Имеет ли право кондуктор занимать место в салоне автобуса

Обновлено: 04.05.2024

Нередко возникает ситуация, когда не на всех выезжающих в рейс автобусах хватает кондукторов. В связи с этим такие автобусы отправляются в рейс с одним только водителем, который самостоятельно обилечивает пассажиров, выполняя дополнительно функции кондуктора. Каковы особенности выполнения водителями данной функции на городском автобусном маршруте?

Обязанности водителя как кондуктора

Осуществление водителем на городском автобусном маршруте функций кондуктора предусматривается некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами и официальными разъяснениями, в частности:

Водитель при работе на городских автобусных маршрутах без кондуктора должен знать инструкцию кондуктора и то, как исполнять обязанности водителя вместе с обязанностями кондуктора.

Для упрощения порядок работы водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора прописан в некоторых нормативных правовых актах, официальных разъяснениях, а иногда и в должностной инструкции водителя. Некоторые нормы Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предусмотрены одновременно для кондуктора и водителя, работающего без кондуктора.

При работе на линии водитель должен громко и правильно объявлять название каждого следующего остановочного пункта, места пересадок; напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда и провоза багажа; следить за порядком и соблюдением пассажирами правил пользования автобусом и наличием в кассах-копилках контрольных билетов и в случае необходимости заправлять их; производить продажу абонементных талонов и месячных проездных билетов (только на остановках).

Так как данная инструкция была разработана более 30 лет назад, ее необходимо применять в адаптированном для современных реалий варианте. Например, согласно п. п. 3.1 и 3.2 Порядка проезда пассажиров в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области, оборудованном автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров, по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам оплата проезда производится путем регистрации поездки по транспортной карте или социальной карте устройством считывания карт. Пассажир при входе в салон транспортного средства обязан передать кондуктору (водителю) транспортную карту или социальную карту и назвать конечную остановку пути его следования по маршруту.

Утвержден Распоряжением Минтранса МО от 23.11.2009 N 365.

Кондуктор обязан заключить с предприятием договор о полной материальной ответственности за передаваемые ему в подотчет проездные билеты и за полученную им денежную выручку (п. 2.4 Инструкции кондуктора автобуса ). Соответственно, договор о полной материальной ответственности нужно заключить и с водителем, выполняющим функции кондуктора.

Утверждена Приказом генерального директора ГП "Пассажиравтотранс" от 06.05.1996 N 81.

Документальное оформление трудовых отношений с водителем-кондуктором

Обратимся к ст. 60.2 ТК РФ, предусматривающей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) за дополнительную плату и путем совмещения профессий (должностей). При этом срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Таким образом, работа водителя на городских автобусных маршрутах без кондуктора является по существу совмещением профессий (должностей). При этом организации необходимо получить письменное согласие у водителя, например в виде дополнительного соглашения к трудовому договору, даже если совмещение длится лишь один день. В дополнительном соглашении нужно отразить дополнительные обязанности, возлагаемые на водителя при отсутствии кондуктора, а также срок возложения таких обязанностей.

Также с водителем, как указано выше, нужно заключить договор о полной материальной ответственности в части, касающейся исполнения им функций кондуктора.

Вправе ли водитель обилечивать пассажиров во время движения автобуса?

С целью решения данного вопроса обратимся к п. 11.2 Примерной производственной инструкции водителя автобуса, в котором водителю предписано производить продажу абонементных талонов и месячных проездных билетов только на остановках. Эта норма корреспондирует с п. 4.9 данной Инструкции, запрещающим водителю в процессе управления автобусом на линии принимать пищу, вести посторонние разговоры, производить размен денег.

Таким образом, во время движения автобуса водитель не вправе обилечивать пассажиров. Делать это нужно только на остановках автобуса.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Пассажиры часто даже не догадываются, с какими трудностями приходится сталкиваться кондуктору

В одном из выпусков мой коллега, водитель трамвая, откровенно рассказал об изнанке своей профессии. Работа в общественном транспорте, как, впрочем, и любая работа с людьми — не из легких. Как физически, так и морально. Чтобы выйти на линию, водителям и кондукторам приходится просыпаться в четыре утра или возвращаться домой за полночь, постоянно находиться в группе риска из-за ковида и других болезней (сезонные респираторные заболевания были настоящим бичом среди кондукторов еще до пандемии), да и выслушивать от пассажиров порой приходится далеко не самые приятные и заслуженные вещи.

С самого утра на ногах

Автобусы начинают выходить на линию где-то в шесть утра. Это значит, что в пять ты уже должен приехать в АТП. Для всех работников есть дежурка — специальный автобус, который собирает из разных районов кондукторов с водителями, а иногда и диспетчеров. Соответственно, просыпаться приходится в четыре утра. Приехав в автобусный парк, нужно первым делом пройти медосмотр, без него тебя не допустят на линию. Медики следят, чтобы кондукторы и водители чувствовали себя хорошо, обязательно меряют температуру, смотрят, чтобы не было запаха перегара. Если что-то им покажется подозрительным, тебя могут просто не выпустить на линию.

После предрейсового медосмотра идем к кассирам — до начала смены там забираем сумку, оборудование, разменку. Последнее — настоящая боль: сумма, которая перед выходом на линию дается для того, чтобы давать пассажирам сдачу на оплату проезда, вообще ничтожно мала. Это настоящий кошмар, как и где менять деньги, когда с самого раннего утра люди дают пятисотки и тысячные. Приходится возить свои, чтобы избегать сложных ситуаций.

Килограммы мелочи в нагрузку

Впрочем, когда пытаются сплавить 10-копеечные монеты, это тоже не всегда радует. Да, конечно, мы берем любые деньги, так как по закону они являются платежным средством, и по идее без разницы, чем пассажир платит за проезд. Но когда у тебя на шее или на поясе висит сумка с несколькими килограммами мелочи, и никуда от нее до самого вечера не деться, то восьмичасовая смена превращается в нелегкое испытание.

К тому же кондукторы вынуждены находиться на ногах в течение длительного времени — подходить к пассажирам, брать плату за проезд или считывать транспортные карты. А каково это, когда у тебя болтается сумка с килограммами мелочи? Честно скажу: иногда к концу смены ноги так устают, что подняться лишний раз просто лень. Поэтому мысленно посылаю лучи удачи тем пассажирам, которые, когда зайдут в автобус, показывают проездной или же, проходя мимо тебя, сразу же рассчитываются или протягивают транспортную карту для считывания. Нет, ну правда же, не сложно достать проездной и показать кондуктору со своего места?

Чтобы сдать с крупных купюр, кондукторы берут на работу свой размен

Неадекватные и любвеобильные пассажиры

Сюда же добавлю бесящих, которые матерятся, хамят, пытаются выместить свое скверное настроение на тебе, могут послать или лущат семечки. А еще просьба к молодежи: если вы читаете эти строки и зашли в автобус (или любой другой транспорт), то если вы не хотите снимать свои эйрподсы, то просто покажите проездной или оплатите проезд. Больше нам от вас ничего не надо — и наслаждайтесь дальше своей музыкой, даже если она из наушников орет на пол-автобуса. Только не делайте вид, что вы нас не слышите или не видите.

Однажды был случай: вечером зашла в автобус пара — парень и девушка, навеселе, оплатили проезд, всё нормально, а потом прохожу мимо, а они там ну очень уж жарко обнимаются, она сидела у него на коленях и покачивалась. В такт по ходу движения автобуса, наверное.

Бабушки быстрого реагирования

СЮЖЕТ

И напоследок отдельная категория пассажиров — пожалуй, наиболее частотная сейчас в городских автобусах — это бабушки. Наши любимые, чудесные старушки. Быстрого реагирования зачастую, ведь они прытко занимают все свободные места. И это их право! Но, пожалуйста, оставьте в автобусе одно свободное место, оно так и подписано: место кондуктора. Да, я вас понимаю и тоже люблю ехать за повешенной мной или коллегами шторкой от солнца, когда на улице сильно за +30.

Топ-10 ситуаций, которые бесят кондуктора:

Работягам - большой привет ! Коротенький рассказ о том, каково работать кондуктором у частного перевозчика. Было это около 5 лет назад, но информация актуальна и сейчас, потому что ничего там не меняется. Только реальность, только хардкор! Lets Go!

Доброе Утро!

Будильник на 04:30 , умывание, быстрый перекус и на остановку ждать дежурный автобус , который собирает всех водителей и кондукторов по городу (районам) и привозит в автобусный парк.

Приехали, получили у диспетчера чёрную сумку, катушку с биллетами (я брал 2, объясню дальше), валидатор (куда прикладываем свои е-карты, банковские карты и телефон), расписались, сели в свой автобус с водителем и поехали на конечную остановку по маршруту.

Приехали на конечную и встали в небольшую (в зависимости от кол-ва водителей на смене) очередь из автобусов на отправление. Самый первый автобус уезжает в 5:50 утра, а дальше по цепочке с интервалом в 5-7 минут диспетчер регулирует отправление.

Рабочий день !

В день выходит 7-8 кругов (круг = туда и обратно от конечной до конечной). У кондуктора одна единственная обязанность это считать количество вошедших пассажиров и продавать билеты, казалось бы ну чего сложного? Собирай деньги, отдавай сдачу и билет, что может проще?

Целый день работаешь с людьми и их деньгами, ситуации бывают разные, и чаще всего от тебя не зависящие (это я про стоп-лист банковских карт и минус на балансе е-карты, а еще банальная нехватка денег для сдачи), а народ у нас терпеливостью не отличается. Носишься по салону туда-сюда как Ванька-встанька. Физически и эмоционально перегружен . Плюс ко всему, ни поесть нормально, ни в туалет сходить. Приходится просто жить в автобусе! "Райское наслаждение".

Добрый вечер, я диспетчер

Наконец-то, сделав последний круг и высадив пассажиров (время 21:30), можно выдохнуть и ехать в парк, но перед этим, нужно заехать на мойку и на заправку, (+- в парк приезжаешь в 22:05). Сдаете кондукторские принадлежности и на подходе к кассе, что бы сдать деньги вас снова ожидает очередь из таких же бедолаг. Сдали деньги, время уже почти 11 вечера и пошли домой (так как автобусы уже не ходят, либо такси, либо пешком, а ведь уже скоро вставать снова). Ну или есть своя машина, хорошо, хотя такое встретишь среди кондукторов не часто.

Ну и конечно же Зарплата

За выход на смену оплата составляла 400 рублей мне, 500 рублей водителю, можно было взять из общей кассы, как только накопится.

Так же, имеется план по продаже билетов, в зависимости от загруженности (пассажиропотока) маршрута он разный, в моем случае, чтобы его выполнить и получить премию в 1000 рублей , в день нужно было обилетить 550 человек. Именно по этой причине мы частенько наблюдаем гонки автобусов на дорогах, гонятся за планом и его перевыполнением.

Выплаты з/п были наличными раз в неделю каждую пятницу, но часто денег ты просто не получал, потому что опять же собиралась огромная очередь и стоять приходилось по 2-3 часа , а кассир начинала выдавать получку только после 22:30 вечера, когда последний кондуктор сдаст выручку.

Если работать честно, а работал я по графику 4/2 и как итог за месяц получалось 20-22 тысячи рублей , копейки. Поэтому я и брал 2 билетных катушки, не старался выполнить план, а просто продавал часть билетов с одной катушки в кассу, а с другой катушки себе в карман.

Но меня быстро вычислили и пришлось уволится (я продавал по 100-110 билетов со своей катушки, а это при стоимости проезда в 28 рублей = 2800-3000 рублей и еще брал за выход 400, получалось по 3400 рублей в день, это все помимо получки).

Штрафуют только за так называемых "зайцев" или безбилетников.

Бывает просто не успеваешь из-за количества народа и люди выходят не заплатив, но система странная и если уже оплативший проезд человек в давке вышел из автобуса , чтобы выпустить выходящих на остановке людей и зашел снова, сотрудники из диспетчерской посмотрев записи с камер засчитают вам "зайца", а за каждого "зайчика" кондуктор отдает из своего кармана в двойном размере (у нас проезд 28 рублей если x2 = 56 рублей за каждого).

В заключении

Прошу вас более лояльно и снисходительно относится к кондукторам, ведь и у них жизнь не сахар и все оказывается не так радужно, как можно себе представить, да и вообще к людям, друг к другу.


Многие из них были схожи – как бороться с курением водителей, кто к кому должен подходить при расчете за проезд и когда в Бийске появятся современные автобусы? На эти и другие вопросы отвечает Елена Кривцова, начальник диспетчерской службы Городского транспортного диспетчерского центра.

Водители продолжают курить в салонах.

– За это на них может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Если вы увидели, что водитель курит, – зафиксируйте и сам факт курения, и номер транспортного средства, или запомните, в какое время автобус шел по маршруту, чтобы было можно установить экипаж. Снимите на телефон и предоставьте запись к нам в диспетчерскую либо в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Как часто водители автобусов и маршрутных такси сдают экзамены на знание ПДД?

– Экзамены они сдают в общем порядке, как и водители других транспортных средств. Если вы уверены, что нарушение было, обращайтесь в ГИБДД. Фото- и видеофиксация также приветствуются.

Кто к кому должен подходить для оплаты проезда?

– В правилах перевозок прописано, что оплата проезда осуществляется при входе в автобус. Вы же билет на междугородний рейс покупаете заранее, здесь та же аналогия. Но если зашло несколько человек одновременно, и вы не оплатили проезд сразу, а прошли на свободное место, то кондуктор обязан подойти и рассчитать вас.

Тех пассажиров, которые оплачивают проезд, но не берут билет, могут высадить из автобуса.

Вопрос по поводу форточек. Кому-то дует, а кто-то плавится от жары. Есть какое-то правило?

- Правил по этому вопросу нет - ни в уставе автомобильного транспорта, ни в правилах пассажироперевозок. Выход один - договариваться. Ну, если кому-то дует из форточки, а другим жарко и они против того, чтобы ее закрыть - пересядьте. Или если жарко - попросите открыть форточку. Если вежливо попросите - не думаю, что откажут.

Есть ли регламент, как долго один автобус может стоять на остановке? Идущие по 21-му маршруту стоят по 10 минут (у детской поликлиники, у Сбербанка). Из-за этого идущие следом не могут подъехать к павильону.

– Регламента как такового нет, но есть расписание движения транспорта, которого водители должны придерживаться. Если отставание от него есть – это доводится до автопредпринимателя и водителя. Если такие задержки на этом рейсе стали регулярными, водитель будет наказан.

Пазики морально и технически устарели. Планируется ли их замена пусть не на новые, но на современные автобусы, рассчитанные на движение по городским маршрутам, с накопительными площадками, нормальными поручнями и прочим?

– У нас в городе есть координационный совет в сфере общественного транспорта, на одном из заседаний которого поднимался вопрос о необходимости замены пазиков на более комфортабельные автобусы городского типа. Перевозчики это предложение поддержали, но все упирается в финансовый вопрос. Новые автобусы очень дорогие. Но на уровне идеи такие планы уже есть.

В расписании движения бийских автобусов маршрута № 17С произошло изменение

Обязываете ли вы собственников автобусов следить за состоянием салона? Сидения выпадают, окна дребезжат, чехлы на сидениях - ужасно грязные…

- У перевозчиков в контракте прописано, что они обязуются содержать свой салон в чистоте, в порядке. Если есть претензии к транспортному средству - звоните в диспетчерскую.

– В нормативных документах не оговаривается, что наличие кондуктора в салонах автобусов обязательно.

В район кирпзавода и за реку после 9 часов вечера не уедешь. Будут ли пересматривать расписание?

– Расписание и количество выводимых транспортных средств в первую очередь зависит от числа пассажиров. Да, вечером число машин, выходящих на маршруты, меньше чем в дневное время. Но если пассажиры уверены, что имеющихся рейсов и транспорта недостаточно, можно с заявлением обратиться к нам или в отдел транспорта и связи при управлении ЖКХ. Опишите свою просьбу, соберите подписи – автобусы будут.

На разных маршрутах при оплате проезда все чаще не выдают билеты.

– Пассажир вправе требовать билет, это своего рода заключение договора между пассажиром и перевозчиком. Заинтересован в этом пассажир – так отслеживается пассажиропоток и диспетчеры понимают, например, куда нужно добавить рейсы. Заинтересован и автопредприниматель – так он уверен, что оплата проезда не прошла мимо кассы. Поэтому если вам не дали билет – звоните в диспетчерскую. По камерам из салона можно будет проверить, был выдан билет или нет. Многие перевозчики даже увольняют кондукторов из-за подобных фактов.


Часто не сдают 50 коп. с 18 руб. Говорят, нет сдачи. В таком случае, может быть, брать в сторону уменьшения цены – 17, а не 18 рублей? Законна ли разница 17 и 17,50 для тех, кто рассчитывается картой и наличкой. Это же дискриминация!

– По поводу разницы. В июне 2016 года администрацией города было принято постановление о стоимости проезда в общественном транспорте. В нем прописано, что на городских маршрутах она составляет 17,50 руб., на городских экспресс – 22,50 руб. Это тот порог, выше которого автоперевозчики не могут поднять цену билета. А опустить ниже могут. Из этого следует, что если сдачи у экипажа нет, то округлить стоимость проезда должны до 17 руб., а не брать плату выше положенной. Но и недобросовестные пассажиры нередко пользуются этим, и часто подают крупные купюры в ранние часы, когда сдачи у водителя действительно нет, а в итоге едут бесплатно. Перекоса не должно быть ни в одну сторону. Если вы знаете, что вам нужно ехать на общественном транспорте, позаботьтесь, чтобы у вас была нужная сумма на проезд. Будьте взаимно вежливы.

С 1 июля размер платы за проезд в городском транспорте установлен в размере 17 руб. 50 коп.

– Да, такие обращения есть. Как нам поясняет оператор, это следствие возникающих технических проблем в банковском программном обеспечении. К счастью, они краткосрочны. Также одной из причин может быть срок эксплуатации карточки: если она была выпущена до запуска программы, подобные проблемы тоже могут возникать.

Почему летом не отключают отопление в автобусах?

Необходимо пустить автобусы до лесозавода и по улице Советской мимо Дома детского творчества. Детям, которые там занимаются, приходится пересекать несколько проезжих частей.

– Попытки пустить автобусы до лесозавода были. Но ширина проезжей части не позволяет запустить здесь автобусы. Кроме того, если говорить о лесозаводе, то там ходит трамвай, и люди транспортной составляющей обеспечены. Что касается улицы Советской, Дома детского творчества, то здесь необходимо разъяснение, по какому конкретно маршруту нужно пустить автобус.

В Бийске планируют изменить схему движения транспорта и ввести нерегулируемые тарифы на проезд

Автобусы не подъезжают к посадочным площадкам, а останавливаются на самой дороге. Из-за этого очень трудно подниматься и спускаться из автобуса больным людям, пожилым.


Когда уже переделают трамвайную остановку на табачной фабрике (в сторону старого центра)? Она стоит на непонятном постаменте. Выходить и входить не удобно, особенно зимой.

– В скором времени постамент будет убран и установлен новый остановочный павильон.

Наказывают ли экипаж за хамство? И как можно доказать, что тебе нахамили?

Что делать, если автобус проехал остановку?

– Вопрос этот действительно болезненный. Теперь наши диспетчеры даже напоминания водителям сбрасывают на навигационное оборудование, что все остановки являются обязательными, однако, хочу особо внимание заострить, при наличии пассажиров. Также в правилах пассажирских перевозок прописана необходимость заблаговременно уведомлять водителя о том, что вы выходите на ближайшей остановке. И водители, кондукторы почти всегда спрашивают, выходят здесь или нет. Сказать, что вы выходите, уже достаточно. Никто не должен заставлять вас во время движения транспорта идти по салону к выходу. А вот если вы стоите на остановке и автобус не останавливаясь проехал мимо вас, сразу звоните в диспетчерскую. Но и к пассажирам просьба: если вы ждете общественный транспорт – ждите его на остановке, а не в пятнадцати метрах от нее. Иначе как о ваших намерениях узнает водитель? Или хотя бы махните водителю рукой.

У нас все остановки – в мусоре, в билетах, хотя рядом стоят урны. Кто отвечает за чистоту на остановках?

– Урны есть на большей части остановок, но не на всех, например, в Заречье. В следующем году этот вопрос будет решен. Промежуточные остановки, то есть между конечными, убирают дорожные службы, с которыми заключает договор управление ЖКХ. За состояние конечных остановок отвечает наш Транспортный диспетчерский центр. Для наведения здесь порядка нанят подрядчик.

Появится ли в Бийске хоть один автобус, оборудованный подъемом для колясочников?

– Наверное, это не решило бы проблемы, если бы появился лишь один такой автобус. Адресная доставка будет гораздо эффективнее и удобнее людям с ограниченными возможностями. В Бийске есть социальное такси.

Надоел шансон в автобусах. Ведь не только про зэков поют, но порой еще и песни с матом. А едут дети. На претензии водители не реагируют. Это повод для заявления?

На основании чего контролеры проверяют билеты в автобусах частных перевозчиков?

Справка

Дежурный диспетчер Городского транспортного диспетчерского центра:

55-55-09 (круглосуточно).

Бийское подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

47-20-90.

47-64-23 (круглосуточно).

Отдел транспорта и связи администрации Бийска:

40-51-49.

Ответы на вопросы по работе маршрутов Бийского района и от жителей района мы надеемся получить в скором времени в районной администрации.

Читайте также: