю.

Зона ответственности

Безусловно, за все события внутри организации ответственен руководитель. Однако в статье 20 Закона № 196-ФЗ установлено, что если в структуре организации есть транспортные средства (далее — ТС), то в штате должен быть специалист по безопасности дорожного движения.

А расследование ДТП с ТС компании, в том числе и поиск причин, оформление результатов проверки и проведение профилактических мероприятий — прямые обязанности специалиста БДД.

Сроки расследования

Проведение внутренней проверки ДТП строго ограничено временными рамками. Для всех аварий установлен единый срок проведения анализа — пять календарных дней. Таким образом, даже если происшествие кажется несерьезным, сроки изменить не получится.

Начало расследования

Первый этап расследования — утверждение приказа о создании комиссии по расследованию ДТП. Документ составляется руководителем организации, чье ТС оказалось участником аварии.

Комиссия состоит минимум из трех человек , ее председателем назначается сам руководитель организации или один из его заместителей.

Членами комиссии могут стать сотрудники HR-отдела, бухгалтеры, работники технических подразделений. Особенно важно присутствие специалиста, ответственного за охрану и безопасность труда. При наличии специалиста по БДД желательно его включить в состав комиссии.

Непосредственный руководитель сотрудника, попавшего в ДТП, в ко-
миссию не включается — это гарант объективности результатов

Сбор данных

Для получения полных сведений об аварии не обойтись без выезда
на место происшествия. Туда отправляется специалист по БДД, если он есть в штате, или любой другой сотрудник, назначенный руководителем

Специалист проводит детальный осмотр места ДТП и фиксирует в письменной форме полученные сведения:

  • дата и время происшествия;
  • описание места аварии с учетом погодных условий;
  • сведения о попавших в аварию ТС с указанием госномеров;
  • количество пострадавших и полученные травмы;
  • цель поездки и перевозимый груз (при наличии);
  • физическое состояние водителя;
  • рабочий час сотрудника – по графику;
  • обстоятельства аварии;
  • классификация происшествия.

Для полноты данных необходимо запечатлеть место аварии на фото и видео, важно все – следы на дороге, характер повреждений, расположение машин и так далее.

Расследование

Когда все возможные сведения о ДТП собраны, можно переходить к основному этапу – расследованию. Участники комиссии проводят детальный анализ полученной информации.

Цель процедуры – не только установление причин происшествия, но и:

  • определение правильности действий сотрудника с позиции правил дорожного движения (ПДД);
  • оценка обстоятельств и всех факторов, которые могли повлиять на возникновение происшествия;
  • выявление ошибок со стороны компании;
  • разработка мероприятий для минимизации риска возникновения повторных ситуаций.

Если в ходе проверки медработники установят, что во время аварии водитель был в состоянии алкогольного опьянения, комиссия еще должна будет найти тех, кто допустил нетрезвого водителя к выполнению обязанностей.

Чтобы достичь всех поставленных целей нужно ответить на ряд вопросов:

  • Водитель соблюдал внутренние правила перевозок и ПДД?
  • Было ли отклонение от установленного маршрута?
  • Как происходит отбор персонала на должность водителей?
  • Как осуществляется обучение работников и повышение квалификации?
  • Какое было состояние ТС перед выездом на рейс?
  • Могли ли погодные условия оказать влияние на исход событий?
  • И так далее.

Таким образом, в ходе анализа произошедшей аварии нужно выявить не только виновных, но и сделать все, чтобы предотвратить ДТП с участием служебных автомобилей.

Отчетность по расследованию

Когда члены комиссии сошлись в едином мнении, расследование подходит к завершению: осталось оформить необходимую документацию.

Так, комиссии необходимо составить акт служебного расследования. Форма его оформления не установлена, но примеры заполнения можно найти в интернете или составить документ в произвольной форме – важно отметить следующие моменты:

  • Состав комиссии с ФИО и должностями;
  • Сведения о водителе ТС, попавшего в ДТП;
  • Техническая характеристика ТС, попавшего в аварию, в том числе – дата последнего техосмотра;
  • Обстоятельства ДТП с описанием внешних факторов.

В конце акта комиссия должна зафиксировать сделанные выводы о расследуемой аварии. Однако, следует отметить, что итоговое решение о виновности принимается судом.

Важно при расследовании сотрудничать с сотрудниками Госавтоинспекции, по возможности проверять корректность изложенных данных и правильность оформления документации со стороны ГИБДД.

К акту нужно приложить и пакет документов:

  • Копия протоколов осмотра ТС и места аварии.
  • Копия схемы ДТП.
  • Перечень пострадавших, погибших в ДТП с указанием полученных
    травм.
  • Объяснение работника и должностных лиц, причастных к ДТП.
  • Справка о проведении корректирующих мероприятий по устранению выявленных причин происшествия.
  • Приказ руководителя с результатами проведенного расследования.

Далее на основе составленного акта оформляется форма учета ДТП установленного образца (приказ Министерства транспорта РФ от 2 апреля 1996 г. № 22) и направляются в территориальное отделение Госавтоинспекции, следственные органы и другие организации, принимающие участие в расследовании.

Читайте также: