Имеет ли право цодд останавливать автомобили

Обновлено: 01.05.2024

ЦОДД — то есть Центр организации дорожного движения — в 1999 году начинался как контора из пяти человек, которые должны были думать об эффективности дорожного движения и предлагать варианты решения заторов. Большинство москвичей об их существовании узнали с введением платной парковки в 2013 году, когда в почтовые ящики стали сыпаться штрафы, помеченные этой аббревиатурой. Со временем служба стала заниматься не только исследованиями, оперативным управлением движением и нарушениями правил стоянки, но также начала следить за состоянием инфраструктуры, обеспечивать безопасность движения и программировать работы светофоров.

Сегодня в ЦОДДе трудится почти две тысячи человек; 80 из них — в созданном в 2013 году Ситуационном центре, откуда в оперативном режиме контролируют всю дорожную ситуацию в городе. Так что, если вас как-нибудь попросят сказать, где находится пульт управления дорогами Москвы, то это наверное здесь — в Ситуационном центре во 2-м Лесной переулке.

Что находится в здании

Основной зал в здании: на большой экран сводятся вся big data о движении машин в городе

Зал совещаний расположен здесь же, на втором этаже

В часы пик, утром и вечером, дежурных в зале больше всего. Ночью достаточно трех человек, и оттенок их волос на качество работы не влияет

Руководство смены распределяет задачи по дежурным — прежде всего, раскидывает их на проблемные участки

Что делают в Ситуационном центре ЦОДД

Управляемые отсюда камеры в автоматическом режиме фиксируют (но фиксация происходит не в Ситуационном центре), когда машина выезжает на полосу общественного транспорта или движется по обочине, грузовик проезжает зоны, по которым не должен ехать, а автомобилист не пропускает пешехода или паркуется на островке безопасности. Сейчас разрабатывается программа, которая позволит камерам фиксировать машины, выехавшие на дорогу без страхового полиса. Фотографии и записи камер ЦОДД передают в гаишникам и прочим организациям с аббревиатурами в названиях — там уже решают, какие назначить штрафы.

Как работают в главном зале

Наведите курсор на красные точки


Огромный экран

По факту — это монитор многопроцессорного компьютера из ста блоков. Когда один из них ломается, его меняют. Информация распределена по всем компьютерам, что дает повышенный уровень устойчивости. Данные хранятся на серверах в отдельном пространстве; общий объем их хранилища — 930 терабайт. Каждый день добавляется по 200–300 млн новых записей от систем фиксации.

Шкаф с подарками от делегаций

В шкафу расположены подарки делегаций. Японские коллеги, интересующиеся московским опытом, часто приходят не с пустыми руками, — пока в витрине стоит золотая пагода, но со временем сюда должны перебраться все сувениры, пылящиеся в кабинетах руководителей.

44 сотрудника в дежурной смене

Они не все в этом зале. Вообще работа в Ситуационном центре максимально автоматизирована и напоминает тихую жизнь в офисе — все спокойно и размеренно, почти как на заводе с роботами. У каждого человека в зале свой сектор контроля. В разное время в зале можно застать разное количество людей: максимально — в часы пик, ночью достаточно трех человек.

Данные 1943 комплексов фотовидеофиксации

На большой экран собираются данные всех камер: 1424 стационарных, 34 передвижных комплекса фотовидеофиксации, 375 мобильных (машины-парконы) и 110 аппаратов, установленных на наземном городском транспорте. Эту информацию используют также правоохранительные органы и правительство Москвы. В распоряжении ЦОДД есть карта всех камер, и к любой из них можно получить доступ, чтобы ее, например, развернуть.

3,6 миллиона машин

Столько за сутки проезжает мимо камер, а всего они делают 45 млн фиксаций. Получается, что каждая машина попадает под камеру где-то 12 раз за день.

Прежде всего, дежурная смена должна круглосуточно следить за дорогами Москвы и, если что-то случится, постараться нормализовать ситуацию. Вот пример: камеры заметили, что скорость машин на какой-либо магистрали резко упала и стала намного ниже, чем обычно в это время. Далее поступает сигнал сотруднику, который изучает показания камеры и определяет причину. Если он видит аварию, то выходит на связь с ГИБДД или отправляет на точку собственный дорожный патруль ЦОДД. Если на шоссе или улице возникает штатная пробка — например, из-за того, что идет ремонт, — сотрудник может перевести работу светофора в ручной режим.

Что показывают на большом экране

На этой карте можно увидеть все результаты системы фотофиксации нарушений. По данным фотофиксации автоматически определяется количество машин и длина заторов

ЦОДД может получить доступ к любой камере системы — и поворачивать ее, чтобы лучше отслеживать развитие проблемной ситуации

Одна из задач ЦОДД — информировать горожан о состоянии дел на дорогах и предлагать обходные маршруты в случае ремонта

Данные о нарушениях поступают в ГИБДД, ЦОДД же на основании скоростей движения может рассчитывать длину заторов на дорогах

Все данные система накапливает и хранит, так что при желании можно сравнить состояние пробок с прошлогодней ситуацией, сопоставить с погодными условиями или важными городскими событиями

Каждому изменению на московских дорогах — от введения одностороннего движения до установки новых светофоров — предшествуют исследования. Если на каком-то участке регулярно образуются пробки или случаются аварии, в ЦОДД должны разработать решение проблемы. На этой неделе, например, закрыты съезды на Садовое кольцо у Большого Дровяного переулка и на Таганскую площадь перед тоннелем: здесь было много пробок из-за того, что машины неправильно перестраивались на дороге. В ЦОДД рассчитали разные варианты решения и остановились именно на этом: на движение общественного транспорта закрытие не повлияет, но поможет перераспределить потоки. Или другой пример: на благоустроенных улицах дорожные знаки стали сильнее бросаться в глаза, и ЦОДД предложили их заменить на уменьшенные, которые уже можно встретить в центре, и постепенно они должны появиться на всех маленьких улицах города.


О дорогах Москвы, которыми управляют роботы

«Раньше мы компьютер, который находится в нашем распоряжении, назвали бы искусственным интеллектом. Хотя я, как бывший программист, определяю искусственный интеллект в терминах Айзека Азимова: как систему, способную к самостоятельному принятию решений. В любом случае сейчас требования к технологиям повысились, и инструменты в нашем распоряжении скорее следует определять как инновационные технологии с возможностью обработки больших данных, за счет анализа которых мы можем производить глубокие выводы. Например, предсказать, в частности, как изменит транспортную ситуацию в городе перекрытие той или иной дороги.

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

Знакомство

На парковке главного офиса ЦОДД меня встречают Олег и Рамиль — двое "старожилов" центра, которых совсем недавно назначили в экипаж дорожного патруля. На обоих — форма темного цвета и фуражки с шашечками над козырьками. Головной убор сильно напоминает дизайн фуражек британской полиции. Оба они являются сотрудниками "Дорожного патруля ЦОДД" — службы, которая должна оказывать автомобилистам помощь на дорогах в случае дорожно-транспортных происшествий, поломок машин, затруднений движения, чрезвычайных ситуаций и других неприятностей.

Сотрудник дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

"Наш экипаж патрулирует Садовое кольцо, другие машины выезжают на Третье транспортное (ТТК) и прилегающие улицы. В основном мы работаем в пределах "Трешки", — признается Рамиль. — Наш проект считается пилотным, поэтому пока работают только пять экипажей. Если проект будет признан удачным, штат расширят до 30 машин, и тогда мы будем охватывать всю Москву".

Олег — бывший водитель с многолетним стажем, у Рамиля два высших образования — юридическое и экономическое — и опыт работы за рулем автомобиля ЦОДД, который выявляет нарушения парковки, и на "жирафе" — мобильном комплексе фиксации нарушений. Прежде чем начать работу в дорожном патруле, оба прошли специальную подготовку.

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве.

"Пока мы работаем только в дневное время суток, смены длятся с семи до 16 часов и с 14 до 22 часов. И так — пять дней в неделю. В выходные дорожный патруль пока не функционирует", — рассказывают они.

В салоне их служебной машины висят два видеорегистратора, которые снимают все, что происходит спереди и позади. На спинках передних кресел висят рюкзаки со множеством карманов. В них хранятся фонарь, перочинный ножик и другие инструменты, которые могут понадобиться в дороге, а также два полосатых жезла, совсем как у гаишников.

Автомобиль дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

"Иногда центральный офис дает нам наводку, если видит по камерам, что где-то произошла авария. Мы немедленно выезжаем. Сегодня как раз две машины столкнулись на Нижегородском шоссе, но доехать туда мы не успели, раньше нас на место ДТП прибыл наряд ГИБДД", — говорят патрульные.

Автомобиль дорожной службы ЦОДД в Москве

В багажнике патрульного автомобиля лежат два больших огнетушителя, ящик с набором ключей, конусы с оранжевыми и белыми полосами, "прикуриватель" для запуска двигателя, большой домкрат, как в автосервисах. Все это снаряжение, как ружье у Чехова, когда-нибудь да "выстреливает".

Сотрудник новой службы ЦОДД Дорожный патруль

"Если кончился бензин, мы можем дотащить на тросе до ближайшей заправочной станции, если, конечно, есть техническая возможность у буксируемой машины: проушины там — и так далее. Если тащить нужно фуру, то мы останавливаем другую фуру и просим помочь — у нас есть специальный усиленный трос для большегрузного транспорта, — поясняют сотрудники дорожного патруля. — Его нам выдало руководство после одного случая, когда мы долго не могли остановить какой-нибудь грузовик, чтобы попросить отбуксировать заглохший на проезжей части другой грузовой автомобиль. Мы также смотрим за тем, чтобы различные ремонтные бригады работали на дорогах по правилам, следим за безопасностью рабочих".

Патрулирование

Выезжаем от офиса ЦОДД во 2-м Лесном переулке и двигаемся в сторону ТТК по Бутырской улице. Ехать на Садовое кольцо — привычный маршрут Олега и Рамиля — нет смысла, там сейчас масштабная реконструкция, поэтому, кроме дорожной техники, никому помощи мы оказать не сможем.

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

"Позавчера, например, у нас был спокойный день. Ни одного ДТП мы не встретили, — рассказывает Рамиль. — Зато вчера поворачиваем в сторону базы, и прямо у нас на глазах происходит авария: один водитель остановился пропускать пешеходов на переходе, а второй отвлекся на мобильный телефон. Дождь еще шел, асфальт был мокрый, и резкое торможение не помогло. Кстати, очень много таких вот мелких аварий происходит именно из-за мобильных телефонов".

Патрульная машина хоть и снабжена оранжевым проблесковым маячком, но нарушать правила, ездить по выделенным полосам для общественного транспорта ей нельзя. По каждому нарушению, которое фиксирует камера, сотрудники пишут объяснительные. Так как штрафы приходят в ЦОДД, аннулировать их легко.

Работа экипажа дорожного патруля ЦОДД

Как раз едем по Сущевскому Валу и видим, как машины объезжают аварию из четырех автомобилей. Картина следующая: Chevrolet, Volvo и такси Skoda желтого цвета остановились друг за другом в хвосте пробки, а сзади в них влетел Hyundai, из-за чего все четыре машины "поцеловались". Подъезжаем сзади, включаем мигалку. Олег выставляет конусы, Рамиль отправляется к участникам ДТП, чтобы выяснить, нет ли пострадавших и не нужна ли кому-либо медицинская помощь.

Сотрудники дорожной службы ЦОДД во время патрулирования в Москве

"Мы помогаем оформить ДТП в том случае, если сумма ущерба составляет менее 50 тысяч рублей, если столкнулось не более двух автомобилей, нет пострадавших и оба участника согласны с тем, кто прав, а кто виноват, — отмечают патрульные. — В общем, должны быть соблюдены условия "европротокола". Помогаем водителям сфотографировать место аварии, правильно заполнить извещения о ДТП. Если нужен наряд ГИБДД, то до его прибытия прикрываем место происшествия: не у всех, например, есть знаки аварийной остановки. Мы также связываемся с ответственным за этот участок батальоном ГИБДД — так гаишники быстрее приезжают на место. Обо всех своих действиях обязательно сообщаем в наш Ситуационный центр".

Платная парковка в Москве. Архивное фото

"Иногда нас путают с "парконами" (автомобили ЦОДД, фиксирующие нарушения парковки. — Прим. ред.), — улыбаются дорожные патрульные. — Мы подъезжаем куда-то, где много неправильно припаркованных машин, начинаем фотографировать покосившийся знак, а водители кидаются закрывать свои номера, быстро уезжают с места неправильной парковки. Думают, что "попали" на штраф".

ЦОДД — то есть Центр организации дорожного движения — в 1999 году начинался как контора из пяти человек, которые должны были думать об эффективности дорожного движения и предлагать варианты решения заторов. Большинство москвичей об их существовании узнали с введением платной парковки в 2013 году, когда в почтовые ящики стали сыпаться штрафы, помеченные этой аббревиатурой. Со временем служба стала заниматься не только исследованиями, оперативным управлением движением и нарушениями правил стоянки, но также начала следить за состоянием инфраструктуры, обеспечивать безопасность движения и программировать работы светофоров.

Сегодня в ЦОДДе трудится почти две тысячи человек; 80 из них — в созданном в 2013 году Ситуационном центре, откуда в оперативном режиме контролируют всю дорожную ситуацию в городе. Так что, если вас как-нибудь попросят сказать, где находится пульт управления дорогами Москвы, то это наверное здесь — в Ситуационном центре во 2-м Лесной переулке.

Что находится в здании

Основной зал в здании: на большой экран сводятся вся big data о движении машин в городе

Зал совещаний расположен здесь же, на втором этаже

В часы пик, утром и вечером, дежурных в зале больше всего. Ночью достаточно трех человек, и оттенок их волос на качество работы не влияет

Руководство смены распределяет задачи по дежурным — прежде всего, раскидывает их на проблемные участки

Что делают в Ситуационном центре ЦОДД

Управляемые отсюда камеры в автоматическом режиме фиксируют (но фиксация происходит не в Ситуационном центре), когда машина выезжает на полосу общественного транспорта или движется по обочине, грузовик проезжает зоны, по которым не должен ехать, а автомобилист не пропускает пешехода или паркуется на островке безопасности. Сейчас разрабатывается программа, которая позволит камерам фиксировать машины, выехавшие на дорогу без страхового полиса. Фотографии и записи камер ЦОДД передают в гаишникам и прочим организациям с аббревиатурами в названиях — там уже решают, какие назначить штрафы.

Как работают в главном зале

Наведите курсор на красные точки


Огромный экран

По факту — это монитор многопроцессорного компьютера из ста блоков. Когда один из них ломается, его меняют. Информация распределена по всем компьютерам, что дает повышенный уровень устойчивости. Данные хранятся на серверах в отдельном пространстве; общий объем их хранилища — 930 терабайт. Каждый день добавляется по 200–300 млн новых записей от систем фиксации.

Шкаф с подарками от делегаций

В шкафу расположены подарки делегаций. Японские коллеги, интересующиеся московским опытом, часто приходят не с пустыми руками, — пока в витрине стоит золотая пагода, но со временем сюда должны перебраться все сувениры, пылящиеся в кабинетах руководителей.

44 сотрудника в дежурной смене

Они не все в этом зале. Вообще работа в Ситуационном центре максимально автоматизирована и напоминает тихую жизнь в офисе — все спокойно и размеренно, почти как на заводе с роботами. У каждого человека в зале свой сектор контроля. В разное время в зале можно застать разное количество людей: максимально — в часы пик, ночью достаточно трех человек.

Данные 1943 комплексов фотовидеофиксации

На большой экран собираются данные всех камер: 1424 стационарных, 34 передвижных комплекса фотовидеофиксации, 375 мобильных (машины-парконы) и 110 аппаратов, установленных на наземном городском транспорте. Эту информацию используют также правоохранительные органы и правительство Москвы. В распоряжении ЦОДД есть карта всех камер, и к любой из них можно получить доступ, чтобы ее, например, развернуть.

3,6 миллиона машин

Столько за сутки проезжает мимо камер, а всего они делают 45 млн фиксаций. Получается, что каждая машина попадает под камеру где-то 12 раз за день.

Прежде всего, дежурная смена должна круглосуточно следить за дорогами Москвы и, если что-то случится, постараться нормализовать ситуацию. Вот пример: камеры заметили, что скорость машин на какой-либо магистрали резко упала и стала намного ниже, чем обычно в это время. Далее поступает сигнал сотруднику, который изучает показания камеры и определяет причину. Если он видит аварию, то выходит на связь с ГИБДД или отправляет на точку собственный дорожный патруль ЦОДД. Если на шоссе или улице возникает штатная пробка — например, из-за того, что идет ремонт, — сотрудник может перевести работу светофора в ручной режим.

Что показывают на большом экране

На этой карте можно увидеть все результаты системы фотофиксации нарушений. По данным фотофиксации автоматически определяется количество машин и длина заторов

ЦОДД может получить доступ к любой камере системы — и поворачивать ее, чтобы лучше отслеживать развитие проблемной ситуации

Одна из задач ЦОДД — информировать горожан о состоянии дел на дорогах и предлагать обходные маршруты в случае ремонта

Данные о нарушениях поступают в ГИБДД, ЦОДД же на основании скоростей движения может рассчитывать длину заторов на дорогах

Все данные система накапливает и хранит, так что при желании можно сравнить состояние пробок с прошлогодней ситуацией, сопоставить с погодными условиями или важными городскими событиями

Каждому изменению на московских дорогах — от введения одностороннего движения до установки новых светофоров — предшествуют исследования. Если на каком-то участке регулярно образуются пробки или случаются аварии, в ЦОДД должны разработать решение проблемы. На этой неделе, например, закрыты съезды на Садовое кольцо у Большого Дровяного переулка и на Таганскую площадь перед тоннелем: здесь было много пробок из-за того, что машины неправильно перестраивались на дороге. В ЦОДД рассчитали разные варианты решения и остановились именно на этом: на движение общественного транспорта закрытие не повлияет, но поможет перераспределить потоки. Или другой пример: на благоустроенных улицах дорожные знаки стали сильнее бросаться в глаза, и ЦОДД предложили их заменить на уменьшенные, которые уже можно встретить в центре, и постепенно они должны появиться на всех маленьких улицах города.


О дорогах Москвы, которыми управляют роботы

«Раньше мы компьютер, который находится в нашем распоряжении, назвали бы искусственным интеллектом. Хотя я, как бывший программист, определяю искусственный интеллект в терминах Айзека Азимова: как систему, способную к самостоятельному принятию решений. В любом случае сейчас требования к технологиям повысились, и инструменты в нашем распоряжении скорее следует определять как инновационные технологии с возможностью обработки больших данных, за счет анализа которых мы можем производить глубокие выводы. Например, предсказать, в частности, как изменит транспортную ситуацию в городе перекрытие той или иной дороги.

WhatsApp

Главная функция службы полиции в России – обеспечение безопасности. В случае с ГИБДД это выявление нарушений в области дорожного движения и назначение наказаний как мера борьбы за эту безопасность. Но что, если сами сотрудники ДПС остановились в целях выявления нарушений вразрез с ПДД – к примеру, на автобусной полосе, перекрёстке или в любых местах, где парковка запрещена? Можно ли им самим так нарушать – стоять и, главное, останавливать другие автомобили, которые также вынуждены будут нарушить, выполнив законное требование сотрудника? Об этом и поговорим в статье.

Имеют ли право ГИБДД стоять с нарушением?

Нет. По состоянию на 2021 год инспекторы ДПС не могут ставить патрульную машину в запрещённых для остановки местах, равно как и нарушать другие пункты ПДД и дорожные знаки. Но. за исключением исключений, как это бывает достаточно часто.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев.

Эта же норма правового акта и устанавливает такие исключения. К ним относятся нижеследующие:

  • ГИБДД могут стоять с нарушением и останавливать при этом автомобили, если это требуется для пресечения совершающегося в данный момент времени преступления – то есть когда требуются неотлагательные действия по такому пресечению,
  • также сотрудник полиции может остановиться, к примеру, на автобусной полосе или под знаком запрета парковки, для пресечения административного нарушения – например, если он увидит, что кто-то едет без включенных дневных ходовых огней, то это уже даёт ему такое право,
  • при выполнении регулировочных функций,
  • когда это требуется для причинения реальной угрозы жизни, здоровью людей или их имуществу (тем же автомобилям, к примеру),
  • а ещё Административный регламент даёт право стоять в запрещённых местах, если ДПС просто включит проблесковый сигнал на патрульном авто.

Обратите внимание на последний пункт из списка выше. То есть инспекторы как бы формально не могут останавливать машины в местах, где остановка запрещена по ПДД. Но в то же время фактически могут.

Кроме того, регламент указывает на то, что при необходимости остановки авто в запрещённом месте, сотрудник ГИБДД обязан принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения. А вот станет ли он виновником ДТП, которое может произойти по причине такого "жеста", вопрос спорный, так как в таком случае и водитель обязан руководствоваться ПДД, перестраиваясь и останавливаясь.

Патрульная машина на автобусной полосе и пешеходном переходе

Можно ли не останавливаться в этом случае?

Несмотря на то, что водитель обязан подчиняться исключительно законным требованиям сотрудника полиции, практика 2021 года прямо говорит о том, что неостановка по требованию, которое было не совсем законным, может грозить штрафом, а иногда и задержанием с последующим административным арестом – тоже, впрочем, незаконным.

Добавить к этому то, что пункт 88 регламента фактически позволяет включить проблесковые маячки на патрульной машине, что сделает остановку на автобусной полосе, например, уже законной, то и требование об остановке является также основанным на законности.

Вообще, теме остановки транспортных средств и проверки документов приведена отдельная статья по части наличия оснований для этих действий.

Здесь лишь отметим, что в Административном кодексе есть специальная статья за неостановку по требованию со штрафом от 500 до 800 рублей по статье 12.25, части 2.

Но на практике 2021 года вас могут оформить по статье 19.3 КоАП за невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД. Это незаконно, и фактически любой судья обязан отменить такое наказание, потому как норма статьи 12.25 является более частной по отношению к 19.3. Вот яркий пример такого решения в судебной практике.

А за незаконное задержание и, тем более, арест сотрудника вообще может ждать статья 286 Уголовного кодекса. Вот ещё один пример такого дела.

Можно ли пожаловаться?

Да. Но с большой долей вероятности дело спустят до написания в ваш адрес отписки. Но правильный начальник полицейского привлечёт последнего по меньшей мере к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Этому может поспособствовать, в частности, подача жалобы не через интернет-приёмную ГИБДД, а через официальный сайт Кремля.

Читайте также: