Дтп ответственность отказали тормоза

Обновлено: 30.04.2024

НА ТЕХНИКУ ИМ ПЛЕВАТЬ

Заключения экспертизы о причинах аварии пока нет. Но эксперты уверены: Арутюнян не врет, у него действительно отказали тормоза. Почему это произошло? Если случайно, то о вине водителя еще можно поспорить. А если тормозная система давно уже на ладан дышала.

- Когда двигатель выключен, пружины с большой палец толщиной сжимают колодки, - объясняет председатель Центрального совета профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - В таком положении сдвинуть машину с места можно только трактором. Двигатель заводится, нагнетается давление в тормозной системе и разводит эти пружины. Тогда грузовик может ехать. Если во время движения давление падает, пружины снова сжимаются, и грузовик встает как вкопанный.

- Получается, эта система не сработала? - спросил я.

- У меня есть только одно объяснение: на этом грузовике ее отключили, - говорит Котов. - Специально, чтобы не мешала ехать с неисправными тормозами. Сделать это несложно - достаточно несколько гаек открутить. Ехать так - настоящее самоубийство, тормоза схватывают еле-еле. Но есть камикадзе, которым все нипочем. Думаете, водитель может не знать, что у него энергоаккумулятор отключен? Быть такого не может: это чувствуется, когда заводишь мотор. И Арутюнян знал об этом, я уверен.

- А сколько стоит отремонтировать тормоза? - спросил я Котова.

- Около 10 тысяч рублей, - ответил он. - За эти деньги можно все трубки поменять. Но эти гости приезжают сюда, чтобы быстро заработать и свалить. А на технику им плевать.

Водитель протаранившего автобус грузовика Грачья Арутюнян наверняка знает, почему у него отказали тормоза.

Водитель протаранившего автобус грузовика Грачья Арутюнян наверняка знает, почему у него отказали тормоза. Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Ближайшая точка, где Арутюнян мог загрузиться щебнем, - бетонный завод в селе Щапово. Подъезжаю и сразу вижу гору камней.

- К нам уже приходили следователи, - говорит мне диспетчер Лена. - Приносили образцы щебня. Но у нас такого нет.

Оказалось, в кузове грузовика Арутюняна была самая дорогая разновидность щебня - гранитный. Обычно его закладывают в основание фундамента, засыпают в дренажную систему и используют в качестве подушки автомагистралей.

- Поищите на калужской трассе, - посоветовала мне Лена.

Схема отключения резервной тормозной системы

- Не, брат, мы здесь не продаем, - разводили они руками. - Этот щебень мы для себя купили, хотим площадку разровнять и дом построить.

На одной базе оказался русский хозяин. На условиях анонимности он объяснил мне, что к чему.

- Участок оформлен как дача, - признался он. - Проверяющим я скажу, что привез щебенку для себя. А заказчикам везем щебень на своих машинах. Если полиция остановит, опять же скажем, что этот щебень для собственных нужд. Кстати, гранитным щебнем мы вообще не занимаемся. Вы его на всей трассе не сыщете.

В интернете я нашел массу мест, предлагавших гранитный щебень. Но оказалось, что приехать и загрузить машину нельзя: продажи только под заказ с доставкой на место.

- В Подмосковье гранитный щебень давно не производится, - объяснили мне в компании Единая транспортная логистика (ЕТЛ), владеющей несколькими карьерами. - Его везут из Карелии, с Урала и Украины по железной дороге, а потом машинами развозят клиентам.

Похоже, Арутюнян все-таки на кого-то работал.

- Не мог он самостоятельно влезть в этот бизнес, - считает Александр Котов. - Его никто ни к карьеру, ни к базе не подпустит. Явно был кто-то еще, кто давно в бизнесе и все решал. И теперь водитель его выгораживает.

После трагедии в Ознобишине инспекторы ГИБДД начали масштабную проверку столичных автокомбинатов. Но смогут ли они остановить нелегальных водителей-камикадзе?

После трагедии в Ознобишине инспекторы ГИБДД начали масштабную проверку столичных автокомбинатов. Но смогут ли они остановить нелегальных водителей-камикадзе? Фото: Анатолий ЖДАНОВ

РОКОВОЙ ПЯТЫЙ СПУСК

За один рейс грузовые бомбилы зарабатывают от 500 до 1000 рублей. Вкалывают без выходных, иногда без сна. В месяц выходит 35 - 40 тысяч рублей. Какой там ремонт! Все деньги - домой.

Как произошла авария под Подольском

Сейчас на месте трагедии горы цветов. Водители притормаживают и сигналят. Кто виноват в гибели людей в том автобусе? Я всматриваюсь в лицо Арутюняна на фотографии. Взгляд полон скорби, словно он только что потерял сына. Но есть в его глазах еще что-то. Мне кажется, это чувство вины. Думаю, он понимает, что в трагедии виноват он и никто другой. Потому что знал о проблемах с тормозами, но все равно поехал. А еще раньше согласился работать на птичьих правах и гонял престарелый грузовик, словно никчемную кобылу - пока не сдохнет. Если подобных камикадзе не остановить, никакие отбойники и светофоры не помогут.

КОМПЕТЕНТНО

Получить категорию D и стать профессиональным водителем - не одно и то же

В российской индустрии грузоперевозок есть серьезные системные бреши, которые прямо или косвенно приводят к авариям. Так считает член Центрального совета профсоюза водителей-профессионалов Сергей ВОЛОЩУК:

комментарий юриста

Шофер может избежать ответственности

В ТЕМУ

Не стоит делать из него героя

А В ЭТО ВРЕМЯ

Собянин предложил выдворять из России мигрантов - нарушителей ПДД

Вчера Сергей Собянин выступил за ужесточение законов, касающихся пребывания мигрантов в России.

- Я внес на утверждение Мосгордумы поправки в Федеральный закон об усилении ответственности иностранных граждан за разные нарушения, в том числе и правил дорожного движения, - отметил врио мэра на заседании правительства столицы. - Предлагаю выдворять мигрантов, которые систематически нарушают наши законы. Это касается тех, кто более двух раз за год привлекался к административной ответственности.

По словам и. о. заместителя мэра Максима Ликсутова, предполагается, что за серьезные нарушения, например наезд на пешехода и выезд на встречную полосу, мигрантов будут выдворять из России сразу.

- Кроме того, предлагаю лишать водительских прав мигрантов, которые сядут за руль автобусов и грузовиков, не получив российского водительского удостоверения, - продолжил Сергей Собянин.

Как сообщил Максим Ликсутов, только за первое полугодие 2013 года за грубые нарушения на дорогах столицы гаишники изъяли около 40 тысяч прав у водителей-иностранцев. Эти документы по международным соглашениями отправляются в страну, которая их выдала. При этом нарушителя заносят в базу данных ГИБДД России, что не позволяет ему потом ездить в нашей стране.

Подготовила Светлана ВОЛКОВА.

Кадры столкновения рейсового автобуса с грузовиком в новой Москве

Грузовик разорвал надвое рейсовый автобус возле Подольска, погибли 18 человек Александр БОЙКО

Возрастная категория сайта 18 +


Осенним прохладным вечером ехали из Тольятти по М5 в сторону Москвы. На Жигулевской ГЭС вкрячились в пробку и потеряли на ней часа 2. Соответственно по трассе вся встречка после ГЭС стояла еще на 20 км. Меня начало рубить в сон, отец предложил сесть за руль. Я сначала не соглашался, потом все же поменялись, я сел назад и сидел непристегнутый залипал. После подъема в гору в Жигулевске уже на спуске встречка вся стояла, были индивиды, кто пытался объехать пробку по нашей полосе, от которых не редко приходилось уворачиваться. Ближе к переезду на спуске на встречке образовалось небольшое окно, которое использовала девушка на Инсигнии, чтобы обогнать несколько машин в попутном нам направлении. Окно заканчивалось и кто-то снова объезжал пробку по нашей полосе, полулось такое пересечение, когда батя увернулся от объезжальщика и вернулся на середину своей полосы, и в то же время этой девушке уже на встречке не хватило места, поскольку свободное окно закончилось и она начала возвращаться в свою полосу. Только начала возвращаться в то место, где ехала наша машина. Еще поскольку у девушки скорость была довольно высока, а батя выравнивал машину на полосе, то наша машина была в этот момент немного под углом к полосе, в результате чего получился такой удар по касательной, что и Опель отлетел на встречку, и нашу машину выкинуло туда же. Но девушка на Опеле сразу же затормозила, а отец уворачиваясь уже на встречной полосе съехал на обочину и машина покатилась под горку. На вопрос какого черта ты не тормозишь, ответил: она не тормозит. И продолжаем разгоняться под горку по грунтовой обочине, у которой видно уже конец а съехать больше некуда. Благо, ручник держал, мы скатились уже метров на 200 вниз и на скорости около 80 когда попытались им затормозить, зад машины замотало по грунтовой обочине, приближаясь то к встречным фурам, то к откосу и кое как остановились. Мне тогда казалось, что это длится не какие то 15-20 секунд, а целую вечность, за которую уже успел прикинуть, что будет если мы не остановимся и какой столб безопаснее выбирать.

Самый главный вопрос, который до сих пор мучает: почему после удара отказали тормоза. Отец сказал, что педаль не провалилась, но и реакции никакой на ее нажатие не было.

Второй момент, который я для себя отметил, это даже в полуспящем состоянии, буквально за несколько секунд почувствовал, что сейчас что-то случится, хотя девушку на Опере не было видно. Было какое-то неистовое чувство тревоги, как будто ты стоишь на рельсах перед приближающимся поездом, а сойти с рельс не можешь.

И третье, это ремни безопасности: был не пристегнут и даже от такого скользящего удара меня не слабо так кинуло в салоне, если я сидел справа, а стал сидеть почти в притирку к левой задней двери. Даже не знаю теперь, что думать насчет пристегивания.

Несмотря на то, что машин было очень много и в пробке в том числе, никто не вышел и не поинтересовался… даже как-то странно

Приехали инспекторы и обвинили батю, якобы он подрезал быстролетящий опель на его полосе. Хорошо, что был добровольный полис ОСАГО, то есть к тем 120к по обязательному ОСАГО еще 300к выплатили по нему, того за Опель почти 420к ущерба.

Приора отделалась более легко крылом, дверью и стойкой в месте крепления водительской двери, к тому же сама без проблем уехала с места ДТП, и тормоза волшебным образом заработали после перезапуска двигателя. Опель же увез эвакуатор.

Интересный был ответ девушки: я уверена в себе и быстро езжу, поэтому обгоняю. А то, что обгоняешь в такой тесной дорожной обстановке и залетаешь со встречки двигая попутные машины, инспекторы значения не придали, да и в принципе не до конца до них доперло, почему обе машины на обочине встречки.

Теперь внимательнее смотрю в зеркала на предмет таких обгоняюших, а куда делись тормоза до сих пор загадка

Приора была застрахована по КАСКО, ремонт встал примерно в 60к с учетом коцнутого заднего крыла и разбитого фонаря.


versiya.info

От дорожно-транспортных происшествий не застрахован ни один водитель. Если последствия аварии серьёзны, особенно важно правильно вести себя при её оформлении, чтобы из участника происшествия не превратиться в его виновника.

Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко побеседовал с автоюристом и узнал, как нужно вести себя после ДТП с серьёзными последствиями.

Могу вспомнить изречение старого-старого водителя, совтрансавтоского дядьки: он говорил, что у профессионального водителя три ноги. Одной ногой он стоит в больнице, второй в тюрьме, третьей в могиле. Работа профессионального водителя – это сплошные риски и высочайшая опасность попасть в ДТП. Не ты, так в тебя.

Цикл материалов, который мы готовим на эту тему посвящен тому, каким образом вести себя после ДТП, какие действия следует предпринимать, а какие ни в коем случае нельзя предпринимать, чтобы:

  • обеспечить максимальную эффективность расследования обстоятельств ДТП;
  • минимизировать для себя последствия аварии.

Признак профессионализма

Виталий Харитонов, эксперт, ассоциация специалистов по ДТП:

— Я езжу в такси и замечаю, что каждая первая машина не оборудована видеорегистратором. Я считаю, что если вы выехали на трассу без регистратора – вы непрофессионал. Вас могут обвинить в причинении ущерба, и если мы говорим о фурах, это могут быть очень большие суммы и очень большие сроки. Я считаю, что в автомобиле должно быть как минимум два регистратора. Это поможет доказать невиновность водителя, спасти его.

Я практически каждый день вижу, как невиновных привлекают к ответственности, и это страшно. На водителей, не обладающих специальными знаниями, находящихся в шоковом состоянии после ДТП часто вешают ответственность, и она бывает очень большой. Например, моральный вред за погибшего в Москве достигает миллиона рублей. Я не говорю о разбитых машинах. Поэтому как минимум два недорогих регистратора должны быть в машине. А если регистратор у водителя многоканальный и пишет в две стороны, это еще лучше.

Понятно, почему два регистратора? Потому что у одного устройства, какой бы широкий угол охвата у него не был, камера выхватывает только среднюю часть.


Две камеры выхватывают и левую, и правую сторону, что для нас, перевозчиков, критически важно. Левая – это встречка, идущие на обгон машины. Правая – обочечники, пешеходы, велосипедисты; кто угодно может выскочить на дорогу. Две камеры, установленные слева и справа, покрывают практически всё поле обзора, дают больше информации.

Момент ДТП записан. Кому и когда отдавать флеш-карту с информацией?

Кто-то где-то рассказывал о том, что карту надо сразу запечатывать в конверт и под роспись отдавать сотрудникам ГИБДД. Оказывается, это не так.

Виталий Харитонов:

— Карточку передать можно через три дня, через неделю, через месяц: это никогда не будет поздно. Есть такое понятие, как видеотехническая экспертиза. Она определяет обстоятельства ДТП: скорость автомобиля, расстояния. И в той ситуации, когда вам кажется, что водитель не виноват, по видеотехнической экспертизе можно доказать обратное. И если в этой ситуации водитель отдаст карточку регистратора, он сам докажет свою вину и помочь ему будет уже невозможно. Кроме того, мы наблюдаем случаи, когда ГАИ или следователи теряют карточки видеорегистраторов.

Поэтому запись отдаётся только после того, как водитель успокоится и проконсультируется со специалистами. Когда произошло ДТП, водитель должен снять регистратор, вытащить из него карточку и убрать её, не извещая инспектора. Через три дня можно написать ходатайство, и карточку примут.

Схема ДТП: мелочей не бывает

Что делать, когда произошло ДТП? В этот момент водители обычно находятся в шоковом состоянии. Один мой клиент признался, что после происшествия он не мог набрать номер телефона, потому что у него тряслись руки. Человек попадает в стрессовую ситуацию вне зависимости от того, по его вине произошло ДТП или нет. Но даже если он сохраняет спокойствие, он всё равно не обладает необходимыми познаниями.

Оформление ДТП происходит на месте: сперва приезжает ДПС, затем выездной дежурный. Если много погибших, выездной дежурный может вызвать следователей. На месте ДТП формируется доказательная база. Это самая основная база, которая формируется в результате осмотра места происшествия. Схема ДТП визуализирует его обстоятельства. От осыпи стекла фары может зависеть виновность или невиновность водителя, если она, например, оказалась на встречке.


Всё самое хреновое уже произошло, поэтому спешить некуда и незачем

После ДТП, как и в любой стрессовой ситуации, человек испытывает адреналиновый шок. Вот что пишут специалисты:

«…При наступлении первой фазы человеку свойственна гиперактивность, то есть он старается выполнить какое-то действие, но не отдает себе отчет какое именно. В это время ему свойственны суетливые движения, много разговоров, он может не заметить, что пострадал сам, так как чувство боли приглушено.

Виталий Харитонов:

— Все знают о 51 статье Конституции. Она даёт право не свидетельствовать против себя. Каждому её в протоколе разъясняют. Но никто ей не пользуется! Я вижу практику по ДТП по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока, и я ни разу не видел, чтобы кто-то отказался от дачи показаний.

Точно нельзя отказываться от протокола медицинского освидетельствования, потому что это будет интерпретировано как нахождение в состоянии опьянения. Обязательно нужно пройти эту процедуру.

Но отказ от подписания протокола и дачи объяснений никак не усугубляет вину, никак не мешает прийти через три дня с адвокатом и дать соответствующие объяснения. Хуже всего, когда первоначальное объяснение является подробным, потому что если человек даёт подробные показания против себя – это очень плохо. ДТП не такая сложная тематика, это не какие-то высокие материи. Водителю-профессионалу можно разобраться самому, можно проконсультироваться у разных специалистов и принять взвешенное решение, дать осознанные показания, которые не будут использованы против водителя.

WhatsApp

ABS напрямую относится к тормозной системе автомобиля. В то же время ПДД содержат Перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на машине. Среди прочего, при проблемах с тормозами назначается отдельный повышенный штраф, а водителя на дороге ждёт эвакуация его авто. Но как по закону обстоит дело с этим нарушением? В этой статье мы с вами рассмотрим, что грозит легковому автомобилю или грузовику, если у вас горит лампочка АБС на панели приборов, если есть реальная неисправность антиблокировочной системы, какой за это штраф и, главное, насколько он законен и как это работает на практике 2021 года. Давайте обо всём по порядку!

Какой штраф за неисправный ABS?

На практике 2021 года вам могут выписать штраф в размере 500 рублей по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ. И это незаконно! Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.

Данная норма наказания применяется за управление автомобилем с неисправной тормозной системой. Относится ли антиблокировочная система к таковой? "Почему бы и нет" – скажут многие автолюбители, ведь это полноценная часть данного узла. Это и правда, скорее всего, так.

Доводы многих автовладельцев основываются на том, что на всех автомобилях ABS можно вообще отключить, и от этого тормоза не станут нерабочими. Более того, для опытного водителя отсутствие этой электроники вообще сделает торможение более эффективным.

Тем не менее, факт остаётся фактом: ABS с точки зрения законодательства напрямую относится к тормозной системе транспортного средства. Хотите "пруфов"? Вот, к примеру, в разделе 1 Приложения №8 Технического регламента об автомобилях, находящихся в эксплуатации, антиблокировочная система непосредственно включена в требования к тормозам.

Итак, мы выяснили, сколько составляет штраф, если у вас не работает ABS, в том числе горит лампочка ошибки этой системы – 500 рублей. Но это для многих автолюбителей лишь малая "кровь" по сравнению с тем, что ещё грозит за это нарушение.

Штрафстоянка

Есть 2 нарушения ПДД по неисправностям, которые грозят водителю лишиться временно автомобиля:

  1. если не работает тормозная система,
  2. если неисправно рулевое управление.

И это вполне логично, так как оба этих узла машины как ничто иное влияют на безопасность в дорожном движении.

Законность штрафстоянки, если горит лампа антиблокировочной системы

А законной эвакуацию на штрафстоянку делает статья 27.13 Административного кодекса, часть 1 которой перечисляет все другие правонарушения, за которые применяется данная мера обеспечения. И часть 2 статьи 12.5 со штрафом 500 рублей делает спецстоянку законной.

Какое наказание для грузовой машины?

Обратите внимание, что отдельной санкции для водителей грузовиков в действующем на 2021 года КоАП РФ нет. Даже несмотря на то, что неисправности тормозов у грузовых автомобилей могут привести к последствиям большего масштаба.

То есть, чтобы выяснить, какой штраф ждёт водителей грузовиков за горящую лампочку неисправной ABS на приборной панели, возвращаемся к нашей статье 12.5, части 2 Кодекса – 500 рублей. И плюс штрафстоянка, как и в случае с легковыми автомобилями.

И снова напомним, что все сомнения в его законности, а также актуальную судебную практику ещё приведём немного ниже.

Законный штраф для грузовика, перевозящего опасные грузы

А теперь настало время для вполне обоснованного штрафа. Он налагается на водителей, должностных лиц и/или организации.

Какой его размер:

  • штраф на водителя за горящую лампочку ABS будет наложен в сумме 2-2,5 тысячи рублей, альтернативно водителю будет грозить лишение прав на срок 4-6 месяцев,
  • на должностное лицо, которое несёт ответственность за перевозку – от 15 до 20 тысяч рублей,
  • а на юрлицо – 400-500 тысяч рублей.

Обратите внимание, что именно в контексте данной нормы наказания, штраф будет или лишение прав, чаще всего зависит от того, привело ли нарушение к вредным последствиям – ДТП. Если неработающая ABS стала причиной столкновения с другими автомобилями, то водителя вполне могут лишить прав. В остальных же случаях при остановке сотрудником ГИБДД на дороге и обнаружении, что горит лампа ABS, будет наложен штраф. А здесь, какой он будет – 2 000 или 2 500, уже зависит банально от настроения инспектора ДПС, хотя по закону на это должны влиять смягчающие и отягчающие факторы.

Всё это предусматривает часть 1 статьи 12.21.2 КоАП, которая наказывает в том числе за перевозку опасных грузов на грузовой машине, конструкция которой не отвечает требованиям безопасности для этого.

Эти требования прописаны вовсе не в ПДД, а в специально описанных других нормативных актах:

  • в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2200, в пункте 3 которого идёт отсылка на другой документ,
  • а этим другим нормативным актом является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), которое прямо и непосредственно устанавливает обязанность рабочей ABS для перевозки.

Штраф за ABS для грузовых автомобилей

Как на практике в 2021 году?

На сегодняшний день на дороге обычный инспектор ДПС не имеет права проверять разного рода системы автомобиля. Да и не сможет он этого сделать – по меньшей мере в случае, если доступ к шлангам АБС у вас не на виду под капотом.

Привлечение технических специалистов только ради проверки работы тормозной системы даже на грузовых автомобилях – очень редкое и практически нереальное на практике явление. Впрочем, нередко сотрудники ГИБДД при остановке грузовиков прибегают к незаконным методам. В том числе просят нажать тормоз и удерживать его, проверяя падение давления в тормозной системе.

Но ключевое слово здесь – "просят". На просьбу инспектора вы можете отказать. А для привлечения вас к наказанию за невыполнение требования сотрудника полиции оно должно быть законным. В данном случае такая проверка никаким нормативным актом не подкреплена.

Однако, проверка работоспособности ABS становится вполне не облачной перспективой при ДТП – особенно, при наличии пострадавших. В рамках уголовного дела со сбитыми пешеходами, к примеру, очень часто проводится экспертиза на проверку исправности тормозов. В том числе проверке подвергается антиблокировочная система.

По административному же делу сотрудник ГИБДД просто более вероятно может назначить экспертизу, если это будет нужно для всестороннего рассмотрения дела о ДТП и наличия нарушения одним из водителей.

Таким образом, вероятность обнаружения на дороге при общении с ДПС нерачей системы ABS довольно низкая, хотя и не нулевая. А вот при дорожном происшествии перспектива назначения экспертизы тормозной системы уже становится более вероятной – в особенности, при наличии пострадавших пешеходов.

Если у меня просто горит лампочка ABS?

Зато обнаружить негорящую лампу антиблокировочной системы инспектор может уже легче. Порой для этого не нужно даже заглядывать внутрь салона автомобиля – значок ABS часто видно снаружи в окно.

Является ли горящая лампочка АБС основанием для вынесения штрафа за неисправность? С большой долей вероятности, да – так посчитает инспектор. Ну а насколько это законно, прямо сейчас и поговорим!

Почему штраф для легковых незаконнный?

А что нам до законности штрафа по букве закона. Так, ранее мы уже выясняли, к примеру, что и требования за тонировку незаконны. Тем не менее, они вполне практикуются, и даже суды засиливают такие наказания.

Нам важна практическая ценность этого дела. А она заключена в каждом конкретном деле. Говоря проще, ваша задача – убедить рассматривающее дело должностное лицо или судью при обжаловании, что постановление со штрафом за неработающий ABS вынесены незаконно. То есть в каждом конкретном случае это удастся или не удастся сделать.

Наказание за лампочку АБС на легковом автомобиле

А убедить в незаконности можно, основываясь на различных доводах:

  • приводя законы, постановления Правительства или приказы,
  • приводя судебные акты – особенно, вес будут иметь постановления, решения или определения Верховного суда.

И мы приведём для вас все правовые акты, так или иначе имеющие отношение к нашему вопросу о том, какой штраф за ABS.

Мы не будем рассматривать обоснованность наказания для грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Выше мы выяснили, что наказание по 12.21.2 в этом случае вполне законно. Однако, ответственность за лампочку ABS или неисправность самой системы по части 2 статьи 12.5 под большим вопросом.

Что говорят ПДД?

Итак, главная причина, почему штраф за неисправную антиблокировочную систему не является основанным на законе и единственный законный довод, который поможет вам избежать наказания – это ПДД.

Дело в том, что вся статья 12.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация транспорта. Значит, где-то должно быть запрещено ездить на машине:

  • если у неё не работает система ABS,
  • если горит лампочке АБС, даже если сама система в исправном состоянии.

Так вот, сам заголовок статьи 12.5 повторяет и ссылается в части 1 на соответствующий Перечень неисправностей – приложение к ПДД. Идём в этот нормативный акт. И сразу в 1 разделе читаем список неисправностей, при которых нельзя управлять автомобилем. И не находим здесь ни единого упоминания ABS. Из этого следует, что статья 12.5 в данном случае неприменима, а штраф за неисправный ABS вынесен незаконно, так как нет ни одного условия для запрещения эксплуатации при горящей лампе индикатора.

Запрет есть в Техрегламенте

В частности, пункт 1.15 и его подпункты Приложения №8 регламента устанавливают следующие требования:

  • все крепления должны быть надёжными (выглядеть таковыми), комплектность ABS должна быть полной, ну и главное – работоспособное состояние системы,
  • лампочка ABS должна включаться после включения зажигания автомобиля и гаснуть не более чем через 10 секунд после начала движения,
  • машина (легковая и грузовая – без разницы) должна двигаться прямолинейно при торможении со скорости более 40 км/ч,
  • на пневмотормозах (на грузовых автомобилях) должны исправно работать глушители выпуска воздуха.

Законодательство о штрафе за неисправность ABS

Как видим, здесь есть требования как к тому, чтобы антиблокировочная система работала как таковая, так и к лампе ABS – она не должна гореть постоянно.

Но главное заключается в том, что за эти предписания Техрегламента КоАП не предусматривает ответственности. Вам может грозить штраф 500 рублей за нарушения Перечня неисправностей, но не регламента.

Изменения в законе

Между тем, на стадии рассмотрения находится новая редакция указанного выше Перечня, штраф за нарушения которого мог бы быть законным.

Так, пункт 11 и 12 обновлённого нормативного акта буквально содержат следующие предписания, при которых запрещено ездить на автомобиле:

Элементы антиблокировочной тормозной системы (далее – АБС) ненадежно закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.
АБС, предусмотренная изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, неисправна.
Примечание. Исправность АБС определяется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС.

Таким образом, если это изменение введут, то штраф будет грозить уже вполне реально и законно. Однако, пока неизвестно, когда это произойдёт.

Судебная практика по штрафу за неработающий ABS

Теперь переходим к судебным актам. К большому сожалению, их достаточно много для грузовых автомобилей с неисправным ABS, перевозящих опасные грузы и практически нет для легковых – по части 2 статьи 12.5. Это потому что инспекторы всё же редко выписывают штрафы за АБС на практике. Да и ввиду небольшого размера штрафа водители редко их обжалуют.

По крайней мере, в 2021 году очень мало решений судов, в которых бы доводы основывались именно на неприменимости 12.5 к неработющей антиблокировочной системы, так как в Перечне нет соответствующего запрета. Но есть решения, в котором судьи просто посчитали ABS не частью тормозной системы. Если быть точнее, то такое заключение сделала техническая экспертиза в рамках судебного разбирательства.

В 2018 году водитель обжаловал вынесенное в Московской области постановление сотрудника ГИБДД. В результате суд решил буквально следующее:

Система ABS является одним из дополнительных элементов тормозной системы, лишь облегчающим её работу, и выход её из строя не приводит к отказу всей тормозной системы транспортного средства. Кроме того, неисправность ABS не входит в Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (п.1 Приложения к Основным положениям. ).

В ходе экспертизы установлено, что при возникновении неисправности антиблокировочной системы участие транспортного средства в дорожном движении допустимо. При этом, следует принять скорейшие меры для обращения в сервисный центр для устранения данной неисправности.

Установлено, что ТС и полуприцеп проходили техническое обслуживание, технический осмотр и в соответствии с действительными диагностическими картами являются технически исправными.

Суд в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ при объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, считает необходимым жалобу в части отмены постановления удовлетворить, обжалуемое постановление отменить, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в действиях [водителя] отсутствует состав административного правонарушения, установленного статьёй 12.5, частью 2 КоАП РФ.

К сожалению, данное решение Рузского районного суда не выложено в публичном виде. Его выкладывали в социальных сетях в виде фотографии бумажного решения.

Что касается привлечения по статье 12.21.2 КоАП, то есть судебные акты, где:

Если вам никогда не приходил в голову вопрос о том, что делать в случае, когда отказали тормоза во время езды, вы просто счастливый человек, да к тому же обладатель исправной машины. Однако от такой беды не застрахован никто, и неисправность в тормозной системе может произойти в любую минуту.

В качестве примера
Каждый день мы открываем какой-нибудь новостной паблик и читаем там свежие события. И каждое второе событие – это авария, причем, зачастую, с трагическими последствиями. Может быть, для кого-то это и станет мотивацией сбавить скорость на дороге и быть аккуратнее, но большинство из нас думает, что проблемы случаются только у окружающих, но никак не у нас самих. И совершенно напрасно.

Отказали тормоза

В качестве примера можно привести громкий случай, когда в Перми на одной из центральных улиц городской автобус стал причиной серьезной аварии. Тогда пострадали 16 автомобилей. К счастью, обошлось без жервт. У автобуса отказали тормоза, и он, прежде, чем остановиться, успел проехать пять кварталов, на своем пути сталкиваясь с едущими автомобилями.

Тем не менее, данной ситуации можно было бы и избежать, знай водитель, как правильно действовать в случае, если отказали тормоза. Если бы он обладал определенными знаниями и навыками, такое большое количество автомобилей не пострадало бы. Однако водитель однозначно не был готов к такому повороту событий.

Не паниковать!
Именно для того, чтобы избежать таких проблем, сохранить жизнь себе и окружающим, сохранить целым и невредимым ваш транспорт и транспорт рядом с вами, нужно знать, как действовать, если в вашей машине резко откажет тормозная система. Специалисты советуют в первую очередь не впадать в панику, ведь есть и иные – альтернативные способы торможения. Речь в данном случае не идет о ручном тормозе, его как раз использовать в данном случае не стоит.

Отказали тормоза? Иные способы торможения
Торможение при помощи передач

В основе данного метода торможения лежит последовательное переключение передач. Важно строго соблюдать порядок переключения – от высших к низшим. Например, если тормозная система отказалась работать на 4 передаче, то водителю необходимо последовательно перейти сначала на 3, потом на 2 и только потом на 1.

Для того чтобы торможение получилось плавным, стоит соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. нажать сцепление;
  2. снять четвертую передачу и переключить на третью;
  3. выжать газ. Это необходимо для того, чтобы увеличить число оборотов вращения двигателя, так как это позволит переключить скорость без рывков;
  4. отпустить педаль сцепления;
  5. повторить ту же систему действий для второй и первой передач.

Если ситуация носит экстренный характер, не выжимайте газ ни в коем случае. Ваша задача – как можно быстрее затормозить. И при этом лучше пожертвовать собственным автомобилем, нежели сбить пешехода или создать аварийную ситуацию с участием других автомобилей. Помните, что у вас есть все шансы загреметь за решетку. Об этом гласит статья 246 Уголовного кодекса РФ (действующая редакция от 13 июля 2015 года), в которой сказано, что водитель, нарушивший правила эксплуатации транспортного средства или ПДД, что повлекло за собой смерть по неосторожности, получит наказание в виде лишения свободы на пять лет и лишится прав на три года. Это максимальный размер наказания.

Отказали тормоза

Торможение педалью газа
Об этом способе остановить автомобиль, если отказали тормоза, знают немногие. Тем не менее, это дольно эффективный метод, суть которого заключается том, чтобы включить заднюю передачу и выжать педаль газа. Ведущие колеса начнут вращаться в обратную сторону, и автомобиль не только быстро остановится, но и может начать движение назад. Чем мощнее двигатель у вашего авто, тем быстрее и эффективнее он сможет остановиться.

Обязательно потренируйтесь тормозить этими способами вне аварийной ситуации. Таким образом, вы обезопасите не только себя, но и окружающих в том случае, если отказали тормоза. Поступайте правильно, и удачи вам на дорогах!

Читайте также: