Если дтп произошло в поле

Обновлено: 27.04.2024

Авария на дороге — это всегда неприятно. Даже если машины повреждены незначительно, а у водителей есть страховка, оформление ДТП все равно занимает много времени. Сотрудники ГИБДД не всегда могут оперативно прибыть на место происшествия, но их приходится дожидаться — без регистрации ДТП невозможно получить страховку.

Долгое время эта упрощенная схема не пользовалась особой популярностью: по ней оформлялось менее 1 % всех ДТП. В 2014 году Госдума увеличила лимит выплаты по европротоколу с двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей, и доля самостоятельно оформленных аварий выросла до 10 %. Сейчас лимит еще больше: по европротоколу можно получить до ста тысяч рублей страховки, а в Москве и Санкт-Петербурге —четыреста тысяч.

Цифра
400 000 рублей составит с октября 2019 года максимальная сумма страховой выплаты по европротоколу во всех регионах России.

Когда можно оформлять европротокол

Использовать упрощенную схему оформления ДТП советуют и в Госавтоинспекции, и в страховых компаниях. Главное преимущество — экономия времени: и своего, и других людей. Водители не ждут по несколько часов инспекторов ГИБДД, и на городских улицах не образуются пробки из-за незначительных аварий.

Но использовать европротокол можно не при любой аварии. Есть несколько условий, которые обязательно должны соблюдаться при самостоятельном оформлении ДТП.

1. Нет вреда здоровью ни одного из участников аварии. То есть люди, попавшие в аварию, не нуждаются во врачебной помощи, и пострадали только транспортные средства. Любой вред здоровью людей исключает применение упрощенной схемы.

2. Участвуют только две машины. Если в ДТП попали три машины и более, придется вызывать сотрудников ГИБДД. Аварию с участием одной машины тоже не получится оформить самостоятельно. Для европротокола нужны две машины, ни больше, ни меньше.

3. Не пострадало никакое иное имущество, кроме транспортных средств. Если после столкновения машина врезалась в дорожный знак или повредила ограждение, европротокол уже не сработает.

4. Оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО. Если ответственность хотя бы одного из водителей не застрахована, потребуется вмешательство сотрудника ГИБДД.

5. Нет разногласий относительно виновника аварии и суммы ущерба. Если водители не могут договориться, кто из них виноват и во сколько обойдется ремонт машины, от европротокола лучше отказаться. В современных бланках есть поле и для разногласий, но в будущем это может осложнить процедуру получения страховой выплаты, особенно если фото- и видеофиксация места аварии не соответствуют требованиям ГИБДД.

— Бывают случаи, когда водители даже при согласии в обстоятельствах ДТП ожидают прибытия сотрудников ГИБДД, опасаясь, что потом не смогут получить страховое возмещение, — уточняет Алексей Черепнин.

Еще один важный момент — это лимит выплаты по европротоколу в сто тысяч рублей. Если по предварительной оценке ущерб превышает эту сумму, вызывайте ГИБДД, иначе полной компенсации от страховой компании можно не ждать.

Европротокол заполняется без участия инспектора ГИБДД, поэтому и штраф за нарушение правил дорожного движения платить никому не придется. Однако если виновник аварии очевидно пьян или ведет себя неадекватно, рекомендуется все-таки обратиться в Госавтоинспекцию.

Статистика
По данным ГИБДД, в 2018 году в Томской области зафиксировано 780 ДТП. За пять месяцев 2019 года в области произошли 178 аварий, что на 28 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как составлять европротокол

Бланк извещения должны выдать в страховой компании при оформлении полиса. Если вы использовали или потеряли свой бланк, можете бесплатно получить еще один в страховой. Если у вас электронное ОСАГО, скачать бланк европротокола можно в личном кабинете на сайте. Осенью 2019 года страховщики планируют полностью перейти на электронный документооборот, но до этого времени придется заполнять бумажные извещения.

Итак, после столкновения первым делом включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки. После этого убедитесь, что ДТП подходит под все критерии европротокола, о которых мы писали выше. Если все сходится, можно приступать к заполнению бланка. Соберите контактные данные свидетелей.

Зафиксируйте на фото или видео детали ДТП: общий план местности, следы торможения, разбитые и поврежденные элементы транспортных средств, их осколки на дороге, обе машины с госномерами. Вносить информацию лучше шариковой ручкой, чтобы чернила не размазались и не стерлись. Водители заполняют каждый свою колонку, а затем ставят две пары подписей на двух листах на лицевой стороне: под информацией и под согласием. На обратной стороне расписывается водитель, которому принадлежит экземпляр извещения.

Заполненное и подписанное извещение не считается актом, признающим виновность участника ДТП, но вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Заполняя бланк, обратите внимание на 14-й пункт — все повреждения машины должны быть описаны максимально подробно. Убедитесь, что второй водитель не записал в бланк повреждения, не относящиеся к данному ДТП.

Еще один важный пункт — 17-й, он содержит схему аварии. Схема ДТП должна обязательно отражать разметку проезжей части с названиями улиц, направление движения автомобилей, конечное положение транспортных средств после столкновения, указатели, светофоры, дорожные знаки и предметы, имеющие отношение к ДТП.

Схема ДТП

После видео- или фотофиксации места ДТП и составления схемы транспортные средства нужно убрать с проезжей части, чтобы не создавать помех движению. Иначе можно получить штраф в тысячу рублей за нарушение ст. 12.27 КоАП.

После видео- или фотофиксации места ДТП и составления схемы транспортные средства нужно убрать с проезжей части, чтобы не создавать помех движению. Иначе можно получить штраф в тысячу рублей за нарушение ст. 12.27 КоАП.

Любые исправления в бланке должны быть заверены подписями обоих водителей. Если в извещении не хватает места для описания всех деталей аварии, можно сделать приложение из обычного чистого листа, заверенного подписями водителей. После заполнения бланков позвоните в свою страховую компанию и уведомите о случившемся ДТП.

Аваркомы

В состоянии стресса после аварии легко допустить ошибку в извещении или не указать какие-то важные детали происшествия. В будущем это может осложнить работу со страховой компанией.

— Когда водители оформляют ДТП самостоятельно, могут возникнуть споры. Водитель, признавший себя виновным, может передумать и попытаться доказать обоюдную вину — это усложнит процесс получения страховой выплаты: она отложится до решения суда, — отмечает Вадим Чмух. — Самые частые ошибки водителей — это неверно составленная схема ДТП и некорректно описанные повреждения машин. Поэтому страховые компании рекомендуют пользоваться услугами аваркомов, которые качественно и точно описывают все аспекты аварии, что снижает вероятность разногласий и споров.

Если вы не уверены в каких-то подробностях аварии или боитесь ошибиться, лучше воспользоваться услугами аварийных комиссаров.

— Независимый специалист трезво оценит ситуацию и правильно оформит документы о происшествии. Стоимость оформления ДТП аварийным комиссаром — две тысячи рублей. Некоторые страховые компании предлагают дополнительное страхование, включающее в себя услуги аварийных комиссаров, — комментирует Алексей Черепнин. — Аварком не является участником дорожно-транспортного происшествия. Присутствуя на месте ДТП, он помогает участникам аварии правильно составить документы и впоследствии может быть привлечен к участию в судебном разбирательстве в качестве свидетеля.

Заполненные бланки в свои страховые компании должны предоставить и потерпевший, и виновник ДТП в течение пяти рабочих дней с момента аварии. Если виновник ДТП не предоставит в свою страховую компанию экземпляр извещения в течение пяти рабочих дней со дня аварии, страховщик имеет право взыскать с него убыток в размере произведенной страховой выплаты.

— Сроки выплаты по европротоколу не отличаются от сроков выплат по ДТП, оформленным сотрудниками ГИБДД, — говорит Вадим Чмух.

Оформление ДТП без дорожной полиции распространено во всем мире, и Россия успешно перенимает эту практику. При небольших авариях европротокол может сэкономить немало времени. Но не относитесь к заполнению бланков легкомысленно — от качества заполнения извещения зависит ваша страховая выплата.

Подробно

Документы, необходимые для получения страховой выплаты после ДТП

  • Заполненное извещение о ДТП;
  • Паспорт и копия водительского удостоверения;
  • Полис ОСАГО;
  • Документы, подтверждающие право собственности на машину;
  • Письменные показания свидетелей (если есть);
  • Заявление о возмещении убытков;
  • Электронный носитель с фотографиями и видео с места ДТП.

Автор: Виктор Тарасенко

Авария на дороге — это всегда неприятно. Даже если машины повреждены незначительно, а у водителей есть страховка, оформление ДТП все равно занимает много времени. Сотрудники ГИБДД не всегда могут оперативно прибыть на место происшествия, но их приходится дожидаться — без регистрации ДТП невозможно получить страховку.

Долгое время эта упрощенная схема не пользовалась особой популярностью: по ней оформлялось менее 1 % всех ДТП. В 2014 году Госдума увеличила лимит выплаты по европротоколу с двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей, и доля самостоятельно оформленных аварий выросла до 10 %. Сейчас лимит еще больше: по европротоколу можно получить до ста тысяч рублей страховки, а в Москве и Санкт-Петербурге —четыреста тысяч.

Цифра
400 000 рублей составит с октября 2019 года максимальная сумма страховой выплаты по европротоколу во всех регионах России.

Когда можно оформлять европротокол

Использовать упрощенную схему оформления ДТП советуют и в Госавтоинспекции, и в страховых компаниях. Главное преимущество — экономия времени: и своего, и других людей. Водители не ждут по несколько часов инспекторов ГИБДД, и на городских улицах не образуются пробки из-за незначительных аварий.

Но использовать европротокол можно не при любой аварии. Есть несколько условий, которые обязательно должны соблюдаться при самостоятельном оформлении ДТП.

1. Нет вреда здоровью ни одного из участников аварии. То есть люди, попавшие в аварию, не нуждаются во врачебной помощи, и пострадали только транспортные средства. Любой вред здоровью людей исключает применение упрощенной схемы.

2. Участвуют только две машины. Если в ДТП попали три машины и более, придется вызывать сотрудников ГИБДД. Аварию с участием одной машины тоже не получится оформить самостоятельно. Для европротокола нужны две машины, ни больше, ни меньше.

3. Не пострадало никакое иное имущество, кроме транспортных средств. Если после столкновения машина врезалась в дорожный знак или повредила ограждение, европротокол уже не сработает.

4. Оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО. Если ответственность хотя бы одного из водителей не застрахована, потребуется вмешательство сотрудника ГИБДД.

5. Нет разногласий относительно виновника аварии и суммы ущерба. Если водители не могут договориться, кто из них виноват и во сколько обойдется ремонт машины, от европротокола лучше отказаться. В современных бланках есть поле и для разногласий, но в будущем это может осложнить процедуру получения страховой выплаты, особенно если фото- и видеофиксация места аварии не соответствуют требованиям ГИБДД.

— Бывают случаи, когда водители даже при согласии в обстоятельствах ДТП ожидают прибытия сотрудников ГИБДД, опасаясь, что потом не смогут получить страховое возмещение, — уточняет Алексей Черепнин.

Еще один важный момент — это лимит выплаты по европротоколу в сто тысяч рублей. Если по предварительной оценке ущерб превышает эту сумму, вызывайте ГИБДД, иначе полной компенсации от страховой компании можно не ждать.

Европротокол заполняется без участия инспектора ГИБДД, поэтому и штраф за нарушение правил дорожного движения платить никому не придется. Однако если виновник аварии очевидно пьян или ведет себя неадекватно, рекомендуется все-таки обратиться в Госавтоинспекцию.

Статистика
По данным ГИБДД, в 2018 году в Томской области зафиксировано 780 ДТП. За пять месяцев 2019 года в области произошли 178 аварий, что на 28 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как составлять европротокол

Бланк извещения должны выдать в страховой компании при оформлении полиса. Если вы использовали или потеряли свой бланк, можете бесплатно получить еще один в страховой. Если у вас электронное ОСАГО, скачать бланк европротокола можно в личном кабинете на сайте. Осенью 2019 года страховщики планируют полностью перейти на электронный документооборот, но до этого времени придется заполнять бумажные извещения.

Итак, после столкновения первым делом включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки. После этого убедитесь, что ДТП подходит под все критерии европротокола, о которых мы писали выше. Если все сходится, можно приступать к заполнению бланка. Соберите контактные данные свидетелей.

Зафиксируйте на фото или видео детали ДТП: общий план местности, следы торможения, разбитые и поврежденные элементы транспортных средств, их осколки на дороге, обе машины с госномерами. Вносить информацию лучше шариковой ручкой, чтобы чернила не размазались и не стерлись. Водители заполняют каждый свою колонку, а затем ставят две пары подписей на двух листах на лицевой стороне: под информацией и под согласием. На обратной стороне расписывается водитель, которому принадлежит экземпляр извещения.

Заполненное и подписанное извещение не считается актом, признающим виновность участника ДТП, но вина одного из участников аварии должна быть указана в извещении однозначно, без оговорок. Заполняя бланк, обратите внимание на 14-й пункт — все повреждения машины должны быть описаны максимально подробно. Убедитесь, что второй водитель не записал в бланк повреждения, не относящиеся к данному ДТП.

Еще один важный пункт — 17-й, он содержит схему аварии. Схема ДТП должна обязательно отражать разметку проезжей части с названиями улиц, направление движения автомобилей, конечное положение транспортных средств после столкновения, указатели, светофоры, дорожные знаки и предметы, имеющие отношение к ДТП.

Схема ДТП

После видео- или фотофиксации места ДТП и составления схемы транспортные средства нужно убрать с проезжей части, чтобы не создавать помех движению. Иначе можно получить штраф в тысячу рублей за нарушение ст. 12.27 КоАП.

После видео- или фотофиксации места ДТП и составления схемы транспортные средства нужно убрать с проезжей части, чтобы не создавать помех движению. Иначе можно получить штраф в тысячу рублей за нарушение ст. 12.27 КоАП.

Любые исправления в бланке должны быть заверены подписями обоих водителей. Если в извещении не хватает места для описания всех деталей аварии, можно сделать приложение из обычного чистого листа, заверенного подписями водителей. После заполнения бланков позвоните в свою страховую компанию и уведомите о случившемся ДТП.

Аваркомы

В состоянии стресса после аварии легко допустить ошибку в извещении или не указать какие-то важные детали происшествия. В будущем это может осложнить работу со страховой компанией.

— Когда водители оформляют ДТП самостоятельно, могут возникнуть споры. Водитель, признавший себя виновным, может передумать и попытаться доказать обоюдную вину — это усложнит процесс получения страховой выплаты: она отложится до решения суда, — отмечает Вадим Чмух. — Самые частые ошибки водителей — это неверно составленная схема ДТП и некорректно описанные повреждения машин. Поэтому страховые компании рекомендуют пользоваться услугами аваркомов, которые качественно и точно описывают все аспекты аварии, что снижает вероятность разногласий и споров.

Если вы не уверены в каких-то подробностях аварии или боитесь ошибиться, лучше воспользоваться услугами аварийных комиссаров.

— Независимый специалист трезво оценит ситуацию и правильно оформит документы о происшествии. Стоимость оформления ДТП аварийным комиссаром — две тысячи рублей. Некоторые страховые компании предлагают дополнительное страхование, включающее в себя услуги аварийных комиссаров, — комментирует Алексей Черепнин. — Аварком не является участником дорожно-транспортного происшествия. Присутствуя на месте ДТП, он помогает участникам аварии правильно составить документы и впоследствии может быть привлечен к участию в судебном разбирательстве в качестве свидетеля.

Заполненные бланки в свои страховые компании должны предоставить и потерпевший, и виновник ДТП в течение пяти рабочих дней с момента аварии. Если виновник ДТП не предоставит в свою страховую компанию экземпляр извещения в течение пяти рабочих дней со дня аварии, страховщик имеет право взыскать с него убыток в размере произведенной страховой выплаты.

— Сроки выплаты по европротоколу не отличаются от сроков выплат по ДТП, оформленным сотрудниками ГИБДД, — говорит Вадим Чмух.

Оформление ДТП без дорожной полиции распространено во всем мире, и Россия успешно перенимает эту практику. При небольших авариях европротокол может сэкономить немало времени. Но не относитесь к заполнению бланков легкомысленно — от качества заполнения извещения зависит ваша страховая выплата.

Подробно

Документы, необходимые для получения страховой выплаты после ДТП

  • Заполненное извещение о ДТП;
  • Паспорт и копия водительского удостоверения;
  • Полис ОСАГО;
  • Документы, подтверждающие право собственности на машину;
  • Письменные показания свидетелей (если есть);
  • Заявление о возмещении убытков;
  • Электронный носитель с фотографиями и видео с места ДТП.

Автор: Виктор Тарасенко

Само по себе столкновение двух автомобилей - еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

На автомобилях нет повреждений? Значит, не было и аварии. Производство по делу прекратить! Фото: Сергей Михеев/РГ

На автомобилях нет повреждений? Значит, не было и аварии. Производство по делу прекратить! Фото: Сергей Михеев/РГ

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Фото: iStock

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный "ВАЗ". Медведева осмотрела свою машину и "ВАЗ", повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного "ВАЗа" и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле "ВАЗа".

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий "ВАЗ", после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Фото: Александр Корольков/РГ

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на "ВАЗ". В объяснении владельца "ВАЗа" нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Фото: iStock

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Дорожно-транспортное происшествие в 2022 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2022 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения . Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Важное замечание!

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы "при котором", должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та "передряга", в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2022 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2022 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что. другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Читайте также: