Кто является водителем в учебном автомобиле если им управляет ученик

Обновлено: 05.05.2024

Для учебного автомобиля обязательно страховка для неограниченного числа людей или достаточно инструктора? Кто несёт ответственность в случае ДТП по вине курсанта? Спасибо.

Ответы на вопрос:

Сергей! Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) "dодитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Так что неограниченная страховка тут не нужна, водителем является лицо, которое обучает вождению. И в случае чего ответственность за ДТП несет инструктор, который обязательно должен быть справа на дублирующих педалях.

Достаточно вписать человека, который будет обучать вождению, то есть сделать полис с ограниченным количеством лиц, допущенных к управлению.

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

В случае ДТП ответственность несет обучающий.

Довольно древний вопрос, не раз обсуждавшийся в Сети.

Для учебного автомобиля обязательна страховка для неограниченного числа людей или достаточно инструктора? - да, иначе страховая окажет в выплате. Правила ОСАГО.

Кто несёт ответственность в случае ДТП по вине курсанта? - инструктор. Он является обучающим водителем (водитель обучающий вождению, приравнивается к водителю, п.1.2 ПДД, понятие "водитель").

Для учебного тс страховой полис должен быть не только на инструктора (это же учебный тс) , а для неограниченного числа лиц

Виновник ДТП, с точки зрения ПДД и ответственности предусмотренной КоАП РФ будет курсант, т.к. он был за рулем.

Материальную ответственность будет нести учебный центр или автошкола (в части не покрытой страховкой) перед пострадавшим и порядке регресса потом выставит требование курсанту, в той сумме которая оплачена пострадавшему

В соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

2.В пункте 1.2 ПДД указано, что водитель — это человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Здесь же указывается, что к водителю приравнивается лицо, которое обучает кого-либо вождению. Исходя из данного определения, следует, что во время обучения вождению в машине сидят сразу 2 водителя. И-при ДТП, виновника в таком случае определяют в судебном порядке

3.Исходя из вышеизложенного-полис ОСАГО необходимо оформлять для неограниченного числа людей, так как при отсутствии ОСАГО на обучающегося, он будет нести административную ответственность.

Даже более того, за любое ДТП на учебной машине при сдаче экзамена на автодроме или в городе стопроцентно ответственность несет автошкола и, соответственно, инструктор. В конце концов, за предотвращение нештатных ситуаций отвечает данный специалист и получает за это зарплату, а не только за обучение азам вождения.

Даже более того, за любое ДТП на учебной машине при сдаче экзамена на автодроме или в городе стопроцентно ответственность несет автошкола и, соответственно, инструктор. В конце концов, за предотвращение нештатных ситуаций отвечает данный специалист и получает за это зарплату, а не только за обучение азам вождения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2021)

Так как по новым правилам при сдаче экзамена на вождение в салоне авто находится инспектор ГИБДД, то согласно ПДД и норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимо оформлять полис ОСАГО с неограниченным числом лиц. Закон требует именно такого!

Нужна страховка на водителя-владельца ТС.

Неограниченная страховка не требуется!

Так как в правилах дорожного движения по данному поводу делается исключение.

При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

То же самое прописано в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 1.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

При сдачи гос. экзаменов в ГИБДД по новым правилам на месте инструктора находится инспектор. От автошкол требуют неограниченную страховку. Законо ли это?

Ответы на уточнение:

В этом случае на месте водителя в понимании пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) будет лицо, у которого в управлении дублирующие педали. А это инспектор. И если его в страховку Вы не вписали, то должна быть неограниченная страховка. Однако если по договору авто для сдачи экзамена Вы не обязаны представлять, то и неограниченную страховку делать также не обязаны. В этом случае требование неограниченной страховки незаконно.

А пока - так как по новым правилам при сдаче экзамена на вождение в салоне авто находится инспектор ГИБДД, то согласно ПДД и норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимо оформлять полис ОСАГО с неограниченным числом лиц. Закон требует именно такого!

еще раз Сергей Митрофанов

Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"1, пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"2, пунктом 5 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами"3, пунктом 1, подпунктом 4 пункта 2, подпунктом 11 пункта 11 и подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 6994, Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373

2. Признать утратившими силу:

2.1. Пункт 1 приказа МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"1 и приложение № 1 к приказу

Для учебного тс страховой полис должен быть не только на инструктора (это же учебный тс) , а для неограниченного числа лиц

Виновник ДТП, с точки зрения ПДД и ответственности предусмотренной КоАП РФ будет водитель

Материальную ответственность будет нести учебный центр или автошкола (в части не покрытой страховкой) перед пострадавшим и порядке регресса потом выставит требование курсанту, в той сумме которая оплачена пострадавшему

В соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

Страховка ОСАГО без ограничений – это договорные отношения, оформленные в письменном виде, между страховой компанией (в договоре – страховщик) и частным лицом (в договоре – страхователь), в которых не оговаривается количество человек, имеющих право управлять транспортным средством.

Являясь обладателем такого страхового полиса, автовладелец имеет право вписывать в документ неограниченное число граждан, которые могут садиться за руль его автомобиля.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2021)

Статья 1. Основные понятия

водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

Так, как Законом Об ОСАГО установлено, что при обучении управлению ТС водителем считается обучающее лицо, ,то необходимо делать неограниченную страховку

В статье 4 Закона Об ОСАГО сказано: Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Законом не установлена обязанность делать неограниченную страховку для автошкол. Но учебные автомобили связаны с повышенной опасностью на дорогах, поэтому на случай возможного ДТП в ваших интересах сделать неограниченную страховку.

При сдаче экзаменов в ГИБДД на месте инструктора всегда находился инспектор.. и по новым правилам.. и по старым.

Я вам ответил выше-.В пункте 1.2 ПДД указано, что водитель — это человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Здесь же указывается, что к водителю приравнивается лицо, которое обучает кого-либо вождению. Исходя из данного определения, следует, что во время обучения вождению в машине сидят сразу 2 водителя

На обоих должна быть страховка.

Можете конечно-оформлять индивидуально страховку на каждого, кто за руль машины садится.. в том числе и на инспектора-ежедневно ездить в страховую компанию.. вносить изменения в полис ОСАГО. всех курсантов поименно вписывать.

Поэтому-надо оформлять страховку на неограниченное число лиц

Главное чтобы водитель за рулем был застрахован.

Здравствуйте, Сергей!

Нужна страховка на водителя-владельца ТС.

Неограниченная страховка не требуется!

Требования не законны.

Так как в правилах дорожного движения по данному поводу делается исключение.

При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

То же самое прописано в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 1.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

Похожие вопросы

Какой должен быть полис ОСАГО на учебный автомобиль?

Выплата по ОСАГО при учебной езде в городе. Есть ОСАГО на неограниченное число лиц допущенных к ТС, но галочка "учебная езда" в полисе не стоит. При дтп с учеником в городе не будет ли проблем с выплатами по осаго невиновному в дтп с учетом вышесказанного?

Кто должен отвечать в дтп? Если я нанял инструктора по вождению!

Какая должна быть страховка осаго для учебного автомобиля.

Я врезалась в учебную машину, за рулем находился курсант. Гаи мы не дождались, сделали европротокол, только водителем учебной машины пишет инструктор себя, а не курсанта. Машина у них личная не принадлежит автошколе. Вину я свою не отрицаю, но по закону то должны же указывать водителя того человека который находился за рулем, т.е.курсанта, а не инструктора?

Имею ли я право проводить занятия по обучению вождения на учебном автомобиле с неограниченной страховкой или обязательна страховка учебная?

Моё обучение в автошколе при учебном заведении началось ещё в начале учебного года (с 3 сент. 2020 г.). Хочу отметить, что я учился именно в платной группе (существуют ещё так называемые бесплатники, которые занимаются в автошколе в рамках учебной программы и получают права, вроде как, на бесплатной основе), был составлен договор. За обучение было заплачено 19.000 р, из которых 5.500 р, по условиям договора, были оплачены за теоретические занятия. Всего на группу было назначено 3 инструктора, 2 из которых так же являлись преподавателями учебного заведения и их машины были на его базе, а так же 3 инструктор, с которым мне пришлось заниматься. Данный инструктор никакого отношения к техникуму не имеет и лишь оказывает услуги по проведению практических занятий для учеников платных групп, машина в его собственности. Уже со второго месяца обучения начались занятия (конец октября 2020 г. ), они длились по 14 января 2021 г. Всего за это время данный инструктор провел со мной около 12 (+-1 ч) астрономических часов практической езды по городу и автодрому. Занятия проводились раз в неделю, и то не всегда, чаще по вечерам, 2 раза занятия были отменены по вине инструктора, когда я уже был в назначенном месте в нужное время. Примерно так же история наблюдалась у других учеников, которые занимались именно у этого инструктора - ни у кого в итоге больше 18 часов накатки не оказалось. Перед экзаменом нам выдали водительские карточки, где должны были отмечаться подписями каждый час, проведенный на вождении. Всего 56 часов, за каждое "проведенное" занятие стоит подпись инструктора, всем было велено проставить подписи рядом, что все занятия проведены, иначе к экзаменам бы не допустили. В силу своей неподкованности в этом вопросе все дружно поставили подписи и были допущены к экзаменам. На вопрос, что будет с часами, которые я и никто другой в полном объеме не накатали, инструктор с наездом объяснял. С его слов:

- должно быть накатано 22 часа (в договоре 56),

- одно занятие длилось 2 академических часа (по факту это был один час, нередко даже и меньше, а в договоре вообще речь идет только об астрономических часах).

- стоимость одного академического часа 500 рублей (в договоре указано 1 астрономический час = 250 рублей).

И поэтому все условия, по его мнению, он выполнил.

Что получилось в итоге? Я и другие ученики, кто занимался именно у этого инструктора, отъездили нужные часы лишь на 20-30%, вследствие чего сдали экзамены лишь единицы. Нужные навыки не были получены, а чтобы подготовится к пересдаче нужно платить по таксе самого инструктора 500 р/астрономический час сверху. Человек, отвечающий за распределение инструкторов и документальное оформление разводит руками, говоря о том, что я сам виноват, потому что расписался в карточке, где указаны все часы (по факту так и есть). На второй пересдаче инструктор вообще отказался принимать у меня экзамен в городе, поскольку я хотел с этим вопросом идти к директору, пришлось сдавать на совершенно незнакомой машине. Сейчас стоит вопрос с обращением к директору учебного заведения, он же директор автошколы, перед встречей с ним, хотелось бы узнать, насколько вообще этот вопрос решаем, какими законами и документами можно себя защитить, есть ли вообще шансы, что получится вернуть средства или хотя бы в полном объеме завершить учебную программу с другим инструктором.

Для получения долгожданных водительских прав, необходимо самым первым делом обучиться вождению автомобиля на практике и теории. Как многие наверно знают, что получают знания по теории в оборудованных классах автошкол, а научиться управлять автомобилем можно на специализирующих автодромах. После чего с присутствием инструктора можно выехать на дорогу с активным движением. Практическая часть, это главный пункт, который в обязательном порядке входит в обучение. Допускается он только при следующих условиях:

· Ученики, которые хотят стать водителями и проходящие курсы по вождению транспортного средства, должны быть в возрасте не меньше 16 лет, уже в 14 лет вы можете обучаться управлять мопедом и мотоциклом

· Все кто хотят получить навыки управления автотранспортным средством, должны придерживаться правил безопасности на дороге

· Если водитель имеет маленький опыт управления авто, то учебная езда должна выполняться исключительно с инструктором

· Не допускается учебная практика по вождению транспорта в местах, где живут люди или автомагистралях

· Для первых выездов на дороги с активным движением, студент обязан без препятствий овладеть умением водить автомобиль на закрытых площадках учреждения и автодроме. Только с инструктором, и владея знаниями ПДД, разрешается передвигаться по проезжей части.


Основные требования к автотранспорту для обучения управления

Согласно нормам и правилам должна быть оборудована машина, с использованием которой обучаются вождению. Рассмотрим, какие требования к автомобилям:

  1. Такой автомобиль должен выделяться среди всех автотранспортных средств, иметь индивидуальный опознавательный знак в виде буквы У, треугольной формы и обведенным по краям красной тонкой полосой, также должна быть надпись Учебная
  2. В тех случаях, если транспорт снабжен не АКПП, а МКПП, то должны быть поставлены дополнительно педаль сцепления, тормоза, и в обязательном порядке зеркало заднего вида в помощь инструктору. Делается это для того, чтоб инструктор вовремя взял контроль вождения на себя в необходимых случаях.


Поврежденный учебный транспорт и кто за него в ответе

Конечно, в жизни бывает всякое, и любой студент автошколы может способствовать определенной ситуации, где неизбежна будет авария с учебным авто. Кто все - таки понесет наказание и возместит убыток за испорченный автомобиль? Если кто – то не знал, то восстанавливать транспортное средство обязана автошкола. Данный пункт указывается в обязательном порядке при оформлении договора. Такое учреждение должно иметь надлежащий уровень. Каждый транспорт, находящийся в заведении должен быть на учете в страховой компании КАСКО. В том случае, если авария случилась на территории автошколы, то и решать эту проблему будет учреждение. Ситуации встречаются разные, может ДТП произойти на транспорте автошколы, на дорогах с активным движением, и с участием других машин. Если окажется, что виноватым был ученик автошколы, то вся вина накладывается на инструктора находящегося с ним. Когда происходят сильные повреждения автомобиля, то в суде будут рассматриваться все действия, которые совершал инструктор. Ответственность предъявить ученику тоже могут, это зависит в основном от ситуации. По той причине, что будущий водитель на то время не имеет водительских прав, а итогами аварий с присутствием инструктора зачастую бывают вмятости на капоте или разбитые фары, так что обвинений никаких предоставить ему не могут. Когда совершается серьезное ДТП, автошкола имеет право расторгнуть договор с потенциальным учеником за оказание услуг по вождению, в такой ситуации всегда учреждение возвращает сумму, оплаченную за учебу в полном объеме. В том случае если автотранспорт застрахован, то и все финансовые потери будет оплачивать страховая компания. Редко, но бывает, указывается в договоре, что автошкола имеет право потребовать возмещение убытка от ученика, так что при выборе заведения и подписывая любой договор на курс обучения, внимательно и тщательно изучите его, особенно то что написано мелкими буквами. В нашем случае важен пункт обязательств обеих сторон при возникновении ДТП.


Какие условия не разрешены для обучения управления автотранспортного средства

Запомните раз и навсегда, что запрещается получать опыт управления, на проезжей части используя собственный транспорт. Авто в обязательном порядке должно быть собственностью автошколы, и оборудовано всеми соответствующими требованиями, а также нормами. Когда проводится практическая часть обучения, инструктор, который находиться рядом должен иметь с собой:

1. Документ, который подтверждает право обучать вождению

2. Водительские права

3. Открытую категорию, которой обучает ученика.

Во – время занятий, скорость учебного автомобиля должна быть по установленной норме, и ни в коем случае не превышать ее. Придерживаясь, правил дорожного движения, в которых указано, что по улицам города без наличия каких – либо ограничений, разрешается двигаться на скорости не больше 60 км/ч. На автомагистралях не разрешается учиться езде, при любых скоростях.

Правовая база, понятие и основные правила учебной езды


Правила прохождения обучения на управление транспортными средствами регулируются несколькими нормативными актами:

В конце 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1734, которым были внесены изменения в положения, касающиеся правил проведения учебной езды. В частности, были ужесточены положения, касающиеся допуска учеников к обучению и вождению автомобиля на дорогах общего пользования.

Точного понятия учебной езды в ПДД или в иных нормативных актах не дается, однако требования к ней, излагаемые в Правилах и иных нормативных документов, позволяют его дать. С точки зрения законодательства, учебная езда – это комплекс мероприятий, направленных на получение и закрепление общих навыков управления автомобилем при вождении в городе.

Выполнение упражнений на автодроме, направленное на получение первоначальных навыков управления автомобилем, не является учебной ездой.

Чтобы научиться водить машину, все же лучше обратиться на курсы и ниже вы узнаете почему.

Организация учебной езды требуют соблюдения определенных требований:

  • к обучающемуся лицу (ученику);
  • к обучающему (инструктору);
  • к автомобилю или иному ТС, используемому для учебной езды;
  • к местам, где проводится обучение.

Требования к обучающемуся лицу

Согласно ПДД обучающимся лицом признается ученик, заключивший официальный договор с обучающей организацией (автошколой) и имеющий первоначальные навыки вождения. Отдельными положениями правил установлены дополнительные требования к ученикам, в частности к их возрасту. Минимально допустимый возраст начала обучения зависит от категории прав, на которую обучается ученик:

  • с 16 лет – на ТС категорий B, C и C1 (легковые и грузовые автомобили массой не более 7,5 тонны), а также A, A1 и M (мотоциклы и мопеды);
  • с 20 лет – на ТС категорий D, D1, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы);
  • с 18 лет – военнослужащие при обучении на категории D и D1.

Также с 2020 года вступили в силу изменения, касающиеся последовательности проведения обучения. Пункт 21.1 ПДД РФ гласит, что обучение первоначальным навыкам управления ТС проводится на автодромах или на закрытых площадках. До того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навыки, он не сможет выехать на дороги общего пользования для учебной езды.

До 2020 года текст этого пункта звучал несколько иначе – его можно было понять так, что лишь первое занятие обязательно проводится на автодроме, а затем инструктор может выпустить ученика на обычную дорогу. Теперь же до того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навык вождения, он не будет признан обучающимся лицом, а инструктор не имеет права выпускать его на дорогу. Усвоение навыков должно быть подтверждено документально. Если ученик выполнил все упражнения на площадке и доказал получение навыков первоначального вождения, он признается обучающимся и может выезжать на дороги общего пользования, но только вместе с инструктором.

Требования к обучающему вождению (инструктору)


Минимальный набор требований к обучающему вождению (инструктору) раскрыт в ст. 1 ПДД РФ. Согласно ПДД, обучающий вождению – это педагогический работник обучающей организации (автошколы):

  • имеющий подтвержденную квалификацию;
  • соответствующий профессиональным стандартам.

Дополнительные требования к инструкторам перечисляются в нормативных актах, относящихся к области трудового законодательства и охраны труда. Автоинструктором может быть лицо:

  • с общим образованием не ниже среднего профессионального;
  • имеющее дополнительное педагогическое образование продолжительностью не менее 250 часов в случае отсутствия профильного;
  • имеющее водительские права тех категорий, на которые он обучает учеников;
  • не имеющее ограничений для занятия педагогической работой (судимости);
  • прошедшее предварительный медосмотр при устройстве на работу и проходящее периодические медосмотры;
  • прошедшее профессиональную аттестацию и проходящее программы повышения квалификации с периодичностью не менее 1 раза в 3 года;
  • прошедшее инструктаж по охране труда.

Также к числу рекомендуемых требований относится наличие стажа вождения не менее 3 лет и отсутствие фактов лишения прав управления ТС в течение 5 лет.

Требования к учебному автомобилю


ПДД и Основные положения по допуску ТС к эксплуатации устанавливают и требования к автомобилю, на котором проводится обучение. Учебный автомобиль должен иметь:

  • дополнительную (дублирующую) педаль сцепления (для ТС с механической коробкой передач);
  • дополнительную педаль тормоза;
  • зеркало заднего вида для ученика.

Требования к местам, где проводится обучение

ПДД прямо запрещают учебную езду в жилых зонах и дворовых территориях. Ранее запрещалось проводить обучения и на автомагистралях, однако с 2020 года это положение было отменено.

Также пунктом 21.1 ПДД утверждено, что обучение первоначальным навыкам вождения допускается исключительно на закрытых площадках и автодромах. Лишь после того, как ученик научится управлять автомобилем, он перестанет представлять значительную опасность для окружающих и сможет выезжать на дороги общего пользования.

Таблица требований для проведения обучения управлению ТС

Требования к обучающемуся лицу:

  • Наличие договора с автошколой
  • Минимальный возраст от 16 до 20 лет в зависимости от категории
  • Наличие первоначальных навыков вождения, доказанное на автодроме

Требования к обучающему (инструктору)

  • Официальная должность автоинструктора в автошколе
  • Наличие квалификации и прохождение аттестации
  • Наличие действующих прав соответствующей категории

Требования к учебному автомобилю

Требования к местам обучения

  • Запрещается обучение в жилых зонах и дворовых проездах
  • До момента получения первоначальных навыков вождения запрещается выезд на дороги общего пользования

Как можно и как нельзя учиться вождению


В соответствии с ПДД и основными правилами допуска ТС обучением вождению признается исключительно управление учеником автошколы специально оборудованного и отмеченного специальными знаками автомобиля вместе с инструктором, который является сотрудником обучающей организации. Автоинструктор должен располагаться на переднем пассажирском сидении с доступом к дублирующим педалям.

Все остальные варианты обучения не признаются учебной ездой и могут быть расцениваются как нарушение правил дорожного движения. Нельзя обучать человека вождению без наличия специального образования и трудоустройства в автошколе. Частные инструкторы, которые раньше были легальны, ушли в прошлое.

Родственник, друг, знакомый и т. д., посадивший за руль своего автомобиля новичка без прав, нарушает ПДД, так же как и само лицо, в данной ситуации севшее за руль. Это положение касается не только дорог общего пользования, но и открытых (общественных) автодромов. Нельзя приехать на автодром и начать учить водить девушку, сына, дочь и т. д., не имеющих водительского удостоверения. Сотрудники ГИБДД вполне могут приехать на такой автодром (площадку) и проверить правильность проведения обучения. Если будет выявлен факт совершения правонарушения, то и автовладелец, и водитель будут наказан штрафами.

Однако такие положения могут не касаться автодромов и площадок на частной территории, в закрытых автоклубах и т. д., к которым сотрудники ГИБДД не имеют свободного доступа.

Теоретически, на таких территориях можно посадить за руль не имеющего прав человека и не понести никакой ответственности. Формально такие действия являются нарушением ПДД, однако доказать правонарушение фактически нет возможности. Вся ответственность за нештатные ситуации на таких закрытых площадках ложится на их собственника.

Аналогично является нарушением управление учебным автомобилем лицом, не проходящим обучение в автошколе. Даже если машина оборудована по всем правилам, а рядом сидит инструктор со всеми разрешающими документами. Если ученик не числится в автошколе, то он и автоинструктор понесут наказание

Ну и последний случай проведения незаконного обучения – вождение учеником ТС, не предназначенного для учебной езды. Если у автомобиля нет дополнительных педалей или отличающих знаков, то собственник в лице автошколы или автоинструктор как должностное лицо понесут наказание за административное правонарушение.

Наказания за нарушение ПДД

Нарушения Правил дорожного движения при проведении обучения наказываются в соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях. Если инструктор не имеет подтвержденного права на проведение обучения, но передаст управление ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав, он будет наказан штрафом в размере 30 тыс. руб. (п.3 ст. 12.7 КоАП РФ). Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения облегчит кошелек нарушителя на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Иные нарушения при организации и проведении учебной езды приведут к тому, что инструктор будет предупрежден или наказан штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.22 КоАП РФ). Однако такой штраф взимается лишь в тех случаях, когда нарушение незначительное, например, если инструктор не имеет при себе разрешающих документов или автомобиль не оборудован предупреждающими знаками учебной езды.

Управление автомобилем требует не только знаний ПДД, но и владение необходимыми навыками вождения. Без них эксплуатация ТС будет опасной для других участников дорожного движения. Поэтому значительная часть учебного процесса в автошколе посвящена учебной езде.

Подробнее про учебную езду

Учебное вождение контролируется на законодательном уровне и делится на два этапа – занятия на автодроме и поездки по городу.

Езда на автодроме

Это первая часть практических занятий. Инструктор научит ученика трогаться с места, переключать передачи, двигаться задним ходом, выполнять различные маневры.

Без владения базовыми навыками управления, согласно п. 21.2 ПДД, кандидата в водители не допустят к вождению в городе.

Практические занятия на автодроме будут посвящены выполнению стандартных (базовых) упражнений, необходимых для сдачи экзамена в ГАИ: разворот, змейка, параллельная парковка, эстакада и заезд в гараж задним ходом.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Езда по городу

Второй этап практики – вождение по городу. Именно в поездках по городским маршрутам объединяется теория и практика. Ученик совершенствует не только навыки управления ТС, но и тренирует внимательность: обращает внимание на знаки и сигналы светофора, следит за маневрами других участников движения.

Первое занятие в городе рекомендуется проводить на дорогах с низкой интенсивностью движения и небольшим количеством дорожных знаков.

Со временем ученик сможет приступить к более сложным участкам.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Где учебная езда запрещена?

Ученики не имеют достаточных навыков и опыта вождения, поэтому правилами дорожного движения установлены ограничения на места учебной езды. Она запрещена:

  • в жилых зонах (п. 17.2);
  • в дворовых территориях (п. 17.4);
  • на автомагистралях, обозначенных знаком 5.1 (п. 16.1);
  • на дорогах для автомобилей, обозначенных знаком 5.3 (п.16.3).

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Список территорий, на которых запрещено учебное вождение, может быть дополнен местной автоинспекцией. Информация требует уточнения.

Допустимая скорость

ПДД отдельно не регламентируют скорость движения автомобиля при учебной езде. Поэтому в процессе обучения необходимо следовать общим скоростным ограничениям: в городских условиях – не более 60 км/час, вне населенного пункта – не более 90 км/час.

На практике большинство инструкторов советуют ученикам придерживаться скорости 40-50 км/час.

Более низкая скорость затруднит движение других водителей. А при езде на высокой скорости, неопытный ученик может не успеть среагировать на непредвиденную ситуацию (например, внезапных выход пешехода на проезжую часть).

Допустимое время суток

Вождение в городе для начинающего водителя требует высокой внимательности и осторожности. Во время учебной езды необходимо исключить фактор плохой видимости, мешающий нормальной оценки дорожной ситуации.

Поэтому все занятия проводятся только в светлое время суток.

Штрафы ГИБДД за учебную езду

Учебное езда на автомобиле по городу должно осуществляться в строгом соответствии с установленными правилами дорожного движения. За их нарушения, как ученика, так и инструктора могут привлечь к ответственности.

Ответственность ученика

Правовой статус обучающегося вождению в российском законодательстве не установлен. Поэтому его ответственность при нарушении ПДД определить сложно.

Больше всего споров возникает в случае ДТП по вине ученика с нанесением вреда имуществу. Некоторые автошколы перекладывают возмещение убытков на клиента, прописывая данный пункт в договоре. Перед его заключением рекомендуется внимательно изучить раздел об ответственности сторон.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Ответственность инструктора

Учебная езда регулируется правилами, предусмотренными 21 разделом ПДД. За их нарушение инструктора могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 500 рублей, согласно ст.12.22 КоАП.

Помимо этого, обучающий вождению, согласно п. 1.2 ПДД, приравнен к водителю, поэтому вся ответственность во время учебной поездки, в том числе, за действия ученика, ложится на него.

Например, ученик превысил скорость, и нарушение попало в объективы камер. Штраф в этом случае будет выписан на имя инструктора, так как считается, что он не предпринял своевременных мер для предотвращения нарушения.

Возможны и более тяжкие случаи, влекущие уголовную ответственность. Если ученик собьет насмерть пешехода, то инструктора могут лишить свободы и водительских прав.

Требования к автомобилю для учебной езды

С 2014 года все учебные автомобили должны быть оснащены оборудованием в соответствии с государственным стандартом. Обязательно наличие:

  • дублирующих педалей, работающих независимо от основных. Движения ученика не должны повторяться на стороне инструктора. Но не наоборот. Данное требование обязательно для автомобилей, используемых на экзаменах. Для всех остальных учебных ТС допускается использование старых систем, чтобы инструктор смог контролировать действия ученика;
  • аудио- или видео-регистратора, записывающего процесс обучения;
  • звуковых или световых сигналов, срабатывающих при использовании дублирующих педалей.

Нововведения направлены на оптимизацию процесса обучения.

Также они исключают вмешательство со стороны инструктора во время сдачи экзамена.

Как располагается знак ученика?

Учебный автомобиль отличается от остальных не только внутренним оборудованием. Он должен быть выделен внешне специальным опознавательным знаком в виде белого треугольника в красной рамке с буквой У. Он должен располагаться на крыше учебного авто, чтобы выделять ТС среди общего потока. Знак можно продублировать на стекле или дверях автомобиля.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Требования к автодрому

Площадка, на которой обучаются базовым навыком вождения, должна отвечать требованиям безопасности, а ее обустройство обеспечивать выполнение базовых элементов.

На автодроме необходимо создать имитацию реальных дорожных условий: оборудовать перекресток (регулируемый и нерегулируемый), пешеходный переход, установить дорожные знаки.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Является ли экзамен учебной ездой?

Вопрос о том, является ли практический экзамен вождения в ГИБДД учебной ездой или нет, остается открытым. Законодательство не регламентирует этот момент. На практике возможны две ситуации.

  1. Экзамен сдается на том автомобиле, на котором проходило обучение в автошколе. В этом случае, помимо кандидата в водители, присутствует инструктор (обучающий) и экзаменатор. Такое вождения можно считать учебным, следовательно, экзамен можно считать учебной ездой.
  2. Практическая часть сдается на автомобиле ГИБДД только с экзаменатором без инструктора. В этом случае такое вождение нельзя считать учебным, так как нет обучающего.

Можно ли въезжать во двор во время учебной езды или экзамена?

По правилам, учебное вождение во дворах и жилых зонах запрещено. Подобное нарушение карается штрафом.

Во время экзамена также не рекомендуется это делать.

Если инспектор попросить заехать во двор или развернуться, нужно ответить, что дворовая территория является запрещенным местом для учебного вождения. На это замечание инспектор даст свое разъяснение по данному моменту.

Значительное внимание в процессе обучения водителей уделяется учебной езде, регулируемой разделом 21 ПДД. Она должна осуществляться только на оборудованном учебном автомобиле. Первое занятие всегда проводится только на автодроме, требования к которому установлены ГОСТом. Как только ученик освоит минимальные навыки управления ТС, он будет отрабатывать свои умения в реальных условиях.

Пройдя полный учебный курс в автошколе, гражданин допускается к экзамену на получение водительских прав.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Читайте также: