Как страховали машины в ссср

Обновлено: 04.03.2024

ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ ВЫЗЫВАЕТ НЕМАЛО НАРЕКАНИЙ У АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ, ПРАВДА, ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ ПРОИСХОДЯТ И ЗДЕСЬ, ХОТЯ И ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. О ТОМ, КАКИЕ ШАГИ НАВСТРЕЧУ СВОИМ КЛИЕНТАМ — ВЛАДЕЛЬЦАМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — ПРЕДПОЛАГАЕТ СДЕЛАТЬ ГОССТРАХ СССР, КОРРЕСПОНДЕНТ ЖУРНАЛА ВЫЯСНИЛ В БЕСЕДЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ МИНИСТРА ФИНАНСОВ СССР, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В. В. ШАХОВЫМ.

—Вячеслав Викторович, давайте поговорим сразу о реальных нуждах людей, которые стали вашими клиентами: об их неудовлетворенности системой транспортного страхования, о том, на что они могут рассчитывать в ближайшее время и в перспективе. Начать хотелось бы вот с чего. Если я не ошибаюсь, к услугам Госстраха сегодня прибегают чуть больше 30% владельцев личных автомобилей. Притом в среднем каждый платит ежегодно около 50 рублей. Свидетельствует ли это, на ваш взгляд, о популярности страхования личных автомобилей в стране, и каковы, кстати, финансовые показатели работы системы.

—Действительно, по данным за 1988 год, у нас было застраховано в добровольном порядке 36,8% всех автомобилей, находящихся в личном пользовании у населения. Однако этот показатель из года в год постепенно повышается, правда, не такими быстрыми темпами, как нам хотелось бы. Плохо другое — довольно пестрая картина по отдельным регионам страны. Например, в республиках Прибалтики застраховано до 74% всех автомобилей, а в Туркмении — 12,4%, Азербайджане — 13,4%. Естественно, эти низкие показатели существенно влияют на среднюю величину охвата в целом по стране. Такое положение сложилось исторически, но во многом здесь сказывается и слабая работа местных органов по развитию транспортного страхования.

Что касается финансовых результатов работы системы государственного страхования в целом, то ежегодно через страховые органы перераспределяется более 13 миллиардов рублей, в том числе выплаты населению составляют 7 миллиардов.

—Если проанализировать финансовую сторону транспортного страхования, то какова его рентабельность вообще и в сравнении с аналогичными показателями западных страховых компаний, специализирующихся на работе с владельцами машин.

—Рентабельность по транспортному страхованию за прошлый год составила 7,1%, а в качестве возмещения 1 272 115 владельцам транспортных средств было выплачено более 221 миллиона рублей (для сравнения — в 1987 году рентабельность составляла коло 20%, а выплаты — 166,5 миллиона рублей). Такое резкое снижение рентабельности в этом виде страхования было вызвано введением новых положений, направленных на более полное возмещение ущерба автолюбителям, повышение качества обслуживания страхователей. Уместно заметить, что расширение ответственности Госстраха проведено без какого-либо повышения ставок страховых платежей по действующим видам транспортного страхования.

Теперь о рентабельности страхования транспортных средств за рубежом. В странах СЭВ она составляет от 5 до 25%, в США отношение выплат к поступившим платежам достигает 88,8%, ФРГ — 77,5, Японии — 52,8, Голландии — 77,3, Швейцарии — 58,1%.

—По мнению многих читателей, работники Госстраха пекутся только о том, чтобы взять деньги у автолюбителя, и совсем не заинтересованы оплатить ему ущерб, когда он возникает.

—В среднем Госстрах выплачивает возмещение каждому четвертому владельцу застрахованного автомобиля, а в Москве — каждому третьему, Это никак не вяжется с утверждением, будто Госстрах хочет только взять. Хотя надо признать, что для такого сложившегося за многие годы нелестного мнения о нашей организации были свои объективные причины. Страховые органы долгое время рассматривались только как придаток финансовой системы, как источник пополнения государственного бюджета страны. Сюда же можно отнести и сложившуюся систему организации работы страховых органов. Практически в каждой инспекции Госстраха есть две категории работающих — нештатные страховые агенты, которые только заключают договоры страхования, и штатные работники, они занимаются определением размеров страхового возмещения и выплатой страховых сумм. При этом заработная плата первой группы ни в коей мере не зависит от выполнения инспекцией своей основной задачи — доброкачественного обслуживания страхователей и быстрого возмещения причиненного им ущерба. Другими словами, и в нашей системе практически нет связи между заработной платой и конечным результатом труда. Такое положение теперь нас, конечно, не устраивает, и мы ищем пути для его изменения.

С переходом на полный хозяйственный расчет будут увеличиваться выплаты страхового возмещения. Мы понимаем, что к высокой рентабельности нам стремиться не нужно, и приведенные выше цифры свидетельствуют о тех позитивных переменах, которые происходят в системе государственного страхования. Задача у нас сегодня одна — сделать защиту интересов страхователей основой деятельности Госстраха. Для этого планируется пересмотреть инструкции и снять ненужные преграды в процессе выплаты страхового возмещения.

Другая причина, мешающая нам освободить клиентов от всех проблем, крайне плохое состояние материально-технической базы страховых органов. Нам не хватает вычислительной техники, транспорта. Мы ищем возможности выйти из этого неприглядного состояния. Одна из них — создание совместных предприятий.

—Страховой сервис хорошо развит в большинстве капиталистических и социалистических стран. При этом страховые предприятия предлагают на выбор разные виды как имущественного, так и личного страхования, а также оказывают страхователям дополнительные сервисные услуги. В этом отношении наши страховые органы отстают. И многое из того положительного, что накоплено за рубежом, мы стараемся внедрить применительно к нашим условиям.

—При обязательном страховании, то есть при охвате, равном 100%, платежи будут всегда ниже, чем при добровольном страховании, естественно, в случае равного объема ответственности. Это закон. Однако сделать все виды страхования обязательными невозможно. Если обратиться к опыту зарубежных страховых организаций, то снизить размеры страховых платежей им позволяет широкое проведение инвестиционной политики. Что же это за политика? Инвестиции — долгосрочное вложение капитала в какое-либо производство или дело. Фактически страховые организации вкладывают временно свободные денежные средства в промышленное производство, в развитие разного рода услуг. Получаемые от вложения капиталов дивиденды идут на покрытие расходов по страхованию, снижение ставок страховых платежей, что выгодно не только страховой организации, но и всем ее клиентам.

До последнего времени Госстрах хранил все средства, поступающие в качестве страховых платежей, на специальных счетах в учреждениях Госбанка с начислением 3% в год. С переходом органов Госстраха на полный хозяйственный расчет появилась возможность заниматься инвестициями. Правда, в этом направлении мы делаем пока первые шаги, но, надеемся, более широкое развитие инвестиций позволит в будущем снизить ставки по отдельным видам добровольного страхования. Кроме того, хотелось отметить и такой факт. Расходы на страхование составляют у нас в стране в среднем 6% в общих эксплуатационных расходах на один автомобиль, в то время как в ФРГ они достигают 18%.

Завершая нашу беседу, хотелось бы задать еще один вопрос.

Совершенно очевидно, что повышение безопасности на наших дорогах самым непосредственным образом сказалось бы и на финансовом благополучии Госстраха. Известно, что в странах развитой автомобилизации страховые компании считают выгодным вводить значительные льготы для тех, кто ездит безаварийно, да и вообще вкладывать деньги в мероприятия по повышению безопасности движения. Как в этом отношении обстоят дела у нас.

—В нашем государственном страховании еще не получила нужного развития система различных льгот страхователям. Например, по действующим правилам страхования транспортных средств постоянным страхователям предоставляется скидка с платежей в размере 10% и 15% при безаварийном управлении и непрерывном страховании в течение соответственно двух, трех и более лет. В то же время за рубежом скидка с платежей может достигать 50% и выше. Одновременно с этим к неаккуратным водителям, которые неоднократно обращаются за получением страхового возмещения, применяются санкции в виде повышения платежа в размере до 50%.

В настоящее время готовятся предложения о применении более широкой системы льгот, возможно, параллельно с этим будет введена система надбавок к страховым платежам.

Что касается повышения безопасности движения, то органы Госстраха ежегодно перечисляют на мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий 4% от всей суммы поступивших платежей по добровольным видам страхования. Например, в 1988 году на превентивные мероприятия Госстрах перечислил более 190 миллионов рублей, в том числе 11 миллионов от платежей по добровольному страхованию транспортных средств. Причем надо заметить, что эффективность использования этих средств не зависит от страховых органов. Тем не менее, мы намерены развивать это направление нашей работы: думаем о том, как наладить дело таким образом, чтобы каждый вложенный нами, а точнее говоря, нашими клиентами, рубль действительно работал на безопасность движения.

Если среди старых бумаг вы неожиданно для себя обнаружили советский страховой полис, эта информация для вас. Страхователи или застрахованные лица, а также их законные наследники вправе получить компенсацию по договору личного страхования. Важно отметить, что на компенсацию претендуют только лица, являющиеся гражданами Российской Федерации в настоящий момент, так как после распада СССР только Правительство РФ признало свой внутренний государственный долг по договорам накопительного личного страхования, которые были заключены на 1 января 1992 года. Из этой статьи вы узнаете, как это сделать.

Компенсационные выплаты по страховкам до 1992г

  • бракосочетания,
  • восемнадцатилетия (детский),
  • пенсионного
  • смешанного.

Возмещению подлежат советские договоры накопительного личного страхования, заключенные до 1 января 1992 года и действовавшие на эту дату, страховая или выкупная сумма по которым не была получена в указанный период.

Компенсации подлежит не страховая сумма, указанная в советской страховке, а только взнос, уплаченный до 1 января 1992 года.

Размер компенсаций и от чего он зависит

  • граждане, рожденные до 1945 года, получают компенсацию в трехкратном размере всех своих страховых взносов, которые внесены в Госстрах на эту дату, за минусом ранее полученной компенсации;
  • граждане, рожденные с 1946 по 1992 годы, получат компенсацию в двукратном размере всех своих страховых взносов на эту дату. Из суммы также вычитаются ранее полученные выплаты.

Наследники страхователей или застрахованных, умерших после 2001 года, могут рассчитывать на выплату компенсации на оплату ритуальных услуг. Размер высчитывается умножением суммы взносов уплаченных на 1 января 1992 года на коэффициент 15, но не более 6000 руб.

За подтверждением права наследования нужно обратиться к нотариусу по месту регистрации умершего. Только по нотариальному запросу Расчетный центр компенсационных выплат (РЦКВ) предоставит справку, подтверждающую право на наследство.

Таким образом, сумма взносов, уплаченных до января 1992 года умножается на соответствующий коэффициент, который зависит от года получения страховой суммы.


Как получить выплаты в Росгосстрахе

Чтобы исключить риск возврата денег казначейством, правильно оформляйте документы, заранее уточните у банка лимит денежных средств, доступный для перечисления на указанный вами лицевой счет, и предусмотрено ли безналичное зачисление денег.

Указывать лицевой счет необязательно. Сотрудники Расчетного центра могут оформить счет на Ваше имя, и не придется сомневаться в правильности банковских реквизитов для начисления возмещения.

Расчетный центр компенсационных выплат (РЦКВ) – специально созданное подразделение Росгосстраха в г. Рязань, которое курирует вопрос компенсационных выплат по всей России.

Желающие вернуть хотя бы часть потерянных в 90-х годах денежных средств, направляют свои заявления и пакет документов по адресу рязанского Расчетного центра компенсационных выплат: 390046, г. Рязань, ул. Введенская, д. 110. Отправка по электронной почте не предусмотрена.

  • Вносят информацию о заявителе в информационную базу.
  • Рассчитывают выплаты.
  • Направляют документы на компенсацию денежных средств по соответствующему соглашению в управление федерального казначейства.

О зачислении денежных средств вас проинформирую по почте или СМС. Снятие денег происходит без комиссии.


Если нет старого полиса?

Если не сохранилось страхового свидетельства, подойдут квитанции об уплате страховых взносов. Возможно, уплата страховых взносов происходила из заработной платы. Тогда необходимо представить справку с места работы об уплате всех страховых взносов. Если предприятие закрылось, то эту справку можно получить в государственном архиве, где документы хранятся 75 лет.

  • кто был страхователем;
  • кто был застрахованным;
  • дату начала страхования и т. д.

Если эти данные присутствуют в базе данных компенсационных выплат, вам произведут расчет.

В случае если у сотрудников расчетного центра возникнут к Вам вопросы, с вами свяжутся по телефону, могут попросить предоставить недостающие документы по факсу.

Если компенсационная выплата Вам не положена, сотрудники пришлют письмо с разъяснением причин.

Заключение

На дальней полке у Вас дома наверняка хранится стопочка бумаг, которую стоит разобрать, ведь практически все дети до 1992 года рождения были застрахованы заботливыми родителями.


© Столица С | Юлия Честнова

— Исторический ликбез. 17 марта 1991 года наши родители на референдуме проголосовали за сохранение Советского Союза. 80% населения страны отдали голоса за это.

— Я с 1982 года, значит, девять.

— Почему же, помню. Помню, когда в 1993 году по телевизору показывали обстрел Белого дома. Что тогда произошло? Правильно: вооруженный рейдерский захват власти. Годом ранее якобы Ельцин переименовал РСФСР в Российскую Федерацию — ​Россию. Якобы он отменил Конституцию СССР от 1978 года как Президент России. Но юридически это невозможно, это нелегитимно.

— Конечно. Но я не верил в развал Союза. Никогда. Много есть нюансов в этом, но когда начинаешь вникать в документацию, все становится понятно. Соратники, которые болеют за возрождение Советского Союза, отправляли уведомления в разные учреждения (в МИД в том числе), в свои регионы. Им ответили, что никакого переименования страны не было. Отправлялись запросы насчет того, существуют ли документы на передачу земли из РСФСР в Российскую Федерацию. Но документов нет таких. Также и с пас­портами РФ. Они выданы с грубейшими нарушениями. Печати, например, не те. Мы никогда не выходили из гражданства СССР. Родители наши не были лишены гражданства. Никто из нас не писал заявление на получение гражданства РФ, поэтому мы все являемся гражданами Советского Союза. До сих пор.

— Я ратую не только за это. Я хорошо помню времена СССР. Я помню стабильность. Я был октябренком, пионером не успел. Стабильность была очень хорошая! Пять лет отработал на предприятии — ​тебе комнату в общежитии. Женился, ребенок появился — ​тебе квартиру. Стабильность в чем была? С 1961-го по 1989 год плата за электроэнергию была 4 копейки в месяц. А сейчас говорят, что средняя зарплата в стране составляет 30 тысяч рублей, но кого ни спросишь — ​никто такие деньги не получает.

— Ну подождите… Сталин как после войны поднял страну? Как он противостоял печатному станку США? Наш советский рубль был твердой валютой. Только он был привязан к золоту. 1 грамм золота тогда стоил 98 копеек. А сейчас — ​2 500 рублей. Вот это была стабильность!

© Столица С | Денис Тюркин © Столица С | Денис Тюркин

— По Конституции СССР 1977 года (статья 62) в том случае, если Главнокомандующий покидает свой пост по каким-то причинам (например, дезертировал), то любой гражданин может заявить свои права.

— Ну да. Насколько я знаю, это бывшие сотрудники МВД СССР. Они возродили само МВД и, соответственно, ГАИ. Есть временно исполняющий обязанности Президента РСФСР Сергей Тараскин. Он через Зеленоградский суд в 2010 году отсудил свою должность. Есть и начальник МВД СССР, и начальник ГАИ СССР. Так вот, насчет того, как я получил новые документы… Телефон на сайте указан не был, поэтому я написал на электронную почту. Мне ответили, завязалась переписка. Я съездил в Москву, познакомился там с людьми. Мне там выдали вкладыш в паспорт — ​подтверждение моего гражданства СССР. Я, кстати, делал запрос в госархив, существует ли подтверждение моего выхода из гражданства СССР. Оказалось, таких сведений нет. Это значит, что я был и остаюсь гражданином. Потом я получил обновленное водительское удостоверение (соблюдены все стандарты, оно сделано по Венской конвенции), ПТС и СТС на машину, и, наконец, номера с символикой Союза. У меня и техосмотр есть. Для его получения я ездил на станцию техобслуживания, получал диагностическую карту.

— Можете посмотреть сами на сайте.

— Ну да. Курс такой: примерно 2 500 рублей российских за 1 советский. Это если считать от золота. Так вот, полный комплект документов вместе с номерами мне обошелся в 8 500. Сюда входит и полис ОСАГО, выданный Госстрахом СССР.

— Не по утилизации. Просто прекращение регистрации. В связи с утратой транспортного средства.

— В приложении старые номера, российские. В новых восемь символов, они не умещаются в графу. Как относятся клиенты? Не все замечают. А тем, что задают вопросы, я говорю, что это такие обновленные регистрационные знаки Советского Союза.

— Нет. Они не могут подтвердить свои полномочия. Возьмите их удостоверение, ксиву в простонародье. Во-первых, нету идентификатора того, кто выдал. Подпись стоит, но кто выдал? Во-вторых, печать. У нас есть один ГОСТ — ​Р51511 от 2001 года о гербовой печати. Тиснение ее должно быть 45 мм, а в удостоверении — ​не так.

— Ну официально я разведен… Живу в гражданском браке с девушкой помоложе меня. Но она меня поддерживает полностью. Она помнит те времена! Помнит рассказы бабушки…

Система ОСАГО, похоже, снова лежит на боку, как этот белый кроссовер

Реакция чиновников на нашу статью о невозможности купить ОСАГО была недоуменной: так, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов сказал, что не слышал о подобной проблеме от водителей-частников. Однако после выхода статьи мы получили обширную обратную связь от читателей, из которой можно понять, каким именно автовладельцам чаще всего отказывают страховые. Проблема выглядит системной и всё более повсеместной.

Ранее мы рассказывали, как страховые отказывают в оформлении полиса молодым водителям и автомобилистам с высоким коэффициентом бонус-малус (КБМ).

Нежеланные старики

— Я клиент не проблемный, в авариях за 29 лет стажа не участвовал, деньги из страховых не выколачивал. Автомобиль у меня в отличном техническом состоянии, пусть и довольно возрастной. В чем дело — не пойму, но застраховать онлайн не удалось: всё время выдает ошибку. А когда приехал в офис, там очередь как в мавзолей, и, судя по лицам отфутболенных клиентов, ясно, что я не один такой. Поехал в другую страховую, потом в третью. В конце концов в одной компании сказали, мол, давайте попробуем. Через три часа штурма постоянно зависающей системы мне удалось получить долгожданный полис. Не ожидал таких мытарств.

В Карачаево-Черкесии владелец Subaru Impreza 2008 года выпуска столкнулся с откровенным отказом в страховой, где покупал полис последние шесть лет:

— Они мне прямым текстом сказали, что больше не страхуют машины старше 2010 года, дескать, у них есть свои риски, а такие машины часто попадают в аварии. Я написал им претензию, но вот уже прошло два месяца, а ответа нет. Да, езжу пока без страховки — ну а что делать?

Ранним утром перед офисами страховых снова начали выстраиваться люди

Фото: Дарья Пона

Проблемы — во многих регионах

Жалобы поступают нам из разных частей России, например, житель Владивостока рассказал, что уже почти две недели пытается оформить страховку, но всё время на последней стадии происходит технический сбой. Еще хуже ситуация в Кызыле (республика Тыва). Вот как описывает свои попытки купить полис местный житель:

По словам жителя, проблема распространена и на нее жалуются многие знакомые.

— Сейчас с ОСАГО полный бардак, а если застрахуешь, то еще проблема будет страховое возмещение получить, — резюмирует он.

Другой автомобилист из Челябинска иронизирует:

С проблемами по-прежнему сталкиваются и молодые водители или их близкие. Инвалид из Новосибирска рассказал нам свою историю:

— Страховой агент по месту жительства не может добавить в полис моего сына, говорит, что я должен явиться в главный офис лично, а это далеко и для меня проблематично. Сын получил права в июле 2021-го, и страховать его просто отказываются. Местному агенту грозят увольнением, если он впишет моего сына в полис.

Ищем альтернативные пути

Житель Челябинска рассказал, как ему удалось купить полис в обход страховой:

— Я клиент одной и той же страховой уже много лет, при том имею максимальную скидку — КБМ у меня равен 0,5. Приехал оформлять очередной полис, но произошел якобы сбой программы, менеджер три или четыре раза пыталась ввести данные, но безуспешно. Предложила оформить полис самостоятельно. Самое удивительное, что дома оформил е-ОСАГО без проблем, правда, на 300 рублей дороже. Может быть, в этом всё дело?

Но и с е-ОСАГО возникает много проблем, например, опытный водитель написал нам следующее:

Зачастую не помогает и электронное оформление полиса: владелец этого Volvo с большим стажем так и не смог получить е-ОСАГО из-за перманентной ошибки

Еще один автомобилист, прочитав комментарии представителя РСА об отсутствии глобальных сложностей на рынке ОСАГО, отреагировал так:

— Да он просто лукавит! Я лично сталкивался с проблемами в оформлении полиса ОСАГО, лично писал жалобы в РСА и Банк России, но так и не получил ответа ни разу. Обращался раза четыре. Причина была, скорее всего, в завышенном коэффициенте бонус-малус у жены.

Таксистов зарядили на деньги

В РСА признали, что если и получают жалобы, то в основном от водителей такси. Помимо невозможности купить ОСАГО ряд таксистов отмечает резкий рост стоимости страховки.

— У меня Skoda Rapid с двигателем 1,6 литра, сам за рулем с 1992 года, в авариях не был, но если в прошлом году страховка стоила 22 тысячи, то сейчас без малого 34 тысячи, это нормально вообще? — возмущается таксист Александр.

Для такси расчет стоимости полиса производится по той же схеме, что и для обычных машин, однако максимальное значение базового тарифа составляет 9619 рублей против 5436 рублей, то есть страховка при прочих равных почти вдвое дороже и может превышать 50 тысяч рублей.

— В первую очередь можно отметить Татарстан, Приморский край и Челябинскую область — регионы, откуда поступают сведения о сложностях при покупке ОСАГО, — говорит он. — Наибольшее число их идет от водителей такси, которые сами зачастую не горят желанием приобретать страховые полисы и скрывают от страховщиков факт коммерческого использования автомобиля. Владельцы такси занимают первое место среди самых убыточных сегментов страхователей ОСАГО.

— Нужно расширение тарифного коридора и формирование стоимости ОСАГО по рыночным принципам. Кроме того, необходима работа по снижению аварийности. Уже сегодня представители страхового рынка в лице Российского союза автостраховщиков нашли способ снизить градус напряжения и сделать полисы обязательной автогражданки доступнее для автомобилистов с высокими коэффициентами аварийности. Будет создан перестраховочный пул компаний, а выплаты высокорисковым категориям водителей планируется распределять между этими страховыми компаниями. В любом случае это решение является вынужденной и временной мерой, принятой в силу обстоятельств.

Штраф дополнили арестом

Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей, но в последнее время появилась более хитрая практика: при первой остановке инспектор ГИБДД выписывает водителю требование не садиться за руль автомобиля без действующего полиса ОСАГО, а при повторном инциденте оформляет постановление по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. За это грозит крупный штраф или арест на срок до 15 суток.

Петр Шкуматов считает такой подход правильным и настаивает на ужесточении наказания за езду без полиса.

— По моему мнению, одного штрафа было недостаточно для борьбы с автовладельцами, которые принципиально не покупают страховку. Из-за незначительности наказания большинство нарушителей не понимали всю серьезность нарушения, поэтому я считаю, правоохранители приняли абсолютно верное решение по ужесточению наказания: если после получения предписания отказаться от вождения без ОСАГО водитель снова попадет в поле зрения сотрудника ГИБДД, то, помимо еще одного штрафа, его ждет наказание по статье 19.3 КоАП вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Остается, правда, неясным, что делать водителям, которые не могут оформить полис ОСАГО из-за строптивости самих страховых.

Как заставить страховую продать полис

Представитель РСА Сергей Ефимов подчеркнул, что законных оснований для отказа у страховых нет:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

А в Челябинске тем временем перестали обозначать знаками камеры фотовидеофиксации, но этому есть причина.

Читайте также: