Как сделать спорт паспорт на авто

Обновлено: 18.04.2024

ГОСТ Р 59011-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНЫЕ

Техническая экспертиза, требования к безопасности и методы проверки

Sport vehicles. Technical expertise, safety requirements and verification methods

Дата введения 2020-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методику проведения технической экспертизы (инспекции) транспортных средств в целях их отнесения к спортивным транспортным средствам, форму документов, оформляемых по результатам ее проведения, а также требования, предъявляемые к спортивным транспортным средствам с целью их допуска к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования, и методы проверки.

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, предназначенные для участия в спортивных соревнованиях, проходящих частично или полностью на дорогах общего пользования.

Настоящий стандарт не распространяется на транспортные средства категорий L, О, и .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33670 Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия

ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 транспортное средство; ТС: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.


3.2 спортивное транспортное средство; СТС: ТС категорий , N, не предназначенное для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, предназначенное исключительно для участия в спортивных соревнованиях, проходящих частично или полностью на дорогах общего пользования.

3.3 Международная автомобильная федерация; ФИА (Federation Internationale de l'Automobile; FIA): Всемирная некоммерческая организация, объединяющая национальные автомобильные клубы, автомобильные ассоциации и национальные автомобильные федерации, действующая в интересах развития автомобилизации и автомобильного спорта, имеющая консультативный статус при ООН и осуществляющая регламентацию автомобильного спорта на международном уровне.

Примечание - ФИА основана в 1904 году.


3.4 Национальная автоспортивная федерация; НАФ ( Sportive Nationale; ASN): Организация, член Международной автомобильной федерации, признанная ею как единственный орган, правомочный управлять автомобильным спортом на всей территории государства в соответствии с [2]*, а также как прямой представитель ФИА, уполномоченный применять спортивную и техническую регламентацию, в том числе в отношении аспектов безопасности, предписываемых ФИА в области автомобильного спорта на территории своей страны.

* Поз. [2], [4]-[7] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.5 Российская спортивная автомобильная федерация; РСАФ: Общероссийское общественное объединение, признанное ФИА как единственный орган, правомочный управлять автомобильным спортом на всей территории Российской Федерации в соответствии с [2] (статьи 3.1, 4), а также как прямой представитель ФИА, уполномоченный применять спортивную и техническую регламентацию на всей территории Российской Федерации, в том числе в отношении всех аспектов безопасности, предписываемых ФИА, и аккредитованное в соответствии с [3] исполнительным органом государственной власти в области физической культуры и спорта как спортивная федерация по виду спорта "Автомобильный спорт".

3.6 основная техническая экспертиза (инспекция); ТЭ: Комплексное органолептическое и инструментальное исследование конструктивных параметров, технических характеристик ТС, проводимое аккредитованным(и) экспертом(ами) по СТС в целях отнесения ТС к СТС.

3.7 повторная техническая экспертиза (инспекция); ПТЭ: Комплексное органолептическое и инструментальное исследование конструктивных параметров, технических характеристик ТС, проводимое аккредитованным(и) экспертом(ами) по СТС в целях отнесения ТС к СТС, проводимое в случае окончания сроков действия основной ТЭ или в случае внесения изменений в конструкцию СТС.

3.8 эксперт по спортивным транспортным средствам (эксперт по СТС): Лицо, отвечающее квалификационным требованиям и уполномоченное РСАФ для проведения ТЭ и ПТЭ в порядке, установленном этой федерацией.

Примечание - Квалификационные требования к эксперту по СТС - в соответствии с приложением А.

3.9 объект ТЭ: ТС и его отдельные узлы и агрегаты, а также установленное на него оборудование безопасности.

3.10 заказчик ТЭ: Владелец ТС либо его официальный представитель, действующий на основании доверенности, принимающий решение о необходимости проведения ТЭ.

3.11 заключение ТЭ: Документ, оформляемый аккредитованным(и) экспертом(ами) по СТС по результатам проведения ТЭ в случае несоответствия ТС требованиям, предъявляемым к СТС.

3.12 форма идентификации СТС; ФИСТС: Документ на ТС, выданный РСАФ, подтверждающий принадлежность ТС к категории СТС, в порядке, установленном этой федерацией.

Примечание - Форма идентификации СТС - в соответствии с приложением Б.

3.13 идентификация: Установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на ТС и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки ТС или его компонентов.

3.14 маркировка ТС: Информация, нанесенная изготовителем на ТС с целью идентификации при выпуске в обращение ТС, представляющая собой совокупность обозначения ТС и его паспортных данных, содержащихся непосредственно на основных номерных узлах и агрегатах и/или на маркировочной табличке изготовителя (при их наличии).

3.16 омологационная карта: Документ установленной формы ФИА, РСАФ или иной НАФ, описывающий омологированную модель СТС, имеющий свой собственный уникальный номер.

3.17 омологационное расширение: Дополнительные листы, выпущенные к существующей омологационной карте, изменяющие или дополняющие ее, имеющие уникальную для каждого расширения нумерацию и привязанные к основной омологационной карте.

3.18 классификация и технические требования; КиТТ: Технические нормы и требования, предъявляемые к СТС, участвующим в соревнованиях по автомобильному спорту на территории Российской Федерации, установленные РСАФ.

Примечание - Технические требования по отдельным дисциплинам автомобильного спорта опубликованы, как правило, в виде приложений к КиТТ.

3.19 приложения к КиТТ: Отдельные главы национальных технических требований, конкретизирующие предписания к СТС, участвующим в данном виде/дисциплине автомобильного спорта, либо к тем или иным техническим элементам автомобильного спорта.

3.20 приложение "Джей" к Международному спортивному кодексу ФИА (приложение "J"): Международные технические требования ФИА к СТС, участвующим в соревнованиях.

3.21 соревнования с раздельным стартом: Комплексные спортивные соревнования с раздельным стартом каждого автомобиля, состоящие, как правило, из двух типов состязаний: первый тип - движение по дорогам общего пользования, где участники обязаны соблюдать правила дорожного движения, второй тип - дополнительные соревнования на участках маршрута, при которых правила дорожного движения не действуют.

Примечание - Основным критерием оценки первого этапа являются точность соблюдения расписания и последовательность прохождения судейских пунктов. Определяющим фактором оценки второго этапа является время, затраченное на его прохождение.

3.22 ралли, ралли-рейд, трофи-рейд: Разновидности соревнований с раздельным стартом, правилами проведения которых предусмотрено в том числе движение СТС по дорогам общего пользования с обязательным соблюдением правил дорожного движения.

3.23 безопасный топливный бак: Специальный топливный бак, изготовленный в соответствии с одним из соответствующих стандартов ФИА или РСАФ, имеющий маркировку, сертификат установленной формы и ограниченный срок годности.

3.24 главный выключатель электрооборудования: Устройство для размыкания всех электрических цепей СТС (аккумуляторная батарея, генератор, светотехнические приборы, звуковые сигналы, зажигание, топливные насосы, электрические средства управления и т. д.), останавливающее двигатель.

Примечание - Привод главного выключателя электрооборудования должен быть продублирован или быть доступен снаружи СТС и иметь соответствующую маркировку.

3.25 дополнительные фары головного света: Устройства освещения для использования в темное время суток и в иных условиях плохой видимости для спортивных соревнований исключительно вне дорог общего пользования.

Примечание - При движении по дорогам общего пользования дополнительные фары могут быть установлены, но включение их запрещено.

3.26 каркас безопасности: Пространственная трубчатая структура, установленная в кабине (кузове) СТС близко к панелям кузова, функцией которой являются уменьшение деформации кабины (кузова) и защита экипажа в случае аварии, изготовленная и установленная в соответствии с требованиями ФИА и/или иной НАФ.

3.27 защитные сетки: Устройства безопасности оконного проема кузова или кабины, устанавливаемые на СТС, передние двери которых оснащены опускающимися окнами или окнами, выполненными из стекла или поликарбоната, и прикрепленные к дверям или к каркасу безопасности, с быстросъемными замками, доступными изнутри и/или снаружи СТС.

3.28 система пожаротушения (бортовая система пожаротушения): Система, предназначенная для борьбы с пожаром в моторном отсеке/кабине/отсеке топливного бака и для обеспечения экипажу возможности эвакуации из загоревшегося СТС, изготовленная и установленная в соответствии с одним из соответствующих стандартов ФИА или РСАФ.

Примечание - Бортовые системы пожаротушения имеют ограниченный срок годности и требуют периодического переосвидетельствования/перезарядки.

3.29 ремни безопасности (спортивные ремни безопасности): Устройство пассивной безопасности, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, предназначенное для уменьшения опасности ранения пользователя путем ограничения возможности перемещения его тела в случае столкновения или резкого замедления автомобиля, разработанное специально для использования в СТС, изготовленное в соответствии с одним из стандартов ФИА или иных, признанных РСАФ, и имеющее ограниченный срок годности.

3.30 спортивные сиденья: Анатомические или полуанатомические ковшеобразные сиденья, специально изготовленные в соответствии с одним из соответствующих стандартов ФИА или иных, признанных РСАФ, и имеющие ограниченный срок годности.

3.31 идентифицирующая маркировка СТС; ИМСТС: Маркировка, подтверждающая принадлежность ТС к СТС и соотносящая его с ФИСТС данного СТС.

Примечание - ИМСТС представляет собой пломбу-наклейку с уникальным защищенным от подделки номером, которую невозможно удалить без нарушения ее целостности. Одна часть номерной пломбы-наклейки клеится на переднюю дугу каркаса безопасности СТС, вторая - вклеивается в ФИСТС. Требования к ИМСТС определяются РСАФ.

4 Проведение технической экспертизы (инспекции) спортивного транспортного средства

4.1 ТЭ и ПТЭ проводится аккредитованным(и) экспертом(ами) по СТС в целях отнесения ТС к СТС и централизованного учета СТС на территории Российской Федерации.

ТЭ и ПТЭ включает в себя:

- проверку соответствия ТС требованиям к СТС;

- формирование результатов ТЭ в виде ФИСТС/изменений к ФИСТС (при положительном результате) или заключения ТЭ (при отрицательном результате).

Для проведения ТЭ ТС должно быть укомплектовано всеми необходимыми для осмотра узлами и агрегатами, а также оборудованием безопасности и находиться в технически исправном состоянии.

4.2 ТЭ проводится в соответствии с требованиями к СТС в каждой дисциплине (ралли, ралли-рейд, трофи-рейд), категории и группе, в которую попадает оцениваемое ТС.

Примечание - Требования к СТС, категории и группы устанавливаются РСАФ по согласованию с заинтересованными организациями с учетом международных требований.

4.3 Эксперты по СТС могут проводить ТЭ как индивидуально, так и в составе экспертных комиссий и других экспертных коллективов, в порядке, установленном РСАФ.

Эксперт по СТС вправе запрашивать у заказчика ТЭ, организаций и третьих лиц разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проведения ТЭ, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной.

Читайте также: