Изменения в осаго в 2019 году

Обновлено: 26.04.2024

На данный момент речь идет о том, что озвученные ранее Банком России два этапа реформирования автогражданки будут запущены одновременно - в 2019 году.

Подавляющее число выступающих поддержали предложения Банка России внести следующие три серьезных изменения, которые символизируют начало либерализации и перехода к более персонифицированному тарифу, учитывающему опыт, возраст, стаж и стиль вождения, нарушение водителем правил дорожного движения и т. п. Конечная цель реформы — полностью свободный и максимально подобранный под конкретного человека тариф.

3. Расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Самое спорное и самое необходимое, с точки зрения участников рынка, изменение, дающее возможность повысить тариф водителям, склонным к аварийной езде (таких, по оценке Российского союза автостраховщиков, около 15%). Для добросовестных водителей, как неоднократно заявлял Банк России, тариф останется на прежнем уровне, а для наиболее опытных и аккуратных он даже снизится. По словам участников дискуссии, нужно пресечь практику субсидирования добросовестными водителями лихачей и нарушителей.

Эти новшества не требуют изменений в законодательстве и могут быть введены в действие специальным указанием Банка России. Объявляя курс на либерализацию в середине мая 2018 года, Владимир Чистюхин говорил о том, что эти изменения будут приняты уже в августе. Затем срок был перенесен на сентябрь. Сейчас ЦБ заявил о том, что будет проводить дополнительные расчеты и оценки, но от темы расширения тарифного коридора не оказывается.

Первый законопроект, принятый в первом чтении и фактически готовый ко второму, подразумевает нововведения, перечисленные ниже.

4. Отмена обязанности возить с собой бумажный полис или распечатку электронного полиса. На этом пункте особо настаивает Алексей Моисеев, подчеркивая его бессмысленность при наличии у сотрудников ГИБДД и у самого автовладельца доступа к АИС ОСАГО.

5. Расширение пункта договора, уточняющего, кто является выгодоприобретателем, если страхователь погиб в результате ДТП. По словам Алексея Моисеева, это расширит возможности для наследников получить выплату по ОСАГО вместо погибшего.

7. Законопроект также подразумевает снятие запрета на перестрахование в ОСАГО. Отраслевое сообщество выступает против этого, опасаясь вывода средств недобросовестными игроками через механизм перестрахования. Так что, возможно, этот пункт будет исключен из документа во втором чтении.

Второй законопроект, подготовленный Минфином, содержит еще несколько революционных предложений, которые давно назрели.

8. Отмена коэффициента по мощности. Как подчеркнул Моисеев, нет подтверждений того, что мощность влияет на аварийность. Более того, есть данные, что автомобили с большей мощностью, как правило, имеют более значительную степень защиты в экстремальных ситуациях, соответственно, реже попадают в аварии.

10. Банк России считает необходимым внести во второй законопроект меры по усилению контроля за агентами, работающими в ОСАГО, а также наделить ЦБ дополнительными полномочиями по контролю за прибыльностью компаний, чтобы исключить получение избыточной прибыли.

12. Возможность заключения договора ОСАГО сразу на три года. Этому нововведению яростно противились страховщики, мотивируя свою позицию тем, что в первый год компания еще ничего не знает о водителе и если не иметь возможности пересматривать тариф, то можно дать хорошую цену плохому водителю и не иметь шанса повлиять на это в дальнейшем — до момента перезаключения договора. Банк России раньше скептически относился к предложению трехлетних договоров, но на слушаниях в Совете Федерации Чистюхин говорил об этом пункте как о согласованном.

Во время слушаний прозвучали предложения, которые ЦБ готов обсудить.

14. Банк России допустил также возможность расчета денежной выплаты по ОСАГО исходя из стоимости новых запчастей, то есть без учета износа, как это происходит сейчас. Об этом заявил в ходе парламентских слушаний зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

16. Во время парламентских слушаний заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров предложил разрешить страховщикам менять тариф ОСАГО без уведомления об этом Банка России. Так, по мнению представителя ФАС, компании смогут более оперативно реагировать на меняющиеся рыночные условия. Сейчас тариф устанавливается в целом для региона после согласования с Банком России.

17. Увеличение штрафа за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО.

Предложение исходило от депутатов, с его разумностью согласилась часть участников слушаний.

Во время слушаний прозвучало еще несколько довольно неожиданных предложений. Также были подняты снова давно обсуждавшиеся, но так и не решенные темы. Эти новшества еще должны быть вынесены на обсуждение широкой общественности.

19. Создание системы выплат пострадавшему в ДТП клиенту даже в том случае, если у виновника нет полиса ОСАГО.

Компании категорически против, поскольку данная инициатива противоречит самому смыслу страхования. Как прокомментировал начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов, если ответственность причинителя вреда не застрахована, то страховая выплата осуществляться не может. Страховщик потерпевшего не может ничего выплатить, потому что прямое возмещение убытка (ПВУ) — это не договор страхования непосредственно. Это просто способ возмещения убытков, улучшенный клиентский сервис, пояснил Порватов.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

2021 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2021 году.

  1. С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2021
  2. Обзор нововведений по ОСАГО
    1. Повышенные тарифы для нарушителей
    2. Новые правила техосмотра
    3. Новые причины отказа в выплате
    4. Штрафы с камер
    5. Электронные приложения
    6. Другие изменения

    С какими проблемами по ОСАГО можно столкнуться в 2021

    Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

    Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

    Обзор нововведений по ОСАГО

    Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.

    Повышенные тарифы для нарушителей

    В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

    • 4 и менее – 1,0;
    • 5-9 – 1,86;
    • 10 и более – 3,0.

    Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

    Новые правила техосмотра

    Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

    Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

    Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

    Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

    Новые причины отказа в выплате

    В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

    Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

    • Виновник находился в алкогольном опьянении;
    • Он скрылся с места происшествия;
    • Не вписан в полис;
    • У него не было водительских прав.

    Все они незаконные и оспариваются в суде.

    Штрафы с камер

    Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

    Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

    Электронные приложения

    Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

    Другие изменения

    Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

    Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

    С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

    Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

    Ответы на вопросы

    В 2021 году страховка ОСАГО стала дороже?

    Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей.

    Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2021 году?

    Базовый тариф 2021 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб.

    Подведем итоги

    В 2021 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:


    Последние полгода обсуждается новая реформа ОСАГО. Собрали для вас главные новшества, которые ожидают автомобилистов, и лайфхаки, которые позволят быть готовыми к изменениям.

    О сновная цель предстоящей реформы ОСАГО — дать возможность страховым компаниям предлагать индивидуальные тарифы для каждого водителя, основываясь на его страховой истории.

    В перспективе эти изменения могут стать очень выгодными для автолюбителей, ведь аккуратные водители станут платить за ОСАГО значительно меньше. Однако реформа проходит в несколько этапов, и некоторые из изменений поначалу могут неприятно удивить.

    Возможно, это заметили не все, но уже с сентября 2018 года по новым правилам оформляются электронные полисы ОСАГО: теперь договор начинает действовать не ранее чем через 3 дня после дня оформления. Водители, которые привыкли оформлять полис онлайн буквально за день до окончания предыдущего, сталкиваются с проблемой — система не позволяет оформить полис с завтрашнего числа.

    Что делать в этом случае?

    • Оформить полис по новым правилам и отложить поездки на 3 дня;
    • Оформить ОСАГО в офисе страховой компании;
    • Планировать оформление следующего полиса заранее — это можно сделать за 60 дней до окончания предыдущего.

    На 2019 год запланировано еще несколько серьезных изменений в автостраховании, касающихся тарификации и механизма расчета стоимости полисов. Предполагается, что ряд из них вступит в силу уже в первом полугодии 2019 года.

    По привычной всем схеме стоимость обязательного автострахования рассчитывается по базовому тарифу (диапазон которого составляет сейчас 3432–4118 рублей), а на конечную цену полиса влияют: стаж и возраст водителя, (КБМ) коэффициент бонус-малус, мощность двигателя, регион регистрации и период использования ТС.

    Центробанк предложил расширить базовый тариф для легковых автомобилей физических лиц на 20% в обе стороны — он составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов и юридических лиц показатели базового тарифа просто снизятся — на 10,9% и 5,7% соответственно.

    Во-первых, он будет рассчитываться на год, а во-вторых, теперь можно будет иметь только один КБМ. Если в базе данных Российского союза автостраховщиков у пользователя указано несколько значений КБМ (как у водителя и как у владельца транспортного средства), то в 2019 году ему оставят только одно — причем наименьшее из них. По планам Центробанка эти изменения могут вступить в силу уже в первом полугодии 2019 года.

    Коэффициенты страховых тарифов теперь будут рассчитываться исходя из больших градаций возраста и опыта водителей. Предусмотрено целых 50 категорий, которые присвоят автолюбителям исходя из этих показателей. Для опытных водителей старшего возраста коэффициент будет снижен, а для молодых и неопытных — повышен до 4,5%. Такая классификация позволит применять к каждому водителю индивидуальный подход.

    Следующим этапом реформирования может стать разрешение для страховщиков устанавливать собственные тарифы на ОСАГО в пределах 30-40% в обе стороны (итоговая стоимость при этом не должна будет превышать установленный тарифный максимум более чем в 3 раза). В этом случае компании смогут как повышать, так и снижать тарифы на ОСАГО, стараясь предложить клиентам наиболее привлекательные цены. Однако сроки введения этих изменений пока сложно назвать, хотя именно они, возможно, сделают тарифы ОСАГО более привлекательными.

    Как говорится, предупрежден — значит, вооружен. Может быть, сэкономить не получится, но информация о грядущих изменениях позволит не потратить лишнего.

    Во-первых, рекомендуем внимательно ознакомиться с сутью изменений, когда они вступят в сил — это позволит понять, как они отразятся на стоимости полиса в каждой конкретной ситуации.

    Во-вторых, проверьте свой КБМ: если их два, то новый полис будет рассчитан по наименьшему. Сделать это можно на сайте РСА.

    В-третьих, вы можете не дожидаться изменений и продлить полис ОСАГО прямо сейчас. Это могут сделать все, у кого до конца полиса осталось чуть больше 2 месяцев (напоминаем, что продлять ОСАГО можно за 60 дней до окончания действующего полиса).

    Это позволит потратить на страховку именно ту сумму, на которую вы рассчитывали, и даст вам запас времени на то, чтобы разобраться со всеми изменениями до оформления следующего полиса. Удачи на дорогах!

    В конце августа 2018 года Центробанк России заявил о необходимости увеличения тарифов в сфере ОСАГО. Депутаты Госдумы РФ отреагировали на это критикой и предложениями реформировать автогражданку в интересах собственников транспорта.

    И если инициативы законотворцев откладываются до весны, то новые тарифы ОСАГО планируется передать на утверждение в Министерство финансов России уже в декабре, а значит в скором времени процесс расчета цены автогражданки сильно изменится.

    Изменения в ОСАГО в 2019 году

    Суть грядущих изменений в увеличении тарифного коридора, в рамках которого страховые компании могут самостоятельно изменять стоимость полиса ОСАГО для конкретного транспорта в определенной местности.

    • тарифный коридор для легкового транспорта частных лиц и индивидуальных предпринимателей будет установлен в пределах от 2 746 до 4 942 рублей против действующих от 3 432 до 4 118 рублей;
    • вводится пятьдесят восемь ступеней коэффициента Квс (возраста и стажа водителей) вместо действующих четырех, максимальное значение коэффициента составит 1,87, минимальное – 0,93;
    • упроститься процесс присвоения коэффициента бонус-малус (Кбм), его будут пересматривать раз в год – первого апреля, в течение года Кбм не измениться;
    • при перерыве в страховании более одного года Кбм не обнулится, следовательно, все накопленные скидки сохранятся, как и штрафные баллы за ДТП.

    Возможно, Центробанк России изменит и территориальные коэффициенты в ряде населенных пунктов в зависимости от имеющейся статистики убыточности, что опять же отразится на итоговой цене полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

    Новые тарифы обязательного страхования

    • прописка собственника-физлица – город Москва;
    • мощность двигателя автомобиля – 98 лошадиных сил;
    • возраст и стаж самого молодого и неопытного водителя – 18 лет и 1 месяц;
    • автомобиль не используется в качестве такси;
    • срок действия договора – один год;
    • машина используется без прицепа.

    В таблице рассмотрены варианты максимально и минимально возможной стоимости полиса ОСАГО по вышеупомянутым критериям.

    ПараметрЦена
    Минимальная стоимость-201812 231 рубль 65 копеек
    Минимальная стоимость-20199 786 рублей 44 копейки
    Максимальная стоимость-201814 676 рублей 55 копеек
    Максимальная стоимость-201917 613 рублей 29 копеек

    Когда введут новые тарифы ОСАГО?

    Сложно назвать конкретную дату, но Минфин, как правило, не затягивает с утверждением постановлений Центробанка. Соответственно, автовладельцам стоит ждать изменения цены ОСАГО либо в конце декабря, либо в первых числах января 2019 года.

    Поэтому при возможности стоит заблаговременно оформить обязательную автостраховку.

    Во-первых, чтобы не переплатить из-за роста тарифов. Во-вторых, дабы избавить себя от лишней суеты в новогодние праздники.

    Штраф за отсутствие страхового полиса ОСАГО

    Сегодня за отсутствие полиса ОСАГО предусмотрена административная ответственность, она регулируется статьей 12.37 КоАП России. Данная статья состоит из двух частей. В первой предусмотрена ответственность за эксплуатацию автомобиля или другого транспорта в период времени, не предусмотренный договором ОСАГО.

    Кроме того, запрещается эксплуатация автомобиля водителем, не вписанным в страховку.

    Оба упомянутых нарушения караются денежным штрафом в пятьсот рублей. Но при ДТП по вине водителя такого автомобиля последствия будут куда серьезней. Водителю-виновнику придется самому возмещать весь имущественный ущерб и вред здоровью пострадавших.

    Для автовладельцев, игнорирующих необходимость оформления полиса ОСАГО, предусмотрен более крупный штраф – восемьсот рублей. Причем водителя оштрафуют при каждой остановке автомобиля инспектором ГИБДД. И в этом случае действует логика больших убытков, когда водитель без полиса ОСАГО становится виновником ДТП.

    В крупных же городах, например, в Москве, стартовали пилотные проекты по определению водителей без полисов ОСАГО через дорожные камеры. Каждый проезд под камерой обернется для водителя штрафом в восемьсот рублей. В такой ситуации ему все же придется оформить автогражданку.

    Выплаты по ОСАГО в 2019 году

    Многие автовладельцы были возмущены ценами на запасные части в справочниках Российского Союза Автостраховщиков. Их негодование разделали и отдельные государственные органы, в частности Федеральная антимонопольная служба, инициировавшая судебную тяжбу с целью проверки справочников на соответствии реалиям рынка запчастей.

    Дело даже дошло до Верховного Суда России, поддержавшего доводы о заниженных ценах на детали в справочниках РСА.

    В итоге Российский Союз Автостраховщиков был вынужден пересмотреть порядок формирования справочников, используемых для определения размера ущерба при проведении независимой экспертизы в рамках ОСАГО.

    С декабря 2018 года цены на запчасти в справочниках вырастут примерно на шесть с половиной процентов, если сравнивать с серединой лета того же года. Увеличится и средний размер выплаты по автогражданке – примерно на четыре процента.

    Вероятно, чтобы в будущем избежать судебных тяжб, Российский Союз Автостраховщиков будет периодически актуализировать цену деталей в справочниках и в 2019 году. Сейчас РСА актуализирует информацию о ценах запасных частей раз в полгода, но в будущем, возможно, будет делать это раз в квартал или даже чаще.

    Читайте также: