Кто имеет право проводить обязательную сертификацию технических устройств машин и оборудования

Обновлено: 24.04.2024

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов (ЭПБ ОПО) – это обследование, необходимое для подтверждения соответствия объектов, которые относятся к опасным, законодательно нормативам.

Промышленная экспертиза ОПО бывает:

  • Техническая - идет проверка только соответствия и наличия оборудования на месте
  • документальная - проверка соответствия проектной документации
  • комплексная проверка.

Объектами ЭПБ являются различные технические устройства, сооружения, здания, конструкции, а также другие механизмы опасных производств.

Когда необходима экспертиза ОПО

Условия и периодичность проведения ЭПБ устанавливается законом.

Сооружения и различные здания проверяются когда:

  • истекает расчетный счет службы;
  • на конструкцию воздействуют механические нагрузки, которые значительно превышают максимально допустимые параметры;
  • происходит деформация несущих опор конструкции (в следствии аварии и т. п.);
  • в проектной документации нет нужной информации.

Оборудование проверяется когда:

  • используется на различных опасных объектах;
  • нет необходимой документации;
  • подвергается капитальному ремонту (восстановительным работам), в ходе которых была произведена замена важных узлов системы;
  • в техпаспорте не указан срок эксплуатации;
  • исходит срок службы оборудования или максимально допустимое число производственных циклов.

Правила проведения промышленной экспертизы ОПО

Экспертиза промбезопасности ОПО регламентируется положениями ст. 13 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 и приказом Ростехнадзора №538 от 14.11.2013.

Экспертиза проводится после запроса, получения и предварительного изучения всей полученной документации. Для проведения ЭПБ , об объекте запрашиваются:

  • паспорта оборудования;
  • технологические регламенты;
  • проектная, конструкторская и ремонтная документация;
  • должностные инструкции;
  • акты испытаний;
  • сертификаты, декларации соответствия и др.

Вся информация относительно корректности, достоверности и соответствия предоставленных сведений, устанавливается при помощи диагностирования методами неразрушающего и разрушающего контроля, визуального осмотра, а также наблюдением за ходом работы (рабочим процессом). Бывают ситуации, когда дополнительно могут быть проведены испытания по заранее оговоренным программам и методикам.

К примеру, дополнительная проверка может понадобится в том случае, когда предприятие собирается запускать новое отопительное оборудование, которое функционирует под высоким давлением. Помимо проверки паспортов, документов, испытаний сварных швов методами неразрушающего контроля, могут потребоваться и другие обследование: гидравлические испытания, проверка герметичности оборудования т. д.

Важно заметить, что окончательный заключительный акт составляется только после рассмотрения первоначального заключение, которое присылается заказчику в виде сопроводительного письма. Заказчик имеет право в течение 14 дней с момента получения первоначального проекта заключение, подать соответствующую апелляцию (если есть недочеты и ошибки).

Объекты в первоначальном и окончательном проекте заключения могут быть признанными:

Ответственность сторон

Согласно ст. 9.1 Административного кодекса, а также положениям и поправкам, внесенным в 2010 году в соответствующий законодательный документ, в случае отсутствия ЭПБ , предусматривается наложение соответствующего штрафа:

  • рабочие наказываются суммой в размере 2-3 тысяч рублей;
  • с должностных лиц взимается штраф в размере 20-30 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 6-ти до 12-ти месяцев;
  • предприятия наказываются суммой в размере 200-300 тысяч рублей или приостановкой работы на срок до 3-х месяцев.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, то размер штрафов возрастает. Для предприятий с 200-300 тыс. руб. до 500 тыс. – 1 млн. руб. Для предприятий до 40-50 тысяч рублей.

При этом важно подчеркнуть, что экспертная организация, которая проводит экспертизу, также несет ответственность (в том числе и уголовную). Экспертная организация отвечает за объективность (достоверность) выдаваемых заключений, а также правильное проведение ЭПБ .

Если в ходе проведения экспертизы возникают юридические спорт, то они решаются через суд или в рабочем процессе (по согласованию сторон).

Какие объекты подлежат обязательному проведению ЭПБ

Согласно ФЗ № 116-ФЗ, в обязательном порядке экспертизу проходят сооружения, оборудование и здания, которые:

  • используется для переработки, хранения или дальнейшей утилизации продуктов растительного происхождения и подвержены возгоранию;
  • тем или иным образом контактируют с различными опасными веществами;
  • работают с высокими температурами (свыше 115°C), различными сплавами черных и цветных металлов (объемом свыше 500 кг), высоким давлением (свыше 0,07 Мпа );
  • используют фуникулеры, канатные линии, эскалаторы и другие грузоподъемники (за исключением инвалидных платформ и бытовых лифтов).

К опасным производственным объектам относятся газовые хозяйства, горнодобывающие предприятия, нефтяная отрасль и т. д.

Кто проводит

ЭПБ ОПО проводится компаниями:

  • которые никаким образом не связанны с проверяемым объектом и оборудованием проверяемой организации;
  • которые имеют в своем штате только аттестованных и квалифицированных специалистов;
  • обладающими лицензией Ростехнадзора (срок лицензии не должен истекать к моменту завершения проведения экспертизы – продолжительность ЭПБ зависит от сложности проведения и может составлять от 1-го до 3-х месяцев).

Перед выбором экспертной организации, которая будет проводить ЭПБ , рекомендуется максимально детально ознакомиться с услугами, предоставляемые специалистами компании, отзывами, общей информации, расценками, репутацией и отчетностью. Вся необходимая информация обычно есть в открытом доступе.

Для проведения профессиональной ЭПБ требуется выезд специалиста, специальное оборудование и высокая квалификация сотрудников – это все стоит немалых денег, поэтому низкая стоимость предоставляемых услуг – это довольно подозрительный фактор.

Заказать ЭПБ

Чтобы заказать ЭПБ необходимо:

  1. Окончательно определиться с экспертной компанией.
  2. Предоставить всю запрашиваемую документацию.
  3. Согласовать всю информацию относительно методики и сроков проведения ЭПБ .
  4. Подготовиться к визуальному осмотру (назначить удобное время, подготовить все оборудование, выделить сотрудника для контроля проведения лабораторных исследований).

Важно! Заказать ЭПБ не может компания, которая занимается производством того или иного оборудования. Заявку на экспертизу подает только та организация, которая планирует его вводить в эксплуатацию или уже непосредственного эксплуатирует.

ГОСТ Р 56013-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Conformity assessment. Procedure for obligatory confirmation of product compliance to requirements of technical regulation of the Customs union "On safety of machinery and equipment"

Дата введения 2015-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2014 г. N 410-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Национальный стандарт Российской Федерации "Оценка соответствия. Порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" входит в систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены ГОСТ Р 31893-2012* "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 31893-2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Система национальных стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000.

Национальные стандарты, входящие в систему стандартов по оценке соответствия, гармонизированы с соответствующими международными стандартами ИСО/МЭК серии 17000 в той мере, в которой возможно их эффективное применение на территории Российской Федерации.

Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004* "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000) понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Согласно ГОСТ Р 31893 настоящий стандарт относится к четвертой классификационной группе стандартов системы, которые разрабатываются целевым назначением для содействия выполнению требований конкретных технических регламентов в части оценки соответствия.

Настоящий национальный стандарт разработан на основании Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" и других нормативных документов Таможенного союза в области оценки (подтверждения) соответствия.

При разработке стандарта использовался опыт разработки и применения аналогичного национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53229-2008 "Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута".

Настоящий стандарт предназначен для заявителей (изготовителей, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, продавцов), органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям [1].

Настоящий стандарт распространяется на работы, проводимые участниками подтверждения соответствия при декларировании соответствия и сертификации машин и оборудования, предусмотренные [1].

Настоящий стандарт предназначен для заявителей (изготовителей, лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя, продавцов), органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 31814 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия

ГОСТ 31815 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации

ГОСТ Р 54293 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анализ состояния производства: Операция, проводимая органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

3.2 взаимосвязанный стандарт: Стандарт, требования которого признаны эквивалентными соответствующим обобщенным требованиям технического регламента Таможенного союза и включенный в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.

3.3 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии продукции требованиям, установленным техническим регламентом, и применяемые как основание для подтверждения соответствия продукции этим требованиям.

3.4 единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: Обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.).

3.5 заявитель: Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение принять или получить документ о подтверждении соответствия либо принявшее или получившее документ о подтверждении соответствия.

3.6 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложения органу по сертификации провести сертификацию заявленной продукции на соответствие требованиям, установленным техническим регламентом.

3.7 инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности сертификата соответствия.

3.8 критический элемент: Элемент системы (продукции), отказ которого может быть критическим.

критический отказ: Отказ системы (продукции), возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

3.10 обобщенное требование: Требование технического регламента, представленное в виде цели обеспечения необходимой безопасности, без детализации конкретных способов (параметров) обеспечения безопасности.

обоснование безопасности: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта.

3.12 презумпция соответствия: Положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований взаимосвязанных (с техническим регламентом) стандартов считается соблюдением соответствующих обобщенных требований технического регламента.

система менеджмента: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей.

3.14 схема подтверждения соответствия: Перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции требованиям, установленным техническим регламентом.

4 Общие положения

4.1 В соответствии с техническим регламентом [1] обязательному подтверждению соответствия подлежат машины и оборудование, перечни которых установлены в приложении 3 к [1].

1 В настоящем стандарте для увязки его положений с требованиями технического регламента приводятся ссылки на соответствующие структурные элементы технического регламента (пункты, подпункты, приложения и т.п.).

2 В тексте стандарта наряду с термином "машины и (или) оборудование" используется термин "продукция" в том же значении.

4.2 Участниками работ по подтверждению соответствия являются:

б) заявитель - резидент государства - члена Таможенного союза, выполняющий функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям этого технического регламента;

в) аккредитованный орган по сертификации, включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

г) аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

4.3 Подтверждение соответствия машин и оборудования требованиям технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации согласно отдельным Перечням объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия и сертификации, приведенным в приложении 3 к [1].

По решению заявителя вместо декларирования соответствия может быть проведена сертификация по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия (см. разд.8 [1]).

4.4 Процедуры подтверждения соответствия применительно к декларированию соответствия и сертификации реализуют в соответствии со схемами подтверждения соответствия, выбранными из числа утвержденных типовых схем [2].

4.5 Требования к машинам и оборудованию должны быть пригодны для непосредственного использования при проведении исследований, испытаний и измерений и отвечать обобщенным требованиям, содержащимся в Техническом регламенте.

Конкретные требования, эквивалентные обобщенным требованиям, следует выбирать из утвержденного совместно с принятым Техническим регламентом "Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)". Выполнение требований, включенных в указанный Перечень стандартов, свидетельствует о соответствии машин и (или) оборудования требованиям безопасности технического регламента.

При выборе стандартов из Перечня желательно использовать прежде всего:

- стандарты общих технических условий, технических условий, общих технических требований, технических требований, требований безопасности;

- стандарты, требования которых будут проверяться при подтверждении соответствия. В тех случаях, когда заявитель не применяет стандарты, включенные в "Перечень стандартов, в

результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования (ТР ТС 010/2011)", используя иные технические решения, заявитель формирует требования, которые являются эквивалентными по отношению к обобщенным требованиям технического регламента (заявленные требования).

В Ростехнадзор поступило обращение с просьбой дать разъяснение о том, что является техническим устройством, применяемом на опасном производственном объекте (ТУ), и для каких ТУ необходимо продление срока службы.

Ответ: Ответ подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В настоящее время осуществлять продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах не требуется, поскольку приказ Минприроды России от 08.04.2014 № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утверждённого приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 195.

Таким образом, экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, к которым установлены требования промышленной безопасности в вышеуказанном Перечне нормативных правовых актов и нормативных документов.

Вопрос:

В соответствии с требованиями п.21 Правил техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

  • при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
  • в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

В соответствии с п.23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

Таким образом, техническое диагностирование является составляющей экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 04.03.2016:

Заключением экспертизы промышленной безопасности (проведенной по истечению срока службы технического устройства) был продлен срок безопасной эксплуатации технического устройства, эксплуатируемого на ОПО. Прошу разъяснить, требуется ли проводить повторную ЭПБ данного технического устройства в случае, если планируется его эксплуатация на другом ОПО.

В соответствии пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На основании изложенного техническое устройство, в связи с изменением опасного производственного объекта, на котором оно применяется, подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос от 17.03.2016:

Согласно пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Комментарий от нас:

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах на сегодняшний день осуществляется только через экспертизу промышленной безопасности, так как в правилах проведения экспертизы в пунктах 28, 6 четко написано:

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям).
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;.

Наша статья по этой теме - Сколько раз можно проводить экспертизу технического устройства на ОПО?

Вопрос от 22.05.2017:

Одним из оснований проведения экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, является замена материала несущих элементов такого технического устройства. Действующим законодательством установлено определение понятия "несущая конструкция зданий и сооружений", однако не установлено определение понятия "несущий элемент технического устройства", в связи с чем прошу разъяснить, какие элементы технического устройства относятся к несущим.

Ответ Ростехнадзора: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В данном положении под несущими элементами технического устройства понимаются элементы, воспринимающие вес технического устройства и нагрузки, оказываемые на техническое устройство во время его эксплуатации.

Вопрос от 03.11.2017 (добавлен абзац 27.11.2018):

В Ростехнадзор поступил вопрос о порядке внесения результатов заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр Ростехнадзора, в паспорта технических устройств, которым данная экспертиза проведена.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено требований, регламентирующих порядок и необходимость внесения в паспорта технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, записей о результатах проведённых экспертиз промышленной безопасности.

Вопрос от 20.02.2018:

Ограничения по количеству проводимых экспертиз промышленной безопасности в отношении одного объекта экспертизы действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности не установлены.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в Вашем письме, является неправомерным.

Начальник Правового управления Д.А.Яковлев

Вопрос от 26.03.2018:

Прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") технические устройства, применяемые на ОПО организацией-подрядчиком (организацией, не владеющей данным ОПО и не эксплуатирующей данный ОПО, но выполняющей на данном ОПО определенные работы (к примеру, проведение взрывов на карьере заказчика)).

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае, только организация, эксплуатирующая опасный производственный объект может являться заказчиком экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос от 30.10.2018:

Ответ: Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

Положения данного пункта означают, что эксперты, участвующие в проведении экспертизы технического устройства должны осмотреть техническое устройство самостоятельно.

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.

Согласно пункту 218Правил организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. Для этого, в числе прочего, необходимо соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Пунктом 365 Правил допускается возможность принятия руководителем эксплуатирующей организации решения о понижении рабочих параметров (давление и температура) ОРПД, в случае, если по результатам проведенного технического диагностирования выявлены дефекты, снижающие прочность ОРПД ниже значений, установленных в его технической документации.

При этом возможность безопасной эксплуатации оборудования должна быть подтверждена расчетом на прочность с учетом характера и размеров дефектов и определением (при необходимости) остаточного ресурса с обязательным установлением по результатам их проведения ограниченного срока эксплуатации до устранения дефектов при ближайшем ремонте.

По результатам технического диагностирования и определения остаточного ресурса (срока службы) оборудования, выполненных в рамках экспертизы промышленной безопасности далее ЭПБ, оформляется заключение ЭПБ, содержащее выводы о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и возможности продления срока безопасной эксплуатации, устанавливающие в том числе условия дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования (разрешенные параметры и режимы работы, а также объем, методы, периодичность проведения технического освидетельствования) в пределах срока безопасной эксплуатации оборудования.

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении ЭПБ.

Начальник управления государственного строительного надзора М.А.Климова

Вопрос от 27.11.2019:

Ответ: На данный вопрос Управлением дан ответ следующего содержания:

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, относятся машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Исходя из вышеизложенного, системы контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не являются техническими устройствами. Проведение экспертизы промышленной безопасности для систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения не предусмотрено.

Таким образом, результаты поверки средств измерений, входящих в состав систем контроля, управления и противоаварийной защиты, связи и оповещения, не могут служит основанием для продления их срока службы.

Читайте также: