Классификация дтп по степени тяжести последствий

Обновлено: 28.03.2024

На сегодняшний день темы о дорожно-транспортных происшествиях очень актуальны, поскольку автовладельцы все чаще попадают в аварии, из-за чего активнее интересуются - что за это будет, что делать, если нанесен вред здоровью при ДТП. Если вы оказались в такой ситуации, то эта статья ответит на ваши вопросы.

Как определить степень вреда

В зависимости от того, с какой стороны пришел удар (лобовой, сзади, сбоку), классифицируют различные виды травм при ДТП. Например, если удар пришелся о руль или спинку переднего сидения или об элементы кузова транспортного средства, то будет получена травма грудной клетки и внутренних органов.

Определение степени тяжести вреда здоровью при ДТП возлагается на врача - судебно-медицинского эксперта медицинского учреждения либо индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы по судебно-медицинской экспертизе. В Постановлении Правительства РФ от 17.08.2007г №522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, их три вида: тяжкий, средний и легкий. Поговорим о каждом отдельно.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Тяжелый вред здоровью при ДТП это когда по своему характеру он непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния.

Опасный вред здоровью, создающий угрозу для жизни:

закрытое повреждение органов;

множественные, двухсторонние переломы;

повреждение крупных кровеносных сосудов;

термические/химические/электрические ожоги 3-4 степени и т.п.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Опасный вред здоровью, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью:

кома 3-4 степени;

обильная кровопотеря и т.п.

Так же, к тяжелому вреду здоровья приравнивается:

потеря зрения, речи, слуха, органа;

неизгладимое обезображивание лица и прочее.

Таковы критерии определения тяжкого вреда здоровью при ДТП, поэтому будьте внимательны за рулем, соблюдайте скоростной режим и не нарушайте правила дорожного движения. Бывают случаи, когда дети и даже взрослые пытаясь сэкономить время и перебежать дорогу в неположенном месте попадают под колеса автомобиля, таким образом, подставляя водителя, ведь за их ошибку и за нанесение тяжкого вреда здоровью при ДТП отвечать придется владельцу ТС.

Что грозит за причинение тяжкого вреда

Наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями по статье 264 УК РФ зависит не только от состояния пострадавшего, но и от того, как вел себя зачинщик аварии, учитываются смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства. Если пострадала беременная женщина такое обстоятельство не сыграет на руку виновнику, а если он будет оказывать различную помощь потерпевшему для его скорейшего выздоровления плюсом.

На сегодняшний день в судебной практике статья о причинении тяжкого вреда здоровью при ДТП различает нарушение правил дорожного движения:

Нарушение, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Наказание за причинение вреда здоровью средней степени тяжести при ДТП

К такого рода ущербу закон действует лояльнее и ответственность за средний вред здоровью при ДТП (как гласит п.2 Примечания к ст.12.24 КоАП) определяется тем, на сколько процентов утрачена работоспособность потерпевшего (от 10 до 30 включительно) и длительность неопасного для жизни расстройства здоровья (при средней тяжести это более 21 дня).

Наказание за ДТП, где есть пострадавшие с травмами средней тяжести устанавливается в соответствии с п.2 ст.12.24 Кодекса об административных правонарушениях. За аварию с такими последствиями виновника ждет наложение административного штрафа в размере от 10000 до 25000 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1.5 до 2 лет.

В порядок разбора ДТП с пострадавшими средней тяжести входит прибытие инспектора ГИБДД, который оформляет схему ДТП, проверяет, трезв ли водитель, составляет справку о повреждении ТС, берет объяснения с участников и свидетелей ДТП, составляет протокол об административном правонарушении.

Как получить возмещение вреда здоровью

Порядок выплаты за причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП зависит от наличия или отсутствия у виновника полиса ОСАГО. Чтобы получить компенсацию через страховую компанию, придется пройти процедуру сбора пакета документов, которые указаны в п.3.10 Положения о правилах ОСАГО владельцев ТС, затем, уведомить страховщиков и предъявить требования о возмещении вреда. Помимо этого, возможно потребовать возмещение утраченного заработка, но для этого пакет документов нужно будет дополнить указанными в п.4.1, п.4.2 Положения о правилах ОСАГО владельцев ТС документами. Так же, возмещению подлежат расходы на лечение (п. п. 4.6, 4.7, 4.7.1 - 4.7.6 Положения о правилах ОСАГО владельцев ТС).

Стоит знать, что страховая возмещает не больше 160 тысяч рублей по договорам ОСАГО, заключенным с 01.10.2014, и 500 тысяч рублей по договорам ОСАГО, заключенным с 01.04.2015, поэтому если сумма возмещения недостаточна разницу между фактическим размером ущерба и суммой страховой выплаты возмещает лицо, причинившее вред (ст. 1072 ГК РФ).

Если полис ОСАГО по каким-то причинам у виновного отсутствует, то он самостоятельно возмещает ущерб потерпевшему в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), но для этого последнему придется обращаться с иском в суд.

Бывает и такое, когда виновник ДТП неизвестен (например, он скрылся с места ДТП и впоследствии не был обнаружен). В таком случае вред возмещает Российский союз автостраховщиков (РСА). Для получения такой выплаты пострадавший должен обратиться с заявлением и доказательствами причинения вреда здоровью в РСА.

ДТП с пострадавшими легкой степени тяжести

Ответственность за легкий вред здоровью (как гласит п.1 Примечания к ст.12.24 КоАП) определяется тем, на сколько процентов утрачена работоспособность потерпевшего (менее 10) и длительность расстройства здоровья (при легкой тяжести до 21 дня включительно).

Важно знать, что такие повреждения как ссадина, ушиб мягких тканей, кровоподтек, поверхностная рана не расцениваются как повреждения, причинившие вред здоровью.

Наказание за легкий вред здоровью при ДТП установлено в соответствии с п.1 ст.12.24 Кодекса об административных правонарушениях. За аварию с такими последствиями виновника ждет наложение административного штрафа в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 1.5 лет

Так же, как и с возмещением вреда за среднюю тяжесть, сумма компенсации за причинение легкого вреда здоровью при ДТП получается после того, как соблюдены определенные законом процессуальные действия: сбор документов, доказательств причиненного вреда, предъявление требований страховой компании виновного или при отсутствии у него полиса ОСАГО в судебном порядке.

Всегда можно избежать томных и длительных разбирательств и заключить с потерпевших соглашение о возмещении вреда, то есть, решить вопрос мирно. В таком случае стороны решают вопрос о размере компенсации и о сроках ее выплаты. Когда пострадавший получил деньги, он дает виновному расписку в том, что вред возмещен в полном размере и претензий к водителю он не имеет.


Статистика показывает, что на одно произошедшее ДТП в среднем приходится более одного пострадавшего.

Определение
ДТП с пострадавшими — это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен вред здоровью или жизни граждан.

Классификация

  • Вред здоровью,
  • Наезд на пешехода,
  • убийство по неосторожности,
  • убийство при ДТП.

Состояние водителя

Водители, оказавшиеся в ДТП с ранеными, или, не дай бог, погибшими не могут сразу после аварии объективно оценить произошедшее.
Это происходит в связи с эмоциональным и психическим перевозбуждением, а нередко и из-за получения телесных повреждений.
Большую помощь при возникновении подобного происшествия может оказать адвокат, тем более что дела по ДТП имеют множество тонкостей, которые требуют серьезных теоретических и практических знаний.

Зачем нужен адвокат при ДТП с пострадавшими?

  • настоять на проверке действий пострадавшего,
  • будет требовать проведения автотехнической экспертизы,
  • проведения следственного эксперимента,
  • осуществить опрос очевидцев,
  • правильно сформулировать вопросы эксперту
  • осуществить иные необходимые действия.

Адвокат для потерпевших

  • Он проконтролирует ход расследования дела,
  • проинформирует потерпевшего по поводу его прав,
  • окажет помощь при составлении расчета размера вреда, прилагаемого к иску.

Ответственность при ДТП с пострадавшими

  1. Если причинен вред здоровью, квалифицированный специалистом как легкий, или средней степени тяжести, то дело рассматривается в рамках административного производства (ст.12.24 КоАП РФ). В таких делах законом предусмотрено наложение штрафа или лишение водительских прав.
  2. Если пострадавшему при аварии причинен тяжкий вред, или произошло ДТП со смертельным исходом, дело рассматривается в рамках уголовного судопроизводства (ст. 264 УК РФ).
  • тяжкий вред здоровью — до 2-х лет,
  • если в ДТП погиб человек — до 5 лет,
  • если погибших несколько — до 7 лет.

Возмещение вреда здоровью

Водитель, виновный в причинении ущерба, обязан возместить потерпевшему следующие расходы:
1. расходы, возникшие в результате причинения ущерба здоровью человека. Это может быть лечение в больнице, необходимое специализированное дополнительное питание, затраты на лекарства, протезы, уход седелки, предписанное врачом нахождение в санатории, приобретение инвалидной коляски, получение новой профессии.
Для того, чтобы получить возмещение этих расходов, необходимо доказать, что потерпевшему эта помощь необходима и что он не обладает правом получить такую помощь бесплатно.
2. Утраченный заработок, если потерпевший работал.
Повреждение здоровья может повлечь за собой утрату потерпевшим заработка или иного дохода, так как в результате причиненного вреда потерпевший не всегда может трудиться как прежде или заниматься иными видами деятельности, в том числе предпринимательской.
На размер утраченного заработка (дохода) не влияет, получает ли потерпевший в связи с причиненным вредом пенсию по инвалидности или иные подобные выплаты.
3. Возмещение морального вреда. При определении судьей размера (суммы) компенсации, он учитывает вину нарушителя, его действия после аварии, участие водителя в лечении больного.
Суд по ДТП должен также принять во внимание меру физических и нравственных страданий, которые могут разниться при различных травмах (перелом ноги, ампутация конечности, удаление почки, неизгладимое обезображивание лица).
Если в результате ДТП причинен легкий или средней тяжести ущерб здоровью, размер возмещения будет меньше.

Возмещение вреда при убийстве в ДТП

  1. Расходы на погребение. Кроме денег, израсходованных на приобретение гроба, венков, погребальной одежды и т.п., в число этих расходов могут входить ритуальные расходы (поминальный обед). Расходы на поминки, которые возмещает виновное лицо, должны определяться в разумных пределах.
  2. Возмещение причиненного морального вреда близким родственникам и супругу погибшего.
  3. Если умерший имел иждивенцев, то им возмещается та доля заработка погибшего в ДТП, которую эти иждивенцы имели право получать при его жизни на свое обеспечение. Факт того, что дети находились на иждивении, не нужно доказывать; в отношении других иждивенцев в случае спора необходимо предоставить доказательства.

Помощь адвоката при урегулировании ущерба от ДТП

  • Поставить под сомнение представленные документы,
  • В случае необходимости оспорить проведенную экспертизу, потребовать ее повторное проведение,
  • Привлечь в качестве соответчика страховую компанию.

Помощь адвоката при взыскании ущерба при ДТП

Юридическая помощь будет необходима и лицам, которым причинен ущерб, так как часто они не могут объективно оценить масштаб причиненного им вреда или встречают со стороны виновника ДТП активное противодействие в выплате компенсации.
Это позволит взыскать суммы, адекватные понесенному ущербу, и не допустить нарушения и ущемления прав.
При самостоятельном ведении дела можно упустить осуществление какого-либо юридического действия.
При этом шансы оспорить принятое решение в вышестоящей инстанции значительно уменьшаются, поскольку вышестоящий суд новые доказательства не принимает.

 В делах о ДТП с пострадавшими экономия на профессиональном адвокате не обоснована, потому что потерять можно очень значительные суммы.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. РАЗРАБОТАН ФГБУ "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное бюджетное учреждение РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Изменения внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящие Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Рекомендации) определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

2 Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения

ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения:

3.1.1 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.2 дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

3.1.3 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек.

3.1.4 дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более.

3.1.5 дорожно-эксплуатационная организация: Подрядные дорожные организации и предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

3.1.6 линейный график ДТП - схематичное изображение дороги или улицы в плане с указанием дат, видов и мест совершения ДТП (км+м).

3.1.7 недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети: Несоответствие нормативным требованиям эксплуатационного состояния автомобильной дороги или улицы, имевшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия и в непосредственной близости от него на момент совершения ДТП, которое установлено при его оформлении.

3.1.8 перекресток: Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

3.1.9 аварийно-опасный участок дороги (место концентрации ДТП): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

3.1.9 погибший в ДТП: Лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

3.1.10 раненый в ДТП: Лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3.1.11 эксплуатационное состояние дороги (улицы): Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

3.2 В настоящих Рекомендациях использованы следующие сокращения:

АППГ - Аналогичный период прошлого года;

УДС - Улично-дорожная сеть;

КОУ ДТП - Карточка оперативного учета ДТП;

МИАС - Многопараметрическая информационно-аналитическая система моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

АС УДТП "ГОСУЧЁТ" - Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность.

4 Общие положения

4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее - улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях:

- оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения;

- изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

- выявления мест концентрации ДТП*;

* Изменением, утвержденным Распоряжением Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р, по всему тексту документа: слова "участок концентрации ДТП" заменены словами "место концентрации ДТП", слова "на участках концентрации ДТП" заменены словами "на аварийно-опасных участках" с учетом изменения слов по падежам, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя баз данных.

- разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на аварийно-опасных участках;

- оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.

4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

- достоверность и оперативность получения данных о ДТП;

- своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП.

4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений - не позднее чем в течение месяца с момента их внесения.

4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

5 Учет дорожно-транспортных происшествий

5.1 Владельцы автомобильных дорог ведут учет ДТП, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета о дорожно-транспортных происшествиях, производимого органами внутренних дел Российской Федерации.

Учет ДТП ведут в том числе, с использованием автоматизированных систем учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел.

Представление владельцам автомобильных дорог сведений о ДТП в объеме необходимом для составления соответствующих форм учета (Приложение А), осуществляется в установленном порядке.

5.2 Владельцы автомобильных дорог в целях оперативного сбора и учёта информации о ДТП, а также принятия необходимых оперативных мер по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и ликвидации последствий ДТП в установленном порядке используют в том числе автоматизированную систему учета и сбора сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации. С использованием данной автоматизированной системы осуществляется ежесуточный сбор сведений о ДТП, а также проводится анализ приобщенных к КОУ ДТП материалов.

Сведения о ДТП из КОУ ДТП ежедневно заносят для последующего анализа и хранения в формы учета ДТП (Приложение А). При занесении данных в формы учета ДТП используют коды в соответствии с Приложением Л.

В случае если в КОУ ДТП были внесены изменения (например, изменено состояние пострадавших или внесены дополнения в описание), в формы учета ДТП также должны быть внесены соответствующие изменения.

5.3 После регистрации КОУ ДТП владелец автомобильной дороги, проводит оперативный анализ приобщенных к карточке фотоматериалов, рапорта и акта по обследованию места ДТП.В случае, если сведения о ДТП включают акт по обследованию места ДТП с выводами о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) УДС, владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) при необходимости направляет на место ДТП уполномоченных представителей для обследования выявленных неудовлетворительных дорожных условий.

Прибытие уполномоченных представителей владельца автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационной организации) для осмотра места ДТП осуществляется не позднее 6 часов с момента поступления информации о происшествии.

По результатам осмотра недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) составляет "АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП" (далее АКТ), форма которого приведена в Приложении Б.

АКТ должен содержать вывод о наличии или отсутствии в месте совершения ДТП недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, указанных в акте по обследованию места ДТП, основанный на результатах оценки их характеристик с применением инструментальных измерений, в том числе передвижных дорожных лабораторий, оснащённых унифицированным, метрологически аттестованным оборудованием, средств фото- и видеофиксации.

К АКТу приобщаются фотоматериалы о выявленных недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП. Количество фотографий по каждому из выявленных недостатков должно составлять не менее пяти, в т.ч. должны иметься крупноплановые фотографии.

В АКТе указывается перечень мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дороги или улицы в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и сроки их проведения, при необходимости определяют иные мероприятия по профилактике совершения ДТП:

АКТ составляется в двух экземплярах, утверждается владельцем автомобильной дороги. Второй экземпляр АКТа направляется в соответствующее подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне в срок не позднее 18 часов с момента регистрации КОУ ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – всегда неприятная ситуация для любых ее участников. В большинстве случаев авария сопровождается травмами различной степени. Для определения меры наказания виновному лицу и возможности расчета страховой выплаты используется такое понятие, как оценка тяжести вреда здоровью при ДТП. Она осуществляется с учетом всех моментов, обозначенных в Приказе Минздравоохранения, и носит обязательный характер при обращении в медицинское учреждение для освидетельствования полученных участниками травмами.

Вред здоровью при ДТП

Необходимость оценки полученных повреждений

В результате аварии в некоторых ситуациях наличие пострадавших определяет необходимость приезда скорой помощи. Тогда степень полученных повреждений определяется врачами приемного отделения того медицинского учреждения, куда привозят потерпевшего. Аналогично с этим могут присутствовать и ситуации, когда потерпевшие самостоятельно обращаются в больницу или поликлинику.

Несмотря на то, каким образом происходит обращение, тяжесть полученных повреждений и вред, причиненный здоровью лица, в обязательном порядке должен быть зафиксирован.

Бесконтактное ДТП

Читайте: Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

Все заключения врачей впоследствии становятся основанием для вынесения общего заключения, которое принимается во внимание судом или страховой компанией.

На территории Российской Федерации исследования могут проводить с определенной целью:

  • Определить способ наказания виновного лица. В первую очередь речь будет идти о том, возможно ли привлечение к административной ответственности или уголовной. В случае, если действия автомобилиста и последствия аварии будут рассматриваться УК РФ, уже определяется то, какая часть статьи может применяться. От тяжести полученных повреждений существенно будет зависеть та мера наказания, которую получит виновный автомобилист. Даже при условии, что водитель не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, причинение тяжких телесных повреждений сопровождается наказанием в форме лишения свободы. В некоторых случаях его могут выписать условно;
  • Определить ту сумму, которую потерпевшая сторона может потребовать или получить в качестве страховой компенсации. При этом максимально возможная сумма, при условии обращения по причине присутствия полиса ОСАГО, может быть 500 тыс. рублей. Определив степень полученных повреждений, их переводят в проценты, которые рассчитывают исходя из установленного процента потери трудоспособности.

Особенности определения степени полученного вреда

Проведение процедуры определения степени тяжести полученного вреда выполняется с учетом следующих нюансов и особенностей:

  • Право проводить осмотр, обследование и выдавать соответствующие заключения имеют только государственные учреждения, которые в соответствии со своим профилем функционирования относятся к организациям, проводящим судебно-медицинские исследования. Допускается также применять выданные заключения и от индивидуальных предпринимателей при условии, что они уполномочены на создание комиссий по вынесению заключений;
  • Несмотря на присутствие определенной лицензии на деятельность и прочих разрешений не каждый сотрудник учреждения имеет право фиксировать повреждения и выдавать официальное заключение. Такую возможность имеют только медики, входящие в штат, и имеющие соответствующую квалификацию эксперта;
  • При наличии необходимости проведения экспертизы по решению суда должно присутствовать разрешение, полученное потерпевшей стороной и переданное в медицинское учреждение. Его можно получить в полиции или прокуратуре;
  • Состав созываемой комиссии может отличаться в зависимости от направленности полученных травм. Это могут быть врачи узкой специализации – гинеколог, токсиколог, нарколог;
  • Независимо от количества членов комиссии все они наделяются равными правами, но при этом имеют и одинаковые обязанности. Врачи несут ответственность за правдивость и действительность данных показаний. В случае, если заключения будут содержать искаженные данные, то лица, подписавшие документ, могут быть привлечены к ответственности;
  • В результате проведения работы и вынесения общего решения комиссия выдает заключение о том, какова связь полученной травмы и непосредственного дорожно-транспортного происшествия;
  • Присутствие определенных узких специалистов может определяться не только возможными характерами полученных травм, но и особенностью состояния лица до аварии. К примеру, при условии, что травму получила беременная женщина, присутствие гинеколога необходимо для того, чтобы зафиксировать отсутствие причинение вреда здоровью плода или наоборот, констатировать возможный вред, выкидыш и т.д.

Определение того, какой именно вред был причинен пострадавшему лицу, осуществляется с учетом специальной градации указанной в таблице, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 24.08.2008 года.

Несмотря на сложность доказать связь между определенными физическими и психическими повреждениями и отклонениями, судмедэксперты иногда сталкиваются с достаточно сложными ситуациями. Это связано с тем, что последствия травмы могут проявляться не сразу, а с течением времени.

К примеру, судебная практика знает достаточное количество случаев, когда авария стала причиной наличия психологических проблем, повлекших за собой пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам.

Объект исследования и законодательные нормы

Полученный вред согласно нормативным актам делится на три степени тяжести:

тяжкий, средний, легкий. Чтобы иметь возможность определения степени тяжести последствий при ДТП, комиссия, которая будет созвана для выявления последствий, руководствуется следующими документами:

  • Постановление Правительства РФ №522. Оно применяется для непосредственного проведения исследования в отношении тяжести полученного вреда;
  • Закон ФЗ № 73, который непосредственно определяет моменты оформления заключения.

В соответствии с нормативными актами объектом исследований может выступать:

  • Живой человек;
  • Труп (части трупа);
  • Материалы, имеющие отношение к делу. Такие материалы помогают установить связь определенных отклонений здоровья с аварией или характер полученных повреждений. К примеру, направление полученного удара и т.д.

Определение тяжести полученной травмы

В процессе проведения такой процедуры необходимо подробно рассмотреть весь имеющийся материал, который имеет отношение к ДТП. Учитываются все документальные освидетельствования, заключения, которые были даны медицинскими работниками, сотрудниками скорой помощи. Дополнительно может рассматриваться карточка потерпевшего из медицинского учреждения.

В процессе выполнения таких действий могут выясниться факты, свидетельствующие о том, что определенные нарушения в организме вызваны не полученными травмами, а хроническими заболеваниями или осложнениями после болезни.

Проведение обследования редко ограничивается исключительно внешним осмотром пациента и анализом приложенной документации. Назначаются дополнительные обследования, которые требуют забора анализов. Могут назначать УЗИ, рентген, МРТ.

В ходе проведения обследования комиссия выясняет следующие вопросы:

  • Каким образом причиненная травма повлияла на потерпевшего. Выясняется, представляет ли она опасность и может ли вызвать летальный исход;
  • Определяются общие последствия тех травм, которые получил потерпевший;
  • Какова будет продолжительность потери трудоспособности – временной, при которой организм способен восстановить свои первоначальные функции или стойкость. Во втором случае речь может идти о назначении группы инвалидности, тогда потерю трудоспособности выражают в процентах. По их значениям определяется та группа, к которой будет причислен инвалид. Причем стойкая нетрудоспособность также может быть временного характера, когда функции восстанавливаются, но через достаточно длительный промежуток времени;
  • Степень полученных травм. Иногда присутствует несколько повреждений различного характера. В таких ситуациях врач руководствуется наиболее серьезными травмами, которые и определяют итоговое заключение врача.

При вынесении заключения врачи в обязательном порядке должны оценивать степень повреждений и период восстановления исходя из таких критериев, как возраст потерпевшего, его иммунитет, возраст.

Такие факторы оказывают существенное влияние на восстановительные способности организма. Определенные травмы у лиц в возрасте 20-30 лет могут становиться основанием для потери трудоспособности на 1-2 месяца. Наряду с этим при возрасте 60 лет и старше такие одинаковые нарушения работы организма приводят к инвалидности.

Отдельно рассматривается потеря профессиональной трудоспособности. Такой фактор становится основанием для возможности взыскания с виновной стороны средств в качестве возмещения причиненного ущерба, вследствие которого лицо потеряло определенную часть заработка.

Градация степени тяжести полученного вреда и потери трудоспособности

В общем виде те критерии, в соответствии с которыми определяют степень причиненного вреда, следующие:

  • Тяжелый вред. При нем потеря трудоспособности определяется в количестве более 30%. Минимальный срок восстановления при лечении будет составлять от 120 дней и более;
  • Средняя тяжесть. При ней утрата трудоспособности находится в диапазоне от 10 до 30%. Период восстановления не превышает 21 дня;
  • Под легким вредом понимается потеря трудоспособности, которая не превышает порога в 10%. При этом медики могут не учитывать мелкие ссадины и царапины, которые получены потерпевшим, хоть их фиксация и является обязательным моментом.

Тяжелый вред здоровью

Рассматривая более подробно вопрос о том, в каких ситуациях степень полученных повреждений оценивают как тяжелые травмы, необходимо ознакомиться перечнем тех, которые могут к нему относиться:

  • Перелом хребта. Сюда могут относиться повреждения разных отделов;
  • Травма спинного мозга;
  • Перелом черепа;
  • Внутричерепная травма;
  • Перелом костей;
  • Потеря органа;
  • Значительное ухудшение зрения или полная слепота;
  • Невозможность распознавать звуки (полная глухота) или возможность понимать речь исключительно на близком расстоянии;
  • Прерванная беременность при условии, что она сопровождалась гибелью ребенка;
  • Выкидыш;
  • Психическое расстройство. Его относят при условии, что оно стало причиной перенесенных переживаний, вызванных дорожно-транспортным происшествием, в том числе и теми травмами, которые были получены лицом вследствие аварии;
  • Обезображенное лицо. Степень серьезности определяется необходимостью оперативного вмешательства со стороны квалифицированных специалистов для устранения тех повреждений, которые получил потерпевший;
  • Обильная кровопотеря;
  • Появление зависимости от алкоголя или наркотических веществ.

Стоит обратить внимание, что даже при наличии исключительно легких повреждений их количество может способствовать тому, что специалисты установят больший процент потери трудоспособности.

В этой статье мы поговорим о том, как определить степень вреда здоровью, полученного при ДТП. Важно знать все тонкости, ведь в конечном итоге от той или иной степени зависит ущерб здоровью, а так же размер материального возмещения, которое придётся выплачивать виновнику аварии.

Определяем степень тяжести нанесённого вреда здоровью при ДТП

Минздравсоцразвития России выпустил Приказ номер 194 от 28 апреля 2008 года, который как раз таки и определяет степень тяжести нанесённого вреда здоровью.

В настоящее время степень тяжести делится на три категории:
- лёгкая
- средняя
- тяжкая

Определить степень тяжести визуально нельзя, то есть эксперт может предположить, но окончательное заключение выносится только после экспертизы.

В каких случаях экспертиза проводится в обязательном порядке?
-Если необходимо установить причину смерти.
-Определить характер и степень вреда здоровью.
-В случае, если есть сомнения относительно физического и психического состояния человека, проводится проверка на вменяемость.
- Если нужно проверить подростка на предмет педофилии.
- Выявить наркоманию у подозреваемого.
- Если потерпевший не может давать показания проверяют его состояние.
- Если у человека нет документов, но нужно определить его возраст.

На какие вопросы должен ответить эксперт, когда определяет степень вреда здоровью?
- Могут ли травмы, полученные во время ДТП, спровоцировать смерть.
- Определить последствия травм.
- Определить время, которое человек не сможет работать.
- Определить процент утраты.
- Степень тяжести.

С медицинской точки зрения. Эксперт, при вынесении заключения, опирается на список повреждений и состояний, которые могут угрожать жизни человека. Если говорить проще, то в списке есть заболевание, а оно уже сопровождается определёнными признаками, которые должен распознать специалист. Эксперт провёл полную диагностику и теперь может выявить степень тяжести вреда здоровью.

Тяжкий вред здоровью. Человек, из-за полученных травм, лишился возможности работать и зарабатывать деньги на своё существование. Он болен и его телесные повреждения сопровождаются тяжёлыми последствиями. Есть угроза для жизни.

Последствия можно поделить на группы. К первой мы отнесём ушиб головы, раны, проблемы с позвоночником, различные переломы и разрывы внутренних органов.

Ко второй группе мы отнесем те, которые сопровождаются вмешательством врачей. То есть человек получил такие травмы, с которыми должны будут поработать медицинские работники, может быть потребуется операция.

Есть ещё особая категория, которую тоже можно отнести к тяжкому вреду здоровья, но она не угрожает человеческой жизни.
- Человек утратил способность работать на тридцать процентов и более.
- Сильные повреждения кожи, которые нельзя восстановить.
- Прерывание беременности.
- Наркомания, токсикомания.
- Из-за повреждений у человека развились психические расстройства.
- Нарушение работы органов.
- Возможно человек потерял слух, зрение либо речь.

Средний вред здоровью. Это тот вред, который не несёт смертельных последствий, так же эти травмы не могут перерасти в тяжёлые состояния. Итак, сюда можно отнести:
- Вред здоровью, который может затянуться больше, чем на 21 день.
- Работоспособность потеряна от 10 до 30 процентов. Список можно найти в "Медицинских критериях". Чтобы вы понимали - это, например, потеря остроты зрения. То есть вы можете отличить степени тяжести друг от друга, если к тяжкой мы относим полную потерю зрения, то к средней лишь потерю остроты зрения.
Если говорить коротко, то большинство повреждений носит временный характер.

Лёгкая степень. В этом случае всё намного проще. Повреждения есть, но они не представляют собой особой опасности.
- Работоспособность утрачена на десять процентов и менее.
- Период восстановления составил до 21 дня.

Важно! Во внимание могут приниматься только оригиналы медицинских заключений. В них указываются полные данные о виде повреждений и другая информация.

Наказание для водителя. Как и говорилось ранее, степень и тяжесть вреда будет определять судмедэксперт. Когда суд будет принимать решение о наказании человека, будет учитываться многое, начиная от состояния пострадавшего, заканчивая его поведением в момент аварии.

Если по неосторожности человек погиб, то водителя могут лишить свободы сроком на пять лет. Это является самой строгой мерой наказания.

Если водитель находился за рулём в состоянии алкогольного опьянения и из-за него погиб человек, то его могут посадить на 2-7 лет.

Если из-за пьяного водителя погибли сразу 2-е человек, то его могут ограничить в праве лишить свободы на 4-9 лет.

В ходе аварии пострадавший получил средний вред здоровью. Законодательство в таком случае может наказать водителя штрафом от 10 до 25 тысяч рублей, возможно его могут лишить прав сроком от полутора до двух лет.

Если пострадавшему был причинён лёгкий вред здоровью, то здесь будет всё намного проще. Виновник может получить штраф от двух от половиной до пяти тысяч рублей.

Возмещение ущерба. Если у виновника ДТП имеется договор страхования, то пострадавший может получить выплату за причиненный ущерб средней тяжести здоровья. В этом случае он должен собрать все документы и отнести их в страховую. Порядок возмещения можно увидеть в законе о страховании.

Чаще всего после ДТП выясняется, что у виновника нет полиса страхования, это совсем не хорошо, ведь деньги пострадавшему платить придётся со своего кармана. Конечно же не удивительно, что только 10 процентов отдают нужную сумму добровольно, остальным приходится решать проблему через суд.

В заключении нужно сказать, что эта информация будет полезна всем, как виновной стороне, так и пострадавшей. Человек, который виновен в ДТП, будет знать что ему может грозить, а вот пострадавший сможет требовать материальные выплаты. Будьте аккуратны и внимательны на дороге.

Читайте также: