Какие средства информационного обеспечения находятся внутри автомобиля

Обновлено: 27.04.2024

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

За сто с небольшим лет автомобиль прошел путь от чисто механического к сложному кибер-физическому устройству. Наша задача состоит в том, чтобы, обеспечивая кибербезопасность автомобиля, повысить его физическую безопасность.


21 сентября 2016

Вы когда-нибудь задумывались о том, как работает ваш автомобиль? Конечно же, есть энтузиасты, которые досконально знают, как работает двигатель внутреннего сгорания и чем цикл Аткинсона отличается от цикла Миллера. Я вот не могу похвастаться такими глубокими знаниями, впрочем, я не одинок в этом. Большинство воспринимает современный автомобиль как некое средство передвижения из точки А в точку Б, не задумываясь при этом, что происходит внутри автомобиля, когда водитель, скажем, нажимает педаль акселератора или поворачивает руль. Давайте же попробуем проследить эволюцию автомобиля и понять, как эти изменения повлияли и могут повлиять на нас с вами.

Многие годы, с момента изобретения, автомобиль оставался чисто механическим устройством, корректнее сказать — электромеханическим. Педаль газа через тросик соединялась с дроссельной заслонкой, которая при нажатии на педаль открывалась, добавляя смеси в цилиндры. Тормоза довольно долго тоже были связаны механически с педалью, потом появились различные усилители. Ни о какой электронике в начинке автомобиля речи не шло. Давайте условно называть это первым поколением автомобилей, или Auto 1.0.

Переход ко второму поколению начался с появлением массовых полупроводниковых технологий — в автомобилях массово стали устанавливать электронные блоки. Пионерами стали блоки управления двигателем и антиблокировочная система.

До создания электронного блока эти функции подачи в цилиндры двигателя воздушно-топливной смеси в нужной консистенции выполнял карбюратор, на совершенствование которого были направлены основные силы конструкторов. Первые электронные блоки управления двигателем были созданы итальянцами из Alfa Romeo для их модели 6C2500, что произошло в середине 1950-х годов. Назывался этот блок Caproni-Fuscaldo.

Что до AБС, то эта технология была запатентована Bosch еще в 1936 году. Но на практике реализовать эту идею не удалось из-за отсутствия в те годы цифровой электроники, которая позволила бы за доли секунды реагировать на блокировку колес. Первые успешно действующие образцы АБС появились на автомобилях производства Daimler-Benz благодаря талантливому инженеру Гейнцу Либеру, который до Daimler работал в Teldix GmbH, где и разработал фундаментальные основы АБС.

Внедрение первых электронных цифровых блоков — это своеобразный мостик от первого поколения ко второму. По-настоящему второе поколение машин появилось с внедрением CAN-шины (Controller Area Network Bus). CAN разработана компанией Robert Bosch GmbH в середине 1980-х. Появление CAN-шины обусловлено в первую очередь желанием автопроизводителей сэкономить на проводах, ведь с ростом количества различных электронных блоков увеличивалось и количество проводов, и постепенно электропроводка стала третьим по весу компонентом автомобиля. CAN-шина как раз и позволила избавиться от кучи проводов, объединив все электронные компоненты единым каналом обмена данными. Первый автомобиль с шиной CAN был представлен в 1986 году — это был BMW 850 купе. За счет применения данной шины в автомобиле было использовано на 2 км меньше проводки, общий сброшенный вес составил 50 кг. В 2006-м более 70% проданных автомобилей использовали CAN Bus. С начала 2008 года Ассоциация автомобильных инженеров (SAE) потребовала, чтобы все 100% новых автомобилей, продаваемых в США, использовали бы CAN Bus. С поголовным внедрением универсальной шины передачи данных завершился переход к автомобилю 2.0.

car1_ru

В настоящее время мы видим уже переход к третьему поколению — Connected Car, машина, подключенная к Сети. Connected Car — это автомобиль, имеющий доступ к Интернету, обычно с Wi-Fi-точкой доступа внутри. Благодаря наличию доступа к Сети возможно предоставление различных дополнительных сервисов как для водителя и пассажиров, так и для автопроизводителя и сторонних компаний. Например, автоматическая нотификация о трафике, дорожных проблемах или других событиях; услуги автоконсьержа (отправка SMS о предполагаемом времени прибытия, бронирование парковок и т.д.); определение стиля вождения, что может влиять на стоимость автостраховки; различные сервисы для владельцев грузовых автомашин и автобусов; сбор телеметрии и предсказание поломок и многое другое.

Подобные технологии есть уже у большинства ведущих автопроизводителей, например Volvo On Call, Chrysler UConnect, General Motors OnStar. Чем же принципиально отличается авто 3.0 от авто 2.0? Несмотря на то что технически Auto 3.0 — это тот же автомобиль 2.0, но с подключением одного или нескольких из электронных блоков к Интернету, с точки зрения владельца машины, это добавляет кучу приятных и полезных сервисов, включая возможность пользоваться доступом в Интернет прямо в пути (не забывайте, что за рулем не стоит твитить или постить в Facebook — это может закончиться очень печально). А вот с точки зрения эксперта по кибербезопасности, разница просто огромная — к автомашине, ее внутренним системам появился удаленный доступ, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И последствия не заставили себя долго ждать. Год назад на конференции Black Hat исследователи Чарли Миллер и Крис Валасек опубликовали отчет об успешном удаленном взломе автомобиля. Сначала водитель не смог управлять взбесившимися кондиционером, радио и дворниками лобового стекла. А потом и самим автомобилем. Газ и тормоз Jeep слушались только находящихся где-то вдали исследователей, но не хозяина в салоне автомобиля.

Машина не была никак модифицирована. Проделать все это позволила уязвимость в установленной на борту системе Uconnect, отвечающей за связь с внешним миром через инфраструктуру сотового оператора Sprint в автомобилях автоконцерна FCA (Chrysler, Dodge, Fiat, Jeep и Ram). Достаточно знать внешний IP-адрес жертвы, для того чтобы перезаписать код в головном устройстве машины. Разумеется, концерн FCA оперативно отреагировал и выпустил программную заплатку для Uconnect, которую можно поставить либо у официального дилера, либо самостоятельно через USB-порт.

Это был не первый инцидент, показывающий недостатки базовых механизмов безопасности, встроенных в современные автомобили по умолчанию. До этого уже были и локальный перехват управления через диагностический порт OBD-II, и подмена обновлений ПО через фальшивую сотовую базовую станцию.

Для того чтобы построить надежную и правильную систему безопасности, нужно в первую очередь знать, от чего защищаться. Выше я привел примеры успешных атак, но это всего лишь примеры, хоть и очень ценные. Давайте подойдем к вопросу формирования векторов атак, используя чуть более формализованный подход, а затем, уже зная, от чего мы защищаемся, обсудим возможные варианты защиты от этих угроз.

С нашей точки зрения, современный подключенный автомобиль — это не только и не столько компьютер на колесах. Это в первую очередь киберфизическое устройство, во-вторых, это цифровое или киберустройство, в-третьих, это масса облачных сервисов, которыми пользуется автомобиль (хотя зачастую водитель может и не подозревать, что такие сервисы существуют), и, конечно же, мобильные устройства, которые тоже общаются не только с облачными сервисами, но и с автомобилем.

car2_ru

Эти моменты важно понимать в первую очередь для того, чтобы правильно определить векторы потенциальных атак.

Итак, угрозы. Я не буду утомлять читателя данными из наших исследований о деталях угроз (это тема для других статей), а сразу же перейду к выводам. Мы рассматриваем пять основных категорий векторов: атаки на облачные сервисы, различный сетевой доступ (пути доставки), маршрутизатор в автомобиле (если кратко, то это устройство работает как сетевой маршрутизатор, соединяет различные электронные узлы и содержит таблицы маршрутизации пакетов автомобильных шин данных), автомобильные шины передачи команд и электронные блоки управления автомобиля:

table_rus1

Разумеется, этот список в значительной степени зависит от конфигурации конкретного автомобиля и может как уменьшаться, так и увеличиваться за счет новых векторов угроз.

Во-первых, это могут быть деньги. Концепция Ransomware вполне может найти применение и в автомобильной теме. Только представьте, что утром вы пытаетесь завести свой автомобиль, а он не заводится, и на экране надпись, гласящая, что ваша машина заблокирована и для разблокировки надо перевести столько-то биткойнов туда-то. Что вы бы сделали в такой ситуации?

В-третьих, это атаки с целью навредить водителю, пассажирам или другим участникам движения.

Надеюсь, что я вас уже достаточно напугал и вы уже сомневаетесь, покупать или не покупать современный автомобиль. Я совершенно не призываю отказаться от всех благ, которые приносят нам бортовая электроника и подключение к Сети. Я призываю автопроизводителей и тех, кто делает компоненты для машин, серьезно отнестись к проблеме и разрабатывать свои новые автомобили с учетом новых рисков.

Контроль коммуникаций тоже очень пригодился бы хозяину Jeep. Именно такой контроль гарантирует, что две независимые сущности, которые должны взаимодействовать для работы системы, будут делать это четко в соответствии с политиками безопасности. Использование криптографии и аутентификации для передачи и приема информации вовне и обратно также является неотъемлемой частью защищенной системы.

Описанный подход, изоляция и контроль коммуникации, является основополагающим принципом работы KasperskyOS, микроядерной безопасной операционной системы с контролируемым межпроцессным взаимодействием. Каждый логический домен получает свое адресное пространство, и все общение между доменами всегда проходит через монитор безопасности.

Из бортовой электроники, управляющей критическими функциями автомобиля и теоретически подверженной атакам, можно назвать головное устройство (head unit, HU) и электронные блоки управления (electronic control unit, ECU). Вторые в современном автомобиле образуют целую сеть контроллеров — это блоки управления двигателем, трансмиссией, подвеской и т.д. В результате появляется огромный потенциал для использования в автоиндустрии операционной системы KasperskyOS. Auto 3.0 требует изменения типа мышления, самого подхода к архитектуре систем безопасности.

Подключенный автомобиль — это всего лишь клиент для огромного набора облачных сервисов. Это привычные карты и навигация, информирование о трафике и дорожной ситуации, мониторинг качества вождения, управление флотом автомобилей для бизнесов и многое другое. В очень недалеком будущем автомобиль будет постоянно на связи, обмениваться мегабайтами данных и принимать решения за водителя, серьезно облегчая его жизнь. И все эти плюсы могут обернуться огромными проблемами, если не уделить должного внимания кибербезопасности облачной инфраструктуры, аутентификации, шифрованию трафика, хранению криптоключей и многому другому.

За 100 с небольшим лет автомобиль прошел путь от чисто механического к сложному киберфизическому устройству. Теперь в нем тесно переплетены физические приспособления, влияющие на безопасность участников движения, и цифровые системы, которые, с одной стороны, связаны с внешним миром, а с другой — с теми самыми физическими устройствами. И наша задача состоит в том, чтобы, обеспечивая кибербезопасность автомобиля, повысить его физическую безопасность.

А что же будет дальше? Как насчет автомобиля 4.0? Автопилоты, умная организация дорожного движения. Не хотел бы вас пугать, но с ростом цифровых плюсов увеличивается и количество цифровых рисков. Но это уже тема для другого исследования и отдельной статьи.

В статье рассказывается:

Как происходит информирование участников дорожного движения? Существует несколько видов информационного обеспечения и средств донесения информации до водителей. Дорожные знаки, светофоры, разметка, инструктажи и даже навигационные системы.

Информация может различаться в зависимости от применяемого метода. Это могут быть сведения об интенсивности движения, правилах проезда перекрестков, приоритетах движения и т. д. Из нашего материала вы узнаете, в каких ситуациях и как применяются различные способы информирования участников дорожного движения.

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Главными на дороге являются водители. Именно они управляют системой дорожного движения, постоянно определяя правильное направление и оптимальную скорость.

Когда водители своевременно и в полном объеме проинформированы об изменениях условий и режимов движения, их действия на дороге более слаженны и точны. При этом, чрезмерное информирование может ухудшить внимание участников дорожного движения.

Есть несколько классификаций в определении подхода описания информации, используемой в системе дорожного информирования. Целесообразнее выделять три группы – дорожная, внедорожная и информация на рабочем месте водителя.

Дорожная включает в себя все, что доносится не только до водителей, но и до пеших участников движения с помощью светофорных объектов, дорожных знаков, разметок, ограждений, в том числе и барьерного типа, сигнальных столбиков и других устройств. Все это технические средства организации дорожного движения (ТСОДД).

Информация на рабочем месте может быть как визуальной, так и звуковой, которая доводится до водителей разными автоматическими датчиками, помогающими контролировать режим движения. Это скорость в потоке движения, дистанция. Большой популярностью пользуются навигационные системы на основе бортовых компьютеров, данных от спутника.

Как работают умные светофоры: преимущества и недостатки технологии

С помощью бортовых навигационных систем водители легко ориентируются в том, как добраться до назначенного пункта коротким путем, или с наименьшими затратами, например, связанными с расходом топлива или движению по платным магистралям. Подсказки выводятся на дисплей устройства, и могут быть в виде изображения, или звуковыми

Бортовые навигационные системы по исполнению делятся на два типа:

  • картографические – выводят на большой дисплей карту с указанием местоположения и трассы маршрута;
  • маршрутные − показывают водителю маршрут в соответствии с тем, где находятся другие транспортные средства. Похожи на стандартные магнитолы с небольшим дисплеем.

По типу действия подразделяются на:

  • пассивные – указывают и отслеживают маршрут по данным цифровой карты, которая записана в память бортового компьютера или на лазерный диск;
  • управляемые – способны изменять маршрут при помощи информации, которая поступает от систем управления дорожным движением.

Управляемые бортовые навигационные системы более перспективные, так как предотвращают попадание водителей в пробки. Однако для их использования нужна развитая инфраструктура управления движением с телематическими системами.

Маршрутное ориентирование – это система информирования участников дорожного движения, которая позволяет водителям беспрепятственно проезжать отрезки дороги со сложными транспортными развязками, минимизировать ошибки при выборе направления следования. Кроме этого – быстро ориентироваться на перегруженных участках.

Маршрутное ориентирование в равной степени нужно как автолюбителям, так и машинам скорой помощи, пожарной охраны, аварийным службам, такси и другим, так как его наличие позволяют всем участникам дорожного движения четко и слаженно передвигаться

Если водитель, выполняя ту или иную транспортную задачу, допускает ошибку в ориентировании, он теряет не только время, но и несет финансовые потери из-за увеличения расхода топлива.

Могут возникать опасные ситуации на дороге, когда водитель вынужден внезапно останавливаться, чтобы узнать о том, как проехать к нужному объекту. Или, кода ему приходится совершать маневры с нарушением правил для быстрого выезда на нужное направление.

3 основных средства информирования участников дорожного движения

Управляя транспортным средством, водитель обращает внимание не только на других участников движения, но и на дорогу. Важными источниками информации служат дорожные знаки, светофорные объекты и разметка. Именно эти средства организации дорожного движения позволяют быстро ориентироваться, двигаться с допустимой скоростью.

1. Знаки

Знаки

Информирование участников дорожного движения происходит посредством дорожных знаков. Это самое распространённое средство организации дорожного движения. Они позволяют водителям любых транспортных средств быстро реагировать на изменения в направлении следования, предупреждают об опасных участках дороги, помогают определиться со скоростным режимом.

Дорожные знаки должны хорошо просматриваться, как днем, так и в темное время суток, поэтому располагаются так, чтобы водитель их четко видел.

Знаки регулируют скоростной режим и предписывают маршруты. По сути – это их главная задача. Чаще всего установленный знак несет неизменную информацию. Существуют так называемые многопозиционные дорожные знаки с разной информацией. Они устанавливаются там, где условия движения или поток автомобилей могут меняться. К примеру, в местах с определенным скоростным режимом в разное время суток.

2. Светофорные объекты

Светофорные объекты

С их помощью происходит информирование о том, можно ли продолжать движение, или оно запрещено, например, на перекрестках. Предупреждают о пешеходном переходе. Основные типы светофоров, используемые на дорогах – это транспортные, которые регулируют потоки пешеходов и автомобилей; пешеходные – регулируют только пешеходные потоки; для велосипедистов.

Сигналы светофорных объектов могут быть в форме круга, в виде человечка, велосипеда, стрелок, икс-образные.

Объекты с сигналами круглой формы могут иметь дополнительные элементы с изображением зеленых стрелок (стрелки), располагаемых рядом с круглым сигналом зеленого цвета.

Круглые маячки светофорных объектов обозначают следующее:

  • зеленый – разрешает движение;
  • зеленый мигающий – двигаться разрешено, однако скоро сигнал сменится на запрещающий (иногда на светофорных объектах размещаются электронные табло, с помощью которых происходит информирование участников дорожного движения о времени до смены сигнала);
  • желтый – движение запрещено, однако водителю, который не может завершить маневр без резкого торможения, разрешается проезжать на этот свет;
  • желтый мигающий – движение разрешено, сигнализирует о перекрестке или пешеходном переходе, которые не регулируются, в целом говорит о возможной опасности;
  • красный и красный мигающий – следует остановиться.

Красный с желтым вместе говорят о том, что двигаться нельзя, и что скоро загорится зеленый.

Сигналы светофорных объектов в форме стрелок указывают водителям на то, что движение допустимо только в этом направлении. Стрелка, позволяющая повернуть налево, разрешает и развернуться, если рядом нет знака, запрещающего это действие.

Информирование участников дорожного движения происходит также посредством реверсивных полос, которые используются там, где есть необходимость передвижения поп одной полосе, но в разных направлениях, например, в определенное время суток.

К примеру, до 18.00 по реверсивной полосе транспортные средства движутся по направлению к центру города, а после 18.00 – обратно. Регулирование движения по этой полосе происходит при помощи специального светофора.

Двигаясь по реверсивной полосе, водителю нужно вести автомобиль так, чтобы, когда происходит выезд с пересекающихся дорог, транспортное средство продолжило движение по крайней правой полосе. Перестроиться можно только тогда, когда водитель может быть уверен, что ехать в этом направлении можно и по другим полосам

На особо опасных участках дорог (например, перед железнодорожными переездами, разводными мостами) устанавливаются светофорные объекты с двумя маячками, размещенными горизонтально друг к другу. Они поочередно мигают красным светом, запрещая тем самым движение.

3. Дорожная разметка

Дорожная разметка

Разметка включает в себя различные предупреждающие слова и линии. Размещаются они не только на проезжей части, но и на ограждениях, и других конструкциях, расположенных на дороге. Разметкой обозначают полосы и границы проезжей части, участки, на которых разрешено останавливаться и парковаться. Ею определяются места автобусных остановок и пешеходных переходов. Кроме этого, с помощью разметки водитель понимает, в каком направлении ему двигаться по полосе. Существует горизонтальная и вертикальная разметки.

К горизонтальной относятся очерченные линии, стрелки, различные надписи, которые необходимы для соблюдения определённых режимов и правил движения транспортных средств.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование водителей об аварийной обстановке. Движение без соблюдения правил, неверные действия зачастую приводят к авариям с участием других автомобилей, ранениям, материальном ущербу и гибели людей. Чтобы водитель мог избежать неприятных ситуаций на дороге, очень важно, чтобы он использовал уже наработанный опыт. Для этого должно происходить полное информирование участников дорожного движения о следующем:

  • часто совершаемые происшествия, причины их возникновения;
  • места в регионе, где ДТП происходят чаще, опасные участки дороги, сложные условия работы на маршруте;
  • нарушения ПДД, иные действия, представляющие опасность.

Платные дороги или бесплатные: где удобнее и дешевле

Сразу после совершения того или иного происшествия, а также ежеквартально, данная информация доводится до сведения водителей на занятиях, в личных беседах. Для наглядности используются плакаты, блок-схемы, буклеты, информационные листовки.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Оперативное информирование водителей об условия движения на маршруте перевозок происходит в виде инструктажей и содержит следующие сведения:

  • информация об условиях движения и наличия опасных участков дороги;
  • погодные условия;
  • режимы передвижения, время, отведенное на отдых и прием пищи;
  • порядок стоянки, охраны транспорта;
  • места пунктов мед и техпомощи, посты ГИБДД, диспетчерские пункты, автовокзалы и автостанции, места большого скопления людей;
  • изменения в порядке перевозки пассажиров и грузов, проезда ж/д переездов и путепроводов;
  • правила перевозки детей;
  • как обеспечить безопасность движения и использование транспортного средства при определённых погодных и дорожных условиях;
  • правила перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  • изменения в нормативно-правовых документах, регламентирующих работу водителей на маршрутах.

Целью инструктирования является повышение уровня дорожно-транспортной дисциплины у водителей. Ответственный за информацию, содержащуюся в инструктаже – начальник службы безопасности движения организации, или другое лицо, исполняющее эти обязанности по приказу руководителя.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Все необходимые отметки о том, что водитель прошел тот или иной инструктаж, делаются в специальном журнале или индивидуальной карте служащего, где он оставляет свою подпись.

Один из вариантов информирования водителей автобусов о порядке движения на конкретном маршруте – это обеспечение его схемой непосредственно перед началом работы, на которой отмечены опасные участки дороги и расписание движения.

Деятельность специалистов в настоящее время ориентирована на использование развитых информационных технологий. Организация и реализация функций специалистов на предприятиях и в организациях требует радикального изменения как самой технологии, так и технических средств обработки информации. Информационные технологии все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений. В этих условиях наиболее важно ориентировать современные информационные технологии на конечного пользователя-специалиста. Разработать рациональные организационные формы использования средств вычислительной техники на рабочих местах в организациях, учреждениях и на предприятиях.

При этом любая форма организации технических и программных средств должна строиться в соответствии с принципами, представленными на рис. 4.1.

  1. Принцип системности предполагает, что организационная форма использования вычислительной техники является системой, структура которой определяется ее функциональным назначением.
  2. Принцип гибкости (открытости) означает приспосабливаемость системы к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации всех элементов.
  3. Принцип устойчивости заключается в том, что система организации вычислительной техники должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстанавливаема.
  4. Принцип эффективности организационной формы использования вычислительной техники на предприятиях предполагает улучшение экономических показателей управляемого объекта, которое достигается за счет повышения качества управления.

Тенденция к усилению децентрализации управления и решения функциональных задач на местах специалистов влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствования автоматизированных рабочих мест ( АРМ ) специалистов с использованием соответствующего пользовательского интерфейса. При этом кроме автоматизации конкретных функций специалиста важна и организация электронного офиса, который позволяет автоматизировать офисную деятельность и организовать информационную связь между специалистами.

4.1. Автоматизированное рабочее место

В современных информационных технологиях широко используются автоматизированные рабочие места ( АРМ ). Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значения отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.

Создание АРМ обеспечивает:

  • доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации;
  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  • компактность размещения, высокую надежность, сравнительно простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  • информационно-справочное обслуживание пользователя;
  • развитый диалог с пользователем и предоставление ему сервисных услуг;
  • максимальное использование ресурсов системы;
  • возможность ведения локальных и распределенных баз данных;
  • наличие документации по эксплуатации и сопровождению;
  • совместимость с другими системами.

Автоматизированные рабочие места можно классифицировать по нескольким признакам, представленным на рис. 4.2.

По технической базе, на основе которой строится АРМ , выделяют следующие виды автоматизированных рабочих мест:

АРМ, построенные на базе больших универсальных ЭВМ. Они обеспечивают специалистам организационно-экономического управления возможность работать с большими базами данных при технической и программной поддержке, осуществляемой силами профессионалов в области вычислительной техники - работников собственного информационно-вычислительного средства.

  • необходимость иметь в организации специальное подразделение по техническому и программному обеспечению вычислительных средств;
  • недостаточная гибкость программных средств;
  • жесткие требования технических средств к операционной системе;
  • высокая стоимость машинных ресурсов;

слабая ориентация вычислительной системы на пользователя-непрограммиста и др.

АРМ, построенные на базе малых ЭВМ. Они несколько снижают стоимостные затраты на организацию и эксплуатацию АРМ, но сохраняют большинство недостатков, присущих АРМ, построенным на базе больших ЭВМ.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров. Это наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места в современных информационных технологиях. В этом случае АРМ рассматривается как система, в которой пользователь сам непосредственно выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

  • сравнительно низкая стоимость;
  • невысокая потребляемая мощность;
  • относительная простота обслуживания;
  • использование простых языков общения с ПК;
  • возможность подключения к ЛВС (локальной вычислительной сети) и к широкомасштабной вычислительной сети;
  • возможность пользования информационными ресурсами из АБД;
  • повышение оперативности и качества информации;
  • освобождение персонала от рутинных работ;
  • сокращение численности служащих и т. д.

По специализации можно выделить следующие виды автоматизированных рабочих мест:

  • АРМ руководителя предназначено для выполнения функций оперативного управления и функций принятия решений. Автоматизированное рабочее место руководителя позволяет:
    • принимать решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;
    • получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе;
    • обеспечить руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

    обеспечить оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т. д.

    • работа с персональными базами данных и базами данных организации;
    • обеспечение коммуникационного диалога с дополнительными источниками информации;
    • моделирование анализируемых процессов с учетом накопленного опыта;

    многофункциональность и гибкость системы.

    • ввод информации;
    • ведение картотек и архивов;
    • обработка входящей и исходящей документации;
    • контроль ежедневного личного плана руководителя и т. д.

    Функционирование любого типа АРМ требует различных видов обеспечения, представленных на рис. 4.3.

    1. Техническое обеспечение АРМ - это обоснованный выбор комплекса технических средств для оснащения рабочего места специалиста.

    Основу технического обеспечения АРМ составляют персональные компьютеры различных мощностей и типов с широким набором периферийных устройств.

    Если ПК используется в качестве АРМ небольшой ЛВС , на котором централизованно хранится вся информация , необходимая для работы специалиста, объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется не быстродействием ПК, а скоростью диалога пользователя и компьютера. В данном случае вполне приемлемо использование ПК с относительно невысоким быстродействием и необходимым объемом оперативной памяти.

    В случае, если ПК используется для регулярной подготовки объемных документов, решения сложных функциональных задач, требующих большой информационной поддержки, необходима установка мощных ПК с высоким быстродействием и большим объемом памяти.

    2. Информационное обеспечение АРМ - это информационные базы данных , используемые на рабочем месте пользователя.

    Информационная база АРМ должна удовлетворять следующим требованиям:

    • представлять полную, достоверную и своевременную информацию для решения профессиональных задач пользователя с минимальными затратами на ее получение, накопление, поиск, обработку и передачу;
    • способствовать осуществлению диалога пользователя с ПК, предусмотрев для этого необходимые средства и методы;
    • сохранять адекватность содержания внешней (документной) и внутренней (на магнитных носителях прямого доступа) форм хранения информации в разрезе тех объектов, с которыми работает исполнитель;
    • обеспечивать простоту доступа к любой информации, защиту от несанкционированного доступа к тем или иным данным и высокую производительность в работе с данными;
    • информационная база должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

    АРМ для разных категорий работников отличаются видами предоставления данных (для руководителей, управленцев среднего звена, специалистов нижнего звена):

    Пользователи АРМ могут быть разделены на две группы в зависимости от периода получения данных:

    В связи с этим для пользователей АРМ первой группы обеспечивается интерактивный режим работы с информационными базами, для пользователей второй группы он необязателен.

    3. Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих и производственных процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по математическому обеспечению содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения.

    Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса программных средств, в связи с чем его качество должно быть высоким и оно непременно должно согласовываться с потенциальным пользователем АРМ .

    4. Программное обеспечение АРМ определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, широту и полноту осуществления функций, возможности применения различных технических устройств (блоков). Программное обеспечение АРМ должно выполнять следующие функции, представленные на рис. 4.4.

    Программное обеспечение АРМ делится на два вида:

    Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся:

    • операционные системы и операционные оболочки;
    • программные средства ведения баз данных;
    • программные средства организации диалога;
    • программы, расширяющие возможности операционных систем.

    Главное предназначение этой части программного обеспечения - управление работой процессора, организация интерфейса между пользователем и ПЭВМ, организация доступа к памяти, периферийным устройствам и сети, управление файлами, запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения, трансляция и выполнение программ, подготовленных на алгоритмических языках.

    Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ и определяет вид, содержание и конкретную специализацию АРМ . Специальное программное обеспечение создается на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение конкретного класса задач со схожими функционально-технологическими особенностями обработки информации. Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав специального программного обеспечения АРМ , являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика , организация человекомашинного диалога, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

    Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например, табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

    Классификация программного обеспечения АРМ представлена на рис. 4.5.

    5. Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ необходимы для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и аппаратной части ПК.

    Основу языков лингвистического обеспечения АРМ составляют заранее определяемые термины, а также описания способов, с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяться или дополняться существующие. Возможности языка во многом определяют также списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потребности. Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других - в виде операторов специального вида.

    6. Технологическое обеспечение АРМ представляет собой некоторую четко установленную совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя.

    Технологическое обеспечение АРМ должно предусматривать выполнение следующих операций:

    7. Организационное обеспечение включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании ПЭВМ или терминала на их рабочем месте. При этом возникает необходимость:

    • определить функции и задачи каждого специалиста;
    • регламентировать взаимодействие работников;
    • обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических операциях автоматизированной обработки информации.

    8. Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ , демонстрационные и рекламные примеры.

    9. Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, выполнение которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ специалистами, быстрейшего освоения технологии и качественной работы на АРМ . Комфортные условия предполагают выбор специальной мебели для размещения технической базы АРМ , организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

    10. Правовое обеспечение АРМ включает систему нормативно-правовых документов, которые должны четко определять права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ , а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т. д.

    Читайте также: