Если у потерпевшего нет полиса осаго выплатят ли ему ущерб

Обновлено: 28.04.2024

Один мужчина в Санкт-Петербурге ехал на Хонде и врезался в Киа. От сильного удара сзади Киа в свою очередь въехала в стоящий впереди ГАЗ. В результате аварии у Киа были сильно повреждены оба бампера, задняя дверь, номерные знаки, парктроники, капот, радиатор — всего повреждений набралось на 300 тысяч рублей.

Водитель Хонды предъявил полис ОСАГО, выданный одной крупной страховой компанией. Удивительно, но действовать он начинал как раз в день ДТП, с 00:00. Владелица Киа написала в эту компанию заявление о выплате. Но страховщик отказался оплачивать ремонт ее автомобиля, заявив, что водитель Хонды купил этот полис уже после аварии.

Тогда женщина прибавила к стоимости ремонта компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — и пошла в суд. Иск она подала к страховой компании водителя Хонды.

Аргументы сторон

Владелица Киа. Автогражданская ответственность всех водителей должна быть застрахована. Закон обязывает водителей делать эту страховку, чтобы пострадавшие не бегали за виновниками аварий и не ждали годами денег на ремонт автомобиля. Каждый водитель покупает полис, а страховая компания гарантирует, что оплатит ремонт пострадавшей стороне.

Я — та самая пострадавшая сторона, мой автомобиль поврежден. Этот мужчина, водитель Хонды, принес полис ОСАГО. В полисе написано, что он действует с нуля часов того дня, когда произошло ДТП. Я не знаю, когда он его оформил, до или после аварии, и не хочу знать. Раз там написано, что он действует, значит, заплатите мне за ремонт и не морочьте голову.

Страховая компания. В момент аварии автогражданская ответственность виновника еще не была застрахована. По документам столкновение произошло в 10 утра, а полис был выдан не раньше 11:40 — то есть через полтора часа после ДТП. С этого времени полис и начал действовать.

Страховой риск — это случайное событие, которое может наступить, а может не наступить. В этом и заключается смысл страховки: защищать от предполагаемых опасностей. Если неблагоприятное событие произошло до заключения договора страхования и пострадавший хочет компенсировать убытки за счет страховой компании, это уже не страхование, а мошенничество. Поэтому страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования и вступления его в силу.

Виновник аварии попал в аварию без страховки, а потом быстренько съездил в ближайшую страховую, оформил ОСАГО и хочет, чтобы мы за него все выплатили. Хорошо придумал! Это недобросовестное поведение и злоупотребление правами. Пусть сам компенсирует убытки этой женщине.

Водитель Хонды. Кажется, я оформил страховку за день или два до аварии, точно не помню. На полисе написано, что он действовал во время ДТП, поэтому пусть платит страховая, а я никому ничего не должен.

Что сказали суды

Страховой агент, который выписывал этот полис, подтвердил, что оформил его после 11 утра в день столкновения. Чтобы оформить полис, необходимо сделать запрос в электронную базу РСА. Этот запрос был направлен в 11:42. Раньше этого времени выдать полис было невозможно.

Страховой полис ОСАГО подтверждает факт заключения договора страхования. В законе сказано, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии. Но можно договориться и о других условиях.

У мужчины на руках был подлинник страхового полиса с печатью и подписью представителя страховщика. На полисе указано, что он действует с 00:00 этого же дня, то есть до того, как его оформили в офисе. Так тоже можно. Получается, что страховой агент от имени компании и этот мужчина так договорились.

Если страховая компания считает, что агент поступил недобросовестно и нарушил права компании, она может предъявить иск к этому агенту. Но это уже будет дело для другого суда.

А пока что страховая компания должна выплатить ущерб, причиненный истцу: страховое возмещение — 337 264 Р , штраф — 168 632 Р , компенсацию морального вреда — 5000 Р , расходы на оплату услуг представителя — 25 000 Р . Всего 535 896 Р .

Страховая компания не согласилась с таким решением суда и подала апелляцию.

Городской суд (апелляция): 🧔👈

Коллеги из районного суда все перепутали. На момент ДТП гражданская ответственность мужчины застрахована не была. Это подтверждают документы и свидетели.

Страховой полис был изготовлен и выдан уже после того, как имуществу истца был причинен ущерб. Это значит, что столкновение не является случайным и поэтому не может быть признано страховым случаем.

Взыскивать ущерб со страховой компании нельзя. Решение отменяем, в иске этой женщине отказываем. Страховая ничего никому платить не должна.

С таким решением не согласилась пострадавшая. Она подала жалобу в вышестоящую инстанцию — президиум городского суда.

Городской суд (кассация): 👉👉🏢

Апелляционная инстанция ошиблась, а вот первоначальное решение районного суда было правильным. Страхование может распространяться и на случаи, произошедшие до заключения договора страхования, если об этом прямо сказано в договоре.

В спорном полисе ОСАГО прямо написано, что он начал действовать раньше, чем был оформлен. Это абсолютно законно.

Решение апелляционной инстанции отменяем, решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна компенсировать ущерб потерпевшей.

Страховую компанию такое решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда.

Цель страхования гражданской ответственности автовладельцев — защита потерпевших и возмещение причиненного вреда. Потерпевшая в этой истории защищена меньше всего, потому что не может влиять на условия договора страхования ответственности виновника аварии. Владелица Киа не знает и не должна знать, при каких условиях виновник аварии купил свой полис ОСАГО, поэтому может полагаться на сведения, указанные в полисе страхования.

По закону страховая компания обязана за счет собственных средств возместить причиненный вред. Исключение — хищение бланков полисов, да и то только если страховая компания обратилась в полицию до наступления страхового случая. Во всех остальных ситуациях страховщик несет ответственность перед потерпевшим, в том числе когда бланк полиса использовали несанкционированно, нарушили порядок его выдачи или исказили указанные в нем данные.

Страховая компания могла заявить, что агент этот бланк полиса использовал несанкционированно — например украл или ранее списал как испорченный. Но она никаких таких заявлений не сделала.

Полис ОСАГО, который предъявил мужчина, — подлинный, оформлен как полагается, на бланке с печатью. Все остальное неважно: надо было смотреть, какие полисы выписываете.

Получается, страховая компания отказалась выплатить истцу возмещение по подлинному полису ОСАГО. Это нарушает принцип гарантированного возмещения вреда потерпевшему. Женщина вообще не участвовала в отношениях между виновником и ответчиком и не должна отвечать за их договоренности. А суд чуть не оставил ее без денег.

Президиум городского суда правильно отменил решение апелляционной инстанции.

Решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна выплатить женщине 535 896 Р .

Это что же теперь, без ОСАГО ездить можно?

В большинстве страховых компаний полис ОСАГО начинает действовать со следующего дня — и уж точно не раньше момента оплаты. Почему в этой истории получилось по-другому , можно только гадать.

Для владелицы Киа эта история закончилась благополучно, а вот для водителя Хонды и страховой компании она еще вообще не закончилась. Возможно, страховая решит взыскать ущерб со страхового агента, а может, дело дойдет и до виновника аварии. Будем следить и расскажем вам, чем все закончилось.

В России выявлена тенденция снижения аварийности с 2012 года. На конец 2017 года установлено, что число ДТП уменьшилось на 2,5% по сравнению с 2016 годом. При попадании в аварию часто обнаруживается отсутствие полиса обязательного страхования. В последние годы наблюдается увеличение количества людей, не желающих приобретать страховку или использующих поддельные документы. Когда у потерпевшего в ДТП нет ОСАГО, процедура получения выплат усложняется, а виновникам приходится отдавать деньги из своего кармана.

Порядок действий

Общая процедура при аварии подразумевает оформление документов о ДТП, свидетельствующих о наступлении страхового случая. В первую очередь следует оповестить органы ГИБДД о происшествии. Когда полис отсутствует у одной или обеих сторон, вызов сотрудников обязателен. Европротокол в таком случае не составляется ввиду несоблюдения основного закона об ОСАГО (ФЗ №40).

К этапам разбора ДТП относятся:

  • Работники дорожной полиции осматривают место аварии и пишут протокол;
  • Фотографирование территории, где произошел страховой случай (столкновение автомобилей, наличие дорожных знаков поблизости, расположение домов и иных строений с адресом);
  • Схематичное отображение ДТП, где должен быть четко указан виновник и потерпевший;
  • Опрос свидетелей и очевидцев, показания которых заносятся в документы.

После фиксации ДТП следует процесс обращения в страховую компанию за получением возмещения.

Как доказать невиновность

Если при наступлении аварии виновник соглашается со своим статусом, то процедура получения компенсации за ущерб облегчается. Пострадавший может заблаговременно до приезда сотрудников ДПС начать искать доказательства совей невиновности:

  • Остановить свидетелей (прохожих, водителей) и попросить оставить контакты для последующей дачи показаний;
  • При наличии видеорегистратора в своей машине или в автомобиле другого участника движения найти запись в момент столкновения;
  • Отыскать иные средства видео- или фотофиксации, находящиеся на территории возникновения аварии (камеры ГИБДД, видеокамеры на зданиях, АЗС и т.п.).

Обратите внимание: Главным документом при рассмотрении вины водителя является схема ДТП и показания свидетелей, очевидцев.

После анализа совершенного правонарушения, повлекшего за собой аварию, сотрудник ГИБДД оформляет протокол и постановление, где он прописывает виновника. В случае несогласия с этим фактом человек должен поставить соответствующую отметку во всех документах.

Организация проведения независимой экспертизы позволит прояснить следующие моменты:

  • Точная характеристика условий возникновения правонарушения;
  • Оценка технического состояния ТС;
  • Влияние окружающих факторов на появление аварии (качество асфальта или другого покрытия);
  • Расчет стоимости ущерба и цены автомобиля после нанесения повреждений.

Допускается обжалование постановления о нарушении в территориальном отделении дорожной инспекции или в суде. В течение 10 дней с даты выписки документа человек может обратиться к вышестоящему по рангу должностному лицу из отдела, за которым закреплен сотрудник ГИББД, оформивший ДТП. Если не произойдет отмена постановления после рассмотрения заявки, пишется ходатайство в суд.

Возмещение ущерба

Если человек попадает в аварию, не имея на руках полис, на него налагается административная ответственность в виде штрафа. В 2018 году его размер равен 800 руб. Происшествие является страховым случаем, ущерб по которому должен оплачивать виновник или компания, где он оформил автогражданку.

Если нет ОСАГО

ОСАГО является документом, свидетельствующим о страховании ответственности автовладельцев перед другими участниками движения. Благодаря ему человек получает денежную компенсацию за причиненный ущерб по вине другого водителя. Но полис может отсутствовать при попадании в ДТП.

У пострадавшего

Если потерпевший не застраховал свою ответственность, то в случае участия в аварии он может получить выплату. Это связано с тем, что закон предусматривает защиту его прав при нанесении материального вреда или угрозы жизни и здоровью согласно ГК РФ.

Процедура обращения за денежным возмещением, когда у пострадавшего в дтп нет осаго, подразумевает прохождение этапов:

  • Подойти с документами, оформленными при возникновении происшествия, в офис страховщика, где получен полис виновника;
  • Написать заявление о предоставлении выплаты;
  • Доставить автомобиль на техническую экспертизу, если компания затребует ее проведения;

В ходе судебного процесса можно истребовать возмещение затрат на оплату услуг юриста и технического эксперта.

Когда пострадавший управлял машиной в пьяном состоянии, в выплате ему будет отказано.

У виновника ДТП

Отсутствие осаго у водителя, виновного в случившемся, подразумевает разрешение дела на месте без вызова сотрудников ГИБДД или поэтапное выполнение экспертизы с составлением досудебной претензии. Первый вариант подходит тем, кто готов возместить ущерб потерпевшего. При других условиях после обследования места ДТП и оформления необходимых документов человек проходит несколько инстанций:

  • Обращение в организацию, занимающуюся технической экспертизой, для оценки состояния ТС;
  • Подача заявки на проведение анализа дорожного покрытия при необходимости;
  • Сотрудничество с юристом для написания претензии.

Обратите внимание : Процедура составления экспертного заключения предполагает предварительное информирование виновника путем отправки заказного письма или телеграммы. Требуется уведомить за 5 дней до даты оценки при проживании человека в регионе или за 3 дня при регистрации в пределах города.

При отказе виновника от осуществления выплат следует переходить к судебным разбирательствам. Статья 1064 ГК гласит об обязательном возмещении лицом, которое нанесло ущерб имуществу гражданина. Не исключается вариант предъявления результатов экспертизы со стороны виновника. Это удлиняет процесс получения выплаты.

Страховка недействительная

Случаи признания страховки недействительной основаны на выявлении обстоятельств:

  • Фальшивый документ, когда он не занесен в базу какой-либо компании;
  • Имеет двойной номер, который присвоен нескольким полисам;
  • Срок действия договора истек.

Фальшивые автогражданки не дают возможности получить выплату из страховой компании виновника. Придется обращаться в суд, в ходе которого ответчика обяжут возместить ущерб. Но прежде потребуется обратиться в РСА, где должны предоставить справку о признании полиса недействительным. Затем следует организовать техническую экспертизу автомобиля. Со всеми полученными документами пострадавший отправляется к виновнику или в суд.

Если виновник просрочил с продлением страховки, следует ожидать продолжительную процедуру требования денег через суд. Тогда потерпевшему необходимо самостоятельно организовывать экспертизу. Все понесенные затраты причисляются к сумме ущерба.

Распространены случаи, когда водители не занесены в имеющуюся автогражданку. Когда потерпевший не вписан в полис осаго, страховая компания виновника должна осуществить выплату. Ведь подлежит рассмотрению ответственность иного лица, поведение которого привело к возникновению аварии. Но пострадавшему сотрудник ГИБДД выпишет штраф.

В ситуации управления машиной водителем, не включенным в полис автогражданки, потерпевший не сможет взыскать со страховой компании денежно покрытие убытков. Следует предъявлять требования самому водителю-виновнику.

Возмещение ущерба по КАСКО

Хозяин автомобиля может приобрести дополнительный полис КАСКО (комплексное страхование), предусматривающий выплату при получении ущерба или при угоне. Он оформляется в добровольном порядке. При наличии данного документа у виновника возможно взыскание со своей компании средств на восстановление ТС. Апотерпевшему возместят расходы за счет осаго.

Когда у пострадавшего есть полис каско, учитываются нюансы:

  • Человек может выбирать страховку, на основании которой поступит выплата;
  • При выборе осаго стоит рассчитывать на длительное ожидание, а деньги по комплексному договору перечисляются в течение 7-10 дней с момента подачи документов;
  • Право требования возмещения по обязательной страховке исчезает после получения выплаты по добровольному полису.

Что делать, если выплата не покрыла расходов

Когда средств на восстановление повреждений не хватает, возможно обращение в суд. Распространено два варианта:

В обоих ситуациях собирается пакет документов о страховом случае, проведении экспертизы и оформлении ДТП.

Попадание в аварию без полиса осаго грозит виновнику большими тратами не только на ремонт автомобиля, но и на покрытие расходов потерпевшего. А при отсутствии полиса у человека, соблюдавшего правила, но понесшего ущерб, получение возмещения вполне законно посредством обращения в страховую компанию виновника.

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами

фото 1

Главная функция ОСАГО – возмещение убытков, причиненных виновным водителем в случае аварии. Поэтому его наличие, прежде всего, соответствует интересам самих автовладельцев. Однако многие пренебрегают правилами и садятся за руль без страховки. Что делать в ситуации, если при ДТП у потерпевшего нет ОСАГО, можно ли рассчитывать на компенсацию и как действовать, чтобы максимально защитить свои интересы?

Штраф за отсутствие полиса

Согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ за данное правонарушение взыщут 800 рублей, если на место аварии будет вызван патруль дорожной полиции.

Можно ли рассчитывать на компенсацию

Если у пострадавшей стороны нет полиса, это не освобождает страховую компанию виновника от обязанности возместить ущерб. Конечно, большинство агентов пытается уйти от данного вида ответственности, мотивируя это тем, что при ДТП нужно обращаться в свою СК. Если у потерпевшего нет страхового соглашения, то и рассчитывать на выплату якобы не стоит.

Подобная позиция незаконна. Водитель, не виновный в происшествии, может подать в суд на компанию, отказавшую в выплате. Согласно обзору юридической практики подобные ходатайства со стороны автовладельцев в большинстве случаев удовлетворяются. Лучше сразу обозначить страховщику свои намерения относительно обращения в высшие инстанции. Скорее всего, он рисковать не будет и произведет необходимые выплаты. В случае проигрыша процесса компании придется не только компенсировать ущерб пострадавшему, но и возместить ему все понесенные судебные издержки.

фото 2

Таким образом, отсутствие полиса у потерпевшего предполагает меньше неприятностей, чем ситуация, когда виновник ДТП не имеет ОСАГО. В последнем случае получение компенсации становится серьезной проблемой.

Особенности получения выплаты

Если потерпевший не застрахован, ему следует проявлять особенную осторожность, чтобы не оставить страховщику шансов отказать в выплате. Важно учитывать следующие нюансы:

  • стоит подготовиться к проведению независимой экспертизы, так как страховая, скорее всего, умышленно занизит сумму выплаты;
  • нужно сразу получить реквизиты страховщика у виновной стороны, так как именно потерпевшему придется иметь с ним дело;
  • необходимо подготовить все документы для досудебной претензии и судебного разбирательства, так как споров со страховщиком редко удается избежать (для этого сразу на месте происшествия нужно позаботиться о получении копии протокола и справки об автопроисшествии);
  • страховая может не только сразу отказать в выплате, но и умышленно затягивать с ответом для истечения сроков обращения.

Как оформлять происшествие

Главное для потерпевшей стороны в случае ДТП без страховки – доказать свою невиновность.

Для этого следует придерживаться определенного алгоритма действий.

  1. До приезда сотрудников дорожной полиции надо зафиксировать точное расположение транспортных средств. Стоит сделать фото и видеосъемку места аварии, которые будут служить доказательством в случае возникновения споров.
  2. Опросить свидетелей, взять их контакты для связи.
  3. Не перемещать транспортные средства и элементы, образовавшиеся в результате автопроисшествия.
  4. Проверить корректность заполнения протокола сотрудниками дорожной полиции, наличие сведений о ДТП, расположении дорожной инфраструктуры и иных обстоятельствах, которые могут повлиять на принятие решения о виновности в аварии.
  5. Внимательно ознакомиться с протоколом, при несогласии с содержанием обозначить данный факт в документе. Получить его копию.
  6. Собрать доказательства своей невиновности. Наличие видеорегистратора упрощает данную задачу. При его отсутствии следует позаботиться о получении записей с камер видеонаблюдения, установленных в придорожных объектах.

Таким образом, процедура оформления аварии с отсутствием ОСАГО у пострадавшего не имеет принципиальных отличий от стандартного процесса.

Важно! Если участники происшествия не пришли к согласию в вопросе о том, кто виновен в аварии, важно уделить достаточное внимание сбору доказательств, которые смогут подтвердить отсутствие нарушений.

фото 3

Оформление по Европротоколу

Многие водители предпочитают именно такой вариант оформления автопроисшествия, так как он существенно экономит время – не приходится дожидаться приезда сотрудников дорожной полиции.

Размер компенсации по Европротоколу небольшой, с 2019 года максимальная сумма составляет 100 тыс. рублей.

Обязательные условия для данного варианта оформления происшествия:

  • вред причинен исключительно имуществу (нет пострадавших);
  • число участников аварии не более двух;
  • оба водителя согласны на подобное решение вопроса;
  • у всех участников происшествия имеются действующие ОСАГО.

Именно из-за последнего пункта оформление Европротокола при отсутствии автогражданки у пострадавшего невозможно. Единственный вариант избежать вызова сотрудников Госавтоинспекции (если, например, не хочется платить штраф за управление машиной без ОСАГО) – решить вопрос без составления документов. Если ущерб небольшой и виновник согласен возместить его на месте, можно обойтись без инспекторов и обращения в страховую.

Но здесь также нужно учитывать определенные нюансы:

  • есть риск неправильной оценки степени серьезности повреждений, они могут быть скрытыми и обнаружиться только во время ремонта;
  • у виновника может не оказаться нужной суммы (в этом случае допустимо взять что-то в залог, но это должен быть не паспорт);
  • желательно оформить расписку при любом варианте развития событий (если виновная сторона оплатила ремонт, документ составляет потерпевший, если виновник просит отсрочку, расписку пишет он.

Если у виновника тоже нет полиса

Отсутствие ОСАГО у виновника – это более серьезно, потому что в данном случае потерпевшему некуда обратиться. В подобной ситуации ущерб придется взыскивать с самого водителя. Если он не согласен его выплачивать, придется действовать через суд.

При отсутствии полиса у виновника нужно учитывать следующие особенности ситуации.

  • Необходимо получить все реквизиты водителя, чтобы его поиск в последующем не стал проблемой (стоит узнать не только адрес прописки и/или пребывания, но и место работы).
  • Проведение независимой экспертизы необходимо для определения размеров ущерба (при наличии полиса этим занимается страховщик). О дате предоставления машины на осмотр виновника необходимо предупредить, предварительно направив ему заказное письмо.
  • Вызов сотрудников Госавтоинспекции обязателен, так как важно установить невиновность пострадавшего.

фото 4

Пренебрежение приглашением дорожных инспекторов на место происшествия может привести к серьезным проблемам. Если вина конкретного водителя не будет установлена, ответственность будут нести оба участника аварии пропорционально причиненному вреду.

Важно! В случае успешного завершения процесса виновная сторона не только выплатит компенсацию, но и возместит моральный ущерб, а также покроет все понесенные судебные издержки.

Подводим итоги

Управление машиной без ОСАГО – распространенное административное нарушение. Хотя размер штрафа за него небольшой, в случае ДТП могут возникнуть определенные проблемы.

Если полис отсутствует у потерпевшего, ситуация несложная. Выплату будет производить страховая виновника в стандартном порядке. Но в подобном случае есть свои нюансы.

  • Получение компенсации затруднено тем, что страховщик может отказать ее выплачивать из-за отсутствия полиса либо тянуть с ответом до истечения сроков обращения (это незаконно, но не все водители спешат в суд для защиты собственных прав, чем страховые успешно пользуются).
  • Проведение независимой экспертизы обязательно, так как риск незаконного снижения выплат страховой достаточно велик.
  • Оформление происшествия не имеет принципиальных отличий от ситуации, когда полисы есть у всех водителей.
  • Главная задача при аварии, в которой у потерпевшего нет ОСАГО – сбор доказательств собственной невиновности.
  • Оформление Европротокола невозможно. При взаимном согласии водителей виновник может на месте оплатить ущерб без составления документов.

Таким образом, отсутствие полиса у потерпевшего в аварии не является основанием для отказа ему в выплате компенсации. Она должна переводиться компанией, в которой застрахована машина виновника.

Важно! Если участники происшествия не пришли к согласию в вопросе о том, кто виновен в аварии, важно уделить достаточное внимание сбору доказательств, которые смогут подтвердить отсутствие нарушений.

Читайте также: