Дтп с автобусом кто виноват

Обновлено: 19.04.2024

Девятнадцать человек трагически погибли в страшном ДТП. Опытный водитель Сергей Кубасов не справился с управлением, когда у пассажирского автобуса KIA Granbird на мосту через реку Куэнга лопнуло колесо. В результате автобус рухнул с высоты шести метров прямо на лёд замёрзшей реки. 19 человек погибли, ещё 22 находятся в состоянии разной степени тяжести, и это чудо, что лёд выдержал и автобус под него не утянуло. Тогда бы в аварии не выжил никто. Лайф выяснил, что автобусы KIA Granbird довольно часто фигурируют в сводках ДТП и аварии с их участием бывают смертельными.


Пассажирский KIA Granbird выехал из Сретенска в Читу точно по расписанию. Из сорока пяти посадочных мест в автобусе было занято 44 — этот рейс довольно востребованный и многие готовы заплатить по восемьсот рублей за шесть часов пути. Примерно через час после отъезда из Сретенска послышался хлопок — водитель Сергей Кубасов не справился с управлением и автобус упал с моста, свалившись прямо на лёд реки Куэнга.

Вид на место катастрофы. Фото © LIFE Shot

Вид на место катастрофы. Фото © LIFE Shot

От удара погибли водитель и половина пассажиров. Пока приехали спасатели, пока срезали крышу автобуса, количество известных жертв увеличилось до 19. Ещё 22 пассажира находятся в больницах с повреждениями разной степени тяжести.

Виноватого найдут быстро

Сразу после катастрофы, как обычно, начались поиски виноватого. Следственный комитет возбудил по признакам преступления — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более человек, — уголовное дело. А прокуратура начала проверку.

Несмотря на то что тот участок дороги считается довольно сложным и опасным и, по некоторым данным, не оборудован всеми необходимыми дорожными знаками, вину по умолчанию уже возлагают на компанию-перевозчика.

— Выявлен факт нарушения установленной схемы маршрута движения. Установлено отклонение от определённого схемой маршрута пути следования по маршруту № 125 Чита — с. Новая Кука. Перевозка пассажиров осуществлялась с заездом на ст. Лесная. Данный промежуточный остановочный пункт не значится в свидетельстве.

Да, конечно, это тоже нарушение, но хозяин транспортной компании мог бы тоже спросить, почему так же пристально, буквально под микроскопом, уполномоченные службы не проверяют состояние дорог? К ним претензий и вопросов тоже хватает, не меньше чем к ИП Пнёва. Также появляются вопросы и к самому транспортному средству, которое довольно часто фигурирует в тревожных дорожных сводках. Возможно, если бы так часто, как разбивались KIA Granbird, падали бы самолёты Boing, их бы уже давно сняли с эксплуатации.

Лайф изучил историю ДТП в Забайкалье и соседних областях, где южно-корейские KIA Granbird довольно часто фигурируют в сводках смертельных ДТП, и пришёл к выводу: либо эти автобусы преследует какой-то зловещий рок, либо с этими транспортными средствами что-то не так.

К примеру, 13 июня 2017-го на трассе Иркутск — Чита перевернулся другой пассажирский автобус Kia Granbird. Приехав на место происшествия, следователи назвали сначала причиной ДТП неудовлетворительное состояние дорожного полотна, ведь на месте аварии не было установлено предупредительных знаков и бордюрного ограждения. Там как раз шли ремонтные работы. Но потом вся вина свалилась на водителя автобуса, дескать, он превысил скорость и не справился с управлением. Это было легко, поскольку водитель KIA Granbird умер в больнице и вместе с ним число погибших в этом ДТП составило 14 человек.

Фото © Следственное управление СК РФ по Забайкальскому краю / ТАСС

Фото © Следственное управление СК РФ по Забайкальскому краю / ТАСС

А буквально за день до страшной катастрофы, 12 июня, автобус точно такой же марки, KIA Granbird, перевернулся под Томском — тогда в ДТП погиб пятимесячный ребёнок. В СМИ сообщали, что за рулём попавшего в ДТП под Томском автобуса был опытный водитель со стажем в тридцать лет. А сам автобус перед рейсом прошёл два осмотра.

Лайф решил изучить глубже ситуацию с этими автобусами уже в соседней Томской области, и, как оказалось, KIA Granbird являются самыми настоящими "гробами на колёсах".

Хотели отказаться, но не отказались

Из-за опасности этих автобусов в середине 2000-х в той же Томской области от KIA Granbird хотели отказаться по причине многочисленных несоответствий российскому ГОСТу.

— На территории области в текущем году выявлено 56 автобусов, не соответствующих требованиям ряда госстандартов, принятых в рамках Европейской конвенции. Собственникам транспортных средств выданы предписания о запрещении перевозок пассажиров и приведении автобусов в соответствие с требованиями стандартов в части, касающейся количества дверей и запасных выходов, — заявлял в 2006 году начальник УГИБДД УМВД России Томской области Михаил Горин.

Такие громкие заявления чиновники и ответственные лица делают обычно после каких-то серьёзных происшествий, но потом, когда шум сходит на нет, обычно все обо всём благополучно забывают. Так и здесь — Горин призывал запретить смертельные автобусы из-за страшной аварии на Мариинской трассе, когда в августе 2005-го KIA Granbird врезался в нагруженную дровами тракторную повозку. От удара тогда автобус отбросило на автозаправщик. Поскольку двери автобуса заклинило, а люки на крыше оказались узкими, пассажиры смогли открыть из них только задний, откуда успели вылезти несколько человек, пока автобус не загорелся. 14 человек сгорели заживо, поскольку не смогли вовремя выбраться из попавшего в ДТП KIA Granbird!

Но, несмотря на громкие заявления руководства ГИБДД, когда шумиха стихла, комфортабельные KIA Granbird продолжили колесить по области, пока 17 июля 2011 года Asia KIA Granbird в очередной раз не столкнулся с проезжающим КамАЗом. По версии следствия, водитель выскочил на встречную полосу и автобус, в котором находился 41 пассажир, загорелся. В результате ДТП 12 пассажиров получили травмы разной степени тяжести, а шесть человек, в том числе двое детей, погибли. Водителю дали тогда четыре года колонии-поселения. На суде обвиняемый вину не признал, утверждая, что не выезжал на встречную полосу.

Фото © Пресс-служба ГУ МЧС России по Томской области / ТАСС

Фото © Пресс-служба ГУ МЧС России по Томской области / ТАСС

Получается, что из четырёх аварий пассажирских автобусов в Томской области за последние годы три с участием KIA Granbird! А в Забайкалье эти же автобусы только за два года уже дважды забирали жизни десятков людей.

Например, проблема с тормозами

В России привыкли доверять зарубежным маркам автомобилей и зачастую относятся не очень критически к их техническим характеристикам. Обычно аварии с KIA Granbird выглядят одинаково: автобус заносит, он вылетает в кювет и переворачивается. Как на следующем видео.

Тогда в 2014 году во Владивостоке KIA Granbird ехал с автобазы, откуда он возвращался после ремонта! У него неожиданно отказали тормоза. Водитель пытался остановить неуправляемую машину, но вместо этого протаранил три легковых автомобиля, снёс барьерное ограждение и упал прямо на остановку. Только по счастливой случайности никто тогда в ДТП не погиб. Но виновного нашли сразу же. Полицейские прямым текстом заявляли, что автобаза, из которой ехал автобус, ранее уже была замечена в нарушениях при проведении ремонта и технического обслуживания.

И хоть нарушения эти в автобазе уже давно устранили, зато есть кого назначить виноватым.

В регионе траур

В Забайкальском крае объявлен траур по погибшим. Отменены все развлекательные мероприятия. Семьям погибших выделят по шестьдесят тысяч рублей на организацию похорон и по миллиону рублей от администрации края.

ДТП при перестроении

Кто прав в ДТП с перестроением?

Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.

"Перестроение" – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.

Пункт 8.4 Правил гласит:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, "уступить дорогу".

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Обязанность водителя уступить дорогу при манёвре перестроения

Теперь конструкция для понимания первого вопроса полностью готова. В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие произойдёт при перестроении, будет прав тот, у кого было преимущество, кто двигался без изменения направления движения.

А если виноват в нарушении п. 8.4, то такого водителя ждёт ответственность по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и штраф 500 рублей.

Но, если бы все ситуации были такими однозначными, мы бы не публиковали данную статью.

Кто виноват по ПДД: дистанция или тот, кто въехал сзади? Спорные ситуации

Спорные ситуации при ДТП с перестроением возникают потому, что водитель, который имеет преимущество, должен тоже выполнять определенные правила. В основном, речь идёт о пункте 10.1 ПДД, нарушение которого инспекторы без разбора зачастую вменяют большому количеству водителей, которые на самом деле его не нарушали.

Мне вменяют нарушение пункта 10.1: как доказать невиновность?

К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях, в котором указано на презумпцию невиновности, в нашей стране работает редко. На практике не инспектор доказывает виновность водителя, а водитель пытается доказать свою невиновность.

В ситуации с перестроением и 10.1 ПДД чаще всего помочь сможет только видеозапись. Это может быть как запись видеорегистратора одного из участников, так и записи с уличных камер. Именно на видеозаписи может быть видно, когда возникла опасность для движения, которую должен был заметить обвиняемый в нарушении 10.1 водитель, и применить торможение.

Но если видеозаписи нет, и инспектор в определении или постановлении пишет про нарушение вами данного пункта Правил, не стоит отчаиваться, выход есть!

Дело в том, что сотрудники ГИБДД пишут про нарушение 10.1, можно сказать, везде. Даже там, где этого делать нельзя. А именно, в Определении об отказе в возбуждении дела об АПН или в Постановлении о прекращении дела об АПН, в которых указывается, что отсутствует состав административного правонарушения. В такой ситуации, если отсутствует состав, то указание на нарушение или виновность кого-либо из водителей не допускается. И необходимо обжаловать данные акты с требованием исключить указание на виновность и нарушение пунктов правил.

Ещё бывают ситуации, когда в постановлении о виновности одного из водителей сотрудники ГИБДД пишут и про нарушения другого водителя. Что тоже не допускается, так как дело возбуждается и рассматривается лишь в отношении одного участника ДТП, и в постановлении должно быть указано лишь на его действия и вину. Если ваше нарушение 10.1 фигурирует в подобном постановлении, обжалуйте его.

Работает ли дистанция при ДТП с перестроением

Если перестроились задолго до удара сзади?

Если после перестроения в правый или левый ряд прошло уже достаточно времени, и сзади кто-то просто не смотрел на дорогу, в результате чего въехал в ваш автомобиль, то всё опять будет сводиться к доказательствам.

У кого из водителей будут убедительнее доказательства в подтверждение его версии событий, тот и окажется невиновным. Судебная практика сурова и часто справедлива, однако, конкретный судья будет располагать только теми данными, которые для него доступны, и на их основании делать выводы.

Опять же, в качестве доказательств могут быть предоставлены:

  1. записи видеорегистраторов (самих участников ДТП или других машин),
  2. записи с наружных камер видеонаблюдения,
  3. показания свидетелей,
  4. объяснения самих водителей,
  5. схема места ДТП,
  6. фотографии с места происшествия.

Автотехническая экспертиза как доказательство, кто виноват

Но бывают случаи, когда в деле есть и видеозаписи, и другие доказательства, но инспекторы не видят или не хотят видеть невиновность водителя. В таком случае нужно ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы по делу. В зависимости от ситуации, эксперту могут быть заданы разные вопросы, на которые ему придется ответить при проведении экспертизы. Например, нижеследующие.

  1. Какими пунктами правил должны были руководствоваться водители в данной дорожно-транспортной ситуации с перестроением?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) какого-либо водителя и ДТП?
  3. Имелась ли у водителей техническая возможность избежать ДТП?

Лицо, заявляющее ходатайство, вправе предложить экспертные учреждения, в которые можно назначить такую экспертизу. Если инспектор откажет в её проведении, то о такой экспертизе можно будет ходатайствовать уже в гражданском процессе, в котором суд, вне зависимости от постановления ГИБДД, будет выяснять, кто виноват в данном ДТП.

Меня сначала пропускали, а потом ударили при перестроении

Такая, откровенно скажем, неприятная ситуация может произойти, если водители не поняли друг друга или кто-то специально решил совершить ДТП.

Опять же, в каждом конкретном случае необходимо смотреть динамику ДТП, кто как двигался и как пропускал. Если водитель специально решил обновить детали своего авто за счёт другого водителя, то, быть может, он всё же нарушил какие-то требования правил, тот же пункт 10.1.

В противном случае вина ляжет на доверчивого водителя, которому уступали дорогу, но не уступили.

Виновность в ДТП на дороге, если машина перестраивалась

Очень часто бывают ситуации, когда уступает один водитель, но не уступает другой. Особенно, если вторую машину не видно из-за потока.

Поэтому, даже если вас кто-то пропускает, моргает фарами или сигналит, то сперва убедитесь, что вы не создаёте никому помех, а после этого, убедитесь ещё раз и только потом осторожно выполняйте маневр.

А если не было разметки – как выяснить, кто перестраивался?

Очень часто на дороге может не быть разметки. Её могут не успеть нанести после ремонта или она попросту стёрлась. В таком случае опять водителям придётся доказывать свою точку зрения на произошедшее.

В обязательном порядке в таком ДТП необходимо фиксировать на фото-видео расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к каким-то стационарным объектам (к столбу, указателю, дереву и тому подобное).

Также следует детально сфотографировать повреждения машин, ведь по направлению, глубине и характеру следов повреждений можно будет доказать направление движения машин. Делается это с помощью трасологической экспертизы.

Необходимо следить за тем, чтоб прибывшие инспекторы правильно составили схему ДТП и, если с чем-то не согласны, то указать на это, когда дадут подписывать данную схему. Именно схема в данной ситуации может стать решающим фактором в определении виновности участников.

Если дорога сужается?

Бывают ситуации, что водители особо-то и не маневрируют, а расстояние между машинами становится всё меньше и меньше, что в конечном итоге может привести к ДТП. Такие ситуации возникают, когда меняется ширина дороги.

Сужение может быть с левого или правого ряда дороги, об этом есть соответствующие знаки в Правилах, но может быть и одновременно, как бы и справа и слева, без установки соответствующих знаков.

Причем вину могут возложить как на одного, так и на другого водителя, так как правилами дорожного движения такая ситуация не совсем оговорена.

По факту, оба водителя двигаются вдоль линии разметки, кто-то вдоль осевой, кто-то вдоль края проезжей части, никто из них не маневрирует, движутся без изменения направления движения, поэтому и кто кого должен пропустить, не совсем понятно.

На практике, могут быть разные ситуации.

  1. Водителю, двигающемуся вдоль осевой линии разметки, будут вменять нарушение пункта 8.9 ПДД, так как вторая машина приближается к нему справа.
  2. Или же водителю, двигавшемуся вдоль края ПЧ, будут вменять перестроение, так как якобы именно с его стороны сужение, ведь осевая линия идёт ровно и не смещается.
  3. Могут вменить кому-то из водителей пункт 9.10.
  4. Могут обоим выписать нарушение 9.10.

Исход такого дела будет зависеть от знаний ПДД сотрудником ГИБДД и от того, какой из версий он (его руководство) придерживается.

Тонкость ДТП при одновременном перестроении

В 2021 году правила не менялись, и норма про одновременное перестроение на дороге осталась прежняя. Уступать дорогу нужно тому транспортному средству, которое перестраивается справа в левый ряд.

Авария при одновременном перестроении

Но конкретное указание на приоритет одного из участников дорожного движения не уменьшает количество спорных ДТП с перестроениями.

Кстати, именно эта схема и используется чаще всего различными автоподставщиками, которые имитируют столкновение машин, якобы при одновременном перестроении.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо внимательно смотреть по зеркалам и при выполнении манёвра делать это четко и быстро, не создавая помех другим ТС.

Тонкость с перестраивающимся автобусом или троллейбусом

Приоритету маршрутных транспортных средств посвящен 18 раздел ПДД. Нас интересует пункт 18.3 данного раздела.

Вся тонкость и неопределенность с МТС в том, что в Правилах опять описаны и обязанности водителей машин уступить, и обязанности водителей МТС убедиться, что им уступают.

Получается, что в случае ДТП с автобусом или троллейбусом, отъезжающим от остановки, нужно вменять водителям обоюдную вину, ведь один не уступил, а другой не убедился.

На практике же в 2021 году могут быть различные варианты. ГИБДД может усмотреть нарушение правил только у одного из водителей. Чаще всего это бывают именно водители машин, поэтому в спорной ситуации всегда лучше пропустить автобус и троллейбус.

Троллейбус перестраивается в соседнюю полосу движения

Судебная практика


Водила автобуса однозначно виноват, спровоцировал дтп. Те кто говорит что ему нужно уступить, прочтите углубленно пункт правил, как именно их надо пропускать и как он должен выезжать.

Водила грузовика мог подумать что у автобуса сбоку есть балоны с газом. Вот и дернулся, хотя он сам не глянул на встречку и тоже от части не подумал.


Регик сам виноват, ехал бы прямо и автобус бы сам его чесанул и был бы не прав


не стоило на встречку выезжать, сам виноват


была такая ситуация, автобус виноват, у него полоса перед ним, а он тупо руль влево и поехал, не убедился в безопасности маневра и в том что ему уступают


Я так понял столкновение произошло из-за выезда на встречку.

А кто сказал, что водитель автобуса перестраиваться хотел? Всегда вроде бы когда начинаешь движение нужно включать правый поворотник, а когда останавливаешься к обочине левый. Еще в автошколе учили…пристегнулся, включил правый поворотник, посмотрел в зеркало, начал движение…Автобус начал движение, поворотником обозначил ЭТО :)))


ты что то напутал со право — лево)


Так точно! :) право — это лево, а лево — это право :))))


Виноват водитель авто с регистратором.
Маршрутные транспортные средства, отъезжающие от остановки имеют преимущество. Указатель поворота водитель автобуса включил. Знак остановки на павильоне остановки.
Претензии в том, что водитель автобуса не убедился в безопасности маневра – не состоятельны. Кто-нибудь останавливается на перекрестке при зеленом сигнале светофора, чтобы убедиться в безопасности маневра? Думаю, что нет.

Если хочешь "поиграть" в "законника" – привлеки к рассмотрению дела третью сторону — дорожную службу и ГИБДД. На дороге отсутствует разметка и нет однозначного понимания о количестве полос для движения, при наличии юриста можно попытаться сократить издержки на ремонт второго автомобиля за счет дорожных служб.
Но вина в ДТП — однозначно водителя авто с регистратором.


Знака остановка автобуса нет. Значит регик уступать автобусу в данной ситуации не должен (См. п. 18.3 ПДД РФ). Однако крутить рулем и выезжать на встречку регику тоже нельзя (См. п. 10.1 ПДД РФ). Регику нужно было просто оттормаживаться. Тогда бы он был прав почти на 100% в данной ситуации.

Водитель автобуса явно не убедился, что регик ему уступает дорогу, хотя он заранее включил левый указатель поворота и регик должен был видеть это.


Вот как раз поворотник автобус включил перед носом рега, а не заранее… хотя это не оправдывает действия обоих.


Присмотрись по внимательней, там поворот ВКЛ. был заранее, а не перед авто с региком !


Знака остановка автобуса нет. Значит регик уступать автобусу в данной ситуации не должен (См. п. 18.3 ПДД РФ). Однако крутить рулем и выезжать на встречку регику тоже нельзя (См. п. 10.1 ПДД РФ). Регику нужно было просто оттормаживаться. Тогда бы он был прав почти на 100% в данной ситуации.

Водитель автобуса явно не убедился, что регик ему уступает дорогу, хотя он заранее включил левый указатель поворота и регик должен был видеть это.

+100 !
Но есть ещё такое понятие как ** МЁРТВАЯ ЗОНА ** в зеркалах ! Да ещё ты сам знаешь как автобусники трогаются с остановок, да и не только с остановок !
Оной рукой ВКЛ. поворотник держа ещё телефон и набирая номер, фторой рукой ВКЛ. скорость и обилечивает пассажирофф .

ДТП при перестроении

Кто прав в ДТП с перестроением?

Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.

"Перестроение" – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.

Пункт 8.4 Правил гласит:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, "уступить дорогу".

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Обязанность водителя уступить дорогу при манёвре перестроения

Теперь конструкция для понимания первого вопроса полностью готова. В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие произойдёт при перестроении, будет прав тот, у кого было преимущество, кто двигался без изменения направления движения.

А если виноват в нарушении п. 8.4, то такого водителя ждёт ответственность по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и штраф 500 рублей.

Но, если бы все ситуации были такими однозначными, мы бы не публиковали данную статью.

Кто виноват по ПДД: дистанция или тот, кто въехал сзади? Спорные ситуации

Спорные ситуации при ДТП с перестроением возникают потому, что водитель, который имеет преимущество, должен тоже выполнять определенные правила. В основном, речь идёт о пункте 10.1 ПДД, нарушение которого инспекторы без разбора зачастую вменяют большому количеству водителей, которые на самом деле его не нарушали.

Мне вменяют нарушение пункта 10.1: как доказать невиновность?

К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях, в котором указано на презумпцию невиновности, в нашей стране работает редко. На практике не инспектор доказывает виновность водителя, а водитель пытается доказать свою невиновность.

В ситуации с перестроением и 10.1 ПДД чаще всего помочь сможет только видеозапись. Это может быть как запись видеорегистратора одного из участников, так и записи с уличных камер. Именно на видеозаписи может быть видно, когда возникла опасность для движения, которую должен был заметить обвиняемый в нарушении 10.1 водитель, и применить торможение.

Но если видеозаписи нет, и инспектор в определении или постановлении пишет про нарушение вами данного пункта Правил, не стоит отчаиваться, выход есть!

Дело в том, что сотрудники ГИБДД пишут про нарушение 10.1, можно сказать, везде. Даже там, где этого делать нельзя. А именно, в Определении об отказе в возбуждении дела об АПН или в Постановлении о прекращении дела об АПН, в которых указывается, что отсутствует состав административного правонарушения. В такой ситуации, если отсутствует состав, то указание на нарушение или виновность кого-либо из водителей не допускается. И необходимо обжаловать данные акты с требованием исключить указание на виновность и нарушение пунктов правил.

Ещё бывают ситуации, когда в постановлении о виновности одного из водителей сотрудники ГИБДД пишут и про нарушения другого водителя. Что тоже не допускается, так как дело возбуждается и рассматривается лишь в отношении одного участника ДТП, и в постановлении должно быть указано лишь на его действия и вину. Если ваше нарушение 10.1 фигурирует в подобном постановлении, обжалуйте его.

Работает ли дистанция при ДТП с перестроением

Если перестроились задолго до удара сзади?

Если после перестроения в правый или левый ряд прошло уже достаточно времени, и сзади кто-то просто не смотрел на дорогу, в результате чего въехал в ваш автомобиль, то всё опять будет сводиться к доказательствам.

У кого из водителей будут убедительнее доказательства в подтверждение его версии событий, тот и окажется невиновным. Судебная практика сурова и часто справедлива, однако, конкретный судья будет располагать только теми данными, которые для него доступны, и на их основании делать выводы.

Опять же, в качестве доказательств могут быть предоставлены:

  1. записи видеорегистраторов (самих участников ДТП или других машин),
  2. записи с наружных камер видеонаблюдения,
  3. показания свидетелей,
  4. объяснения самих водителей,
  5. схема места ДТП,
  6. фотографии с места происшествия.

Автотехническая экспертиза как доказательство, кто виноват

Но бывают случаи, когда в деле есть и видеозаписи, и другие доказательства, но инспекторы не видят или не хотят видеть невиновность водителя. В таком случае нужно ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы по делу. В зависимости от ситуации, эксперту могут быть заданы разные вопросы, на которые ему придется ответить при проведении экспертизы. Например, нижеследующие.

  1. Какими пунктами правил должны были руководствоваться водители в данной дорожно-транспортной ситуации с перестроением?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) какого-либо водителя и ДТП?
  3. Имелась ли у водителей техническая возможность избежать ДТП?

Лицо, заявляющее ходатайство, вправе предложить экспертные учреждения, в которые можно назначить такую экспертизу. Если инспектор откажет в её проведении, то о такой экспертизе можно будет ходатайствовать уже в гражданском процессе, в котором суд, вне зависимости от постановления ГИБДД, будет выяснять, кто виноват в данном ДТП.

Меня сначала пропускали, а потом ударили при перестроении

Такая, откровенно скажем, неприятная ситуация может произойти, если водители не поняли друг друга или кто-то специально решил совершить ДТП.

Опять же, в каждом конкретном случае необходимо смотреть динамику ДТП, кто как двигался и как пропускал. Если водитель специально решил обновить детали своего авто за счёт другого водителя, то, быть может, он всё же нарушил какие-то требования правил, тот же пункт 10.1.

В противном случае вина ляжет на доверчивого водителя, которому уступали дорогу, но не уступили.

Виновность в ДТП на дороге, если машина перестраивалась

Очень часто бывают ситуации, когда уступает один водитель, но не уступает другой. Особенно, если вторую машину не видно из-за потока.

Поэтому, даже если вас кто-то пропускает, моргает фарами или сигналит, то сперва убедитесь, что вы не создаёте никому помех, а после этого, убедитесь ещё раз и только потом осторожно выполняйте маневр.

А если не было разметки – как выяснить, кто перестраивался?

Очень часто на дороге может не быть разметки. Её могут не успеть нанести после ремонта или она попросту стёрлась. В таком случае опять водителям придётся доказывать свою точку зрения на произошедшее.

В обязательном порядке в таком ДТП необходимо фиксировать на фото-видео расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к каким-то стационарным объектам (к столбу, указателю, дереву и тому подобное).

Также следует детально сфотографировать повреждения машин, ведь по направлению, глубине и характеру следов повреждений можно будет доказать направление движения машин. Делается это с помощью трасологической экспертизы.

Необходимо следить за тем, чтоб прибывшие инспекторы правильно составили схему ДТП и, если с чем-то не согласны, то указать на это, когда дадут подписывать данную схему. Именно схема в данной ситуации может стать решающим фактором в определении виновности участников.

Если дорога сужается?

Бывают ситуации, что водители особо-то и не маневрируют, а расстояние между машинами становится всё меньше и меньше, что в конечном итоге может привести к ДТП. Такие ситуации возникают, когда меняется ширина дороги.

Сужение может быть с левого или правого ряда дороги, об этом есть соответствующие знаки в Правилах, но может быть и одновременно, как бы и справа и слева, без установки соответствующих знаков.

Причем вину могут возложить как на одного, так и на другого водителя, так как правилами дорожного движения такая ситуация не совсем оговорена.

По факту, оба водителя двигаются вдоль линии разметки, кто-то вдоль осевой, кто-то вдоль края проезжей части, никто из них не маневрирует, движутся без изменения направления движения, поэтому и кто кого должен пропустить, не совсем понятно.

На практике, могут быть разные ситуации.

  1. Водителю, двигающемуся вдоль осевой линии разметки, будут вменять нарушение пункта 8.9 ПДД, так как вторая машина приближается к нему справа.
  2. Или же водителю, двигавшемуся вдоль края ПЧ, будут вменять перестроение, так как якобы именно с его стороны сужение, ведь осевая линия идёт ровно и не смещается.
  3. Могут вменить кому-то из водителей пункт 9.10.
  4. Могут обоим выписать нарушение 9.10.

Исход такого дела будет зависеть от знаний ПДД сотрудником ГИБДД и от того, какой из версий он (его руководство) придерживается.

Тонкость ДТП при одновременном перестроении

В 2021 году правила не менялись, и норма про одновременное перестроение на дороге осталась прежняя. Уступать дорогу нужно тому транспортному средству, которое перестраивается справа в левый ряд.

Авария при одновременном перестроении

Но конкретное указание на приоритет одного из участников дорожного движения не уменьшает количество спорных ДТП с перестроениями.

Кстати, именно эта схема и используется чаще всего различными автоподставщиками, которые имитируют столкновение машин, якобы при одновременном перестроении.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо внимательно смотреть по зеркалам и при выполнении манёвра делать это четко и быстро, не создавая помех другим ТС.

Тонкость с перестраивающимся автобусом или троллейбусом

Приоритету маршрутных транспортных средств посвящен 18 раздел ПДД. Нас интересует пункт 18.3 данного раздела.

Вся тонкость и неопределенность с МТС в том, что в Правилах опять описаны и обязанности водителей машин уступить, и обязанности водителей МТС убедиться, что им уступают.

Получается, что в случае ДТП с автобусом или троллейбусом, отъезжающим от остановки, нужно вменять водителям обоюдную вину, ведь один не уступил, а другой не убедился.

На практике же в 2021 году могут быть различные варианты. ГИБДД может усмотреть нарушение правил только у одного из водителей. Чаще всего это бывают именно водители машин, поэтому в спорной ситуации всегда лучше пропустить автобус и троллейбус.

Троллейбус перестраивается в соседнюю полосу движения

Судебная практика

Читайте также: