Кто оплачивает лечение пострадавшему в дтп

Обновлено: 19.04.2024

В результате аварий насчитывается огромное количество раненных и погибших по всей России. Для водителей, виновных в происшествии, предусмотрены различные наказания, начиная от штрафов до лишения свободы.

При аварии может быть нанесен вред, как машине, так и здоровью людей, вплоть до летального исхода. Не нужно забывать и о моральной травме человека, которая может оставить след на его психическом состоянии, на всю оставшуюся жизнь.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Или задайте свой вопрос в форме:

Какие законодательные и нормативные акты регулируют процесс

Для водителей машин, виновными в происшествии, предусмотрены следующие виды ответственности:

  1. Гражданско-правовая.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Уголовная и административная ответственность касается того виновного водителя, а гражданско-правовая ответственность распространяется и на других участников аварии. Именно по этой причине, если под вашу машину попал человек, то несмотря на то, что вы не виноваты — должны финансировать его медицинское обследование и лечение.

При гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая ответственность водителя — это финансовая компенсация ущерба. При аварии водитель должен компенсировать лечение пострадавшего. В РФ не разрешается водить без страхового полиса. И поэтому, за полученный убыток потерпевший получит возмещение по ОСАГО. Если у водителя страховки нет или истек срок действия, то нарушитель сам должен платить за причиненный ущерб. Кроме того, он должен 800 рублей заплатить государству за то, что не подчинился закону о страховом полисе.

В итоге, виновному водителю нужно заплатить за:

  1. Медицинское обследование.
  2. Лечение пострадавшего в клинике.
  3. Покупку лекарств.
  4. Приобретение костылей, коляски, тренажера.
  5. Транспорт до больницы, которая может находиться в другой стране.
  6. Услуги медсестры.
  7. Образование, для приобретения иной специальности, в том случае если здоровье уже не позволяет заниматься тем делом, которым занимался до происшествия.

При административной ответственности

Под административную ответственность водитель попадает при нанесении ущерба ТС или вреда здоровью человека. Водитель лишается водительского удостоверения на некоторое время или платит штраф.

Если из-за аварии пострадало здоровье человека в легкой или средней степени, то наказание виновника будет следующим:

  • штраф — 2500- 5000 рублей;
  • лишение прав — 1-1,5 года.

При аварии средней тяжести виновный водитель должен понести следующее наказание:

  • штраф — 10000-25000 рублей;
  • лишение водительского удостоверения на 1-2 года.

Если виновник уезжает с места ДТП, оставив раненых, или водит в пьяном состоянии, то это считается отягчающим обстоятельством.

При уголовной ответственности

Если при аварии наносится тяжелый вред здоровью, иногда приводящий к летальному исходу, то виновный водитель несет уголовную ответственность. В подобных ситуациях, по законодательству РФ, наказанием для водителя является лишение свободы.

Наказание нарушителя зависит от следующих факторов:

  1. Степени опасности последствий.
  2. Количества жертв.
  3. Наличия алкогольного воздействия на водителя.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Степени тяжести вреда

Существует четыре степени причинения ущерба здоровью человека при ДТП:

  1. Моральный ущерб;
  2. Легкой тяжести;
  3. Средней тяжести;
  4. Тяжкий ущерб.

Характер травм определяются по следующим факторам:

  • влияние травм на жизнь потерпевшего;
  • влияние травм на трудоспособность;
  • продолжительность нетрудоспособного периода пострадавшего;
  • потеря или дисфункция одного органа.

Все эти критерии определяются судмедэкспертом.

Легкий вред

Легкий вред здоровью при аварии — это потеря трудоспособности на непродолжительное время (до 3-х недель). Причем человек может лечиться как в домашних условиях, так и в стационаре. В этом случае здоровье всех потерпевших страдает в легкой степени. Появляется испуг, стрессовое состояние. Подобный ущерб здоровью не подлежит компенсации.

Легким ущербом здоровью во время ДТП считаются:

  • слабое сотрясение мозга;
  • урон работоспособности от одного до двадцати дней;
  • дисфункция различных органов в течение 21 дня.

Вред средней тяжести

Во время аварий люди также получают травмы средней тяжести, при которых не возникает угрозы для жизни. Травмами средней тяжести считаются переломы руки, ноги или сотрясение мозга средней степени. В подобных случаях пострадавший нуждается в лечении сроком более чем 3 недели.

По законодательству РФ, если при аварии были нанесены травмы средней тяжести, то нарушитель должен понести наказание, в виде лишения водительских прав на 2 года, или штрафа — до 25 тыс. руб.

Тяжкий вред

Тяжкий вред здоровью, полученный при аварии, считается главной угрозой для возникновения летального исхода.

К подобным травмам относятся:

  • коматозное состояние;
  • большая кровопотеря;
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • легочная, почечная, печеночная недостаточность;
  • потеря зрения, слуха и разговорной речи;
  • состояние, которое ведет к прерыванию беременности;
  • лабильность психики;
  • сквозная рана черепа, позвоночника, грудной клетки;
  • ожоги второй, третьей степени;
  • потеря способности заниматься профессиональной деятельностью.

При получении тяжелых травм, человек нуждается в длительном лечении. По постановлению суда потерпевшему компенсируют стоимость приобретенных лекарств, полученной терапии, и моральный вред.

Отдельный вид: моральный вред

Моральный вред — это душевные переживания и тревоги потерпевшего, которые усугубляют его психическое состояние. Подобное напряжение психики, впоследствии может сказаться на физическом состоянии организма в целом. Моральный вред обязательно должен быть компенсирован виновной стороной.

Как определить степень тяжести

Оценивать степень тяжести нанесенного ущерба могут как медицинские учреждения, так и частные организации. Для проведения суд-медицинской экспертизы, нужно иметь лицензию. Во время процедуры оценки учитываются следующие факторы:

  • какое влияние имеют полученные травмы на жизнедеятельность потерпевшего;
  • продолжительность терапии и реабилитации;
  • нарушения или полная потеря функции одного органа;
  • степень влияние проблемы на трудоспособность человека;
  • наличие травм, приводящие к корригирующей деформации тела;
  • нарушения психического состояния.

Для оценочных мероприятий необходимо:

  1. Ознакомление с медицинскими документами.
  2. Осмотр пострадавшего.
  3. Проведение иных исследований.
  4. Сбор недостающих документов.
  5. Оформление заключения.

Если из-за аварии произошло прерывание беременности, то необходимо наличие заключения гинеколога. В некоторых ситуациях степень тяжести ущерба не устанавливается, например:

  • если мед обследование не дает полноценного представления о проблеме;
  • если пострадавший не соглашается на проведение оценки;
  • нет медицинских справок.

Документ должен быть подписан экспертом и членами комиссии.

Как возместить ущерб с виновника ДТП

Для получения компенсации за травмы или вред имуществу, нужно собрать некоторые документы. При возникновении проблем со здоровьем, потерпевший должен получить:

  • полную компенсацию потерянной прибыли;
  • все расходы на терапию и медикаменты.

В подобных ситуациях потерпевший должен представить следующие документы:

  1. Справку о величине дохода, которую он потерял.
  2. Справки или квитанции об оплате (врачам, за медикаменты, и т.д.).
  3. Заключения экспертов о степени тяжести полученного вреда здоровью.
  4. Степень влияния травм на работоспособность.

Обязательно нужно компенсировать и моральный ущерб пострадавшего.

Многое зависит от наличия полиса ОСАГО у владельца автомобиля. В случае его наличия, потерпевший может обратиться в СК виновного водителя. После этого он должен представить справку об аварии, величину ущерба здоровью и размер компенсации. Заявка рассматривается в течение одного месяца, после чего принимается постановление. Если владелец не имеет страховки или он скрылся, то потерпевший может обратиться в Российский союз автостраховщиков или в судебный орган.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Что должны зафиксировать сотрудники ГИБДД

При оформлении ДТП, обязательно должен присутствовать сотрудник полиции.

В их обязанности входит:

  1. Оперативное прибытие и осмотр места ДТП.
  2. Оказание помощи пострадавшим и вызов скорой помощи.
  3. Уточнение деталей происшествия.
  4. Контакт со свидетелями, и сбор их контактных данных.
  5. Контроль дорожного движения.
  6. Передача дежурному инспектору данных о скрывшемся автомобиле.
  7. Фотографирование места аварии.
  8. Составление протокола.

Дорожная полиция проводит подробный анализ аварии, выясняются ее причины и личность виновника.

В протоколе ДТП отмечается следующая информация:

  1. Действия сотрудника.
  2. Состояние дороги.
  3. Наличие разметки.
  4. Состояние светофора.

Обе стороны участвующие в аварии должны подписать протокол.

Через страховую по ОСАГО

Если потерпевший обратиться в СК виновника, с заявкой о компенсации нанесенного вреда здоровью, то возмещение вполне возможно. Кроме того, нужны доказательства ДТП, которые указывают на вину одного из участников аварии.

Правила расчета выплаты

Пострадавший в аварии пассажир имеет возможность получить страховую компенсацию следующих расходов:

  • ремонт автомобиля;
  • терапия и восстановление здоровья;
  • покупка лекарств;
  • возмещение неполученной зарплаты по причине неработоспособности;
  • компенсация различных затрат.

Степень полученного ущерба определяет величину возмещения:

  1. Если ущерб легкой формы, то компенсация по ОСАГО составляет 10% от общей страховки.
  2. При убытке средней степени — сумма компенсации также составляет 10%.
  3. Если нанесенный вред тяжкий, то выплаты составляют от 20 до 100% общей страховой суммы.

Если из-за ДТП человек потерял трудоспособность и стал инвалидом, то в зависимости от группы инвалидности величина компенсируемой суммы меняется:

  • первая группа (несовершеннолетний) — 500000 рублей;
  • вторая группа — 70% от общей суммы страховки;
  • третья группа — 50% от общей страховой суммы.

Документы для возмещения ущерба

Для получения страховки, нужно представить некоторые документы, в которых должно быть указано количество пострадавших, жертв, характер аварии, и так далее.

Перечень документов следующий:

  • заявление (по форме);
  • уведомление об аварии;
  • копию страховки виновника;
  • квитанции всех затрат;
  • паспорт водителя и тех паспорт автомобили;
  • счет для перевода средств;
  • копию протокола об аварии.

СК имеет право потребовать у потерпевшего итоги медицинского заключения.

Подача заявления

Потерпевший должен написать заявку в свободной форме, в которой нужно указать дату, место, детали ДТП, величину полученного вреда с результатом работы оценщика, номер счета потерпевшего. После этого он должен подписать заявку.

Если ОСАГО у виновника нет

Если нарушитель не обладает полисом ОСАГО или он просрочен, то вопрос о возмещении решается следующим образом:

Если у виновника ДТП отсутствует полис, то для получения страховки нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков . В течение одного месяца данная организация принимает решение.

Для взыскания возмещения, потерпевший должен представить следующие документы:

  • решение о штрафе;
  • приговор по уголовному делу, если был летальный исход;
  • протокол об аварии;
  • информация о полученном ущербе.

Если виновник отказывается от добровольной компенсации ущерба, то РСА может обратиться в судебную инстанцию.

Подготовка к обращению в суд

Для этого вначале нужно составить заявку и подать его в суд. В иске должна быть следующая информация: название суда, ФИО потерпевшего и виновника аварии, чек об уплате налогов, требования к виновнику, названия всех собранных документов, обоснование заявки. При обнаружении ошибки в иске, его не будут рассматривать.

Необходимые документы

Чтобы добиться положительного решения суда, нужны следующие документы:

  • справка о прибыли;
  • свидетельства о брачном союзе и рождении детей;
  • свидетельство о смерти участника аварии.

Подача искового заявления

При подаче заявки, в первую очередь нужно проследить за ее правильным оформлением. Вместе с иском нужно представить следующие документы:

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.

Рассмотрение дела

Последовательность рассмотрения дел о компенсации ущерба здоровью в аварии имеет следующий вид:

  1. При рассмотрении должен присутствовать прокурор.
  2. Моральный вред компенсируется только с собственника авто.
  3. Если проблема со здоровьем повторилась или появились осложнения, то потерпевший имеет право повторного обращения в медучреждение.
  4. Если СК виновного обанкротилась, то возмещение осуществляет Российский союз автостраховщиков .

Регулирует данный порядок компенсации ущерба пострадавшему Гражданский Кодекс РФ.

Рекомендации потерпевшим: как наказать виновника

Если СК отказалась от компенсации ущерба, то пострадавший должен знать, что:

  1. Сумму на лекарства можно запросить только в том случае, если их невозможно приобрести за счёт медицинской страховке.
  2. Послеоперационное восстановление после ДТП необходимо только в том случае, если это подтвердили медицинские эксперты.
  3. При желании получения компенсации за временную неработоспособность, необходимо представить справку о ежемесячной зарплате.

Рекомендации виновнику: как избежать ответственности

Если виновник аварии не согласен с величиной суммы для выплаты морального ущерба, то:

Примирение сторон

Если у сторон аварии нет требований друг к другу, то это можно назвать примирением. В этом случае дело закрывается, обвиняемый не несет ответственность и освобождается от наказания. Но даже в таких ситуациях он должен компенсировать расходы пострадавшего.
Примирение возможно в тех случаях, когда:

  • совершено впервые;
  • виновник компенсировал ущерб добровольно;
  • пострадавший забрал свое обвинительное заявление.

При наличии этих факторов, судебный орган имеет право прекратить уголовное дело.

Заключение

Собственник автомобиля не будет наказан, если ДТП произошло в результате угона авто или природных катаклизм . В тех случаях, когда авария случается в результате неисправности машины, то наказывается та организация, которая проводила технический осмотр автомобиля.

Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов.


Один из экспертов отметил, что КС так и не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Второй полагает, что данное определение – еще один шаг к освобождению страховых компаний от выплаты адекватного возмещения по ОСАГО.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.


Статистика показывает, что на одно произошедшее ДТП в среднем приходится более одного пострадавшего.

Определение
ДТП с пострадавшими — это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен вред здоровью или жизни граждан.

Классификация

  • Вред здоровью,
  • Наезд на пешехода,
  • убийство по неосторожности,
  • убийство при ДТП.

Состояние водителя

Водители, оказавшиеся в ДТП с ранеными, или, не дай бог, погибшими не могут сразу после аварии объективно оценить произошедшее.
Это происходит в связи с эмоциональным и психическим перевозбуждением, а нередко и из-за получения телесных повреждений.
Большую помощь при возникновении подобного происшествия может оказать адвокат, тем более что дела по ДТП имеют множество тонкостей, которые требуют серьезных теоретических и практических знаний.

Зачем нужен адвокат при ДТП с пострадавшими?

  • настоять на проверке действий пострадавшего,
  • будет требовать проведения автотехнической экспертизы,
  • проведения следственного эксперимента,
  • осуществить опрос очевидцев,
  • правильно сформулировать вопросы эксперту
  • осуществить иные необходимые действия.

Адвокат для потерпевших

  • Он проконтролирует ход расследования дела,
  • проинформирует потерпевшего по поводу его прав,
  • окажет помощь при составлении расчета размера вреда, прилагаемого к иску.

Ответственность при ДТП с пострадавшими

  1. Если причинен вред здоровью, квалифицированный специалистом как легкий, или средней степени тяжести, то дело рассматривается в рамках административного производства (ст.12.24 КоАП РФ). В таких делах законом предусмотрено наложение штрафа или лишение водительских прав.
  2. Если пострадавшему при аварии причинен тяжкий вред, или произошло ДТП со смертельным исходом, дело рассматривается в рамках уголовного судопроизводства (ст. 264 УК РФ).
  • тяжкий вред здоровью — до 2-х лет,
  • если в ДТП погиб человек — до 5 лет,
  • если погибших несколько — до 7 лет.

Возмещение вреда здоровью

Водитель, виновный в причинении ущерба, обязан возместить потерпевшему следующие расходы:
1. расходы, возникшие в результате причинения ущерба здоровью человека. Это может быть лечение в больнице, необходимое специализированное дополнительное питание, затраты на лекарства, протезы, уход седелки, предписанное врачом нахождение в санатории, приобретение инвалидной коляски, получение новой профессии.
Для того, чтобы получить возмещение этих расходов, необходимо доказать, что потерпевшему эта помощь необходима и что он не обладает правом получить такую помощь бесплатно.
2. Утраченный заработок, если потерпевший работал.
Повреждение здоровья может повлечь за собой утрату потерпевшим заработка или иного дохода, так как в результате причиненного вреда потерпевший не всегда может трудиться как прежде или заниматься иными видами деятельности, в том числе предпринимательской.
На размер утраченного заработка (дохода) не влияет, получает ли потерпевший в связи с причиненным вредом пенсию по инвалидности или иные подобные выплаты.
3. Возмещение морального вреда. При определении судьей размера (суммы) компенсации, он учитывает вину нарушителя, его действия после аварии, участие водителя в лечении больного.
Суд по ДТП должен также принять во внимание меру физических и нравственных страданий, которые могут разниться при различных травмах (перелом ноги, ампутация конечности, удаление почки, неизгладимое обезображивание лица).
Если в результате ДТП причинен легкий или средней тяжести ущерб здоровью, размер возмещения будет меньше.

Возмещение вреда при убийстве в ДТП

  1. Расходы на погребение. Кроме денег, израсходованных на приобретение гроба, венков, погребальной одежды и т.п., в число этих расходов могут входить ритуальные расходы (поминальный обед). Расходы на поминки, которые возмещает виновное лицо, должны определяться в разумных пределах.
  2. Возмещение причиненного морального вреда близким родственникам и супругу погибшего.
  3. Если умерший имел иждивенцев, то им возмещается та доля заработка погибшего в ДТП, которую эти иждивенцы имели право получать при его жизни на свое обеспечение. Факт того, что дети находились на иждивении, не нужно доказывать; в отношении других иждивенцев в случае спора необходимо предоставить доказательства.

Помощь адвоката при урегулировании ущерба от ДТП

  • Поставить под сомнение представленные документы,
  • В случае необходимости оспорить проведенную экспертизу, потребовать ее повторное проведение,
  • Привлечь в качестве соответчика страховую компанию.

Помощь адвоката при взыскании ущерба при ДТП

Юридическая помощь будет необходима и лицам, которым причинен ущерб, так как часто они не могут объективно оценить масштаб причиненного им вреда или встречают со стороны виновника ДТП активное противодействие в выплате компенсации.
Это позволит взыскать суммы, адекватные понесенному ущербу, и не допустить нарушения и ущемления прав.
При самостоятельном ведении дела можно упустить осуществление какого-либо юридического действия.
При этом шансы оспорить принятое решение в вышестоящей инстанции значительно уменьшаются, поскольку вышестоящий суд новые доказательства не принимает.

 В делах о ДТП с пострадавшими экономия на профессиональном адвокате не обоснована, потому что потерять можно очень значительные суммы.

Все владельцы автомобилей знают, что обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда при их использовании (далее — заключить договор внутреннего страхования, договор обязательного страхования гражданской ответственности). Однако зачастую, заключая договор, они не вдаются в нюансы такого страхования. В частности, когда выплаты по страховке может не быть.


Нет страхового случая…

Основание для страховой выплаты — наступление страхового случая . Например, причинение вреда вашим автомобилем другому в результате ДТП . Вместе с тем в законодательстве предусмотрен ряд случаев, которые не считаются страховыми. Так, выплаты по страховке не будет, в частности если :

1) вред жизни, здоровью и (или) имуществу причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего. Например, когда авария была подстроена с целью получить деньги;

2) вред жизни, здоровью и (или) имуществу причинен владельцу или водителю автомобиля, который признан виновным в ДПТ. Это значит, что если вы — виновник ДТП, то вред, причиненный вам и вашему авто, такая страховка не покроет;

3) повреждены деньги, драгоценности, ценные бумаги, документы и коллекции;

Обратите внимание!
Участники ДТП могут не сообщать о нем в ГАИ, если одновременно :
— ДТП произошло с участием двух автомобилей;
— водители имеют водительские права;
— в отношении автомобилей есть договоры о страховании гражданской ответственности их владельцев;
— отсутствуют разногласия касательно повреждений транспортных средств;
— водители не имеют претензий касательно состояния друг друга;
— размер вреда каждого автомобиля — не более 400 евро;
— водители заполнили бланк извещения о ДТП, в т.ч. зафиксировали в нем повреждения.

5) вред причинен во время использования автомобиля в спортивных соревнованиях, гонках;

6) вред причинен вследствие военных действий, массовых беспорядков, забастовок;

7) вред причинен упавшим с соседней машины грузом, выброшенным из-под колеса предметом, смонтированным на транспортном средстве механизмом, который занимается своей непосредственной работой (например, разбрасывает песок);

8) вред причинен владельцами автомобилей друг другу либо одному из них при условии, что их транспортные средства были в сцепке.

Обратите внимание!
Потерпевшие в вышеперечисленных случаях могут предъявить лицу, причинившему вред, иск о его возмещении
.

Страховой случай есть, но…

Даже если страховой случай имел место и страховая организация оплатила причиненный ущерб, вы можете понести материальные потери. Страховая организация вправе потребовать как с лица, причинившего вред, так и с собственника авто (если они не совпадают в одном лице) выплаченные потерпевшему деньги. Она также может потребовать возмещение расходов, связанных с определением размера вреда и оформлением необходимых документов.

Однако это возможно в определенных случаях, в частности когда :

1) вред жизни, здоровью или имуществу причинен умышленно. Исключение из этого правила — если вред причинен в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

2) виновник ДТП управлял машиной в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо отказался от медицинского освидетельствования после ДТП;

3) установлен факт потребления алкоголя, наркотиков лицом, причинившим вред, после совершения ДТП до прохождения освидетельствования;

4) у виновника ДТП не было водительских прав;

5) совершено преступление с использованием транспортного средства;

6) автомобиль был угнан и на нем совершили ДТП, причинили вред;

7) автомобиль используется без заключения договора страхования;

Обратите внимание!
За использование автомобиля без договора внутреннего страхования предусмотрен штраф. В зависимости от обстоятельств он может быть от 4 до 25 базовых величин
.

8) судом установлена вина организации, отвечающей за надлежащее содержание и эксплуатацию дороги.

Вред больше страхового лимита и иные обстоятельства

Суммы выплат по договору обязательного страхования гражданской ответственности ограничены. Лимит, в пределах которого возмещается ущерб, равен 10000 евро . Если страховка не покроет полностью причиненный вред, потерпевший вправе предъявить виновному иск о возмещении вреда на недоплаченную сумму .

Обратите внимание!
Вы можете дополнительно в добровольной форме застраховать гражданскую ответственность на случай недостаточности страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности
.

Помните, что договор страхования прекращается, если вы не уплатите в установленный срок вторую часть страхового взноса (если уплата взносов предусмотрена в два этапа) .

Важно следить за сроком действия страховки. Если он истек, страховой выплаты также не будет.


Один из экспертов отметил, что КС так и не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Второй полагает, что данное определение – еще один шаг к освобождению страховых компаний от выплаты адекватного возмещения по ОСАГО.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

Читайте также: