Как избавиться от страха ездить на машине пассажиром после дтп

Обновлено: 23.04.2024

Как перебороть чувство тревоги, панику и страх во время вождения автомобилем? Советы профессионального инструктора автошколы.

Многие женщины любят жаловаться на то, что им очень тяжело без автомобиля, но при этом в ответ на резонный совет - "Научись водить и катайся!" - вздыхают: "Научилась, а ездить боюсь. ". И до тех пор, пока страх будет перевешивать желание, за руль женщина, конечно, не сядет. Так чего же боится женщина-автолюбитель?

Страх первого раза

Страх, возникающий, когда вы впервые садитесь за руль, нормален и рационален, он помогает сохранить вашу и чужие жизни на дороге, потому что люди, у которых его совсем нет (бывают и такие), носятся со скоростью 220 км/час и лихо подрезают окружающих, но, как правило, это проходит после первой аварии. Все испытывают страх и преодолевают его, миллионы людей ездят, и вы будете - с опытом страх проходит.

Не стоит, впервые садясь за руль, с ужасом представлять, как вы попадете в аварийную или нестандартную ситуацию и растеряетесь. Если вы будете постоянно об этом думать, то именно так и случится. Лучше смоделируйте другой вариант поведения: при возникновении сложной ситуаций вы плавно нажимаете ногой на тормоз. Мысленно и наяву отрепетируйте это действие. Как только почувствуете, что этот навык доведен у вас до автоматизма, сразу же успокоитесь.

Ожидание страха

Кстати сказать, ожидание страха иногда бывает больше самого страха: некоторые страшно боятся сесть за руль, но как только это сделают, страх сразу уходит. Другим же нужно основательно поработать над собой.

Муж - не лекарство от страха

Муж-инструктор способен спровоцировать появление у вас еще одного страха: страха ошибки. Если вы на чужой машине переключите передачу, недожав сцепление, в результате чего машина взвоет как резаная, инструктор вздохнет и объяснит, что вы сделали не так (вы у него сегодня третья, кто это сделал), а муж. Всем понятно, что скажет муж. После таких уроков обе стороны обычно вылезают из машины злые и усталые. А из учебной машины вы должны выходить с совершенно другим ощущением: вы сегодня научились чему-то новому, у вас получается!

Крепи уверенность

Свершилось: у вас есть права!Но это отнюдь не означает, что теперь вы можете ездить, ничего не боясь. Наоборот, мысль о том, что придется ехать ОДНОЙ, без инструктора, у многих женщин вызывает панику. Начните ездить там, где мало машин и людей, причем в раннее время (около 6-7 утра), когда на дорогах еще никого нет, в хорошую сухую погоду. "Проходите" хорошо знакомые вам маршруты возле дома, работы, не забывая о том, что учебная езда во дворах запрещена. Затем осваивайте другие горизонты - это прибавит опыта и избавит от страхов! Ставьте себе небольшие цели в пределах своего района: съездить в магазин, в бассейн, в парикмахерскую. Не возите с собой ребенка, пока не почувствуете уверенность в своих силах и не убедитесь в том, что у вас все отлично получается.

Мужа можно сажать рядом с собой в том случае, если вы уже окончили автошколу и получили права, но побаиваетесь ездить. Наличие прав повысит ваш статус в глазах мужа: вы - равноправный водитель. Поэтому он, скорее всего, будет достаточно спокойно вести себя рядом с вами и лишь изредка тоном утомленного гуру давать ценные советы. Вам это поможет: вы будете знать, что в крайнем случае он сделает все как надо, и, с другой стороны, вдвоем не страшно. Некоторые, правда, более комфортно ощущают себя в одиночестве: не страшно ошибаться, да и сосредоточиться проще, чем когда рядом сидит скептично настроенный супруг.

Жестокий мир мужчин

Не готовьте себя к тому, что все мужчины на дороге монстры и женоненавистники. Среди них попадаются и джентльмены, готовые прийти вам на помощь. Они помогут вам перестроиться (пропускают перед собой), галантно уступают место на парковке (более просторное) и терпеливо ждут на светофоре, когда вы разберетесь в педалях. Однако есть и другие - считающие, что женщина и автомобиль - вещи несовместные. Поэтому для того, чтобы не реагировать на раздраженные гудки сзади, которые почти неизбежны на первых порах, заранее приготовьтесь к тому, что они будут. И когда вы в первый раз заглохнете на светофоре в тот самый момент, когда загорится зеленый, скажите себе, что вы абсолютно спокойны, сейчас вы во всем разберетесь и поедете. Сосредоточьтесь на том, что вы должны делать, и не обращайте внимания на злобные выкрики обгоняющих вас водителей.

Приучите себя к тому, что к женщине на дороге относятся более придирчиво, чем к мужчине. То, что мужчине легко прощается, вызывает однозначную реакцию водителей, если то же самое делает женщина: "А, ну все понятно!" Будьте готовы к тому, что женщину за рулем, у которой на заднем стекле красуется буква "У", многие мужчины воспринимают как недоразумение, она их раздражает как быка - красная тряпка.

Не стесняйтесь того, что вы только учитесь, а напротив сделайте это предметом своей гордости. Уверенный в себе человек выглядит совсем иначе, чем тот, который всем своим видом показывает окружающим: "Извините, что я тут выехал". К нему и отношение другое. Вы что-то сделали не так? Каждый из тех, кто сердито гудит в ваш адрес, точно так же, как вы, когда-то ехал в первый раз и трясся от мысли, что может перепутать педали газа и тормоза. Поэтому будьте спокойны, показывайте окружающим, что вас ничуть не смущает ваше неумение (опыт - дело наживное), не стесняйтесь попросить о помощи в случае технических неполадок. Мужчине льстит, когда его просят помочь, он расправляет плечи, чувствуя себя рыцарем и специалистом в области автотехники.

Страх сбить пешехода

Сосредоточьтесь на дороге, тогда вы будете боковым зрением видеть пешеходов. И уж если вы видите, что пешеход ступил на проезжую часть, уступите ему дорогу (убедившись, что в ваш зад не влетят другие машины). Будьте особенно внимательны на подъезде к остановкам общественного транспорта, убедитесь в том, что пешеходы не пытаются проскочить перед вами. Не трогайтесь резко со светофора. Сами знаете: пешеходы обожают перебегать улицу на мигающий зеленый.

Страх перед инспекторами ГИБДД

Банально, но факт: бояться их следует в том случае, если вы что-то нарушаете. Подумайте о том, почему вы боитесь: вы не считаете себя хорошим водителем? Вам кажется, что на самом деле вы ничего не умеете? Скорее всего, тут дело не в инспекторах, а в вашей неуверенности в себе. Подумайте над этим, наверняка она проявляется и в других сферах. Скорее всего, вы боитесь и начальство, и свекровь.

Страх аварии

Поначалу ВСЕ водители боятся попасть в аварию - наверное, отчасти потому что пока не понимают, как можно разобраться в хаосе, называемом дорожным движением. Предпримите некоторые действия, которые успокоят вас, убедят в том, что в случае аварии вы не пострадаете: начните водить ту машину, которая вызывает у вас ощущение безопасности, комфорта и вселяет в вас уверенность в том, что не сломается на первом же повороте. Многие начинают ездить на подержанных джипах, на немецких машинах, на отечественных автомобилях, купленных из "хороших рук". Снабдите машину дополнительными средствами безопасности, следите за ее исправностью. Всегда возите с собой трос, домкрат, аптечку и огнетушитель.

Застрахуйте машину и себя. Стоимость страховки будет достаточно высокой (ведь у вас нет стажа), но нервы дороже.

Страх поломки и угона

Снабдите свою машину автосигнализацией, блокиратором руля и купите страховку. Это поможет избавиться от навязчивой идеи, что машину угонят. Членство в автоклубе или "свой" автомеханик, который как врач примчится по первому зову, позволит вам перестать бояться поломок и того, что в глазах окружающих вы будете выглядеть "технической идиоткой".

Страх утраченных навыков

Иногда страх возникает после того, как вы несколько лет не водили машину, хотя до этого таких проблем не было. Если это ваш случай, то хорошее решение - договориться с инструктором о нескольких уроках. Прокатитесь с ним по тем маршрутам, по которым вы будете ездить, постарайтесь запомнить его рекомендации по поводу поведения на сложных развязках и перекрестках. Покатайтесь по тихим улицам на невысокой скорости, потренируйтесь парковаться и заезжать в гараж на площадке.

Кстати, ситуация, когда человек оканчивает автошколу, а потом много лет не может заставить себя сесть за руль, довольно распространенная. Как правило, она тянется до тех пор, когда не возникает жизненной необходимости начать водить машину (например, если вы разводитесь с мужем и сами должны возить ребенка в школу или на кружки).

Борьба со страхом

Иногда на водителей успокоительно действуют разговоры вслух. Допустим, вы чувствуете, что вам не по себе, на дороге нервная обстановка (пробка, впереди авария, ремонт дороги и т.д.), скажите себе вслух: "Все хорошо, я все умею, у меня все получится". Избегайте говорить "я НЕ боюсь", "мне НЕ страшно": психика частицу "не" не воспринимает, и подобные фразы принимает как сигнал: "Начать бояться!". Правда, на некоторых разговоры в машине действуют, наоборот, пугающе.

Страх после аварии

У многих страх сесть за руль возникает после аварии или даже под влиянием какой-либо "аварийной" истории, происшедшей с кем-то из ваших знакомых. Более того, некоторые не только не могут водить сами, но и страшно боятся ездить в машине пассажирами, надоедают водителю бесконечными советами, требованиями снизить скорость и увеличить дистанцию и даже хватают его за руки в особо тяжелых ситуациях. Это происходит из-за того, что страх в подобных случаях выступает как "заместитель" эмоций, вызванных у вас аварией. Поскольку вы их подавили, на их место пришел страх - защитная реакция вашей психики от того, чтобы еще раз пережить те же эмоции.

Чтобы с вами этого не случилось, сядьте за руль в тот же день, когда произошла авария. Или сделайте это на следующее же утро, пораньше, до работы. Съездите, например, в круглосуточный магазин неподалеку и вознаградите себя за эту поездку любимыми пирожными. Скажите себе, что до этого вы нормально водили, поведете и теперь. Сначала будет страшно (несколько дней), но постепенно вы его изгоните навсегда. Чем позже вы снова сядете за руль, тем сложнее вам будет.

Когда ничего не помогает

Если страх сесть за руль приобретает навязчивую форму и все перечисленные советы вам не помогают, значит, дело вовсе не в машине. Вполне возможно, что ваш страх маскирует собой какие-то другие очень сильные эмоции. Для того чтобы в этом разобраться, вам следует обратиться к психотерапевту.

Советы бывалого

  • Начиная учиться вождению, думайте о чем-то приятном, с чем связана машина. Например, о том, как вы хорошо выглядите за рулем, свободны в своих передвижениях - куда захотите, туда и поедите. Или о том, как легко теперь будет делать покупки.
  • Придумайте себе "запасные выходы" на тот случай, если возникнут ситуации, которых вы боитесь: например, если боитесь, что не сможете тронуться после остановки, внушите себе, что никто не сможет запретить вам включить в такой ситуации аварийку и спокойно подумать. Приучите себя к мысли о том, что мелкие аварии и поломки неизбежны, они случаются у каждого водителя.
  • Многие женщины привыкают к тому, что во время обучения с ними рядом сидит инструктор, который всегда поможет, но когда на соседнем сиденье оказывается кто-то другой, они теряются и начинают ошибаться даже в тех действиях, которые легко делали раньше. Например, у меня был случай: я принимал экзамен у очередной группы, сел в машину, за рулем которой сидела ученица. Яна (я на всю жизнь запомню ее имя!) не только не смогла тронуться с места, ее просто парализовало от страха. Мы с инструктором в буквальном смысле вынимали ее из машины: разжимали пальцы, сжимающие руль, вытаскивали поочередно ноги, поднимали с сиденья. "
  • Приучите себя к мысли, что если вы провалитесь на экзамене, жизнь на этом не кончится. Большая часть автолюбителей сдает экзамен не с первого раза, и ничего страшного в этом нет. Если вам не удалось сдать экзамен сразу, берите дополнительные уроки вождения. Всем ясно - только с опытом приходит уверенность. Нужно подучиться, настроить себя на успех и спокойно идти на экзамен.
  • Остаточный стресс после неприятного происшествия на дороге - это частое явление. Многие после аварии не могут сесть за руль. Лучше обратиться к инструктору, с ним будет легче перебороть этот страх.
  • В 90% случаев женщины не могут ездить с мужьями, потому что те раздражаются, им ужасно жалко машину. И жены приходят в школу с просьбой: "Дайте мне доброго инструктора, который не кричит!" И действительно, инструкторами, как правило, работают уравновешенные люди.
  • Для меня необъяснимым фактом является то, что многим женщинам очень трудно освоить движение задним ходом, и они боятся это делать. Со временем у большинства навык закрепляется, но некоторые так и не умеют сдавать назад, заезжать в гараж и т.д. Что делать? Как можно больше тренироваться на безлюдной площадке.
  • Женщина-начинающий водитель более пуглива. Именно поэтому нормальные мужчины, если видят, что за рулем девушка, стараются ее не пугать: не подрезать, не сигналить, не подгонять, чтобы она не создала аварийную ситуацию. Страх вождения лечится опытом, поэтому на машине нужно ездить регулярно. Если женщина получает права и машина при этом есть только у мужа, который позволяет ей ездить на даче по соседнему полю, то никакого совершенствования в навыках вождения не будет.
  • Первые десять дней - для начинающего водителя самые тяжелые. Их надо ПЕРЕЖИТЬ. И, что бы ни случилось, не бросать вождение. Как бы вам ни нахамили, как бы обидно ни было заглохнуть посреди дороги, как бы глупо выглядящей вы себя ни считали, все равно нужно каждый день ездить по своему учебному маршруту, постепенно расширяя его.
  • Есть различия между отношением мужчины и женщины к машине. Мужчина с техникой, как правило, на ты, а для женщины машина - это что-то непонятное, и это ее пугает. И если на дороге что-то ломается, то женщина первым делом звонит не механику, а мужу или знакомому мужчине.
  • Женщины часто теряются, когда кто-то посигналит, обругал, повысил голос, накричал. Например, если происходит даже небольшая авария, то мужчины тут же выскакивают из машин и начинают выяснять, кто прав, кто виноват, а женщина в такой же ситуации не может постоять за себя, начинает плакать. Поэтому женщин пугает то, что вокруг них - жестокий мир мужчин, которые их не поймут.
  • Cразу и навсегда запомните то, что вы НЕ должны делать за рулем: выезжать на встречную полосу, обгонять справа, проскакивать на мигающий сигнал светофора, разговаривать по мобильному телефону во время движения, краситься, рыться в сумке, рассматривать витрины и прохожих, а также садиться за руль после того, как вы выпили или приняли успокоительное или снотворное. Запомните - это табу.

"Страшные" истории

Ирина И., стаж вождения 3 года:
"Когда я впервые села за руль, меня больше всего пугала необходимость переключать скорости. Я все время путала их, включала вместо первой третью, вместо второй - четвертую. Я не дожимала сцепление, поэтому при переключении скоростей раздавался жуткий звук. Инструктор ругался. Теперь я даже не замечаю, как переключаю скорости. "

Наташа Э., стаж вождения 5 лет:
"Полтора года после окончания автошколы я ездила на машине с механической коробкой переключения скоростей. Не скажу, что мне это нравилось. Даже иногда снилось, как их надо переключать. Сны стали гораздо приятнее, когда я сменила авто и пересела в машину с автоматической коробкой".

Анастасия С., стаж вождения 2 года:
Я ужасно боялась сдавать экзамен. И чем ближе он был, тем страшнее мне становилось. Я была уверена, что провалюсь, впаду в ступор, когда ко мне сядет инспектор ГИБДД. И я не сдала. Когда пришла через неделю, то была уже гораздо спокойнее, потому что знала: ну не получится сегодня - сдам через неделю. И сдала! Видимо, просто я поняла, что неудача на экзамене - это не смертельно.

Как возникает боязнь вождения?


Специалисты выделяют несколько распространенных факторов, из-за которых новички начинают как дети испытывать страх и потому боятся водить машину:

  • отсутствие опыта — закономерное явление для всего нового, а людям свойственно бояться лишь неизвестного;
  • наличие негативного опыта — например, некорректное поведение инструктора или участие в ДТП в роли водителя и даже пассажира;
  • колкие замечания и комментарии родных и близких — оскорбления и ругань не просто обижают, но и заставляют волноваться больше прежнего, испытывать страх неодобрения близкими;
  • бескультурное поведение других водителей — от этого обстоятельства больше всего страдают женщины (которым приходится сталкиваться с этим чаще) так как склонны воспринимать любое замечание или хамское поведение как личную обиду;
  • необходимость общения при встрече с сотрудниками ГАИ — обычно является проблемой для тех, кого пугают все должностные лица в форме;
  • если гражданин нечестно получил права.

У человека, который привык держать все под контролем и справляться со всеми задачами на 5+, легко получил права, может возникнуть страх из-за риска оконфузиться. Неправильная парковка, заглохший двигатель, низкая скорость и множество других ситуаций провоцируют осуждение окружающих. И чтобы в следующий раз не стать причиной насмешек, начинающему водителю становится проще сесть не за руль своей машины, а в общественный транспорт. Поиск легких путей свойственен психике, но тогда происходит потакание страху.

Как побороть страх женщине?

Свойственная многим женщинам впечатлительность крайне редко сказывается на умении управлять машиной. Немало девушек способны обойти мужчин на дороге, но прежде, чем овладеть виртуозным мастерством водителя, абсолютно каждой нужно преодолеть страх вождения автомобиля.

Тем, кто совсем недавно получил права, бесполезно пытаться понять причину страха. Однако, им рекомендовано бороться с ним проверенными способами, которые действительно работают:

Иногда помогает совет завести блог, в котором можно поделиться переживаниями на тему вождения и высказать свое отношение к происходящему на дороге. Но подходит этот способ далеко не всем, равно как и чтение вдохновляющих историй незнакомых людей, победивших свое неприятие вождения.

Чем лучше женщина знает свою машину, тем проще ей побороть страх. Так вероятность возникновения безвыходной ситуации сводится к нулю.

  1. Чаще бывать в авто, но никуда не выезжать — убирать, в силу своих возможностей ремонтировать. Можно просто садиться за руль, не заводя мотор, и мысленно воспроизводить все основные действия при езде, думать о правильном старте с места и остановке. В ДТП при таких исходных данных угодить практически невозможно, а значит, и бояться будет нечего. После этого можно перейти к этапу номер два.
  2. Когда страх начнет ослабевать и появится небольшая уверенность в собственных силах, можно запланировать кратковременную поездку. Хорошо, если это будут несколько метров, например, из одного двора в другой. Здесь важно не торопиться, правильно выбрать момент, чтобы бороться со страхом вождения постепенно. После такой поездки водитель ощутит в себе уверенность, пусть и небольшую, а значит, сможет найти силы для следующей практики – более длинных автопутешествий, например, до супермаркета.
  3. Следующий этап — увеличение расстояния до ближайшего магазина, около которого нужно будет припарковаться, выйти из авто, и затем вернуться на нем домой. Подобный опыт поможет ощутить водительское мастерство, новичок будет чувствовать себя уверенней, когда поедет еще дальше, например, в магазин в соседнем квартале.

Если не спеша идти этим путем, шаг за шагом уверенность вытеснит тревогу, и в результате человек перестанет бояться, даже оказавшись на главной городской магистрали при обычной поездке на работу. Однажды он поймет, что готов ехать куда угодно и получать от этого удовольствие, желание сесть за руль будет возникать снова и снова. В свою очередь, присутствие небольшого волнения — нормально и, естественно, с ним не нужно бороться, оно проходит само. Оно заставит быть более внимательным и ответственным во время езды. Каким бы печальным ни был опыт, все же он учит правильному и адекватному поведению за рулем.

Советы психолога для тех, кто хочет побороть волнение

Чтобы побороть страх вождения автомобиля, вовсе не стыдно обратиться к психологу. В медицине нет такого заболевания и научного наименования подобному состоянию тоже нет. Но чрезмерные переживания рискуют со временем перерасти в серьезную фобию, которая потребует серьезного лечения. Из-за нее человек чаще всего рискует навсегда забыть про личный транспорт.

Чтобы этого не случилось, стоит попытаться перебороть недавно возникшую панику простыми, но действенными методами, которые показывают эффективность и подходят каждому:

  • нельзя считать себя неспособным к управлению машиной;
  • самое простое – сразу взять дополнительные занятия с опытным инструктором для отработки самых простых маршрутов;
  • по возможности выбирать время, когда на дороге меньше машин;
  • заранее изучать маршруты – до работы, родителей, друзей и даже супермаркета;
  • обучаться контраварийному управлению автомобилем;
  • не стесняться задавать вопросы более опытным водителям;
  • брать в дорогу попутчика при каждом удобном случае;
  • всегда реально оценивать свои возможности;
  • позитивно мыслить каждый день;
  • не читать в интернете статистику аварий;
  • никогда не говорить по телефону во время движения;
  • перед поездкой проверить положение зеркал, уровень топлива и масла, чтобы настояться на движение и не переживать о техническом состоянии машины;
  • поймать нужный настрой и не отпускать его.

Перед поездкой в новое место или по иной дороге, которой раньше не было в привычном маршруте, не будет лишним заранее с ней ознакомиться. Это легко сделать с помощью GPS навигатора. Главное, на что обращать внимание: перекрестки, повороты и в том числе, развороты, светофоры, одно- или двустороннее движение. Предварительная подготовка избавит от страха перед неизвестностью, и очередной нерегулируемый перекресток не заставит запаниковать, особенно если его предварительно разобрать по правилам проезда.

Перед поездкой в новый город сделать это нужно обязательно! Ведь современные сервисы позволяют детально изучить каждую улицу на маршруте практически любого города Земли.

Каждому водителю: мужчине или женщине, начинающему или опытному, стоит обучиться контраварийному управлению автомобилем, которое выходит за рамки общепринятых ПДД. На таком курсе учат правильно выходить из аварийных и экстремальных ситуаций, безопасно уходить в сторону от столкновения. Его освоение не только избавит от страха вождения, но и добавит уверенности, поможет скорее ощутить себя водителем со стажем. Полученные знания будут востребованы всегда.

Путешествуя с попутчиком, удастся преодолеть тревогу и отвлечься от негативных мыслей. При этом необязательно ездить с опытным водителем, который то и дело будет исправлять ошибки и поучать на протяжении всей дороги. Лучше пригласить спокойного и терпеливого пешехода, который и знать не знает правила дорожного движения и даже не имеет представления о правильной езде. За непринужденной беседой водитель перестает бояться ехать, не концентрируется на своем страхе. Он окажет неоценимую моральную поддержку, так как не будет слить за поведением на дороге. А при первой самостоятельной поездке можно попросить опытного друга на машине, чтобы он ехал впереди или следом. Так вся ответственность за управление автомобиля ляжет на водителя, но он не будет бояться также, как в одиночку.

Польза позитивного мышления

В любой сфере жизни человека важен настрой. Каждому знакома ситуация, когда плохое настроение мешает выполнению простых, повседневных задач. Если все валится из рук и ничего не хочется делать, за руль лучше не садится. Излишняя нервозность усугубит паническое состояние. Если же дела отменить никак нельзя, перестать бояться не получается, а ехать все равно нужно, первое, что нужно сделать – необходимо создать позитивный настрой. Психологи советуют:

  • выделить час на одну серию любимого сериала;
  • провести аутотренинг, убеждая себя в умении искусно водить машину, сказать себе несколько комплиментов;
  • визуализировать удачную поездку.

Можно ли избавиться от страха без лечения?


Специалисты четко разграничивают страх вождения автомобиля новичка и настоящую фобию. И если первый вариант не относится к болезни и не требует лечения, то второй считается опасной патологией. Фобии носят навязчивый характер, и, конечно, являются тяжелыми психическими проблемами со здоровьем. От них невозможно избавиться без помощи врачей. По каким признакам можно заподозрить заболевание, с которым связана автофобия?

  • Категорический отказ от автомобиля — в качестве водителя и пассажира.
  • Особенно сильная потливость в дороге, дрожь в руках, чрезмерное напряжение во всем теле.
  • Отчетливое состояние стресса и нервного напряжения, чувство усталости после поездки.
  • Учащенное сердцебиение, тошнота, головокружение за рулем.

Автофобия чревата тем, что человек может представлять, как отказывают тормоза или заедает руль, и начинает в это верить. Попытка выбраться из несуществующей экстренной ситуации может привести к страшной аварии. При обнаружении хотя бы одного из описанных симптомов, следует обратиться за медицинской помощью.

Врач, получив ответы на наводящие вопросы, поставит диагноз и при необходимости приступит к терапии. Один из действенных методов лечения — гипноз. Врач делает установку на уверенную езду за рулем, и освобождает пациента от гнетущих эмоций.

В отличие от серьезной фобии, неуверенность и неправильный настрой легко корректируются без помощи врачей. Используя простые советы, можно добиться успеха за очень короткий срок. И не стоит стыдиться волнения и тревоги — некоторые эмоции свойственны и женщинам, и мужчинам. Спокойствие приходит с опытом. Чтобы стать уверенным профи, нужно проявить терпение и настойчивость. А это сможет сделать каждый, получивший права.

Победить свои страхи после травматического опыта возможно. Но важно помнить, что проблема сама себя не решит.

Как я попала в аварию

Маме и бабушке оставалось только удивляться: они никогда ничем таким не интересовались. Потому сомнений в том, что я тоже сяду за руль, ни у кого не было. Я и сама жила с уверенностью, что всё так и будет, мечтала о новой машине и дальних путешествиях за рулём.

Всё изменилось, когда мне было 16 лет. Я проводила каникулы с семьёй на даче. В один из будних дней, когда посёлок опустел, мне разрешили под присмотром папы доехать по просёлочной дороге до ближайшего магазина. Я проигнорировала лёгкий укол страха и внимательно выслушала инструктаж, как и что в машине работает. Это должна была быть моя первая поездка за рулём. Я устроилась на водительском сиденье, попробовала тронуться, сдать назад, покрутила руль. Вроде бы ничего сложного.

Справка. Управление транспортом без водительских прав, особенно несовершеннолетними, незаконно. Согласно статье 12.7, части 3 КоАП КоАП РФ, статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством , за передачу руля несовершеннолетнему предусмотрено наказание — административный штраф в размере 30 000 рублей. Исключение составляет случай, когда водитель достиг 16 лет и ездит на учебной машине в сопровождении инструктора. Однако права на управление автомобилем он получит не ранее 18 лет.

Папа подбадривал меня и успокаивал: рассказывал, как правильно поворачивать, куда нужно смотреть во время движения и как держать скорость на одной отметке. Он понимал, что я плохо чувствую габариты машины и мне сложно. Но всё шло хорошо — я ехала медленно, внимательно следила за дорогой. Когда магазин был уже в поле зрения, остановила машину. Мне показалось, что я припарковалась далековато, и решила подъехать поближе.

И тут я совершила самую распространённую ошибку начинающих водителей: перепутала педали.

Хотела затормозить, но машина резко рванула с места, я не успела сориентироваться и в ужасе вдавила педаль газа. Поскольку транспорт был не учебным, остановить его отец не мог. Крикнул мне вывернуть руль в противоположную от магазина сторону и отпустить педаль, но я была парализована шоком. Страх не позволил мне что-то предпринять, и автомобиль на большой скорости влетел в забор и протаранил стену магазина. Во время столкновения я очень сильно ударилась головой, но сознание не потеряла. То же произошло и с папой.

Отец не стал кричать и винить меня — его спокойствие помогло мне прийти в себя. Сразу после аварии он проверил, в порядке ли я, и только потом вылез из машины. Мы увидели пробитую сайдинговую обшивку магазина и смятый капот, осколки стекла, вдребезги разлетевшийся бампер и то, что осталось от левого зеркала, на земле. Только в тот момент я поняла, что мы невероятные счастливчики. Машина приняла удар на себя.

Далее всё происходило стандартно: приехали сотрудники ГИБДД, зафиксировали факт аварии, выписали штраф. Владелец здания вошёл в наше положение, и мы без суда приняли решение, что оплатим ремонт. Это устраивало обе стороны.

Автомобиль мы вскоре починили и продали. Папа уплатил штраф и возместил хозяину расходы на восстановление здания. Он повторял, что вся ответственность лежит на нём и в произошедшем нет моей вины. Но я ему не верила: мне было стыдно, что я стала причиной стольких неприятностей. Со временем мой стыд перерос в нечто большее.

Следующие два года я продолжала ездить в машине только в качестве пассажира, когда за рулём были папа или дедушка. Но каждая поездка превращалась в пытку: меня пугал даже звук мотора. Проносящиеся мимо на огромной скорости машины, деревья и здания ввергали в ужас. Я могла успокоиться, только когда покидала салон. Мне было стыдно рассказать об этом страхе: я думала, что родители разочаруются во мне. А мне так хотелось, чтобы отец мной гордился!

С каждой поездкой вроде бы становилось чуть легче, но страх никуда не уходил. На самом деле он просто забирался глубже.

Когда мне исполнилось 21, назрел вопрос о получении водительских прав. Дедушки не стало, и одного водителя на семью оказалось мало. Поначалу я умудрялась открещиваться от этого, поскольку училась и работала — времени ни на что не хватало. Но вдруг я осознала, что не просто так придумывала эти оправдания. Тем не менее я снова не смогла признаться и записалась в автошколу.

То, что я переживала каждый раз на занятиях, сложно описать. Первые две поездки в город довели до того, что я выходила из машины с дрожащими коленями. Я так крепко сжимала руль, что после полутора часов езды не могла отцепить руки. На ладони оставались красные отметины от ногтей. Я пила успокоительные, пыталась настраивать себя на позитивный лад, смотрела видео с советами для начинающих водителей. Ничего не помогало. До сих пор не понимаю, как я в то время умудрилась получить права.

Произошло это не сразу. После первой неудачи я даже плакала: снова боялась разочаровать папу. Хотя стоит признать, что водила я действительно аккуратно и очень внимательно следила за дорогой. Но страх продолжал идти за мной по пятам. Пожалуй, он перерос в фобию: каждый подход к автомобилю сопровождался учащённым сердцебиением, мои руки тряслись, а ладони потели. В мыслях проносились самые разные картины: на них я снова и снова врезалась во что-нибудь на машине.

Как я решила проблему

Спустя годы после аварии, имея на руках водительские права и желание водить машину, я столкнулась с тем, что просто не могу это делать. А тем временем появилось много обязанностей: надо подвезти бабушку в поликлинику, съездить за продуктами, отвезти семью на дачу или собаку к ветеринару.

Так я пришла к тому, что у меня есть проблема и мне нужна помощь. Сначала я призналась сестре. Я боялась, что она посмеётся надо мной, ведь многие попадают в ДТП и после этого спокойно садятся за руль. Но неожиданно для себя я получила поддержку. Сестра посоветовала мне обратиться к психологу. Среди моих знакомых был подходящий человек, и я попросила помочь мне.

Поскольку знакомая — Оксана — жила не в моём городе, мы общались удалённо. Решили, что будем созваниваться дважды в неделю. Первое, что я узнала: людей с проблемой, как у меня, много. Меня ободрило, что я не одинока в этой ситуации.

Прежде всего специалист объяснила, что большое влияние оказал возраст, в котором я пережила травматический опыт. Подростки действительно очень впечатлительны, всё воспринимают и чувствуют острее. При этом я усугубила ситуацию своим молчанием, дала страху разрастись. Добавляем к этому желание угодить семье и заставить родственников тобой гордиться — и получаем фобию.

Лечение было пошаговым. Психолог слушала и расспрашивала меня о том, что конкретно меня пугает. Выяснилось, что мой триггер — это само начало движения и поворот ключа зажигания. И действительно: на дороге я значительно меньше переживала, включаясь в процесс, сложнее всего было заставить себя сесть в салон и тронуться с места. Оксана посоветовала каждый день упражняться: сначала просто сидеть в салоне, включить музыку для расслабления. Как только страх нахождения внутри автомобиля стал угасать, я начала пробовать завести машину. Каждый день я проделывала одно и то же, в конечном счёте эти движения уже не казались чем-то пугающим. Я подробно рассказывала обо всём специалисту, она отмечала мои успехи.

Дальше последовала первая небольшая поездка. Сначала по парковке рядом с домом, потом — до магазина через дорогу. Через три недели я уже без страха ездила на работу. Все мои друзья и семья в этот период уже знали о том, что я пытаюсь победить фобию, и ободряли меня. Думаю, именно их поддержка и компетентность специалиста помогли мне так быстро преодолеть страхи.

Что сделать, если вы хотите сесть за руль после аварии

Проанализировать ДТП, простить себя и отпустить чувство вины

Признав наличие проблемы, важно встретиться с ней лицом к лицу. Мысленно вернитесь к тому моменту, когда произошла авария. Попытайтесь вспомнить и проанализировать, что конкретно пошло не так. Оцените, совершали ли вы подобные ошибки после аварии (при условии, что вы продолжали водить). Если вас мучают угрызения совести, вспомните, что вы сделали это не умышленно. Вы не хотели никому причинить вреда. И впредь будете очень аккуратны.

Понять, что именно пугает вас в вождении автомобиля

Триггеры для активации фобии могут быть самые разные — от поворота ключа зажигания до определённой ситуации на дороге. Важно понять, что именно вызывает у вас страх, и работать в первую очередь над этим.

Делать это надо постепенно. Нельзя сразу садиться в машину и через силу заставлять себя ездить — так вы только спровоцируете усиление страха. Подходите к решению вопроса поэтапно, привыкните находиться внутри салона. Попробуйте сделать именно то, что вас пугает. Если боязнь не уходит сразу, это нормально — нужно продолжать работать. Доведите действия до автоматизма, пусть они станут обыденными. Когда страх перед основным триггером начнёт исчезать, добавляйте к вашим попыткам новые действия, которых вы не боитесь. Как только всё будет даваться легче, можно переходить к поездкам.

Поговорить о своей проблеме с близкими или психологом и не стесняться её

Об этом нельзя молчать. Согласно исследованиям The Oxford Handbook of Philosophy of Emotion , эмоции влияют на наше внимание, и страх не помощник в данном случае. Когда человек боится, включается The effect of fear and anger on selective attention избирательная память. Происходит концентрация на чём-то одном, а конкретно — на том, что вызывает этот самый страх. Но у водителя во время движения много задач: нужно смотреть в зеркала, проверять, идут ли пешеходы, обращать внимание на знаки, показатели спидометра, погодные условия и многое другое. Сосредотачиваясь на чём-то в отдельности, мы повышаем шансы что-то проглядеть и не учесть — и попасть в аварию.

Именно по этой причине так важно работать над своим страхом, говорить о нём и не стесняться. Переживая свою фобию в одиночку, вы можете навредить себе и другим.

Подумайте о проблеме под другим углом. Вы хотите быть уверенным участником дорожного движения и не представлять опасности для других водителей и их пассажиров. Такое желание едва ли может встретить осуждение — скорее, вас за это будут уважать. Это похвально, и тут нечего стыдиться. Поэтому поделитесь тем, что вас волнует.

Освежить свои знания ПДД

В правилах дорожного движения часто бывают нововведения, и их необходимо знать. К тому же человеческая память несовершенна, вы могли что-то забыть со времён аварии. Вновь обретённые знания придадут уверенности на дороге.

Поэтапно проделать всё то, чему вас учили в автошколе

К этому пункту стоит переходить только после всех вышеперечисленных, иначе вы рискуете усугубить ситуацию. Чтобы проверить свои способности, лучше всего выбрать свободную парковку или любое другое безлюдное место. Если поблизости ничего подобного нет, возьмите в попутчики опытного водителя и найдите что-то подходящее на карте. Там вы сможете спокойно поупражняться, не боясь причинить кому-то вред.

Выехать на дорогу вместе с сопровождающим

Возьмите того, кому доверяете и кто не будет вас критиковать за ошибки, — это очень важно! Когда вождение в обществе кого-то из близких уже не будет вызывать страха, попробуйте ездить в одиночку. Начинайте с переулков со слабым трафиком. По мере возвращения уверенности можно выбирать более сложные маршруты. Лучше всего выезжать поздним вечером или ранним утром выходного дня, когда на дорогах не так много машин.

Сильный стресс всегда подключает психологическую защиту. Человек начинает бессознательно контролировать любую информацию об источнике неприятного события и избегает всего, что связано с травмирующим опытом: воспоминаний, мыслей, разговоров, мест и людей, действий.

Что я поняла

Страх вождения у тех, кто пережил ДТП, сродни тому, что испытывают начинающие водители. Это в первую очередь боязнь за свою жизнь и безопасность окружающих. После аварии я не думала, что смогу побороть эту фобию и водить машину без страха. Но помощь психолога и безграничная поддержка близких привели к тому, что сейчас я сажусь в салон и езжу с удовольствием. Порой страх пытается вернуться, но теперь мне известно, как с ним бороться.

Не пренебрегайте соблюдением ПДД, вовремя проходите ТО, используйте автомобиль правильно, работайте со страхом и не переживайте его в одиночку. Тогда и у вас получится победить.

В этой статье мы поговорим про панические атаки, а так как канал автомобильный, то совместим две темы воедино. То есть, разберём ситуацию, при которой автомобилист подвергается тем самым атакам прямо во время езды. Многим, конечно, тема покажется совсем странной и далёкой, но поверьте, что знать об этом нужно даже не причастным, ибо настигнуть они могут всех.

Панические атаки за рулём. Что делать

В первую очередь, нужно понять, что же такое панические атаки. Представьте, что внезапно вы начинаете испытывать чувство беспокойства, начинаете нервничать и всё это ощущение только нарастает. Сначала может показаться, что это просто плохое предчувствие, но после 10 минут такого состояния становится понятно, что дело в чём-то другом. А когда вы ещё ко всему прочему находитесь за рулём, того хуже стоите в огромной пробке и выйти просто не вариант, становится не смешно. Вам страшно, трясутся руки, неприятные ощущения в груди и из-за стресса напряжение только растёт. Кстати, если вы заметили, что чаще всего такое настигает в пробке, то значит, что вы страдаете некой клаустрофобией, боитесь оказаться в автомобильной ловушке.

Разве можно столкнуться с паническими атаками неожиданно для себя? Безусловно, да. Представьте, что недавно вы попали в ДТП и в голове отложился страх, можете испугаться автомобиля, который пытается вас обогнать, может потревожить какой-нибудь звук, в общем, раздражителем может выступать всё, что угодно. После этого приступы панической атаки только растут. Ещё паника может передаваться по наследству.

Панические атаки за рулём. Что делать 3

Если говорить обобщённо, то всем страдающим нужно обязательно обращаться к специалистам. Кому-то помогут препараты, а кому-то психотерапевт. Ещё бывают случаи, при которых и первое, и второе не помогает. Тут можно сказать про психосоматику. Если говорить простым языком, то представьте, что вас беспокоят, к примеру, отношения с родственником, но поговорить о волнующем вопросе вы не можете, в силу мягкости своего характера. Эта проблема вас мучает и всё выливается в панические атаки. В роли лекарства выступит только разговор и отпущение данного вопроса, иначе никак.

Панические атаки за рулём. Что делать 4

Ладно, с этим всё понятно. Но как справляться, если ситуация безвыходная, если вы уже едете и не хотите паниковать. К счастью, предупредить панику можно. Главное - держать себя в руках.

Рассказывает дальнобойщик, который накануне лишился работы. В общем, необходимо было найти заработок и он очень сильно нервничал в период пока ничем не занимался. Подработка нашлась, первым рейсом он повёз груз на Урал. Автомобиль в дороге сломался и ему пришлось простоять трое суток не трассе, кстати, тут ещё важной деталью будет то, что на дворе была зима. Вернувшись, поиски работы возобновились. Нервы, срывы и бессонные ночи. Работа нашлась, но в одном из рейсов он уснул и попал в серьёзное ДТП. На фоне общего стресса и аварии появился какой-то странный страх и в следующем рейсе его уже настиг серьёзный приступ.

В дороге он разговаривал с женой и вдруг почувствовал сильный удар в грудь. Первое, о чём он подумал, был инфаркт. Голова закружилась, дыхание перехватило, сердце болит, было ощущение, что и жить то осталось не долго. Врачи сказали, что это нервный срыв. Прошёл месяц и снова приступ. Тогда то и пришлось обратиться к неврологу, который рассказал ему о панических атаках. Вот вам реальный случай из жизни одного автомобилиста.

Что делать, если всё-таки пришлось столкнуться с таким явлением в автомобиле? Сразу нужно сказать, что никаких логический объяснений страху нет, он возникает внезапно и даже не всегда является следствием чего-либо. Остановитесь на обочине и ни в коем случае не продолжайте движение, на крайний случай, включите аварийку и пусть все вас объезжают. Всё-таки безопасность важнее. Выйдите из ТС и начните дыхательную технику. Делайте вдох, выдох и постарайтесь отвлечься. Любая паническая атака не поддаётся контролю со стороны сознания. Важно переключиться на какую-нибудь вещь, возможно позвоните другу и попросите поговорить на какую-нибудь тему.

В общем, это такие стандартные советы для вас. Но если действительно чувствуете, что становится хуже, панические атаки всё чаще и чаще возникают в авто, негативно влияют на всю жизнь в целом, то тогда обратитесь к врачу. Выбирайте профессионала, ибо это не шутки. Помните, что неправильно подобранное лекарство может вам только навредить.

Читайте также: