Два дтп за короткий срок как считать

Обновлено: 15.04.2024

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами

ДТП на каршеринге: что нужно знать

Авария - это всегда неприятно, но если она произошла на арендованном автомобиле, у водителя двойные проблемы. Неправильное оформление ДТП грозит оплатой всех убытков, предупреждают эксперты. Штраф положен и виновнику столкновения, ему придется возместить оператору каршеринга не только затраты на ремонт, но и упущенную выгоду. С дополнительными проблемами клиент столкнется, если "посадит за руль" своего друга. Юристы поделились советами, как обезопасить себя, беря машину в краткосрочную аренду.

Попал в ДТП: что делать?

  • протокол об административном нарушении;
  • постановление или определение о ДТП;
  • полис ОСАГО;
  • заявление о страховом случае.

Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.

В большинстве случаев в договоре компании прописывают не только ответственность за нарушение сроков передачи документов о ДТП, но и за их неправильное оформление. Так, один из популярных сервисов краткосрочной аренды указал, что клиент выплатит всю сумму ущерба, если некорректно запротоколирует аварию. Этот подход связан с отказом страховой оплачивать ремонт машины, объясняет Антон Атяскин, адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры группа Уголовное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × .


Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.

Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. ×

Если вы виновник

Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.


Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. "Делимобиль" отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)


Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.

Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)

Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.

В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.


Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).

Скрыть факт ДТП

Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.

Последнее обновление: 25.04.2019

Главная / Страховой случай / ДТП с участием двух и более ТС, при отсутствии причинения вреда иному имуществу (кроме ТС) и/или жизни/здоровью участников ДТП (прямое возмещения убытков)

Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его ТС, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

ВАЖНО! Обращаем Ваше внимание на то, что в случае если в отношении Страховщика потерпевшего арбитражным судом принято решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у Страховщика потерпевшего лицензии на осуществление страховой деятельности, Потерпевший предъявляет требование о страховом возмещении Страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

В случае если у Потерпевшего отсутствует действующих полис ОСАГО (его гражданская ответственность не застрахована) Потерпевший предъявляет требование о страховом возмещении Страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

В случае если у причинителя вреда (виновника ДТП) отсутствует действующих полис ОСАГО (его гражданская ответственность не застрахована), Потерпевший предъявляет требование о возмещении причиненного ущерба имуществу к лицу, непосредственно ответственному за причиненный им вред.

Порядок действий:

При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, в зависимости от обстоятельств произошедшего события и характера причиненного вреда, Страхователю или Потерпевшему необходимо совершить следующие действия:

1. Не покидайте место дорожно-транспортного происшествия, не перемещайте транспортное средство (далее – ТС) и не трогайте предметы, имеющие отношение к произошедшему событию. Включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки (не менее чем за 15 (пятнадцать) метров от ТС в населенном пункте и не менее чем за 30 (тридцать) метров от ТС вне населенного пункта).

2. Незамедлительно заявите о произошедшем ДТП сотрудникам полиции, уполномоченным законом расследовать произошедшее событие, и действуйте в соответствии с полученными указаниями (телефон 112, 102). При ожидании сотрудников полиции:

  • заполните совместно со другими Водителями участниками ДТП бланки Извещений о ДТП. Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с Правилами обязательного страхования, водители ТС, причастных к ДТП, обязаны заполнить бланки Извещений о ДТП, независимо от оформления документов прибывшими на место сотрудниками полиции.
  • зафиксируйте с помощью фото и видео по отношению к друг другу и объектам дорожной инфраструктуры ТС и их повреждения, следы и предметы, относящиеся к происшествию, документы других участников ДТП и данные их договоров (полисов) ОСАГО;
  • в случае если Ваше ТС создает препятствие для других участников движения, проинформируйте об этом сотрудников полиции, и при их согласии, освободите проезжую часть для движения.

4. Подайте письменное заявление о прямом возмещении убытков Страховщику по адресу местонахождения Головного центра урегулирования убытков Страховщика, либо по адресу местонахождения Центра урегулирования убытков Страховщика в соответствующем регионе РФ, или Представителю Страховщика. Форма Единого заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по полису ОСАГО приведена на сайте Страховщика.

Заявление о прямом возмещении убытков при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции подается в письменном виде Владельцем поврежденного ТС или его представителем по доверенности.

5. Представьте при подаче письменного заявления оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (Выгодоприобретателя);
  • документ, подтверждающий полномочия лица, являющегося представителем Выгодоприобретателя;
  • документ, содержащий банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (Выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, оформленных уполномоченными сотрудниками полиции (если составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации). Обращаем Ваше внимание на то, что выданные сотрудниками полиции документы, должны содержать сведения о:
  • транспортных средствах, участвовавших в ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, а при их отсутствии – VIN);
  • водителях (фамилия, имя, отчество, место жительства);
  • страховых полисах ОСАГО (серия, номер, наименование страховой организации);
  • видимых повреждениях транспортных средств.
  • документ, подтверждающий право собственности Выгодоприобретателя на поврежденное ТС либо право на страховое возмещение при повреждении ТС, находящегося в собственности другого лица;
  • документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного ТС (если в связи с произошедшим ДТП были понесены такие расходы). Подлежат возмещению расходы по эвакуации ТС от места ДТП до места его ремонта или хранения.
  • документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного ТС (если в связи с произошедшим ДТП были понесены такие расходы). Возмещаются расходы на хранение ТС со дня ДТП до дня проведения страховщиком осмотра ТС исходя из срока, указанного страховщиком в направлении на проведение независимой технической экспертизы, в течение которого соответствующая экспертиза должна быть проведена;
  • иные документы, подтверждающие обоснованно понесенные расходы в связи с ДТП.

В случае, если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело, Потерпевший также представляет Страховщику документы следственных и (или) судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда.

В случае если документы, удостоверяющие личность заявителя (Выгодоприобретателя) или документы, подтверждающие право собственности Выгодоприобретателя на поврежденное ТС либо право на страховое возмещение при повреждении ТС, находящегося в собственности другого лица, оформлены на иностранном языке, необходимо также предоставить Страховщику перевод таких документов на русский язык, заверенный нотариально.

6. В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия Страховщиком к рассмотрению заявления о прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования (если иной срок не был согласован со Страховщиком) представьте поврежденное ТС для его осмотра сотрудникам Страховщика или независимой экспертной организации по направлению Страховщика.

В течение 20 (двадцати) календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления о прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, Страховщик:

  • производит страховую выплату;
  • или, после осмотра и независимой технической экспертизы поврежденного ТС, выдает направление на ремонт ТС (с указанием станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (Возмещение причиненного вреда в натуре);
  • или направляет мотивированный отказ в страховом возмещении.

Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда ТС Потерпевшего определяется:

  • в случае полной гибели ТС Потерпевшего – в размере действительной стоимости ТС на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного ТС невозможен либо стоимость ремонта поврежденного ТС равна его стоимости на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;
  • в случае повреждения ТС потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в натуре) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% (пятидесяти процентов) их стоимости.

Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта ТС, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Пошаговая инструкция – участникам ДТП

Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

Можно заполнить документы самостоятельно?

Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

  • о дате и месте ДТП;
  • о свидетелях, если они есть;
  • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
  • о месте первоначального удара обоих ТС;
  • о страховых полисах;
  • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
  • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.


Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

Кто должен сообщить страховой о ДТП?

Читайте также: