Когда нужно делать сход развал на автомобиле регламент

Обновлено: 24.04.2024


Разбираемся вместе с экспертом, что такое развал-схождение и можно ли сделать его самостоятельно.

Одна из самых востребованных услуг автосервиса — регулировка схода-развала колес. Особенно актуальной эта процедура становится в межсезонье, когда водители начинают менять резину. Понимание базовых механизмов устройства и работы подвески поможет самостоятельно диагностировать возможные причины плохой управляемости автомобиля и своевременно принять меры по их решению.

Что такое развал-схождение


Схождение — это продольное положение колес по отношению друг к другу. Если при условном взгляде сверху колеса любой из осей установлены параллельно друг другу, значит все в порядке. Если же передние кромки колес обращены друг другу, мы имеем дело с положительным схождением, а если смотрят в разные стороны — с отрицательным. В первом случае повышается стабильность на высоких скоростях, а в последнем — улучшается управляемость, колеса быстрее реагируют на руль. Но при отклонении от норм производителя все показатели будут ухудшаться.

Развал — это угол между условной вертикальной линией и плоскостью вращения колеса. Визуализировать развал можно, представив прямые линии между нижними и верхними точками шин передней оси. В идеале должен получиться прямоугольник. Развал может быть нейтральным или нулевым (идеальный прямоугольник), положительным (когда верхние точки колес наклонены от кузова наружу) и отрицательным (когда верхние точки колес наклонены к кузову).

Развал может изменяться при движении, это характерно для машин с адаптивными подвесками и подвеской типа макферсон. Например, отрицательный развал улучшает управляемость на поворотах, а положительный бывает при сильной загрузке автомобиля. Кастер — это угол продольного наклона оси поворота, который обычно не превышает величины 1–4 градуса на автомобилях. Когда все в норме, боковые силы будут стремиться вернуть руль в нейтральное положение, если отпустить его в повороте. Правильный угол также обеспечивает стабилизацию машины на поворотах.

Для чего нужен развал-схождение

Развал-схождение регулирует угол положения колес, что позволяет контролировать движение — повышает управляемость машины на дороге. Как следствие, от этого зависит безопасность водителя пассажиров.


Что будет если не делать развал-схождение

  • машина может непредсказуемо вести себя на трассе — ухудшится управляемость и устойчивость, что нередко приводит к заносам;
  • усилится неравномерный износ резины;
  • появится дополнительная нагрузка на подвеску и рулевую систему;
  • будет расходоваться больше топлива.

Когда делают развал-схождение

Есть несколько отклонений в работе автомобиля, по которым можно понять, что машине требуется сход-развал. Косвенных признаков нарушений углов установки колес несколько: при движении по прямой руль автомобиля стоит неровно, машину уводит в сторону и приходится подруливать, при наборе скорости машину ведет в сторону, а также если при торможении автомобиль стремится уйти в занос.


Процедуру нужно обязательно проводить при замене шаровых опор, рулевых наконечников, приводов колес. Делать сход-развал не требуется, если выполнялись работы по замене амортизаторов, стабилизаторов или переброска колес. Регулировку можно выполнить самостоятельно при наличии абсолютно ровной площадки и простого набора инструментов, но непрофессионалу это сделать сложно. Наиболее быстро и точно регулировку можно провести в сервисе на специальном оборудовании.

Ремонт и регулировка развал-схождения

Стоимость проверки углов установки колес обычно не превышает 1000-1500 рублей. Ее рекомендуется проводить после замены шин и дисков или ремонта деталей подвески. Если требуется регулировка, то придется потратить от 2000 руб. в зависимости от автомобиля и объема работ — количества осей и коррозии регулировочных болтов. Регулировка включает в себя установку правильных углов схождения, развала, продольного наклона шкворня, поперечного наклона шкворня, осевого смещения и включенного угла. Вся процедура не превышает 30 минут.


В зависимости от типа подвесок автомобиля развал-схождение требуется делать только на передней либо на передней и задней осях. Как правило, при ремонте задней подвески процедура не требуется для зависимых и полузависимых типов подвесок, но является обязательной после ремонта, например, многорычажной задней подвески.

Своими руками отрегулировать развал и схождение можно, но ювелирной точности, как на стенде в сервисе, самостоятельно не добиться. Процедура подробно описана в соответствующей литературе, но на практике требует абсолютно ровной площадки, точной измерительной аппаратуры и безошибочной точности со стороны оператора. В техцентрах применяют откалиброванные лазерные или оптические стенды с компьютерным контролем.

Схождение-развал колес авто - что это, зачем и когда делать?

После чего делают развал - схождение? Нужно ли делать балансировку после сход развала? Какие курсы полезны для обучения шиномонтажу?

ЧТО ТАКОЕ СХОД-РАЗВАЛ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ

Развал-схождение (распространены также такие названия сервисной операции как сход-развал и регулировка углов установки колес или же сокращённо РУУК) – это процедура, направленная на регулировку колёс относительно кузова. Если сход-развал не выполнен или сделан неграмотно, это чревато для транспортного средства и его владельца рядом проблем:

Результат развал-схождения – обеспечение транспортному средству правильного положения колёс при разных углах поворота и на различных скоростях.

Прямое влияние оказывается на уровень безопасности движения. Если с развал-сходом всё в порядке при плотном трафике водитель в самый неожиданный момент обеспечит оперативное изменение траектории движения. При повороте не возникнет скольжения, а после прохождения поворота транспортное средство легко вернёт своё первоначальное положение.

Развал-схождение: геометрические показатели

Развал-схождение относится к регулируемым параметрам.

Главные геометрические показатели – это:

  • угол схождения,
  • угол развала,
  • угол наклона колеса,
  • расстановка колёс и осей.

Угол схождения

Угол схождения – это угол между средней плоскостью колеса и той плоскостью, которая параллельна к продольной плоскости симметрии транспортного средства, при условии, что колеса выставлены для прямолинейного движения.

Средние значения углов схождения:

  • для переднеприводных: 0±10'.
  • для заднеприводных: +15'±10'.

Сумма углов для левого и правого колеса образует полное схождение.

Если схождение левого и правого колеса равны, это половинчатое схождение.

Допуск в отклонениях схождения на каждое колесо на автосервисах составляет ±5'.

Угол развала

Угол развала (или просто развал) — угол, образованный между вертикалью и плоскостью вращения колеса.

Средние значения угла развала:

  • для задней колесной базы – не превышает 0°40'-1°00'.
  • для передней колесной базы – не превышает 0°15'-0°40'.

Конструктивно транспортные средства разнятся и исходные углы развала разнятся. Бывает нулевой, отрицательный и положительный угол.

углы развала.jpg

Теория:

  • Чтобы представить нулевой развал, представьте, что через центр колеса проходит перпендикулярная линия.
  • Направление верхнего колеса в сторону центра машины характерно для отрицательного развала.
  • Если же верхний край колес направлен наружу, то речь идёт о положительном угле развала.

Практика:

Угол наклона оси (кастер)

Существуют продольные углы наклона оси поворота. Они регулируемы. Могут менять значение под воздействием веса груза в багажнике транспортного средства. Допуск для левой и правой стороны не может превышать значение 0°15'-0°40'.

Также существуют поперечные углы наклона оси поворота. Они нерегулируемы.

Обычно, когда на шиномонтаже говорят про угол наклона оси, имеется в виду продольный угол оси поворота. Он расположен между перпендикулярной плоскостью к поверхности дорожного полотна и плоскостями симметрии колеса. Кастер показывает отклонение положения колеса относительно стойки амортизатора.

углы поворотов.jpg

Расстановка осей и колёс

Под расстановкой осей подразумевают интервал между серединой передней оси и серединой задней оси.

Под расстановкой колёс подразумевают интервал между серединами колес конкретной оси.

Чем выше величина параметра расстановки осей, тем больше пространство салона. Чем меньше величина этого параметра, тем выше маневренность.

Нужно ли делать балансировку после сход-развала?

Как таковые сервисные операции, касающиеся развала схождения и балансировки, не взаимосвязаны. Поэтому нет чёткого правила: сделали РУУК – приступите к балансировке.

Важно понимать, что цели у этих процедур совершенно разные:

  1. РУУК направлена на обеспечение колёсам геометрически правильного положения.
  2. Балансировка колес избавляет от такой процедуры как биения колес при движении.

Но на практике при техническом обслуживании РУУК действительно делают часто в тандеме с балансировкой. И здесь есть две причины:

Обе процедуры для профилактики рекомендуется выполнять каждые 7 00 000 – 8 000 км пробега, для старых автомобилей при езде по плохим дорогам и каждые 15 000 – 20 000 км.

Но, если речь идёт не о плановой диагностике и техобслуживании, то показания, которые являются громким звоночком для проведения той и иной сервисной операции, – разнятся.

Если же проводилась замена рулевых наконечников, обстоятельства несколько иные. РУУК показан в обязательном порядке. И диагностические мероприятия в этом случае целенаправленно ориентированы на решение такого вопроса, насколько отклонились геометрические параметры.

Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?

У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.

Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.

Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.

Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор?

РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.

При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.

Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?

Как регулируется развал схождение?

Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.

Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:

  • сначала определяется пространственная ориентация осей вращения колес автомобиля (и несмотря на наличие хорошей техники шиномонтажнику важно чётко понимать суть геометрических параметров),
  • далее в процесс включаются непосредственно 3D-стенды, огромное достоинство – возможность достичь синхронной компенсации.

Чем SENSYS Engineering полезен в освоении технологий РУУК?

В доступном и при этом информативном (концентрированная подача) виде рассматривается вопрос обслуживания и эксплуатация шин и дисков колес транспортных средств.

Общее (ориентировочное) время изучения материала: 10 часов. При этом так как продукт электронный, слушатели могут изучать материал в наиболее удобном для себя ритме.

Прочитав статью, Вы сможете точно определять, нужна ли автомобилю регулировка схода-развала.

Содержание статьи:

Что такое регулировка развал-схождения?

Каждый автопроизводитель для улучшения управляемости и устойчивости предусматривает определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Делается это для каждой конкретной модели. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

0

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к дороге. При отрицательном развале колёса визуально становятся будто "домиком", при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

1

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если схождение положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно "сходясь навстречу" друг другу, при отрицательном —сзади (расхождение).

2

Кастор (или кастер) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, "смотрит вперёд".

3

Развал-схождением или сход-развалом принято называть процедуру, которая включает в себя два этапа корректировки положения автомобильных колес, а именно развал и схождение.

Регулировка схода и развала производится на специальном стенде в мастерской. Для определения точных углов используются лазерные измерители, а также иное точное оборудование. Регулировка делается относительно кузова.

На что влияет сход-развал?

Данная регулировка необходима, для исключения возможных проблем с рулевым управлением автомобиля. Это напрямую связано с безопасностью движения. Довольно часто именно из-за неправильной настройки углов установки колёс возникают ситуации, когда руль тянет в сторону, либо во время прямолинейного движения по достаточно ровному покрытию машину трясет и уводит в сторону.

Если окажется, что колеса на машине стоят неправильно, это негативно повлияет на способность автомобиля входить в повороты и реагировать на движения рулём.

4

Помимо этого, часто автомобилисты сталкиваются с преждевременным износом резины, с неравномерным истиранием покрышек, повреждениями элементов подвески, неполадками в составе рулевого управления.

Есть примеры, когда ресурс колес составлял буквально 500-1000 километров, после чего покрышки приходили в состояние негодности.

Другие статьи по теме:

Почему сбиваются углы установки колёс?

Езда по некачественным дорогам, сильный удар из-за попадания в дорожную яму, ремонт подвески и прочие операции, производимые в процессе эксплуатации машины, сбивают заводские настройки углов установки колёс.

Также, причиной может стать банальный износ одного или нескольких элементов подвески автомобиля.

Согласно регламентам производителей, проверять регулировку колес необходимо через каждые 15-20 тыс. км. и регулировать, при необходимости. Это касается новых машин, однако у старых моделей, с пробегом не в одну сотню тысяч километров, контролировать настройки необходимо как минимум два раза в год при сезонной смене покрышек.

Бывает, что после ремонтных работ, таких, как замена шаровых опор, рулевых тяг, регулировка рулевой рейки, амортизаторов, пружин, или установки новых сайлентблоков геометрия подвески нарушается, ее составные части работают с искажениями, в результате чего проявляются описанные выше странности в поведении автомобиля на дороге. Больше об этом, читайте в статье, нужно ли делать развал/схождение после ремонта.

Признаки неправильного развал-схождения

Чтобы понять, какие симптомы указывают на необходимость регулировки, достаточно вспомнить, к чему приводит неправильный сход-развал.

  • Неправильная траектория движения авто: автомобиль постоянно тянет вправо или влево.
  • Повышенный износ резины.
  • Неправильное расположение руля. Сдвиг влево или вправо, при прямолинейном движении.

Но существуют и менее явные признаки, которые также указывают на то, что в углах установки колёс есть проблемы.

5

  • Шум, вибрация или свист резины при вхождении в поворот;
  • Сложная управляемость. Когда руль трудно поворачивать даже при наличии ГУРа. Так называемый "тугой" руль;
  • Неустойчивое положение на дороге, плохая управляемость при разгоне от 80 километров в час;
  • Заносы, развороты или просто "уход" в сторону при торможении (при исправной тормозной системе);
  • Запоздалая реакция на поворот руля;
  • При выходе из поворота руль не возвращается в нулевое положение.

Если Вы замечаете несколько из описанных симптомов, регулировка развала-схождения необходима со 100% вероятностью.

Как проверить сход-развал самостоятельно?

Для выполнения проверки в гаражных условиях потребуется подготовить: линейки (специальная телескопическая и обыкновенная); шнур с грузиком; кусок мела.

Проверка развала

  1. Загоняем авто на ровную поверхность и выставляем колеса ровно. Должно остаться немного места для перемещения ТС, которое нужно будет для осуществления замеров.
  2. Мелом делаем на ровно выставленных колесах метки вверху и внизу.
  3. Далее нужно приложить шнур с грузом к крылу авто таким образом, чтобы шнур был в строго параллельном положении относительно сделанных мелом меток. Шнур можно прикрепить к крылу лентой или скотчем для удобства.
  4. Линейкой замеряется расстояние между шнуром и ободом колеса снизу и сверху.
  5. Затем авто следует прокатить вперед, чтобы метки повернулись на 90 градусов и повторить ранее проделанные манипуляции (метки, замеры).
  6. После авто снова двигается до тех пор, пока последние две метки не поменяются местами. Верхняя метка переместится вниз, а нижняя в верхнюю часть. И снова все замеряется.

6

Разница в замерах не должна сильно отличаться. При нормальном угле разница должна быть от 1 до 3 мм. Если показатели сильно разнятся необходимо проводить регулировку.

Проверка схождения

На этот раз измерения нужно производить не с наружной, а с внутренней стороны колеса. Также Вам понадобится специальная телескопическая линейка.

7

Другой вариант проверки углов развала и схождения - обратится в сервис, в котором есть специальный стенд. В таком случае точность проверки будет значительно выше.

Для проведения регулировки развала-схождения также рекомендуем обращаться в автосервис. Стенды позволяют обнаружить незаметные глазу зазоры и выполнить необходимые манипуляции по корректировке с высочайшей точностью.

Подведём итог. Как понять, что нужно делать сход-развал?

Итак, в этой статье, мы постарались ответить на вопрос, как понять, что нужно делать регулировку развала-схождения.

Сведём всю озвученную информацию в короткий прикладной список.

  1. Углы установки колёс влияют на поведение и безопасность автомобиля при движении.
  2. Обычно, регламент предусматривает проверку углов с периодичностью в 15-20 тыс. км., в зависимости от стиля вождения и типа дорог, по которым, в основном, автомобиль передвигается. Чем хуже дороги, тем выше вероятность того, что углы будут сбиты раньше чем через 15-20 тысяч километров.
  3. К тому что углы сбиваются, чаще всего приводят: износ элементов подвески, попадание в небольшое ДТП (яма, бордюр и т.п.), ремонт ходовой части.
  4. Основными признаками неправильного схода-развала являются: "увод" автомобиля в сторону, неправильное положение руля при прямолинейном движении, повышенный износ шин и другие, менее популярные симптомы, описанные выше.
  5. Проверить сход-развал самостоятельно с довольно высокой точностью можно, но процесс довольно трудоёмкий и требует специальной телескопической линейки. При этом точность проверки все равно значительно ниже, чем проверка на специализированном стенде в автосервисе.

8

В работе мы используем 3D-стенд Hunter, который зарекомендовал себя как самый точный, среди всех конкурентов. На стенде работают квалифицированные механики, которые в состоянии быстро отрегулировать все необходимые параметры и добиться заводских показателей углов установки колёс.

регулировка развал схождения на стенде

Нарушенная регулировка развал-схождения ухудшает управляемость и курсовую устойчивость автомобиля, увеличивает расход топлива и износ резины. Необходимость регулировки не всегда связана с сезонной заменой шин, поэтому давайте рассмотрим, в каких случаях нужно делать развал-схождение после ремонта подвески и замены элементов рулевого управления автомобиля.

На что влияет развал-схождение?

Три основные характеристики угла установки колес:

  1. Развал – это угол наклона колес в перпендикулярной плоскости по отношению к дорожному полотну. Если верхняя часть колеса направлена наружу колесной арки, развал положительный, в обратном случае – отрицательный;
  2. Схождение – угол установки колес одной оси относительно друг друга в параллельной к дорожному полотну плоскости. Если проложенные условно через плоскости вращения колес оси пересекаются перед носовой частью, схождение считается положительным, а если позади кормовой части, то отрицательным;
  3. Угол продольного наклона (кастер) – это угол между осью поворота колеса и вертикалью, условно проложенной через центр ступицы. Если ось поворота находится ближе к кормовой части авто – кастер положительный, а если направлена к носовой части, то отрицательный.

сход развал кастор

При прямолинейном движении с постоянной скоростью автомобиль наиболее устойчив при нулевом кастере, схождении и развале. Но при повороте в таком случае из-за подвижности и эластичности элементов подвески колесо будет подламываться. Большая часть нагрузки будет перенесена на противоположную к повороту часть покрышки в пятне контакта с дорожным полотном, из-за чего уменьшается коэффициент сцепления. Поэтому на современных авто колеса устанавливают с небольшим отрицательным развалом.

На автомобилях с задними ведущими колесами в процессе разгона на переднюю ось действует сила, пытающаяся вывернуть колеса наружу относительно оси прямолинейного движения. Поэтому с завода конструкторами рассчитывается небольшой положительный угол схождения колес передней оси.

На переднеприводных автомобилях углы установки ведущей оси имеют небольшое отрицательное схождение, поскольку на покрышки воздействует сила тяга, совпадающая с направлением движения.

Кастер необходим для динамической стабилизации автомобиля и самоцентрирования поворачиваемой оси. Чем положительней кастер, тем больше на колеса воздействует возвратная сила, стремящаяся вернуть поворотную ось в исходное положение. Также позитивный кастер влияет на динамический развал, обеспечивая большее сцепление колес с дорожным полотном при вывороте руля, увеличивает управляемость при движении накатом и при входе в поворот на торможении.

Периодичность регулировки

отрицательный-положительный развал-схождение


В каких случаях необходима регулировка схождения и развала колёс?

Эксплуатация авто с подобными дефектами оборачивается не только нестабильным поведением авто на дороге, но и неравномерным износом покрышек.

Почему при ремонте подвески меняются углы установки колес?

Многие автовладельцы уверены в том, что делать развал-схождение передней оси нужно лишь после замены рулевой рейки, рулевых тяг или наконечников. Мнение это неверно, так как при установке любой новой детали подвески положение некоторых элементов изменяется относительно друг друга. Чем больше деталей вы меняете в ходовой части во время ремонта, тем больше шансов, что изменится плечо обката.
Объясняется это не только тем, что после демонтажа невозможно точно установить детали по старым местам, но и разницей в параметрах заменяемых деталей. Производители не в состоянии создавать идеальные копии установленных на заводе шаровых опор, рулевых наконечников, амортизационных стоек и т.п.

Поэтому даже если при замене рулевых наконечников вы посчитали количество витков резьбы и установили новый элемент, как вам кажется, на старое место, угол схождения при этом изменится.

Видео: Когда нужно делать развал-схождение,а когда не нужно

После снятия руля машину тянет в сторону

Если вы допустили ошибку при ремонте или замене рулевой колонки, снятии руля, замены рулевого шлейфа, автомобиль начинает тянуть в одну из сторон, рулевое колесо при прямолинейном движении стоит криво. Этому есть несколько причин:

Преимущества 3D регулировочных стендов

Подавляющее большинство СТО для корректировки углов установки колес используют 3D регулировочные стенды. Оборудование такого типа характеризуется высокой точностью и позволяет в реальном времени отображать изменение схождения, развала и кастера. Также большинство стендов имеют встроенную базу данных с информацией о регламентированных заводом-изготовителем углах установки колес.
Все эти факторы делают регулировку развал-схождения в домашних условиях нецелесообразной, хоть и возможной. В Сети вы можете найти массу инструкций, как делать развал-схождение после замены резины или ремонта ходовой части.
Опытный мастер перед началом регулировки обязательно осматривает подвеску на предмет дефектных сайлентблоков, амортизаторов, рулевых тяг, наконечников, проверяет люфт рулевой рейки. В случае серьезной неисправности развал-схождение не регулируется, так как неисправная подвеска автомобиля ведет себя непредсказуемо. Из-за этого даже после правильной установки углов на стенде автомобиль может тянуть влево/вправо.


Теория углов

Она, если не копать слишком глубоко, в этом случае проста — знакома и понятна всем, кто хоть немного касался технической литературы. Вкратце напомним.


Не думай о секундах свысока, пели в популярном советском фильме. В нашем случае, если говорить о схождении колес, речь идет о миллиметрах, градусах и минутах. Но мы не будем о них ни думать, ни говорить — это дело мастеров. А на рисунке без всяких комментариев видно, что такое схождение, что такое развал



Считается, что обычно для управляемых колес характерен положительный развал. Это якобы облегчает руль, нивелирует удары на нем при наезде на неровности, а при ходе колеса вверх угол уходит в ноль. Но это не аксиома. Так, на многих переднеприводных автомобилях развал изначально отрицательный

Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.




Характерный пример этого — Tatra, которая с переходом на хребтовую раму и подвеску с качающимися полуосями (слева направо: прототип 1926 года, T111 1951-го и T813 1967-82 гг.) получила в порожнем варианте заметный положительный развал колес задней тележки. Но при загрузке углы выводятся в ноль, обеспечивая полное пятно контакта и равномерный износ шин

Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов.




Что в дрифте, что в кольце отрицательный развал при поворотах позволяет сохранить максимальную площадь контакта шин с покрытием. Дело в том, что боковая сила в этом случае стремится перевести развал в положительный, уменьшая пятно контакта, а отрицательные значения компенсируют это явление. В Stance style (справа) такие углы установки колес не более чем дань стилю

Есть еще один угол, о значении которого забывают или принижают его — продольного наклона оси поворота. Кастор или кастер.





Держать углы!



Впрочем, применительно к конкретным моделям автомобилей вряд ли грамотный мастер возьмется точно сказать — здесь проходит столько, там вдвое меньше. Многое зависит от качества установленных запчастей и от стиля езды. То же касается кастора, но не везде.


На двухрычажных подвесках угол продольного наклона оси поворота также отчасти зависит от сайлентблоков. На McPherson — от состояния верхней опоры стойки (на фото), но лишь тогда, когда она уже конкретно разбита. Однако все-таки больше — от целостности направляющего аппарата, то есть рычагов и тяг. В общем, зачастую изменяется в ДТП или при отвязной езде по ямам-бордюрам

Так когда же все-таки нужно регулировать углы установки колес, с какой периодичностью? И как выбрать сервис, в котором механики все сделают грамотно и с первого раза?


— Владельцам некоторых автомобилей можно не беспокоиться — развал у них не регулируется, только схождение. Речь, например, о внедорожниках с цельными мостами. У них регулируется только схождение спереди, иногда, как на старом мостовом Cherokee, кастор. А если развал нарушен, то виновна в том, скорее всего, погнувшаяся балка. Так бывает, например, у TLC 80. Здесь — либо выправлять, либо покупать другую.


И схождение, и развал в полузависимой схеме с торсионной балкой заложены жестко. Могут уйти лишь при повреждениях или от усталости металла. Любопытно, что VW для своих моделей когда-то все-таки предлагал комплект шайб, с помощью которых (отодвигая ступицу от кронштейна балки) можно было регулировать развал. Встречаются подобные наборы и для вазовских переднеприводников. Теоретически это удастся сделать на любом автомобиле, но на практике не каждый сервис возьмется за такую работу — долго, и результат не гарантирован

Также есть ряд моделей (даже марок) и с передними независимыми подвесками, где не предусмотрена возможность регулировки развала. Производитель при этом подразумевает, что при исправных и неповрежденных элементах подвески основные углы (развал и кастор) будут в пределах допустимых значений. Это многие Volvo, Mazda, едва ли не все Audi, BMW кроме X5, Honda Accord последних поколений, Ford Focus I и II. Конструкция может быть как McPherson, так и двух- или многорычажка. Что надо знать в этом случае? Во-первых, схождение регулируется все равно, поскольку в сайлентблоках происходит естественная усадка, и углы все же меняются. Во-вторых, при нарушении развала/кастора уже надо менять изношенные (помятые) элементы. С другой стороны, могу точно сказать, что при подобном решении допуски по развалу больше и углы обычно держатся дольше — производитель здесь, как правило, закладывает несколько больший запас прочности.


На Mercedes развал регулируется, но есть другая сложность. Штатные болты этого сделать не позволяют — перед поездкой в сервис нужно запастись специальным комплектом эксцентриков

Сзади при многорычажных схемах или McPherson развал и схождение регулируются всегда либо почти всегда. Выходят за рамки допусков по тем же причинам (сайлентблоки), правда, здесь бывают исключения. В частности, вспоминается Nissan R`nessa и Serena то ли первого, то ли второго поколения. На них независимая подвеска с упругим элементом в виде поперечной рессоры собрана на подрамнике — ничего необычного. Однако сам он со временем рвется — по металлу. Как тут углы установишь? Только менять весь узел!


В любом случае присматривать за углами надо. У нас есть постоянные клиенты, которые раз в полгода (например, при сезонной смене шин) заезжают на проверку. Так им спокойней, тем более что перед и во время регулировки мы осматриваем подвеску. Иногда маленький люфт в рулевом наконечнике виден только по шкале схождения на стенде — руками не прощупывается.





Читайте также: