Как изменится длина остановочного пути автомобиля если время реакции водителя увеличится

Обновлено: 28.03.2024

Вне зависимости от уровня профессионализма человека, управляющего автомобилем, при движении возникают ситуации, вынуждающие остановить транспортное средство. И сделать это надо очень быстро. Это могут быть:

  1. Выход из строя агрегата (узла) автомобиля, влияющего на безопасность движения.
  2. Препятствия на проезжей части (камень, яма, упавшее дерево).
  3. Неожиданное появление человека (животного) на дороге.
  4. Создание другими участниками движения аварийной ситуации.

Возникновение любой из ситуаций вынуждает водителя применять экстренное торможение автомобиля. Однако из основ физики известно, что любое движущееся тело какое-то время продолжает поступательное движение, повинуясь силе инерции. То есть, проходит определенное расстояние.

Но за рулем автомобиля не робот, а человек, которому необходимо время на анализ ситуации и принятие решения, или время реакции, в течение которого авто продолжает движение, проходя путь реакции.

С момента возникновения необходимости остановки и до остановки транспортное средство пройдет путь, равный сумме пути реакции и тормозного пути. Это – остановочный путь автомобиля, а время его прохождения называют временем остановочного пути.

тормозной путь


Автотранспорт — правила, нормы, положения

Тормозной путь автомобиля.

1. Тормозной путь автомобиля — расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях.

Наименование вида АТСКатегория АТСУсилие на органе управления, НТормозной путь АТС, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские автомобилиМ149015,8
М2, М368619,6
Легковые автомобили с прицепом без тормозовМ149015,8
Грузовые автомобилиN1, N2, N368619,6

Нормативные значения тормозного пути установлены при:

а) начальной скорости торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч;

б) не превышении технически допустимой максимальной массы транспортного средства;

в) соблюдении при торможении с начальной скоростью 40 км/ч коридора движения шириной не более 3-х метров (транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из этого коридора).

г) движении на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием (коэффициент сцепления шин с дорогой 0,7 – 0,8);

д) торможении рабочей тормозной системой в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на орган управления.

М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили).

М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (автобусы).

М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (автобусы.

N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

2. Тормозной путь автомобиля при начальной скорости торможения выше 40 км в час.

Для этого в ГОСТе приводится следующая формула:

St = AVо + Vо2/26 Jуст., где

Vо — начальная скорость торможения АТС, км/ч;

Jуст — установившееся замедление, м/с2;

А — коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.

При пересчетах нормативов тормозного пути Sт следует использовать значения коэффициента А и установившегося замедления Jуст для различных категорий АТС, приведенные в нижеуказанной таблице (по ГОСТ Р 51709-2001):

Наименование АТСКатегория АТС (тягач в составе автопоезда)Исходные данные для расчета норматива тормозного пути ST АТС в снаряженном состоянии
АJ уст, м/с2
Пассажирские и грузопассажирские автомобилиМ10,105,2
М2, М30,154,5
Легковые автомобили с прицепомМ10,105,2
Грузовые автомобилиN1, N2, N30,154,5
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)N1, N2, N30,184,5

Далее приводятся значения тормозного пути для различных скоростных режимов, расчитанных по данной методике.

Для легковых автомобилей:

— при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь будет 23 метра;

— при начальной скорости торможения в 70 км/ч тормозной путь будет равен 43 метрам;

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь составляет 69 метров;

— при 110 км/ч — тормозной путь составляет 100 метров;

— при 130 км/ч – 138 метров;

— при 150 км/ч тормозной путь будет 181 метр.

Для автобусов при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь равен 29 метрам, при 70 км/ч – 52 метра, при 90 км/ч – 83 метра.

Для грузовых автомобилей без прицепа – аналогично автобусам.

Для грузовых автомобилей с прицепом (полуприцепом):

— при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь будет 30 метров;

— при начальной скорости торможения в 70 км/ч тормозной путь будет 55 метров;

— при начальной скорости торможения в 80 км/ч тормозной путь будет 69 метров;

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь будет 85 метров;

Пересчет значений тормозного пути производится для условий движения на сухом чистом асфальте на режимах торможения согласно правил эксплуатации конкретных марок автомобилей с учетом наличия АБС и без АБС.

3. Тормозной путь автомобиля является основным составляющим длины остановочного пути.Остановочный путь — это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки. Остановочный путь будет больше тормозного пути на величину в метрах за время реакции водителя и за время срабатывания тормозной системы.

Время реакции водителя составляет от 0,4 до 1,2 с и зависит от профессионализма водителя и его физического и психо — эмоционального состояния (время реакции увеличивается при усталости, заболеваниях, резко возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении).

Время срабатывания тормозной системы — это время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие тормозного устройства. Зависит от качества и состояния тормозной системы, обычно составляет до 0,4 сек у тормозов с гидравлическим приводом и до 0,8 сек у тормозов с пневматическим приводом.

Для справки. 60 км в час равно 16,7 метров в секунду (60000 м:3600 сек).

4. Тормозной путь автомобиля, кроме начальной скорости торможения, зависит от множества других дополнительных факторов. Это состояние тормозов, состояние шин, наличие АБС, вид дорожного покрытия, погодные условия. Обобщающим показателем состояния шин и дорожных условий является коэффициент сцепления шин с дорогой.

По ГОСТ Р 51709-2001 коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью – это отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.

Согласно краткого автомобильного справочника (НИИАТ, 1983год) значения коэффициента сцепления при скорости 40 км в час выглядят следующим образом:

Тип покрытияКоэффициент сцепления с дорогой
Сухая поверхностьМокрая поверхность
Асфальтобетонное, цементобетонное покрытие0,7-0,80,35-0,45
Щебеночное покрытие0,6-0,70,3-0,4
Грунтовая дорога0,5-0,60,2-0,4
Дорога, покрытая укатанным снегом0,2-0,30,2-0,3
Обледенелая дорога0,1-0,20,1-0,2

Формула тормозного пути автомобиля

Часто возникают ситуации, требующие узнать тормозной путь автомобиля. Это необходимо при:

  • проведении криминалистической экспертизы (например, в случае ДТП);
  • контрольных проверках доработанных тормозных систем;
  • испытаниях автомобилей, запускаемых в серийное производство.

Расчет тормозного пути выполняется по формуле:

формула расчета тормозного пути

Коэффициент сцепления – величина непостоянная, поскольку его значение зависит от состояния дорожного покрытия. Ниже в таблице приведены усредненные значения Фс для основных типов дорожных условий.

Состояние покрытия Числовое значение коэффициента
обледеневшее 0,1
заснеженное 0,2
влажное 0,4
Чистое и сухое 0,7

Пример №1: Автомобиль движется по заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч. На расстоянии ста метров водитель замечает внезапно возникшее препятствие и начинает торможение. S = (1/ (254 • 0,2)) • 1002. Путем несложных вычислений получаем длину тормозного пути автомобиля, равную 196,85 метра.

Резюме: Столкновения избежать не удалось.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин, влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п. Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости. Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м
50 16,3
60 23,5
70 32,1
80 42,0
90 53,0
100 65,5

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 802. Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест. Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля. Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

время торможения на лысой резине

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия Величина тормозного пути, м
с АБС без АБС
гололед 19,0 12,0
снежная каша, лед, неровности 25,0
рыхлый снег 23,0
асфальт (сухой) 7,5 10,0
асфальт (мокрый) 11,0 9,0

Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий.

Когда и как производится замер

Такие вычисления могут потребоваться в ряде случаев:

  • испытания авто технического характера;
  • проверка работоспособности тормозной системы после ремонта или доработки;
  • экспертиза, проводимая криминалистами.

Проверка тормозной системы авто

При движении по дороге заниматься расчётами тормозного пути нет смысла. В памяти водителя должны всегда находиться средние показатели. Они соответствуют нормальным погодным условиям, исправному автомобилю, в том числе, нормальному состоянию тормозной системы:

  • при скорости 50 км/ч автомобиль будет тормозить 16,3 метра;
  • на скорости 60 км. в час этот показатель возрастёт до 23,5 метра;
  • при скорости передвижения 70 км тормозной путь составит 32,1 м.;
  • 80 км/ч соответствует тормозной путь в пределах 42 м.;
  • 90 км/ч — это уже 53 метра;
  • при скорости 100 км. автомобиль будет останавливаться на протяжении 65,5 метров.

Эти показатели в разы будут увеличиваться при неблагоприятных погодных условиях. Если знать средние показатели расстояния, которое тратится на полную остановку автомобиля, то дистанция на дороге всегда будет соблюдаться, следовательно, риск столкновения существенно снизится.

Цели и задачи урока: формирование чувства опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; знакомство учащихся с понятиями тормозной и остановочный путь, опасная зона.

Материалы к уроку:

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы - водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

С момента нажатия на педаль тормоза колеса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются, но автомобиль еще не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путем торможения или тормозным путемТ).

остановочный путь

ВложениеРазмер
reshenie_zadach_na_nahozhdenie_dliny_ostanovochno-go_puti.docx 57.67 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока: формирование чувства опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; знакомство учащихся с понятиями тормозной и остановочный путь, опасная зона.

Материалы к уроку:

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы - водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

С момента нажатия на педаль тормоза колеса начинают вращаться медленнее, даже останавливаются, но автомобиль еще не остановился. Путь, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки, называется путем торможения или тормозным путем (Р Т ).

А путь, который проходит автомобиль с того момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным путем (Р ТL ).

Таким образом, остановочный путь (Р ТL ) = пути, проходимому за время реакции водителя (R Т ) + тормозной путь (Р Т ).

Автоинспектор записал имя мальчика, номер школы, домашний адрес и отпустил его домой.

А ведь все могло закончится иначе. Как? (Учащиеся перечисляют все возможные последствия поступка мальчика).

Мальчик мог получить травму, мог остаться инвалидом. Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Но работа автоинспектора на месте происшествия этим не кончилась. Вернее, только началась. Надо было установить, с какой скоростью ехал автомобиль, придерживался ли водитель правил дорожного движения. Во-первых, автоинспектор измерил след торможения.

При расследовании причин дорожного происшествия это самое главное, ведь по тормозному пути можно установить скорость автомобиля.

Длина следа торможения составила 12 метров. Это - тормозной путь , путь, который прошел автомобиль с начала торможения до полной остановки. Затем автоинспектор вынул из папки таблицу, подсчитал и сказал водителю, что тот ехал со скоростью 40 км/ч. А мальчика на дороге он заметил в 20-25 метрах. Как он это узнал? Подсчитаем и мы.

Вспомним, что тормозной путь (Р Т ) + путь, проходимый за время реакции водителя ( R Т ) = остановочному пути ( Р ТL ). Длину тормозного пути мы уже знаем, он составляет 12 метров. Нужно узнать длину пути, проходимого за время реакции водителя. Допустим, что время реакции водителя - 1 секунда. Сколько метров пройдет автомобиль за одну секунду, если его скорость 40 км/ч?

1 час - это 60 минут, 1 минута - 60 секунд, значит 1 час = 3600 секунд.

1 километр = 1000 метров, 40 километров = 40 000 метров.

40000 : 3600 = 11,1 метров. Это и есть путь, проходимый за время реакции водителя (R Т ).

А длина остановочного пути (P ТL ):

12 м + 11,1 м = 23,1 м.

На расстоянии 23,1 метров водитель увидел бегущего мальчика. Если бы он заметил его на меньшем расстоянии, то последствия были бы печальными, несчастье стало бы неминуемым. При езде по ровной, сухой асфальтированной дороге со скоростью 40 км/ч водитель легкового автомобиля в состоянии остановить машину через 23 метра после того, как он заметил опасность. Это расстояние называется опасной зоной , сюда нельзя попадать никому. У каждого движущегося транспортного средства своя опасная зона впереди машины, длина этой зоны зависит от:

- скорости движения транспортного средства;

- от массы автомобиля;

- от профиля пути (ровность, наличие подъемов и спусков);

- от состояния покрытия и качества протектора на шинах.

Скорость движения и опасная зона

Чем больше скорость автомобиля, тем длиннее путь, проходимый им за одну секунду. С ростом скорости возрастает в первую очередь путь, который проходит автомобиль за время реакции водителя. Чем больше скорость, чем больше усилие, развиваемое в колесах, тем длиннее и тормозной путь, и опасная зона.

Длина опасной зоны в метрах на сухой асфальтированной дороге при различных скоростях легкового автомобиля:

Путь, проходимый
за 1 секунду времени реакции водителя ( R Т )

Тормозной путь (Р Т )

Опасная зона (P ТL )

Особенно трудно определить расстояние приближающегося автомобиля и приблизительную скорость его в сумерках, в темноте, в туман, в дождь и снегопад. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Пешеходы и водители не очень хорошо различают, что делается на дороге. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. При плохом освещении часто близкие предметы кажутся далёкими, а далёкие – близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, удаляющийся – за приближающийся, и наоборот. В темноте трудно определить по свету фар автомобиля, приближается он или нет. А если приближается, то с какой скоростью.

Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но всё равно ночное зрение значительно хуже дневного.

При плохом освещении, в сумерках, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется тёмным и даже черным. Зелёный цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего, становится виден зелёный, затем жёлтый и красный. К сожалению, не все пешеходы и водители это знают и не проявляют должной осторожности в темноте.

Вывод простой. В темноте при переходе улицы расстояние до приближающегося автомобиля должно быть больше, чем днём. Торопиться и днём нельзя, а в темноте тем более. Желательно в тёмное время не носить тёмную одежду. Если есть возможность, то надо использовать светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть вас на большом расстоянии.

Вот как много всего надо знать и учитывать водителю, выбирая скорость движения своего автомобиля, а пешеходу – определяя расстояние до приближающегося автомобиля, если надо перейти дорогу.

Когда водитель выбирает скорость движения, он знает техническое состояние своего автомобиля и свои возможности. Поэтому ему известна и длина тормозного пути автомобиля.

Пешеход же не знает ни технического состояния приближающегося автомобиля, ни в каком физическом состоянии находится водитель, каковы его умение и опыт.

Значит, для пешехода очень важно, переходя дорогу, правильно выбрать расстояние до приближающегося автомобиля или другого транспортного средства. Нельзя переходить дорогу в тех местах, где водитель не ожидает появления пешехода на проезжей части, т.е. там, где нет пешеходного перехода. Пешеход обязан знать, где и как переходить дорогу, и выполнять эти правила очень точно.

Масса автомобиля и опасная зона

Чем больше масса транспортного средства, тем больше его энергия. Поэтому и получается, что при одной и той же скорости у различных транспортных средств разная длина тормозного пути, а, следовательно, и опасная зона. У грузового автомобиля играет роль вес груза, ведь автомобиль без груза легче остановить, чем груженый. Груз увеличивает тормозной путь грузового автомобиля примерно на одну треть

Состояние покрытия дороги и опасная зона

Самое большое влияние на длину пути торможения имеет состояние покрытия. Чем шершавее полотно дороги, тем лучше сцепление колес с дорогой. Когда при торможении колеса начинают вращаться медленнее, нет опасности скольжения. Для торможения это обстоятельство имеет огромное значение. У нас дороги покрываются асфальтобетоном, асфальтом, щебнем и гравием. Они имеют разную степень шероховатости. Водителям нравится больше всего асфальт, покрытый щебнем. Гораздо хуже гладкий асфальт. Асфальт, покрытый щебнем, можно сравнить с наждачной бумагой, а гладкий асфальт - с обычной бумагой, скажем, листом из тетради. Попробуйте провести пальцем по наждачной бумаге. Как-то само по себе происходит сцепление пальцев с бумагой. Иное дело с гладкой бумагой. Пальцы скользят по бумаге, сцепление гораздо хуже. Точно так же обстоит дело со сцеплением шин и дороги при различных покрытиях.

Особенно большое влияние на состояние покрытия имеют метеорологические условия. Лучше всего сцепление шин с дорогой при сухом покрытии. Сцепление сильно ухудшается при мокром покрытии.

Особенно обманчиво и представляет большую опасность для водителей и пешеходов начало дождя. Первые капли дождя, упавшие на дорогу, смешиваются с пылью и покрывают дорогу слизистым слоем. Это значительно ухудшает сцепление шин с дорогой, вождение автомобиля затруднено, на поворотах автомобиль может занести, резкий поворот рулевого колеса может вызвать боковое скольжение.

Когда начинается дождь, то в самом опасном положении оказываются мотоциклисты. Двухколесный мотоцикл становится трудноуправляемым, колеса начинают скользить, и мотоцикл может опрокинуться. Через некоторое время дождь смоет с дороги слизистый слой, сцепление шин с дорогой немного улучшится, но останется все же не таким хорошим, как прежде. Почему?

Все дело в том, что колесо автомобиля при вращении не может полностью вытеснить воду, попавшую в канавки протектора. Между шиной и полотном дороги остается слой воды, автомобиль едет как бы на водяной подушке и поэтому неустойчив. При быстрой езде кажется, что автомобиль как бы плавает на дороге. Это явление называется акваскольжением. По существу оно похоже на катание на водяных лыжах. Невероятно великая сила у дождевой капли на дороге. Она заставит скользить даже самый тяжелый грузовик. Чем больше износились шины, тем больше вероятность скольжения.

В несколько раз опаснее мокрой дороги дорога с укатанным снежным покрытием и особенно гололед. Тормозной путь тут возрастает особенно резко.

Дождь, снег и гололед - нежеланные спутники водителя. Тормозной путь, а также опасная зона возрастают на укатанной снежной дороге в два раза, а при гололеде - в пять раз. Остановить автомобиль зимой гораздо труднее, чем летом.

Много неприятностей причиняют водителям неосторожные пешеходы. Им кажется, что зимой так же просто остановить автомобиль, как и летом. Мы уже разъясняли, что это не так. Опасная зона впереди автомобиля теперь увеличена в несколько раз. А невнимательный пешеход, которому все это нипочем, переходит дорогу перед автомобилем, который, как ему кажется, еще довольно далеко. Водитель инстинктивно нажимает на педаль тормоза. Но так как сцепление колес с дорогой плохое, то колеса перестают вращаться, блокируются, машина же скользит дальше наподобие саней, не подчиняясь управлению рулем.

Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Как изменяется тормозной путь при увеличении скорости?

С увеличением скорости даже на 10 км в час тормозной путь растет в геометрической прогрессии. Так, результаты исследований показывают, что при скорости в 60 км в час, тормозной путь составляет примерно 50-60 метров, но если увеличить скорость на 30 км в час, то тормозной путь составит минимум 120 метров.

Что одновременно влияет на путь за время реакции и тормозной путь?

С ростом скорости возрастает в первую очередь путь, который проходит автомобиль за время реакции водителя. Чем больше скорость, чем больше усилие, развиваемое в колесах, тем длиннее и тормозной путь, и опасная зона.

Как изменяется длина тормозного пути автомобиля при движении с прицепом?

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы? Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.

Как изменяется путь торможения от скорости движения гаи?

Величина тормозного пути находится в зависимости от квадрата скорости. Так, при увеличении скорости в два раза, величина тормозного пути возрастет в четыре раза, а при увеличении скорости в три раза – тормозной путь возрастет в девять раз.

Как измеряется тормозной путь при увеличении скорости?

Так как тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости, то есть, при увеличении скорости в два раза, тормозной путь увеличится в 4 раза. 1. Тормозной путь не зависит от массы автомобиля.

Как изменяется поле зрения водителя при увеличении скорости движения?

С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как он вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить ситуацию в стремительно меняющейся дорожной обстановке.

Что такое остаточный путь?

Остановочный путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь. Остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.

Чем отличается тормозной путь от остановочного пути?

Остановочный путь автомобиля — это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки (рис. … Тормозной путь — это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на пе- даль тормоза до его полной остановки. Тормозной путь является частью остановочного пути.

Что такое путь пройденный автомобилем за время реакции водителя?

Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции. А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя.

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с Приуепом?

Не изменяется. 3. Увеличивается. При подсоединении прицепа, не имеющего своей тормозной системы, тормозной путь автомобиля увеличивается, так как увеличивается масса сцепленных ТС.

Как изменяется длина тормозного пути автомобиля в зависимости от степени его загруженности?

Чем больше загружен автомобиль, тем длиннее у него тормозной путь. 3.5. Длина тормозного пути у легкового автомобиля с прицепом больше, чем у автомобиля без прицепа.

Как изменяется длина тормозного пути грузового автомобиля при буксировке?

Какой тормозной путь при скорости 80 км ч?

От чего зависит средний тормозной путь любого автомобиля.

Скорость Расстояние, которое проезжает автомобиль пока водитель не нажмет педаль тормоза Тормозной путь с момента начала торможения (с момента нажатия педали тормоза)
32 км/ч
48 км/ч 14м
64 км/ч 12м 24м
80 км/ч 15м 38м

Какой тормозной путь при скорости 90 км ч?

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь составляет 69 метров; — при 110 км/ч — тормозной путь составляет 100 метров; — при 130 км/ч – 138 метров; — при 150 км/ч тормозной путь будет 181 метр.

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения 1 не зависит?

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения? 1. Не зависит. … Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час по правилам дорожного движения для учащихся старших классов

"Тормозной и остановочный путь транспортного средства"

Участники: учащиеся старших классов, классный руководитель.

Цель: напомнить учащимся об опасности перехода проезжей части перед близко движущимся транспортом.

- научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути;

- содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности;

- повторить основные знания по безопасному переходу улицы.

Наглядность:

- оформление классной доски (тема, план проведения классного часа);

Ход занятия

I. Классный руководитель сообщает тему и цель занятия. Напоминает о необходимости изучения и соблюдения ПДД, последствиях при их нарушении.

Актуальность.

Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. (Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%.

II. Классный руководитель разбирает причины, по которым жертвами ДТП становятся дети.

Мы каждое утро выходим на улицу и становимся пешеходами. Интенсивность дорожного движения в Павловске увеличивается. Анализ данных о количестве ДТП, свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, а еще чаще дети. Почему?

Факт 1. Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чём это выражается?

1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.

2) Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценивать правильно.

3) Собственная скорость передвижения кажется ребёнку гораздо больше, чем на самом деле.

Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов.

Скорость движения пешеходов в зависимости от возраста

Возраст и пол

Скорость движения пешеходов

1,11 м/с = 1,11х3600:1000 км/ч = 3,996 км/ч

Подростки 11-16 лет

1,59 м/с = 1.59х3600:1000 км/ч = 5,724 км/ч

Мужчины до 55 лет

1,62 м/с = 1.62х3600:1000 км/ч = 5,832 км/ч

Мужчины свыше 55лет

1,5 м/с = 1.5х3600:1000 км/ч = 5,4 км/ч

Женщины до 55 лет

1,35 м/с = 1.35х3600:1000 км/ч = 4,86 км/ч

Женщины после 55 лет

1,29 м/с = 1.29х3600:1000 км/ч = 4,644км/ч

При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду. Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Дети с искажением воспринимают звуки на дороге. Подростки часто ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности. У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Факт 3. Есть ещё один фактор, который следует учитывать. Люди делятся на “ левшей” и “правшей” по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно, разный тип восприятия информации. Так, “правши”, т.е., у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются “мыслителями”, а “левши” те, у кого преобладает работа правого полушария мозга – “художниками”. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети “левши” лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков.

Чувство тревоги и опасности не врождённое, а приобретённое. Поэтому развитые чувства опасности и ответственности за свою и чужую жизни могут предотвратить трагедию на дороге. Нужно соблюдать осторожность на проезжей части в любое время года, особенно зимой. Знание того, сколько проедет автомобиль перед тем, как остановиться, какова дистанция безопасности, поможет избежать проблем на дороге.

Факт 4. Ни одна машина сразу остановиться не может.

Останавливаясь около заранее намеченного места, водитель выключает двигатель, и автомашина продолжает двигаться только по инерции. Затем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке. Машина не может остановиться сразу, как только её затормозили.

Остановочный путь автомобиля - все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки.

Автомобиль нельзя остановить мгновенно. Для его остановки требуется определённое время, за которое он проходит некоторое расстояние. Остановочный путь состоит из двух частей: расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.

Время реакции водителя.

Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с. На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

Тормозной путь - это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

Тормозной путь автомобиля зависит от многих факторов:

а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.

б) от скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.

Если водитель едет со скоростью 25 км/ч, затем переходит на скорость 50 км/ч., то есть, скорость удваивается. Как при этом изменится тормозной путь? Казалось бы, скорость удвоилась, и тормозной путь тоже должен увеличиться вдвое. На самом деле он увеличивается в 4 раза. Если скорость увеличить в 3 раза, то тормозной путь увеличивается в 9 раз, а если в 4 раза – то в 16 раз.

Изменение тормозного пути в зависимости от скорости движения автомашины, показано в таблице.

Скорость движения км/ч

Тормозной путь по сухой дороге

Тормозной путь по мокрой дороге

Тормозной путь по ледяной дороге

в) от состояния дороги. Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.

Вопрос: когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт уже некоторое время?

Ответ. В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жирной плёнки, которая существенно снижает качество сцепления колёс с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идёт уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую плёнку.

г) от нагрузки и тяжести машины. Более тяжёлая машина (грузовик, автобус) имеет больший тормозной путь, чем, например, маленький “Москвич”.

д) от исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.

Но не будем забывать, что вы не только пешеходы, но и время от времени и пассажиры. Поэтому не должны забывать о ремне безопасности. Скажите, вы, ваши папы и мамы всегда пристегиваются? Не всегда. А в остальных случаях надеются, что доберутся до работы или магазина без проблем. Вы знаете, более ста граждан, которых ежедневно недосчитываются в России, тоже так думали. И если бы все они были пристегнуты ремнями безопасности, эта страшная цифра сократилась бы на две трети.

Что же происходит с водителями и пассажирами, если они не пристегнуты на скорости 80 км. в час наезжают на дерево или стену? Через 0,03 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля. Останавливает его движение на линии передних сидений; в тоже время пассажиры продолжают двигаться по инерции со скоростью 80 км. в час. Спустя секунды водитель грудной клеткой ломает руль и с силой 9 тонн ударяется о приборный щиток. Затем водитель и пассажир рядом с ним ударяются головой о лобовое стекло… Ясно, в живых не останется никто. Будь водитель и пассажир пристегнуты, они имели реальные шансы выжить. Не зря же чемпион мира по Формуле - 1 Ральф Шумахер пристегивался, даже, когда ему надо отогнать машину от дома в гараж. И проехать то всего-то тридцать метров. Словом, пристегнутые ремни во всем мире - такая же обыденность, как зубная щетка.

Прогресс не стоит на месте. Уже выпускаются устройства, которые предупреждают водителя звуковым сигналом о необходимости пристегнуться. Больше того, есть ремни, которые автоматически пристегивают водителя и пассажиров.

Напоминайте своим родным, чтобы они пристегивались. Вы очень близкие люди вашим родителям, и ваш совет не оставит их равнодушными.

1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.

2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)

3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Подводится итог мероприятия: учащиеся разбиваются на группы по 7–9 человек и на плакатах оформляют выводы по теме классного часа.

1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд. испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.

3. правила уличного движения / авт. В.Л.Дудкин – Киев: Радянска школа, 1970. – 118с.

Журнал “Автомир” №9, №36 – 2008.

4. Правила дорожного движения Российской Федерации/сост. А.Т.Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007. – 64с.

5. Пешеход на дороге. /авт. М.Л. Форштат, А.П..Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков. – С-Пб.: Автоград, 2001. – 39 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: