Какие экологические последствия сопровождают дтп

Обновлено: 01.05.2024

Содержание
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Экологические аспекты аварий на транспорте………………………….4
2.1. Экологическая опасность при работе транспорта……………………………………………………………. 4
2.2. Концепция экологической безопасности…………………………………………………………. 5
2.3. Статистика транспортных аварий в России…………………………………………………………………..6
3. Экологические последствия пожаров и аварий на транспорте………. 8
3.1. Автомобильный транспорт…………………………………………..8
3.2. Железнодорожный транспорт……………………………………. 10
3.3. Авиационный транспорт……………………………………………13
3.4. Водный транспорт…………………………………………………..16
3.5. Трубопроводный транспорт………………………………………. 18
4. Влияние аварий и пожаров на транспорте
на растительный и животный мир……. 19
5. Заключение………………………………………………………………. 22
6. Список литературы …………………………………………………..…. 24

Введение

Независимо от возраста, социального положения, профессии люди систематически пользуются тем или иным видом транспортных средств, выступая в самых различных ролях: нанимателя, грузчика, водителя, пассажира. Подобная обыденность создает опасный стереотип полной безопасности транспорта, но на самом деле это далеко не так. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Основными причинами являются не знание и несоблюдение ряда простых правил, применяемых в любой транспортной ситуации. Запомнить эти правила и в соответствии с ними строить свое поведение не представляет большого труда [3].

Фрагмент работы для ознакомления

Крупные автомобильные катастрофы (с гибелью 4 человек и более)
124
3
63700
Аварии на магистральных трубопроводах
63
39
54027695
3. Экологические последствия пожаров и аварий на транспорте.
3.1. Автомобильный транспорт
Развитие современного государства невозможно без повсеместного использования автомобильного транспорта. Рост экономики и, как следствие, благосостояния общества в целом и отдельных его граждан приводит к увеличению потребностей в перевозках. Рост национальной экономики сопровождается увеличенными объемами перевозок необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, энергоресурсов и т. п.
Данные процессы требуют непрерывного развития всей инфраструктуры транспорта. Долговременные общемировые тенденции развития транспорта свидетельствуют, что в общей структуре всех видов транспорта наиболее интенсивному развитию подвергается автомобильный транспорт [2].
Каждые сутки происходит 450 - 500 ДТП, глубокого анализа их не проводится. Возрастание числа автокатастроф связано с их ростом на общественном транспорте и на легковых автомобилях иностранного производства.
Основными причинами высокой аварийности на автомобильном транспорте являются (рис. 1):
Рисунок 1 - Причины высокой аварийности на автомобильном транспорте.
В результате на дорогах России ежедневно погибают более 80 человек и около 500 получают ранения [5].
Интенсивное развитие автомобильного транспорта сопровождается адекватным возрастанием отрицательных последствий авомобилизации, среди которых основными выступают:
● недостаточная изоляция различных участников дорожного движения друг от друга приводит к очень высокому уровню аварийности (только в России в ДТП ежегодно погибают более 31 тыс. человек, получают травмы различной тяжести до 250 тыс. человек);
● несоответствие параметров многих дорог статическим и динамическим параметрам современных ТП, что сопровождается усложнением режимов их движения, повышенному износу, как материальной части автомобилей, так и дорог, общим падением эффективности автомобильных перевозок;
● непрерывное возрастание интенсивности негативного воздействия аварий автомобильного транспорта на окружающую среду по многим направлениям, что вызывает не только ухудшение здоровья населения, но и приводит к дегенерации сложившихся биогеоценозов, поддерживающих необходимый экологический баланс, необходимый для нормального существования цивилизации (рис. 2) [2].
Рисунок 2 – Влияние аварий на автомобильном транспорте на окружающую среду.
3.2. Железнодорожный транспорт
Пассажир, пользующийся услугами железной дороги, находится в зоне повышенной аварийной опасности. Сложная система железнодорожно-транспортного производства включает в себя технологические зоны, в которых люди должны быть особенно предусмотрительны.
Зонами технологической опасности на железной дороге являются:
перегоны,
зоны невидимости,
железнодорожные пути и переезды,
вокзалы,
посадочные платформы
собственно вагон, в котором пассажир совершает поездку.
Кроме того, следует иметь в виду, что по железной дороге перевозят опасные грузы – от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. В связи с этим опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и от попадания в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.
Возможные аварийные ситуации, представляющие наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, – это крушение поездов, аварии электроснабжения и пожары [3]. Основными их причинами являются (рис. 3):
Рисунок 3 – Причины аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте[4]
Факторами экологического риска и основными причинами аварий на железнодорожном транспорте являются отказы технических средств и оборудования, низкое качество подготовки подвижного состава под погрузку опасных грузов, ошибки при проектировании и проведении строительных работ, неудовлетворительное состояние путевого хозяйства [4].
В 1995 году из-за неисправности железнодорожных путей произошло более 60 % всех сходов вагонов, загруженных опасными грузами. Многие мосты, тоннели и другие искусственные сооружения железных дорог находятся в критическом состоянии. Их длительная эксплуатация с превышением нормативных сроков службы привела к возникновению множества дефектов, грозящих авариями.
Грузовой парк вагонов находится в чрезмерно изношенном состоянии. Более 1/4 грузовых вагонов построены по устаревшим нормам прочности и полностью выработали свой ресурс. Так, половина всех вагонов-цистерн, построенных до 1973 года, находится в эксплуатации, но должна быть заменена.
Отмечено много случаев возгораний вагонов, груженных твердыми легковоспламеняющимися веществами: комовой серой, хлопком и др. В местах перегрузки нефтепродуктов на подъездных путях предприятий из-за устаревшей технологической оснастки происходят возгорания при выгрузке из вагона в автомобили.
На железнодорожном транспорте наибольший вред наносят аварийные происшествия при перевозке опасных грузов, особенно в черте крупных городов [5]. Аварии приводят к: (рис. 4):
Рисунок 4 – Экологические последствия аварий железнодорожного транспорта.
3.3. Авиационный транспорт
В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все пассажиры и экипаж.
Однако ежегодно во всем мире на дорогах гибнут около 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах – менее 5 тыс. человек. Таким образом, риск попасть под машину в 10– 15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. При этом анализ показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, чем при полетах на небольших самолетах [3].
Авиационная катастрофа - опасное происшествие на воздушном судне во время полета или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.
Основными причинами авиационных катастроф являются (рис. 5):
Рисунок 5 – Причины авиационных катастроф.
В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности.
Серьезную опасность для воздушных судов представляют стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит около 4 тыс. авиационных аварий и катастроф. При столкновении самолета, летящего со скоростью 600 км/ч, с птицей массой 2 кг сила удара составляет 3500 кг/см2 [5]
Обеспечение безопасности при полетах самолета – одна из важнейших задач всех специалистов авиационно-транспортного производства. Безопасность полетов зависит от многих составляющих, но прежде всего – от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир должен придерживаться определенных правил поведения.
Особо следует отметить обеспечение при полете пожарной безопасности. Очагами пожара на самолете могут быть (рис. 6):

Рисунок 6 – Очаги пожара на самолете
Разрешение на эксплуатацию может быть дано только после проверки эффективности средств тушения пожара на натурном огневом моторном стенде [3].
Итак, основными негативными экологическими последствиями аварий на воздушном транспорте являются:
1.Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяемыми при горении
2.Уничтожение при падении растений и животных на определенной территории, и очень часто гибель человека.
3.Попадание в грунт и воды различных отходов.
3.4. Водный транспорт
Авария на морских (речных) судах - опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде.
Основными причинами аварийности на водном транспорте являются (рис. 7):
Рисунок 7 – Основные причины аварийности на водном транспорте.
По подсчетам специалистов, сегодня моря и океаны бороздят 55 тыс. крупнотоннажных судов, 200 млн. мелких (яхты). Ежесуточно в морях и океанах находятся 25 тыс. судов с экипажем в 1 млн. человек.
По данным Лондонского Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350–400 судов с тоннажем 600–800 тыс. брутто-тонн, т. е. ежедневно – одно судно. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования или корпуса.
Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования не приводит к уменьшению числа столкновений судов. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа, габаритов, уплотнением графиков движения, ошибками команды.
Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы, пробивают обшивки и через пробоины в корпусе заполняются забортной водой.
Особо опасные последствия имеют столкновения нефтеналивных судов. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана, что ведет к экологическим бедствиям [6].
Рисунок 8 – Экологические последствия аварий на водном транспорте.
3.5. Трубопроводный транспорт

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Дорожно-транспортное происшествие с экологическими последствиями. В районе улицы Промышленная 45-тонный бензовоз, пересекая нерегулируемый железнодорожный переезд, столкнулся с тепловозом, который двигался от одного из промышленных предприятий города. В результате машину опрокинуло и протащило несколько метров. К счастью, водитель не пострадал. На землю вылилось порядка 25 тонн нефтепродуктов. На месте уже закончили снимать пострадавший грунт, скорее всего, его вывезут на специальный полигон. По предварительной информации, 41-летний водитель бензовоза пересёк железнодорожные пути на запрещающий сигнал светофора, в результате чего произошло ДТП.

Татьяна Грохова, старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД управления МВД России по городу Перми: " По предварительным данным, нарушил пункт правил 15.3 правил дорожного движения, выехал на запрещающий сигнал светофора на железнодорожный переезд. В результате ДТП пострадавших нет. Но данное нарушение правил дорожного движения влечет за собой наказание, вплоть до лишения права управления".

Комментарии

К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий:

Обратите внимание

в Перми



Пермь заняла второе место в рейтинге городов России с лучшей системой общественного транспорта. Результаты были опубликованы на этой неделе. Первое - у Екатеринбурга. Одним из критериев для сравнения стало время, за которое пассажир сможет добраться до конечной точки, а также разница между реальными доходами населения и стоимостью проезда в транспорте. В Перми эта позиция изменится в следующем году.


Администрация города провела рейды по контролю за уборкой улиц и дворов. С начала недели инспекторы выявили в Мотовилихе 120 нарушений.



Более двух тысяч световых фигур появятся на улицах Перми в декабре. Такие планы озвучили в администрации краевой столицы. Некоторые яркие конструкции уже радуют глаз горожан. На Комсомольской площади практически готова композиция со Снегурочкой. С каждым годом в городе под Новый год становится всё больше и больше праздничной подсветки. Это не только фигуры, но и различного рода завесы, а также подсвеченные фасады. 1 декабря на эспланаде свои огни уже зажгла главная елка Пермского края. В районах Перми новогодние красавицы тоже засверкали иллюминацией. В саду имени Миндовского, где стоит центральная ёлка Индустриального района, также уже готовы световые шары, закончен монтаж гирлянд. Теперь рабочие ждут наступления холодов, чтобы начать возведение горок и ледовых скульптур. В ближайшие две недели световая иллюминация полностью украсит и главные улицы района.

В России



Пермь заняла второе место в рейтинге городов России с лучшей системой общественного транспорта. Результаты были опубликованы на этой неделе. Первое - у Екатеринбурга. Одним из критериев для сравнения стало время, за которое пассажир сможет добраться до конечной точки, а также разница между реальными доходами населения и стоимостью проезда в транспорте. В Перми эта позиция изменится в следующем году.


В Перми открылся Всероссийский форум национального единства. В этом году к участию присоединились Турция, Португалия, Казахстан. На форуме наградили победителей конкурса видеороликов



Экологические катастрофы сильно меняют окружающий мир. Вследствие их загрязняются воды, почва и атмосфера, погибает многие представители животного мира. Причиной экологических бедствий часто является человек.

Экологическая катастрофа. Что это такое?

Экологическая катастрофа – это необратимый процесс, возникающий в природном комплексе и приводящий к гибели живых существ. Экокатастрофа может стать следствием экологического кризиса, развивавшегося в течение длительного времени.

Основные черты экологических катастроф

Современные экокатастрофы имеют особенности. Специалисты выделяют следующие признаки:

  • наблюдается постепенный процесс повышения температуры на планете и изменение климата;
  • миграция животных, связанная с необходимостью поиска других мест обитания;
  • загрязнение воздушной, земляной и водной среды;
  • разрушение биосферного экрана;
  • под влиянием антропогенного фактора нарушаются естественные природные связи.

Современные экологические катастрофы характеризуются тем, что восстановить разрушения, которые они несут, невозможно.


Классификация экологических катастроф

Бедствия, приносящие вред окружающей среде, могут классифицироваться по разным признакам. Так, по масштабу может выделяться глобальная экокатастрофа, региональная или местная (локальная).

При определении вида катаклизма обращают внимание на фактор, который стал причиной его возникновения:

  • химическое бедствие возникает в результате распространения вредных химических веществ;
  • физическое наступает вследствие тепловых или шумовых эффектов, влияния радиоволн;
  • биологические катастрофы наблюдаются в ходе использования приемов генной инженерии, работы с микроорганизмами и т. д.

Природные катаклизмы могут иметь следующие виды:

  • извержение вулкана;
  • кислородные бедствия;
  • землетрясения;
  • выброс углекислого газа (лимнологическая катастрофа) и др.

Природные бедствия часто вызывают аварии на промышленных предприятиях, что приводит к выбросу вредных веществ. Поэтому важно защищать такие зоны от воздействия природных катаклизмов.

Катастрофа в городе Бхопал

3 декабря 1984 года на заводе Union Carbide произошла утечка опасного химического вещества инсектицида Севин. В результате выброшенные в воздух 42 тонны паров ядовитых соединений метилизоцианата привели к смерти трёх тысяч человек, которые погибли в день происшествия, и 15 тысяч жертв в последующие годы.


Причина утечки неизвестна до сих пор. Одна из главных версий: саботаж работы завода и экономия на мерах безопасности.

3. Чернобыльская катастрофа

Всем людям, родившимся в СССР, печально известна катастрофа на Чернобыльской АЭС. Её последствия действуют и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду было выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга – подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, всех их унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рождали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.

Гибель Аральского озера

Когда-то Аральское озеро занимало четвёртую строчку в списке самых больших озёр мира. Однако всё изменилось в 60-е годы 20 века. В это время происходило освоение плодородных земель вблизи этого водоёма. Воду из большинства притоков Аральского моря начали использовать для сельскохозяйственных нужд. Что привело к тому, что в озеро стало поступать всё меньше и меньше воды. В итого оно начало высыхать. Сейчас на месте некогда огромного водоёма находится пустыня Аралкум.


Из-за такого бесконтрольного вмешательства в природу погибли десятки видов животных и рыб, изменился местный климат. Дно покрыто слоем пестицидов, которые активно использовались в сельском хозяйстве. Последствия экологической катастрофы ощущаются до сих пор. При сильных песчаных бурях эти частицы разносятся на сотни километров и продолжают губить природу и ее обитателей, приносят вред здоровью людей.

Катастрофы акваторий

Одна из экологических катастроф – это значительная потеря воды Аральского моря, уровень которой за 30 лет понизился на 14 метров. Оно разделилось на два водоема, а большинство морских животных, рыб и растений вымерло. Часть Аральского моря пересохла, покрылась песком. В этом районе существует дефицит питьевой воды. И хоть ведутся попытки восстановить акваторию, существует большая вероятность гибели огромной экосистемы, которая будет потерей планетарного масштаба.

Очередная катастрофа произошла в 1999 году на Зеленчукской ГЭС. В этой местности происходило изменение рек, переброска воды, и значительно уменьшилось количество влажности, что способствовало уменьшению популяций флоры и фауны, был уничтожен Эльбурганский заповедник.

Одной из самых глобальных катастроф считается потеря молекулярного кислорода, содержащегося в воде. Учеными установлено, что за последние полвека данный показатель упал более чем на 2%, что сказывается крайне негативно на состоянии вод Мирового океана. Из-за антропогенного воздействия на гидросферу замечен спад уровня кислорода в приповерхностной толще воды.

Пагубное влияние на акватории оказывает загрязнения вод пластиковыми отходами. Попадающие в воду частицы, способны изменить естественную среду океана и оказать крайне негативное воздействие на морских обитателей (животные принимают пластик за еду и ошибочно заглатывают химические элементы). Некоторые частицы настолько малы, что заметить их невозможно. Вместе с тем они оказывают серьезное влияние на экологическое состояние вод, а именно: провоцируют изменение климатических условий, накапливаются в организмах морских жителей (многие из которых употребляет человек), снижают ресурсность океана.

Одной из катастроф мирового масштаба считается повышение уровня воды в Каспийском море. Некоторые ученые считают, что в 2020 году уровень воды может подняться еще на 4-5 метров. Это приведет к необратимым последствиям. Города и промышленные предприятия, расположенные вблизи воды, будут затоплены.

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Но самая крупная экологическая катастрофа на памяти человека случилась 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить много тысяч местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

Чернобыльская катастрофа

26 апреля 1986 года в городе Чернобыль произошла одна из самых губительных экологических катастроф за всё существование человечества, ущерб от которой измеряется десятками миллиардов долларов и бесчисленными жертвами. Ведь пострадали не только те, кто находился непосредственно вблизи Чернобыльской АС, множество людей подверглись воздействию радиации, последствия которой ощутимы даже сейчас.

О масштабах долгосрочного влияния этой катастрофы на экологию мира учёные спорят до сих пор.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.

1 ноября 1986 году из-за аварии на Швейцарском заводе химической промышленности в реку Рейн попало око 30 тон сельскохозяйственных ядохимикатов.


В результате погибли миллионы живых организмов, была заражена вода.

Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года из-за технической неисправности на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошёл взрыв. В следствии которого в Мексиканчкий залив было выброшено огромное количество нефти. За 152 дня (именно такой промежуток времени нефть продолжала растекаться по поверхности воды) 75 тысяч квадратных километров водной глади было покрыто нефтяной плёнкой.

Пострадали все прилегающие к этому месту штаты, но больше всего эта экологическая катастрофа нанесла урон штатам Алабама, Мисисипи, Флорида, Луизиана. Разлив нефти причинил вред около 400 видам животных. На побережье сотнями гибли птицы, земноводные, рыбы. Весь колоссальный ущерб невозможно оценить никакими деньгами.

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

Губительный лондонский смог

5 декабря 1952 года на Лондон опустился едкий смог, причины возникновения которого не известны до сих пор. Он не рассеивался на протяжении 4 дней.


Практически сразу в больницы города начали поступать люди, у которых были повреждены лёгкие. За это время погибло 3,5- 4 тысяч человек. ТОП-8 экологических проблем земли, которые должны волновать.

7. Исчезновения Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.

Экологические катастрофы 2019 года

В 2019 году в РФ случилось много интересных событий, не обошли стороной страну и рукотворные катастрофы, природные катаклизмы.

Новый год в Россию принесли снежные лавины, а не Дед Мороз

Сразу три лавины наделали много несчастий в самом начале года. В Хабаровском крае (люди пострадали), в Крыму (отделались испугом) и в горах Сочи (два человека погибло) выпавший снег перекрыл трассы, сход снега с горных вершин нанёс убытки туристической индустрии, были задействованы силы спасателей, что также влетело в копеечку местному и федеральному бюджету.

Вода в больших количествах приносит несчастья

Этим летом в России не на шутку разошлась водная стихия. Наводнения лютовали в иркутском Тулуне, где было целых две волны подтоплений и затоплений. Тысячи людей потеряли имущество, сотни домов пострадали, был нанесён громадный ущерб народному хозяйству. Реки Ия, Ока, Уда, Белая поднимались на десятки метров.

Жаркое лето подогревали многочисленные пожары

В Иркутской области, Бурятии, Якутии, Забайкалье и Красноярском крае тушили лесные пожары, которые стали событием не только всероссийского, но и мирового масштаба. Следы от сгоревшей тайги находили в виде пепла на Аляске и в Арктических регионах России. Масштабные возгорания затронули тысячи квадратных километров, смог доходил до больших городов, вызывал панику у местных жителей.

Землю трясло, но особых разрушений не было

Тайфун – это не просто сильный ветер

Немирный атом

Пока во всём мире развитые страны отказываются от атомной энергетики, в России продолжаются испытания, связанные с этой технологией. В этот раз военные просчитались, и случилось непредвиденное – самовозгорание и детонация ракеты на ядерном двигателе в Северодвинске. О превышении уровня радиации сообщали даже из Норвегии и Швеции. Военные грифы наложили отпечаток на доступ к сведениям об этом прошествии, трудно понять, чего было больше, радиации или медийного шума.

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.

Кол-во блоков: 30 | Общее кол-во символов: 35260
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Т.А. Акимова, A.П. Кузьмин, В.В. Хаскин
Экология. Природа — Человек — Техника
Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 343 с.

7.1. Техногенные поражения

Основные понятия. Классификация. Под экологическим поражением подразумевается значительное нарушение условий природной среды, которое приводит к деструкции экологических систем, хозяйственной инфраструктуры, серьезно угрожает здоровью и жизни людей и наносит существенный экономический ущерб. Экологические поражения бывают: резкие, внезапные, связанные с чрезвычайными ситуациями, и протяженные во времени.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) с точки зрения их происхождения подразделяются на:

природные (опасные природные явления и стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения, природные пожары, ураганы, сильные снегопады, лавины и т.п.);

техногенные (промышленные, транспортные и коммуникационные аварии, обрушения зданий и сооружений, обвалы, взрывы, пожары и т.п.);

биолого-социальные (инфекционная заболеваемость населения, массовое заболевание и гибель животных, поражение болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, резкое изменение состояния животного и растительного мира и т.п.).

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС подразделяется на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Крупные ЧС, повлекшие за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, определяют как катастрофы. Стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, вызвавшие негативные изменения состояния природной среды и биоты, относят к ЧС экологического характера.

Протяженные во времени экологические поражения обычно являются последствием природных или техногенных катастроф, имеют затухающий характер и сопровождаются сукцессиями (см. §. 3.3). Но есть и такие, которые постепенно развиваются в результате хронических техногенных загрязнений или экологических ошибок и просчетов в создании новых хозяйственных объектов и преобразовании территорий. Между некоторыми природными и антропогенными экологическими поражениями нет четких границ. Так, часто невозможно установить истинную причину лесного пожара; оползни и наводнения могут быть следствием технических аварий, а разрушения зданий — результатом тектонических сдвигов. Разумеется, все региональные и локальные экологические поражения вносят существенный вклад в глобальное нарушение биосферы, в деградацию природной среды на планете.

Твхногвнныв аварии и катастрофы. Наибольшую экологическую опасность представляют техногенные катастрофы, которые сопровождаются выбросом вредных химических и радиоактивных материалов в окружающую среду. В приложении П5 приведены примеры крупномасштабных техногенных катастроф XX века. Это только часть значительных промышленных аварий; информация о многих из них, особенно произошедших в СССР до 1986 года, отсутствует.

Крупнейшая радиационная катастрофа в Чернобыле еще долго будет напоминать миру о ядерной угрозе, заставляя искать альтернативы энерговооружения прогресса. Кроме приведенных в таблице радиационных аварий в СССР и США известны еще несколько, менее значительных — в Виндокейле (Великобритания, 1957), Авдахо-Фолс (США, 1961), Шевченко (СССР, 1974), Ок Ридж (США, 1979), Селафилд (Великобритания, 1983), Сосновый Бор (Россия, 1992).

Несмотря на различия, у всех представленных случаев есть общий признак: они были неконтролируемыми событиями, ставшими причинами смерти и травм большого числа людей, привели к большим экономическим потерям и существенному загрязнению окружающей среды. При оценке масштабов техногенных аварий и катастроф за основу могут приниматься различные показатели: количество погибших; общее число пострадавших; характер ущерба окружающей среде; финансовые потери и др. Если, например, за доминирующий критерий принять число погибших и травмированных, то по тяжести последствий во главе будет стоять катастрофа в Бхопале. Если же в качестве главных критериев принять финансовый ущерб, социальные, морально-психологические факторы и вред, нанесенный окружающей среде, современному и будущим поколениям людей, то список тяжелейших катастроф возглавит авария на ЧАЭС.

Весьма ощутимый ущерб природной среде могут наносить политические и социальные чрезвычайные ситуации — вооруженные конфликты с применением средств массового поражения, экстремистская политическая борьба, терроризм и др. Примером может служить загрязнение вод Персидского залива, вызванное утечкой нефти из скважин, поврежденных в ходе ирано-иракского конфликта. Большой экологический ущерб нанесли массированные воздушные бомбардировки силами НАТО территории Югославии. Пожары на нефтеперерабатывающих заводах в Грозном, многочисленные разрушения промышленных объектов, транспортных магистралей и систем жизнеобеспечения во время вооруженного конфликта в Чечне наряду с огромными социально-экономическими потерями резко обострили экологическую обстановку в этом регионе России.

Несмотря на существенное снижение объема производства в последние годы число крупных промышленных аварий в России растет (табл. 7.1). В эту статистику не входят многочисленные локальные чрезвычайные происшествия — дорожно-транспортные, производственные травмы, несчастные случаи в быту. Наибольшее число ЧС техногенного характера приходится на пожары, взрывы и транспортные аварии. Те из них, которые сопровождаются выбросами загрязнителей в окружающую среду, представляют значительную экологическую угрозу.

По данным Федерального аналитического центра Минприроды РФ, техногенные аварии и катастрофы с экологическими последствиями составляют 15-20% от общего числа ЧС. В основном это аварии на магистральных трубопроводах и железнодорожном транспорте, химические аварии с выбросом токсичных веществ, взрывы метана на угольных шахтах. По территории РФ проложено более 200 тыс. км магистральных продуктопроводов, 359 тыс. промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Значительная часть трубопроводов физически устарела. В 1991-1995 гг. на промысловых нефтепроводах регистрировалось в среднем за год 20 тыс. аварий различных категорий, что приводило к загрязнению почв, естественных водоемов и потерям около 1 млн т нефти. Из крупных аварий этого рода можно выделить порывы нефтепроводов в Башкортостане, Республике Коми, Самарской и Саратовской областях. Значительный ущерб окружающей среде наносят открытые фонтаны с выбросом нефти и газа и многочисленные факелы попутного газа.

Большую экологическую опасность представляют химические аварии. Их потенциал очень высок. В крупных промышленных центрах РФ (Вознесенск, Дзержинск, Уфа, Кемерово, Ангарск и др.) высокотоксичные продукты скапливаются на производственных площадках в количествах, составляющих миллиарды смертельных для человека доз.

В целом промышленные аварии и катастрофы являются весьма существенным негативным фактором для состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Происходящие в результате катастроф нарушения естественных экосистем и гибель многих компонентов биоты могут носить необратимый характер. По аналитическому прогнозу МЧС, возможен дальнейший рост негативного влияния техногенных катастроф на природу и население страны. Это потребует увеличения ежегодных затрат на ликвидацию их последствий с 1-2% ВНП до 4-5%, что превышает расходы на здравоохранение и охрану окружающей среды.

Таблица 7.1

Динамика ЧС на территории РФ*

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Материальный ущерб, млрд руб**

** В текущих ценах

Экологические поражения, вызванные хозяйственной деятельностью, совсем не обязательно связаны с авариями и катастрофами. Они могут быть результатом неполного или ошибочного учета экологических слагаемых любой территориальной деятельности. Такие просчеты встречаются очень часто. Главные из них:

— значительное превышение предельно допустимой техногенной нагрузки на территорию;

— неправильное размещение хозяйственных объектов, при котором экономическая эффективность рассчитывается без учета экологических параметров территории;

— ошибочная оценка экологических последствий антропогенного преобразования природных ландшафтов.

Эти обстоятельства тесно взаимосвязаны. Они становятся источником возникновения кризисных зон, где происходит хроническое нарушение качества окружающей среды и возрастает вероятность экологического поражения. Такие зоны могут охватывать большие территории в десятки тысяч квадратных километров или ограничиваться дефектами в функционально-планировочной и отраслевой структуре какого-нибудь промышленного центра.

Примерами масштабных экологических поражений, связанных с неправильной хозяйственной деятельностью, могут быть глубокие нарушения эколого-экономических и социально-экологических условий на территориях и акваториях крупных бассейнов.

К концу 80-х годов Арал потерял 2/3 объема и 50% площади поверхности, уровень упал на 14 метров, вода отступила от прежних берегов на десятки километров. Высохшее дно Аральского моря получило название новой пустыни — Аралкум. Около 30 тыс. км 2 покрыты солончаками и смесью соли и высохшего ила. Эта соленая пыль с примесью пестицидов рассеивается ветрами и становится одним из загрязнителей атмосферы. Приморские в прошлом портовые города и поселки — Аральск, Муйнак, Казалинск, Усчай — оказались в пустыне; люди их покинули. Произошло сильное фаунистическое обеднение Приаралья: из 178 видов позвоночных животных осталось только 38.

Но самая большая беда — это экологический геноцид в Приаралье, особенно в Каракалпакии. Скудость местных продовольственных ресурсов, плохое снабжение и медобслуживание в сочетании с дефицитом и сильным загрязнением пресной воды привели к чрезвычайно высокой заболеваемости населения, к огромной детской смертности. Продолжительность жизни в большинстве районов Приаралья сократилась до 55 лет, заболеваемость энтеритами, брюшным тифом и гепатитом достигла самого высокого в мире уровня. 75% новорожденных появлялось на свет больными и ослабленными, с различными дегенеративными поражениями.

Каспия и возросшей потребностью южных районов страны в пресной воде Минводхоз СССР разработал ряд грандиозных гидротехнических проектов. Они предусматривали, во-первых, перекрытие поступления каспийской воды в ее мощный испаритель — залив Кара-Богаз-Гол; во-вторых, строительство каналов Волга-Дон-2 и Волга-Чограй для пополнения оросительных систем юга России; в-третьих, переброску части стока северных рек в Волжский бассейн для восполнения повышенного расхода волжской воды. Проекты начали осуществлять без всесторонней экологической экспертизы. В 1980 г. сплошной перемычкой отгородили Кара-Богаз-Гол. За 3 года залив высох, и сразу же стал очевидным колоссальный ущерб, нанесенный богатейшему в мире месторождению мирабилита и других морских солей. Уже в 1984 г. вынуждены были частично восстановить приток каспийской воды, но для полного восстановления режима залива и месторождений теперь понадобятся десятки лет.

В 1986 г. под нажимом ученых, писателей и широких общественных кругов были прекращены работы по экологически опасным проектам переброски части стока северных рек в Волгу, а вслед за этим — и начавшееся строительство канала Волга-Чограй. Были отвергнуты и другие гидротехнические проекты, не имевшие экологического обоснования. А уровень Каспия еще с 1978 г. начал быстро повышаться, но совсем не из-за антропогенных нарушений гидрологического режима бассейна, а в силу естественных причин. Этот подъем также грозит серьезной экологической катастрофой, поскольку происходит затопление и подтопление прибрежных населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, нерестилищ рыбы и зоны Астраханского биосферного заповедника в дельте Волги.

За многие годы было допущено немало экологически опасных просчетов в размещении хозяйственных объектов, производственных комплексов, целых промышленных центров. Так, давно уже стало очевидным, что строительство целлюлозного комбината на берегу Байкала и развитие промышленной инфраструктуры в этой зоне было грубой ошибкой. По мере развития производительных сил здесь постоянно усиливалось техногенное воздействие на акваторию и окружающую природную среду. Хотя в целом экологическая обстановка в Байкальском регионе не может быть названа чрезвычайной или бедственной, высочайшая ценность озера, имеющего планетарное значение, заставляет квалифицировать эту обстановку как критическую. Ситуация вокруг Байкала примечательна огромным числом авторитетных государственных постановлений, программ, научных проектов и крайне малой их практической реализацией.

Голод, военные действия, эпидемии, ураганы подходят под определение экологическая катастрофа. Бедствия несут большое количество пострадавших людей, раненых, погибших, лишают их жилья, здоровья, пищи.

Экологическая катастрофа

Классификация экологических катастроф

Катастрофические события происходят внезапно. Они меняют экологию, природу, психику людей. Ученые мира создали определенную классификацию видов экологических катастроф.


Дополнительная информация. Экологические катаклизмы – необратимые процессы, которые человек не может изменить.

Классификация катастроф


Экологическое бедствие может быть связано с внутренней энергетикой планеты, излучением Солнца или деятельностью человека. Локальные процессы происходят в одной точке Земли, региональные – страдает один регион, при глобальном воздействии катастрофа охватывает всю планету.

На особом месте стоят войны. Разрушения, связанные с военными конфликтами, несут смертельную опасность населенным пунктам, людям, урожаю, экологической системе. Эпидемии забирают миллионы человеческих жизней.

Перенаселение планеты

Рост населения тоже поддается определению “экологическая проблема”.

Справка. Если на начало XX века на планете насчитывалось 1,6 млрд. человек, то сейчас это число увеличилось почти до 7 млрд.

Учитывая потребительское отношение к ресурсам Земли, которая не успевает восстановить запасы, человечество подошло к глобальной экологической катастрофе.

Причины экологических бедствий

Катастрофы сопровождают человека с момента появления жизни на Земле. Но если существование далеких предков подвергалось испытанию природными силами, то по мере развития цивилизации, все изменилось.

Транспорт, промышленность, добыча полезных ископаемых нередко становятся причинами крупных разрушительных экологических катастроф.

Все бедствия делятся на два вида, имеющим следующие причины:

На первые причины человечество не оказывает влияния, вторые условия создает своими руками.

Природные причины

Природные экологические катастрофы происходили до появления человека. Например, метеоритные атаки, следы которых находят на земной поверхности.

Самый известный кратер находится на Сибирском плоскогорье. Ученые предполагают, что метеорит углубился на 2 км, где взорвался, образовав воронку глубиной больше 9 км и диаметром 75 км.

Сибирский кратер

Естественные процессы происходят без участия человека, где он выступает пострадавшей стороной. К ним относят:

  • вулканические извержения;
  • снижение содержания кислорода в атмосфере;
  • землетрясения;
  • выбросы большого количества углекислого или других отравляющих газов.

Природные негативные события усугубляются промышленными выбросами при повреждении оборудования или установок. Например, при землетрясениях рвутся нефте- и газопроводы.

Антропогенные причины

Современный человек, занимаясь деятельностью, не задумывается о потребительском отношении к окружающей среде и богатствам планеты. За историю существования человечество практически уничтожило 65% экосистемы, превратило Землю в мусорный полигон. Планета не в состоянии бороться с результатами человеческой деятельности.

Ненадлежащий контроль над предприятиями приводит к загрязнению атмосферы , почвы, воды. К причинам антропологического характера, ведущим к катастрофам, относят:

  1. Негативные воздействия на естественные природные процессы (выкачивание воды из водоемов, распашка земель, вырубка лесов, браконьерство).
  2. Техногенные аварии.
  3. Неудовлетворительное состояние очистных сооружений.
  4. Разлитие нефтепродуктов.
  5. Испытания ядерных, химических, биологических видов оружия.
  6. Повышение концентрации ядовитых веществ в атмосфере.

Так же экологическую опасность представляют вооруженные конфликты, эпидемии.

Разлив нефти

Последствия экологических катастроф

Природные и антропологические катаклизмы не проходят бесследно. Последствия бедствий в каждом случае разрушительны:

  • выбросы газов провоцируют парниковый эффект;
  • деградация почвы приводит к эрозии и опустыниванию больших территорий.
  • увеличивается число кислотных осадков;
  • уменьшается количество продуктов питания;
  • загрязнение водоемов резко снижает объемы пресной питьевой воды;
  • большое количество представителей животного и растительного мира стоят на грани вымирания.

К таким последствиям приводят катаклизмы, созданные человеком. Планетарному обществу нужно найти пути решения, чтобы деятельность не стала причиной глобальной катастрофы, которая станет конечным результатом человеческой цивилизации.

Меры по предотвращению глобальных бедствий

Организации по охране природы, добровольцы, волонтеры общими усилиями создают движения, проводят мероприятия в защиту окружающей среды. Но этого недостаточно. Меры по предупреждению бедствий должны приниматься на государственном уровне, поддерживаемые правительствами стран. Необходимо:

  1. Введение строго контроля над работой предприятий, соблюдением ими санитарных норм.
  2. Требовать точного следования производственным технологиям.
  3. Создание защитных природных зон.
  4. Проведение работ по восстановлению лесных массивов.
  5. Введение ограничений на охоту, запрет добычи редких животных, вплоть до уголовной ответственности.
  6. Проверка сточных вод предприятий, за нарушение – принимать меры даже до закрытия предприятия.
  7. Поддержка государствами представителей флоры и фауны из Красных книг .

Все мероприятия контролируются и финансируются правительствами стран.

Катастрофы 20 и 21 века

Предыдущее и начавшееся столетия связаны с научно-техническим прогрессом. Развитие промышленности, техники, энергетики, появление новых источников энергии при невнимательном отношении приводят к катастрофам.

Они становятся источниками материальных, моральных потерь, меняют климат, флору, фауну, атмосферу, гидросферу.

Произошедшие в мире

Ежегодно в мире происходят экологические масштабные катастрофы.

В 1989 году танкер США по вине капитана столкнулся с рифом. Происходит разлитие 265 тыс. баррелей нефти (41 млн. л.). Был нанесен непоправимый вред растительному и животному миру на площади 25 тыс. км 2 .

Ноябрьской ночью 2002 года багамский танкер, не выдержав напора шторма, получил трещину длиной 35 метров. За 24 часа пути в океан вылилось огромное число нефтепродуктов. Ни один порт не принял аварийное судно.

В итоге продрейфовав неделю, танкер затонул на глубине 3,5 км. В океанскую воду попало 20 млн. галлонов мазута, вызвавшие гибель морских обитателей и растительности. Нанесен ущерб на 4 млн. евро.

Авария на Фукусиме

Весной 2011 побережье Японии сотрясает 12-бальное землетрясение, вызвавшее мощное цунами. Волны разрушают АЭС “Фукусима”. Атмосфера, морская вода, почва, населенные пункты загрязнились радиоактивным цезием.

Уровень радиации превысил норму в 4,5 тыс. раз, вызвал мутации рыб. Последствия катастрофы ощутимы и сегодня.

1986 год. На швейцарском заводе произошел сильный пожар. Река загрязнена 31 тонной ртути и других ядовитых веществ. Вода изменила цвет на ярко-красный. Нарушено водоснабжение, погибла вся живность реки. До сих пор продолжается работа по очистке территории.

В России

Экологические катастрофы, произошедшие в России, по статистике не отстают от количества катаклизмов зарубежных стран. Сентябрь 1957. Мощный взрыв на предприятии “Маяк”, который производил плутоний для обороны страны, выбросил больше 19 млн. кюри радиоактивного вещества. Ядовитое облако загрязнило 24 тыс. км 2 . Погибло 165 тысяч человек, получивших радиационное облучение.

Ночью 26 апреля 1986 года жителей города Припять разбудил страшный взрыв, который разрушил 4 энергоблок Чернобыльской АЭС. Наружу выбросило миллионы радиоактивных частиц. Срочно эвакуируются жители 50-тысячного города. Борьбу с последствием ведут почти 700 тыс. человек, из которых большая часть умерли от острой лучевой болезни.

Справка. Период полураспада стронция 12 лет, цезия – 30, плутония – около 7 тысяч лет.

Примером служит зона отчуждения Чернобыльской АЭС. Через 34 года после катастрофы зона отчуждения не пригодна для проживания людей. Радиацией заражены леса, населенные пункты, почва, водоемы. Еще тысячи лет здесь не сможет жить человек.

Припять в Чернобыле

Усинская катастрофа 1994 года, произошедшая из-за разлития нефти, уничтожила представителей флоры и фауны. Местность, загрязненная 100 тыс. тонн нефтепродуктов, превратилась в зону экологического бедствия.

Добывая “черное золото”, человек забывает о мерах безопасности, что приводит к экологическим катастрофам. 2003, 2006, 2016 годы ознаменовались крупными прорывами трубопроводов. Большие территории пропитываются маслянистыми мазутами, губят птиц, рыб, животных, растения.

Еще одна беда российской действительности нескончаемая череда лесных пожаров. Леса – легкие планеты. Огонь губит ценное богатство Земли, популяции животных. Ядовитый дым несет угрозу здоровью взрослых и детей.


Дополнительная информация. За последние годы сгорело 3,3 млн. гектаров российских лесов, в результате 9,5 тысячи пожаров. Погибло более 7 тысяч человек.

Огромный ущерб наносят наводнения. За 2019-20 годы на Дальнем Востоке Российской Федерации лютует водная стихия. Вода в реках Ие, Оке, Уде, Белой поднялась на несколько десятков метров. В 2019 году был объявлен режим ЧС по Иркутской области из-за наводнения.

Наводнение на Дальнем Востоке

Среди пострадавших 6 районов области, около 4 тыс. жилых домов, около 30 погибших, десятки пропавших без вести. Ущерб людям и природе оценивается почти 30 млрд. рублей.

Хабаровский край топит Амур. Ущерб, нанесенный краю, оценивается несколькими миллиардами рублей. Вода губит лес, плодородный слой почвы, разносит загрязнения на большие площади.

Экологические проблемы усугубляют заводы, предприятия промышленности, работающие без должной очистки. Миллионы тонн ядовитых веществ загрязняют воздух, нарушая экосистему.

Жителям Красноярска хорошо известен термин “Черное небо”. Выбросы химических элементов, не рассеиваясь, месяцами висят над областью черным смогом. Концентрация превышает норму в 400 раз.

Заключение

Экологические катастрофы происходят по вине человека – халатное отношение, неисправность оборудования, недостаток знаний. Одна из ошибок становится причиной гибели тысячи людей, отравления окружающей среды, атмосферы, водоемов, почвы.

Замечена тенденция увеличения масштабных экологических катастроф. Если человечество не изменит свое отношение, это приведет к катаклизмам, которые уничтожат планету.

Читайте также: