Как сообщить о дтп в страховую компанию согласие

Обновлено: 24.04.2024

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня.

Но можно уложиться в один час или даже в 15 минут и не ездить потом за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Вкратце: как оформить европротокол

Следуйте такому плану:

  1. Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
  2. Проверьте, что авария соответствует требованиям европротокола.
  3. Заполните и подпишите извещение о ДТП совместно со вторым участником ДТП.
  4. Подайте документы в страховую, в которой приобретали полис.

Что вы узнаете

Что делать после аварии

Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:

    Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.

Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.

Что такое европротокол

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.

До 1 октября 2019 года европротокол можно было заполнить только на бумаге.

Но с 2019 года данные о ДТП можно фиксировать и передавать в автоматизированную систему при помощи электронных сервисов. Страховая должна получить некорректируемые фотографии и координаты со спутника. Сначала такой порядок в порядке эксперимента ввели в трех регионах, но на сегодняшний день это можно сделать на всей территории России.

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования — каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить на бумаге

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА.

Клиент Тинькофф-страхования может скачать бланк в личном кабинете. Он будет уже заполнен данными его автомобиля.

В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Совет

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП. Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании — вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность: книга, планшет или капот автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдет для заполнения.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.

Остальные графы имеют номера, заполняются они следующим образом.

Дата ДТП и время, с точностью до минуты.

Свидетели ДТП. Желательно указать фамилию, имя, отчество свидетелей, адрес их проживания и номер мобильного телефона — так их легче будет найти. Если свидетелей нет — поставьте прочерк, чтобы второй участник ДТП не смог вписать туда своих знакомых или друзей.

Собственник ТС — указываются данные собственника и данные об адресе его регистрации. Паспорт при этом не нужен — все эти данные есть в СТС.

Водитель ТС — данные человека, который находился за рулем автомобиля. Паспорт тоже не требуется — вся информация переписывается из водительского удостоверения.

Страховщик — указывают название страховой компании так, как оно написано в полисе, номер полиса, срок окончания его действия.

Место первоначального удара — стрелкой указывают ту часть автомобиля, в которую пришелся первоначальный удар. Кроме стрелки, никакие записи в этом пункте не делают.

Характер и перечень повреждений — чем конкретнее формулировки, тем лучше.

Нет Да
Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10 см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло
Помята боковая дверь Передняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50 × 10 см и глубиной 1 см
Царапины на крыле и бампере Бампер передний — глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое — царапины до металла на арке длиной 10 см

Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло

Европротокол – это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

б) в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, в результате взаимодействия (столкновения) которых произошло данное происшествие;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО) и зафиксированы в извещении о ДТП, заполненном водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?

Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.

Нет, действующая редакция закона об ОСАГО такой возможности страховщику не предоставляет.

Какая сумма выплат по Европротоколу?

При оформлении извещения о ДТП на бланке:

- если в извещении зафиксированы РАЗНОГЛАСИЯ, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тысяч рублей при обязательном выполнении фиксации данных о ДТП в соответствии с пунктом 6 статьи 11.1 закона об ОСАГО (фотофиксация с помощью мобильного приложения или фиксация с помощью технических средств контроля, использующих сигналы глобальной навигационной спутниковой системы). Если фиксации данных о ДТП одним из указанных способов нет, то возмещение по полису ОСАГО не осуществляется;

- если в извещении зафиксировано ОТСУТСТВИЕ разногласий, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при выполнении фиксации данных о ДТП одним из указанных способов и 100 тысяч рублей, если фиксация данных о ДТП не выполнена.

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.

Необходимо также учитывать, что при оформлении ДТП в рамках процедуры Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Схема определения организации, в которую необходимо обратиться в случаях отзыва лицензии

Если условия прямого возмещения убытков соблюдены

Если условия прямого возмещения убытков не соблюдены

в компанию причинителя вреда

в компанию причинителя вреда

Мобильные приложения доступны для скачивания в Google Play и App Store.

Достаточно ли зафиксировать ДТП в приложении или необходимо оформлять извещение о ДТП на бумажном носителе?

Необходимо ли предоставлять экземпляр Извещения о ДТП на бумажном носителе в страховую компанию? В какие сроки?

Да, бланк извещения о ДТП, заполненный водителями – участниками ДТП, должен быть направлен ими в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

Обращаем внимание на то, что необходимо заполнить бумажный бланк извещения о ДТП и представить его в свою страховую компанию в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

WhatsApp

В ОСАГО есть "замечательная" статья о возможности регресса за невыполнение определённых требований законодательства участниками ДТП. Проблема в том, что по незнанию этих требований можно легко лишиться крупных сумм денег в пользу страховщиков. В данной статье мы выясним одну такую уловку страховщиков, которая когда-то была самым распространённым основанием для выставления регресса. Итак, нужно ли виновнику и потерпевшему сообщать о ДТП в страховую компанию, как правильно это сделать, какие последствия, если не уведомить и в какие сроки нужно проинформировать? Давайте обо всём по порядку!

Нужно ли виновнику сообщать в страховую после ДТП?

Да. Законодательство в 2021 году устанавливает обязанность уведомлять страховщика о наличии страхового случая.

  • В частности, пункт 2 статьи 11 закона Об ОСАГО требует от страхователя сообщить в страховую о ДТП в установленный законом срок о возможном наступлении гражданской ответственности. То есть при виновности в происшествии есть обязанность оповещать страховщика.
  • Пункт 3 этой же статьи накладывает обязанность проинформировать о ДТП и потерпевшего. Но здесь уже идёт обусловленность – сообщать надо только в том случае, если вы намерены воспользоваться правом на выплату (страховое возмещение). А, например, если виновный водитель заплатил из своего кармана, то тогда обязанность эта отпадает.

Обратите внимание, что обязанность уведомлять при оформлении с сотрудниками полиции лежит на страхователе – это не то же самое, что и виновник. Страхователь – тот, кто приобретал полис ОСАГО.

Если оформляли ГИБДД

В этом случае остаётся только общее требование пункта 2 статьи 11 указанного выше ФЗ – каким-либо образом передать страховщику информацию о наступлении страхового случая.

Забегая вперёд, отметим, что ответственности за неисполнение этой обязанности для виновника в 2021 году нет.

Если составили европротокол

И именно в этом случае в законодательстве на сегодняшний день чётко прописано обязательство сообщить о ДТП в страховую компанию. А регулирует эту тонкость сразу 2 нормативно-правовых акта: и самый главный закон об автостраховании – ФЗ-40 Об ОСАГО, и Правила страхования, утверждённые Центробанком России.

В частности, пункт 3.8 Правил прописывает, что в случае оформления аварии без сотрудников ГИБДД с помощью европротокола, уведомление страховой виновником о ДТП как о страховом случае является обязательным.

Такое же требование содержится в пункте 2 статьи 11.1 указанного выше Федерального закона.

Оповещение виновником о страховом случае

Если приезжали аварийные комиссары

Аваркомы по сути своей сотрудниками ГИБДД не являются – никогда и ни при каких наделённых полномочиях. Они формально вообще не являются никем с точки зрения влияния на обязательства по ОСАГО участников ДТП. Это просто консультанты по авариям.

Следовательно, если в конечном счёте сотрудников полиции вы после ДТП и в связи с ним в глаза не видели, то вы либо оформили европротокол, либо не оформляли происшествие вовсе.

Чаще всего именно европротокол помогают составить аварийные комиссары. Поэтому обязанность сообщать о ДТП виновником в страховую остаётся предписанной законом Об ОСАГО и пунктом 3.8 Правил страхования – всё ровно также, как и при самостоятельном оформлении извещения.

Нужно ли уведомлять о ДТП потерпевшему?

Да, и здесь также работают 2 ситуации, от которых зависит прямая обязанность.

  1. Если ДТП оформляли сотрудники ГИБДД, то обязанность в кратчайший срок уведомить страховщика появляется при наличии намерения воспользоваться правом на страховое возмещение потерпевшего.
  2. Если же вы составили европротокол, то в любом случае необходимо сообщить о ДТП в страховую организацию.

Какие сроки?

Здесь всё довольно двояко.

Какие последствия в 2021 году?

Практически во всех случаях абсолютно никаких. Но выше мы не зря разделили способ оформления аварии – именно в этом случае последствия могут отличаться. Но давайте по порядку рассмотрим, может ли что-то быть в виде ответственности!

Отказ в выплате?

Почти все законные возможности для отказа в выплате потерпевшему перечислены в статье 12 закона. Так, причинами могут послужить:

  • непредоставление автомобиля потерпевшего для осмотра в страховую компанию,
  • непредставление полного набора документов для получения возмещения,
  • если вы обратились не в ту страховую (например, поехали с заявлением в свою, когда в ДТП были пострадавшие, и вы должны были ехать к страховщику виновника)
  • и ещё небольшой ряд случаев.

Однако, никакая из перечисленных выше обязанностей сообщить о происшествии не является законным поводом для отказа в выплате в 2021 году. Вы просто не найдёте в действующем законодательстве таких причин. Поэтому он будет незаконен.

Штраф ГИБДД?

И административные наказания также не грозят водителям, не выполнившим обязанность сообщить о ДТП страховщику.

Все такие санкции регулируются соответствующим Кодексом об административных правонарушениях. Глава 12 в нём содержит нормы ответственности в области дорожного движения. И в ней есть всего одна статья, касающаяся ОСАГО – 12.37, которая предусматривает штраф за отсутствие ОСАГО или если водитель не вписан в действующий полис. А вот за неуведомление страховой компании после аварии наказания вы нигде не найдёте.

Регрессное требование от страховой

А вот это последствие уже вполне реально может наступить. Регресс – это требование страховщика от вас, если вы виновник ДТП, выплатить ему всю сумму, которая была компенсирована её же потерпевшему. То есть страховщик не отказывает в возмещении (нет у него такого права), а выплачивает всё. Но затем у него появляется право истребовать его полный размер с виновника.

Однако, такая ответственность с каждым днём становится всё реже на практике. Объясним, в чём тут дело.

Дело в том, что некогда в течение долгого времени в этой норме был подпункт "ж", который в 2021 году утратил законную силу. Произошло это на основании закона о внесении изменений №88. Именно пункт "ж" давал страховым компаниям право взыскивать всю выплаченную потерпевшим сумму с виновника, если тот не уведомил правильным образом свою компанию о ДТП и при условии, что само происшествие оформлено с помощью европротокола.

Конкретно утрата силы данного пункта произошла с 1 мая 2019 года. Но договоры ОСАГО, заключенные до этой даты, подчинялись и закону до внесения поправок. Поэтому для виновников с полисами до указанной даты подпункт "ж" актуален. Но таковых на сегодняшний день уже не осталось (при том, что страховой случай по такой страховке мог быть как максимум до 30 апреля 2020 года).

Поэтому в 2021 году за неисполнение требования виновником ДТП сообщить в страховую о событии не предусмотрено ни штрафа, ни регресса, равно как страховщик не имеет права отказать потерпевшему в возмещении при таких обстоятельствах.


История моего общения со страховой компанией "Согласие" началась в июле текущего, 2017 года, когда я приобрела полис ОСАГО на свой автомобиль Chevrolet Cruze.

Ничего не предвещало беды в очередную мою поездку. Но, к сожалению, несмотря на внимательность и бдительность на дороге, ДТП все же случаются. Так, я ехала по левой полосе главной дороги к небольшому перекрестку (по правой полосе ехал автобус, который поворачивал направо), и со второстепенной дороги мне наперерез выехал автомобиль, не уступив дорогу.



К счастью, скорость была небольшая, никто, кроме автомобилей не пострадал.



Для моей машины все оказалось не так страшно, но тем не менее, неприятно.

Далее возникли сложности с ГИБДД. В ходе телефонного разговора, один из сотрудников, выслушав обстоятельства ДТП, спросил, какие элементы автомобилей повреждены.

После перечисления целого списка поврежденных элементов, в выезде нам отказали, заявив, что ущерб каждому из участников составляет менее 50 тысяч рублей, и достаточно будет составить европротокол и обратиться в страховую компанию. Последующие звонки результата не дали, к нам никто не приехал. Выбора у нас не было, убрали машины с места ДТП, составили европротокол, разошлись.

Далее я позвонила на горячую линию страховой компании, девушка оператор зарегистрировала мою заявку, записала на прием к специалисту для подачи документов на возмещение ущерба.

На третий день после ДТП я приехала к специалисту от страховой компании с необходимыми документами, заполнила заявление. Затем эксперт провел осмотр моей машины, сфотографировал и составил перечень поврежденных элементов. Эксперт предупредил, что в связи с тем, что моя машина застрахована позже апреля 2017 года, мне полагается не денежная выплата, а возмещение ущерба в натуральной форме, то есть, ремонт автомобиля за счет страховой компании, в соответствии с изменениями к федеральному закону об ОСАГО, вступившими в силу 28.04.2017. Я даже обрадовалась, вспомнив, как несколько лет назад, моему мужу ремонт машины обошелся в 37 тысяч рублей, а страховая выплата составила всего 8. Но я начала переживать за качество устанавливаемых деталей, но об этом чуть позже.

Следующим этапом была отправка пакета документов в головной офис компании и ожидание направления на ремонт. Ожидание заняло 8 дней, и вот заветное СМС с номером телефона СТО, с которой заключен договор у страховой компании. Меня пригласили на осмотр, и в назначенный день я поехала. Прибыв на место, первым делом я поинтересовалась условиями ремонта. Работник СТО объяснил, что согласно изменениям к закону об ОСАГО, запчасти устанавливаются только новые и только оригинальные, чем меня успокоил.

Но изучив документы и повреждения моего автомобиля, работник СТО сказал, что суммы, выделяемой по европротоколу (50 тысяч рублей), на ремонт машины не хватит, и необходима справка о ДТП из ГИБДД (которой у меня не было по причине, указанной выше), чтобы мне не пришлось доплачивать из своего кармана, а страховая компания выделила на ремонт до 400 тысяч рублей.

Так, около недели ушло на получение справки. Сначала я написала заявление на получение справки, потом мне назначили день, когда будет работать тот инспектор, который отказал нам в своем визите, так как документы мне должен выдать именно он. Спустя еще несколько дней, мы с виновником ДТП приехали в ГИБДД, составили схему, объяснения, и я, наконец, получила справку.

Затем я снова поехала к эксперту от страховой компании, которому изначально сдавала документы, отдала ему справку, он прикрепил ее к делу и сказал снова ждать направление на ремонт. Ожидание снова длилось 8 дней, и вот, я еду на СТО, в надежде, оставить машину на ремонт. Но в этот раз работники СТО провели осмотр, сфотографировали повреждения, для составления сметы. После этого меня отправили ждать, пока СТО составит смету, а затем ее согласует страховая компания.

По прошествии 8 дней, мне позвонили с СТО с хорошей новостью, что страховая смету согласовала, запчасти заказаны, и в скором времени можно будет загонять машину в ремонт. После звонка прошла еще неделя, пришли запчасти для моей машины, и я поехала на СТО. Срок ремонта установили 1 неделю, не обманули.

Долгожданный день настал, я забрала отремонтированную машину с бонусом - рестайлинговым бампером.😊


В итоге, по времени все растянулось на 2 с лишним месяца: дата ДТП - 22.08.2017, дата окончания ремонта - 26.10.2017. В принципе, длительность - это единственный недостаток в сложившейся ситуации, не считая самого ДТП.

Читайте также: